Настоящие казачьи шашки (фото). «Фигуры воспоминаний» Донских степей

Что такое казачья шашка?

Шашка относится к рубяще-колющему, длинноклинковому холодному оружию. Название ее переводится с адыгского языка как «длинный нож».
Шашка представляет собой однолезвийный клинок, который у боевого конца плавно переходит в двулезвийный. Он слабо изогнут и в силу технологии нанесения удара не достигает в длину 1 метра.
Эфес похож на ручку ножа: он выполнен без крестовины и состоит из рукояти, обычно загнутой или раздвоенной на конце.

История возникновения шашки

Об этом оружии в России стало известно как минимум с 16 века, когда адыги поддержали славянские народы в борьбе против Крымского ханства. Однако для массового вооружения шашку переняли только в 19 веке. Сам факт заимствования еще в советское время бы подтвержден историками, поэтому разногласий по этому поводу быть не может.
Первые образцы шашек датируются 12-13 веками. В то время в Европе для защиты в бою использовались доспехи, поэтому главной считалась удобная для пробивания кольчуги сабля, а шашка использовалась как вспомогательное оружие.

Шашка в изменившихся боевых условия х
shkaz4С появлением огнестрельного оружия металлическая броня стала уязвимой, и в бой шли смертоносные шашки. Вскоре применение доспехов морально устарело и сошло на нет. Именно в это время шашка пришла на смену сабле.
Более маневренная, она предполагала быстрое ведение боя и решительные мощные атаки, тогда как сабля предполагала фехтование и затяжные поединки. Поэтому уже в 1824-28 годах на службу было разрешено выходить с казачьими шашками.

Шашка в российской и советской армии
kazaki_1914Официальным оружием российской армии шашка стала в 1881 году после армейской реформы А.П. Горлова. При этом оружие оказалось настолько действенным, что даже советская власть, старавшаяся искоренить все царские устои, оставила драгунские шашки на вооружение Красной Армии. Черкесские аналоги остались лишь в кавказских частях.
Благодаря коннице Красной Армии, действовавшей в Великой Отечественной Войне, шашка оказалась последним образцом холодного оружия, имевшим массовое применение. С 1968 года она является наградным и парадным оружием.

История сделала свой выбор в пользу кавказского оружия. В России кавказская шашка и кавказский кинжал были приняты на вооружение. Хотя слабоизогнутое лезвие шашки требует долгих тренировок для овладения ударом с оттяжкой, но казаки являлись тем сословием, где оружие находилось в постоянном обиходе.
.
Каждый мужчина был военнообязанным, а каждый мальчик с детства обучался обращению с оружием. Такая практика была свойственна не только казачеству. В дворянских семьях дети также приписывались к различным воинским подразделениям. Ребенок получал униформу и вооружение в соответствие с тем, к какому полку он был приписан. Юный отрок, будущий офицер, с младых ногтей осваивал сложную науку обращения с оружием, пока еще детским, но детским лишь по размеру. Во всем остальном такие сабли или винтовки ни в чем не уступали штатным образцам. В музее можно увидеть английскую детскую саблю (уменьшенный вариант боевой сабли) и изготовленную в Англии юнкерскую драгунскую офицерскую шашку обр. 1881 г. с клеймом на пяте Iron proved (железо проверено). Вот так через смотры, униформу и детское оружие молодой дворянин приобретал свой первый армейский опыт, так с детства воспитывалась та самая пресловутая белая кость.
.
Практику войсковых заказов и высылки при этом образцов, использует и Терское казачье войско. Почему же возник вопрос о разработке единого образца для кавказских казаков и его Высочайшем утверждении? В 1894 году Военный Совет рассматривал вопрос об изготовлении ручек к шашкам и кинжалам неприкосновенного запаса. При этом было обращено внимание на то, что приказ по Военному Ведомству в 1871 г. № 380, устанавливающий форму обмундирования и снаряжения Кубанского и Терского казачьих войск, очень неопределенно описывал холодное оружие. Кинжал должен быть азиатский, с произвольною оправою, привешиваемой к поясу, а шашка азиатского образца с произвольною отделкой (2, с.89). Военный Совет и Главное Управление казачьих войск (кстати, еще в 1885 г. возбудившее вопрос об установлении образца) считали, что при таком неясном определении любое оружие, принесенное казаками на службу, могло быть забраковано, вводя их в напрасные расходы. Естественно, что наличие произвольных образцов не давало возможности заготовить неприкосновенный запас. Кроме того, свою роль сыграло и мнение генерал-майора Короченцева, проводившего в 1892 г. поверочную мобилизацию в Кубанском войске. В своем отчете он доложил о печальном состоянии клинков, особенно шашечных, в мобилизованных частях (3, л.5). За ничтожным исключением, все они имели следы ржавчины. Генерал не допускал мысли, что из 6 тысяч казаков не оказалось любителей оружия, сохранивших свои клинки. И это состояние шашек он приписывал неправильному устройству верхнего конца ножен. Раструб, в который помещалась рукоять шашки, представлял, по его мнению, хороший резервуар для стока дождевой воды. При этом, чем исправнее и добротнее ножны тем хуже ржавеет клинок и чем неисправнее, особенно с разбитой нижней частью, тем менее собирается в них вода. Мы можем указать еще на одну причину, которую не приводили на заседании Военного Совета, но она давно стала уже очевидной.
.
Дело в том, что оружие Златоуста было намного лучше по качеству изделий кустарных мастеров. Автор располагает многочисленными и разнообразными свидетельствами в подтверждение сказанного. Особенно убедительно говорят об этом рапорты кавказских офицеров, командовавших сводными кавалерийскими полками, бригадами, дивизиями и требовавших вооружения казаков только златоустовским холодным оружием. Длина клинка без хвоста 755 мм, ширина соответствует длине, но не менее 33 мм в центре удара. Вес клинка 610 гр. На хвосте клинка имелись два отверстия для прикрепления заклепками эфеса. Эфес состоял из рукоятки, головки и трех заклепок. Рукоять буйволиного или бычьего рога из двух половинок, соответствующих верхней части клинка и хвосту (поперечное сечение рукояти на хвосте было круглое). Головка азиатского образца из латуни крепилась на верхнюю часть рукояти с помощью цементного состава и заклепывалась.1 Ножны изготавливались из двух половинок легкого дерева с гнездом для помещения рукоятки вплоть до головки, обтягивались кожей, преимущественно хозом и покрывались лаком. Кроме того, нижняя часть ножен, начиная от нижней гайки, покрывалась восчанкой (парусина, пропитанная ярью и воском). Рукоять из рога или металла, скрепленная двумя заклепками вплотную с хвостом и составляющая с ним единое целое, не может отделиться от хвоста ни при каком сильном ударе. Свой способ крепления шашек кавказского образца, кубанцы считали намного предпочтительнее, чем в регулярной кавалерии и у донцов. И снова войско высказалось за шашку кавказского образца в уважение к ее боевым качествам, удобству носки в пешем и конном строю, историческому прошлому и привычке к ней нескольких поколений казаков. И лишь одна, но существенная деталь, была изменена. Для придания прочности рукоятке, решили изготовлять ее по прежнему, из двух половинок рога или металла, но цельною вместе с головкой, не допуская прикрепления цельной головки цементным составом или мастикой, что конечно же, было не прочно. Таким образом, Кубанское войско возвращалось к старым, испытанным в боях эфесам. В план данной работы не входит описание всей истории холодного оружия Кубанского казачьего войска, но маленькое отступление нам кажется уместным. Дело в том, что проблема использования металлических рукоятей и отдельных металлических головок уже давно существовала в войске. Окончание Кавказской войны, резкое усиление качеств огнестрельного оружия (а значит, уменьшение роли холодного) приводят к тому, что боевые достоинства шашки уходят на второй план и все больше внимания уделяется декоративной отделке.
.
Последняя четверть 19 века проходит под знаком борьбы этих двух тенденций и в 1876 году комиссия под председательством генерал-майора Перепеловского, разрабатывавшая образец шашки, потребовала запретить обрамление рукоятей в металл.

Ружье по статусу

Южно-российские казаки изначально делились на две группы. На линейных, стоявших вдоль Кавказской линии от Усть-Лабинска до Каспия, и черноморских, бывших запорожцев, чьи кордоны протянулись от устья Лабы до Черного моря. Служба была разной - стало быть, и амуниция, и оружие отличались.

Казачьи войска не входили в состав регулярной армии, - объясняет заведующий историческим отделом Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына, автор книги «Оружие кубанских казаков» Борис Фролов, - и в качестве основной тактической силы не использовались.

А от пистолета да сабли на кордонной службе пользы было мало, да и по штату казаку полагались только ружье да пика.

Сабля еще с запорожских времен была знаком определенного статуса, - рассказывает Борис Фролов. - Ее носили казачьи старшины - полковники да сотники.

Еще один миф. Казак идет на службу с собственным оружием и со своим конем.

На самом деле, и это подтверждают документальные свидетельства того времени, огнестрельное оружие было казенным. И выдавали черноморцам обычно оружие, снятое с вооружения регулярной армии - попросту говоря, устаревшее. Причем длилось это десятилетиями. Еще в конце 70-х годов ХIХ в. казачья кавалерия стреляла кремневыми пистолетами!

Кстати, в первой половине ХIХ века ружья давали «в лизинг» - с последующим выкупом. Вычитали из жалованья деньги - порой это тянулось лет 30.

У богатых казаков имелись роскошные турецкие сабли, кафтаны из дорогого сукна, пистоли западно-европейские... Самое обычное ружье стоило 20 рублей, пика - три с полтиной. Для сравнения, за пику отдавали воз таранки... В общем, имел казак средства - покупал красоту. Нет - носил кремневое ружье...

Кавалерия редко сама решала тактические задачи, - отмечает Борис Фролов, - действовала в составе крупных отрядов, выполняя вспомогательные функции.

Правда, часто, двигаясь в авангарде регулярных войск, казаки использовали только топоры: им надо было обеспечить продвижение российских частей. Просеки вырубали да рвы засыпали...

Выходит, не всякому казаку шашка подмога, поскольку совсем не у всякого казака она была...

А линейным казакам по степи да в лесах-горах приходилось преследовать противника, и довольно быстро они стали действовать по принципу: врага надо бить его же оружием.

«Черкесы имели и оружие, и все прочее боевое снаряжение несравненно лучшего качества, нежели казаки: азиатская шашка «волчок» или «гурда», кинжал дамасской стали, пистолет с арабским или английским замком и нарезное ружье составляли предмет зависти и желание для казака, вооруженного довольно худшим и несовершенным оружием, даже по тогдашним временам», - писал казачий офицер В. Толстов в конце ХIХ в.

Уже к середине ХVIII в. срисовали линейцы у местных джигитов практически все.

«Все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: что хорошо выдумано, то полезно и перенимать», - отмечал генерал-майор И.Д. Попко, современник Кавказской войны, один из первых историков черноморского казачества.

Оделись линейцы в черкеску: теплая, удобная, в седле не мешает, на груди газыри - «футлярчики» для патронов: боеприпасы всегда под рукой. На голову - папаха или башлык: капюшон с завязками в непогоду спасал. Кстати, как и горцы, голову казаки брили налысо - и гигиенично, и под папахой не жарко...

И седло, и посадку на лошади использовали «местную». В горах ездили только на коротких стременах - это труднее, поскольку на ноги дается нехилая нагрузка, зато лошадь становится куда более маневренной.

Во многом и манеру боя казаки позаимствовали у черкесов, - объясняет Борис Фролов. - Успешно действовали не только привычным сомкнутым строем кавалерийской атаки, но и небольшими группами, не уступая противнику в удали и наездничестве.

Ловко и быстро спешившись, линейцы могли отбиться от превосходящего противника.

Мобильные кавалерийские отряды, засады, погони - тут-то как раз во главе угла кинжал да шашка: во время ожесточенных стычек самое то. И карабин за спиной - между прочим, тоже черкесского производства, в степи да на горных тропах самый надежный друг что черкеса, что казака.

Историки уверены: дело тут не только в казачьей прагматичности. Трудно было не попасть под магию горского мужества и одержимости...

Еще одна легенда: казачьей шашкой можно и побриться, и искру из камня высечь, и ствол ружейный разрубить...

Как утверждают специалисты, для этого нужно использовать высочайшего качества сплав стали - такого просто не было. А если закалить шашку до чудо-твердости, станет такой хрупкой - в первом бою рассыплется. Плюс оружие необходимо сделать суперострым. И это сложно, так как угол заточки клинка не может быть универсальным: для рубки мяса и камня он абсолютно разный. Причем такой острой шашка должна быть всегда - «без перерывов на обед». А это практически невозможно в условиях похода. Да и точить такую шашку надо не вручную наждаком - на станке в оружейной мастерской.

Историк П.П. Короленко в ХIХ веке писал: «Казаки своими тупыми саблями могли только огурцы рубить...»

В общем, мифологическая серия продолжается.

И кинжал для казаков-черноморцев не был обязательным оружием вплоть до 1840 г. - использовался старшинами как атрибут костюма.

Вот такой кинжал приняли на вооружение для низших чинов Черноморского казачьего войска в 1840 г.:

«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей.

Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой».

Знаменитые мастера-серебряники дагестанского аула Кубачи для украшения кинжалов даже освоили новый орнамент «москов-накыш» - «московский рисунок».

По прейскуранту мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе в начале ХХ в., кинжал под названием «Базалай» размером «12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота» стоил немало - 120 руб. За эти деньги казак мог купить саманный дом. Правда, «кинжал простой кривой (бебут) черный» - всего-то 3 руб. К слову, сапоги обходились служивому в 2 руб.

Еще одна байка: идет казачья конница на вражескую - лоб в лоб, как в кино.

Оказывается, кавалерийская стычка (или, по-военному, шок) - дело редчайшее. Десятилетиями народ служил - в шоке не доводилось участвовать. Обычно, пишут историки, кто-то обязательно повернет.

Еще один миф: нагайка тоже холодное оружие.

Действительно, имеются примеры, когда, потеряв или сломав пику или ружье, казак пускал в ход нагайку в качестве ударного инструмента. Но это у современной нагайки рукоять 20 см, плеть из кожи полметра длиной, на конце маленький кармашек с зашитым кусочком свинца...

На самом деле в Кубанском казачьем войске нагайку испокон веку использовали по прямому назначению - коня подгоняли. А лошадь свою казак берег...

Поэтому заканчивалась плеть казачьей нагайки маленьким треугольным кусочком кожи, - говорит Борис Фролов, - и шлепок коню боли не причинял.

Последние несколько лет мы все чаще слышим о казаках, как о ревнителях нравственности, хранителях отечественных скреп. Подчас новости, освещающие их вдохновенную активность, отзываются откровенным абсурдом. Чтобы разобраться, кто же такие современные казаки, «Дискурс» обратился к историку, этнологу, социологу и культурологу, кандидату социологических и доктору философских наук, доценту Азово-Черноморского инженерного института Андрею Яровому.

Холодный выдался нынче май. Да еще астраханец выхолаживает последнее тепло, которое душа пытается сохранить, зябко кутаясь в старую, видавшую виды бурку. Того и гляди сорвется с места и понесет ветер душу, словно это и не душа человека, а какой-нибудь избежавший печной топки курай …

Май у меня месяц печальный. Вот уж второй десяток заканчивается, как пошла моя бабушка грехи сдавать на Турчановку – так погост называется в наших Задонских степях, видимо, в память о находившемся здесь хуторе казака Турчанинова. Пошла и пошла, словно вышел человек на улицу, забыв закрыть за собой дверь. «Здесь недалече – за реку-то только перейти, да на курган подняться – вот и жилье тебе, до Второго пришествия», – говорили старики. Жилье это временное, дорога от него Батиевым шляхом тянется к старым нашим небесным станицам, а там уже все свои поджидают...

Ушедшие от нас оставляют невидимые связи, соединяющие нас с прошлым, дающие нам осмысленность существования, и эта испещренная балками, речушками и курганами степь, начинает говорить с нами понятным языком, если мы различаем в ее очертаниях некие, как сказал бы М. Хальбвакс, фигуры воспоминаний. Оживший культурный ландшафт и является тем, что формирует нашу идентичность, да так прочно, что и многословие всей системы школьного образования не в состоянии ее изменить.

Поэтому удивительно иногда слышать рассуждения неких историков, что казаки – это социальная группа... сословие... что они суть бежавшие от гнета боярского вольнолюбивые и пассионарные русские люди... собрались во единое братство, с архаичной военной демократией... всего и не перечислишь, что только ни говорят кандидаты и доктора. Одних только гипотез происхождения казаков называют около сотни...

А что же сами донские казаки? Что они говорят о своем происхождении? Почему они упорно не желают называться великороссами или русскими? Как, собственно, и украинцы для них не являются родственниками. В конце XVIII века говорили донцы А. Ригельману , что русские мы по вере, но не по природе : «Казаки от казаков ведутся», – гордо говорят Штокману воинственные станичники после драки со слободскими хохлами в «Тихом Доне» Шолохова. Эта аксиома сегодня будоражит умы обывателей, привыкших видеть «неоказаков» – ряженных, кричащих «люба!», громящих выставки, бьющих оппозиционеров... но не об этом «казачестве» моя речь.

Речь моя о людях, которые трудятся на вахтах, стройках, пашут землю, тянут провода, косят сено, гонят коров верхом и пешком на тырло , по большим праздникам собираются вместе, чтобы произнести тост, за то, что они казаки...

Иногда смотришь: в степи возле старых погостов собираются люди, сидят возле могилок, плачут, играют песни... Это жильцы ныне исчезнувших хуторов поминают своих стариков...


Старики – это наше все: наша память, хранители нашей идентичности. Они носители примеров для подражания, имен забытых героев, событий истории, которую не напишут в учебниках... Но они уходят, часто так и не раскрыв самого главного, самого необходимого, что правит нашу жизнь как правѝло. Место стариков занимают всевозможные учителя и знатоки, от которых скрыться можно только на базах , в огороде или на работе.

Жуткая складывается в голове картина от современных гуру, то стегающих друг друга нагайками, то пишущих слово «род» с большой буквы... Как будто нет ни нас, ни наших традиций, ни нашей культуры. Слава Богу, что еще есть Тихай Дон , храм на его берегу, каменные, вросшие в землю плиты погостов... и камыши... с кугой и щапурами , высматривающими острыми глазами лягушек...

Камыш – это для казака как первобытная среда, из которой вышли и Сары-азман, и его конь, тянущий воз скарба, а следом вышла и его жена с дочкой (эта легенда изложена во второй части фильма «Дон. Картина мира», см. )... Камыш и степь породили отважный народ, некогда осевший юртами в донских камышах. «Сазан рыба вкусная – потому и остались здесь», – говаривали старики, вспоминая, как их предки шли из далекого мифологического Египта, с семьями и детьми, в поисках «степей из молока и меда». Потому и звали казаков чига егупетка, чигаманы. Даже сохранилось выражение «чигаманская ухватка» – то же, что и «донская развязка», обладатели которой звались отвагами. Они в конной лаве возглавляли отряды крыльщиков, выезжали на перепалки. Эти были завсегда первыми, они гулебщиками ходили в баранту, и без дувана не возвращались. «В балке дуванной делили казаки добычу, возвернувшись из похода». Добыча выступала признаком славы, ведь она раздавалась всем, себе же оставалось доброе имя. «В походы молодежь ходила за славой, даже не за рыбой, как иногда пишут историки, а за славой отправлялись они в гирла Дона, к Азову, из которого некогда были выгнаны турками».

Слава добывалась не только в походах, но и в состязаниях, которые проходили, лишь стоило казакам собраться небольшой группой. У кого конь быстрей, кто метче стреляет, а кто наездничает на своем маштаке , да еще с дончихой пикой в придачу... Собраться гулебной компанией можно было на церковный праздник или сход, для решения каких-либо важных дел, для гульбища и баранты... Узнать, кто из казаков первый и лучший – было первое дело отваг, первому – и почет от стариков, и доверие в бою.

Стремление быть первым и лучшим отражало радение казака и за свой юрт, свою станицу или хутор. Героями и охотниками друг перед другом гордились станицы. Славными были станицы Раздорская, Черкасская, Пятиизбянская...

Эта черта осталась в характере донских казаков: первым быть в бою и в состязании, не унывать в беде, не терять свою молодецкую славу... Такие культуры называются в науке агональными (подробнее см. ), это культуры воинственных горцев, вольных степняков... Они красуются всем: оружием, конем, предками, подвигами, даже танцами. Танец казаков есть состязание между танцорами. Присмотревшись, в движениях их можно различить и поступь коня, и лихость наездника.

«Три вещи важны для казака, – говаривали старики, – крест, земля и шашка». Крест символизировал веру христианскую, по наличию которой в былые времена казаков отличали от татар. Как писал в XIX в. В.М. Пудавов, в «казачестве героическое служение святой идее возвышалось до величайшего отрицания бытовых благ и самопожертвования».

Шермиции, октябрь 2015 года. Фото С. Сычева

Не знал тогда Василий Михайлович, что в начале XXI века слово «казачество» будет вызывать у многих казаков неприязнь и подозрение. Ведь сегодня кто только ни пишется казаком по закону : каждый от 18 до 60 лет может вступить в казачье общество...

Как это могут воспринимать люди, чье мировоззрение формировалось как казачье? «Мы кто? – мы казаки», – отвечала старушка, разменявшая девятый десяток лет и ни сном, ни духом не слышавшая о таком законе. А приехавший с заработка хуторской казак, рассказывал соседям, что в Рязани он видел одетых в казаков людей, которые его спросили: «А что, на Дону тоже казаки есть?». Что можно на это ответить? Развести руками и сказать: что-то в России творится непонятное.

А ведь осталось и это сегодня: мы поехали в Россию , как там у вас в России ... Удивлялся русский человек такому вопросу .

А что удивляться – если казаки помнили, от кого они и откуда они. Несмотря ни на что помнили. Даже когда само слово «казак» было под запретом, когда отнимали лошадей и оружие, когда морили голодом станицы, высмеивали и демонизировали казаков... все равно помнили .

Старики замкнулись, не всякому доверяли. «Дедушка, вы казак?» – спросили мы в станице Каргальской вышедшего на порог старика. «Нет, я русский», – был ответ. И стоило немалых трудов разговорить этого старика о прошлом его родной станицы... Силен еще страх в станичниках, страх, тянущийся со времен Гражданской войны.

Земля для казака тоже важна. Земля это и пай , и юртовая межа , которую некогда отмечали дальностью полета пули или тем местом, где выберется из Дона плывущий конь (см. «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня» Е. Котельникова). Там и граница между юртами.

Землю брали казаки в поход, прямо с кладбища. В Черкасском городке прощались «на гробках» с умершими родителями и родственниками и брали с их могил щепотки земли, которую зашивали в ладанки и вешали на грудь. Потом в сопровождении родственников шли к Дону, мочили головы, стреляли из старинного оружия в землю и уходили в поход. Стреляли при выезде со двора, возле ворот, стреляли на границе юрта, возле какого-нибудь Прощального кургана. Смысл этого объясняли так: «Чтобы вернуться вновь на эту землю».

Конь, как известно, сопровождал казака всю жизнь – от колыбели, в которую несли родственники попону, и до могилы, к которой гроб сопровождал неправильно оседланный конь. В три года казачонка сажали на коня (как, собственно, в любом обществе степных воинов), торжественно обводили по кругу, примечая приметы, указывающие на его судьбу, спрашивали мнения у стариков...

Бригадир Греков

То же можно сказать и о шашке, которая известна у донских казаков с 30–40 годов XVIII века, хотя В.Д. Сухоруков упоминает шашку в описании быта донского атамана Фрола Минаева конца XVII века. Наиболее ранним изображением шашки является портрет донского атамана Данилы Ефремова , написанный в 1752 году. Изображения шашек имеются на портретах донской старшины XVIII в. К 40–60 годам XVIII века относятся наградные шашки, хранящиеся в фондах Новочеркасского музея донского казачества; шашки также изображены в работе А. Ригельмана.

Исследователи-оружиеведы связывают появление шашечного клинка с изменением в комплексе вооружения народов Северного Кавказа, когда с развитием огнестрельного оружия уходит тяжелое вооружение, доспех, – и ему на смену приходит гражданский костюм.

Интересно отметить, что в приказах войскового атамана С.Н. Сулина неоднократно упоминается, что казаки должны иметь сабли и шашки, что может являться косвенным доказательствам смены комплекса вооружения в 1770-е гг. у донских казаков. Возможно, что популярность этого оружия связана с его дешевизной по сравнению с саблей. В 1835 году во 2-й главе «Положения об управлении Донским войском» отмечалось , что необходимо «урядникам и казакам вообще иметь сабли в железной оправе на кожаном черном пояске» (§169), однако в Примечании указывалось: «По признанной удобности и издревле введенному употреблению, дозволяется иметь им, вместо сабель, шашки».

Интересно, что шашки образца 1838 года в источниках называются «шашки образца Донских казаков».


В документах Особой казачьей комиссии 1880 г. отмечалось, что «в семействах, особенно Донского войска, издревле хранились во множестве замечательные коллекции дорогих сабель и шашек. С введением форменных шашек, их сочли уже излишним украшением в домах; они в больших массах были распроданы азиатским спекулянтам, которые посбывали их за дорогие цены горцам и заграничным азиатским народам...».

В станице Цимлянской была известна игра «В шашки». Шашки изготовлялись из гибких прутьев ракиты, ивы; ими сражались на специально размеченном месте, нельзя было колоть, бить в живот: старались ударить по спине. Цель игры – выбить противника за боевую черту или вывести всех из строя.

В станице Кривянской делали шашки из дерева, дрались ими, учились ими махать на скаку. В пешем строе делились на белых и красных.

Старые казаки показывали упражнения с оружием. «Казачьи игры только между собой играли… Шашки делали деревянные… Тренировались… С нами дед Никиша на нашем краю занимался… Говорил: «Как все равно кацапы под Москвой машете… Вот так надо…» .

Смысл конной фехтовальной игры в шашки заключался в том, чтобы зайти противнику в тыл и осалить его шашкой по спине. Деревянные шашки использовались и для занятий фехтованием в лейб-гвардейском полку, о чем пишет в своем пособии по фехтованию на шашках и пиках подъесаул А. Гладков в 1893 году.

В станице Мечетинской деревянными шашками бились: чья шашка крепче и не поломается. Победитель или выбивал деревянное оружие из рук или ломал клинок противника.

Интересен обычай во время игры наносить удары в спину противника – то ли деревянными шашками, то ли тростниковыми (камышовыми) пиками. На наш взгляд, этот обычай закреплял прием рассыпного строя, когда крыльщики выезжали на перепалки, единоборства. Целью чаще всего являлось обмануть противника, заставить его открыть спину или бок. В старшем возрасте шашкой приучали правильно рубить. Рубили дрова, соседние кусты, заходили в камыш и наносили удары кистью, толстые палки рубили с плеча. Эти навыки казачата получали как в семье, так и от специальных инструкторов, которые согласно Войсковым распоряжениям специально преподавали им работу оружием в конном и пешем строю.

Свои навыки казаки показывали на праздниках, а также в заключительной части лагерных сборов. Обучение молодых казаков производилось в станицах и хуторах в осеннее и зимнее время, свободное от полевых работ, и весною – при месячном сборе казаков на практические учения. Осенью и зимой молодых казаков собирали для обучения в станицах и больших хуторах по назначению атаманов на 24 дня – в Рождественские святки (на восемь дней), на сырной неделе (на пять дней) и на Пасху (на пять дней). Их обучали стрельбе, наездничеству, фланкировке пикой и рубке шашкой, в пешем строе – маршировке и шашечным приемам.

Войско начало заботиться о военной подготовке казаков после 1835 года, когда казаки стали официальным сословием Российской империи, их образ жизни и быт стал быстро меняться, земледелие входило в систему ведения хозяйства, потеснив скотоводство, ушли в прошлое гульбища и шермиции, облавные степные охоты...

Шермиции

В этой заметке я лишь обрисовал фигуры воспоминаний , почти не коснувшись поздней казачьей истории, не затрагивал и тему семантики казачьей культуры, слегка ухватил обрядовую и состязательную практику. Но это потому, что целью своей видел лишь показать ту почву, которая находится у истоков казачьего мировоззрения, то, что составляет этническое начало, которое отражается не только в мужском, но и женском пространстве: в родильных и свадебных обрядах, в фольклоре, быте и системе хозяйствования.

Шермиции, октябрь 2015 года. Фото С. Сычева

Этих казаков сегодня немного, возможно их даже меньше, чем можно себе представить, поскольку деятельность неоказачества вызывает у некоторых чувство обиды, даже отторжения, и стеснения своих корней.

18-летняя ростовчанка превратила в искусство владение грозным оружием

Ростовчанка Марьяна Максакова - миловидная девушка изящного телосложения. Она студентка Донского государственного технического университета. Марьяне 18 лет, и на первый взгляд ни за что не скажешь, что эта девушка лучше всех на Дону владеет таким грозным оружием, как казачья шашка. В декабре прошлого года Марьяна Максакова стала победительницей чемпионата Ростовской области по фланкировке, причем она соревновалась с парнями, и со взрослыми мастерами этого древнего искусства. И победила всех!

ПОДАРОК ОТЦА

Любовь к холодному оружию к Марьяне пришла не случайно. Она дочь атамана станицы Доломановской Виталия Викторовича Максакова , который всячески стремится возрождать казацкие традиции.
Отец вручил Марьяне шашку в тот день, когда ей исполнилось 16 лет. Незадолго перед этим был призван в армию ее старший брат Руслан (сейчас он служит десантником). Виталий Максаков тоже профессиональный военный (с опытом войны в Афганистане), и сторонник жесткого воспитания детей. «Ты казачка, значить обязана уметь держать шашку. Это наша история и культура, которую ты должна передать своим детям!» - так сказал Марьяне отец.

До этого Марьяна только со стороны видела холодное казачье оружие и выступления фланкировщиков. Ей очень нравилось, однако никогда она не думала, что когда-нибудь сможет так круто вырисовывать круги и восьмерки в воздухе сверкающим клинком, или ловить за рукоять подброшенную шашку. Но с отцом разговор был короток. «Делай», - сказал он, вручая дочке холодное к оружие. Его понимание, а затем и отменное владение пришло довольно быстро. Как видно, сказалась казацкая кровь!

ИДЕАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Шашка для казака является таким же знаковым национальным оружием, как, например, катана для японского самурая. Одно из первых упоминаний о шашке относится к XVII веку, когда Москву посетил донской атаман Корнелий Яковлев. «Москали» дивились тогда на «саблюку без крыжа» за поясом атамана.


Любопытно, что у братьев-казаков из Запорожской Сечи шашек не было. Тарас Бульба и его сподвижники рубились саблями. Тому есть объяснение: запорожцы более тяготели к Европе, в частности к Польше, перенимая у них оружие и способ ведения боевых действий. Донские казаки воевали со степными кочевниками и с горцами Кавказа. Именно оттуда и пришла на Дон шашка.

Отличие шашки от сабли не только в том, что последняя имеет гарду, защищавшую руку. Это два принципиально разных вида оружия. Если сабля ведет свое происхождение от меча, то шашка - это видоизмененный нож. Само ее название - производное от черкесского «сашхо», что означает «длинный нож».

Соответственно, разница в применении. Если на саблях можно показывать приемы фехтования, сходиться в дуэльных поединках, то шашка предназначена только для того, чтобы убивать. Шашкой не фехтуют, это идеальное орудие убийства. Именно поэтому не существует такого понятия, как фехтование шашкой, а есть искусство фланкировки: оптимального владения холодным оружием!

НАРАВНЕ С МУЖЬЯМИ

Отец показал мне некоторые базовые элементы, такие как уколы и рубящие удары, но этого все-таки было недостаточно. И тогда он отправил меня в азовский клуб «Казачья слава», где под руководством Сергея Геннадьевича и Александры Дмитриевны Саманевых по-настоящему возрождается искусство владения шашкой, - говорит Марьяна Максакова.


Идеологическое обоснование того, что казачка должна уметь обращаться с шашкой, принадлежит Александре Дмитриевне Саманевой, которая ставит номера для выступления казачьего ансамбля, и сама, несмотря на свой возраст, владеет холодным оружием получше многих казаков. Марьяна стала учиться не просто фланкировке, а танцу с шашками - под казачьи песни и музыкальное сопровождение.

Еще в середине XVII века во время знаменитого Азовского осадного сидения, вместе с мужьями крепость защищали и казачки. Мы знаем, что пять тысяч казаков выстояли тогда против 250-тысячной турецкой армии. В истории казачества женщины не раз брали в руки шашки, защищая свои дома. И во время набегов на станицы степняков, и даже в годы Гражданской войны на Дону. Но все-таки сражение не совсем женское дело, поэтому фланкировку мы совмещаем с красивым танцем, - объясняет Марьяна.


Музыкальное сопровождение - это казачьи песни, как быстрые, так и протяжные. Вместе с Марьяной выступают сама Александра Дмитриевна Саманева и еще одна молодая казачка, 19-летняя Валентина Манацкая.

БАКЛАНОВСКИЙ УДАР

Гарду на рукояти шашки казаки не признавали из-за того, что она мешала быстро перебросить оружие из одной руки в другую. По этой же причине почти не использовали темляк (кожаная петля, захлестывающая рукоять шашки на руке). Опять обратимся к классике: Шолохов в романе «Тихий Дон» рассказывает, что Гришка Мелехов одинаково владел обеими руками (в детстве он был левшой, но дед его приучил креститься и есть правой рукой). Когда попадался сильный противник, Гришка внезапно перебрасывал шашку в левую руку, бросал коня вправо от противника и наносил смертельный удар!

Для гарантированного убийства производилась и заточка шашки. В отличие от сабли или катаны, шашка затачивалась неравномерно. Верхняя часть лезвия («перо») точилась остро, как бритва. Вторая четверть имела остроту ножа. Чуть ниже она затачивалась как топор, а самая нижняя часть была уже тупой, как зубило. На «зубило» принимался удар оружия противника.

Легендарный донской казак, герой Кавказской войны Яков Петрович Бакланов обладал искусством нанести страшный удар шашкой, который был способен развалить человека на две части. Этот удар вошел в историю как «баклановский». По воспоминаниям сослуживцев, Бакланов на полном скаку, стоя в стременах, влетал во вражеские ряды, с двумя шашками в руках...

НАДО КАК С РЕБЕНКОМ!

Глядя на хрупкую Марьяну просто не верится, что она мастерски владеет столь грозным, убийственным оружием. И вовсе не боится лезвия, мелькающего перед ее глазами. А порой берет в руки сразу две шашки! И хотя юная казачка совсем непохожа на бородатого героя Кавказской войны Якова Бакланова, все равно зрителю (если он стоит слишком близко) становится не по себе...

Открою секрет: для выступлений у меня две специальные, сделанные на заказ шашки, - улыбается Марьяна. - Он затуплены. На всякий случай. И третья шашка - острая, заточенная по всем правилам. Она предназначена для рубки лозы и осоки.
- Как получается фланкировать сразу двумя шашками?
- Когда вы заучите движение правой рукой, надо учиться выполнять его и левой. Синхронность достигается путем тренировок. Было бы желание...

Вес шашки - не больше килограмма. Для начала надо подобрать подходящую. Делается это так: надо взять шашку за рукоять, опустить руку, и кончик оружия должен коснуться земли.

В самом начале, говорит Марьяна, когда надо было подбрасывать шашку и ловить на лету, у нее не проходили синяки и порезы. Но держалась, не плакала. Напротив, разок даже нахлынула злость и она швырнула непокорную шашку на землю.

Меня тогда строго отчитал мой тренер Сергей Геннадьевич Саманев. Он сказал: если у тебя в руках оружие, нельзя давать волю эмоциям. Оно все чувствует, и ничего не простит. Поэтому с шашкой надо обращаться нежно, почти как с ребенком. И она тебе покорится!

Выступления казачьего ансамбля пользуются успехом. Марьяна выступает каждый месяц на различных мероприятиях. Ездила на фестивали в Крым, в Сочи... В декабре прошлого года под эгидой спортивного клуба «Перначъ» проводились соревнования по казачьим видам спорта, причем в номинации фланкирования не было разделения на мужчин и женщин. Марьяна показывала умение владеть шашкой наравне с другими казаками, мастерами своего дела. И стала лучшей!

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ

Как говорит В.В. Максаков, станица Доломановская создана в границах Ленинского и Октябрьского районов Ростова как национально-культурное образование, призванное сплотить людей, которые не забыли свое казацкое происхождение. Напомнить им историю, культуру, традиции и обычаи народа, который фактически создал Российскую империю, а затем подвергся настоящему геноциду со стороны советской власти.

Политика расказачивания, которую проводила советская власть, привела к тому, что были уничтожены все носители боевого казачьего искусства, и сейчас все приходится бережно, по крохам, восстанавливать вновь. И Марьяна Максакова, отменно владеющая шашкой, одна из примет этого казачьего возрождения.

Александр ОЛЕНЕВ (текст).

(Публикация - газета "Вечерний Ростов", 16.02.2017).

Недавно был удивлен. Услышал от одного довольно грамотного человека суждение: «У нас что ни героизм, то бессмысленный. Все – с шашками на танки».

А дальше речь зашла о сражении под Кущевской, когда в августе 1942 года казачьи части остановили фашистское наступление на Кавказ, и в нескольких сабельных атаках изрубили более четырех тысяч гитлеровцев. О наших потерях информации нет, кроме того, что они были значительны. И делается из этого вывод, что некие бездарные командиры, бросили казаков в самоубийственную атаку. Причем атаку бессмысленную – она всего на три дня задержала наступление гитлеровцев. Стоило ли ради этого народ губить?

Сначала я, естественно, возмутился. Что за идиотские выводы? А потом подумал - а какие могут быть еще выводы из вышеизложенного набора информации. В чем человека винить? В том, что ему не рассказали, что было на самом деле? Винить в этом надо горе-пропагандистов, рассказывающих о доблести, и не говорящих о смысле. И решил я эту ошибку исправить.

Для начала – повторю общеизвестное. С 30 июля по 3 августа 1942 года бойцы 17-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса вели бои на Ейском оборонительном рубеже (станицы Шкуринская, Канеловская, Старощербиновская, Кущевская) с превосходящими силами противника. Несколько раз казачьи полки в конном строю ходили в сабельные атаки, уничтожили от четырех до шести (цифры разнятся) тысяч гитлеровцев. Покрыли себя славой, но… потом все равно отступили.

Теперь – о ситуации на фронте. Гитлер рвался на юг – к нефти Кубани и Кавказа. В этом направлении наступали отборные фашистские части, несколько дивизий горных стрелков, усиленные полками СС, а на острие клина шли танки, разрывавшие советскую оборону в клочья. Равнинный ландшафт затруднял оборону – многокилометровые противотанковые рвы не могли перекрыть всю степь. Красная армия отступала. Причем отступала с такой скоростью, что возникла опасность попадания разбитых частей в «котлы». Кроме того – до нефтяных промыслов Краснодарского края оставалось около двухсот километров. И тут на пути гитлеровцев встали казаки.

О казаках. 17-ый кубанский казачий кавалерийский корпус формировался из добровольцев непризывных возрастов. И хотя в нем было немало семнадцатилетних мальчишек, основной массив составляли сорока - пятидесятилетние мужики, прошедшие до этого и германскую и гражданскую. Это не были сумасбродные самоубийцы, как можно предположить, глянув на известное полотно, на котором всадники с шашками летят на танки. Это были обстрелянные, знающие цену жизни и смерти, умеющие взвешивать риск бойцы, понимавшие, на что они идут. В большинстве своем они были куда более опытными и стойкими морально воинами, чем двадцатилетние мальчишки, чье отступление они прикрывали. И они отлично знали – за что идут в бой. В том числе – и за отступающих мальчишек.

О сабельных атаках. Они были, но не такими, как можно себе представить по фильмам. Тактика кавалеристов в Великую Отечественную заметно отличалась от тактики времен гражданской. Казаки в основном воевали пешими. По воспоминаниям очевидцев (а мне довелось побеседовать с несколькими участниками кущевской атаки) – основным оружием казака в Отечественную была винтовка, а чуть позже - автомат. Удобный в рукопашной кинжал был всегда на поясе. А вот сабли чаще всего лежали в обозе. С собой прагматичные казаки брали их только в кавалерийские рейды по вражеским тылам - в остальное время проку от сабель не было. Кони же использовались больше как транспортное средство, но не как «боевая техника». По возможности верхом совершались переходы. На конной тяге передвигались пулеметы и пушки. Не саблями, а с помощью пушек, противотанковых ружей и танков приданной корпусу танковой бригады Орловского училища была остановлена под Кущевской фашистская бронетехника. А уже потом, когда вражеские танки и самоходки горели, а пехота замешкалась – была сабельная атака. И в этих условиях она была даже менее самоубийственной, чем штыковая атака пехоты. Да – всадник более удобная мишень, чем пехотинец. Но это - для подготовленного стрелка в укрепленной позиции. А для только что наступавшего автоматчика пехотинец предпочтительней. Он и бежит дольше. И в рукопашной ты с ним – на равных. А всадник… Казак Константин Недорубов, за первую мировую ставший полным Георгиевским кавалером, под Кущевской зарубил семьдесят фашистов, за что получил звание Героя Советского Союза…

Я уже говорил о том, что кавалеристы были мужики опытные, обстрелянные, умеющие взвешивать риски. Конной лавой под Кущевской казаки атаковали не из лихого героизма, а потому что так было лучше. Атаковали из балки, из-за железнодорожной насыпи, с кукурузного поля, в котором до поры всадников было не видно, да по солнцу (чтобы неприятеля слепило). Именно благодаря этому достигалась внезапность атаки. Вы поставьте себя на место гитлеровского автоматчика. Минуту назад в поле никого не было, но вот тебя уже рубят. Да-да – именно рубят. Тебя учили приемам против ударов штыком или прикладом, но не сабли… Кстати – немаловажно: большинство сабельных атак (а тогда она была не только под Кущевской, но и под Шкуринской, и на других участках Ейского оборонительного рубежа) были контратаками. То есть кавалерия не кидалась на пристрелянные пулеметы, а рубила лишенного укрытий пешего неприятеля. То есть осознанно, умело и успешно использовала те немногие преимущества, которые кавалеристы имели над пехотинцами в поле.

Стоит понимать, что бесконечно это продолжаться не могло. Как бы грамотно казаки не планировали свои атаки, как бы лихо они не совершали обходы, все решили танки. К местам боев вышли очередные танковые подразделения немцев. Наша артиллерия была подавлена. Гитлеровцы продолжили наступление, а понесшие значительные потери (атак без потерь не бывает) казачьи дивизии отступили, задержав врага на три – четыре дня.

Стоила ли овчинка выделки? Во-первых корпус выполнил боевую задачу - обеспечил отход регулярных частей Красной Армии на туапсинском и моздокском направлениях. Отступившие войска переформировались, закрепились на новых оборонительных рубежах и не пустили врага туда, куда он стремился – к кавказской нефти. (Да-да, а вы думаете что только сейчас ради нефти бомбят? Чепуха - раньше было то же самое). Во-вторых, казаки дали время демонтировать оборудование нефтяных скважин Кубани и уничтожить сами скважины.

И тут пора рассказать еще одну историю. Летом 1942-го на Кубань был откомандирован Николай Байбаков (кому это имя незнакомо - погуглите) с личным напутствием Сталина: «Если вы оставите противнику хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем, но если вы уничтожите промыслы, а немец не придет, то… мы вас тоже расстреляем».

Байбаков организовал работу промыслов так, что они практически до последнего дня давали нефть фронту. Также был разработан способ, позволивший гарантированно уничтожить скважины – их просто заливали бетоном. Фашисты, пришедшие на Кубань, за полгода оккупации не сумели расконсервировать ни одной скважины и добыть хотя бы одну тонну нефти.

Нашим, правда, после изгнания немцев тоже пришлось бурить скважины по-новому, но они справились. И во многом справились именно потому, что было сохранено оборудование, при отступлении не уничтоженное, а демонтированное и вывезенное в тыл. Казаки, три дня подряд сдерживавшие натиск бронированных частей нацистской Германии, позволили это сделать. Это не случайность и не совпадение - сохранились документы, в которых подтверждается, что Буденный гарантировал Байбакову пять дней. Байбаков, кстати, в пять дней не верил (поэтому начал уничтожать скважины на свой страх и риск не дожидаясь распоряжения сверху), но просил продержаться хотя бы дня три. Именно для того, чтобы демонтировать и вывезти оборудование промыслов.

…Вот так, если копнуть чуть глубже, за подвигами и лихой самоотверженностью обнаруживаются экономика и расчет. Кого-то это может смутить. Я же, зная, что ни одна война не затевается без надежды на выгоду, не вижу в этом стыда. Ведь тогда лишение ожидаемой выгоды – победа. Казаки, не пустившие гитлеровцев к кубанской нефти, и давшие шанс не допустить их до нефтепромыслов Кавказа, посадили на скудный паек экономику рейха, вынужденного выбирать – поить имеющейся у него румынской нефтью танки Восточного фронта, или наращивать мощности оборонных заводов.

Так к чему мы пришли? К тому, что кавалерийские атаки не были ни бессмысленными, ни безрезультатными. Под Кущевской самоотверженность, отвага, удаль и ратное мастерство (звучит пафосно, но иначе не скажешь об этом) казаков послужили спасению отступавших мальчишек, поломали планы неприятеля, и лишили врага той экономической подпитки, в которой он отчаянно нуждался.

Поколения рассказчиков заболтали суть, оставив от истории только внешний блеск дерзкой сабельной атаки. Поколения слушателей извратили смысл, не понимая – зачем бросаться с шашками на танки. Герои – казаки, среди которых был и мой прадед, стали выглядеть какими-то несчастным недоумками, готовыми гибнуть по приказу идиотов.

Стыдно.

Пора бы разобраться в том, что происходило, и сказать спасибо мужчинам, умевшим останавливать танки, и идти в атаку ради спасения своих сыновей.

И еще - войну казачьи дивизии закончили в Праге. Это я к тому, что наши прадеды умели побеждать не только числом, но и умением.

Статьи по теме: