Внеклассное мероприятие "краеведческая игра". Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры Краеведческая викторина о своем крае все узнаем
(На доске в увеличенном виде висит карта, по которой дети будут путешествовать в течение викторины. В кружочки вписываются баллы, которые они получают по мере продвижения от станции к станции)
(Путешествуют две команды.)
Вступительное слово:
Ребята, знакомы ли вы с понятием “патриот”? Что это означает?
Это человек, который любит свою Родину. Но просто любить недостаточно, необходимо знать историю своей малой Родины, то есть Мурмана. И мы с вами уже начали ее изучение.
Правила викторины:
У каждой команды присутствуют специальные светофорики, кто быстрее их поднимает, тот и отвечает;
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Цели: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Мурманской области.
Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян.
Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в области, стране.
Оборудование урока: карта Мурманской области;карта-схема города Мурманска.
Раздаточный материал: тесты.
Вопросы и задания
1 станция. Географическая, схематическая расположение Мурмана.
(Работа с исторической картой города Мурманска.)
Покажи на карте Кольского полуострова мурманский берег, Кольский залив, город Мурманск, другие города Кольского полуострова, которые ты знаешь;<Рисунок 1>
Попробуй с закрытыми глазами схематично изобразить Кольский залив, мурманский берег => обозначь районы города Мурманска (сколько их) - Ленинский, Октябрьский, Первомайский.<Рисунок 2>
2 станция. Улицы города.
(Работа с карточками, на которых написаны названия улиц города.)
Расположи улицы города в районы, где они находится
Ленинский: Лобова, Хлобыстова, Гагарина, Бредова, Свердлова, Аскольдовцев;
Октябрьский: проспект Ленина, капитана Егорова, Гвардейская, площадь Привокзальная, Полярные Зори, Челюскинцев;
Первомайский: Орликовой, проспект Кольский, Беринга, Копытова, Крупской, Морская.
3 станция. Памятные места.
(Работа с фотографиями памятных мест и архитектурных сооружений города)
Соотнеси место или памятник с районом расположения (поместить картинку в район, где находится):
Ленинский: памятник неизвестному солдату, дворец творчества “Лапландия”;
Октябрьский: Бредова, Кирова, Киров, Арктика, Бассейн, Вокзал; Первомайский: охрана природы, Долина уюта, кинотеатр “Атлантика”.
4 станция историческая. “Блиц-опрос” (вопрос-ответ)
2. Сколько лет нашему городу? - 89 лет;
3. Что такое варница? - Устройство для добычи (варки) соли из морской воды;
4. Что такое гукор? - Промысловое и грузовое двухмачтовое судно русских поморов;
5. Кто такие поморы? - Русское население, проживающее у побережья Белого и Баренцева морей;
6. Кто такой писец? - Лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг в Древней Руси;
7. Что такое писцовая книга? - В ней содержатся подробные сведения о населенных пунктах, количестве жителей Кольского полуострова в начале 17 века;
8. В каком районе расположена школа №50? - Первомайский;
9. Где находится Мурманская область? - На Кольском полуострове за полярным кругом.
10. Какие горы есть на Кольском полуострове? - Хибинские, Ловозерские;
11. Как называют коренных жителей Ловозера? - саамы;
12. Чем покрыты сопки? - лишайником, мхом;
13. Как переводится Монче-тундра? - Красивая тундра;
14. Какими морями омывается наш край? - Белым, Баренцевым.
5 станция. Информационная.
Дети заранее подготовили сообщение о Мурмане. Каждое выступление приносит балл своей команде.
Примерные варианты сообщений:
О рождении города Мурманска;
О морском порте;
О животном мире Кольского полуострова;
Города-побратимы города Мурманска;
Геральдика городов-побратимов города Мурманска.
6 станция. Работа с тестами: “Развитие образования на Мурмане в 30-40-е годы ХХ века”.
Работа с раб. листам по командам <Приложение 1 >
Каждый правильный ответ = 1 баллу.
7 станция. “Построй памятник”.
Командам раздаются конверты с разрезанным на мелкие кусочки изображением памятника культуры (памятник Неизвестному солдату, памятник А. Бредову). Необходимо как можно быстрее, собрать разрезанною картинку с изображением памятника. Учитывается качество и быстрота выполнения задания.
Пока жюри подводит итоги - конкурс болельщиков.
2. Как называется сияние в зимнем небе Мурманска? – (Северное сияние)
3. Мурманск расположен на берегу – (Кольского залива)
4. Продолжите фразу: Зимой-полярная ночь, а летом-? – (Полярный день)
5. Северные ветры приносят в зимнее время - оттепели, а южные-? – (Похолодание)
Слово жюри, результаты
Лучшие знания показала команда “……”,она посвящается в краеведы и получает отличный значки А команда “ ” получает поощрительные призы.
Заключительное слово
Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богато интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли 2 команды “……” и “…….”. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!
Викторина "Рождение города"
Измоденова Людмила Петровна, учитель МАОУ лицей № 100, Екатеринбург.Актуальность: проживая в городе, дети часто не помнят историю зарождения родного города, названия памятных мест, имён основателей города, имён Святых Покровителей Екатеринбурга.
Предназначение: материал может быть полезен учителям для уроков географии, истории, может быть использован на краеведческих занятиях, на классных часах.
Цель:
- изучение истории зарождения города Екатеринбурга.
Задачи:
Образовательные:
- мотивировать учащихся на изучение истории родного города
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление детей
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу
Вопросы викторины даны с предполагаемыми ответами.
Вопрос № 1.
В честь кого удостоено название нашего города?
Предполагаемый ответ:
Прошло более трёхсот лет, как на реке Исеть, была заложена крепость с заводом. "Для памяти в вечные годы и для вечной славы Её величества государыни - императрицы Екатерины I крепость назвали Екатеринбург". Генерал Вильгельм де Генин.
Вопрос № 2.
Назовите дату зарождения города. Кто изображен на барельефе "Рождение города"?
Предполагаемый ответ:
7(18 ноября) 1723 года. Дата соответствует открытию железоделательного завода. На барельефе "Рождение города" изображены фигуры отцов города в камзолах, треуголках, а также первостроители, кузнецы и плотники.
Вопрос № 3.
Где находится этот памятник? Кому он посвящен?
Предполагаемый ответ:
Памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Генину находится на площади Труда.
К 275 - летию Екатеринбурга памятник был отлит из бронзы на заводе "Уралмаш". Надпись у подножия гласит: "Славным сынам России Н.В. Татищеву и В.И. де Генину. Екатеринбург благодарный. 1998 год."
Вопрос № 4.
Что в старину называли "сердцем" железоделательного завода?
Предполагаемый ответ:
"Сердцем" железоделательного завода в старину люди называли плотину. Плотина заставляла воду реки давать энергию для работы всего завода. Здесь были построены цеха - "мануфактуры". На заводе было больше 30 цехов: плавильный, молотовый, лудильный. С тех пор это место носит название Плотинка.
Вопрос № 5.
Что находится сегодня на территории бывшего завода?
Предполагаемый ответ:
В 1808 году завод закрыли, а в память о тех временах остался Исторический сквер.
Вопрос № 6.
Что вы знаете об истории собора Святой Великомученицы Екатерины?
Предполагаемый ответ:
Православный храм был заложен в 1723 году, в честь основания, на левом берегу реки Исеть.
Де Генин обратился к императрице Екатерине I о помощи - в церкви многое не доставало. Немедля из Петербурга по приказу императрицы выслали необходимое церковное "одеяние", а из Москвы доставили
богослужебные книги и серебряную утварь. В 1726 году церковь освятили в честь Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы в учении и удачи горных дел.
Вопрос № 7.
За какие подвиги Екатерину причислили к лику Святых?
Предполагаемый ответ:
Доротея родилась в 294 году в Александрии. Закончила языческую школу, где изучила много дисциплин.
Узнав о христианстве, она крестилась и получила имя Екатерина. Во времена гонения на христиан, она
публично заявила о вере в Иисуса Христа. Екатерину казнили, и тело её исчезло, и перенесли его ангелы на самую высокую гору Синая. Повинуясь видению, через триста лет, монахи поместили мощи Святой Екатерины в золотую раку. С тех пор там монастырь Святой Великомученицы Екатерины привлекает множество паломников. Престольный праздник - день Святой Екатерины в Екатеринбурге был одним из главных праздников вплоть до революции. И в этот день горожане не работали.
Вопрос № 8.
Когда был взорван храм Святой Екатерины?
Предполагаемый ответ:
В 1920 году было изъятие церковных ценностей из храма - 165,6 килограммов серебра и множество церковной утвари, украшенной уральскими драгоценными камнями. В Крещенский праздник 1930 года был последний крестный ход на пруд. Вскоре здание взорвали, а на Святом месте теперь фонтан "Каменный цветок".
Вопрос № 9.
Когда была восстановлена часовня в честь Святой Екатерины?
Предполагаемый ответ:
В 1991 году на месте алтаря установили деревянный крест, а в 1998 году построили часовню.
Вопрос № 10.
Назовите дом, подобных по архитектуре ему нет на всём Урале.
Предполагаемый ответ:
Домовладение в истории Урала называют "Домом Севастьянова".
В композиции здания заметно выделяется угловая ротонда с бельведером. В 1880 году дом был продан казне. В 1917 году революционные солдаты разгромили особняк внутри. В советское время здесь был "Дом профсоюзов", а теперь - резиденция Губернатора Свердловской области.
Вопрос № 11.
Где находится "Капсула времени"?
Предполагаемый ответ:
Капсула времени располагается напротив барельефа "Рождение города" в Историческом сквере.
Она помещена в глубокий колодец, содержит обращение от свердловчан 1973 года к гражданам 2023 года.
Капсула содержит план города Свердловска, лучшие фильмы и книги о людях тех времён.
Вопрос № 12.
Каково значение "Капсулы времени" лично для вас?
Игра – викторина по краеведению «Уголок России»
Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором вырос и живешь.
Задачи:
Формирование интереса учащихся к истории и природе своего села, его традициям и обычаям;
Сплочение детского ученического коллектива;
Воспитание уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков совместной деятельности учащихся при работе в группах.
Формирование эстетических качеств учащихся – восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми и их делами.
Выставка фотографий родного села;
Выставка книг и газетных вырезок, посвященных селу;
Технические сопровождение викторины: мультимедийная презентация «Моё село»
Участники игры : ученики 6-8-х классов (игра может проводиться среди учащихся каждой из учебной параллели или сборных команд, 6-х, 7-х, 8-х классов).
Жюри игры-викторины : члены администрации школы, вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов (3-5 человек).
Ход игры.
1 ведущий.
В мире есть такие города,
Где наверное, даже не слыхали,
Про село с названием Орда
На седом заснеженном Урале…
2 ведущий.
Село Орда, река Ординка,
Не широка, не глубока,
Как для кого, а для ординцев
Милей и краше края нет пока…
1 ведущий.
Наша игра посвящается самому любимому уголку России, селу, в котором мы живем.
2 ведущий
Орда- село старинное. Дата его основания – 1601 год. Для сравнения: город Кунгур был основан в 1663 году, а Пермь – в 1723.
1 ведущий.
Существует несколько версий (не менее 10), объясняющих происхождение названия села. Разные исследователи считают, что село получило своё название
В честь божества Солнца, которое носило имя Арда.
2 ведущий
Или в честь тотемного животного одного из племен, живших на этой территории - бурундука.
1 ведущий.
Одна из популярных версий связана с нашими реками. Считают, что Орд-дин можно перевести как долина, устье реки или незамерзающая река.
2 ведущий.
К сожалению, ни одна из этих версий не имеет точных доказательств. Но это нисколько не мешает нам любить свое родное село.
1 ведущий
Чем больше я люблю – тем больше знаю,
Чем больше знаю – тем сильней люблю!
2 ведущий
1 ведущий
Итак, игра начинается! Представляем наших участников (представление участников или команд)
2 ведущий
Представляем наше жюри (представление жюри)
Конкурс «Эрудит»
Задание : из слова «Краеведение» составить за 3 минуты как можно больше слов.
Конкурс «Природа родного края»
На столе лежат вперемешку карточки с названием животных, птиц, растений.
Ребятам нужно выбрать только те карточки, на которых изображены животные и птицы, что водятся, растут в Ординском районе.
Конкурс «Где эта улица, где этот дом»
1)Вопросы
Какая улица самая длинная?
Опишите местоположение: школы, автостанции, сырзавода
Какие улицы названы в честь знаменитых людей?
Есть ли у нас улицы с названиями частей света? Какие?
Назовите, какие предприятия, учреждения, организации есть в селе.
2)Задание для зрителей
А сколько всего улиц в нашем селе? Кто назовет более точную цифру?
На листе бумаги написать названия улиц села. Кто больше? (2 минуты)
Конкурс «Узнай объект».
Это здание построено в 1876 году на средства ординского сельского общества, на выручки базарного, ярмарочного сбора. Строителем был крестьянин, житель деревни Киргишан – Харлампий Павлович Самойловских. Нижний этаж занимали отделы земской управы, а второй этаж строился под двуклассное училище с шестилетним сроком обучения.
Это сооружение было одним из красивейших в округе. В 1932г это здание пытались разрушить в связи с закрытием организации, но не смогли. Здесь был дом культуры, кинотеатр, библиотека, магазины. В 1988 году здание вновь передали (верующим, храм Пророко-Ильинский)
4) По улице Советской стоит усадьба богатейших купцов села, купцов 2 гильдии – Рудаковых. Один из братьев –Михаил – жил с семьей в здании слева, второй брат – Филипп – жил в здании справа. Дома соединены аркой. Что сейчас находится в этих зданиях? (музей, магазин, управление образования).
5)В этом здании был женский монастырь, стационар больницы. Сейчас здание заброшено. На какой улице оно расположено? (Советская).
6) Сейчас в этом здании, расположенном на улице 1 Мая, находится школа художественных ремесел и центр детского творчества. А для чего предназначено здание по проекту? (интернат при школе)
7) В 1997 году в центре села колхоз «Правда» открыл магазин для реализации своей продукции. Как он называется? («Энергетик»)
Конкурс «Соответствие»
1)Установите соответствие старинное название – современное название
Киргишан, Острожка, Косотуровка, Казаково, Заповарня, Беляево
Верх-Беляево, ул. Труда, ул. Пугачева, ул. Колхозная, ул. Гагарина,
ул. Заречная
Установите соответствие названия и объекта
Конкурс «Символы нашего села»
Что вы считаете отличительным знаком нашего села, без которого нельзя его представить? (это задание может быть предложено в качестве домашнего).
Конкурс – «Страницы истории Орды» .
Команды, которые получают лист с вопросами по истории Орды, за предложенные 5 минут, участники должны дать как можно больше правильных ответов. (Приложение)
Подведение итогов.
1 ведущий
Пусть начнется с хорошей песни
Этот день, этот год, эта жизнь.
Пусть звучит она гимном чудесным
Месту, где мы, друзья родились.
2 ведущий
Пусть начнется с надеждой крылатой
Путь, который ведет сквозь года.
С первой строчки и с первой даты,
Когда пишется судьба.
Звучит мелодия песни об Орде в исполнении О.Крохина, демонстрируются слайды презентации
Объявление итогов
Приложение 1
Вопросы к конкурсу «Страницы истории Орды»
В каком году было основано село Орда (1601)
По берегам каких рек расположено село? (Ординка, Кунгур)
Сколько трехэтажных зданий в селе? Перечислите их (школа, больница, жилой дом на ул. Пролетарской)
Какой герой гражданской войны останавливался в Орде во время своего похода (В.К. Блюхер)
Как называется храм села (Пророко-Ильинский)
В годы Великой Отечественной войны в Орде работал госпиталь. В каком здании он размещался? (старая школа)
Самое высокое место в окрестностях Орды (Казаковская гора)
Какое топливо используют котельные села для обогрева общественных зданий и жилых домов? (газ)
На здании школы есть мемориальная доска. Чью память она увековечила? (Кобелев А.А.)
Какова численность населения Орды? (около 5 тыс человек)
На какой улице расположен парк села (Советская)
Сколько детских садов в Орде (5)
Приложение2
Карточки к конкурсу «Природа родного края»
Черемуха
|
Рябина
|
Калина
|
Кипарис
|
Женьшень |
Ковыль |
Липа |
Олений мох |
Купальница |
Свербига
|
Мышиный горошек |
Верблюжья колючка |
Пихта |
Береза
Манжетка |
Ландыш
|
Шиповник
|
Клевер
|
Эвкалипт
|
|
|
Лемминг
Кукушка |
Тушканчик Сорока
|
|
|
Бурый медведь |
Белый медведь |
|
|
Тюлень
|
Лисица |
Гусева Наталья Николаевна
МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»
Учитель первой квалификационной категории.
Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»
Задачи: Закрепить знания детей:
1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.
2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.
3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.
Ход урока.
Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
I конкурс. Представление команд.
Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.
Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.
На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.
После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.
Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.
Вращают барабан капитаны по очереди.
В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)
Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»
1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в
с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)
2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)
3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)
4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)
5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2
«Города Пермского края»
1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)
2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)
3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)
4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)
5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3
«Полезные ископаемые Пермского края»
1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)
2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)
3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)
4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)
5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4
«Водный край»
1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)
2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)
4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)
5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5
«Знаменитые люди Прикамья»
1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)
2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)
3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)
4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)
5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6
«Растительный мир»
1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)
2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)
3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)
4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)
5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7
«Животный мир»
1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)
2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)
3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)
4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)
5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8
« Природные памятники»
1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)
2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)
3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)
4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)
5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)
Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9
Музеи, фестивали Пермского края.
1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)
2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)
3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)
4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)
5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)
6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)
Подведение итогов.
Рефлексия.
Используемая литература:
Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.
Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.
Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007
Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.
Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.
А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.
Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002
Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.
Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -
Б-Соснова, 2011.
Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »
ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.
Цель и задачи :
1 .Развивать интерес к истории родного края, области;
2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;
3.Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.
Образовательная технология: развивающее обучение.
Содержание :
1 .Визитные карточки каманд.
2.Вопросы деда-краеведа.
3.Составь пословицы.
4. Мозаика.
5.Разминка для капитанов.
6.Д\З стихи о родном крае.
7. Подведение итогов
Вед. Храня преданья вековые,
Велик и молчалив наш край.
Богат природой и народом,
Истории его - не забывай .
1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».
Представление команд: название и девиз.
II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».
Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом
1. Найди лишнее! В нашем крае растут :
А) берёзовые леса
Б) оливковые рощи
В) осиновые леса
2.Самый крупный зверь наших мест :
А) волк
Б) белый медведь
В) лось
З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :
А) лещи
Б) осетры
В) карпы
4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :
А) дрофа
Б) цаплю
В) колибри
5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:
А) калина
Б) малина
В) грецкий орех
6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?
А) Ледяное
Б) Прозрачное
В) Глубокое
III. Сектор: «Составьте пословицу! ».
Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.
Тому тяжело, кто помнит зло
Кто хвалился, тот с горы свалился.
Легче руками работать, чем головой.
Дело не медведь, в лес не уйдет.
Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.
IV. Сектор: «Мозаика».
Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!
V. Сектор: «Разминка для капитанов».
Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами
1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?
А ) Сталинград
Б) Царицын
2.Станица Преображенская была основана как:
А) крепость
Б)
З.Мы живём на:
А) нижнем Поволжье
Б) среднем Поволжье
4.С какими районами граничит Киквидзенский?
А) с Еланским
Б) с Нооанинским
5.Наш край богат:
А) черноземом
Б) нефтью
6.Наш край славится:
А) Казачеством
Б)
7.Какая крупная река протекает по нашему району?
А) Бузулук
Б) Хопер
VI.Сектор: «Легенды нашего края»
(Д/З)Стихи о Родном Крае.
VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»
Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Оно понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
VI II .Сектор : «Темная лошадка»
Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.
I X .Сектор: Угадай-ка
Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.
Сорока
Волга
Клест
Снегирь
Сокол
Пеликан
Стриж
X .Сектор: Моя малая Родина.
Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.
В конце игры: подведение итогов, награждение команд.