Примеры деловых игр для студентов по экономике. Деловая игра по экономической теории «Производство и экономика. Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

В данном разделе мы хотим вам предложить примеры экономических конкурсов и деловых игр, которые можно применять в работе со школьниками. Мы надеемся, что наши материалы будут полезны учителям экономики как в проведении занятий и итоговых уроков, так и в качестве основы для разработки собственных конкурсов и деловых игр по экономике. Большинство из предложенных нами разработок предназначены для работы в команде.

Ценность данной формы обучения, с нашей точки зрения, заключается в том, что это не только помогает учащимся лучше усвоить теоретические знания, научиться пользоваться этими знаниями, но и приобрести конкретный коммуникативный опыт, который может пригодиться им в дальнейшей жизни. Кроме того конкурсы и деловые игры - это хороший способ поддержать высокий познавательный интерес школьников к экономике.

Практически все предложенные материалы, которые были разработаны и использованы при проведении Сибириады "Шаг в мечту", являются авторскими разработками преподавателей учреждения дополнительного образования г. Бердска "Экономическая школа".

Список деловых игр:

Большая Экономическая игра

Деловая игра "Большая экономическая игра" (БЭИ) включает в себя серию экономических конкурсов, которые могут быть проведены как вместе, так и отдельно друг от друга. БЭИ - это командная игра, в которой может одновременно участвовать 4-9 команд. Данная деловая игра идеально подходит для итогового контроля знаний участников, так как позволяет за относительно короткое время реализовать задания разного уровня сложности и по разным темам.

Экономический марафон (в разработке)

Конкурс Экономический марафон (ЭМ) является командным и отличается более занимательным характером заданий, сочетающих в себе умственную и физическую нагрузку. В ходе игры дети должны пройти несколько этапов, где им выдаются различные задания. Основная задача - выполнить их как можно быстрее, набрав при этом максимально большее количество баллов. Данная деловая игра подходит для промежуточного контроля знаний учащихся и стимулирования интереса к предмету. Для проведения этой деловой игры желательно иметь возможность расположить этапы на значительной игровой площади.

Подробности

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Использована методика подготовки и проведения «Гражданского форума», предложенная Российским центром гражданского образования. Форум позволяет создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности, способствовать развитию основных компетенций учащихся.

  • 2006

    Урок проходит в игровой форме – одной из наиболее приемлемых для изучения экономики в классах среднего звена. Цель урока – с помощью методов активного обучения обобщить и проанализировать полученные знания по теме "Деньги". Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области. Предлагаемые задания позволяют заинтересовать обучающихся, развить у них речь, мышление, память, воспитать культуру общения в коллективе.

  • Деловая игра "Горжусь, что я – логист!" 2017

    Цели деловой игры: изучить работу склада на примере логистической цепочки от приемки до отправки товаров (грузов) с элементами обработки документации и хранением товарных запасов, а также комплектации заказов для дальнейшей транспортировки заказчикам; развивать у учащихся умения выделить главное в изучаемом материале.


  • Деловая игра "Города" 2006

    Цель игры: поднятие и развитие экономико-социального статуса города за счет расширения сфер деятельности ведущих предприятий, сотрудничества с другими городами. Задачи игры: сплочение коллектива участников; развитие организаторских качеств участников; развитие навыков ведения дискуссий и принятия решений. Возраст участников: 13–17 лет.

  • Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим…" 2009

    Цель деловой игры – изучить структуру семейного бюджета с помощью игровых ситуаций. Класс делится на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода. Каждая семья должна принять участие в предлагаемых турах. В результате учащиеся получат практический опыт определения доходной и расходной части семейного бюджета, опыт проектной деятельности, разработки стратегии увеличения доходной части семейного бюджета.

  • Деловая игра "Книжная фабрика" 2004

  • Деловая игра "Налоговый инспектор" 2006

    Игра проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению. Она является имитационной игрой, так как имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) – работник налогового органа. Цели урока: в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся; способствовать развитию логического мышления, формированию устойчивых интересов к профессии налоговый инспектор. Задача урока – через игру в контексте экономизации образования научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

  • Деловая игра "Открытие фирмы" 2003

    На уроке учащиеся в форме деловой игры закрепляют экономические понятия, определения, термины, знакомятся с современными профессиями, процедурой конкурсного отбора, отрабатывают реакцию на ситуативность, учатся искусству самопрезентации, предприимчивости.

  • Деловая игра "Рабочая неделя менеджера" 2005

    Данная разработка включает в себя планирование нескольких интегрированных уроков информатики менеджмент (или информатика-экономика). Серия уроков прошла апробацию в ОУ г. Кушва. Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни. 1

  • Деловая игра "Разработка ключевых положений антикризисной программы" по дисциплине "Экономика" 2012

    Основная цель деловой игры – формирование у студентов предпринимательского мышления. У студентов вырабатываются практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

  • Деловая игра "Фирма" 2010

    Учащиеся повторяют изученный материал "Фирма. Виды прибыли и затрат". Во время урока группы разгадывают кроссворд на основные термины, показывают свою презентацию фирмы, находят прибыль, описывают организацию предприятия.

  • 2006

    Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед педагогами. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

  • Деловая игра по экономике "Мой бизнес-план" 2010

    В ходе подготовки к деловой игре учащиеся 10-х классов изучают основные разделы бизнес-плана. Полученные знания они закрепляют при составлении своих бизнес-планов. Самостоятельная разработка бизнес-планов учащимися формирует у них экономическое мышление, самостоятельность, ответственность за принятые решения, предприимчивость.

  • Деловая игра по экономике "Что такое деньги" 2010

    При изучении экономики, в курсе которой много проблемных и дискуссионных тем, есть несколько возможностей организовать оживленную дискуссию на занятиях. Одна из них – деловая игра. Деловая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал.

  • 2006

    Урок-игра "Я и моя фирма" обобщает и систематизирует полученные знания об организации и создании фирм, развивает умение принимать решения при возникновении экономической ситуации, воспитывает умение работать командой.

  • Деловая игра - телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005

    Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.

  • Деловая игра-аукцион "Мир рыночной экономики" 2012

    В методической разработке урока дано подробное описание деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" как новой организационной формы проведения занятий по основам экономики. Методическая разработка деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" является частью учебного материала по курсу "Экономика". Данная методическая разработка деловой игры может быть использована на уроках истории, обществознания, литературы и других предметах.

  • Деловое общение 2009

    На уроке учащиеся овладевают техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний.

  • Деловые игры на уроках экономики 2007

    На рынке самолетов разворачивается конкурентная борьба между фирмами (группами учащихся) за качественный товар, который производится в условиях ограниченности ресурсов. Каждая фирма стремится работать эффективно. В конце игры все производители понимают, что главные способы борьбы при ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

  • Деловые игры на уроках экономики 2010

    Деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.

  • Деньги и банки в век электроники 2010

    Урок экономики, проведенный по проектной технологии, способствует развитию социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению предмета, способствует формированию ключевых компетенций.

  • Деньги и их роль в экономике 2010

    Данная форма урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, помогает в освоении технологий поиска, отбора и анализа информации. Готовясь к конференции, учащиеся выбрали интересную для себя тему, материал которой они смогут использовать в дальнейшем. В ходе подготовки ребята изучали дополнительную литературу, находили информацию в Интернете.

  • Деньги, банки и банковская система (урок-КВН по экономике с использованием ресурсов Интернета) 2010

    Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Эффективность уроков-соревнований обусловлена частой сменой различных методов проверки знаний. У каждой команды имеется минимум один ноутбук или ПК с выходом в Интернет.

  • Дидактические материалы для компетентностно-ориентированного образования 2008

    При переходе школы на компетентностно-ориентированное образование необходимо изменить форму заданий для проверки знаний учащихся. Эти задания должны проверять не только знания ученика, но и способность применить полученные знания на практике. Разработанные мной задания можно применять в конце года, когда идет повторение материала, или после изучения темы. Задания подходят для 7–11-х классов.

  • Дистанционный конкурс. Каким он должен быть? 2010

    В работе излагается опыт проведения дистанционных конкурсов в режиме on line в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников. Анализируются особенности и отличия от конкурсов традиционной формы, вопросы мотивации детей и сопровождающих процесс педагогов, привлечениz специалистов к наполнению и организации конкурса. Приводятся примеры заданий конкурса и педагогические находки.

  • Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

    Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

    Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
    Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
    Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
    Задачи:
    - учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
    - формировать осознанное экономическое поведение;
    - развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
    - содействовать экономическому воспитанию учащихся.
    Форма: деловая игра.
    Оборудование:
    карточки с заданиями;
    6 бумажных кошельков;
    игрушечные бумажные деньги;
    плакат с надписью игры;
    листы бумаги, ручки;
    костюм для инсценировки.
    Предварительная работа:
    1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
    2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
    Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
    Знайка:
    Хочу сегодня я, друзья
    Открыть вам свой секрет,
    Об этом говорил ещё мой дед:
    "Ученье - свет, а неученье - тьма!"
    И как же прав он был!
    Вот посудите сами…
    Все хотят красиво жить,
    А чтобы вы могли есть шоколад
    И молоко кокосов пить,
    Вам надобно, друзья,
    Предметов прежде много изучить.
    К примеру, экономика.
    Детишки! Дама эта мудрена.
    Не любит шуток в счете денежек она.
    С ней будете встречаться Вы немало лет,
    Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
    Предметов будет очень много –
    Долго их считать,
    А мне, сказать по правде,
    Очень уж не терпится узнать,
    Умеете ли вы считать?
    Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
    Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
    Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
    Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
    Представление команд и жюри.
    Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

    Конкурс «Разминка»
    Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
    Вопросы для разминки команд
    1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
    2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
    3.Денежная единица государства. (Валюта)
    4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
    5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
    6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
    7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
    8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
    9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
    10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
    11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
    12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
    Жюри подводит итоги разминки.

    Конкурс «Экономика в литературе»
    Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
    Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
    Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
    Жюри подводит итоги конкурса.

    Конкурс «Экономическая задача»
    Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
    Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
    -мытье овощей - 10 мин.
    -резку овощей - 10 мин.
    -чистку картофель - 10 мин.
    -варку картофеля - 30 мин.
    -приготовление пюре - 10 мин.
    -приготовление котлет из фарша - 10 мин.
    -жарка котлет - 30 мин.
    -накрывание стола - 10 мин.
    Всего: 120 мин.
    Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
    Ответ:
    -чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
    -приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
    -мытье овощей - 10 мин.
    -резку овощей - 10 мин.
    -приготовление пюре - 10 мин.
    -накрывание стола - 10 мин.
    Всего: 60 мин.

    Конкурс «Логика»
    Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
    Вопросы:
    1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
    Ответ: 4 минуты.
    2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
    Ответ: 2 землекопа.
    3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
    Ответ: по земле.
    4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
    Ответ: две ноги.
    5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
    Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
    6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
    Ответ: всадник на лошади.
    7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
    Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

    Конкурс «В супермаркете»
    Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
    Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
    Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

    Конкурс «Геометрический бег»
    Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
    Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
    Задания конкурса «Геометрический бег»
    1.Бежать треугольником
    2.Бежать пунктиром
    3.Бежать кругом
    4.Бежать косой линейкой
    5.Бежать овалом
    6.Бежать прямоугольником и т.п.
    Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

    Конкурс «Назови профессию»
    Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
    Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
    Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
    Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
    Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

    Конкурс «Реклама»
    Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
    Ответы учащихся.
    Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
    Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
    Ответы учащихся.
    Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
    Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
    Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
    И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
    Команды показывают домашнее задание «Реклама».
    Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
    Награждение победителей.

    Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

    Метод деловой игры

    Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

    Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

    Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

    Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

    Классификация деловых игр

    ДИ можно классифицировать по многим признакам.

    Отражение реальности

    Реальные (практика)

    Теоретические (абстрактные)

    Уровень сложности

    Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

    «Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

    Имитационная игра

    Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

    «Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

    Инновационная

    Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

    Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

    Стратегическая

    Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

    «Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

    Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

    Как организовать игру?

    Игры осуществляется по определенным правилам.

    1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
    2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
    3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
    4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

    Этапы проведения

    1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
    2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
    3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
    4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

    Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

    Деловая игра «Производственное совещание»

    В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

    Участники игры:

    • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
    • группа экспертов (10 человек).

    Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

    План игры «Производственное совещание»

    Сценарий деловой игры

    Вводная часть

    Вступление. Цели и тема игры.

    Игровая ситуация

    Ознакомление с ситуацией на фирме.

    План подготовки к совещанию

    • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
    • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
    • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
    • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

    Совещание

    Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

    Дискуссия и

    коллективное обсуждение вопросов.

    Каким будет поведение директора на совещании?

    Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

    Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

    Подведение итогов

    Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

    Ролевая игра

    Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

    1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
    2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
    3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

    Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

    Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

    Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

    Примерные темы игр по менеджменту

    Примеры деловых игр

    Групповая дискуссия

    «Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

    «Организационная культура студентов колледжа»

    «Цикл менеджмента в учебном заведении»

    Ролевая игра

    «Аттестация персонала»

    «Как попросить прибавку к зарплате?»

    «Переговоры по телефону»

    «Заключение контракта»

    Эмоционально-деятельностная игра

    «Этика делового общения. Служебный роман»

    «Конфликт между начальниками отделов»

    «Деловое общение. Увольнение сотрудника»

    «Справиться со стрессом»

    Имитационная игра

    «Эффективность контроля»

    «Разработка бизнес-плана»

    «Деловое письмо»

    «Подготовка годового отчета»

    Метод игр и метод кейсов

    При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

    Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

    Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

    Статьи по теме: