Разница между глобусом и картой. По охвату территории. Что такое карта

Всю жизнь эти два предмета идут рядом, и всегда они удивляют своей непохожестью. С одной стороны и то, и другое — всего лишь уменьшенная , а с другой — целый пласт в истории развития .

Правда, тут тоже надо быть аккуратным. Ведь стандартные глобусы в тридцать, а то и в восемьдесят миллионов раз меньше реальной планеты, так что область, покрытая пальцем, может включить в себя несколько островов или даже стран.

Так что если всерьез решили узнать, куда лучше направиться, то стоит использовать глобус, изготовленный к Парижской выставке 1889 года. Он то всего чуть меньше земного шара. В какой-то миллион раз. Тут не промахнешься.

Безусловно, появился куда позже, чем карты, но успел получить свою долю популярности. Будучи впервые изготовленным в 1492 году, он успел пригодиться и для мореплавания, и для школьного учебного пособия, хотя в последнее время в качестве пособия его используют куда чаще.

Нужно отметить, что название Глобус появилось не случайно, хотя тот, кто придумал его, не отличался бурной фантазией. Глобус с латыни переводится как шар. Да, просто шар — ёмко и понятно.

Остается нерешенным только один вопрос. Если взять глобус и карту с одинаковым и наклеить карту на глобус, то совпадут ли горы и реки? Любопытно? Ну тогда можете попробовать. Хотя лучше сначала спросить у учителя.

Земля, как и другие планеты, имеет форму шара, чуть-чуть приплюснутого с полюсов. Человек, находясь на поверхности Земли, видит всего лишь несколько квадратных километров ее площади. При этом общая площадь поверхности Земли - 510 млн кв. км.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Глобус - трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Данный видеоурок посвящен теме «Глобус - модель Земли. Географические карты». Вы узнаете о размерах и форме Земли, познакомитесь с новым понятием - «географические карты». Учитель подробно расскажет о глобусе, а также - какие существуют виды карт.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. ()

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Домашнее задание

Параграфы 9, 10, 11.

1. Что такое глобус и карта?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Тестовые задания.

1. Моделью земного шара является

а) географическая карта

б) аэрофотоснимок

в) глобус

г) топографическая карта

2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?

а) глобус изображает поверхность Земли более подробно

б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно-сти Земли

в) глобус удобен при транспортировке

г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли

3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она

а) может быть нарисована любым человеком

б) создаётся с использованием определённых правил

в) понятна любому человеку

г) даёт представление о реальном виде объектов

4. Зелёным цветом на физической карте изображаются

б) растительность

Г) низменные равнины

5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения

а) более подробны

б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности

в) являются истинным изображением территории

г) могут быть выполнены любым человеком

6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Выпишите их буквенные обозна-чения.

а) физическая карта

б) вертикально вниз

в) самолёт

г) горизонтально

д) фотография

е) подводная лодка

Тематический практикум

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобус и карта

Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хо-рошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной по-верхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них силь-но уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изо-бразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигура-ми, что на них едва хватает места для одного кружка — условного зна-ка столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изобража-ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При со-ставлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэ-тому на карте возникают искажения направлений, расстояний и пло-щадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных мате-матических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

Для того, чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры.

В чём причина имеющихся на картах искажений?

Изображение нужно перенести на плоский лист. Но поверхность шара нельзя развернуть, расстелить на плоскости без складок и порывов.

Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?

Путем сложных математических расчетов и построений искажения пытаются свести к минимуму.

Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?

Микрогосударства Ватикан, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Картографический практикум.

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен ных географических объектов.

1 — Бенгальский залив

2 — острова Новая Зеландия

3 — Австралия

4 — река Конго

5 — Чёрное море

6 — полуостров Индостан

По определению, карта – это рисунок или графическое изображение поверхности планеты или отдельного ее участка. Она отображает нашу действительность на плоскости, в уменьшенном виде. Используя координатную сетку и условные значки, современная карта практически точно передает расположение объектов. Добиться такой точности стало возможно только благодаря математике.

Все карты разделяются на категории:

По охвату территории:

  • Карта мира.
  • Карта отдельного материка.
  • Карта страны или определенного региона.

По масштабу:

  • Крупномасштабная (изображение более детальное и точное)
  • Среднемасштабная.
  • Мелкомасштабная (указывает только крупные объекты)

По назначению:

  • Научно-справочная (предоставляет максимально точную и полную информацию)
  • Учебная (служит наглядным пособием в обучающем процессе)
  • Техническая, навигационная или дорожная.
  • Туристическая (отличается указанием конкретных мест и услуг)
  • Физические и топографические (изображают географические объекты и явления)
  • Тематические (имеют узкую направленность на заданную тематику)

Общепринятым для всех карт является расположение сторон света. Север всегда сверху относительно смотрящего на карту.

Создание географической карты – сложный процесс . Для этого используют разные проекции: цилиндрическую, коническую и азимутную. Чтобы появилась карта мира, модель нашей планеты помещается в цилиндр, для проекции на его стенки поверхности Земного шара. Дальше остается только разрезать цилиндр и плоское изображение готово. Конечно, сегодня все это делается виртуально, с помощью компьютера. Но даже в этом случае полностью избавиться от искажений и неточностей не представляется возможным.

Немного истории

Первые карты появились задолго до того, как человек научился записывать свои мысли. И что удивительно, это были карты неба, а не земной поверхности. На стенах пещер сохранились изображения созвездий, сделанные древними людьми. Это были простые ориентиры для возвращения домой после долгих поисков пищи. Когда каждое поселение в отдельности осознало, что оно не единственное, и вокруг есть такие же, появилась необходимость как-то обозначить это. А главное, отметить принадлежность занятого участка конкретному племени. Когда, с течением времени, наши предки додумались, что земля бескрайняя и начали исследовать ее, понадобилось как-то сохранять полученные знания.

Первые карты больше напоминали символические зарисовки, они не передавали точных расстояний и размеров. Да и как можно это сделать на глиняных табличках, которыми пользовались вавилоняне. Карты древних греков уже были куда лучше, хотя их ограниченные знания об окружающем мире поместили Грецию в центр всего мира и окружили ее водами океана. Римляне продвинулись в картографии намного дальше. Их карты давали много полезной информации путешественникам, сообщая некоторые расстояния, расположение необходимых мест и объектов. Но они совсем не имели представления о перспективе и масштабе.

Благодаря найденным картам древнего Китая стало возможным точно восстановить картину рек, которые часто меняли свое русло. Китайцы делали свои карты на шелке и древесине чернилами, что и обеспечило хорошую сохранность. С течением времени карты становились все точнее и подробнее.

Только когда человечество смирилось с мыслью о сферической форме Земли, появился первый глобус . Это уже не плоское, искаженное изображение, а трехмерная модель, точно передающая форму планеты. Первое «земное яблоко», созданное немецким географом Мартином Бехаймом, имело полуметровый диаметр. Так как он был создан до эпохи открытий Колумба, то на нем отсутствуют некоторые территории. В основу его создания легли карты Птолемея, дополненные новыми знаниями путешественника Марко Поло.

Очень скоро новинка стала популярной среди ученых и моряков. Чтобы казаться окружающим просвещенным, каждый монарх спешил украсить свой дворец новомодным изобретением. Новые знания, полученные мореплавателями, вносили поправки и дополнения, превращая глобус в точную трехмерную модель Земли. Многие ученые неустанно трудились над созданием глобусов — маленьких и огромных, простых и сложных, с объемным изображением ландшафта и богато декорированных.

Появление глобуса стало большим скачком в попытках воссоздать окружающий мир, как можно точнее. Почему же тогда он не вытеснил карту совсем? Потому, что оба эти предмета отлично справляются с поставленными перед ними задачами – представить наглядно поверхность Земли. На карте намного удобнее измерять расстояние, чтобы сделать это на глобусе, нужна специальная выгнутая линейка. На карте можно сразу видеть все материки и океаны, а глобус приходится для этого поворачивать. Зато, только благодаря его сферической форме можно легко понять, как сменяются день и ночь, и почему существуют часовые пояса. Глядя на глобус легче представить вращение земного шара и его расположение в космосе.

Конечно, карта может иметь очень крупный масштаб и дать возможность рассмотреть все подробности, вплоть до расположения своего дома. Глобус, обладая довольно мелким масштабом, может ввести в заблуждение относительно размеров материков и расстояний. Но какой бы точной и современной не была карта, она дает погрешности и искажения, которых не избежать при перенесении шарообразной формы на плоскость.

Карта и глобус призваны дополнять друг друга, давая более полную, комплексную картину планеты.

Статьи по теме: