«Малая русская пирамида» («Пирамида»)

Ведение счета в русской пирамиде

За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом, общая сумма очков - 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.

Начальный удар

Начальный удар производится с руки из дома. Начальный удар (сруки из дома) необходимо произвести таким образом, чтобы после удара битка по прицельному шару пирамиды какой-либо из шаров упал в лузу, коснулся двух бортов, либо пересек среднюю линию.

Отыгрыш

  • Если после удара битка по прицельному шару один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся другого борта или довел до него какой-либо шар;
  • Либо биток пересечет среднюю линию игрового поля стола. Все ранее принятые правила отыгрыша отменяются

Заказ

Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается. При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются

Выставление шаров

Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную

Штрафы за нарушения

За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков

"Патовая" позиция

Если каждый из игроков преднамеренно совершает три нарушения правил игры подряд (тушует биток, забивает его в лузу, продвигает биток вперед без касания прицельных шаров и т.п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, то игра приостанавливается, после чего на столе остается лишь один прицельный шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков и игра продолжается по правилам "Игры при счете 70:70".

Примечание: после второго нарушения подряд должно последовать предупреждение со стороны судьи.

В наше время бильярд стал очень популярной игрой. Он перестал быть просто развлечением, но стал неким стилем жизни, тренирующим сосредоточенность, ловкость и целеустремленность. Многие варианты этого времяпрепровождения со своими правилами и особенностями могут привести в растерянность любого начинающего игрока. В статье рассказывается об истории этого развлечения и поясняются правила игры в бильярд самых популярных версий.

История бильярда

Вокруг истории возникновения бильярда существует немало споров. Родиной этой игры считаются Китай и Египет. В Европе первые упоминания о бильярде встречаются в Англии. Даже название "бильярд", с древнесаксонского bal-yard - bal-мяч, yard-кий, палка, показывает, что это развлечение было известно в этой стране, только похоже было на современный крокет. Постепенно игра с открытого пространства перешла в помещение, на стол с покрытием зеленого цвета, напоминающим траву на газоне, с небольшими бортиками вокруг. Изначально игра была на столе с шестью лузами и воротцам, игра велась двумя шариками и колышком. В XVIII веке на столе остались только шары и лузы. Это произошло во Франции, поэтому и говорят, что это европейская родина бильярда. Там же, в 1674 г., были изданы первые правила игры в бильярд. В Англии, где почти в каждом городе были публичные бильярдные столы, правила игры были уточнены и расширены. Там же в XVI веке появилось слово «кий».

Эволюция игры

В XVIII веке, игра начала активно развиваться. Немалую роль в этом сыграла индустриальная революция. Для удобства игры сначала стал применяться мел, который уменьшал трение между шаром и кием, а потом стали применять кожаный наконечник чтобы получить крученые удары. Благодаря этой кожаной нашлепке игра заядлых бильярдистов стала настолько виртуозной, что шары стали с легкостью перемещаться по различным траекториям и даже перескакивать друг через друга. Бильярд постепенно претерпевал много трансформаций - стал разборным кий, борта стола стали обивать резиной, сукно в качестве обивки стало использоваться повсеместно. Споры специалистов по бильярду были даже относительно формы внутренних стенок стола, которые тоже претерпели несколько изменений. Правила игры в бильярд постепенно становились едиными. Примерно к 1850 году эта игра стала выглядеть так, как мы видим его сегодня.

История русского бильярда

В Россию бильярд попал при Петре Великом и быстро распространился по публичным местам, особенно по трактирам. Так как это развлечение развивалось в России автономно, то со временем появились русские версии игры, появились свои правила игры в бильярд. В начале XIX века инвентарь для игр был в большом разнообразии и при отсутствии пропорциональности между деталями это часто приводил к тому, что столы были разного размера, шары были или слишком мелкими, или не пролезали в лузы и т. д. Состязания в каждом новом месте уравнивали шансы новичков и профессионалов, из-за чего терялся интерес к игре.

Только в 1850 году А. Фрейберг, который управлял Петербуржской бильярдной фабрикой и сам был неплохим игроком, создал образец шестилузного бильярдного стола, который удовлетворял стандартным требованиям: все шары попадают в лузу только при точных ударах. Чтобы обеспечивалась необходимая сложность игры, диаметр шаров делался лишь на несколько миллиметров меньше ширины луз, было исключено случайное падение шаров в среднюю лузу и у луз сделали короткие устья для исключения застревания шаров.

Русский бильярд. Особенности

Русский бильярд имеет более 40 разных видов. По причине того, что он в нашей стране существовал в полулегальном состоянии, официальных соревнований по нему не проводилось. В каждой бильярдной были свои правила. Изменения пришли в 80-х годах, когда была создана Федерация бильярдного спорта. Были унифицированы правила игры в русский бильярд, выработана система турниров, судейства. Были обобщены общие характерные для русского бильярда особенности в русской и московской пирамидах, американке и других основных русских вариациях этой игры. Правила игры по русскому бильярду были официально установлены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

Русский бильярд - это не определенная игра, а больше собирательный термин. Внешне русский бильярд отличается белыми, крупными шарами одного цвета. Для сложности игры лузы меньше и края у нее заострены, поэтому попасть в нее сложнее. Также усложняет игру длинный и тяжелый кий. Внутренняя обшивка стола всегда зеленого цвета.

Русский бильярд. Общие правила

Основные правила игры в русский бильярд описывают ход игры с нанесения удара. Он делается передней частью кия в направлении продольной его оси, при этом хотя бы одной ногой игрок должен касаться пола. Иначе он штрафуется. Право на первый удар разыгрывается нанесением одновременным ударом обоих игроков с руки по битку из дома в направлении заднего борта. Тот, чей шар, отразившись от заднего бортика стола, остановится к переднему ближе, чем у противника, имеет право первого хода. Победитель розыгрыша либо делает первый удар, либо уступает удар сопернику. Следующие партии игроки начинают по очереди, только перед решающей партией розыгрыш проводится заново.

Перед началом игры 15 шаров при помощи специальной формы в виде треугольника устанавливают друг к другу определенным образом. Считается, что биток введен в игру с того момента, как его коснулась наклейка кия. Шары, попавшие при первом ударе в лузу, засчитываются. Шары считаются забитыми, если при правильном ударе они попадают в лузу. Если шар выскочил за ограждение стола, но вернулся обратно на стол - он считается оставшимся в игре. Если при этом он упал на борт или пол, его коснулся любой предмет - рукав игрока, кий, мел и т. д - он считается выскочившим и ставится обратно на стол. Выставляется в разных версиях игры в те места, которые указывают правила игры в бильярд. Американка, например, предписывает выставление битка на общих основаниях. При этом игрок не штрафуется, если вылетел прицельный шар, и штрафуется, если вылетел биток. Начало удара считается с момента соприкосновения кия с битком, а завершение - только после остановки движения всех шаров на столе, включая вращение. Соперник начинает игру, если после удара предыдущего игрока не было касания битка ни по одному шару или имело место нарушение правил.

Русский бильярд. Штрафы

Правила русского бильярда предполагают наложение штрафов. Если, выполняя удар, игрок делает несколько нарушений правил бильярда, то штраф все равно взимается в одинарном размере. При этом шары, которые были положены в лузу с нарушением правил, не засчитываются. Штраф накладывается в случае, если биток после начала движения не коснулся ни одного другого шара, вылетел со стола, при падении битка в лузу (русская пирамида), если было двойное касание кием. При этом некоторые правила предписывают штраф в случае, если удар был нанесен не битком (правила игры в пирамиду). Бильярд также предусматривает штрафы за удар, при котором хотя бы одна нога игрока не касается пола, если был проведен очередной удар до того момента, когда движение шаров еще не закончилось или произошло касание любого шара, кроме битка, кием, рукой, одеждой и пр.

Русская пирамида

Разновидность русского бильярда «пирамида» нравится людям с высоким уровнем мастерства, любящим вдумчивую и серьезную игру. Проводится игра одним «своим» шаром, с помощью которого необходимо загонять другие шары в лузы. Причем, как и правила игры в пул, бильярд «пирамида» тоже обязывает перед ударом называть, какой шар в какую лузу планируется положить. Но в пуле это делается только с шаром №8, а в пирамиде - перед каждым ударом. Если шар попал в лузу, а оповещения не было - он не засчитывается. Целью игры является не только положить шар в лузу, но и отвести в сторону «свой» в неудобное для соперника положение. Правила игры в пирамиду соответствуют общим в русском бильярде, но есть некоторые особенности. Игра идет до момента, когда игрок наберет 71 очко. Биток без номера и пронумерованные прицельные шары расставляются треугольником в определенном порядке - шары с мелкими номерами по краям, а с крупными - внутри пирамиды. Шар с номером «1» имеет название «туз» и добавляет 11 очков при его попадании в лузу. Также 10 очков добавляется к последнему, оставшемуся на столе, шару. Таким образом, максимальная сумма очков в пирамиде равна 140, она и распределяется между игроками. Правила игры в бильярд «русская пирамида» имеют два вида: «шар в лузу» и строгий заказ «по чистому назначению». В первом случае называется только шар и луза назначения. Во втором - еще и прием, которым игрок положит шар в лузу. Если ситуация прошла не так, как объявлено - шар не засчитывается и выставляется на заднюю отметку. Штрафы, полученные в игре, отнимают у игрока по 5 очков.

Американка

Один из видов русского бильярда - «американка», эта игра отличается от американского бильярда. Американка очень популярна и распространена. В ее основе лежат основные правила игры в бильярд. Американка имеет отличие в том, что даже случайный шар, попавший в лузу, считается призовым. Есть мастера, которые забивают все 8 шаров, нужных для победы, не давая сопернику сделать ни одного удара. Битком может быть любой шар. Расстановка идет без учета номеров. Разбивка начинается по жребию, и если упал в лузу хоть один шар - игрок продолжает загонять шары в лузу, пока не допустит промаха. Завершением игры может быть и ничья, когда партнеры положили по 7 шаров и согласились на ничью. При выставлении шаров они выставляются к середине заднего края стола. Правила игры в свободную пирамиду (бильярд «американка» имеет и такое название) также подразумевают систему штрафов. Штраф с игрока взимается в размере одного шара в случае, если биток после удара не имел касания ни с одним шаром, при ударе во время незавершившегося движения после прошлого удара, при вылете шара за пределы стола.

Американский бильярд

Американский бильярд имеет много отличий от русского. Правила игры в американский бильярд намного легче, и их обычно придерживаются на мировых турнирах. Отличия начинаются с того, что все американские столы имеют определенные стандартные размеры, отличаются материалом основания стола, упругостью резины краев, разметкой столов, их синтетическим покрытием и, самое главное, размерами луз. Размеры шаров существенно меньше русских, что при большом размере луз существенно сказывается на легкости попадания. В бильярд играют тремя шарами (два битка и красный), в снукер - 22 шарами. Класть мел на стол строго запрещено, американцы держат его в кармане. Правила игры в американский бильярд тоже имеют свои различия в зависимости от версий игры.

Пул

Пул - это американский лузный бильярд с небольшим размером стола, большими лузами и 16 небольшими разноцветными шарами, которые забивают в лузы по определенным правилам. Эта игра очень динамичная, простая и зрелищная. Партии с участием профессионалов длятся буквально несколько минут, что соответствует коммерческому настрою американского бильярда. В XIX-XX веках пул быстро распространился по всему миру. Этому немало способствовала американская реклама о романтическом образе жизни профессиональных пулистов-бильярдистов, размерах их доходов и быстрых огромных выигрышах. Позднее добавились интересные фильмы о жизни бильярдистов, профессионально играющих в пул. К тому же простота техники игры в пул увеличивает число ее поклонников. Американский пул намного проще, чем русский бильярд, поэтому он подходит для игрока любого уровня - даже для начинающего.

Пул «Восьмерка»

«Восьмерка» - игра по заказу. Бить можно только белым битком. Один игрок пытается положить в лузы только цветные шары, другой - только полосатые. Побеждает тот, кто первый положил все шары своей группы и по заказу положил шар №8. До начала игры шары, чередуя, ставят в виде пирамиды, шар №8 ставят в центре пирамиды. При первом ударе необходимо выполнить одно из двух условий: забить шар и не менее 4 шаров довести до бортов, при этом не загнать в лузу 8-й шар или биток, иначе - ошибка. Правила игры в бильярд «восьмерка» в этом случае дают выбор партнеру: продолжать игру с этой позиции, самому сделать разбой снова или попросить сделать разбой партнера. При нанесении ударов могут быть допущены следующие ошибки: биток не ударяет в прицельный шар, при попадании они не касаются бортов стола, биток попадает в лузу или покидает стол. Так же, как и правила игры в бильярд «американка», пул предписывает наказание за касание шара любым предметом, кроме кия и за повторный удар до полной остановки шаров.

Проигрыш игроку засчитывает в случаях, когда шар №8 забит с нарушениями, преждевременно попал в лузу или в лузу не по заказу, вылетел за борт, упал в одно время с последним шаром своего цвета.

Пул «Девятка»

Правила отличаются от «Восьмерки» тем, что игрок не объявляет заказ. «Девятка» играется битком и 9 шарами с нумерацией от 1 до 9. По правилам, при любом ударе биток непременно должен коснуться шара с самым маленьким номером. Но класть в лузу можно шары с любым номером. Пока в лузу падают шары, игрок может продолжать игру до промаха, нарушения правил или победить, положив в лузу шар №9. Матч заканчивается после оговоренного количества выигранных партий. Шары ставятся в виде ромба, шар №1 в вершине, а №9 в центре, а другие шары произвольно. Правила несильно отличаются от «Восьмерки». Но вводится еще один удар «пуш-аут». Он выполняется сразу после начального разбивочного удара с целью перемещения битка на более выгодное место с точки зрения развития партии, если при разбивке биток не попал в лузу. При выполнении этого удара биток не обязательно должен дойти до стенки или коснуться любого из шаров. Игрок обязан сообщить о выполнении этого удара до его нанесения. Любые шары, забитые при пуш-ауте, не засчитываются. За неправильно выполненый пуш-аут игрок получает штраф. К обычным штрафам пула добавляется еще один - за то, что первый удар битка произошел с шаром, имеющим не самый маленьким номер. При трех нарушениях подряд в одной партии, без промежуточных «правильных» ударов, игроку засчитывается автоматическое поражение.

Русский бильярд (Пирамида) - собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде . Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Программа Pro правила №6 Бильярд

    ✪ Уроки бильярда от Владимира Симонича Лига любителей бильярда 1

    ✪ Чит УКАЗКА ДЛЯ БИЛЬЯРДА восьмерка, девятка, русский. Бильярд mail ru cheat hack

    Субтитры

Основные требования к оборудованию

Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара 68-68,5 мм, а вес около 285 г., ширина створа угловой лузы 72-73 мм, средней лузы 82-83 мм), все шары одного цвета с номерами от 1 до 15, биток жёлтый (реже допускается темно-красный). Шары для игры в бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Столы бывают разного размера (12, 11, 10, 9 и 8-футовые), покрыты зелёным сукном. Однако на официальных соревнованиях обычно используют столы только 12 футов. На сукне нанесена разметка: срединная отметка, через которую проходит серединная линия (параллельно коротким бортам стола), делящая стол на переднюю и заднюю части. Передняя отметка (посередине передней части) и задняя отметка (посередине задней части). Через переднюю отметку (параллельно короткому борту) проведена линия дома (домом называют пространство от короткого борта до линии дома). От задней отметки к середине заднего короткого борта проведена линия выставления шаров.

Размеры столов приведены ниже в таблице. На официальных соревнованиях играют за 12-футовыми столами. Оборудование для игры и помещения для соревнований должны строго соответствовать официальным требованиям, утверждаемым Международным и Европейским комитетами по пирамиде. В этих требованиях описана масса параметров, от упругости резины, используемой для обкладки бортов, до рекомендуемых фирм-производителей сукна и шаров, от количества ламп над игровым столом, до температуры и влажности в помещении для соревнований.

Правила

Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда (пирамиды), из которых наиболее просты правила свободной пирамиды , или американки .

Свободная пирамида, или Американка

После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар. Штрафы налагаются, если игрок выбил шар со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или неправильно произвел отыгрыш . Правила отыгрыша состоят в том, что если ни один из шаров не сыгран, то после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен коснуться двух разных бортов (или, отразившись от одного борта довести другой шар до второго), либо коснуться одного борта, а затем пересечь центральную линию стола (или перекатить через неё другой шар), либо пересечь центральную линию стола, а затем коснуться одного борта (или довести другой шар до борта). В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку штрафного шара: сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим считается игрок, первым забивший восемь шаров. Полная версия официальных правил для соревнований детальнейшим образом регламентирует ещё ряд деталей (в каком случае пирамида считается правильно разбитой, как следует наносить удары и т. п.), но здесь для краткости приведены лишь самые основные особенности .

В силу относительной простоты правил, свободная пирамида, или американка, наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов «Место встречи изменить нельзя » и «Новые приключения неуловимых »).

Московская пирамида (комбинированная пирамида)

Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

Суть этого вида заключается в том, что игра ведется одним шаром. Однако отличия от Невской пирамиды (динамичная пирамида) присутствуют, причем довольно большие. Штраф - снятие соперником шара со стола и переход хода. Требования к отыгрышу - такие же как в свободной пирамиде.

Ограничений на забивание своего шара нет, как и на чужого.

Русская пирамида десятка

Правила «десятки» соответствуют общим правилам Русской пирамиды, имея при этом ниже следующие особенности.

Выигрывает игрок, сумевший забить шар № 10 при разбитии пирамиды, либо набрать 61 и более очков, либо пять шаров с последовательной нумерацией (например шары с номерами от 1 до 5 или от 2 до 6 и т. д.), либо 8 шаров.

Битком может служить только цветной шар.

Начальный удар осуществляется с любого места в доме по пирамиде, на вершине которой (1-й ряд) устанавливается шар № 10, остальные шары пирамиды могут расставляться в любом порядке по взаимному согласию игроков.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара.

Все забитые в результате начального удара шары засчитываются. Забитый при разбитии пирамиды биток для дальнейшей игры выставляется в любое место дома, а шар № 10 снимается в пользу игрока.

Перед каждым ударом, после начального, игрок обязан объявить номер забиваемого шара(ов). В случае осуществления игроком отыгрыша объявление о нём можно не озвучивать.

Объявленный шар считается засчитанным, если он и/или биток будут забиты в любую лузу. Попадание битка засчитывается в случае его касания объявленного шара и для дальнейшей игры выставляется в любое свободное место дома, а объявленный шар снимается в пользу игрока. В случае попадания и объявленного шара и битка, биток выставляется в любое место дома, при этом в пользу игрока засчитывается наименьший по номеру шар из оставшихся в игре. В случае попадания битка при объявлении более одного шара, засчитывается шар у которого было касание с битком, а в случае касания битком нескольких объявленных шаров засчитывается наименьший по номеру.

В случае непопадания любого из объявленных игроком шаров, происходит переход хода к сопернику, при этом забитые объявленные шары и/или биток от них засчитываются.

В случае попадания необъявленного шара после удара игрока, соперник получает право на удар, а также при желании может уступить это право. Если при этом были забиты объявленные шары и/или биток от них, они засчитываются. Забитый необъявленный шар выставляется в любое свободное место продольной линии (прямой отрезок между передней и задней отметками) тем из игроков, кто будет наносить следующий удар. Если при этом от забитого необъявленного шара был забит биток, биток выставляется в доме тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае неизменности положения любого из объявленных шаров после завершения удара, на игрока налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Штрафным шаром считается прицельный шар с наименьшим номером, имеющимся в игре после завершения удара, приведшего к штрафу. Если в результате такого удара были забиты прицельные шары, то они выставляются в любое свободное место продольной линии. Если в результате такого удара был забит биток, то он выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае вылета любого шара с поля в результате удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Вылетевшие и забитые прицельные шары выставляются в любое свободное место продольной линии, а вылетевший или забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае попадания битка в лузу в результате неправильного удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

Известные игроки и тренеры:

  • Евгений Сталев
  • Ярослав Тарновецкий
  • Александр Паламарь
  • Юрий Пащинский
  • Ярослав Винокур
  • Артур Пивченко
  • Никита Ливада
  • Владислав Осьминин
  • Евгений Курта
  • Каныбек Сагынбаев
  • Диана Миронова
  • Ольга Миловано
  • Афанасьева Алена
  • Анастасия Ковальчук
  • Сергей Бауров
  • Евгений Уваров
  • Василий Лазарев
  • Виктор Колосов
  • Олег Галицкий
  • Радимир Нуреев

Малая русская пирамида

Используемые шары : 15 нумерованных прицельных шаров и биток отличного цвета или с особой разметкой.

Расстановка шаров : пирамида из 15 нумерованных прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Порядок расстановки шаров по рядам :

1-й лобовой шар - 4;
2-й ряд - 5 и 6;
3-й ряд - 7,1 5, 8;
4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

Основание для подобного расположения : разбитие пирамиды в большинстве случаев приводит к тому, что шары с мелким цифровым значением, образующие границу пирамиды, раскатываются к краям игрового поля, в то время как шары с крупными номерами остаются в центре поля, а значит не на игре.

Разрешенное оборудование : кии различной длины, мазик, машинка.

Общая сумма очков : «Стоимость» шара в очках равна его номеру, а значит, сумма очков пятнадцати белых шаров равна 120. Дополнительные 10 очков приносят шар под номером 1 и последний из оставшихся в игре прицельных шаров независимо от его порядкового номера. Отсюда общая сумма очков 120+10+10=140, в пределах которой может варьироваться количество очков, набираемое игроками в процессе игры.

Удары

Инвентарь : кий с наклейкой на конце. Удары любой другой частью кия наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу соперника.

Положение игрока : В момент удара играющий должен касаться пола как минимум одной ногой, в противном случае забитый шар не засчитывается. Если судья приходит к выводу о том, что имело место очевидное нарушение интересов партнера, ход после возвращения шаров на исходные позиции переходит к партнеру, но штраф не налагается.

Запрещенные удары : пропих, нажим. Упавшие в лузы в результате одного из таких ударов шары не засчитываются. Штраф не взимается.

Игра после запрещенного удара: Право следующего удара переходит к сопернику. Шар, по которому был произведен удар, выставляется на общем основании, т.е. на заднюю отметку или вплотную к середине короткого борта, противоположного дому, если задняя отметка занята.

Начало удара приравнивается к моменту первого касания игроком любого шара на игровой поверхности стола. Конец удара совпадает с моментом остановки последнего движущегося шара и отведением рук и кия игрока от стола.

Начало игры

Розыгрыш : Право нанести начальный удар определяется жеребьевкой, проводимой сразу после установки пирамиды. При нечетном числе партий жребий бросается также перед началом последней партии. В остальных партиях используется принцип очередности.

Объявление начального счета : Судья или лицо, заменяющее судью, объявляет счет, который может быть нулевым, плюсовым (если игрок получает фору) или минусовым (если игрок дает фору сопернику).

Начальный удар : Биток (свой шар ) устанавливается игроком, получившим право первого хода, на любое место в пределах линии дома, после чего производится удар с руки из дома. Домом называется площадь игрового поля, заключенная между передним бортом и воображаемой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно переднему борту и именуемой линией дома .

В пределах линии дома разрешено касание битка и передвижение его на другое место.

Положение игрока : при выполнении начального удара игроку не разрешается выходить за пределы линии продолжения длинного борта. В качестве подстраховки допускается использование кия, который прикладывается судьей к длинному борту так, чтобы его тонкий конец выходил за линию переднего борта, но в то же время не препятствовал выполнению удара.

Начальный момент игры : игра считается начатой в момент пересечения битком линии дома.

Штрафы : Штрафные санкции применяются на общих основаниях. Промах или забивание битка в лузу первым ударом с руки из дома приносит штраф в размере 5 очков.

Ведение игры : Игра ведется с соблюдением принципа очередности. Ход переходит к сопернику, если играющий не исполняет свой заказ (не сыгрывает шар) или получает штраф за какое-либо нарушение.

Условия игры

При игре в «малую русскую пирамиду» действует правило заказа :

· Чистое назначение - требование к играющему объявить до нанесения удара номер прицельного шара, лузу, в которую он намеревается его сыграть, а также в точности описать, каким образом шар будет положен в указанную лузу (чисто, от шара, шаром или шарами с обязательным указанием номеров, абрикольно и т.д.).

Примеры: карамболем от девятки тройкой тринадцатый шар прямо в середину, битком от шестерки одиннадцатый шар в правый угол.

· Шар и луза - такой способ ведения игры, при котором играющему необходимо объявить лишь номер шара и лузу, в которую планируется сыграть данный шар, без объявления способа нанесения удара.

Объявлять номер шара не требуется лишь в том случае, когда к концу партии на бильярде остается один прицельный шар.

Отличие этих двух способов ведения игры также состоит в том, что во втором случае при правильном падении заказанного шара засчитываются также все случайно упавшие в результате данного удара шары независимо от времени их падения, тогда как в игре с чистым назначением такие шары не считаются и выставляются на общих основаниях.

Комбинированный заказ : разрешается объявлять без ограничения количества участвующих в заказанной комбинации шаров, при этом заказ абрикольно для указанного шара, т.е. удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар, не является обязательным условием.

Время объявления заказа : Заказ объявляется до нанесения удара. Любой заказ, произнесенный во время или после удара, не учитывается, а все упавшие при этом шары не засчитываются и выставляются на общих основаниях.

Очередность заказов: Если игрок произносит два или более заказов подряд, засчитывается всегда последний.

Запрещение заказа судьей : Заказ должен произноситься в четкой, недвусмысленной форме и быть понятным для судьи или инструктора. Запутанное или неясное изложение заказа может привести к отказу судьи (инструктора) принимать такой заказ.

Практика проведения официальных соревнований: На сегодняшний день при проведении официальных турниров допускается ведение игры исключительно на условиях чистого назначения. Основанием для такого решения является стремление свести к минимуму количество игровых ситуаций, при которых заказанный шар падает в заказанную лузу случайно, а не тем способом, который произносит играющий при объявлении заказа. Примеры: заказан от шара, а упал чисто; заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол и т.д.. Учитывая то, что такой вариант теоретически более вероятен при условии заказа «шар и луза», данный способ ведения игры был исключен из практики официальных соревнований несмотря на то, что реальная вероятность случайного падения шаров не составляет и 1%.

Данное обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, излишне усложняет работу судей и негативно сказывается на общей динамике соревнований, поскольку даже игроки среднего уровня, не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории, объявляя заказ, всегда имеют четкое представление о том, каким именно способом они намереваются его осуществить.

Конец игры

Конечная цель игры : раньше соперника набрать 71 очко.

Варианты окончания партии : 1) выигрыш, 2) проигрыш, 3) нормальная или вынужденная ничья.

Нормальной считается ничья, когда оба игрока набирают по 90 очков. Если же оба игрока, несмотря на предупреждение судьи, делают один за другим 3 штрафных удара и расстановка шаров на бильярде не меняется, фиксируется вынужденная ничья.

Переигрывание партии : Полное переигрывание партии или переигрывание лишь в последнем шаре требуется в тех случаях, когда условиями проведения соревнований предусмотрен лишь результативный вариант завершения партии. Будет ли партия переигрываться полностью или только в последнем шаре, решается по обоюдному согласию партнеров. Во втором случае игрок, который по праву очередности должен был открывать следующую партию, производит первый удар с руки из дома по установленному на задней отметке шару. По одному удару игроки делают без заказа. Проигрывает игрок, первым нанесший штрафной удар.

Ускорять окончание партии путем снятия с игровой поверхности стола какого-либо из оставшихся шаров запрещено.

Штрафные удары

Штрафные санкции применяются к игроку, допустившему одно из следующих нарушений:

· удар не наклейкой, а ребром или турником кия;

· удар с руки не из дома, а с противоположного борта (либо без предварительной консультации с судьей по поводу выбора того или иного борта);

· соударение битка с находящимся в доме шаром до пересечения битком линии дома при игре с руки из дома;

· касание любого шара рукой, одеждой, кием, машинкой и пр. до, после или в момент удара;

· нанесение следующего удара до завершения предыдущего;

· игра не битком;

· промах, когда биток не задевает ни одного из прицельных шаров;

· падение битка в лузу;

· выскакивание битка за борт.

Размер штрафа : За каждое нарушение налагается штраф в размере 5 очков, которые отнимаются от суммы очков нарушившего правила игрока и прибавляются к очкам его соперника.

Одновременное нарушение нескольких правил : Игрок, нарушивший несколько правил при выполнении одного удара, штрафуется единожды на 5 очков. Примеры: ударил не наклейкой кия и промахнулся; положил биток в лузу до того, как остановился последний шар после предыдущего удара.

Особенности подсчета очков в случае штрафа одного из партнеров : Количество очков, необходимое для победы в партии, сокращается на число штрафных очков, полученных оштрафованным игроком, если последний не забивает ни одного шара. Пример: 5 очков штрафа, назначенные сопернику, позволяют его партнеру набрать шарами для победы не 71 очко, а 66 очков, соответственно 10 штрафных очков - 61 очко для выигрыша.

Выставление шаров : Шары, положенные в результате штрафного удара, не засчитываются и выставляются на общих основаниях. При игре чужим шаром выставление происходит на общих основаниях, но первоначальное положение остальных шаров не восстанавливается.

Восстановление исходного положения шаров : производится судьей по своему усмотрению одновременно с назначением штрафа, если: а) игрок, игнорируя его предупреждение, сыграет чужим шаром. При этом при возвращении шаров на исходные позиции должны учитываться интересы соперника; б) игрок коснется какого-либо из шаров при подготовке к удару и вслед за этим в спешке произведет удар вопреки замечанию судьи.

Особые случаи

Сыгранный заказ сопровождается вылетом другого шара за борт : сыгранный шар засчитывается, а шар, выбитый за борт, выставляется на общих основаниях.

Задержка соперником движущегося битка : биток, движение которого было приостановлено в результате соприкосновения с рукой, одеждой, кием и т.д. соперника, устанавливается судьей в любой точке игрового поля на выбор играющего. Сыгранный заказанный шар при этом дает право на выполнение следующего удара.

Задержка или изменение соперником траектории движения заказанного шара: шар засчитывается, снимается со стола, и игрок получает право выполнить следующий удар.

Задержка или изменение соперником траектории движения незаказанного шара : шар устанавливается судьей на любую точку бильярда на усмотрение играющего. Пример: во время игры в последнем шаре прицельный шар, движущийся по направлению к битку, установленному вплотную к короткому борту, был задержан или смещен в сторону соперником. Играющий получает право просить судью установить задержанный шар в удобном для него месте: вплотную к борту как можно ближе к угловой лузе напротив дома, возле средней лузы и т.д.

Касание соперником неподвижных шаров : сдвинутые шары возвращаются на прежние позиции, и игра возобновляется без штрафа.

Создание помех при выполнении удара : толчок или какое-либо иное воздействие на игрока со стороны соперника или постороннего лица, воспрепятствовавшее выполнению им удара, дает игроку право на повторную попытку после восстановления исходной расстановки шаров судьей.

Падение в лузу зависшего шара : а) шар, остановившийся в створе лузы на несколько секунд и после этого упавший в лузу без какого-либо дополнительного удара, засчитывается игроку, и тот может продолжить игру; б) шар, остановившийся в створе лузы и упавший в результате толчка или сотрясения бильярдного стола самим игроком или посторонним лицом, не считается сыгранным и возвращается судьей на прежнее место в створ лузы, ход при этом переходит к сопернику; в) зависший шар, упавший после нанесения удара, но независимо от него, т.е. до того, как два шара успели соприкоснуться, выставляется на общих основаниях. Пример: Игрок заказывает застрявший в растворе угловой лузы шар и играет битком с руки из дома, но зависший шар падает прежде, чем биток успевает подкатиться к нему. После установки упавшего шара на заднюю отметку, игрок производит повторный удар с руки из дома на общих основаниях.

Отскок битка от поверхности игрового поля с последующим возвратом на бильярд в результате рикошета от предмета окружающей обстановки или кого-либо из окружающих : сыгранный шар засчитывается без штрафа, после чего в игру вступает соперник.

Остановка битка или прицельного шара на борту стола: шар перемещается на игровое поле вплотную к борту возле того места, на котором он остановился, сыгранные заказанные шары при этом засчитываются, но следующий удар наносит соперник.

Серия затяжных штрафных ударов (промахи, тушевание своего шара, игра своим шаром в лузу и т.п.): может привести к ничейному результату в партии по решению судьи, если такая игра носит умышленный характер, вызвана соображениями выгоды со стороны обоих партнеров и не прекращается после вынесения судьей предупреждения о необходимости изменить игровую ситуацию не более чем тремя ударами с каждой стороны.

Примеры.

1. Условие: Имеется 14-й шар, стоящий в разрезе угла дома, и тройка на коротком борту напротив. Способ игры : игра с руки из дома. Ситуация противника : в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Варианты хода : играть в тройку, чтобы она замаскировала 14-й шар, или сбивать 14-й шар обратным ходом битка от бортов. Степень риска : рискованны оба варианта, так как можно отдать свой шар. Наиболее выгодный ход : забить свой шар, чтобы вынудить соперника пойти на риск. Ответные действия соперника: поступить таким же образом по тем же причинам.

2. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара стоят в растворе луз, поэтому удар битком возможен только от бортов. Ситуация соперника Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар обоим партнерам.

3. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара расположены так, что отыгрыш может быть затруднен. Ситуация соперника : в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход : тушевать свой шар кием, чтобы он не менял положения. Ответные действия соперника : поступить таким же образом.

Различные варианты развития игры:

а) Тушевание игроком шаров в надежде на то, что у него есть партия. Если партии все же нет, потушеванные шары устанавливаются судьей на прежние позиции, после чего игра продолжается без штрафа.

б) Скопление всех шаров вокруг угловой лузы, благодаря чему партнеры могут обратиться к судье с просьбой установить биток возле лузы за шарами и после этого произвести по одному удару без заказа.

в) Падение битка в лузу или за борт - нарушивший правила игрок штрафуется и передает ход сопернику для выполнения удара с руки из дома. Дальнейшие действия соперника : В этой ситуации соперник не может играть прямо в шары, находящиеся в доме, чтобы не получить штраф с одновременным выставлением положенного шара и не отдать ход обратно первому игроку. Ему необходимо добиться выхода битка за линию дома и забивать расположенные в доме шары только от бортов.

г) Игра из временного дома при нахождении всех шаров в доме и необходимости наносить удар с руки - игра ведется на общих основаниях так же, как и из постоянного дома. Временный дом ограничивается коротким бортом, противоположным дому, и воображаемой линией, проходящей через третью точку параллельно данному борту.

д) Варианты исхода партии при наличии ошибки в подсчете очков : во всех случаях выигравшим считается тот, кто первым набрал 71 или более очков, независимо от положения партии на момент обнаружения ошибки, а также в том случае, если соперник положил последний шар еще до момента ее обнаружения.

Разновидности игры

Наиболее распространенным видом игры в «малую русскую пирамиду» является игра вдвоем , однако допустима и игра втроем .

Варианты игры втроем : каждый за себя или один против двух (пары).

Игра каждый за себя

Определение победителя: побеждает игрок, первым набравший 51 очко.

Определение второго выигравшего: после выхода из игры победителя игрок, набравший 51 очко вторым, считается вторым победителем. Третий участник считается проигравшим.

В случае нехватки очков для выигрыша партии двум оставшимся партнерам шары с необходимым для победы количеством очков выставляются с полки вышедшего из игры победителя.

Предоставление форы: не предоставляется по причине равных сил противников.

Игра один против двух (пары)

Определение победителя: побеждает тот, кто первым наберет 71 очко.

Принцип игры: играет каждый поочередно, или один играет против двух.

1) Каждый поочередно . Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него второй партнер пары и т.д. Преимущества игры в одиночку : имеется возможность следовать выбранной тактике и играть в своем ритме. Недостатки парной игры : нет возможности вести единую тактику, поскольку игра постоянно перебивается. Предоставление форы: не менее пяти очков сыгранными шарами в пользу пары.

2) Один против двух , причем каждый играет, пока кладет шары или до первого штрафного удара. Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него опять первый партнер пары, если одиночник дает штраф. Если одиночник кладет один или несколько шаров или первый партнер получает штраф, ход переходит ко второму партнеру и т.д. При таком способе игры один игрок играет с участниками пары практически по очереди.

Недостатки игры в одиночку : игра перебивается, возможности для маневров ограничены. Преимущества парной игры : игра идет равномерно, и каждый из партнеров имеет возможность показать лучшее, на что он способен. Работа пары: Партнеры могут выбрать сильнейшего из двух, который вступит в игру первым, а в ходе игры намеренно делать штрафные удары с целью передать удар партнеру. Последнее нередко имеет место на последнем шаре.

Подсказки партнеров друг другу : запрещены и наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу одиночника, но право следующего удара сохраняется.

Предоставление форы : возможно в случае, если один из игроков объективно сильнее других, и регулируется таблицей гандикапных очков.

Способы предоставления форы :

· сыгранными шарами (на запись);

· шарами, снятыми со стола до начала игры (со стола);

· смешанная (объединяет оба способа).

Обнаружение договоренных очков, не снятых со стола до начала партии : при смешанной форе их либо снимают, либо, если сделать это не представляется возможным, комбинируют из шаров, находящихся на игровом поле и на полке получающего, либо дают возможность получающему фору сыграть не до 71 очка, а с вычетом неснятых очков.

1. Управление игрой, подсчёт очков, и победитель
Сначала вы выбираете произвольный подходящий шар, в который будете бить битком. Обязательно после ПЕРВОГО удара, когда биток отскочит от целевого шара нужно: чтобы любой шар, либо перешёл на другую сторону поля, либо ударился об обе стороны поля.
Каждый шар имеет свой номер. Ровно столько очков получит забивший его игрок. За шар под номером 1 забивший получает одиннадцать очков. Общее количество очков за 15 шаров составляет 140 очков, учитывая 10 очков добавляемые к заключительному шару. Если один из игроков нарушает основные правила игры, то второй игрок забирает у первого 5 очков и суммирует их со своими заработанными очками.

2. Определение победителя
Тот, кто первый набирает сумму очков равную 71 или более и является выигравшим.

3. Размещение шаров на поле
Порядок расположения шаров такой: в первом ряду находится шар номер 4; во втором ряду располагаются шары под номерами 5 и 6; в третьем ряду шары с номерами 7, 15 и 8; в четвёртом ряду шары с номерами 9, 13, 14, 10; и в пятом ряду находятся шары под номерами 2, 1, 12, 11 и 3.

4. Игра с руки из дома
Если биток попадает в лузу, или если биток оказывается за пределами поля, или если возникает глухая позиция, или если счёт обоих игроков сравнивается на 70 очках, то игру нужно провести с руки из дома. Так же первый удар выполняется с руки из дома.
Игрок не должен пересекать переднюю границу во время удара с руки из дома.
Когда биток пересекает переднюю линию и касается шара за пределами дома – считается что биток введён в игру.
Судья следит за тем, чтобы игроки устанавливали биток в области дома. Но если игрок игнорирует судейские замечания и бьёт по битку, установленному не дома, то этот игрок штрафуется.
Игрок штрафуется, если биток бьёт по шару в доме. Если биток находится в доме.

5. Отыгрыш
Отыгрыш проходит успешно, когда хотя бы один шар пресек центральную линию.

6. Выскочивший биток
Когда биток выскакивает с поверхности стола, игрок, получающий право на удар, делает удар из дома или отдает удар сопернику.

7. Выставление шаров
Прицельные шары расставляются в соответствии со своими номерами по возрастанию.

8. Глухая позиция
Игровую позицию, в результате которой сложилась ситуация, которая не меняется после серии ударов, принято называть глухой. В таком случае судья делает предупреждение и расставляет прицельные шары в форме треугольника симметрично продольной линии стола так, чтобы передний шар был на задней отметке. Игрок, которому будет предоставлено право первого удара, определяется розыгрышем, а после этого игру продолжают ударом из дома.

9. Обязательное судейское предупреждение
В обязанности судьи входит сделать предупреждение, если:
- все шары, кроме битка, расположены в доме;
- при ударе из дома биток находится за пределами дома;
- биток или разыгрываемый прицельный шар находится на центральной линии стола.

10. Игра при счете 70:70
Когда все игроки набивают ровно по 70 очков, последний разыгранный шар ставится на заднюю отметку игрового стола. Следующий удар наносится игроком, который выиграл розыгрыш и игра возобновляется ударом из дома и продолжается до первого штрафа или сыгранного шара.

11. Штраф
Игроку полагается штраф, если:
- игрок производит удар не битком;
- при ударе из дома биток коснулся прицельного шара, который расположен в доме;
- биток провалился в лузу;
- игрок ударил из дома по битку, который находится за пределами дома.

Статьи по теме: