Народная карта яндекс новая версия. Ключевые особенности и функции. Создание карт в Яндексе, маршруты и мобильные приложения

В итоге могу сказать, что даже если у вас заметно более дорогие наушники, чем данный усилитель/ЦАП, он все равно достоин внимания за свой специфический яркий характер. Рекомендую ознакомиться с ним всем заинтересованным в покупке подобного устройства. В любом случае, теперь это один из моих фаворитов среди недорогих аппаратов данного класса

Сохранить и прочитать потом -

Мы всегда начинаем оценивать аппаратуру с внешнего вида. Ведь именно внешний вид формирует наше первоначальное мнение. Но это мнение не всегда совпадает с итоговым. Иной раз за красивой «оберткой» скрывается весьма обыденный и ничем не примечательный звук. А невзрачный ящичек может вдруг удивить чем-то особенным. У меня в системе тоже есть такой, но речь не о нем.

Когда вы распакуете коробку с этим устройством, у вас вряд ли замрет все внутри от восхищения, хотя и придраться на первый взгляд не к чему. Обычная небольшая коробочка с ручкой и кнопками, подобно тем, которые сотнями выпускаются в Поднебесной под разными названиями. Надежду вселяло лишь известное имя и место производства. Комбайн ЦАП/усилитель для наушников Fostex HP-A4BL выпускается в Японии.

Fostex HP-A4BL выполнен в небольшом настольном металлическом корпусе с пластиковой зеркально-глянцевой передней панелью. На передней панели расположены все органы управления аппаратом – ручка громкости (она же включает питание в начале своего хода) и четыре кнопки, отвечающие за выбор входа, выбор фильтра, выбор коэффициента усиления и выбор выхода. Соответственно, каждой позиции имеется по два варианта. Здесь же расположены два выхода на наушники – балансный и небалансный. Индикация осуществляется светодиодами красного и зеленого цвета.

Повторюсь, вид устройства чрезвычайно скромный и неброский, и, вместе с тем, простой и понятный. Освоение без инструкции не составляет проблем, через пять минут устройство будет вам как родное.

Оснащение комбайна довольно интересное. У него есть только два входа – USB и оптический. На первый взгляд, странно, что отсутствует коаксиальный вход SPDIF, но, если вдуматься, назначение устройства диктует именно такой выбор. Аппарат предназначен для совместной работы с компьютером, Mac или PC, а в этом случае в нашем распоряжении как раз оказываются оптические и USB-выходы. Кроме того, аппарат имеет линейный выход, таким образом к нему удобно подключить пару активных мониторов, а также оптический выход.

Fostex HP-A4BL построен на чипсете Burr-Brown1792A и поддерживает форматы PCM иDSD. Имеется два фильтра, которые несколько меняют звучание, скорее всеговладелец остановится только на одном, в зависимости от применяемых наушников, музыкальногоматериала и личных предпочтений.

Усилитель для наушников имеет два варианта усиления, опять же, это требуется для согласования аппарата с имеющимися наушниками.

Импульсный блок питания типа «зарядка от телефона» вставляется в розетку и соединяется с устройством кабелем со стандартным в этом случае разъемом. Я думаю, будущему владельцу имеет смысл поэкспериментировать с более интересными блоками питания, в частности линейными, забегая вперед скажу, что аппарат стоит того, чтобы с ним повозиться.

С наушниками серии TR я уже встречался во время тестирования гибридного усилителя фирмы HiFiMAN. Тогда это были TR-90, а в этот раз я получил с устройством на тестирование наушники TR-70 и TR-80. Соответственно, это открытая и закрытая модели, в отличие от полузакрытой TR-90. Оформление всех моделей серии не отличается между собой, кроме, разумеется, чашек, в силу конструкции.

Повторюсь, серия представляет собой бюджетные студийные наушники, что предполагает недорогие материалы и простую конструкцию. Материалы на удивление качественные, особенно порадовал пластик чашек. В комплекте две пары разных амбушюр, чехол для переноски, два кабеля длиной 3 м – витой и прямой, переходник с джека 3,5 мм на 6,3 мм на резьбе. Интересно, что серия выпускается с двумя номиналами сопротивления – 80 и 250 Ом, мне на тест как раз попали оба варианта, открытая модель с сопротивлением 80 Ом и закрытая – 250 Ом.

В соответствии с предназначением ЦАПа/усилителя, я использовал его всвязке с обычным персональным компьютером на базе системы Windows 10. Аппарат подключался к USB-выходу, так как этот вариант наиболее распространен. Установка драйверов не представляет из себя никакой проблемы, драйвера скачиваются с официального сайта.

Скромный, я бы даже сказал, аскетичный внешний вид устройства обманул меня. Подсознательно я ожидал простенького звучания без острых углов, эдакой продвинутой внешней звуковой карты, о которой трудно написать что-то кроме «звучит чистенько, громко и не шумит». Однако, нет.

Прежде всего аппарат откровенно удивил своей певучестью, длительным удержанием послезвучий. Это было настолько очевидно, что даже не пришлось прикладывать какие-то усилия для восприятия подобной особенности.

Аппарат обладает светлым характером звучания. Середина легкая и подвижная, края диапазона чуть приподняты, что характерно для традиции Fostex. Вместе с тем, легкое звучание не значит легковесное, у аппарата глубокий и очень хорошо оформленный бас, да и тембры не обделены обертонами. Наряду с певучестью, звучит он в то же время динамично, напористо, активно. Очень хорошо отслеживается атака инструмента, это не просто линейное нарастание уровня во времени, здесь есть ощущение более точной «отрисовки» атаки, из-за чего возникает более правильное ощущение момента взятия ноты.

Следствием этого является прекрасная работа с ритмом и темпом, все партии звучат слаженно, и композиция воспринимается очень легко. Аппарат чуть форсирует интонации, что в сочетании с его певучестью как бы добавляет исполнению некоторую толику дополнительной вовлеченности.

Снова вернусь ненадолго к наушникам. Наушники серии TR неплохо сочетаются с «родными» усилителями. На удивление, оказалось, что звучание двух моделей серии довольно существенно отличается. Открытая модель играет с выраженной серединой и мидбасом, есть хороший акцент на вокале, звучание очень плотное и слитное. Закрытые наушники более ровные по субъективному восприятию АЧХ, но при этом имеют более легкий и более разреженный звук с большим количеством деталей. Зато у открытой модели лучше динамика. Видимо, такое различие продиктовано разницей в импедансе. Отмечу, что вслепую я бы назвал открытые наушники закрытыми, а закрытые наоборот, открытыми, если бы не знал особенности конструкции заранее.

Примечательно, что разница в характере наушников сохраняется и сдругим оборудованием, а не только с фирменным усилителем/ЦАП HP-A4BL. Выбор конкретной модели здесь происходит скорее исходя из личных вкусов. В любом случае я бы на месте будущего покупателя послушал все модели серии.

Вернемся к Fostex HP-A4BL. Мне очень понравилось его звучание. Его конструкторы придали ему определенные черты, благодаря которым подобные аппараты получают неформальную характеристику «музыкальный». Я сам никогда не пользуюсь такой терминологией в силу ее неконкретности, но с HP-A4BL такой эпитет напрашивался сам собой.

В итоге могу сказать, что даже если у вас заметно более дорогие наушники, чем данный усилитель/ЦАП, он все равно достоин внимания за свой специфический яркий характер. Рекомендую ознакомиться с ним всем заинтересованным в покупке подобного устройства. В любом случае, теперь это один из моих фаворитов среди недорогих аппаратов данного класса.

Подготовлено по материалам портала "Soundex.ru", октябрь 2016 г.

Устройство не назовешь новинкой сезона, но стоит его рассмотреть как типичную альтернативу встроенному компьютерному звуку. Насколько оно способно потеснить классический Hi-Fi?

Усилители для наушников сегодня можно назвать самым активным сектором в плане предложения. У головных телефонов Fostex ведь хорошая репутация, не так ли? Значит, более чем логично встретить Fostex и в сегменте источников звука. Тем более, что многим пользователям будет греть душу надпись «Made in Japan». Когда-то Япония была всемирной электронной сборкой, сейчас подобные пометки выглядят раритетом.


Fostex HP-A4BL - это не VHS-магнитофон, особый механический шарм здесь искать бесполезно. Ну, разве что внезапно медные винты на задней панели и позолоченный USB-кабель напомнят о чем-то добротном.

Красные точки

Модель с индексом BL отличается от предшественницы HP-A4 наличием балансного выхода, в остальном концепция не менялась. Небольшой настольный модуль, причем именно на столе еще сохраняется шанс разглядеть режимы работы устройства, да и то не для всяких глаз. Слепошарым пользователям вряд ли помогут красные точки величиной с булавочную головку на черном фоне компактного корпуса. Питание, само собой, от импульсного блока.


Но с другой стороны любой функционал у Fostex HP-A4BL построен на бинарной логике, особо не промахнешься. Жмите любую клавишу с мягким ходом. Вам USB или оптику? Линейный выход или наушники? Наушники в обычном режиме или погромче? Фильтр ЦАПа №1 или №2? А вот, например, увидели на задней панели один слот под SD-карту? Сразу понятно, что ничего не выгорит - это для обновления прошивки, а не музыки. Давайте лучше поговорим о ЦАПе.

ЦАП и его подсчеты


Все семейство Burr-Brown PCM179* использует так называемую сегментированную многоуровневую архитектуру (Advanced Segment). Аналоговый сигнал в такой схеме образуется после суммирования данных из двух блоков. В блоке ICOB (Inverted Complementary Offset Binary) обрабатываются старшие 6 бит, а в 5-уровневом дельта-сигма-модуляторе оказываются младшие 18 разрядов.



Для PCM1792A доступно всего два вида фильтрации - Sharp и Slow. В мануале Fostex HP-A4BL режим Slow почему-то числится за номером 1, хотя при измерениях линейная АЧХ с крутой отсечкой показала, что в данном случае работал как раз Sharp. Это положение (№1) оказалось и самым предпочтительным по звуку.

В Fostex HP-A4BL заявлена поддержка DSD аж до 11,2 МГц, но в спецификации и блок-схеме PCM1792A нет указаний на нативную обработку DSD-потока. Скорее всего, на каком-то этапе сигнал модулируется в PCM и обрабатывается на общих основаниях. Забегая вперед, можно сказать, что слуховые впечатления подтвердили документацию - SACD контент звучал чуть холодновато, верный признак пересчета. Положение кнопок фильтра №1 и №2 в режиме DSD мануал характеризует как более и менее высокие частоты среза, но на практике №1 давал явно уменьшенный уровень сигнала.

Маленькие помощники ЦАПа

Для воспроизведения музыки через свои устройства Fostex не только предоставляет ASIO-драйверы для Windows, но и предлагает воспользоваться своим фирменным софт-плеером. Жаль, что он заточен только под ASIO Fostex, остальные карты в нем попросту не определятся. Fostex Audio Player очень прост, заточен только под вывод музыки и не нагружает систему лишними обвесами, как, например, JRiver. Внутренних настроек немного - выбор между DoP и Native DSD и возможность предварительной загрузки аудиотрека в оперативную память перед воспроизведением. Единственный недостаток такого режима - это неизбежные паузы между треками.


Простой и наглядный плеер Fostex, но с другими ЦАПами, увы, работать не будет

Измерения показали небольшое преимущество Fostex Audio Player по порогу шума в сравнении с Foobar, так что все дальнейшие манипуляции велись именно через Fostex Audio Player.


Начинка и замеры

Для каждой кратной частоты 44 и 48 кГц у устройства имеется свой клок. USB-сигнал обрабатывается контроллером Texas Instruments TMS320C55x , а SPDIF-протоколом занимается трансивер AК4118A . Fostex HP-A4BL можно подключать по USB и выводить цифровой сигнал через оптический выход на другой ЦАП. Правда, такая схема работает только до 24 бит/96 кГц включительно. Тестирование на bit perfect подтвердило целостность сигналов 16 и 24 бит при передаче с USB на TosLink. Внутренних пересчетов в этом режиме не производится. 32-битное слово обрезается до 24 бит, но таковы параметры протокола AК4118, а для музыкального сигнала данное ограничение не играет никакой роли.


Измерения показали довольно высокий уровень сигнал/шум при работе через USB с Sharp фильтром. 117 дБ / 6 = больше 19 бит! Для RCA-подключения это вообще выдающийся результат. Вот вам и работа топовых показателей PCM1792A в паре с выходным усилителем OPA2134 . Измерения чуть омрачены разбалансом каналов 0,1 дБ, чему есть объяснение. У Fostex HP-A4BL нет фиксированного уровня линейного выхода. Что наушники, что RCA регулируются через ручку громкости, которую для снятия показаний понадобилось выкрутить на максимум. Напряжение выхода в этом случае составило стандартные 2,2 В. С DSD-сигналом напряжение выхода было ниже - всего 1,7 Вольт (кнопка фильтра №2) и 0,9 Вольт (кнопка фильтра №1).


Характер гармоник (1 кГц) при USB-подключении

Характер искажений на сигнале 1 кГц указывает на классическое доминирование 2-й (четной) с постепенным спадом следующих гармоник. Также следует отметить, что предпочтительным протоколом для передачи аудио на Fostex HP-A4BL следует признать USB. В случае приема сигнала по оптическому входу возрастает уровень джиттера. Это можно наблюдать в виде мелких боковых полос, расположенных симметрично от основного тона. Да и по таблице замеров видно, как ухудшились показатели.


Характер гармоник (1 кГц) при подключении через оптический вход

Здравый смысл подсказывает, что шанс попасть в слышимую область будет только у гармоник с уровнем выше -100 дБ, остальное просто утонет в шуме других компонентов. С другой стороны, разница уровней между транкейтом и дизерингом с 24 до 16 бит ничтожна, но все-таки человеческое ухо каким-то образом реагирует на ошибки квантования в случае транкейта. Кстати, самое время поговорить об этом факторе и изучить поведение Fostex HP-A4BL на малых уровнях.

Новый тест искажений на малых уровнях

Суть нашего нового теста заключается в том, чтобы оценить степень деградации сигнала 24 бит на очень низкой громкости -90 дБ. Форма такого сигнала должна иметь минимум отклонений от оригинала, а самое главное, ЦАП должен отработать его подобающим образом и не допустить искажений, связанных с транкейтом. Иначе хайрез на таком устройстве отыграет еще хуже, чем обычный Red Book 16 бит / 44 кГц.



Так выглядит результат транкейта - отброса младших битов при конвертации с 24 до 16 бит

На картинке показано, во что превращается синус при транкейте из 24 бит в 16 бит. На таком низком уровне волна изменения громкости становится отчетливо ступенчатой.

К счастью, мы можем видеть, что Fostex HP-A4BL такими гадостями не занимается. Форма синуса получилась изломанной, но искажения на таких малых уровнях - это нормально.


Понятное дело, что синтетические тесты не в состоянии предугадать итоговое звучание компонента, надо его и послушать.

Субъективная оценка звучания на линейном выходе

Разница между хайрезом и обычным 16/44 чувствуется в пользу первого, но прямое подключение Fostex HP-A4BL сначала к усилителю мощности, а потом к AV-ресиверу не спешило с полной меломанской отдачей. Я знаю, как другие обозреватели любят написать что-то вроде «захотелось сделать погромче». Но подобная оценка тракта мне всегда казалась противоречивой. Да, ведь и мне тоже захотелось прибавить громкости с Fostex HP-A4BL! Но считать ли эпитетом эту реакцию на нехватку телесности? Что здесь не попало в измерения? Неуловимый джиттер, импульсный блок питания, SMD монтаж, что-то еще? Или это просто я давно не слушал Burr-Brown?


Добиться интересной подачи от линейного выхода Fostex HP-A4BL удалось с помощью дополнительных каскадов предусиления, в котором даже было место преобразованию АЦП/ЦАПа на частоте 768 кГц. Вот тогда музыкальная ткань обрела нужную степень шероховатости, энергии, фактуры, и даже напомнила (будете смеяться) старые мультибиты. Но вряд ли хозяева недорогого устройства будут городить нечто подобное. Скорее всего, приоритетом использования Fostex HP-A4BL следует считать работу с наушниками.



Работа с наушниками и окончательные выводы

Измерялся только небалансный выход усилителя TPA6120A2 , который практически полностью повторил цифры линейного выхода. Причем нагрузка эмуляторами сопротивления наушников не очень повлияла на замеры. Не стоит только совать 16-омные модели в Fostex HP-A4BL - будут расти шумы и прочие артефакты, потому что его собственный выход имеет импеданс 10 Ом и 20 Ом в балансном режиме.


За исключением 16-омной нагрузки, в остальных режимах усилитель для наушников работает стабильно

А так мои кастом-арматуры Ultimate Ears Triple на 32 Ом с Fostex HP-A4BL отыграли отлично. То же самое можно сказать про опыт с Audio-Technica ATH-ESW10 (42 Ом) или балансными Audeze LCD-2 (70 Ом). Но при подключении по балансу следует озаботиться переходниками - увы, единообразия коммутации в этом секторе пока не наблюдается.

Звук Fostex HP-A4BL в наушниках не кажется стерильно-мониторным, высветленным или вылизанным. Да, перед нами не утонченный High-End (см. цену), это заводной Hi-Fi-саунд с очень хорошей ритмикой. Кучный бас и по-хорошему агрессивные тарелочки не убоятся даже тяжелых жанров. Усилители Fostex HP-A4BL спасовали лишь перед сложной нагрузкой вроде топовых изодинамиков HiFiman HE-1000 v2. В более легких случаях можно слушать HP-A4BL безо всяких предрассудков, почему бы и нет? А детальным изучением джиттера мы еще займемся, обещаю.

Достоинства: высокое соотношение сигнал/шум на всех выходах, уверенный, добротный звук с наушниками разного калибра

Недостатки: плохо читаемая индикация режимов, музыкальность линейного выхода отстает от наушников

Цена: 30 990 рублей

Паспортные данные

Входы: USB 2.0, оптический, SD-слот (служебный ПО)

Выходы: XLR 4 pin, Jack 6,3 мм, RCA, оптический

Режимы работы: PCM до 192 кГц, DSD до 11,2 МГц (только через USB)

Мощность выхода для наушников: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом

Частотный диапазон (±3 дБ): 10 Гц - 80 кГц

Напряжение питания: 12 В 1,5 А постоянного тока

Габаритные размеры: 150×34×157 мм

Обзор посвящен настольной аудиосистеме японской компании Fostex, включающей

Цифро-аналоговый преобразователь/усилитель HP-A4BL и наушники TH610.

Цена (на момент публикации): 28"990 руб. (HP-A4BL), 38"590 руб. (TH610)

Скажем несколько слов о самой компании Fostex . Этот японский бренд появился в 1973-м году как дочерняя компания Foster Electric Co. ‒ одного из старейших и крупнейших в мире OEM-производителей акустических систем и динамиков, основанного в 1949-ом году. Свою деятельность Fostex начала с выпуска комплектующих акустических систем, предназначенных для любителей мастерить что-то своими руками. Как ни странно, этот сегмент и сегодня приносит компании немалые деньги. В конце 70-ых компания Fostex пришла на рынок профессиональной аудиотехники, быстро выбившись в мировые лидеры. На протяжении нескольких десятилетий Fostex разрабатывала и выпускала востребованные аналоговые и цифровые рекордеры, студийные мониторы и микрофоны. Компания оказалась среди пионеров внедрения изодинамического принципа (запатентованная технология Regular Phase ) в индустрии акустических излучателей. В наши дни Fostex продолжает выпускать широкий ассортимент звуковой техники. Не забывая сферу профессионального аудио, она все больше внимания уделяет домашнему направлению, выпуская, например, Hi-Fi громкоговорители и большую линейку наушников, в которой можно найти и наушники-«вкладыши», и дорогостоящие модели премиального класса.

Цифро-аналоговый преобразователь/усилитель Fostex HP-A4BL

Усилитель со встроенным цифро-аналоговым преобразователем HP-A4BL можно рассматривать как доработку похожего устройства HP-A4 с попутным расширением функционала. В перечне новых возможностей модифицированного усилителя фигурирует балансный выход для наушников и воспроизведение формата DSD 11.2 МГц. Кроме того, HP-A4BL оснащен внешним блоком питания от сети переменного тока (его предшественник HP-A4 питался по шине USB). И ряд функций был унаследован без изменений: воспроизведение PCM с разрешением до 24 бит/192 кГц и DSD с дискретизацией 2.8/5.6 МГц, 2 ступени усиления (в режиме Hi добавляется +10 дБ), выбор цифрового фильтра с резким и плавным спадом, переключение между режимом усилителя наушников и предварительным усилителем, оптический вход и выход, USB-порт с асинхронным транспортом, слот MicroSD для обновления программного обеспечения. Драйвер USB-контроллера можно скачать на сайте Fostex ; он поддерживает ОС Windows 7, 8, 8.1, 10 и Mac OS вплоть до версии 10.12 Sierra. Благодаря двум ступеням усиления HP-A4BL практически нечувствителен к сопротивлению наушников и может без проблем работать с разными моделями, номинальный импеданс которых меняется от 16 до 600 Ом.

HP-A4BL оснащен балансным выходом наушников и работает с форматом DSD 512

еще устройство комплектуется внешним блоком питания

Усилитель HP-A4BL выполнен в небольшом металлическом корпусе с глянцевой лицевой панелью. Слева на фасаде расположились гнезда для подключения наушников, в центре ‒ кнопки выбора источников и режимов работы, справа ‒ ручка громкости. Ряд индикаторов в верхней части передней панели показывает цифровое разрешение и формат (PCM/DSD) воспроизводимого аудио сигнала. Все входы и выходы, кроме упомянутых разъемов наушников, вынесены на заднюю панель. Оснащение HP-A4BL говорит о том, что устройство нацелено на работу с компьютером и поэтому оснащено гнездами Toslink и входом USB, но не имеет цифрового коаксиального входа. Как отдельный усилитель наушников HP-A4BL использовать не получится: нет аналоговых входов. Зато устройство может играть роль предварительного усилителя, имея регулируемый аналоговый выход.

общий вид схемы HP-A4BL

секция приема и обработки "цифры"

Заглянем под крышку HP-A4BL . Транспортом по шине USB заведует цифровой сигнальный процессор TI TMS320C55. Поток данных SPDIF обрабатывает трансивер AKM AK4118. Отметим, кстати, что для частот дискретизации, кратных 44.1 и 48 кГц, применяются отдельные тактовые генераторы. Цифро-аналоговый конвертер сделан на базе широко известного чипа Burr-Brown PCM1792A. Предварительный выход реализован с помощью чипа ОУ Burr-Brown OPA2134, а балансный выполнен на двух микросхемах TI TPA6120A2 (специализированный усилитель наушников с обратной связью по току). Соответственно, при небалансном подключении наушников задействована только одна микросхема этой пары. В сигнальной цепи и для буферизации питания используются разработанные для аудио-приложений конденсаторы Nichicon серии Fine Gold.

микросхема ЦАП с обвязкой

выходные каскады усилителя

В комплекте с устройством, кроме адаптера питания, идут резиновые ножки (4 шт.) и USB-кабель. Маленький бонус: с HP-A4BL можно бесплатно пользоваться музыкальным проигрывателем Fostex , обладающим минималистским, но достаточно удобным интерфейсом и поддерживающим форматы DSF, DSDIFF, WAV, FLAC, MP3, ALAC и AIFF.


Наушники закрытого типа Fostex TH610

Модели открывают серию наушников Fostex премиального класса. В родословной компании TH610 являются прямыми наследниками наушников TH600 и младшими братьями флагманских моделей TH900 и TH900 mk2 . С виду TH610 мало в чем отличаются от последних, имея сходные размеры и формы. Впрочем, старшие модели на то и флагманы, что собраны из дорогих комплектующих и используют передовые динамики с улучшенной магнитной системой, а TH610 сделаны из деталей попроще.

TH610 поставляются в просторной коробке

Элегантность наушникам TH610 придают чашки, вырезанные из черного орехового дерева с полировкой и матовой тонировкой внешних поверхностей. Благодаря такой отделке наушники могут похвастаться экзотическим обликом в стиле ретро. Полноразмерные амбушюры, отделанные кожей, полностью охватывают уши. Мягкая кожа с текстурой очень похожа на натуральную, но нет ‒ в спецификациях TH610 написано, что используется кожзаменитель, просто очень хорошего качества. Широкое оголовье наушников также обтянуто качественной искусственной кожей. Чашки излучателей крепятся на шарнирах и металлических направляющих, регулирующих размеры оголовья. Шарнирные крепления позволяют чашкам вращаться в нескольких плоскостях, автоматически подстраиваясь под форму головы слушателя. Несмотря на не самый легкий вес TH610 (375 г без учета кабеля), конструкция получилась очень удобной: наушники сидят на голове как влитые, но нигде не давят, плотно примыкающие амбушюры не вызывают дискомфорта. Надев наушники, можно долго слушать музыку, не испытывая дискомфорта.

TH610 оснащены чашками из натурального дерева и мягкими, охватывающими уши, амбушюрами

В TH610 применены динамические излучатели с 50-мм мембраной, изготовленной из фирменной целлюлозы Biodyna , которую производитель хвалит за легкость и отменное подавление внутренних резонансов. В моторах излучателей используется мощные магниты из редкоземельного неодима, создающие в воздушном зазоре звуковой катушки индукцию поля в 1 Тесла. Имея импеданс 25 Ом и чувствительность 98 дБ/мВт, наушникам TH610 не нужен усилитель большой мощности и, в принципе, они сыграют достаточно громко даже с портативными проигрывателями. Впрочем, TH610 ‒ прежде всего домашние наушники высокого класса, и хороший усилитель сможет лучше раскрыть потенциал воспроизведения, в котором громкость звука определяет далеко не все.

благодаря настраивающемуся размеру оголовья и системе шарнирных креплений TH610 удобно сидят на голове

В комплекте с наушниками идет походный чехол из искусственной кожи и длинный 3-метровый кабель с проводниками из очищенной меди, тканевой оплеткой и контактами с родиевым покрытием. На стороне усилителя кабель венчает разъем с алюминиевым корпусом и позолоченным штекером типа джек 6.4 мм. Штатный кабель допускает замену на 4-контактный балансный ET-H3.0N7BL (приобретается отдельно по цене 20 590 руб.).


Звучание

Тандем из ЦАП/усилителя HP-A4BL и наушников TH610 ‒ это готовая настольная аудиосистема, к которой нужно добавить лишь цифровой источник сигнала. Подойдет любой компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с USB-выходом, ну или источник с оптическим выходом Toslink. Мы при тестировании выбрали интерфейс USB за его универсальность и возможность воспроизведения музыки в формате DSD. Для усилителя HP-A4BL наушники TH610 являются легкой нагрузкой, нам даже не пришлось включать 2-ую ступень усиления. Аудиосистема Fostex демонстрирует приятный тональный баланс звучания с натуральными и детальными тембрами. Воспроизведение совсем не стремится к яркости, скорее это нейтральность с незначительными отклонениями в виде легкой теплоты в середине частотного спектра и бодрым, чуть возбужденным в динамике верхом. Внизу звук опирается на глубокий, четкий и контролируемый бас. Пожалуй, бас аудиосистемы всем хорош, но контролируется даже избыточно, ему бы чуть больше «отрыва» и атаки. Музыкальная сцена, как у большинства наушников закрытого типа, имеет средний объем и умеренную воздушность. Впрочем, контрастное звучание системы позволяет без труда разделять отдельные образы и эшелоны в оркестровых композициях, разве что совсем большим составам в таком виртуальном пространстве становится тесновато.

звучать натурально TH610 помогают 50-мм диафрагмы из целлюлозы Biodyna

В жанровом плане аудиосистема справляется с любой музыкой, играет честно и достаточно динамично, хотя не обладает аудиофильским лоском. С другой стороны, учитывая класс и стоимость компонентов системы, ей вроде бы не по рангу претендовать на превосходные эпитеты. Однако в наших руках имелся еще один, не сыгравший свое козырь: усилитель HP-A4BL имеет балансный выход, а все наушники из премиальной серии Fostex , в том числе TH610 , могут комплектоваться сменным балансным кабелем ET-H3.0N7BL , который, к счастью, приехал к нам на тест вместе с другими компонентами системы. Да, балансный кабель ‒ это дорогая опция, многие даже скажут ‒ неоправданно дорогая, но посмотрим, как она проявит себя и что привнесет в звучание.

В теории балансное подключение обещает уменьшение шумов и интермодуляционных искажений, так как теперь в соединении отсутствует общая для двух каналов «земля», а также увеличение динамики звука за счет удвоения амплитуды сигнала: в схеме выходного каскада каждая фаза сигнала в каждом канале усиливается отдельно. А что на практике? Есть люди, особенно распространенные в интернет-форумах, которые балансное подключение наушников сами не пробовали, но из теоретических рассуждений делают вывод, что это разводка для аудиофилов, которая работать ну никак не может. А если и может, то не дает значимого эффекта. Как правило, такие товарищи остаются скептиками до первого опыта с балансным подключением, потому что положительно влияние не только есть ‒ оно очевидно. А потом остается спорить об «аудиофильских» качествах системы, которая играет так хорошо, как не бывает, доставая из записей то, чего нет на самом деле и быть не может… Но балансное подключение наушников делает звучание лучше ‒ это факт!

штатный кабель TH610 (слева) и "балансная" опция ET-H3.0N7BL

Итак, вернемся к нашей аудиосистеме Fostex ‒ теперь уже «балансной». Во-первых, возрос динамический диапазон звучания, проще говоря, динамика раскрылась, распустилась как бутон цветка, потянувшегося к Солнцу. Стала острее атака, то есть представление самых амплитудных звуков. Выросла информативность звучания за счет более точной и прозрачной передачи мелких деталей, вынырнувших из тумана шумов. А это в свою очередь потянуло за собой улучшенную локализацию образов на музыкальной сцене. И в целом сцена стала гораздо масштабнее, особенно порадовало, как приросла ее глубина. И без того натуральная по воспроизведению аудиосистема зазвучала еще чище, например, растворился упомянутый выше легкий окрас дискантов. Самым благотворным образом балансное соединение сказалось на характере баса, который приобрел упругую силу с замечательным рельефом. Любопытным следствием нового подключения стал субъективно изменившийся тональный баланс, получивший крен в сторону нижних частот: бас стал немного выигрывать у дискантов по артикуляции. В общем, мы в очередной раз убедились, что если наушники можно подключить «по балансу», лучше так и сделать: соединение полнее раскроет потенциал и наушников, и усилителя.

Выводы

Fostex предлагает классную аудиосистему состоящую из ЦАП/усилителя HP-A4BL и закрытых наушников TH610 . Компоненты отменно сочетаются, что неудивительно, учитывая одного производителя, и дают цельное, контрастное звучание с честными, разборчивыми тембрами и хорошей динамикой. Воспроизведение становится заметно лучше, если воспользоваться для подключения наушников балансным кабелем, хотя такой апгрейд системы потребует солидных инвестиций (балансный кабель стоит более половины цены наушников). Но, если не пугаться цены, рассмотрев другие варианты модификации системы: новый усилитель или новые наушники классом выше HP-A4BL и TH610 будут стоить существенно дороже балансного кабеля. А дадут ли они такой же прирост качества воспроизведения? Это еще надо посмотреть.

Благодарим компанию Blade за помощь в подготовке данного теста.

Технические характеристики

Название модели

транзисторный усилитель наушников, предусилитель, ЦАП

Выходная мощность (мВт)

300/150 (бал/небал, 32 Ом)

Частотный диапазон (Гц)

20-80k (+/-3дБ, 32 Ом, 100 мВт)

<0.04 (1кГц)

Импеданс нагрузки (Ом)

Аналоговые Входы

Цифровые входы

Toslink (до 24бит/192кГц); USB (асинхронный, PCM до 24бит/192кГц, DSD до 512)

Выходы предусилителя

Выход наушников

1х XLR (4-пин. балансный), 1x 6.35 мм (небалансный)

Габариты ВхШхГ (мм)

Наушники Fostex TH610

Динамические/Закрытые

Излучатели

50 мм, Bio-Dyna, неодимовый магнит

Макс. вх. мощность (Вт)

Частотный диапазон (Гц)

Чувствительность (дБ)

Импеданс (Ом)

Конструкция

Оголовье

Алюминий/Искусственная кожа

Дерево/Пластик

Амбушюры

Охватывающие/Искусственная кожа

3 м (штекер 6.4 мм)

375 (без кабеля)

Яндекс.Карты - бесплатные карты от известной российской компании. Главным преимуществом приложения над аналогами является возможность просмотра карт в режиме офлайн. Для этого карту нужного вам города необходимо предварительно загрузить в память устройства. Делается это из интерфейса программы и не требует от пользователя каких-либо специальных навыков. Что интересно, перед загрузкой программа предложит выбрать, какая именно карта вам подходит больше - официальная или "народная". Если с первым вариантом все более-менее понятно, то на втором нужно остановиться подробнее. "Народные" карты создаются непосредственно участниками сообщества, а также моделируются по данным из открытых источников. На них вы найдете гораздо больше отметок о заведениях, остановках ну и прочих житейских вещах. Сразу отметим, что такой тип карт рекомендуем только для больших городов.

Среди прочих полезных возможностей приложения Яндекс.Карты можно выделить базовые функции навигатора. Включить навигационный режим вы можете сразу после прокладывания маршрута (ручного или автоматического). Как любые другие карты, представленное программное решение умеет определять месторасположение пользователя на карте. Также в программе имеется возможность просматривать панорамы улиц.

Ключевые особенности и функции

  • предлагает пользователям офлайн-карты большинства городов России, Украины и Беларуси;
  • позволяет просматривать информацию о ближайших заведениях;
  • включает в себя возможность выбора режима просмотра карт: схемой, со спутника и "народный" вариант карты;
  • умеет прокладывать пешие и автомобильные маршруты;
  • отображает информацию о пробках;
  • дает возможность просматривать панорамы улиц.

Что нового в этой версии?

8.4.2 (28.10.2016)

  • исправлена работа виджета для центра уведомлений в некоторых городах;
  • исправлен вылет приложения, который наблюдался в том случае, если пользователь указывал точку при построении маршрута вручную;
  • исправлена проблема, из-за которой сообщения в "разговорчиках" могли отображаться не полностью.

Сегодня произошло одно из самых значительных обновлений Яндекс.Карт за всю историю. Во-первых, Народная карта объединяется с основной, а значит каждый сможет сам быстро и легко добавить на карту свой дом или поправить неточность. Результаты изменений будут доступны всем - на Яндекс.Картах, а также в мобильных Картах и Навигаторе. И во-вторых, Яндекс.Карты получили новый интерфейс, о бета-версии которого мы когда-то уже рассказывали на Хабре на ранних этапах работы над ним (большое спасибо за все замечания и советы, которые тогда были высказаны).

Под катом я расскажу о том, как мы работали над интерфейсом, как решили задачу быстрой загрузки объектов в браузере, придумывали и реализовывали новые инструменты, которые должны защищать правки пользователей, как сделали так, что новая жизнь вообще стала возможной, и почему карты теперь будут обновляться быстрее, чем когда бы то ни было и при этом будут точными, и многое другое.

Первая версия Народных карт была запущена ровно пять лет назад - 8 апреля 2010 года. В то время Яндекс.Карты полностью зависели от поставщиков картографических данных. Запуская Народную карту, мы хотели дать людям возможность самостоятельно влиять на полноту и качество данных. Реальность превзошла все наши ожидания: за эти пять лет усилиями пользователей отрисовано множество городов и населенных пунктов РФ и ближайшего зарубежья. При открытии новых развязок исправления в карту вносятся в течение дня, а чаще всего - часа.


Так выглядела первая версия Народной карты в 2010 году

Но мир не стоит на месте, и нас ждал следующий вызов - сделать из Народной карты инструмент, с помощью которого даже не знакомые с картографией люди, могли бы создавать профессиональные карты, пригодные для использования в автомобильной маршрутизации.

Но, ставя себе такую цель, мы осознавали и задачи, которые нам придется решить. Во-первых, сделать интерфейс новой Народной карты настолько интуитивным и дружелюбным, чтобы с ним мог работать любой человек. Во-вторых, нужно было научиться редактировать очень большие объекты в браузере. В старой Народной карте при загрузке объекта с большим количеством узлов (>20K) браузер подвисал. В новой Народной карте, какой мы ее задумали, такое неприемлемо.

И в-третьих, так как после сегодняшних изменений мы даем людям редактировать данные, которые потом увидят десятки миллионов пользователей Яндекс.Карт, необходимо ещё надежнее защитить результаты труда «народных» картографов от недобросовестных пользователей, которых мы называем вандалами.

Работа над интерфейсом

В процессе работы мы определили, что у нас есть две группы пользователей:
  • новички, которые ни разу не пробовали редактировать карту;
  • опытные пользователи, к которым можно отнести картографов и активных пользователей Народной карты.
Для нас это означало, что интерфейс должен быть простым и понятным для первых, и должен удовлетворять требованиям гибкости и удобства редактирования опытных пользователей. Но как этого добиться?

Мы выдвинули гипотезу, что интерфейс должен быть двухуровневый. Первый уровень для совсем новых пользователей, чтобы они могли выполнить простые сценарии, а второй уровень для опытных, когда требуется сделать что-то более сложное. Примеры я приведу ниже.

Чтобы проверить эту гипотезу, мы изучили пользовательские сессии на Народной карте и выяснили, что среди самых популярных сценариев создания и редактирования данных выделяются следующие:

  • редактирование организации;
  • редактирование здания и его адреса;
  • редактирование простых площадных объектов (парк, газон, территория школы или детсада);
  • редактирование дороги.

А раз с этих сценариев начинается знакомство с редактированием карты, значит, они должны быть суперлогичными и интуитивными. Если человек с ними разберется, и ему будет все еще интересно редактировать карту, тогда он может нажать кнопку «Показать еще». За этим кликом пользователь обнаружит больше инструментов, с которыми ему придется разобраться, - почитать инструкции, спросить совета более опытных пользователей.

В процессе проектирования пользовательского интерфейса мы сразу столкнулись с необходимостью динамических прототипов. Оказалось очень тяжело обсуждать сложные сценарии редактирования, имея на руках статические макеты. Возникало множество вопросов вида: «А что будет, если я нажму вот эту кнопку и сделаю вот это?» Когда сценариев очень много и с каждым нажатием кнопки они ветвятся и пересекаются, «динамические прототипы» - отличное решение. Они помогают быстро и наглядно продемонстрировать, как должно происходить взаимодействием пользователя с интерфейсом.

С них мы и начали тестирование пользовательского интерфейса. Первыми нашими испытуемыми стали наши разработчики. Как только мы им продемонстрировали желаемое взаимодействие пользователей с нашим продуктом, услышали: «Мы не понимаем, как сделать такую магию. Давайте сначала сделаем просто с точки зрения разработки, а потом будем пробовать упрощать интерфейс для пользователей».

Хоть какое-то решение лучше, чем никакого. Поэтому мы переделали все прототипы интерфейсов до понятной нам реализации. В итоге у нас появился прототип, в котором все данные редактируются, но местами неудобно и нелогично.

Давайте лучше объясню на примере. Возьмём озеро Байкал. Как удобно редактировать простому пользователю? Байкал - это площадной объект, поэтому естественно его редактировать как площадной объект. Но есть проблема - Байкал состоит из 527 замкнутых контуров (сам контур плюс вырезанные острова), более чем 59 200 узлов и к тому же имеет общие границы с множеством рек.

Если попытаться загрузить все эти данные с сервера пользователю в браузер - все повиснет. Поэтому у нас в данных все представлено несколько иначе.

Есть объект гидрографии «озеро Байкал», у которого есть только название, и нет геометрии.


При выборе объекта показываются все его контуры

Есть связанные с этим объектом замкнутые контуры, которые представляют собой внешний контур озера и вырезанные дырки под острова. Они имеют атрибут «внешний» или «внутренний» (контур), но так же не имеют своей геометрии.

Обратите внимание, я выбрал только один контур - подсветка всех остальных пропала

Все эти контуры состоят из одного или чаще множества участков границ гидрографии, которые и представляют собой фактическую геометрию.


На картинке подсвечен один из участков внешнего контура Байкала

Это значит, что чтобы создать такое озеро, мы должны:

  • нарисовать фактические границы озера и всех островов;
  • создать объект «озеро Байкал» и добавить к нему контуры, собранные из заранее нарисованных участков границ.

Вот так видят и создают данные наши картографы. И такой вариант редактирования данных мы выбрали в качестве отправной точки для поэтапного улучшения интерфейса.

В тот момент, когда первая версия интерфейса редактирования была разработана и поднята на тестовом сервисе, мы всей командой отправились его тестировать. По результатам тестирования мы снова собрались и обсудили, что в этом способе редактирования можно улучшить.

Первое, с чем мы определились - это то, что рисование Байкала - редкий случай, и пользователь-новичок вероятнее пойдет рисовать что-то проще. К примеру, местный пруд. А это тривиальный случай, и пруд будет состоять из одного объекта гидрографии, одного контура и одного участка границ. Так давайте в таких случаях он будет его создавать как простой площадной объект без всей этой мороки с участками границ и контурами, а мы его сохраним, как три отдельных объекта (объект гидрографии, контур, граница). Сказано - сделано.


Создание границы объекта, контура и объекта гидрографии в один прием

А если получается так создавать тривиальные объекты, то давайте тривиальные объекты так же редактировать. Готово!


Редактирование объекта, состоящего из одной границы объекта, одного контура и объекта гидрографии

Отлично! А давайте так же редактировать и те объекты, которые состоят из одного контура, но нескольких участков.


Редактирование объекта, состоящего из трех границ объекта, одного контура и объекта гидрографии

Отлично. А давайте так же редактировать и объекты с «общими границами», и те, у которых много контуров. А вот тут не получится. В случае объекта, у которого есть общие с другими объектами границы, мы не знаем, что хочет сделать пользователь - подвинуть общую границу или отвязать объект от этой общей границы. А в случае объектов с большим количеством контуров необходимо понять, какой контур пользователь будет сейчас редактировать. Значит, необходимо продумать сценарии для этих случаев и реализовать инструменты выбора и редактирования.


Пруд, у которого один внешний контур, несколько внутренних и внешний контур имеет общую границу с каналом

Окей, теперь мы поняли, где проходит граница между простыми и сложными сценариями редактирования. Но простые случаи у нас уже реализованы, и… вы не поверите, они выглядят почти так, как спроектировали интерфейсы в самом начале проекта. Просто магия стала понятной и реализуемой.

В ходе следующих исследований мы придумали, как сделать понятными и сложные сценарии редактирования данных, но решение получилось не настолько элегантными, как нам хотелось. Мы научились обнаруживать, когда пользователь сталкивается со сложным сценарием. Сервис предлагает ознакомиться с правилами редактирования смежных объектов и даже подсказывает пользователю, где, возможно, произошла ошибка.


Показывается ошибка со ссылкой на документацию и маркер, где обнаружена ошибка

Скорость загрузки

С базовыми интерфейсами разобрались, но, продолжая разговор об озере Байкал, надо понять, как мы будем его редактировать, если от 20K узлов, загруженных в браузер, компьютер уже зависает?

Давайте эту проблему решать тоже поэтапно. Редактировать можно атрибуты и геометрию, причем, если контуров много, то за один этап можно отработать геометрию только одного контура:


Редактирование доступно только с определенного масштаба карты, и пользователю предлагается выбрать, геометрию какого контура он хочет отредактировать

И вот, когда пользователь выбирает контур для редактирования, снова срабатывает «магия» - если контур небольшой (к примеру, внутренний контур под остров), мы подгружаем его полностью и даем редактировать как простой площадной объект.


Случай редактирования простого контурного объекта

А если контур очень большой, то подгружаем только видимые участки границ и позволяем их редактировать. Если пользователь переместит карту и на ней будут находиться только новые участки границ, мы их тоже загрузим для редактирования. Таким образом, пользователь в почти простом режиме может редактировать сложные объекты, даже не замечая этого.


Загружен только один участок границы объекта из множества

Таким хитрым образом мы обошли ограничения браузера - скорость подгрузки данных для редактирования и ограничения на количество одновременных точек, доступных для него.

Защита правок

Следующей важной задачей для нас было сделать сервис устойчивым к пользователям, которые портят данные. В старой Народной карте уже были реализованы меры для противодействия им. Но в новой любой желающий сможет редактировать данные, которыми пользуются десятки миллионов пользователей. Мы должны сделать все возможное, чтобы испортить их было нельзя.

Для этого мы сменили систему модерации всех правок пользователей - с постмодерации на премодерацию. То есть с сегодняшнего дня все правки в Народной карте будут проходить обязательное проверку модераторами. Мы надеемся, что это еще улучшит качество данных.

У нас нет задачи откатить все данные на определенную дату или ревизию, у нас есть задача - удалить только часть пользовательских правок, сохранив при этом все остальные, да еще и сохранить целостное состояние данных. Результатом стала наша внутренняя разработка хранения данных, их ревизий и отдельного представления.

Одним из важных преимуществ нашей системы является то, что мы научились хорошо контролировать целостность данных. К примеру, я редактирую участок дороги и изменяю его геометрию.


Редактирование геометрии участка дороги напрямую

Потом перехожу в соседний узел, где пересекаются несколько участков дорог, и пробую редактировать его, но косвенно правлю геометрию предыдущего участка.


Редактирование геометрии участка дороги косвенно

Значит, у меня получаются две связанные правки. Если бы мы не умели контролировать и версионировать такие косвенные правки, то мы бы не смогли вернуть объект в то состояние, в котором он был до косвенной правки. А значит, нужно было бы запрещать все косвенные правки поверх прямых.

В принципе, в таком решении нет ничего страшного, некоторые картографические сервисы так и делают. Но такое решение полностью исключает возможность отредактировать дорожную развязку, так как при правках графа дорог всегда происходят косвенные изменения данных.

Еще одна важная тема, связанная с версионирование данных, это визуальное представление diff правки. Всегда можно посмотреть, как выглядит последняя версия объекта, но для удобной модерации важно видеть, как объект выглядел до правки и после правки. Особенно важно сделать такой diff для геометрии объекта:


Вот так выглядит геометрический и атрибутивный diff для правок, которые я сделал для демонстрации прямого и косвенного редактирования объекта


А вот я дорисовал пешеходную дорогу, которая разрезала автомобильную дорогу на два участка


А вот так выглядит diff для простых объектов типа здания

Такое визуальное представление правок позволяет быстрее и проще разбираться в том, кто что и как отредактировал.

В итоге нам удалось реализовать простой и понятный интерфейс для пользователей, которые не знакомы с картографией и не хотят разбираться в структуре данных. Одновременно мы сделали удобный и гибкий интерфейс для опытных пользователей. Попутно научились редактировать в браузере очень большие и «тяжелые» объекты и поместили все правки пользователей под версионный контроль.

И все это для того, чтобы пользователям стало еще удобней делиться своими знаниями о местности с окружающими.

Статьи по теме: