Внеклассное мероприятие "краеведческая игра". Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры Краеведческая викторина о своем крае все узнаем

(На доске в увеличенном виде висит карта, по которой дети будут путешествовать в течение викторины. В кружочки вписываются баллы, которые они получают по мере продвижения от станции к станции)

(Путешествуют две команды.)

Вступительное слово:

Ребята, знакомы ли вы с понятием “патриот”? Что это означает?

Это человек, который любит свою Родину. Но просто любить недостаточно, необходимо знать историю своей малой Родины, то есть Мурмана. И мы с вами уже начали ее изучение.

Правила викторины:

У каждой команды присутствуют специальные светофорики, кто быстрее их поднимает, тот и отвечает;

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Цели: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Мурманской области.

Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян.

Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.

Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в области, стране.

Оборудование урока: карта Мурманской области;карта-схема города Мурманска.

Раздаточный материал: тесты.

Вопросы и задания

1 станция. Географическая, схематическая расположение Мурмана.

(Работа с исторической картой города Мурманска.)

Покажи на карте Кольского полуострова мурманский берег, Кольский залив, город Мурманск, другие города Кольского полуострова, которые ты знаешь;<Рисунок 1>

Попробуй с закрытыми глазами схематично изобразить Кольский залив, мурманский берег => обозначь районы города Мурманска (сколько их) - Ленинский, Октябрьский, Первомайский.<Рисунок 2>

2 станция. Улицы города.

(Работа с карточками, на которых написаны названия улиц города.)

Расположи улицы города в районы, где они находится

Ленинский: Лобова, Хлобыстова, Гагарина, Бредова, Свердлова, Аскольдовцев;

Октябрьский: проспект Ленина, капитана Егорова, Гвардейская, площадь Привокзальная, Полярные Зори, Челюскинцев;

Первомайский: Орликовой, проспект Кольский, Беринга, Копытова, Крупской, Морская.

3 станция. Памятные места.

(Работа с фотографиями памятных мест и архитектурных сооружений города)

Соотнеси место или памятник с районом расположения (поместить картинку в район, где находится):

Ленинский: памятник неизвестному солдату, дворец творчества “Лапландия”;

Октябрьский: Бредова, Кирова, Киров, Арктика, Бассейн, Вокзал; Первомайский: охрана природы, Долина уюта, кинотеатр “Атлантика”.

4 станция историческая. “Блиц-опрос” (вопрос-ответ)

2. Сколько лет нашему городу? - 89 лет;

3. Что такое варница? - Устройство для добычи (варки) соли из морской воды;

4. Что такое гукор? - Промысловое и грузовое двухмачтовое судно русских поморов;

5. Кто такие поморы? - Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей;

6. Кто такой писец? - Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в Древней Руси;

7. Что такое писцовая книга? - В ней содержатся подробные сведения о населенных пунктах, количестве жителей Кольского полуострова в начале 17 века;

8. В каком районе расположена школа №50? - Первомайский;

9. Где находится Мурманская область? - На Кольском полуострове за полярным кругом.

10. Какие горы есть на Кольском полуострове? - Хибинские, Ловозерские;

11. Как называют коренных жителей Ловозера? - саамы;

12. Чем покрыты сопки? - лишайником, мхом;

13. Как переводится Монче-тундра? - Красивая тундра;

14. Какими морями омывается наш край? - Белым, Баренцевым.

5 станция. Информационная.

Дети заранее подготовили сообщение о Мурмане. Каждое выступление приносит балл своей команде.

Примерные варианты сообщений:

О рождении города Мурманска;

О морском порте;

О животном мире Кольского полуострова;

Города-побратимы города Мурманска;

Геральдика городов-побратимов города Мурманска.

6 станция. Работа с тестами: “Развитие образования на Мурмане в 30-40-е годы ХХ века”.

Работа с раб. листам по командам <Приложение 1 >

Каждый правильный ответ = 1 баллу.

7 станция. “Построй памятник”.

Командам раздаются конверты с разрезанным на мелкие кусочки изображением памятника культуры (памятник Неизвестному солдату, памятник А. Бредову). Необходимо как можно быстрее, собрать разрезанною картинку с изображением памятника. Учитывается качество и быстрота выполнения задания.

Пока жюри подводит итоги - конкурс болельщиков.

2. Как называется сияние в зимнем небе Мурманска? – (Северное сияние)

3. Мурманск расположен на берегу – (Кольского залива)

4. Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? – (Полярный день)

5. Северные ветры приносят в зимнее время - оттепели, а южные-? – (Похолодание)

Слово жюри, результаты

Лучшие знания показала команда “……”,она посвящается в краеведы и получает отличный значки А команда “ ” получает поощрительные призы.

Заключительное слово

Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли 2 команды “……” и “…….”. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!

Викторина "Рождение города"

Измоденова Людмила Петровна, учитель МАОУ лицей № 100, Екатеринбург.
Актуальность: проживая в городе, дети часто не помнят историю зарождения родного города, названия памятных мест, имён основателей города, имён Святых Покровителей Екатеринбурга.
Предназначение: материал может быть полезен учителям для уроков географии, истории, может быть использован на краеведческих занятиях, на классных часах.
Цель:
- изучение истории зарождения города Екатеринбурга.
Задачи:
Образовательные:
- мотивировать учащихся на изучение истории родного города
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление детей
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу
Вопросы викторины даны с предполагаемыми ответами.
Вопрос № 1.
В честь кого удостоено название нашего города?

Предполагаемый ответ:
Прошло более трёхсот лет, как на реке Исеть, была заложена крепость с заводом. "Для памяти в вечные годы и для вечной славы Её величества государыни - императрицы Екатерины I крепость назвали Екатеринбург". Генерал Вильгельм де Генин.
Вопрос № 2.
Назовите дату зарождения города. Кто изображен на барельефе "Рождение города"?


Предполагаемый ответ:
7(18 ноября) 1723 года. Дата соответствует открытию железоделательного завода. На барельефе "Рождение города" изображены фигуры отцов города в камзолах, треуголках, а также первостроители, кузнецы и плотники.
Вопрос № 3.
Где находится этот памятник? Кому он посвящен?


Предполагаемый ответ:
Памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Генину находится на площади Труда.
К 275 - летию Екатеринбурга памятник был отлит из бронзы на заводе "Уралмаш". Надпись у подножия гласит: "Славным сынам России Н.В. Татищеву и В.И. де Генину. Екатеринбург благодарный. 1998 год."
Вопрос № 4.
Что в старину называли "сердцем" железоделательного завода?


Предполагаемый ответ:
"Сердцем" железоделательного завода в старину люди называли плотину. Плотина заставляла воду реки давать энергию для работы всего завода. Здесь были построены цеха - "мануфактуры". На заводе было больше 30 цехов: плавильный, молотовый, лудильный. С тех пор это место носит название Плотинка.
Вопрос № 5.
Что находится сегодня на территории бывшего завода?


Предполагаемый ответ:
В 1808 году завод закрыли, а в память о тех временах остался Исторический сквер.
Вопрос № 6.
Что вы знаете об истории собора Святой Великомученицы Екатерины?

Предполагаемый ответ:
Православный храм был заложен в 1723 году, в честь основания, на левом берегу реки Исеть.
Де Генин обратился к императрице Екатерине I о помощи - в церкви многое не доставало. Немедля из Петербурга по приказу императрицы выслали необходимое церковное "одеяние", а из Москвы доставили
богослужебные книги и серебряную утварь. В 1726 году церковь освятили в честь Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы в учении и удачи горных дел.
Вопрос № 7.
За какие подвиги Екатерину причислили к лику Святых?

Предполагаемый ответ:
Доротея родилась в 294 году в Александрии. Закончила языческую школу, где изучила много дисциплин.
Узнав о христианстве, она крестилась и получила имя Екатерина. Во времена гонения на христиан, она
публично заявила о вере в Иисуса Христа. Екатерину казнили, и тело её исчезло, и перенесли его ангелы на самую высокую гору Синая. Повинуясь видению, через триста лет, монахи поместили мощи Святой Екатерины в золотую раку. С тех пор там монастырь Святой Великомученицы Екатерины привлекает множество паломников. Престольный праздник - день Святой Екатерины в Екатеринбурге был одним из главных праздников вплоть до революции. И в этот день горожане не работали.
Вопрос № 8.
Когда был взорван храм Святой Екатерины?

Предполагаемый ответ:
В 1920 году было изъятие церковных ценностей из храма - 165,6 килограммов серебра и множество церковной утвари, украшенной уральскими драгоценными камнями. В Крещенский праздник 1930 года был последний крестный ход на пруд. Вскоре здание взорвали, а на Святом месте теперь фонтан "Каменный цветок".
Вопрос № 9.
Когда была восстановлена часовня в честь Святой Екатерины?


Предполагаемый ответ:
В 1991 году на месте алтаря установили деревянный крест, а в 1998 году построили часовню.
Вопрос № 10.
Назовите дом, подобных по архитектуре ему нет на всём Урале.


Предполагаемый ответ:
Домовладение в истории Урала называют "Домом Севастьянова".
В композиции здания заметно выделяется угловая ротонда с бельведером. В 1880 году дом был продан казне. В 1917 году революционные солдаты разгромили особняк внутри. В советское время здесь был "Дом профсоюзов", а теперь - резиденция Губернатора Свердловской области.
Вопрос № 11.
Где находится "Капсула времени"?


Предполагаемый ответ:
Капсула времени располагается напротив барельефа "Рождение города" в Историческом сквере.
Она помещена в глубокий колодец, содержит обращение от свердловчан 1973 года к гражданам 2023 года.
Капсула содержит план города Свердловска, лучшие фильмы и книги о людях тех времён.
Вопрос № 12.
Каково значение "Капсулы времени" лично для вас?

Игра – викторина по краеведению «Уголок России»

Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором вырос и живешь.

Задачи:


  • Формирование интереса учащихся к истории и природе своего села, его традициям и обычаям;

  • Сплочение детского ученического коллектива;

  • Воспитание уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков совместной деятельности учащихся при работе в группах.

  • Формирование эстетических качеств учащихся – восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми и их делами.
Оформление:

  • Выставка фотографий родного села;

  • Выставка книг и газетных вырезок, посвященных селу;

Технические сопровождение викторины: мультимедийная презентация «Моё село»

Участники игры : ученики 6-8-х классов (игра может проводиться среди учащихся каждой из учебной параллели или сборных команд, 6-х, 7-х, 8-х классов).

Жюри игры-викторины : члены администрации школы, вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов (3-5 человек).

Ход игры.

1 ведущий.

В мире есть такие города,

Где наверное, даже не слыхали,

Про село с названием Орда

На седом заснеженном Урале…

2 ведущий.

Село Орда, река Ординка,

Не широка, не глубока,

Как для кого, а для ординцев

Милей и краше края нет пока…

1 ведущий.

Наша игра посвящается самому любимому уголку России, селу, в котором мы живем.

2 ведущий

Орда- село старинное. Дата его основания – 1601 год. Для сравнения: город Кунгур был основан в 1663 году, а Пермь – в 1723.

1 ведущий.

Существует несколько версий (не менее 10), объясняющих происхождение названия села. Разные исследователи считают, что село получило своё название

В честь божества Солнца, которое носило имя Арда.

2 ведущий

Или в честь тотемного животного одного из племен, живших на этой территории - бурундука.

1 ведущий.

Одна из популярных версий связана с нашими реками. Считают, что Орд-дин можно перевести как долина, устье реки или незамерзающая река.

2 ведущий.

К сожалению, ни одна из этих версий не имеет точных доказательств. Но это нисколько не мешает нам любить свое родное село.

1 ведущий

Чем больше я люблю – тем больше знаю,

Чем больше знаю – тем сильней люблю!

2 ведущий

1 ведущий

Итак, игра начинается! Представляем наших участников (представление участников или команд)

2 ведущий

Представляем наше жюри (представление жюри)

Конкурс «Эрудит»

Задание : из слова «Краеведение» составить за 3 минуты как можно больше слов.

Конкурс «Природа родного края»

На столе лежат вперемешку карточки с названием животных, птиц, растений.

Ребятам нужно выбрать только те карточки, на которых изображены животные и птицы, что водятся, растут в Ординском районе.

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»

1)Вопросы

Какая улица самая длинная?

Опишите местоположение: школы, автостанции, сырзавода

Какие улицы названы в честь знаменитых людей?

Есть ли у нас улицы с названиями частей света? Какие?

Назовите, какие предприятия, учреждения, организации есть в селе.

2)Задание для зрителей

А сколько всего улиц в нашем селе? Кто назовет более точную цифру?

На листе бумаги написать названия улиц села. Кто больше? (2 минуты)

Конкурс «Узнай объект».


    1. Это здание построено в 1876 году на средства ординского сельского общества, на выручки базарного, ярмарочного сбора. Строителем был крестьянин, житель деревни Киргишан – Харлампий Павлович Самойловских. Нижний этаж занимали отделы земской управы, а второй этаж строился под двуклассное училище с шестилетним сроком обучения.
(ныне здание музея и школы искусств)

    1. Это сооружение было одним из красивейших в округе. В 1932г это здание пытались разрушить в связи с закрытием организации, но не смогли. Здесь был дом культуры, кинотеатр, библиотека, магазины. В 1988 году здание вновь передали (верующим, храм Пророко-Ильинский)
3) Здание – одно из самых высоких и больших в селе, построено в 1987 году, здесь ежедневно собирается самое большое количество людей (школа)

4) По улице Советской стоит усадьба богатейших купцов села, купцов 2 гильдии – Рудаковых. Один из братьев –Михаил – жил с семьей в здании слева, второй брат – Филипп – жил в здании справа. Дома соединены аркой. Что сейчас находится в этих зданиях? (музей, магазин, управление образования).

5)В этом здании был женский монастырь, стационар больницы. Сейчас здание заброшено. На какой улице оно расположено? (Советская).

6) Сейчас в этом здании, расположенном на улице 1 Мая, находится школа художественных ремесел и центр детского творчества. А для чего предназначено здание по проекту? (интернат при школе)

7) В 1997 году в центре села колхоз «Правда» открыл магазин для реализации своей продукции. Как он называется? («Энергетик»)

Конкурс «Соответствие»

1)Установите соответствие старинное название – современное название

Киргишан, Острожка, Косотуровка, Казаково, Заповарня, Беляево

Верх-Беляево, ул. Труда, ул. Пугачева, ул. Колхозная, ул. Гагарина,

ул. Заречная


  1. Установите соответствие названия и объекта

Конкурс «Символы нашего села»

Что вы считаете отличительным знаком нашего села, без которого нельзя его представить? (это задание может быть предложено в качестве домашнего).

Конкурс – «Страницы истории Орды» .

Команды, которые получают лист с вопросами по истории Орды, за предложенные 5 минут, участники должны дать как можно больше правильных ответов. (Приложение)

Подведение итогов.

1 ведущий

Пусть начнется с хорошей песни

Этот день, этот год, эта жизнь.

Пусть звучит она гимном чудесным

Месту, где мы, друзья родились.

2 ведущий

Пусть начнется с надеждой крылатой

Путь, который ведет сквозь года.

С первой строчки и с первой даты,

Когда пишется судьба.

Звучит мелодия песни об Орде в исполнении О.Крохина, демонстрируются слайды презентации

Объявление итогов

Приложение 1

Вопросы к конкурсу «Страницы истории Орды»


  1. В каком году было основано село Орда (1601)

  2. По берегам каких рек расположено село? (Ординка, Кунгур)

  3. Сколько трехэтажных зданий в селе? Перечислите их (школа, больница, жилой дом на ул. Пролетарской)

  4. Какой герой гражданской войны останавливался в Орде во время своего похода (В.К. Блюхер)

  5. Как называется храм села (Пророко-Ильинский)

  6. В годы Великой Отечественной войны в Орде работал госпиталь. В каком здании он размещался? (старая школа)

  7. Самое высокое место в окрестностях Орды (Казаковская гора)

  8. Какое топливо используют котельные села для обогрева общественных зданий и жилых домов? (газ)

  9. На здании школы есть мемориальная доска. Чью память она увековечила? (Кобелев А.А.)

  10. Какова численность населения Орды? (около 5 тыс человек)

  11. На какой улице расположен парк села (Советская)

  12. Сколько детских садов в Орде (5)

Приложение2

Карточки к конкурсу «Природа родного края»


Черемуха


Рябина


Калина


Кипарис

Женьшень


Ковыль


Липа


Олений мох

Купальница

Свербига

Мышиный горошек

Верблюжья колючка




Пихта

Береза


Манжетка

Ландыш


Шиповник


Клевер

Эвкалипт




Лемминг


Кукушка

Тушканчик

Сорока





Бурый медведь


Белый медведь





Тюлень



Лисица

Гусева Наталья Николаевна

МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»

Учитель первой квалификационной категории.

Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»

Задачи: Закрепить знания детей:

1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.

2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.

3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

I конкурс. Представление команд.

Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.

Вращают барабан капитаны по очереди.

В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)

Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»

1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в

с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)

2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)

3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)

4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)

5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2

«Города Пермского края»

1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)

2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)

3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)

4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3

«Полезные ископаемые Пермского края»

1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)

2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)

5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4

«Водный край»

1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)

2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)

4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)

5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5

«Знаменитые люди Прикамья»

1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)

2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)

3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)

4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)

5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6

«Растительный мир»

1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)

2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7

«Животный мир»

1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)

2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)

3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)

4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)

5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8

« Природные памятники»

1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)

2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)

3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)

4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)

5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9

Музеи, фестивали Пермского края.

1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)

4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)

5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)

6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Используемая литература:

Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.

Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.

Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.

А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.

Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002

Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.

Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -

Б-Соснова, 2011.

Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.

Статьи по теме: