Обзор gta 5 играем за баланс. Обзор игры Grand Theft Auto V

Всем привет. На связи команда Gamebizclub. Сегодня мы представляем вам подробный обзор GTA 5 – одной из лучших игр последних лет и по совместительству самого качественного симулятора гангстерской жизни. Вышла эта игра 14 апреля 2015 года и с того момента, наверное, нет такого геймера, кто хотя бы немного не интересовался ею.

Из этой статьи вы узнаете:

Целый мир у ваших ног

Начнем, пожалуй, с сюжетной линии, которая с первых минут затягивает в игру с головой. Посмотрите ее официальный трейлер.

Пролог закидывает вас в самую гущу событий, а именно в ограбление банка, расположенного в Северном Янктоне. Тут вам и запугивание клерков, и взрывы, и перестрелки с ненавистными копами, а ведь прошло каких-то три минуты с того момента, как вы запустили недавно установленную игрушку.

После пролога стартует основное развитие событий – вы начинаете прохождение за чернокожего паренька Франклина, который грезит о больших деньгах и промышляет пресловутыми угонами для владельца местного автосалона.

Казалось бы, клише – во всех играх этой франшизы мы начинаем играть за простого гангстера и стараемся быстрее развиться. Однако, не все так просто – геймеру, по мере прохождения, открывается возможность играть еще за двоих персонажей – спокойного и расчетливого Майкла Таунли де Санта, а также за вспыльчивого и, пожалуй, самого харизматичного из всей троицы Тревора Филипса.

Итак, наличие трех главных персонажей, вместо одного, это уже нечто новое, но девелоперы решили, что подобного нововведения будет недостаточно, поэтому появилась масса различных развлечений, которые доступны параллельно с прохождением игры, например, игры на биржах во время заданий Лестера – благодаря хитрым манипуляциям в стиле Джордана Беллфорта (мы искренне надеемся, что вы знаете о таком великолепном махинаторе) на LCN и BAWSAQ можно поднимать колоссальные суммы, как то: к концу сюжетной линии на всех троих персонажей можно набить себе около 6 миллиардов долларов, а то и больше.

Закономерен будет вопрос – «Зачем такие суммы?». Ответ крайне прост – это ведь Grand Theft Auto 5, со всеми своими тюнингами, путанами, барами, да и покупку недвижимости никто не отменял (хотя, конечно, очень хотели: Дэн Хаузер в своем интервью для Game Informer, за десять месяцев до выпуска игры на прилавки, сетовал о том, что приобретение недвижимости искоренят из серии, однако, поклонники франшизы переломили ход событий).

Недвижимость, кстати, стоит баснословных денег, например, за гольф клуб геймеру придется раскошелиться на 150 миллионов долларов, а ведь это далеко не единственная собственность – целых 27 объектов недвижимости доступно на просторах Лос-Сантоса и округа Блейн. Из них только два достанутся персонажу бесплатно, оставшиеся 25 придется покупать за тяжеленные сумки наличности.

Помимо прочего, нельзя не отметить саму атмосферу игры – большинство российских (да и, вероятнее всего, всех НЕанглоязычных геймеров) рвут с головы волосы и негодуют по поводу отсутствия русской озвучки.

Что ж, дамы и господа – учите английский, поскольку RockStar не дают разрешения на перевод Grand Theft Auto V на другие языки.

В принципе, оно и понятно – слабо представляется, как локализаторы передадут характер, харизматичность и акценты персонажей. Хотя субтитры на русском языке присутствуют в игре.

Постановка кат-сцен, проработка диалогов все выполнено на ура. Очень радует причудливый юмор, а также отсылки к другим интересностям мира реального – не секрет, что разработчики теплятся душой к пасхалкам.

Три бандита – три веселых друга

Мельком мы рассказали про каждого из персонажей, но пришли к выводу, что едва заметное упоминание – это не то, чего заслуживают главные герои.

Начнем с Франклина – довольно-таки типичный персонаж подобных игр, он перебивается мелкими, и, разумеется, нелегальными заработками, в чем ему помогают «братки с района». Парень открыт к авантюрам, и, уверенно чувствует себя за рулем – его спецспособность замедлять течение времени, пока он находится за баранкой. Это, кстати, очень помогает проходить разного рода повороты, уходить от полицейских облав, да и вообще, очень прикольное умение.

Майкл Де Санта, урожденный Майкл Таунли – старый друг и подельник Тревора, ныне человек, который хочет отойти от всех дел. Спокойная и размеренная жизнь Майка прерывается, когда из его дома пытаются угнать автомобиль. Далее, события для него начинают запутываться в такой клубок, что ваши наушники, запутавшиеся в кармане – просто детская шалость. За этого парня вам нередко предложат пострелять, и что радует, стреляет он отменно. Если совсем худо – можно замедлить время и разобраться с противниками на манер Макса Пейна, однако, прыгать и вытворять прочие акробатические этюды не придется, как-никак мистеру Таунли давно не 20.

На десерт – Тревор Филипс – пьяница, убийца и просто хороший человек, который очень злится при малейшем упоминании о его канадском акценте. В своих активах имеет друга Рона и работника Шефа – этакий аналог Уолтера Уайта – парень отбивается от налетов конкурентов на лабораторию, которую друзья гордо называют Trevor Philips Industries, в ней Тревор проводит достаточно времени. Нередко при переключении на Тревора, вы найдете его в душевных муках – он будет пить, лазить по крышам, орать на всех и избивать особо отличившихся. Периодически им можно впадать в буйство, что обеспечит невероятную устойчивость перед повреждениями, которой позавидовал бы сам Халк.

После того как все трое знакомятся – начинается невероятное – пытки, слежки, погони и даже работа на правительство, если это можно так назвать. А чего стоят любовные позывы Тревора? Такой тонкий съем девушек, пожалуй, очень мило выглядит, для столь амбициозного мистера Филипса.

Моментов с сексуальным подтекстом в игре, кстати, очень и очень много, так что дабы не травмировать родственников отточите искусство мгновенного отключения монитора, или овладейте тактикой под кодовым названием «Alt+Tab». Сотни слов крутятся на языке, но подобрать какое-либо одно не получается, так как действие, происходящее на экране, описать словами практически невозможно.

Новые особенности

Gameplay – сильная сторона большинства игр этой серии, поэтому в рамках этой рецензии, обойти его стороной было бы неправильно. Поскольку Grand Theft Auto V является уже 15 игрой, выпущенной разработчиками в рамках этой франшизы, наша редакция предугадывает резонный вопрос читателя: «Чем сможет удивить эта игра?» и со всей уверенностью заявляем: «Всем! Абсолютно всем!». Теперь по порядку:

  • Огромный мир, полностью открытый к исследованиям и взаимодействию с ним: нередко мчась по шоссе, или исследуя городские проулки, вы будете встречать случайных людей, которым требуется ваша помощь. Что более примечательно, некоторые из них с лихвой отплатят за доброту, а другие и вовсе готовы будут пойти с вами на «дело».
  • На ПК и nextgen консолях есть вид от первого лица, и теперь ГТА можно позиционировать как самый полноценный симулятор жизни из всех существующих.
  • Переключение между главными героями – во время игры вы в любой момент сможете сменить одного персонажа на другого (если, разумеется, они уже открыты). У каждого из них есть своя семья, дом, да и сама жизнь, в которую вас буквально вбрасывает по ходу игры. Препятствовать этому может лишь прохождение задания или погоня полиции, но ведь это и понятно, искусственный интеллект за вас от погони уходить не будет, да и миссию проходить не станет.
  • Впервые игра такого масштаба и типа оснащена режимом online, который позволит насладиться игрой по сети вместе с друзьями. А если вы будете устраивать беспорядки, то персонажу будет присвоен статус «ненадежный игрок» и он будет иметь возможность играть на серверах только с такими же хулиганами.
  • Масса развлечений на тот случай, если прохождение надоело: теннис, стрип-клуб, парк аттракционов и многое-многое другое.
  • Для любителей легко обзавестись кучей денег в режиме multiplayer теперь есть донат, всего есть четыре типа приобретаемых карт стоимостью от 100 до 700 рублей.
  • В салонах LS Customs представлен широкий спектр различных деталей и аксессуаров, и поэтому тюнинг авто более чем занимателен.

Помимо всего вышеуказанного, хотелось бы рассказать о реализации таких миссий, как сюжетные ограбления – здесь геймеру действительно есть где разгуляться.

Например, вы сами подбираете себе команду для выполнения этой работы, и случается такое, что благодаря тем или иным решениям, принятым во время свободной прогулки по красочному Лос-Сантосу, у вас появляются дополнительные подельники. При планировании ограблений есть и вовсе несколько вариантов их прохождения, как правило, доступны два пути – подобно Агенту 47 на первых парах провернуть все тихо, а затем пускаться наутек, либо устроить веселье на земле, взрывая все на своем пути.

Ну и, конечно же, некстген графика – в наше время, оглядываясь назад, на более квадратные релизы обсуждаемой серии игр, трудно сказать, что раньше GTA выделялась за счет графических показателей, упор шел на геймплей и интерактивность, но теперь на высоте реализованы все параметры. Хвалить картинку можно бесконечно, даже отражения, свет и тени исполнены на высшем уровне.

Вся серия GTA отличается наличием интересных моментов, и пятая часть не является исключением.

Потрясающая интерактивность игрового мира захватывает дух – о ваших проделках постоянно упоминают на радиостанциях, а кое-что даже транслируется по телевидению. А разнообразие действий вне сюжета прямо-таки безгранично. Например, возможность покупки недвижимости, которая позволяет выполнять дополнительные задания, для того, чтобы денег стало еще больше. Как мы указали выше, за проступки в многопользовательском режиме игрока «отправляют» на сервера для ненадежных геймеров, но и тут не обошлось без интересностей – подобный проступок – единственная возможность получить колпак с надписью Dunce (тупица).

В ГТА 5 появляется приложение для мобильных устройств iFruit. С его помощью, вы можете покупать машины и тюнинговать их. Также у Франклина появляется собака Чоп, которую можно тренировать через это приложение. Собаку можно научить различным трюкам и командам: сидеть, лежать, дай лапу и т.д. Тренировки помогают развивать навыки собаки: она будет лучше вас слушаться и помогать, по нюху будет находить ближайший спрятанный предмет, когда будете выводить Чопа на прогулку.

Также Rockstar Games решили высмеять традиционный уклад современного мира – наверняка большинство из вас увлекается социальными сетями – для вас есть LifeInvander, пожалуйста, зависайте сколько хотите в виртуальном аналоге ВКонтакта и Лицокниги. Также доступны покупки через интернет и, разумеется, то что перевернуло мир! Та вещь, что произвела фурор! Не станем томить интригами – селфи! Теперь фотографировать можно не только то, что окружает вас, но и себя любимого.

To be or not to be

Если вы все еще задаетесь вопросом – стоит ли играть в GTA 5?, то наш ответ однозначен – непременно! И дабы развеять все сомнения обобщим положительные и отрицательные стороны игры:

  1. Огромный игровой мир с высокой степенью интерактивности.
  2. Великолепная реализация окружающего мира и наполняющих его объектов.
  3. Масса вариантов провождения времени, даже если миссии закончились.
  4. Онлайн-режим.
  5. Красочные диалоги и живописные кат-сцены.

В полном виде этот список будет состоять из десятков позиций, поэтому оставим возможность дополнить его на свой вкус за вами, дорогие читатели.

Минусов нам выявить не удалось, поскольку игрушка реализована на высшем уровне.

В итоге

Описывать этот шедевр можно бесконечно долго, поэтому советуем вам обязательно приобрести эту замечательную игру, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На этом наш обзор завершается, искренне надеемся, что эта статья дала исчерпывающие ответы на все ваши вопросы. Подписывайтесь на обновления блога и оставляйте свои отзывы в комментариях. Всем пока.

В эпоху, когда бюджеты компьютерных игр резко возросли и масштабность де-факто стала стандартом, ни у кого не вызывает восхищение идея огромного открытого мира, полного приключений, как это было во времена . Удалось ли удержать планку качества на фоне именитых конкурентов? Читайте в нашем обзоре!

Если вы любите компьютерные игры, то знаете серию Grand Theft Auto. Даже если вы не знаете о видеоиграх вообще ничего, есть более чем ненулевой шанс того, что вы хоть краем уха слышали о !

Эта игра долгие годы была «плохой девочкой» на рынке компьютерных игр и, к ее чести, остается таковой до сих пор. Только GTA может вызвать столько жарких споров и резкой критики, при этом не теряя любовь фанатов, которая всегда выражается в громком звоне наличности от продаж.

Первое впечатление

Так, например, Майкл, отошедший от дел грабитель банков, пытается приспособиться к семейной жизни с женой, дочерью и сыном, которые его ненавидят. По мере развития сюжета он пытается уйти от своего старого образа жизни, но довольно быстро становится ясно, что он все еще преступник до мозга и костей, который к тому же не склонен испытывать лишних сожалений.

В это же время Франклин может только мечтать о такой жизни, как у Майкла. Ведь он мелкий гангстер, отчаянно ищущий способы заработать денег, купить большой дом и много спортивных машин, а также избавиться от придурковатых друзей. Однако судьба бывает благосклонна, и он знакомится с такими людьми как Тревор и Майкл, без которых никогда бы не смог изменить свой предыдущий образ жизни. А благодаря своей напористости он смог проникнуть во все тонкости уголовного мира.

Ну и Тревор. Убийца, наркоман, психопат и ветеран войны во Вьетнаме, полностью поглощенный жаждой крови и собственными импульсивными желаниями. Тревор никогда не меняется, а его поступки иногда действительно будоражат кровь. В другие моменты он может оказаться куда более милым и даже приветливым. Можно сказать, что через его образ сценаристы передали квинтэссенцию сути GTA - жестокая и беспощадная, но в то же время веселая и энергичная.

Геймдизайнеры Rockstar пошли на очень смелое решение, когда добавили эту троицу, но это в конечном итоге себя полностью оправдало. С этим согласятся даже убежденные скептики, как только пройдут сюжетную линию до конца. Если увлекательный сюжет можно назвать одной стороной медали, то...

Игровой процесс

Ее второй частью является геймплей, в бриллиантовой оправе которого сияет камера переключения между персонажами. С ее помощью разработчики добились не только большей кинематографичности игрового процесса, но и позволили удобно переключаться между персонажами, за исключением ряда миссий.

Причем сам процесс переключения реализован на удивление быстро, и вы в любой момент можете поменять камеру, например, с Майкла на Тревора. Пока вы играете за одного персонажа из троицы друзей, двое других занимаются своими делами или путешествуют по городу. А сколько радости доставляют моменты, когда при переключении можно понаблюдать за жизнью персонажа. Забавно видеть, как Франклин гуляет с собакой или Майкл выслушивает домашние ссоры с лицом овоща. Ну а переключение на Тревора интересно само по себе - что он там делает, колит себе наркотики или бузит в баре с другими посетителями?

Вне зависимости от того, какой персонаж больше пришелся вам по душе, в режиме свободной игры вы по-прежнему можете свободно взаимодействовать с окружающим миром - устраивать пострелушки, гонять с полицией или давить пешеходов забавы ради. С другой стороны, в игре есть ряд уникальных миссий, а также задания, непосредственно посвященные персонажам. Франклин чаще занимается автоугоном, Майклу все время приходится решать спорные вопросы в преступном сообществе или в собственной семье, а Тревор устраивает хаос и резню везде, где бы не оказался. Степень успешности каждой миссии зависит от того, как быстро вы ее пройдете и выполните ли дополнительные задачи. При желании вы всегда можете пройти квест повторно в любое время.

Вам также понравится, как некоторые миссии влияют на остальной мир. Например, покушение на генерального директора одной фармацевтической компании вызовет падение ее акций, что станет отличной новостью для тех, кто вложил средства в ее соперника. С другой стороны, вы можете воспользоваться неразберихой и скупить акции по низкой цене, чтобы затем продать их дороже.

И, конечно же, кроме всех этих миссий вас ждет огромное количество развлечений, в которых можно поучаствовать, причем они зависят от персонажа, за которого вы сейчас играете. В их числе есть дайвинг, скалолазание, йога, мотокросс и гонки по улицам помимо традиционных тенниса, гольфа или даже банального просмотра ТВ, прогулок с собакой и посещения стриптиз-клубов со щипанием стриптизерш за оголенные места.

А Тревор и вовсе может охотиться и продавать мясо убитых им животных. В городе полно возможностей открыть свой бизнес, помимо упомянутой выше игры на фондовой бирже. Все полученные деньги вы можете потратить на покупку недвижимости в Лос-Сантосе, разблокировку вертолетной площадки, доков для прогулочных катеров или новых мест для машин в гараже.

Если вам мало основных и побочных миссий, то знайте, что в течение дня по всему Лос-Сантосу происходят случайные события. Например, у прохожей дамы могут стащить сумку прямо у вас перед носом, или вы можете стать свидетелем ограбления магазина. Вы можете поучаствовать в этих заданиях или проигнорировать их. В любом случае, эти случайные миссии делают геймплей практически неотличимым от реальной жизни.

Однако выполнение заданий втроем или в одиночку - не единственное, что подготовили парни из Rockstar. В ряде квестов вам надо будет выбрать напарников со стороны. Можно набрать тупых качков, чтобы они побузили и отвлекли внимание, а можно и высококлассных взломщиков, чтобы те отключили охранные системы и вскрыли защиту за считанные секунды. Выбор, экипировка и амуниция этих персонажей полностью зависит от ваших предпочтений. Однако учтите, что чем менее квалифицированными будут ваши помощники, тем больше проблем вы можете получить из-за их неправильных действий. С другой стороны, опытная команда потребует куда больше денег за свои услуги.

Зато улучшить управление самолетов и вертолетов у разработчиков времени не хватило. К нему вам придется привыкнуть, а до этого - много повозиться.

Графика и звуковое сопровождение

Визуальные эффекты в несколько лучше, чем в , но не настолько, чтобы простить плохие текстуры и падения производительности. Специалисты Rockstar, конечно, выжали все соки из консолей текущего поколения, однако последние уже доживают свой век, и лучших показателей от них не добьешься. В общем, ждем выход игры на РС, чтобы оценить графику.

Как и следовало ожидать, звукорежиссеры проделали безупречную работу, как и всегда. Все действия персонажей подкреплены отличным музыкальным сопровождением, одним из лучших в индустрии.
Оригинальная музыка в миссиях добавляет атмосферу напряженности, в то время как в свободной игре множество радиостанций порадуют вас восхитительной музыкой.

Заключение

Отличительными чертами всей серии GTA являются увлекательный мир, захватывающая история, разнообразный геймплей, множество взрывов и спецэффектов, а также кинематографичность. И все это отлично реализовано и упаковано в блестящую обертку. Вам лишь нужно ее развернуть.

Только время покажет, будет ли этого достаточно, чтобы удержать внимание фанатов и переманить на свою сторону скептиков. Важно только то, что Rockstar North внимательно выслушала критику, доставшуюся прошлым играм серии, и выдала такой продукт, который практически полностью соответствует идеалу, доступному при текущем развитии технологий.

Нельзя забывать и о том, что Rockstar обязательно выпустит на PS4, Xbox One и PC, а значит, нас ждет долгое погружение в мир Лос-Сантоса. Кроме того, в появится интересный многопользовательский режим, известный нам как . Какие фишки он несет? Узнаем об этом в октябре, а пока можете прочитать будущей игры!

В пятую часть одной из самых известных франшиз просто необходимо сыграть каждому, у кого есть руки, глаза, уши, телевизор и консоль

Отправить

На серию GTA равняются, ей пытаются подражать, но пока конкуренты пытаются выйти на один уровень, Rockstar выпускает новую часть - которая задает уже совсем другой стандарт качества, свободы, повествования, насыщенности событиями. И ведь концепция ни разу не менялась. Базовая идея все время одна - тотальная свобода, - но разработчики вводят все новые и новые особенности, сильно меняющие геймплей от части к части.

Rockstar достигла такого уровня, что рассказывать о GTA , в принципе, и не нужно. Несколько роликов, сухие строки пресс-релизов - и пятая номерная часть уже окупается за счет одних только предзаказов. Бюджет игры составляет невероятные 256 миллионов долларов. Это больше, чем у кэмероновского «Аватара» (237 млн.)! GTA продает сама себя, коробку с тремя буквами купит любой человек, играющий в игры. Rockstar потратила сумму, на которую можно снять мировой блокбастер со звездами первой величины или разработать 4-5 ААА-игр. К моменту написания этого текста Grand Theft Auto 5 принесла разработчикам больше миллиарда долларов - абсолютный рекорд в игровой индустрии. И это с учетом того, что версия для Xbox 360 утекла в Сеть за четыре дня до релиза.

В пятой GTA разработчики вновь удивляют проработкой мира и колоссальным вниманием к деталям. Поначалу информация о трех главных героях настораживала. «Зачем», «как это будет выглядеть», «надоест переключаться» - претензии были вполне обоснованными. До выхода игры фишка с тремя персонажами в самом деле казалась странной. Но Rockstar не ошиблась. Благодаря великолепно прописанным характерам к троице персонажей сразу проникаешься симпатией, веришь в их реальность. Каждый из них проработан лучше, чем все предыдущие герои вместе взятые. Только осваивающий криминальный мир Франклин, Майкл с кризисом среднего возраста и всеми вытекающими последствиями в виде «ненавижу тебя, папа», законченный псих Трэвор, пугающий своей вспыльчивостью. Между героями буквально разрываешься, они интересны все, и порой долго думаешь, за кого все-таки пройти миссию: посмотреть на очередную выходку Трэвора, разборку с наркодилерами Франклина или семейную драму Майкла.

Разработчики вернули из San Andreas систему прокачки, но здесь она настолько ненавязчивая, что можно и вовсе не смотреть на характеристики, тем более что они ближе к концу игры все равно будут почти на максимуме у троих героев. Помимо этого, Трэвор, Майкл и Франклин имеют по спецспособности. Майкл замедляет время, Франклин уходит в рапид во время езды для лучшей маневренности, а Трэвор может снизить получаемый урон и увеличить наносимый. Переключение между героями происходит почти мгновенно, особенно эффектно это выглядит во время долгой комплексной миссии. Сначала отстреливаемся с земли, попадаем в засаду. Берем под контроль другого героя, который сидит в вертолете - и уже тактическое преимущество на нашей стороне. Осталось добить врагов третьим персонажем, который зайдет с тыла. Все меняется за секунды, разнообразие и так всегда было неотъемлемой частью любой GTA , но здесь Rockstar вышла на совершенно иной уровень.


В GTA 4 главной темой была «маленький человек в большом городе»: Нико становился все круче, знакомился с влиятельными людьми и вообще матерел. Нынешние герои изначально являются профи (за исключением Франклина), и пятая часть наконец-то избавилась от общей претензии ко всей серии - слишком долгой раскачки. Grand Theft Auto 5 сразу бросает в самое пекло. Почти каждое задание - часть одной большой мозаики, здесь нет важных или неважных миссий. Какие-то нужны для продвижения по сюжету, какие-то для раскрытия образов персонажей. Встречаются совершенно потрясающие миссии, заставляющие просто аплодировать разработчикам - настолько тонко высмеивать современные тренды «правильной» жизни умеет только Rockstar . Дурацкие занятия йогой, непременные беседы с психологом, чудаковатые персонажи - за всем этим кроется пародия на глянцевые журналы, телешоу, основанный на MTV стиль бытия и новые течения: досталось даже хипстерам.


Для пятой части разработчики выбрали главной темой грабежи. Ювелирные магазины, банки, инкассаторские машины, секретные военные объекты - троица героев обчистит все, но перед этим предстоит самая интересная часть игры: выбор и подготовка к налету. Место ограбления заранее определено. Прибыв для осмотра, начинаем подмечать детали: расположение охранников, пути отхода, вентиляция, запасные выходы. После выбираем план действия - например, по-тихому или с автоматами и «курица, держи руки так, чтобы я их видел». Далее выбираем команду с учетом специфики прохождения. Допустим, незачем нанимать идеального стрелка для тихого ограбления - затребует себе большие проценты от куша, при этом окажется бесполезен. Наконец, финальная стадия перед ограблением - подготовка. Раздобыть костюмы, угнать нужную машину, провести дополнительную разведку. И, конечно, само ограбление. Rockstar создала почти что пособие для грабителей. Разработчики передали ощущение ответственности - ведь если что-то пойдет не по плану, виновен всегда организатор. Здесь нет показушности, скажем, «Одиннадцати друзей Оушена», где дюжина грабителей играючи обчистила самое защищенное казино Лас-Вегаса. GTA 5 наиболее близка к «Схватке» (1994). Все по-настоящему: реальные стволы, реальная возможность быть убитыми, яростные перестрелки, есть выберете «громкий» вариант. Все по-настоящему, никакой наигранности. Rockstar удачно совмещает комичные ситуации и диалоги с серьезными эпизодами и подлинной жестокостью. Разработчики играют на контрастах: сначала Трэвор выдает очередную пошловатую шутку, а через мгновение забивает персонажа ногами до смерти.


Карта по сравнению с GTA 4 огромна. Лос-Сантос - единственный мегаполис, на оставшейся территории разместились горы, поля, деревушки, реки, леса и озера. Вырваться из шумного города на узкую извилистую дорогу и ехать на красиво заходящее солнце - этого сильно не хватало в четвертой части. Отличный контраст столицы и провинции: деревенского жителя никогда не спутаешь с городским, говорят же: «можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки - никогда».

Каждый квадратный метр пустынной территории напичкан развлечениями. Гонки на квадроциклах, местные дурачки, готовые втянуть героя в авантюру, множество побочных заданий. В отличие от многих ролевых игр, искать здесь ничего не нужно - задания буквально сами идут к вам. Это не Oblivion , где можно нарезать круги по лесу до ближайшего поселка, считая ворон и проклиная разработчиков за мир, где в лучшем случае вы приглянетесь парочке бандитов. Здесь же вокруг постоянно что-то происходит. Едете, никого не трогаете, как на ваших глазах воришка отбирает сумочку у девушки: можете пройти мимо, а можете вернуть вещь. Или отобрать у вора и потом оставить себе. Горе-преступники обчистили магазин, но остались без машины - помогите недотепам уйти от копов. Лос-Сантос и окрестности доверху заполнены событиями, многие из которых вообще происходят случайным образом. Уникальных историй просто невероятное количество. И это не говоря о гонках, охоте, поимке беглых преступников, игре на бирже и уйме других вещей. Вы можете пройти мимо - но они не останутся незамеченными. GTA

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, давно оставила бы Rockstar North без работы. В вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Генератор счастья

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий : названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно... »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события , — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде , можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся...

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной , но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Трое в тачке, не считая собаки

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.




Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty .

А Тревор ... Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет . И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг! » с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор...

День расплаты

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка?..

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Туда, где я не был

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время ». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда ), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и... убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис...

Статьи по теме: