Танки Великой Отечественной войны. Пехотный танк "Луканис"

Днем рождения русского танка можно считать 18 мая 1915 года. В этот день из мастерских в Риге выехал первый русский танк - "Вездеход" А.Пороховщикова. Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель.

1. Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И, хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова – Яков Васильевич Мамин, в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

Этот двигатель намного опередил свое время.

2. Первые русские танки

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, в ели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева – Василий, разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал бы в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: Масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм.(лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее, и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские - начались его испытания. Этот день - 18 мая 1915 года - и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус - обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как-то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия - «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот - русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия - боевых вездеходных машин.

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

3.Советские танки 1920-х-1930-х гг

В 1920 году на заводе в Сормово на основе захваченного у войск Антанты французского танка были выпущены 15 танков типа «Борец за свободу товарищ Ленин», «русифицированная версия» французского танка «Рено ФТ17», так называемый «Русский Рено». Но развернуть постоянное серийное производство «Русских Рено» возможности не было.

Уже начиная с 1924 года первые отечественные танки начинают выходить из строя. В 1926-27 гг. 8 машин сумели отремонтировать, но тенденции мирового танкостроения диктовали новые требования и требовали разработки новых машин. В конце 1920-х годов началась разработка проекта первого советского серийного танка. За основу был взят приобретенный в 1925 году итальянский танк «Фиат 3000», который имел своим прототипом все тот же старый добрый «Рено ФТ», но превосходил его в скорости и имел меньшую по сравнению с ним массу.

В марте 1927 года опытный танк, получивший индекс Т-16, покинул территорию ленинградского завода «Большевик» и убыл на испытания. После того, как он был испытан в пригородах Ленинграда, его отправили на дальнейшие испытания в Москву. Эти испытания проходили 11-17 июня 1927 года пробегом по пересеченной местности. После их завершения машину рекомендовали принять на вооружение Красной Армии под индексом Т-18 МС-1 (МС- «малый танк сопровождения пехоты»). Танк был запущен в серийное производство в 1929 году. Всего за период 1929-1931 гг. было выпущено 959 танков этого типа. Четыре из них поступили в распоряжение ОГПУ, 1 – военно-химического управления РККА, остальные – в автобронетанковые соединения РККА.

Боевая масса этого танка составляла 5,3 тонны, экипаж – 2 человека. Танк был вооружен 37-миллиметровой пушкой «Гочкис» или ПС-1 с боекомплектом 91 выстрел (в 1932 году часть машин перевооружили 45-миллиметровой танковой пушкой) и пулеметом: 6,5-мм Федорова (первые выпуски) или 7,62-мм Дегтярева с боекомплектом 1800 патронов. Карбюраторный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 3200 куб см, мощностью 35 лошадиных сил позволял танку развивать скорость 17 км/ч при движении по шоссе, преодолевать подъемы до 36-40 градусов, рвы шириной до 1,7 м и броды глубиной до 0,8 м.. Впоследствии 35-сильный двигатель был заменен на 40-сильный, что позволило увеличить максимальную скорость при движении по шоссе до 22-24 км/ч. Бронирование противопульное, лоб, борта, корма и башня имели броню толщиной 16 мм. Такие тактико-технические характеристики объяснялись теми боевыми задачами, которые танку предстояло решать, а именно – огневая поддержка и сопровождение в бою пехотных подразделений.

В 1929 году 9 машин принимали участие в боевых действий на Китайско-Восточной железной дороге. Но уже в середине 1930-х годов в связи с развитием отечественного танкостроения и с принятием на вооружение танков Т-26 и БТ МС-1 стали в массовом порядке выводиться из боевого состава Красной Армии. Последние 9 остававшихся в учебных частях машин принимали участие в контрнаступление наших войск под Москвой зимой 1941-42 гг.

Танк МС-1 заложил основы советской концепции применения танков. Так, в 1927 году в «Боевом уставе пехоты» особое внимание было уделено боевому применению танков и их взаимодействию с пехотными подразделениями. Так, например, во второй части этого документа записано, что важнейшими условиями успеха являются: внезапное появление танков в составе атакующей пехоты, одновременное и массовое применение их на широком участке с целью рассредоточения артиллерийских и других противоброневых, средств противника; эшелонирование танков в глубину при одновременном создании из них резерва, что позволяет развить атаку на большую глубину; тесное взаимодействие танков с пехотой, которая закрепляет занятые ими пункты.

Наиболее полно вопросы использования этих бронированных машин раскрывались во "Временной инструкции по боевому применению танков", выпущенной в 1928 году. В ней предусматривалось две формы участия танковых подразделений в бою: для непосредственной поддержки пехоты и в качестве передового эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с ней. Впоследствии эту советскую концепцию, отвергнутую у нас в стране в конце 1930-х годов, взял за основу, доработал и развил немецкий «танководец» Гейнц Гудериан, учившийся премудростям танкового дела в Казани.

Но, помимо танка сопровождения пехоты, будущая война требовала технику, которая могли бы противостоять вражеским бронированным машинам. В 1927 году было приято решение о проектировании среднего танка.

Задание на разработку нового танка было выдано Оружейно-арсенальному тресту, а для серийного производства машины определили Харьковский паровозостроительный завод. Первым построили танк Т-12 – машину с двухъярусным расположением вооружения: 45-миллиметровой пушки и трех пулеметов. Но ввиду недостаточности хода для действий во вражеских тылах было рекомендовано кардинально его доработать. Новую модель, с облегченным бронекорпусом и увеличенным запасом хода и усиленным вооружением, назвали Т-24. Летом 1930 года он поступил на испытания.

Танк имел трехъярусное расположение вооружения: в основной башне устанавливалась 45-миллиметровая пушка и два пулемета Дегтярева; по одному пулемету устанавливались в верхней башне и в лобовом листе бронекорпуса.

Боевая масса танка составляла 18,5 тонн. Танк имел противопульное бронирование (20 мм), карбюраторный V-образный 6-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика.

Всего было выпущено 25 машин, после чего их производство было прекращено. В армии эти танки состояли на вооружении очень недолго, и вскоре были вытеснены машинами Т-26 и серии БТ. В военных конфликтах Т-24 не участвовал.

Но самым массовым легким танком предвоенной поры был танк Т-26 – модернизированная и доведенная до максимума совершенства «русифицированная версия» английского танка «Виккерс 6-тонный». Несколько таких танков были поставлены Великобританией СССР в 1930 году.

13 февраля 1931 года вышло постановление, согласно которому английский танк «Виккерс-Е» под обозначением Т-26 принимался на вооружение Красной Армии, а серийное производство рекомендовалось начать на Сталинградском тракторном заводе. Но, так как завод еще не был построен, то производство временно разместили на Ленинградском заводе «Большевик» том самом, который выпускал первые танки Т-18.

За время выпуска (1931-41 гг.) Т-26 претерпел 23 модификации. Первые Т-26 выпускались в двухбашенном варианте с двумя пулеметами Дегтярева ДТ. Выпускалась также двухбашенная модель, где вместо пулемета в правой башне устанавливалась пушка «Гочкис» калибра 37 миллиметров. Таких танков было построено 1626 штук.

В 1933 году было построено 2127 танков с цилиндрической башней, как у БТ-5. 3938 экземпляров Т-26 оснастили рацией и поручневой антенной. В 1939 году танк оснастили конической башней, таких машин было построено до начала войны 1975 штук Крупной серией выпускались и огнеметные танки. Помимо этого, на шасси Т-26 выпускались разнообразные артиллерийские тягачи, мостоукладчики, БТРы и т.д.

Боевое крещение Т-26 получил во время Гражданской войны в Испании (вместе с БТ-5), где показали свое полное превосходство над немецкими танками Pz-1 и Pz-II. Первый из этих танков, Pz-1, вообще не имел пушечного вооружения, имел слабую броню (лоб – 18 мм, борта и корма – 14 мм). Второй танк, Pz-II, хоть и имел 20-мм пушку и более мощное бронирование, но не мог противостоять нашим машинам – пушка была слишком слаба, чтобы нанести существенный урон Т-26. Вообще, в то время считалось, что противотанковое вооружение должно иметь калибр, минимум равный толщине лобовой брони танков противника. Нередко экипажи немецких танков Pz-1 сдавались в плен республиканцам, попав под ружейно-пулеметный огонь – бронирование их машин было слишком слабым. Тем не менее, до 1942 года немецкий танк Pz-II оставался основным средним танком вермахта.

Т-26 закончил свою службу в 1945 году на берегах Сунгари, в горах Хингана, участвуя в разгроме японских агрессоров.

Наряду с этим на вооружение были приняты танки серии «БТ» (быстроходный танк), выпускавшиеся преимущественно на Харьковском паровозостроительном заводе легкие скоростные колесно-гусеничные машины. Первым танком из этой серии был танк БТ-2. В 1930 году СССР удалось закупить два американских танка Кристи (М1930). Этот танк отличался высокой скоростью и хорошей маневренностью. После изучения его запустили в серию, оснастив специально сконструированной башней, оснащенной 37-миллиметровой пушкой и 7,62-миллиметровым пулеметом.

Танк имел легкое бронирование (лоб, борта, корма – по 13 миллиметров), развивал скорость 72 км/ч (на колесах), оснащался карбюраторным двигателем мощностью 400 лошадиных сил. Также этот танк отличала способность преодолевать в прыжке различные препятствия.

Всего было выпущено 600 машин.

В 1933 году ему на смену пришел БТ-5. От своего предшественника он отличался увеличенной двухместной башней, новым вооружением (спаренные 45-миллиметровая пушка и 7,62 мм пулемет). Бронирование танка оставалось прежним – по 13 миллиметров.

Было построено около 1900 танков. Часть из них была оснащена радиостанцией. Антенна этой радиостанции была поручневой и крепилась вокруг задней части башни.

Боевое крещение танк получил в Испании, а в 1939 году он участвовал в боях против японцев у озера Хасан и в советско-финской «зимней» войне 1939-40 гг. В 1941 году большинство оставшихся на вооружении танков БТ-5 было выведено из строя в первые недели войны в приграничных сражениях.

Но самым совершенным танком «линейки» БТ был колесно-гусеничный танк БТ-7. Являясь развитием БТ-5, он имел новый корпус с измененной конфигурацией кормы и передней части. Как и прежде, танк вооружался 45-миллимтеровой пушкой и 7,62-мм пулеметом. Но теперь вооружение устанавливалась не в цилиндрической, как у БТ-5, а в конической башне. Была увеличена лобовая броня (до 22 мм), на машине, получившей обозначение БТ-7М, был установлен дизельный двигатель. Танк имел огромный запас хода по шоссе – 460 километров. Некоторые модификации танка БТ-7 оснащались 76-миллиметровым орудием Ф-22. Такой танк назывался «артиллерийским» и имел индекс БТ-7А

Всего было выпущено около 5,5 тысяч танков с индексом БТ-7. Танк участвовал в сражениях в первые дни Великой Отечественной войны, и, несмотря на то, что он имел высоких тактико-технические характеристики для борьбы с танками противника, большинство машин было потеряно из-за неправильной тактики применения танковых подразделений. Последние 211 машин этого типа участвовали в победоносной войне против Японии в 1945 году. Некоторые из них прошли победным маршем по улицам освобожденного Харбина.

Средние танки предвоенной поры были представлены такими машинами, как Т-28 (трехбашенный танк). Начиная с 1933 года, было выпущено 503 машины этого типа. Машина предназначалась для прорыва укрепленных позиций противника, для чего он вооружался одной 76-миллиметровой пушкой и 4 7,62-миллиметровыми пулеметами. Все вооружение монтировалось в трех башнях: пушка и пулемет в центральной башне и по пулемету в боковых башнях. Бронирование танка составляло 30 миллиметров (лоб) и по 20 миллиметров с бортов и кормы.

Танк успешно применялся во время «зимней войны» 1939-40 гг. и во время освободительных походов в Западную Украину и Западную Белоруссию осенью 1939 года.

Почти все Т-28 из 411 остававшихся на вооружении Красной Армии в 1941 году были потеряны в первые дни войны. Основная причина таких потерь – неумелое использование танков в оборонительных операциях при внезапном нападении.

Но символом ударной мощи Красной Армии все тридцатые годы оставался тяжелый танк прорыва, пятибашенный Т-35. Его даже изобразили на утвержденной в 1938 году медали «За отвагу». И, хотя этот танк уже давным-давно стал музейным экспонатом, медаль «За отвагу» до сих пор несет на себе его изображение.

Экипаж такого гиганта, «сухопутного линкора» состоял из 11 человек. Танк имел лобовую броню в 30 миллиметров толщиной, снабжался телефонно-телеграфной радиостанцией с поручневой антенной вокруг основной башни. Огневые средства танка состояли из 1 пушки калибра 76 миллиметров и 2 пушек калибра 45 миллиметров, а также 6 пулеметов калибра 7,62 мм. Всего с начала выпуска (1935 год) до 1939 года был выпущен 61 танк, из них в 1941 году в составе Красной Армии находилось 56 машин; практически все они были сосредоточены в Киевском Особом Военном округе. Все машины были потеряны в основном из-за технических неполадок; в бою погибли считанные единицы.

Последним многобашенным танков в Красной Армии был танк СМК – «Сергей Миронович Киров». Танк имел противоснарядное бронирование (лоб – 75 мм, борта – 60 мм), был вооружен 1 76,2-мм пушкой и одной 45-мм пушкой, а также 3 пулеметами 7,62 мм. Танк в серию не пошел, однако опытный экземпляр принимал участие в боях на Карельском перешейке во время «зимней войны» 1939-40 гг.

4. Танки Великой Отечественной войны

Вместо СМК был принят на вооружение танкКВ-1 , отличавшийся лучшими тактико-техническими характеристиками. Базовая модель 1940 года имела круговое бронирование 75 мм. Вооружение танка было таким же, как и у Т-34 – 76-миллиметровая пушка и два пулемета.

В 1941 году танк частично модернизировали, укрепив лобовое бронирование до 95 мм и заменив прежнюю сварную башню на литую с толщиной брони 105 мм.

Дальнейшим развитием танка КВ-1 был танк КВ-85. Этот танк оснащался литой башней от танка ИС-1 с 85-миллиметровым орудием.

Танки этого типа неплохо зарекомендовали в начальный период войны. Так, например, только в одном бою под Гатчиной в августе 1941 года танковая рота под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила 43 танка противника, потеряв только один свой.

За три года (1939-42) было выпущено 3486 танков КВ-1 и 143 КВ-85.

Вместе с КВ-1 на вооружение Красной Армии принимается тяжелый танк КВ-2. Оснащенный огромной, почти в человеческий рост башей с установленной в ней гаубицей М-10 калибра 152 мм, этот тип военной техники представлял собой, по сути, самоходную артиллерийскую установку, так как мог стрелять только с места. Танк замечательно зарекомендовал себя на завершающей стадии советско-финской войны 1939-1940 гг, когда неуязвимый для финских противотанковых средств, (его круговое бронирование достигало 75 миллиметров) он легко взламывал считавшуюся неприступной «линию Маннергейма», легко прошибая метровые стены финских ДОТов и расчищая тем самым путь легким танкам Т-26.

В начальный период Великой Отечественной войны танк успешно применялся для отражения вражеских танковых прорывов. От прямого попадания 152-миллиметрового снаряда, выпущенной танком КВ-2, немецкие «панцеры» просто разрывало пополам.

Однако у танка были и существенные недостатки – ненадежная трансмиссия, унаследованная от КВ-1, и малая маневренность, из-за чего происходили большие потери этого танка. Поэтому через несколько месяцев после начала войны его производство было свернуто в пользу более надежных и быстроходных видов танков.

В связи с появлением у немцев новых, более мощных танков «Тигр» и «Пантера», а также более мощных противотанковых орудий, в СССР приступили к разработке тяжелого танка с более мощным вооружением и лучшим бронированием, чем у КВ, но без значительного увеличения веса. На базе опытного танка КВ-13 в Челябинске были выпущены опытные образцы нового танка – «ИС-1» и «ИС-2» . После некоторых доработок оснащенный 85-миллиметровой пушкой и тремя пулеметами ИС-1 в октябре 1943 года пошел в серию. Одновременно было развернуто серийное производство ИС-2, вооруженных длинноствольной пушкой Д-25Т калибра 122 мм с дульным тормозом. Она в полтора раза превосходила 88-миллиметровое орудие немецкого «Тигра».

Впервые боевое применение танков ИС-2 относится к Корсунь-Шевченковской наступательной операции, которая происходила в феврале 1944 года. Танк сразу же вызвал панику в радах врага. Дошло до того, что германское командование запрещало своим танкистам вступать в открытое противоборство с ИС-2. Известен даже такой случай. Колонна наших танков Т-34, двигаясь по дороге, обнаружила невдалеке группу немецких танков «Тигр», изготовившихся к атаке. Командир принял решение: на дуло каждого танка было надето обычное ведро, и поэтому издали они стали напоминать ИС-2. Немцы же, всерьез приняв с дальнего расстояния «тридцатьчетверки» за ИС-2, предпочли отступить…

На базе этого танка было создано самоходное орудие ИСУ-122 и ИСУ-152, которые успешно применялись при штурме Кенигсберга и Берлина. Всего до середины 1945 года было построено 3483 машины этого типа.

После войны танк прошел глубокую модернизацию – на него был установлен новый двигатель от танка Т-54, новое оборудование, приборы ночного видения. В Советской Армии этот танк эксплуатировался вплоть до начала 1980-х годов.

Последним советским танком, созданным в период Великой Отечественной войны, стал ИС-3 . Он был запущен в серию в мае 1945 года, и в боевых действия против вермахта участия не принимал, однако успешно воевал против японской Квантунской армии. Танк имел 120-миллиметровую броню; характерной особенностью танка была лобовая часть, с двойным наклоном бронелистов, названная «щучий нос» за конусообразный вид. Танк вооружался 122-миллиметровой пушкой Д-25Т, зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК и 7,62 мм пулеметом ДТМ.

Однако танк имел и слабые места. Особенно часто при эксплуатации выходили из строя двигатель и коробка передач. Поэтому в 1946 году танк был снят с производства. Всего было выпущено 1170 машин этого типа. Танк принимал участие в арабо-израильских войнах в составе армии Египта. Но из-за непрофессионализма египетских танкистов много машин было потеряно.

Самым массовым средним танком периода Великой Отечественной войны остается знаменитая «тридцатьчетверка» - танк Т-34 , наводивший ужас на противника в первый период войны.

Его история начинается в 1939 году, когда коллектив конструкторов под руководством талантливого инженера М.И.Кошкина представил для испытаний опытный образец танка с индексом А-32. После нелегких испытаний он победил другой опытный образец – колесно-гусеничную машину А-20. В декабре этого же года танк был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34.

Главным достоинством новой машины был экономичный дизельный двигатель, выдерживавший большие нагрузки в работе. Ходовая часть с широкими гусеницами позволяла спокойно преодолевать пересеченную местность. Мощное бронирование в сочетании с оптимальным углом наклона бронелистов обеспечивали большую вероятность рикошета вражеских снарядов.

К началу Великой Отечественной войны в западных приграничных округа находилось 967 танков Т-34 образца 1940 года. Почти все они были потеряны в первые месяцы войны из-за неудачной дислокации, неумелого применения танковых подразделений. Отсутствия ремонтно-эвакуационной техники. Тем не менее, во встречных танковых боях «тридцатьчетверка» показала полное превосходство над вражеской техникой. Немецкие противотанковые орудия Pak-37 не представляла серьезной угрозы для машины, имевшей круговое бронирование 45 миллиметров. В то же время 75-миллиметровое орудие Ф-34, которым с весны 1941 года стал вооружаться этот танк, пробивало броню любого вражеского танка с расстояния до 1000 метров. Известен случай, когда расчет немецкого противотанкового орудия добился 23 попаданий в «тридцатьчетверку», однако танк продолжал бой. И только когда снаряд случайно попал в основание башни, танк был выведен из строя.

В 1942 году танк был модернизирован. Вместо сварной или литой башни сложной геометрии он получил шестигранную литую башню. Это позволило существенно упростить его производство.

И только к 1943 году немцам удалось изменить характеристики танков в свою пользу. Лишь неимоверно увеличенная толщина брони новых вражеских танков «Пантера» и «Тигр» да оснащение их длинноствольными 75- и 88-миллиметровыми орудиями ограничила эффективность применения танка Т-34 модификаций 1940 и 1942 гг. Поэтому практически сразу же после победы под Курском, которая далась нашей армии дорогой ценой (было потеряно более ШЕСТИ ТЫСЯЧ танков и самоходных орудий), была начата работа по глубокой модернизации «тридцатьчетверки». Прежде всего было принято решение установить на танк новое 85-миллиметровое орудие. Это потребовало установки на танк новой башни с увеличенным прогоном. Первоначально на танк устанавливали пушку Д-5Т калибра 85 миллиметров. Однако позднее на танк была установлена пушка ЗИС-С-53, которая, имея длин 54,6 калибров, придавала снаряду скорость 792 м/сек. На дистанции 500 метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 111 мм, на дистанции 1000 метров – 102 мм.

В действующие войска новые танки стали поступать в марте 1944 года. Однако уже летом в операции по освобождению Белоруссии отмечается их массовое применение, а во время Берлинской операции Т-34-85 практически полностью вытеснили танки Т-34 ранних модификаций. (К слову, в последних фильмах о Великой Отечественной войне танки Т-34-85 можно наблюдать как в эпизодах битвы на Курской дуге так даже и в эпизодах битвы за Москву. Что это – небрежность кинодеятелей? Или умышленное введение в заблуждение зрителя?).

Всего до конца Великой Отечественной войны было выпущено свыше 23 тысяч танков Т-34-85. На его базе также были выпущены самоходные артиллерийские установки СУ-122, Су-85 и СУ-100, принимавшие активное участие в боях завершающего периода Великой Отечественной войны. Танк широко экспортировался в разные страны мира и принимал участие во многих локальных конфликтах – в Корее, во Вьетнаме на Ближнем Востоке, Отечественных войнах Сербского народа 1990-1999 г.

Дальнейшим развитием советских средних танков был Т-44 , воплотивший в себе громадный опыт, накопленный при разработке и модификациях «тридцатьчетверки». Т-44 имел значительное внешнее сходство со своим предшественником – Т34-85, однако кардинально отличался от него по компоновке и габаритам двигатель у Т-44 устанавливался поперек корпуса, что позволило сократить его длину, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронирования – лобовая броня этого среднего танка достигала 90 мм, а бортовая – 75.

Выпущенный в самом конце войны, Т-44 не принимал участия в боевых действиях, однако он состоял на вооружении гвардейских танковых бригад, которые были «горячим резервом» Ставки. Т-44 выпускался до 1947 года, всего было выпущено 1823 единицы.

Танк стал переходным к первому послевоенному поколению, к которым относятся такие машины, как Т-54, Т-55 и их модификации. На вооружении Советской Армии Т-44 состоял до конца 1970-х годов, неоднократно подвергаясь модификациям и доработкам.

Легкие танки периода Великой Отечественной войны были представлены машинами Т-50, Т-60 ,

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Что-то я довольно неожиданно увяз в бронетехнике, даже больше, чем в свое время в военно-морском флоте. Вместо планируемого одного поста про бронеавтомобили выходит широкое описание "веток развития" всей бронетехники Византии, это уже третий пост, и меня начинает плавно заносить в танки Интербеллума, а то и дальше. Впрочем, это будет потом, а сейчас статья о том, как Византия первее Великобритании танк изобрела.

Вступление

Трактор "Холт", модель Александра Шуваева. Стал первым в мире трактором, вооруженным 75-мм пушкой, пускай и в экспериментальных целях.

Византийское командование осознало потребность в бронированном шасси высокой проходи­мости еще в 1912 году, в конце войны с Персией. Становилось ясно, что у существующих броне­авто­мобилей крайне ограниченная проходимость, и повысить ее можно, лишь уменьшив нагрузку за счет вооружения и бронезащиты - в то время как и они признавались недостаточными. Предвидя возможные затруднения с прорывом вражеских укреплений, армейское командование всячески интересовалось возможностью установки 75-мм пушки на автомобильное шасси. Шло время, началась разработка Та-5 "Гурони", но многие понимали, что это лишь полумера. Требовалось какое-то радикальное решение.

В это же время свои разработки вел завод VMF в Никомедии. Будучи одним из самых крупных предприятий в Византии, он "выпал" из гонки бронеавтомобилей по той простой причине, что производил гусеничную сельскохозяйственную технику. Низкая мобильность гусеничных шасси первоначально казалась слишком серьезным недостатком, да и проходимость оставалась под вопросом. Но руководство VMF, заинтересованное в оборонных заказах, за свой счет начало проработки первых, пока еще не бронированных тракторов с вооружением из 75-мм пушки и 2-3 пулеметов. В разработке участвовали и заинтересованные офицеры армии, к которым вскоре присоединился генерал от торакитии Николай Валентис, прекрасно знавший существующие недостатки тяжелых бронеавтомобилей. Основной упор делался на проект вооружения импортного трактора "Холт", появившегося в 1912 году. Кроме того, существовал проект шасси на базе нового собственного полугусеничного трактора VMF Т-15 "Вували" ("Буйвол").

Византийский трактор "Буйвол" на испытаниях.

Результат, полученный в середине 1913 года, оказался неприятным. Ни чисто гусеничное шасси, переделанное из трактора "Холт", ни полугусеничный "Вували" не удовлетворяли ни военных (в плане возможной нагрузки, проходимости и маневренности), ни заводских ("военизированные" образцы оказались довольно трудоемкими в производстве) представителей. Побочным приятным результатом для завода VMF стал обширный военный заказ на "Буйволов" - армии понравились результаты испытаний по буксировке 155-мм гаубиц. Тем не менее, гусеничное шасси будущих танков пока "не складывалось".

Решающим оказалось предложение генерала Валентиса разработать на базе полученного опыта специальное шасси, которое удовлетворит и военных, и заводских представителей. При этом подразумевалась простота производства, достаточная маневренность и проходимость при "худших грунтовых условиях", т.е. по глубокой грязи. В кратчайшие сроки в VMF разработали такое шасси. Испытания, проведенные в конце 1913 года, очень обнадеживали. Шасси, нагруженное до 25 тонн ("потолок", обозначенный Валентисом для будущих танков), имело удельный вес на грунт всего 0,62 кг/м2 (гораздо меньше, чем у британских танков), что обеспечивало ему хорошую проходимость. Отказ от колесных тележек облегчил управление. Управлялось шасси с единого поста, на котором были сосредоточены все органы управления, что в теории сильно сокращало экипаж. Испытания шасси VMF стали основой для полусекретного конкурса (будущие машины упорно назывались "сверхтяжелыми пушечными бронеавтомоби­лями"), на который Валентис, пользуясь поддержкой Императора, пригласил три ведущие машиностроительные фирмы империи - VMF, TMF и "Луканис".

Конкурс

Эскизные проекты танков VMF, "Луканиса" и TMF

После постройки шасси VMF разработка новых машин пошла ускоренными темпами. Среди требований заказчика (в лице Валентиса) главными были:

Артиллерийское вооружение - 75-мм пушка (с полным зарядом);

Стрелковое вооружение - 2-3 станковых пулемета и 1 запасной легкий;

Наличие бойниц для стрельбы из личного оружия и легкого пулемета;

Использование в качестве силовой установки существующих двигателей;

Как можно большая унификация отдельных узлов и деталей с уже находящимися в производстве;

Простота конструкции;

Удобство работы экипажа.

Все проекты имели свои отличительные особенности. Уже к февралю 1914 года все три фирмы представили свои конкурсные проекты будущих машин. Так, TMF попросту "скрестили" суще­ствующие проекты двухбашенных пулеметных броневиков с гусеничным шасси, добавив 75-мм пушку в корпусе. "Луканис" по сути сделали то же, только с тяжелыми пушечными броневиками - их танк должен был идти в бой кормой вперед. VMF увеличили свое шасси в длину и ширину, поместив 75-мм пушку в корпусе с солидным боекомплектом, добавив сверху одну пулеметную башенку. Так как заказчик и близко не представлял, насколько удобными и эффективными окажутся эти машины, было решено построить по 4 прототипа и испытать их в войсках. При этом эскиз машины "Луканиса" удостоился резкого замечания по поводу кормового расположения 75-мм пушки. При постройке прототипов компания обязывалась переместить орудие в носовую часть. Работам отводились довольно сжатые сроки - 5 месяцев. Прототипы были представлены к испытаниям 28 июня 1914 года, ровно в тот день, когда был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и было положено начало кризису, который перерастет в Первую мировую войну.

Пехотный танк "Луканис"

Тяжелый танк "Луканис" суров и грозен

Построенные прототипы "Луканиса" стали прообразом будущих САУ, только в куда более громоздком исполнении. Баки с топливом, трансмиссия, емкости с водой и часть снарядов размещались в "ванне" между гусеницами. Сверху над этой конструкцией строилась прямоугольная рубка, разделенная на три условных отсека (внутренние перегородки отсутствовали). В переднем располагалась 75-мм пушка и 7,5-мм пулемет, размещенные в башенной установке с ограниченными углами обстрела (80 градусов на каждый борт). По бокам от орудийной установки находились две тесные рубки главного и второго водителя. Позади, за ними условно начиналось отделение управления. На возвышенном кресле посередине располагалось место командира танка. Он единственный из всех членов экипажа имел хороший обзор из своей командирской башенки на крыше танка. Слева и справа от него в спонсонах располагались пулеметчики. Позади находилось отделение управления - там, в узком проходе между двумя двигателями находилось рабочее место механика. Так как во время езды машину сильно шатало, механик предпочитал находиться в отделении управления, рядом с креслом командира.

После армейских испытаний в июне-июле 1914 года у "Луканисов" были выявлены следующие недостатки конструкции:

Плохая внутренняя вентиляция, экипаж угорал от паров бензина, скапливавшихся в едином отсеке машины;

Места работы двух водителей крайне неудобны ввиду стесненности и плохого обзора;

Значительный "верхний вес", из-за которого существует реальная опасность опрокидывания машины на сложной местности;

Уязвимость бензобаков, расположенных между гусеницами и защищенных всего 5-мм броней.

В то же время имелись и плюсы:

Простота конструкции;

Хорошие углы обстрела орудия и пулеметов;

Хороший обзор командира танка;

В результате проект танка "Луканис" был отклонен, хотя некоторые особенности его конструкции будут заложены в первый серийный танк Византии А-1. Сами же "Луканисы" поступили в первую танковую учебную часть, где прослужили до середины 20-х годов, после чего их списали и "потеряли" на какое-то время. Внезапно "найденные" в 1935 году строительным (!!!) предприятием, они еще послужат основой для создания САУ.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 22,4 тонн

Размерения: 6,3х3,2х2,87 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 4-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х60 л.с.

Скорость, макс: 10 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска:

Бронирование: лоб, борт и корма 15 мм, крыша и днище 5 мм, башня 10-15 мм

Вооружение: 1 75-мм пушка (45 снарядов), 4 7,5-мм пулеметов (8000 патронов)

Экипаж: 8 человек

Пехотный танк TMF

Танк TMF прост и технологичен

Во главу угла при постройке прототипов TMF ставилась технологичность производства. Корпус танка представлял собой "гроб" с наклонным лобовым листом, к которому по бокам "присты­ковы­вались" элементы ходовой части. В корме корпуса располагались два двигателя, сдвинутых к бортам. Их обслуживал единственный механик (по терминологии того времени - моторист), который также должен был вести огонь из кормового пулемета, установленного за двигателями в жуткой тесноте. Перед двигателями располагались рабочие места заряжающего (снаряды находились в двух стеллажах сразу перед двигателями) и двух пулеметчиков, обслуживающих башенные установки. Перед ними бок о бок располагались командир танка (справа), наводчик (посередине) и водитель (слева). 75-мм пушка монтировалась в лобовом листе посередине, с небольшим смещением к левому борту. После испытаний машины были выявлены следующие недостатки:

Нерациональная компоновка машины, из-за которой экипаж теснится "вширь", но при этом имеет много свободного места "в высоту";

Неудачное размещение 75-мм пушки с крайне ограниченными (10 градусов) углами обстрела;

Неудачное размещение кормового пулемета;

Неудачно расположенный боекомплект орудий, стеллажи перегреваются из-за близко расположенных двигателей.

Впрочем, также отмечались и плюсы проекта:

Высокая технологичность и простота конструкции;

Хорошие углы обстрела башенных пулеметов;

Наличие принудительной вентиляции боевого отделения, из-за чего экипажу было гораздо удобнее и легче работать, дыша нормальным воздухом;

Неудачное размещение втяжного вентилятора (под днищем танка).

Несмотря на плюсы, TMF был признан худшим из всех представленных прототипов. Кроме того, качество их постройки оказалось невысоким. Прослужив в учебных частях, они уже в 1919 году были отправлены на переплавку.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель:

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование:

Вооружение: 1 75-мм пушка (60 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк VMF

Прототип, представленный VMF к испытаниям

Инженеры VMF, "обиженные" тем, что разработанное ими шасси ушло и к конкурентам, вместо того чтобы опускать руки, взялись за разработку своего прототипа. При этом главный упор делался на защищенность экипажа и удобство условий работы - это собственное требование к танку обосновывалось тем, что при прорыве вражеской обороны немногочисленным штурмовым бронемашинам придется сутки поддерживать атакующую пехоту, из-за чего требуется разместить достаточный боекомплект и место под минимальный суточный паек. Кстати, именно в машине VMF впервые был сформулирован основной постулат тяжелых танков - тяжелая боевая машина для поддержки пехоты. Из этого проистекало еще одно требование - достаточный уровень живучести, что в понимании инженеров означало защиту от осколков легких снарядов и пуль любых калибров на близких дистанциях. В процессе проработки пришлось отказаться от пулеметной башенки - танк все равно должен был использоваться вместе с пехотой, которая и обеспечивала ему защиту от вражеских солдат, а для ближнего боя посчитали достаточным иметь 2-3 легких пулемета Apred 13 с возможностью ведения огня из разных точек. В результате у конструкторов получился очень хороший прототип, оставляющий позади и TMF, и "Луканиса". Его достоинствами считались:

Хорошая вентиляция боевого отделения за счет открытой крыши корпуса в задней части;

Мощный двигатель (спарка двух тяжелых 90-сильных движков);

Разделение танка на боевое и моторное отделения, что почти исключило отравление выхлопными газами и парами бензина экипажа;

Кроме того, перегородка моторного отделения и открытая крыша облегчали эвакуацию экипажа танка при пожаре;

Солидный боекмоплект в 80 75-мм снарядов, который "съел" довольно много места внутри танка;

Хорошее разделение ролей членов экипажа (командир, водитель, наводчик, заряжающий, моторист);

Низкий корпус;

Хороший уровень бронезащиты (20-мм лобовой лист, непробиваемый винтовочными пулями даже вплотную).

Впрочем, имелись у танка и недостатки:

Слабое пулеметное вооружение;

Недостаточный обзор командира;

Ограниченные углы горизонтальной наводки 75-мм орудия (по 5 градусов на борт), расположенного с правой стороны корпуса в лобовом листе.

Впрочем, недостатки эти были достаточно легко исправимы. Прототипы VMF были приняты за основные. Серийное производство предполагалось начать в сентябре-октябре, но первый опыт мировой войны принес значительные коррективы в эти планы.

Годы производства: 1914

Выпущено: 4 единицы

Боевая масса: 23,3 тонны

Размерения: 6,6х3,5х1,85 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 90 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм

Вооружение: 1 75-мм пушка (80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 5 человек

Пехотный танк А-1

A-1 Deig.A

Начало войны с Австро-Венгрией подняло вопрос, что же делать с новыми машинами (которые решили называть "арматами" - "боевыми колесницами") - ускорять их производство или же неспешно доводить их до ума и поставить армии уже качественное, проверенное по всем статьям оружие? Ответ из строевых частей был получен довольно быстро - машины были желательны к появлению, но не срочно (на тот момент считалось, что война не продлится долго и будет преимущественно маневренной). Не до конца оценив возможности новой машины, ромеи специально не торопились с постройкой новых танков, в результате чего их появление на фронте отложилось по разным оценкам на 6-10 месяцев. Конструкторы VMF принялись дорабатывать исходный проект. Было решено установить "по бронеавтомобильному типу" башню с второй 75-мм пушкой (с облегченным зарядом), что теоретически увеличивало огневую мощь и несколько компенсировало ограниченные углы обстрела 75-мм пушки в корпусе. Последнюю первое время предполагалось снять, заменив пулеметом; но возобладало мнение, что башни в бою будут менее живучими, и дабы танки не остались без своего главного оружия в бою, пушку следовало оставить. Возросший вес частично компенсировали более тонким лобовым листом корпуса.

Производство танков началось лишь в январе 1915 года и сопровождалось некоторыми трудностями. В результате 1-й батальон катафрактов уменьшенного штата (48 машин вместо 60) удалось укомплектовать лишь к маю, а экипажи обучили до приемлемого уровня к августу. К этому времени на фронте произошло множество битв, в которых танки стали бы не лишними. Первым крещением новых машин, названных А-1, стал контрудар под Белградом с целью остановить продвижение австрияков на юг (об этом расскажу как-то отдельно ). Кроме восхищенных отзывов по поводу эффективности этих машин имелась и критика, сводившаяся к двум пунктам - надежность и наличие в боекомплекте снарядов двух типов. Несмотря на выдающиеся характеристики новых танков (уж получше британских "ромбиков" и немецких A7V), они часто ломались в бою и даже во время перевозки, а два разных снаряда одного калибра вызывали затруднения в снабжении и при заряжании во время боя. Проблемы были с трансмиссией, двигателями, башнями, нижней 75-мм пушкой. Последнюю в частях часто снимали, а освободившуюся массивную маску пушки переделывали под 7,5-мм "Сальватор" 13. Тем не менее, заводы упорно продолжали ставить вторую "семьдесятпятку" на танки. Параллельно повышалась и надежность - уже в начале 1916 года в части стали поступать вполне надежные А-1. Мелкие доработки происходили непосредственно во время производства, из-за чего официально танк оставался в единственной модификации.

Лишь в 1918 году появились танки Deig.B, ставшие результатом анализа трехлетнего опыта войны. 75-мм пушка являлась достаточным средством борьбы с пехотой противника и легкими укреплениями, но при определенных условиях требовалось наличие более точной и дальнобойной пушки, даже в ущерб воздействию при попадании. Кроме того, башенная установка с 75-мм пушкой оказалась единственным элементом А-1, которая не спешила становиться надежной и часто выходила из строя. Быстрыми темпами на базе морского образца была разработана 57-мм пушка, которую разместили в уменьшенной башне восьмигранной формы. Туда же "переехал" командир, ставший теперь и наводчиком новой пушки. Экипаж сократился до 6 человек, размещение его стало более свободным. Место водителя сместилось ближе к левому краю (ранее располагалось посередине). Были установлены более мощные двигатели и 25-мм лобовая броня лба корпуса. Танки этой серии ограниченно участвовали (в силу своей малочисленности) в мировой войне, но именно B-шки стали основой катафрактарных батальонов в 20-е годы. Уже устаревшие, с изношенными двигателями, танки А-1 успели поучаствовать и в начале Второй мировой войны.

A-1 Deig.B

Годы производства: 1915-1922

Выпущено: 376 единиц (+12 для Сербии)

Боевая масса: 25,5 тонн

Размерения: 6,6х3,5х2,7 м

Клиренс: 0,42 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.

Скорость, макс: 12 км/ч

Запас хода: 100 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование:

Вооружение: 2 75-мм пушки(80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж: 7 человек

Deig. A (1915-1918) – базовая модель, всего 218 единиц (+12 для Сербии);

Deig. B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 2х120-сильными двигателями, башня заменена на меньшую с 1 57/30-мм пушкой (70 снарядов) и 1 7,5-мм пулеметом, защита башни 15 мм (маска 25), защита лба 25 мм, вес возрос до 26 тонн, всего 158 единиц;

Кавалерийский танк А-2

A-2 Deig.A

Уже в ходе использования тяжелых танков открылась надобность в более мобильных брониро­ван­ных машинах, которые могли бы частично взять на себя штурмовые функции, оставаясь при этом мобильными машинами с высокой проходимостью. В результате в экстренном порядке была начата разработка новой боевой машины, которая положила начало разделению танков Византии на пехотные (или штурмовые) и кавалерийские. В свою очередь, танки А-2 стали первыми кавалерийскими танками Византии. При их проектировании широко использовались автомобильные агрегаты, производимые развитым автопромом страны. Основываясь на той же ходовой, что и А-1, кавалерийские танки должны были получить такой же двигатель (но один), иную трансмиссию и легкое пулеметное вооружение. Броня должна была обеспечить машине противопульную защиту.

В результате в середине 1916 года развернулось производство А-2. Эти танки довольно неплохо показали себя во время прорывов, значительно усиляя мобильные кавалерийские и пехотные подразделения, но непосредственно при штурмах показывали себя слабо. Тем не менее, их признали удачными машинами. В 1918 году при установке новой башни на А-1 возникла идея поставить ее и на А-2 - благо, размеры позволяли. В результате А-2 Deig.B получили на вооружение 57-мм пушку, которая значительно повысила их огневую мощь.

После войны танки А-2 простояли на вооружении до конца 20-х годов, пока не удалось нарастить производство новых образцов бронетехники. Оставшись в тени более могучих и впечатляющих А-1, эти кавалерийские машины все же сделали значительный вклад в развитие не только танко­строения империи, но и в теоретическое развитие использования танков. Помимо Византии, танки А-2 поставлялись после войны в Югославию, производились по лицензии в Румынии и России, оставив в истории заметный след.

A-2 Deig.B

Годы производства: 1916-1922

Выпущено: 548 единиц (+36 для Югославии)

Боевая масса: 15,8 тонн

Размерения: 5,8х2,7х2,5 м

Клиренс: 0,4 м

Ширина трака: 0,5 м

Двигатель: 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 90 л.с.

Скорость, макс: 16 км/ч

Запас хода: 200 км

Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами

Бронирование: лоб и борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм, башня 15 мм

Вооружение: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)

Экипаж: 4 человека

Deig. A (1916-1918) – базовая модель, всего 214 единиц;

Deig. B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 120-сильным двигателем, одной башней с 1 57/30-мм пушкой и 1 7,5-мм пулеметом, бронезащита башни 15 мм, вес возрос до 16 тонн, скорость возросла до 18 км/ч, всего 334 единицы (+36 для Югославии);

Несколько слов о численности

Возможно, кому-то покажется, что численность византийских танков ПМВ невелика. Всего-то 924 танка, и то с учетом послевоенных 4 лет! И при этом Византия позиционируется как одна из самых сильных промышленных стран! Поясняю, почему численность невелика:

В силу географических особенностей основного ТВД потребность в бронетехнике ниже, чем на равнинах Франции;

Торакитные войска Византии не будут нести столь серьезных потерь в боях, как англичане (с почти 100-процентной потерей матчасти); кроме того, очень активно будут работать эвакуационные отряды;

Византия помимо своих потребностей будет еще и удовлетворять потребности Сербии в винтовках, снарядах, орудиях, потому высокое насыщение бронетехникой (в тысячах штук) не представляется возможным, тем более с продолжением активного строительства флота;

P.S. Как-то так. Надюсь, после этого все же разберусь с статьями по Константинопольской битве, и не рвану в танки Интербеллума со всей своей прытью.

Российская империя была первой в мире, официально принявшей на вооружение бронированные автомобили. Многие из них не сохранились до наших дней. Но в 2009 году предтечи современных танков были восстановлены по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея. В нашем обзоре 7 бронемашин, стоявших на вооружении в Русской Императорской армии.

В 1908 году на вооружение в русскую армию поступило 10 образцов техники, созданных французской компанией Charron по проекту русского офицера М.Накашидзе. Бронированный автомобиль "Накашидзе-Charron" получил очень положительные отзывы от военных, но из-за трагической смерти М.Накашидзе проект этот развития не получил. В результате к началу Первой мировой во всей Российской империи имелось лишь боевое подразделение бронеавтомобилей, на вооружении в котором были пулемётные бронеавтомобили «Руссо-Балт тип С». В условиях военного времени они были срочно модернизированы, и русская армия получила сразу несколько различных типов бронемашин.

1. «Остин-Путиловец»



«Остин-Путиловец» выпускали для Русской армии в Великобритании в 1914-1917 года на базе грузовых заднеприводных шасси британской компании Austin. Броневик использовался в боях Первой мировой.

2. «Гарфорд-Путилов»


В начале Первой мировой войны Путиловский завод начал изготавливать пушечно-пулемётный бронеавтомобиль на базе шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co.


В период с 1915 по 1916 было выпущено 48 броневиков, отличавшихся высокой мощностью, надёжностью и приемлемой степенью бронирования.

3. «Остин-Кегресс»



В 1917 году в России разработали полугусеничный бронеавтомобиль «Остин-Кегресс». Всего было выпущено 40 экземпляров.

4. «Джеффери - Поплавко»


Пулеметный бронеавтомобиль «Джеффери - Поплавко» - первый полноприводный бронеавтомобилем, который был принят на вооружение Российской империи. Первый автомобили появились в армии в 1915 году. Броневик, который военные прозвали «Чародея», выпускали на Ижорском заводе. Его главное предназначение – доставка топлива и боеприпасов, а также буксирование поврежденных бронеавтомобилей с поля боя в тыл.

5. Фиат-Ижора


Фиат-Ижора, созданный на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, был лёгким пулемётным автомобилем ВС Российской империи, а позже Рабоче-крестьянской Красной армии. Массовое производство этих броневиков началось лишь после Февральской революции.


За год на Ижорском заводе построили 80 экземпляров бронемашин. Бронемобили активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны.

6. «Мерседес»


В 1915 году штабс-капитан Былинский на базе легкового автомобиля Mercedes разработал пушечно-пулемётный бронеавтомобиль для вооружённых сил Российской империи, использовав при этом множество новаторских инженерных решений. На Обуховском заводе было построено два экземпляра бронеавтомобиля, которые использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой.

7. Танк «Борец за свободу товарищ Ленин»


Безусловно, в России велась разработка проектов собственных танков, но для их доводки было необходимо много времени. Первые танки появились благодаря сотрудничеству в военной области с Францией.


Наркомвоеномор тов. Троцкий поступил просто: запустил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в производство французские танки Renault FT. Назвали их «Борец за свободу товарищ Ленин».

Сегодня бронированные автомобили стали статусным аксессуаром. Во всяком случае .

Первоначально танк-дроид XR-85 разрабатывался для подавления гражданских беспорядков в мирах, подконтрольных Империи. При разработке этой боевой машины большинство программистов, допущенных к созданию программы для танка, собирались использовать алгоритм “Движение по событию”, ранее использовавшийся для дроидов-убийц. Танки-дроиды, опиравшиеся на данный алгоритм, никогда не достигли той степени независимости и надежности, чтобы оправдать вложеннные в них средства. Наземное сражение слишком хаотично и распознавательные устройства просто переполнялись большим количеством доступных решений. Ранние прототипы были очень дорогими, чтобы разворачивать их массовое производство. Эти прототипы были значительно меньше по размерам, чем танки-дроиды, поступившие на вооружение Империи после Битвы за Эндор.

Танки-дроиды стали применяться Империей перед битвой за Эндор и были достаточно малы по размерам, чтобы большое их количество могло поместиться в десантных шаттлах класса «Страж» . Империя использовала этих дроидов для защиты некоторых своих баз, а также для атак баз и укреплений Повстанцев . Будучи уязвимыми для воздушных атак, они, в случае необходимости, все-таки могли постоять за себя. Эти машины были разработаны и пущены в дело в течение шести месяцев после Битвы при Явине. При этом они сильно уступали своим предшественникам в огневой мощи. XR-85 оказались очень полезными при атаках в городской черте, где особенности конструкции позволяли ему разворачиваться в очень тесных местах, а броня защищала от огня противника. Фактически для них не существовало преград. Проект эффективного чувствующего танка зародился в умах армейских планировщиков десятилетия назад. Неутомимый, бесстрашный, не знающий сомнений и адаптирующийся к любой ситуации без постоянного обновления приказов, танк-дроид стал одним из самых долгоживущих проектов имперских ученых.

После Битвы при Эндоре технология была отлажена, дроиды стали недорогим и практичным боевым средством, пригодным для массового выпуска. Этот прорыв произошел во время возвращения Великого Адмирала Трауна , тем не менее во время этой кампании новой технологии не уделялось должного внимания. Только когда главный инженер Umak Leth был представлен воскресшему Императору, танки вышли на передний план и были посланы в бой. Мозг дроида представляет собой украденный мозг промышленного автоматического дроида R7 со встроенной матрицей поиска пути, что дает XR-85 необходимую степень независимости, а также превратил его в самообучающуюся машину. Движительная система дает танку невероятное сцепление с поверхностью, а герметизация внутренних объемов позволяет перемещаться под водой на глубине до 15 метров. Тяжелый ускоритель частиц может сровнять с землей пехотный бункер одним выстрелом, а установленные позади него два легких турболазера предназначены для поражения танков или ходунов. Четыре спаренных тяжелых автоматических бластера обычно используются против катеров и вражеской пехоты. Последний вид оружия - DF.9 - служит для уничтожения живой силы. Каждый вид оружия имеет свой собственный генератор энергии, что дает дроиду практически неограниченную огневую мощь.

Так как в списке наиболее важных приоритетов для Империи на передний план выдвинулась война против Новой Республики, имперские губернаторы получили еще неиспытанные XR-85. Очень скоро выяснилась их необычайная эффективность, что побудило Имперское Командование быстро выдвинуть их на передний край. CAV успешно использовались для восстановления порядка по всей Галактике во время долгой Гражданской Войны и Мятежа, во многих случаях эффективно заменяя большое количество обученных солдат. В качестве меры уменьшения затрат, Империя решила увеличить количество боевых дроидов во всех подразделениях имперских сухопутных войск. Пока условия сражения позволяют обходиться без органичесикх пилотов, эти танки-дроиды являются лучшими на поле боя, превосходя предыдущие поколения аналогичных боевых машин.



В годы Первой мировой на полях появились первые танки, которые в концу войны активно применяли обе стороны. В это время в России на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники. Сейчас многие интересующиеся бронетехникой знают такие проекты русских танков, как вездеход Пороховщикова и царь-танк, но были и другие проекты, так и не увидевшие свет. В данной статье постараюсь не просто написать создания танков, расписать ТТХ, но и рассмотреть их место на поле боя.

Вездеход Пороховщикова


Александр Александрович Пороховщиков, работающий на тот момент на заводе Руссо-Балт, начал работу над своим вездеходом в 1914 году. Проект представлял собой быстроходную гусеничную бронемашину для движения по бездорожью. К январю 1915-го была готова документация, 18 мая этого же года машина вышла на испытания. Зимой финансирование проекта прекращено в связи с тем, что проходимость по снегу не превышала 30 см (1 фута). Что интересно, вездеход проходил испытания как небоевая машина.

Александр Пороховщиков и наблюдающий за постройкой машины инженер-полковник Поклевский-Козелло

Экипаж состоял из одного человека, находившегося в центре. МТО располагалось сзади. В целом такую компоновку можно назвать классической, учитывая размер экипажа. Корпус сварной. Двигатель Volt, 2-цилиндровый, карбюраторный, с воздушным охлаждением развивал мощность 10 л.с., что позволило на испытаниях 3,5-тонной машине развить скорость в 25 км/ч. По некоторым данным, зимой 1916-го вездеход разогнался до 40 верст/ч (≈43 км/ч), что сомнительно. Ходовая больше всего напоминала современные снегоходы - единственная брезентовая гусеница натянута на барабаны, протянута под днищем. Чисто гусеничный ход использовался для движения по бездорожью. Основной ход был всё-таки колёсно-гусеничным - на двух колёсах и заднем барабане. Такое устройство позволило снизить давление на грунт (порядка 0,05 кг/см2), но слишком затрудняло повороты и конструкцию. В процессе испытаний Пороховщиков непрерывно дорабатывал ходовую.

Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование - округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. В опытной версии в лобовой плоскости находился заман воздухозаборника, резко снижающий продвинутую конструкцию корпуса, правда на поздних чертежах эта уязвимая зона была ликвидирована. Вооружение из одного пулемёта находилось в поворотной башне, которая так и не появилась на испытаниях, но была видна на чертежах.

В 1916-м Пороховщиков начал разработку вездехода-2 с большим экипажем, мощным по тем временам для лёгкой машины вооружением из 3 пулемётов, одного курсового и двух во вращающихся друг над другом башнях. Ходовая усовершенствована - теперь основой были 4 колеса. Броня потеряла округлые формы. До революции прототип машины так и не был выпущен.


Вездеход-2, или вездеход 16-го года

Пусть многие считают вездеход Пороховщикова первым русским танком - это далеко не так. Первая машина не была приспособлена к боям - малая манёвренность, удельная мощность, невозможность ведения поиска цели, ведения огня и движения, несовершенство брони. Хоть конструкция брони и опередила своё время на полвека, но реальной боевой стойкости котельное железо с прослойкой морской травы дать не могло. Хоть рикошетная форма и могла отразить некоторые попадания, но пробить с коротких дистанций такую броню вряд ли будет трудно винтовочной пуле. Появление в 60-70-х многослойной брони обусловлено противодействием кумулятивным боеприпасам, а не росту могущества кинетических снарядов. Среди минусов вездехода как можно отметить и уязвимость гусеницы. Также невысокой была и преодолеваемая вертикальная стенка. Но несмотря на все эти недостатки, во многом машина была революционной, т.к. первый танк классической компоновки появился в 1917-м, рациональные углы наклона брони реализовали в 30-е, а одногусеничная схема до сих пор здравствует на снегоходах.

Царь-танк

Проект капитана Николая Николаевича Лебеденко до сих пор остаётся самым большим по линейным размером танком, воплощённым в металле. Длина 17,7 м, ширина 12 м, высота 9 м, что, прямо скажем, очень спорное достижение. Идею танка Лебеденко, по собственным словам, взял у арбы - телеги с двумя высокими колёсами, которые легко преодолевали кавказское бездорожье с грязью, камнями, ямами. По мнению изобретателя, схема бронированной арбы очень бы пригодилась для прорыва полос обороны с её рвами, окопами, воронками от снарядов и главным врагом пехоты и кавалерии - пулемётом. Проявив целеустрёмлённость, достойную подражания, Лебеденко добился того, что его принял к себе император. Заводной макет танка очень увлёк государя, и деньги, средства и рабочая сила были выделены незамедлительно. В металле царь-танк изготовили к августу, и 27 числа начались ходовые испытания. Испытания с треском провалились, и машина до 1923-го стояла в лесах под Дмитровом, где и была разобрана на металл.

Танк представлял собой увеличенный пушечный лафет с одной станиной. Монстра толкали два трофейных авиационных карбюраторных двигателя Maybach мощностью по 250 л.с., позволявшим разгоняться до 10 км/ч по пересечённой местности и 17 км/ч - по дороге. Запас хода составлял порядка 40-60 км. Танк массой в 60 тонн на испытаниях без особого труда ломал деревья, как и предполагал изобретатель. Бронирование составляло 10 мм по кругу и 8 мм - крыши и днища, причём в проекте эти цифры были 7 и 5 мм соответственно. Экипаж в 15 человек поднимался в боевое отделение по станине (да простит меня читатель за такое наименование этого элемента конструкции). Вооружение состояло из 2 капонирных 76-мм пушек и 8-10 пулемётов, что было мощнейшим вооружением по меркам того времени.

Перейдём к грустному. Одной из причин отказа военных от боевой машины с высокой проходимостью стала её… низкая проходимость. Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Громадные колёса, по мнению комиссии, были слишком уязвимы для артиллерии, в чём они были абсолютно правы - по мастодонту таких размеров промахнуться трудно. Броня без углов наклона, так что вряд ли бы смогла надёжно защитить экипаж. Огромное количество стволов затрудняло ведение и корректировку огня. В отличие от вездехода Пороховщикова, царь-танк был приспособлен для боя, но не настолько, чтобы стать машиной прорыва.

Танк Менделеева

Этот танк хоть и не был воплощён в металле, но во многом его идеи опередили время, сделав его прообразом тяжёлых САУ. Создателем этого чуда стал сын великого нашего учёного Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев, инженер-корабел. Танк проектировался с 1911-го года. И несмотря на детальную проработку чертежей, делающих честь русской школе инженеров, военные не восприняли «бронированный автомобиль» (так Менделеев назвал своё детище) всерьёз.

Что же было такого особенного в танке? Во-первых, стальная закалённая броня, по расчётам выдерживающая 6-дм снаряд, достигала 150 мм во лбу корпуса, по 100 мм с бортов и кормы, 8 мм на днище и 76 мм крыши, правда, рациональных углов наклона не было. Таким образом, только тяжёлая артиллерия могла вывести танк из строя. Вооружение не уступало - 120-мм морская пушка Канэ (длина ствола 45 калибров, 5400 мм) в лобовой плите с боекомплектом в 51 снаряд и углом горизонтального наведения в 32 град. Дополнительно танк оснащался пулемётом Максим в поворотной башне, которая убиралась в танк. МТО и вход в танк располагались в корме. Экипаж состоял из 8 человек. Длина составляла 13 м, ширина 4,4 м и высота - 4,45 м с башней. Ходовая часть гусеничная, состояла из 6 катков, направляющего и ленивца. Подвеска пневматическая, позволяющая менять клиренс (!) и ложиться танку на грунт, превращаясь в дот. Слабым место был бензиновый 4-х цилиндровый двигатель в 250 л.с. на 173 тонны, что было ничтожно мало. Расчётная скорость составляла 25 км/ч, что с таким двигателем было маловероятным.

И несмотря на всю вундервафленность «бронированного автомобиля», Менделеев создал самый лучший проект русского танка для своего времени. Упростив конструкцию подвески, срезав лишнюю броню, ослабив вооружение, мы могли бы получить своё решение позиционного тупика Первой мировой, но история не терпит сослагательного наклонения, так что оставим это на долю писателей-фантастов.

Танк Рыбинского завода

Об этой машине впервые написали в 1956-м году в книге Мостовенко В.Д. «Танки» (имеется издание второе, исправленное и дополненное). Танк внешне напоминал менделеевский - тот же кирпич на гусеницах с пушкой, правда в кормовой плите. Двигатель - в середине. Бронирование куда скромнее - предположительно 12 мм лоб и корма, 10 мм борт. Вооружение состояло либо из 107-мм пушки и крупнокалиберного пулемёта, либо из 76-мм и 20-мм автоматической пушек. Подвеска по типу французских танков от трактора Холт. Двигатель бензиновый, 200 л.с., неплохо для своего времени смотрелся на машине массой 12 или 20 тонн. В целом машина получалась современной и прекрасно смотрелась на поле боя, но так и не поступила на сборку.

Были и другие проекты танков в Российской империи, но о многих известно так мало, что порой неизвестно, был ли тот или иной проект в реальности, или это фантазии поздних авторов.

Статьи по теме: