Обзор игры фоллаут 4. Безумная, безумная Пустошь. Пустошь может быть красивой

Сказать, что игра «Фоллаут 4» была самой ожидаемой вот уже многие годы - это не сказать ничего. Релиз отменялся и переносился, но это не было помехой для многомиллионной армии поклонников, продолжающих упорно ждать, что и подтверждает огромное число предзаказов. Но были ли оправданы надежды фанатов? И стоил ли ожиданий «Фоллаут 4»? Обзор на русском языке, представленный на нашем сайте, постарается ответить на все эти вопросы. Итак, отправляемся в жестокий мир постапокалиптического Бостона и его окраин, где и будут проходить наши приключения, или добро пожаловать в игру «Фоллаут 4».

Обзор

Дата выхода - 10 ноября 2015 года - может смело быть вписана в историю. Ведь этот день с нетерпением ожидали многие игроки по всему миру. И какими бы противоположными и неоднозначными не были рецензии - эта игра стоит того. Обзор игры «Фоллаут 4» нужно начать с описания сюжета. Наш главный герой, очнувшись ото сна, который длился более ста лет, видит сквозь двери криокамеры, как убивают его супруга (или супругу) и забирают ребенка. Немного очухавшись, мы оправляемся на поиски своего сына. И вот мы попадаем прямо-таки в детективную историю, в которой нам предстоит распутать интриги, узнать тайны и услышать шокирующие воспоминания - можно сказать, что сценарий удался на славу.

Основной сюжет немного линейный, но все-таки он проведет вас по самым значимым городам и местам и ознакомит со всеми фракциями Содружества, с каждой из которых нам придется взаимодействовать. При этом нужно постараться как можно дольше сохранить нейтральные или дружественные отношения со всеми группировками. Ведь это позволит посещать их базы, где всегда можно воспользоваться услугами доктора или получить бесплатную койку и еду, но в определенный момент герою предстоит сделать свой выбор.

Свобода действий и открытый мир

Как и заявлял директор и исполнительный продюсер Bethesda Game Studios, вы можете заниматься чем угодно, но в контексте того, что герой ищет своего ребенка, немного не увязывается его желание помочь кому-то построить деревню или принести артефакт. Так что есть смысл пройти основную сюжетную линию, и уж потом приступить к дополнительным заданиям, которых в игре огромное множество. При этом некоторые из них достаточно оригинальны и чаще всего приведут к новым заданиям. Так что вы всегда найдете чем заняться, путешествуя по не очень большой, но насыщенной карте «Фоллаут 4».

Обзор сюжета нельзя сделать без описания финала, но тут разработчики решили, что жизнь на пустоши не заканчивается, так что как такового конца игры вы не найдете. Это достаточно оригинально, но немного разочаровывает. Сюжет игры, так или иначе, крутиться не только вокруг поиска ребенка, но и вокруг отношения окружающих к синтетическим людям. Стоит ли их бояться? Или считать их обычными людьми? Решать придется вам, при этом такое понятие как «карма», отвечающее за положительное и отрицательное отношение окружающих к вашим решениям, больше не существует. И это становится настоящей свободой выбора, ведь игра не диктует вам, как нужно поступать.

«Фоллаут 4». Обзор фракций

Игроку предстоит много взаимодействовать с окружающим миром, и не последнюю роль в этом играют разнообразные группировки, которые враждуют между собой, имеют определенную цель и собственные секреты. И, несмотря на свободу действий, герою придется отдать предпочтение одной из них, ведь основной сюжет завязан именно на фракциях. От наших действий зависит многое, и тот или иной поступок переписывает сценарий взаимодействий с группировками, которых в игре четыре:


Каждая фракция имеет свои задачи и интересы, и ни одну из них нельзя назвать плохой или хорошей. Игроку стоит отдать предпочтение той, которая ближе ему по идейной части. Хотите развивать и строить поселения - добро пожаловать к минитменам. Игроку-воину подойдет по духу Братство стали. Самые сложные моральные дилеммы вызывает Институт. Но если он вам крайне неприятен, то свободно вступайте в ряды Подземки - все квесты этой фракции завязаны на тайном и явном противостоянии с Институтом.

Пустошь — не место для одиночества

Обзор игры «Фоллаут 4» не может обойтись без упоминания о напарниках. Конечно, такие персонажи существовали и в прошлой части, но они были не особо выразительными, молчаливыми и использовались чаще всего в роли вьючного скота. Теперь же все кардинально изменилось - напарник обладает собственной историей (пусть и немного недописанной), характером, реагирует на действия главного героя и может влезть в диалоги с другими персонажами. Отдельно нужно упомянуть пса - немного перков и из этой собаки можно сделать убойного терминатора, который не станет лишним во время боя.

Взаимодействие с окружающими

Города и поселения стали более оживленными. Их обитатели обрели много разных занятий, и герой всегда найдет с кем поторговать, пообщаться и получить новое задание. Это огромный плюс, но система диалогов по сравнению с предыдущей частью заметно ухудшилась. Иногда не особо понятно, что же скажет ваш герой, если выбрать тот или иной вариант ответа. Если с кем-то подружиться, то можно получить какое-то полезное умение, которое не станет лишним при прохождении «Фоллаут 4».

Обзор романтических отношений можно выразить так - они существуют. Любовная история не станет слишком запутанной или сложной. Несколько реплик с уклоном на флирт — и герой обзаведется дамой или кавалером. Но единственный бонус, который из этого можно получить, - это небольшая временная прибавка к очкам опыта, которую можно получить за сон в одной кровати.

Пустошь может быть красивой

Игра получилась атмосферной, впрочем, Bethesda Game Studios славиться этим. Нельзя сказать, что графика в «Фоллаут 4», обзор которой мы проходим, стала каким-то прорывом или обладает безумно красивой картинкой. Но все-таки ощущается огромный шаг вперед. Дизайн и прорисовка локаций приносит удовольствие и радует глаз, а также заставляет провести огромное количество времени в поисках новых поселений или мест для изучения. Огромное впечатление производят радиоактивные бури, наблюдать за которыми можно только из убежища, ведь герой моментально погибает в них. Музыкальная часть проекта также погружает в игру полностью. Помимо основного саундтрека, можно послушать радио, но большинство треков знакомо нам по предыдущей части, что немного утомляет.

Прокачка персонажа в «Фоллаут 4»

Обзор на русском языке, представленный на нашем сайте, нужно продолжить такими словами - игра перестает быть РПГ и превращается в экшн. Разработчики перестарались с упрощением прокачки системы S.P.E.C.I.A.L., и теперь необязательно ломать голову над тем, какие параметры сделать основными, - все слито в одну систему из характеристик, к которым намертво привязаны 10 умений.

Конечно, не стоит думать, что с интеллектом в 4 единицы вы сможете взламывать сложные замки, и все равно придется задумываться, какое умение лучше прокачать сейчас, а что можно улучшить и в другой раз.

Бой и критические удары

Система V.A.T.S. , известная нам по прошлым частям, претерпела изменения. Прежде всего, это уже не заморозка времени, а его замедление. Кроме того, уже не существует случайного критического попадания, а есть система накопления шкалы, скорость которой зависит от нескольких факторов. Противники стали умней, передвигаются, прячась за препятствиями, могут кинуть гранату или стрелять из убежища - что делает бой более динамичным и интересным в «Фоллаут 4».

Обзор оружия можно проводить очень долго, ведь в игре его стало не только больше, но и увеличилась возможность его создания. Теперь уж ощущается польза от валяющегося по всей пустоши хлама, ведь любое оружие можно улучшить или изменить при помощи подручных средств. Вообще, строительство и создание предметов - это отдельная тема, но которую можно потратить не один час.

Но везде есть свои подводные камни, и проблема Fallout 4 в том, что это уже не совсем игра, а скорее времяпрепровождение, поскольку разработчики не ставят в ней конкретных целей, а предлагают цепочки бесконечных квестов, возрождение противников и заполнение полезным хламом уже зачищенных мест. Всё это при отсутствии потолка в развитии - качать уровни можно хоть до бесконечности.

Компаньоны призваны развлекать вас во время длительных скитаний и помогать в бою. Но в отличие от New Vegas, путешествовать можно только с одним.

Такой подход неплох, нужно же поощрять тех, кто желает не просто играть, но и жить в этом мире, а есть ли лучший стимул, чем фактор случайности? Раньше самое сильное оружие и экипировку мы находили в особых местах, теперь успех охоты за сокровищами больше зависит от везения и уровня героя: опытному мусорщику с большей вероятностью попадется импульсная, а не простая осколочная мина.

Уникальные вещи остались, но их стало меньше. В родном убежище за «очень сложным» замком всегда находится криолятор, а первую лазерную винтовку вы скорее всего получите за квест паладина из Братства Стали. Статичными остались журналы и пупсы, дающие новые способности и повышающие параметры S.P.E.C.I.A.L. - они разложены на карте вручную и повторно не генерируются.

Журналы стоит собирать хотя бы ради занятных и всегда разных обложек. А еще они дают неплохие способности, которые иным способом не получить.

И все же основной источник ценных предметов - не квесты и не тайники на карте, а легендарные противники. В New Vegas их было четверо на всю игру, здесь же они появляются повсеместно (чем выше сложность, тем чаще), а главное, всегда оставляют после смерти оружие или элемент брони с уникальным свойством, от увеличения урона по гулям до полной незаметности в неподвижном состоянии.

Это добро и зло в одном флаконе. С помощью руководств и подсказок в сети больше не получить карт-бланш в виде данных, где найти самое мощное снаряжение, но и ловля пушки с желанной характеристикой может занять как двадцать минут, так и десять часов, словно в Diablo или Borderlands . Да и гранатометы, выпадающие с радтаракана - не маразм ли сам по себе?

О графике не скажешь много лестных слов, кроме того, что она чуть лучше и симпатичнее, чем в Fallout 3. Ну и некоторые кадры просто завораживают.

Благодаря системе улучшений всю игру можно пройти с одной полюбившейся винтовкой, поскольку почти для каждого ствола предусмотрена замена ресивера, ложи, рукоятки, прицела, магазина и дульной насадки, а типов оружия заводской сборки не так много. Это удобно, но ради чего мне дальше слоняться по миру, когда уже есть карабин с удвоением урона, и ему даже калибр патронов можно настроить?

Правда, обзавестись орудием возмездия уже на первых уровнях не выйдет, ведь модули нужно или найти и оторвать от другой пушки, или создать самому с помощью болтов, клея и стали, а также знаний в науке и оружейном деле. Увы, сходу не понять, какой ствол оснащен желанным ресивером, и какие предметы стоит собирать ради разборки на детали, поэтому придется собирать весь найденный хлам.

Урон оружия теперь не зависит от степени его износа. Оно здесь вообще не ломается и не чинится, по правде говоря.

Это и есть главный множитель времени прохождения. Если посвятите Fallout 4 часов сто, поверьте, десять из них уйдет только на то, чтобы выгружать найденное барахло на верстак, сортировать предметы, перекладывать часть хабара напарнику, отбирать наименее ценные вещи, чтобы выбросить их в случае перегрузки. Проблема для серии не нова, но раньше хлам был именно хламом, а теперь есть куча причин собирать вообще всё ради переработки на ресурсы.

Проблему с навигацией в инвентаре попытались решить горячими клавишами для часто используемых вещей и сортировкой по массе и цене, но предметов все равно столько, что без частых визитов в меню пип-боя не обойтись. К счастью, этап разгрузки обходится без лишних телодвижений: опция «выгрузить весь хлам» позволяет сразу же переправить весь мусор в мастерскую, а перекладывание ценностей облегчается полезными фильтрами (переключение стрелочками в меню сундука).

Мало кто знает, но есть у Bethesda такая должность: уполномоченный создавать абстракции с участием плюшевых мишек.

Еще один фактор продолжительности: избыточно большие локации. В отличие от New Vegas, где мы бродили по пустыне, усеянной небольшими фермами, избушками и заправками близ дороги, здешние края плотно застроены многоэтажными фабриками, цехами, доками и предприятиями, причем в некоторых из них есть и подвальные помещения, и хитросплетения лестниц на крыше.

В итоге зачистка одной «иконки» карты может занять больше часа, особенно если враги равны вам по силе. Да и дизайн помещений далек от идеала из-за часто повторяющихся интерьеров: заходя через парадную дверь какой-то библиотеки или музея, я практически уверен, что попаду в зал, у перил второго и третьего этажа будут враги, а справа небольшая подсобка, где можно укрыться от их огня. Остается искать лестницы и провалы в полу, проводить зачистку, этаж за этажом. И так из раза в раз.

Звездные войны наоборот

Кое-что во вселенной Fallout никогда не меняется, и речь сейчас не о войне. В каждой части с порядковым номером мы играем за безымянного Выходца из Убежища, или Избранного, что по сути одно и то же. Но в этот раз Bethesda превзошли самих себя - они показали мир в довоенное время, американскую мечту о светлом будущем, еще не разрушенную ядерными боеголовками.

Весь пролог - самый сильный и захватывающий фрагмент игры. Дом молодой семьи с маленьким ребенком, их личный робот-дворецкий варит кофе, сотрудник «Волт-Тек» с энтузиазмом рассказывает о программе Убежищ. Эту идиллию прерывают тревожные новости, люди в панике бросают вещи и куда-то бегут, горстку избранных пропускают к спасательному бункеру. Взрыв…

Редактор лиц у Bethesda удался. Даже базовые персонажи на удивление оказались не страшилами.

Героям повезло оказаться в Убежище 111 за мгновение до апокалипсиса, но не повезло, что именно здесь корпорация «Волт-Тек» решила выяснить, как долго человек может находиться в заморозке. Заканчивается все тем, что спустя какое-то время сна неизвестные лица воруют ребенка и убивают одного из родителей, а второго вновь отправляют в искусственную кому на неопределенный срок.

Повторное пробуждение отчасти копирует предисловие Fallout 3; правда, все остальные уже умерли, и теперь надо выбираться наружу, отправляясь на поиски, но не отца, а сына. Короткая пробежка по коридорам убежища в компании радтараканов, перерыв на игру в клон «Донки-Конга» на терминале, и вот он, долгожданный вздох свежего воздуха. Первый за 210 лет.

В Fallout 4 есть несколько платформенных аркад. Их можно записать на голодиск и забрать с собой, чтобы запускать потом на любом терминале.

Дальнейшее напоминает типичные приключения Избранного в открытом мире. Никто не может возглавить минитменов, самопровозглашенную полицию штата - только Вы можете. Никто не умеет использовать силовую броню, кроме Вас, даже если играете за обычную домохозяйку с дипломом юриста. Вы супергерой, залезайте в боевой экзоскелет безо всякого обучения, надерите зад надоедливым рейдерам и грохните когтя смерти… на третьем уровне развития.

Такое простительно игре, где пушечное ядро весит меньше, чем цветок арбуза, все-таки Fallout мы любим отнюдь не за внимание к деталям. С первых минут после выхода на поверхность можно податься на исследование огромных просторов Содружества Массачусетса, и ничто, кроме опасностей окружающей среды не способно вас остановить.

Костюм убежища вы смените не сразу, ведь большая часть одежды не улучшается на верстаке и несовместима со съемными элементами брони вроде наручей и наголенников.

История начинается с поиска отпрыска, совмещенного с туром по достопримечательностям Бостона и его окрестностей. Расследование приведет нас в городок Даймонд-сити, обустроенный на развалинах старого бейсбольного стадиона, убежище для гулей и других «отбросов» в Добрососедстве, Светящееся море с диким уровнем радиации, где каким-то чудом выживают дети Атома.

Затем предстоит выбрать, какую сторону поддержать (прямо как в New Vegas), ведь Содружество стало центром соприкосновения противоборствующих фракций: минитменов, борцов за свободу синтов из «Подземки», высокотехнологичного Института и всем известного Братства Стали. Их всех здесь собрал именно Институт, а точнее, потенциальная опасность проводимых им опытов и исследований.

Даймонд-сити чем-то напоминает Мегатонну из Fallout 3. Дома в несколько ярусов, разве что площадь чуть просторнее.

Мы можем состоять в нескольких организациях сразу, что порой приводит к забавным последствиям. Если после визита в Институт вы расстались с его представителями друзьями, синты перестанут нападать на героя, что облегчит прохождение заданий их идейных противников - Братства Стали и «Подземки».

Но в какой-то момент мы предстанем перед выбором вида «ты или с нами, или против нас», поэтому останется решить, чьи взгляды на послевоенный мир вам ближе и с кем стоит идти до конца. Увы, в игре отсутствует внятная концовка: после цепочки заданий одной из фракций не будет ни слайдов, ни титров, вас просто оставят в мире наедине с бесконечными миссиями и неограниченной прокачкой.

На экране загрузки уже по традиции отображаются ценные советы. И да, этот болотник действительно выглядит так, будто собирается читать рэп.

И говоря об отыгрыше ролей, выбор стороны - чуть ли не единственное, что отличает Fallout 4 от боевиков вроде Borderlands, ведь вариативности в игре стало в разы меньше, чем в её предшественницах. Больше нет очков кармы и репутации группировок, а на смену нелинейным побочным квестам с интересной завязкой и несколькими вариантами концовок пришла обычная зачистка территорий.

Смиритесь с тем, что Fallout 4 - уже не ролевая игра, а скорее симулятор жизни в постъядерном мире. В ней не получится прослыть законченным мерзавцем или, напротив, спасителем человечества, и выражается это не в счетчике хороших или плохих поступков (которого нет), а в отсутствии самой возможности проявить свою натуру, ведь даже в проработанных заданиях дело редко решается уговорами или устрашением.

В беседах больше нет проверок, кроме убеждения и запугивания. Но даже максимальная харизма не гарантирует успех - на всё воля случая.

С диалогами отдельная история. Главный герой научился разговаривать, а в беседах выбирать тон реплики вроде сарказма или неуверенности. Это привело к тому, что… ничего не изменилось, ведь даже согласие и отказ зачастую ведут к одному результату. Весь цирк, устроенный разработчики вокруг 111 тысяч реплик, озвученных за четыре года - не более чем бессмысленный фарс.

Увеличение объемов текста не лучшим образом сказалось на локализации. Игра осталась без русской озвучки, радио - без субтитров, названия предметов пестрят несуразными ошибками (боксерская перчатка = удар боксера), а из-за количества приставок иногда не полностью отображаются в меню инвентаря.

Эту проблему пытается решить студия Strategic Music, собирая деньги на полную озвучку игры. Цена вопроса - чуть больше трех миллионов рублей. К затее отношусь скептически (достаточно было просто озвучить радиостанции), но это лучше, чем строчить бесполезные петиции в адрес Bethesda.

Смена приоритетов

Большие перемены произошли в ролевой системе. Полностью упразднены навыки вроде красноречия, науки и ремонта. Теперь за эффективность оружия, взлом замков и терминалов отвечают способности, изучаемые по одной за уровень. Всех их семьдесят, по десять на каждую характеристику S.P.E.C.I.A.L.

Таблица , и не вызывала бы вопросов, если бы не два «но»: отсутствие потолка прокачки лишает любых дилемм выбора, ведь при желании изучить можно все, даже каждый из основных параметров развить до десятки; некоторые способности предстоит еще усовершенствовать, но доступность этих улучшений определяется уровнем вашего персонажа.

Радиация больше не оказывает пагубного влияния на параметры S.P.E.C.I.A.L., а уменьшает максимальное здоровье. Логичный шаг, хоть и не очень существенный.

Это приводит к тому, что игра как бы и дарит полную свободу действий… но не совсем. Взламывать «очень сложные» терминалы сможете не ранее 21 уровня развития, а замки - с 18, поэтому сходу не получится заняться капитальной зачисткой карты, заглядывая под каждый камешек. Предстоит или подкачать уровни (а 20 - это половина сюжета), или данные о каждом запертом сейфе и двери записывать в блокнот, чтобы потом вернуться и проверить тайник.

Пострадала и вариативность в условных специализациях. В Fallout 3 и New Vegas можно было гораздо быстрее «заточить» героя под определенный стиль, сходу став мастером скрытности или искусным стрелком. Здесь же нередко возникает ситуация, когда очки при повышении уровня копятся в запас, потому что ни одну из нужных способностей пока не улучшить, а вкладывать их в ненужное попросту не хочется.

Кот Братства Стали, который только что прознал об идейных убеждениях своей организации.

Долгую прокачку попытались разнообразить строительством, ведь опыт в игре дается за все подряд, и если в вас вдруг проснулся архитектор, а в мастерской полно ресурсов, пару уровней поднимете только на обустройстве поселения. В будущем со своих «веселых ферм» можно извлечь серьезные дивиденды, так что пренебрегать декорированием подконтрольных участков не стоит.

Сам процесс выглядит как в редакторе любой игры Bethesda. Доступно несколько групп построек, от стен и каркасов домов до телевизоров, водяных насосов, ловушек и оборонных турелей. Развалины можно разобрать на детали, неповрежденные элементы убрать для дальнейшего использования. Удобно, что хлам не обязательно перерабатывать вручную - он конвертируется в ресурсы при постройке объекта, хоть это и приводит к казусам, когда кровать строится с помощью пары зажигалок и пачки сигарет.

Радиоактивные бури не так зрелищны, как в Mad Max , и не так опасны, как в Сталкере, но какой-то эффект погружения дают.

Начинающему мэру стоит следить и за уровнем счастья в поселении. «Симсов» нужно обеспечить жильем, питьем, пищей и защитой, а в идеале провести электричество и обставить интерьер. Целесообразность в линии обороны, правда, под сомнением: за шестьдесят часов игры лишь однажды на одно из моих поселений напали мутанты, и отбиться получилось практически без помощи поселенцев.

Между общинами можно наладить линии снабжения, если вложить очки способностей в домоводство - это позволит располагать ресурсами всех мастерских сразу. Также жители начнут сами приносить нужные ресурсы, а вы сможете заработать за счет прибыли от магазинов. Увы, построить что-то монументальное из подручных средств не выйдет из-за лимита построек: без модов личный небоскреб сейчас не отгрохать.

В режиме V.A.T.S. время не останавливается, как раньше, а только замедляется, поэтому его роль заметно снизилась. Но в сложных сражениях он иногда все же полезен.

Не обошлось без изменений и в боевой механике, и это чуть ли не единственная отрасль, где чувствуется реальный прогресс. Враги стали ощутимо быстрее: дикие гули при сближении выписывают финты, которым бы и сам Криштиану Роналду позавидовал; кротокрысы выпрыгивают из-под земли и пытаются взять числом, даже дутни теперь опаснее - прицелиться в них не в VATS не так уж просто.

Гуманоиды тоже не подарок. Рейдеры закидывают гранатами и коктейлями Молотова, супермутанты спускают боевых гончих и камикадзе с ядерными зарядами. Встреча с легендарным врагом (им может быть и животное, и робот, и человек) осложняется тем, что при потере половины здоровья он мутирует, повышая при этом силу и живучесть. А если «легенда» окажется еще и светящейся…

Внутри силовой брони даже интерфейс и оформление пип-боя другое. Выглядит атмосферно и внушительно, особенно капли дождя на лобовом стекле.

Изменился принцип использования силовой брони. Это уже не элемент одежды, которую можно запихнуть в инвентарь, а автономный боевой экзоскелет: хранится и обслуживается на специальных станциях, а работает за счет ядерной энергии. Конструкцию можно улучшать заменой шлема и обшивки туловища, ног и рук, покрасить в брутальный розовый цвет и даже приделать реактивный ранец.

Первый скафандр мы получаем в самом начале игры, но зависимость от батареек делает силовую броню средством крайнего случая. Скитаться по миру в таком облачении нецелесообразно, но расправиться с группой сильных противников, чтобы продвинуться по важному поручению - в самый раз, благо энергия тратится медленнее, если не прыгать и не ускоряться.

Пять причин, почему Fallout 4 - не игра года

Новизна. Чтобы претендовать на столь высокое звание, нужно показать что-то, что до этого не удавалось никому. Этим может оказаться как технология, так и игровые элементы. Но Fallout 4 не выглядит игрой, которая пытается что-то изобрести или переосмыслить уже придуманное - она предлагает то же самое, что и пять лет назад, притом, что даже в то время разработчики Obsidian пытались скорее сделать игру в духе классической дилогии, а не направить серию в новое русло.

Прогресс. Изменений по сравнению с предшественницами в игре предостаточно - вся статья посвящена их перечислению и анализу, если заметили. Но сложно выделить хоть что-то, что изменило бы серию к лучшему. Строительство поселений - едва ли именно то, что вы мечтали увидеть в игре, где на первом плане исследование пустошей и выживание в суровом постядерном мире. Повторяется судьба Skyrim - игра дико популярна, но не развивается, сохраняя как достоинства, так и недостатки, которые переносятся из одной части в другую.

Качество. Даже за вычетом технической составляющей, исполнение в Fallout 4 хромает. Это не та игра, где все четко, гладко и вылизано, игровая механика работает как часы и всё находится на своем месте. И если сюжет и диалоги никогда не были сильной стороной серии (в эпоху Bethesda уж точно), то дизайн локаций и особенно второстепенные квесты здесь оказались слабее, чем в Fallout 3. Это показатель того, что разработчики умеют делать лучше, но в этот раз даже прежнюю планку удержать не получилось.

Поддержка. Не утверждение, а прогноз на будущее. С помощью заплаток исправятся критические баги, дополнения из сезонного абонемента увеличат «хронометраж» игры еще часов на пятьдесят, но на этом всё закончится. Можете сказать «никто и не обязан», но разработчики уже сделали смелый шаг навстречу бесконечной игре хотя бы тем, что сняли ограничение по уровню прокачки и добавили повторяющиеся события, а чтобы сохранить интерес к игровому процессу, нужна постоянная подпитка новым содержимым на уровне игр Blizzard. Будет ли этим заниматься Bethesda, а не мододелы? Сомневаюсь.

Ценность. О некоторых проектах говорят «игра на все времена», и пока неизвестно, будет ли таковой Fallout 4, ведь все зависит от того, что произойдет с серией через пять, а то и все десять лет. Сейчас, при всех недостатках, у игры колоссальный онлайн, но если через пару лет выйдет продолжение уровня «Нового Вегаса», о четвертой части забудут как о чем-то странном и невразумительном, как когда-то произошло с тройкой. Но это опять же всего лишь прогноз, и моя ставка такова: через пять лет игру будут воспринимать как «еще один Fallout», не приписывая ей каких-либо заслуг.

Заключение

Несмотря на зашкаливающее количество критики, нельзя не признать, что Fallout 4 - очень хорошая игра. Кто-то её ненавидит, кто-то боготворит, но если следовать правилу, что истина где-то посередине, перед нами добротный продукт, который с лихвой окупает потраченные на него средства, предлагая взамен мир, где можно заниматься всем, за что мы и любим эту вселенную.

Не случилось ни революции, ни развития идей. Это как в политике, когда одни люди уходят, другие занимают их место, но на деле ничего не меняется. В игре произошли перемены, исчезли полюбившиеся многим вещи, но их место заняли новые, не менее и не более значимые. Но если совсем честно, от штампа «конвейер» игру спасает только то, что предыдущая часть вышла пять лет, а не год назад.

Вердикт: война действительно никогда не меняется.

Оценка: 7.6 («Хорошо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration


Выражаем благодарность:

  • Компании Nvidia за предоставленный для игры ключ.
  • Fallout 4: тестирование производительности
    Сводное тестирование восемнадцати видеокарт и сорока пяти процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.
«Из машины» (Алекс Гарленд, 2015) «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982) «Сумеречная зона» (1953), эпизод «По своему подобию» Ясухиро Найто, «Триган» Айзек Азимов, «Заминка на праздновании Трехсотлетия»

Игры от Bethesda всегда особенные. Их можно ругать за тысячу разных вещей, притом каждый раз — почти за одни и те же, но это никогда не имело особого значения. Эта студия делает то, чего никто больше не делает так . Их игры — даже не игры, а миры, в которых можно застрять на сотню часов, просто гуляя, глазея по сторонам, собирая травки и читая книжки про похотливую аргонианскую деву.

И потому Fallout 4 было очень трудно не ждать. В ней было легко сомневаться, это верно. Но, однажды оказавшись в этой постъядерной Пустоши, мало кто не захочет вернуться обратно.

В общем, теперь мы едем в Бостон.

Упали бомбы

С Институтом — незримой организацией, возникшей на останках Массачусетского технологического института (MIT), — нам уже приходилось сталкиваться, хоть и не напрямую. В Fallout 3 с ним был связан один хороший побочный квест, а правящий Новым Вегасом мистер Хаус до ядерной войны учился как раз-таки в MIT.

Теперь, когда мы очутились посреди разрушенного Содружества Массачусетс (или просто Содружества), этот Институт оказался в самом центре. Среди местных ходит слушок, будто Институт похищает людей и заменяет их синтами — неотличимыми копиями, роботами вроде сайлонов из «Звездного крейсера "Галактика"» или репликантов из «Бегущего по лезвию».

Тему синтетической жизни поднимали в научной фантастике тысячи раз и еще столько же раз поднимут, но в этом случае интересно то, что, задав все вопросы, Fallout 4 не делает никаких выводов сама. Кто-то относится к синтам как к инструменту, кто-то — как к преступлению против человечества и науки, кто-то — как к людям, а кто-то просто до истерики их боится. Есть разные точки зрения, и их можно принять или не принимать вовсе.

И на этом фоне весьма кстати то, что больше нет очков кармы, дающихся или отнимающихся за «добрые» и «злые» решения. В Fallout 3 сценаристы, похоже, поняли эту систему превратно, и развилки часто сводились к выбору между образом кромешного мерзавца или светозарного зануды — просто потому, что так надо. В New Vegas вся мораль размылась, и смысла в «добрых» и «злых» очках было все меньше, но они все равно продолжали капать.

Теперь же карма исчезла, а вместе с ней и навязанные представления о том, что правильно, а что нет. И это просто прекрасно.

Даймонд — самый большой город в округе. Построен в стенах бейсбольного стадиона «Фэнуэй-Парк».

Впервые со времен Morrowind сюжет у Bethesda вписан в открытый мир, а не болтается отдельно от него. Только это куда меньше касается первой половины игры, потому что начинается она с линейной прогулки. Вы, очнувшись в бомбоубежище после двухсотлетнего криогенного сна, идете по следам своего сына — как когда-то искали отца в Fallout 3 , — и эти первые десять, двадцать, может быть, тридцать часов могут сильно разочаровать.

После сумасшедшей свободы New Vegas вы оказываетесь вынуждены перемещаться от одной контрольной точки до другой, пробираясь по запутанным подземельям и решая достаточно прозаичные, по меркам Пустоши, проблемы. Одним способом или чуточку другим. Отвлекаться на побочные поручения можно, но в контексте сюжета как-то не вполне логично. Ведь единственное, что движет выходцем из Убежища, — желание поскорее найти сына, а тут вдруг он все бросает и принимается, например, строить село вместе с минитменами. А потом снова уходит искать сына. Чудак.

На самом деле история с сыном — это такой слегка неуклюжий повод показать, как устроен мир. Вы посещаете главные достопримечательности, знакомитесь с действующими на руинах Массачусетса организациями, а дальше Fallout 4 вдруг вспоминает, что до нее все-таки была почти великая New Vegas, и наконец-то предоставляет вас себе самому.



Пустошь Содружества мало похожа на столичную. В Бостоне совсем другая архитектура и другие достопримечательности. И ему гораздо меньше досталось в годы войны.

После одного переломного момента игра отпускает вас на свободу. Являет вам четыре фракции со своими правилами и своей правдой у каждой и предлагает разбираться с ними как угодно. Мотивы сторон проще некуда — вопрос, скорее, в том, чья манера вести дела вам ближе. Вы начинаете принимать решения, лавировать между неудобными вариантами, стараясь подольше сохранять хорошие отношения с каждой фракцией, выяснять правила их игры и посреди чужих дел проводить в жизнь свой собственный, лучший, план.

И вот тогда свобода берет свое. Побочные истории наконец-то органично встраиваются в ваши деяния, потому что неотложные проблемы кончились. Закрыть тему противостояния организаций вы вольны когда угодно: можете, скажем, прикончить главу фракции хоть посреди сюжетной речи, и игра предложит новый путь к концовке — как в New Vegas. Очень приятно обнаружить, что Bethesda не игнорирует то, что сделала до нее Obsidian.

Печалит другое. После прохождения основного сюжета герой рассказывает, что нашел свое место в новом мире, зачем-то заканчивает речь заезженным «War never changes»... и всё. В прошлых Fallout на этом месте был подробный разбор судеб городов и персонажей, которых вы встречали, — и есть мнение, что это одна из главных фишек серии. Но похоже, что, утвердившись в первичности открытого мира, Bethesda решила, что у жизни в Пустоши не может быть концовки, и решила не делать ее вовсе. Логично, но все-таки обидно.

Главный герой (или героиня) теперь озвучен, но как к этому относиться — дело вкуса. С одной стороны, так беседы звучат куда естественнее, но с другой — человека на экране куда сложнее отождествлять с собой.

Псина и все остальные

Карму условно замещают отношения с компаньонами. Об их реакции на ваши действия оповещают сообщением в верхней части экрана («Престон Гарви от этого в восторге»), как в играх Telltale. Вкусы напарников на редкость специфичны: например, журналистка Пайпер из Даймонда радуется, когда вы при ней насаждаете справедливость, этику и... взламываете замки.

Компаньоны — это те персонажи, к которым вы почти наверняка будете возвращаться чаще всего, потому что именно с ними у вас прежде всего возникает какая-то связь. Но, увы, им уделили куда меньше внимания, чем они заслуживают. Спутники ходят за вами, комментируют то, что видят, но в ваши дела не вмешиваются. Пару раз за игру каждый попробует завязать беседу и излить душу, а когда вы по-настоящему подружитесь, даст умеренно полезный навык.

Этим дело обычно ограничивается. Романы, которые прежде много обсуждали, завязываются на ровном месте после пары попыток пофлиртовать и, по сути, не ведут ни к чему, кроме призовых сахарных реплик при встрече и временной прибавки к опыту за проведенную в одной кровати ночь.

Престон Гарви, последний из массачусетских минитменов. Как раз с его подачи мы строим на останках Содружества новую цивилизацию.

Очень хотелось бы, чтобы компаньоны говорили чаще, но удивляться тут нечему — в Fallout почти всегда было интереснее играть одиночкой, а напарники разве что работали вьючными животными и отвлекали огонь на себя. Тут есть подвижки в нужную сторону, но изменилось на практике не так уж много.

Зато в Fallout 4 есть очень славный Догмит — он же Псина в русской версии. Всегда верен, никогда не расстраивает и становится настоящим терминатором, если выучить один из перков.

Это моя винтовка

Директор игры Тодд Говард говорил, что со стрельбой и оружием в этот раз помогали id Software и один из бывших сотрудников Bungie. Это чувствуется. Fallout 4 фетишизирует оружие похлеще, чем Borderlands . Она учит его любить: если вызубрить ремесленные перки, можно десятки часов провести с одной пушкой, постепенно наверчивая на нее новые модули. В моем случае это был обыкновенный бластер, который со временем превратился из ручного пугача в тяжелый снайперский карабин.

Кроме серийных вещей есть редкие коллекционные стволы, и даже если бы они не были настолько мощными, их все равно стоило бы ценить — за характер. Само собой, знакомая по третьей части железнодорожная винтовка, стреляющая костылями, с пары попаданий раскалывает шлем рыцаря Братства Стали надвое, но при этом выпускает клубы пара и тарахтит как паровоз — и это в ней гораздо интереснее. Еще есть силовой кастет из куска железобетона, приделанного к небольшому свайному молоту. Или вот корабельная пушка... это корабельная, мать ее, пушка, которая стреляет пушечными ядрами, понимаете?

Стала интереснее силовая броня. Раньше доспехи Анклава и Братства Стали были, по сути, высокоуровневой одеждой для поздних стадий игры, а в этот раз вы получаете их почти в самом начале. Но они постоянно требуют техобслуживания — цена ремонта и батарей мешает ходить в броне постоянно, пока вы не сколотите состояние. Ближе к концу я приделал к паладинским доспехам реактивный ранец, покрасил их в розовый и окончательно перестал из них вылезать.

Силовую броню, как и всю остальную экипировку, можно пересобирать модуль за модулем. Например, усилить защиту от радиации свинцовыми пластинами или прикрепить на спину реактивный ранец.

Тем не менее состоятельность Fallout 4 именно как шутера все еще под вопросом. Да, меткая стрельба поощряется. Да, стрелять гораздо приятнее, чем раньше. Да, дикие гули теперь вылезают из щелей в стенах и смешно пляшут, если отстрелить им руки. Разумные противники продолжают время от времени впадать в ступор, стоит произойти чему-то неожиданному, но пользуются укрытиями, обходят с флангов и закидывают гранатами, будто сегодня — последний день в их жизни (тут они попали в точку). В отношении механики бои стали значительно лучше.

Но! Дизайн стычек до сих пор на уровне «вот комната, вот враги, сделайте, пожалуйста, что-нибудь», из-за чего многие сражения превращаются в сущий хаос. Спасает снова режим V.A.T.S., в котором экшен на несколько секунд уступает пошаговой тактике: время замедляется, вы спокойно выбираете цель и тратите на стрельбу очки действия. Это очень помогает контролировать происходящее, и, даже если пытаться играть в Fallout 4 как в чистый боевик, иногда включая V.A.T.S., игра видится гораздо более сосредоточенной и в общем правильной. Незачем пренебрегать возможностью сбить гранату в полете.

Роботам и гулям можно отсекать конечности и наблюдать, как они барахтаются. Люди от такого обычно умирают.

Два часа, время убивать

Ролевую систему сильно сжали, объединив параметры S.P.E.C.I.A.L. (сила, восприятие, выносливость, обаяние и прочее), навыки (скрытность, взлом замков, владение оружием и так далее) и перки (классические для серии «таланты», влияющие на ваш стиль игры) на одном полотне. Вы повышаете их наравне друг с другом, тратя одни и те же очки развития, но чем выше у вас значение соответствующего параметра, тем мощнее перки, которые вы можете выучить.

На самом деле идея красивая. Каждый из параметров устроен так, что связанные с ним перки помогают найти свой подход к сражениям. С десятью единицами силы, к примеру, можно превратить силовую броню в бронепоезд, вкатывающий врагов в землю. Герои с высоким интеллектом делают упор на силу энергетического оружия и экономию ресурсов для поддержки брони, а среди перков для обаятельных есть способность склонять противников на свою сторону, просто наставив на них оружие. Работает не на всех и не всегда, но с этим однозначно стоит поэкспериментировать, если хочется не замарать руки и в то же время обойтись без скрытности.

Так в Fallout 4 устроено развитие героя. В верхнем ряду — параметры S.P.E.C.I.A.L., влияющие, помимо прочего, на то, как далеко вы сможете спуститься по соответствующему столбцу перков.

С другой стороны, пострадало все, что не касается боевых способностей. Например, я ни разу не видел, чтобы навыки, связанные с рукоделием и медициной, проявляли себя в мирных ситуациях — чтобы отремонтировать что-то по квесту, достаточно пройти проверку по интеллекту, да и то потребность возникала нечасто. Пропали специфические, но всегда интересные таланты вроде «Вечное дитя» (добавлял больше вариантов при общении с детьми), а высокое обаяние в диалогах обычно просто выделяет самые выгодные ответы и тем самым изредка помогает сократить дорогу, но чаще просто увеличивает награду.

Как бы ни хотелось решать проблемы миром, игра все равно подталкивает к боевым походам по поводу и без. Bethesda очень любит подземелья — или какой-то злобный карлик нашептывает разработчикам, что подземелья у них получаются лучше всего, поэтому нужно делать еще больше подземелий. Многие даже потенциально сверхинтересные истории здесь умудряются свести к обыкновенному боевому забегу по лабиринту. Вот как вы представляете себе авантюру с ограблением городского хранилища? Сбор информации, подготовка оборудования, молниеносная атака, счет на секунды! Но нет, давайте вместо этого сходим в катакомбы и подеремся с гулями и болотниками. Так будет лучше.

Мутировавшие мишки яо-гаи в Содружестве выглядят не так жутко, как в Столичной Пустоши, но оказываются немногим слабее когтей смерти.

В другой раз я совершенно случайно нашел на краю мира бункер, в котором еще до войны спрятался мэр Бостона. Пробрался мимо череды турелей (помогла хитрость), обобрал все сейфы, послушал последние слова мэра. Забавный маленький случай — я был доволен, что хоть в этот раз обошлось без боя. Но на обратном пути из бункера на меня вдруг напали синты Института.

Ну и когда вам скажут: «А пойдите-ка и зачистите от рейдеров автозавод» — не сомневайтесь, что придется именно пойти и зачистить автозавод, потратив кучу времени на поиски единственного верного пути до главаря бандитов. Если быть до конца честным, Fallout 3 на этом тоже спотыкалась, но просто имейте в виду. Мирный путь здесь редко бывает приоритетным.

Безумная, безумная Пустошь

В то же время хороших моментов немало. Например, первая большая сюжетная стычка в музее Свободы среди экспозиций, изображающих знаковые эпизоды американской истории. У Bethesda, как обычно, получился впечатляющий симулятор археологии и истории повсюду, куда бы вы ни пошли. В опустевшем Салеме окопался одинокий старичок с винтовкой. Возле больницы Милтон какой-то сумасшедший выживальщик устроил лабиринт из ловушек. Один из жителей Даймонда рассказывает о древней игре в «бейсбол», в процессе которой люди забивали друг друга насмерть деревянными битами. Одержимые войной за независимость США роботы обязались защищать Конституцию, поселились на борту фрегата «Конститьюшн» и защищают его.

Пайпер творит журналистику и пристает к горожанам с расспросами («Вы не боитесь, что Институт похищает людей и заменяет их синтами? — Знаете, теперь боюсь»), рейдеры в картинной галерее одного очень авангардного мастера обсуждают искусство, супермутанты несут типичную, но каждый раз разную ересь, согласно клише «мы тупые, как камни, но все равно знаем лучше».

Этот кадр — из города под названием Добрососедство. Редкостная дыра, но по-своему колоритная.

Далеко на юге карты есть зона, где уровень радиации особенно высок. Живут там в основном мутанты и фанатичные последователи Атома.

После штормов из Mad Max радиационные бури в Fallout 4 не так впечатляют. Но что-то в них все равно есть.

В Fallout 4 очень много всего, хотя ее детали редко бывают связаны друг с другом — они просто есть, чтобы Тодд Говард мог сказать: «Привет, я Тодд Говард. Мы сделали просто невероятно огромную игру». Здесь полно вещей, которые несложно проигнорировать.

Можно, скажем, строить поселения, будто вы играете в The Sims или ваяете модификацию в Creation Kit. С ними связан сюжет одной из фракций, а если изучить конкретный навык в колонке обаяния, можно зарабатывать огромные деньги на торговцах, не ударив пальцем о палец. Но ничто из этого не вынуждает использовать и половины того, что можно провернуть в конструкторе. Планировать электрические сети, увязывать кнопки и переключатели в логические схемы, строить полосы препятствий из ловушек. Зачем все это?

А незачем. Просто чтобы было. Чтобы вы могли построить свой город, потом еще один, снабдить их ресурсами, наладить торговые связи и гордиться собой. Или не гордиться. Это же игра от Bethesda, делайте что хотите.

Многие бесхозные мастерские можно присвоить и основать вокруг них новое поселение.

Добро пожаловать... куда?

Вот факт: вопреки первому впечатлению Fallout 4 играется в целом совсем как третья часть. Движок от Skyrim (он же движок от Morrowind, но с миллионом надстроек) выдает себя издалека — теми же манерами, теми же глюками, теми же загрузками между интерьерами и экстерьерами. Надо сказать, достаточно долгими, если играть на консоли.

В то же время вопросы в духе «на что Bethesda потратила пять лет» постепенно отпадают. Видно на что. На подробнейшую модификацию экипировки и строительство. На легионы квестов и случайных находок. На разрушенный Бостон — красивый и очень похожий на настоящий. В конце концов, на блестящий образ рухнувшей американской мечты из сороковых, с ядерными «Крайслерами», радтараканами и песнями Билли Холидэй на радиоволне Даймонда. Тут очень много всего. Не всегда понятно, зачем оно нужно, но оно есть и, пожалуй, внушает.

В строительстве и производстве модификаций применение находится любому барахлу. А самое прекрасное — весь мусор можно выгрузить из рюкзака одной кнопкой. Плюшкины довольны.

На фоне вылизанной открытой постановки «Ведьмака 3 » или гламурного эпоса Dragon Age: Inquisition эта Fallout выглядит старомодной и местами откровенно неловкой — это мир, в котором тебе просто дают пинка и говорят: «Теперь ты здесь живешь». Ты часами ходишь по кругу с широко раскрытыми глазами и даже пытаешься что-то возразить, но потом просто начинаешь жить. И живешь.

Оценка сайта

8, 0

Игра от Bethesda

Вердикт

Fallout 4 будто затрудняется решить, что для нее действительно важно, и потому пытается изобразить попросту все: и линейный экшен, и ролевую «песочницу», и симулятор жизни, и строительство как в Rust или Minecraft. В итоге вышло так, что у игры достаточно изъянов, но по полноте охвата с ней мало кто может сравниться. Кем бы вы ни были, в конце концов вы в ней что-нибудь да найдете.

При том, что уже в день начала продаж в магазины было отгружено целых 12 миллионов копий , провела довольно скромную рекламную кампанию. Первая публичная презентация на E3 2015 оказалась и последней. Но почему авторы столь востребованной RPG так упорно скрывали ее от народа? Явно не для того, чтобы подогреть интерес, ведь их коллеги из не скупились на ролики, и это ничуть не повредило.

Битва при Банкер-Хилле

Ответ прозаичен: создателям было почти нечего показывать. и трейлеры превосходно справляются со своей задачей: после их просмотра веришь, что исследование огромного постапокалиптического мира затянет с головой на недели. Увы, всё совсем не так.

Здешние пустоши сравнимы по размерам с и , однако смотреть в них особенно не на что. В основном вас ждут больницы, заводы, полицейские участки и прочие «объекты инфраструктуры», изготовленные под копирку и населённые мутантами или бандитами. Полноценных городов в всего два, Даймонд-сити и Гуднейбор (базу Братства стали и тем более Институт поселениями в привычном смысле слова всё-таки не назовешь). Хотя иногда оригинальные локации, конечно, встречаются. Например, Убежище 81, чьи жители, в отличие от Города-убежища из , вообще не покидали родных стен и прекрасно чувствуют себя внутри, пусть и зависят от торговли с караванами.

Огорчает и главная сюжетная линия. Поначалу поиски похищенного сына кажутся увлекательными, но после окончания расследования вы будете втянуты в нелепую борьбу между фракциями, достойную разве что подростковых фанфиков. Как и в , Братство стали наводит порядок на окрестных землях, а противостоит ему на сей раз Институт, штампующий армию андроидов и тщательно маскирующий некоторых из них под людей. Чего именно добиваются яйцеголовые, кроме абстрактного «строительства будущего», понять из трудно.

Еще невнятнее образ подпольщиков из «Железной дороги», освобождающих роботов из неволи и помогающих им начать самостоятельную жизнь, подобно аболиционистам XIX века. В связанный с этой организацией квест был лишь ниточкой в сплетении всевозможных конфликтов. Здесь же живущим в подвале «агентам» уделено много внимания, и их игра в конспирацию посреди разрушенной Америки — детский лепет.

Особняком стоят Минитмены, защищающие обитателей постапокалиптического Массачусетса от любых угроз. Никакой идеологии у ополченцев нет, поэтому их ветка сценария — самая скучная, хотя и наиболее внятная. Однако примыкать к ним или кому-то еще в финальной «разборке», вырезая соперников, совсем не хочется. Не потому что кого-то из них ужасно жалко — просто мотивация отсутствует.

Ещё у авторов не вышло раскрыть характер Бостона и окрестностей, где разворачиваются все события. Очевидно, что в плане достопримечательностей он не ровня Вашингтону, но должно же у него быть своё лицо? Улицы, станции метро, логовища супермутантов, укрепления Братства стали и Даймонд-сити вместо Мегатонны выглядят точно так же, как в третьей части, с поправкой на более современную графику, и по радио звучат до боли знакомые композиции. По такому шаблону может наклепать сколько угодно продолжений, меняя одну столицу штата на другую.

Колыбель свободы

При этом в качестве шутера с открытым миром — игра приличная. В третьей части «боевка» была корявой и скучной из-за неудобной стрельбы и толстокожих врагов, а теперь сражения не уступают какой-нибудь Call of Duty . Благодаря бодрому темпу и добротной анимации воевать не надоедает даже спустя десятки часов. Прицеливание через V.A.T.S., некогда спасительный «костыль», сейчас нужно только при уничтожении вертких мух-переростков.

Даже если не стремиться проявить себя на архитектурном поприще, иметь под рукой магазины, оборонительные рубежи, ночлег и верстаки для «крафтинга» как минимум полезно. Улучшать оружие, кстати, очень приятно. Во-первых, оно значительно превосходит стандартные модели по эффективности. Во-вторых, соответствующие меню на удивление удобны. Чего, увы, не скажешь об интерфейсе нашего вещмешка. Несмотря на то, что PC-версия разошлась тиражом больше двух миллионов, опять забыла о тех, кто предпочитает управлять мышью, а не геймпадом.

Любопытно, что строительство и «крафтинг», от которых любители ролевых игр зачастую воротят нос, сделали мародерство в куда более осмысленным. Если раньше герои относились к хламу брезгливо, выуживая из него лекарства и патроны, то теперь собирают самое разное барахло, поскольку и оно сгодится в хозяйстве, или ищут что-то конкретное. Причем для прохождения вся возня вовсе не обязательна — возвести что-то вас попросят лишь в нескольких квестах.

Игра протестирована на PC

Ни одна игра в этом году не производила такого обманчивого первого впечатления, как Fallout 4. Поначалу все замечательно: вслед за пробирающим до мурашек вступительным роликом на экране появляется редактор внешности персонажа — лучший из всех, что когда-либо создавала Bethesda. В нем можнопровести много часов, экспериментируя с внешностью своего героя (или героини), копируя известную личность из реальной жизни или — любимое развлечение многих — вылепливая невообразимого урода. Но вот наступает момент, когда протагонист готов и спешит на свидание с будущим, опускаясь в Убежище 111 и ловя последние мгновения мира до чудовищной войны…

Думаете, сейчас начнется главное приключение этой осени? Как бы не так.

Выбравшись из обезлюдевшего подземного укрытия и не успев толком осмотреться по сторонам, вы неизбежно набредете на Престона Гарви — фигуранта многочисленных дорелизных роликов, последнего минитмена и по совместительству главного обломщика в Fallout 4. После краткого знакомства и многообещающей примерки силовой брони Престон низвергнет вас в пучину тоски и отчаяния. Прямо со старта этот негодяй станет выдавать пустые однообразные задания и навяжет знакомство с системой строительства поселений — самым громким и неоднозначным нововведением игры.

Сама по себе идея хороша — устроить свой быт на этой разрушенной земле, где люди спят в убогих лачугах, питаются чем попало и пьют зараженную воду, балансируя на грани выживания. Но реализована она неидеально: вид от первого лица затрудняет постройку крупных объектов, многие тонкие моменты нигде не разъясняются, а управление поселенцами предполагает много бестолковой беготни от одного человека к другому.

Со временем к этому привыкаешь и, как ни странно, втягиваешься, но это не отменяет главного просчета разработчиков — момент введения механики поселений в игру выбран крайне неудачно. Не этого мы ждали столько лет! Мы хотим отправиться исследовать мир, ввязываться в интересные истории, крошить черепа рейдерам и убегать от супермутантов с миниганами. А вместо этого нам подсовывают грядки, деревянные хибары и этого треклятого Престона Гарви с его бесконечными «иди помоги этим поселенцам». Погрязнув в проблемах Сэнкчуари-Хиллз, легко впасть в отчаяние и подумать, будто однотипные квесты и строительство с неудобным интерфейсом — это все, что здесь есть.

Но стоит плюнуть на все это и отправиться, куда глаза глядят, как Fallout 4 мигом реабилитируется и выводит на сцену главное действующее лицо — Бостон и окрестности. Тодд Говард и его команда всегда умели наладить контакт с игроком посредством окружения, но в этот раз они превзошли самих себя. В каждой локации вы найдете какую-то примечательную деталь, станете свидетелями любопытной сценки или целой истории — нужно только исследовать и наблюдать.

Карта не только традиционно большая, но и очень плотно застроенная. Если в пригороде заброшенные дома, заправки, военные объекты и прочие манящие места находятся на отдалении друг от друга, то в бывшей столице сгоревшего в ядерном пламени штата Массачусетс не успеваешь вертеть головой по сторонам — так много всего вокруг. При этом Bethesda как следует поработала с модной сегодня «вертикальностью»: вы будете не только слоняться по улицам и заглядывать в здания, но и спускаться в метро, бродить по забитым ржавыми машинами и голодными гулями тоннелям и взбираться на высокие крыши, соединенные сетью хлипких мостков. И везде найдется что-нибудь достойное внимания — если не полезный предмет, то шикарный вид на окрестности.

Приятно, что в этот раз создатели уделили много внимания не только окружению, но и спутникам. Скитаясь по Содружеству, вы встретите персонажи, которые не прочь составить вам компанию. У каждого из них свой характер, определяющий отношение к вашим поступкам — так, робот-дворецкий Кодсворт ценит честность и обожает всякие технологичные штуки, а наркоманка Кейт одобряет тягу к винту, вскрытию замков и жестким словечкам. Лишь собака с умным взглядом беззаветно любит персонаж, каким бы он ни был, — остальные откроют душу только симпатичному им человеку.

Новая система команд работает лучше, чем прежняя, но это как сравнивать одноногого гуля с безногим — в бою толку мало от обоих, а когда вокруг не свистят пули, проще подойти и взять предмет/взломать терминал/открыть дверь самому, чем отправлять компаньона. Впрочем, вы все равно станете брать этих ребят с собой — не ради возможности покомандовать, а из-за их личных историй. Ну и чтобы носить хлам, конечно.

Ох уж этот хлам! Если хотите возводить поселения или модифицировать оружие, его предстоит тягать тоннами. И здесь интерфейс вставляет палки в колеса — на ходу прикинуть, нужна ли вам эта банка клея или микроскоп для создания во-о-о-н того классного прицела, не получится, поэтому приходится сгребать все. С другой стороны, возможности системы действительно обширны, а вся эта возня с разными модулями, насадками и прикладами доставляет неподдельное удовольствие. Нет ничего лучше, чем переделать найденный револьвер под себя, дать ему имя и отправиться сносить головы.

Тем более что боевая система к этому располагает. Предыдущие трехмерные Fallout в этом плане были какими-то нескладными: вроде бы и пушка в руках, и вид от первого лица, но стрельба при этом никакая. Чтобы компенсировать это, Bethesda сконструировала систему VATS, которая со времен Fallout 3 отлично справлялась с замещением традиционных шутерных перестрелок. Но, как ни крути, это был костыль, на который всей массой опирались сражения в реальном времени.

Разговоры о привлечении спецов из id Software не остались просто разговорами, поэтому в Fallout 4 между VATS и боями в реальном времени установился полный паритет. Хотите — включайте паузу (точнее, теперь это замедление времени, а не полная остановка) и выбирайте, в каком порядке отстреливать мухам-переросткам усики, хотите — делайте все самостоятельно. Теперь это действительно интересно — не Destiny, которой вдохновлялись создатели , но и не маловразумительные пострелушки в Столичной пустоши или пустыне Мохаве.

Из-за этого заметно вырос темп, а геймплей ощутимо сместился в сторону боев. Ускорила свой бег и ролевая система, по дороге полностью избавившись от навыков. С каждым уровнем вы получаете возможность повысить одну из семи характеристик S.P.E.C.I.A.L. или изучить тот или иной талант (всего их 70, а рангов — 229). Ограничения по уровню нет, так что «запороть» персонаж невозможно — вложив очки не туда, вы потеряете только время.

А его понадобится очень и очень много, поэтому не рассчитывайте быстро получить всемогущего мастера на все руки — мой персонаж, например, за сорок часов мастерски освоил только взлом замков, стал чертовски харизматичным и нахватался верхов в медицине, обращении с неавтоматическими пистолетами, модификации оружия и работе со взрывчаткой. Конечно, можно выходить за пределы текущих талантов — если так уж хочется стрелять из автомата, моему персонажу никто этого не запретит. Но это будет попросту неэффективно, а иногда — например, при создании улучшений — и вовсе невозможно.

Насколько разрослась и улучшилась боевая система, настолько пострадали диалоги. «Болтологических» талантов преступно мало, а убеждение собеседника целиком и полностью возложили на харизму — связи вариантов ответа с умениями больше нет. При этом большинство реплик героя уложены в одну порочную фигуру с четырьмя углами: [да], [нет], [что это такое?] и [сарказм]. Именно так — пока не выберете один из вариантов, не узнаете, что вылетит изо рта протагониста. Тем не менее в этом деле важна не кухня, а готовое блюдо, и с ним у Fallout 4 нет никаких проблем. Диалоги хорошо написаны и озвучены, а многие встреченные персонажи способны оставить глубокий след в памяти — чего стоит только опасный и расчетливый мэр Хэнкок или очаровательная Магнолия.

То же самое касается и квестов. Фракции, орудующие на просторах Пустоши, обожают выдавать однотипные поручения вида «сопроводи/принеси/зачисти», но их можно полностью игнорировать и сосредоточиться на ключевых заданиях, которые приводят в движение сюжетные линии. Да и случайных встреч, перерастающих в полноценные расследования, поиски, экспедиции и другие увлекательные приключения, здесь тоже хватает. Квесты, которые можно выполнить, вообще не доставая оружие, тоже есть — желаете примерить шляпу частного детектива или сделать из заикающегося диджея звезду радиоэфира?

Из таких вот заманчивых предложений и соткана Fallout 4. Они здесь буквально повсюду, выглядывают из-за каждого ржавого остова, призывно маня в этот мир — настолько огромный, что каждый сможет по праву назвать его своим. Любая дорога будет подходящей, куда бы вы ни пошли.

Статьи по теме: