Зависимость человека от компьютерных игр. Компьютерные программы для лечения амблиопии: цветок, крестики, паучок, контур, eYe (Ай). Признаки зависимости от компьютера

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека.

Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь психологическая зависимость от компьютера является не менее сильной, чем любая другая. К тому же современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции. Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Причины

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой категории она относится, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  • с видом «из глаз» персонажа;
  • с видом «извне» на своего героя;
  • руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Симптомы

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Стадии развития зависимости

Выделяют 4 стадии аддикции от компьютерных игр:

  1. Начальная стадия – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции. На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
  2. Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры. На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
  3. И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
  4. Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.

Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Последствия данной зависимости:

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может больше рассматривать себя как компьютерного персонажа, чем реальную личность;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником, геморрой – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.


Многие врачи настаивают на том, чтобы включить компьютерную зависимость в список серьезных заболевний

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.


Если при разлучении с гаджетом ребенок закатывает истерики - это явный признак компьютерной зависимости

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.


Если не уделять ребенку достаточно внимания, у него вероятно развитие компьютерной зависимости

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.


Разговор - первый шаг для избавления от компьютерной зависимости у малыша

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.


Скандалы и ругань - ваши главные враги в борьбе с зависимостью

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.


Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.


Гипноз оказывается эффективен не во всех случаях

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».


Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.


Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.


Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.


Вовремя распознав зависимость от виртуальных игр у ребенка, можно спасти его будущее

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.


Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Зависимость от компьютерных игр - вид зависимости, сопровождающийся сильной тягой человека к погружению в компьютерную реальность.

    Казалось бы, такой вид патологии не является столь страшным, как пристрастие к алкоголю или наркотикам, которые сопровождаются привыканием к токсичным веществам. Однако это лишь на первый взгляд, поскольку зависимость от компьютерных игр ничуть не уступает по силе любой другой. Современные игры визуально все ближе приближаются к реальности, поэтому людей, становящихся их заложниками, становится больше с каждым годом.

    Статистика распространенности этой зависимости сильно разнится с учетом мнения разных исследователей. Доктор психологических наук А.Г. Шмелев утверждает, что порядка 10-14% пользователей компьютеров стоит причислить к заядлым игроманам.

    Одновременно психологом Гарвардского университета Мареза Орзаком приводится еще менее утешительная статистика: он полагает, что среди людей, играющих в компьютерные игры, 40-80% являются зависимыми. Увлеченность играми в большей степени наблюдается среди юношей, нежели среди девушек.

    Молодые люди тратят на игры вдвое больше времени. Чем выше уровень образования человека, тем меньше его интересуют компьютерные игры (возникают иные цели, появляется понимание траты времени впустую).

    Причины

    Основными факторами возникновения компьютерной игровой зависимости называют следующие причины:

    1. Недостаток реального общения. Чаще всего проявляется у детей и подростков.
    2. Отсутствие ярких жизненных моментов.
    3. Неудовлетворенность сексуальной жизнью. Часто среди «жертв» патологии наблюдаются люди, не имеющие личной жизни или крайне недовольные таковой.
    4. Психическая несформированность. Часто игроки психически остаются в детском либо подростковом возрасте, избегая тем самым обязанностей взрослой жизни.
    5. Фобии и социальные страхи. Повышенная тяга к играм часто является прикрытием боязни межличностных отношений, общества, невозможности приспособится к окружающему миру.
    6. Внутрисемейные конфликты.
    7. Возможность отвлечься от реальных проблем.
    8. Психопатия. Имеется ввиду не болезнь, а патологическая черта характера, приводящая к затяжному стрессу или хроническим заболеваниям в неблагоприятных условиях.

    Психологи считают, что самыми опасными с точки зрения зависимости являются ролевые игры, когда человек отождествляет себя с персонажем, теряя свою индивидуальность. Чем сильнее погружение, тем сложнее вернуться в реальность.

    Развитие патологии

    Компьютерные игры вызывают интерес у многих, однако игроманом становится не каждый.

    Условно игроков делят на следующие категории:

    1. Ситуационная игра. Люди играют, когда появляется располагающий внешний фактор, свободное время или конкуренция. Без проявления влияющего фактора интерес к игре пропадает.
    2. Эпизодическая игра. В этом случае люди играют время от времени и способны контролировать себя самостоятельно.
    3. Систематическая игра. Игрок увлекается компьютерной игрой, однако трата времени впустую и невыполнение своих обязанностей способны вызвать угрызение совести.
    4. Азартная игра. Люди данной группы воспринимают игру как смысл жизни и тратят на нее практически все свое время.

    Даже если у человека нет возможности играть, он мысленно планирует свои действия, после возвращению к игре. Поражения, невыполненные обязанности, незаконченные дела только стимулируют к большему погружению в игру. В этой ситуации наблюдается истинная игромания.

    Пагубная привычка в процессе развития проходит следующие стадии:

    1. Легкая увлеченность. Человек только адаптируется к игре.
    2. Увлеченность. Происходит быстрое и резкое формирование зависимости, формируется сильное желание погрузиться в игру. Игровой сеанс становится протяженнее.
    3. Зависимость. Здесь наблюдается максимальная зависимость, появляется противоречие и борьба «играть» или «не играть», склониться в пользу второго варианта становится все сложнее. Резко увеличивается время нахождения в игре.
    4. Привязанность. Патология стала устойчивой, немного спадает и становится устойчивой. Игра стала центром жизни игрока. Человек уже не способен самостоятельно отказаться от привычки. Целью стал сам процесс, а не достижение результата. Перерывы в игре становятся ничтожно малы и возникают только по принуждению.

    Формы патологии


    Проявление патологии возможно в виде одной из следующих форм:

    1. Индивидуализированная . Данный вариант является худшим. Зависимый утрачивает контакт с окружающим миром, человек слишком большое количество времени тратит на компьютер, исчезает потребность общения с семьей, друзьями.
    2. Социализированная . Для данной формы характерно сохранение контактов с обществом. Люди данной категории чаще играют в сетевые игры, где процесс носит соревновательный характер. Такая форма считается менее пагубной для психики.

    Симптоматика

    Основные симптомы, проявляемые при рассматриваемой патологии:

    • потеря контроля времени;
    • сильное желание вернуться в игру;
    • повышается время, проводимое в игре;
    • нарушается режим дня;
    • смещаются приоритеты, развивается безответственность;
    • снижается реальное общение вплоть до полного отказа;
    • утрачиваются другие интересы;
    • появляется агрессия, истеричное поведение;
    • развиваются проблемы сна;
    • повышается утомляемость, усталость может быть вызвана даже простым походом в магазин;
    • появляются боли в плечах и пояснице, часто беспокоят боли в спине из-за постоянного сидячего положения.

    Последствия

    Для понятия проблемы требуется знать, для чего от нее нужно избавиться, и какими последствиями грозит зависимость от компьютерных игр.

    1. Деградация. Главной опасностью является прекращение развития личности. Человека не интересует учеба, заработок денег, чтение книг, общение или изучение чего-либо нового. Проявляется безразличие по отношению к близким. Человек становится замкнутым, одиноким, избегающим общества.
    2. Ухудшается физическое здоровье. Все чаще проявляются проблемы со спиной, довольно быстро снижается зрение. Нерегулярное питание приводит к гастриту и язве. «Опытные» геймеры приобретают песок в почках по причине малой активности. Также возможно развитие геморроя. Снижается давление, внешний облик человека становится схожим с наркоманом.
    3. Ухудшается психологическое здоровье. Поскольку в игре не все проходит гладко, игрок часто нервничает, переживает, что приводит к расшатыванию нервной системы. Такое состояние делает эмоции бесконтрольными, что приводит к агрессии и депрессии.
    4. Денежные траты . Данный момент больше присущ взрослым мужчинам, которым нравится приобретать в современных онлайн-играх различные вещи для улучшения персонажа.
    5. Трата ценного времени . Молодое поколение тратит большое количество времени на бесполезные игры, что не позволяет нормально заниматься спортом, изучать полезную литературу и учиться.
    6. Происходит снижение самооценки , наблюдается нарушение самосознания.
    7. Зависимый привыкает, что удовольствия можно достичь, не прилагая усилий, поэтому перестает проявлять активность в реальном мире .

    Как избавиться от проблемы самостоятельно?

    Лечить зависимость необходимо комплексно, изменяя образ жизни в целом. Отказ от компьютерных игр проходит достаточно болезненно и требует постановки перед собой следующих задач:

    1. Необходимо проанализировать проблемы, которые лежат в основе пагубной привычки, почему появляется желание вернуться в виртуальный мир. Возможны семейные неприятности, неуверенность в себе, сложности на работе. Если будет найдена причина, то потребуется сделать все, для ее устранения - поднять самооценку, наладить семейные отношения, ликвидировать проблему на работе.
    2. Необходимо научиться контролировать продолжительность работы с компьютером. Тут могут помочь различные таймеры или приложения. Отказаться в один момент от привычки не выйдет, поэтому рекомендуется постепенно снижать время, на протяжении которого игрок находится за компьютером.
    3. Свободное от ПК время необходимо заполнить интересной, полезной деятельностью. Рыбалка, охота, скалолазание, курсы вождения, что угодно, что может увлечь человека. Вспомните старые увлечения или найдите что-то новое.
      Чтобы наступил день, когда человек поймет, что компьютерная игра ему не интересна, необходима поддержка и помощь на этапе отказа от пагубной привычки, лучше, если это будет близкий родственник или друг.

    Психотерапия

    Самым действенным методом считается психотерапия. Чтобы преодолеть пагубное пристрастие требуется использовать индивидуальную или групповую терапию. Если возможен выбор, то в приоритете групповое занятие, поскольку большая часть компьютерозависимых испытывает сложности при построении межличностных отношений и работе с группой. Игроман никогда не признает, что он зависим. Но если он увидит людей, которые признали проблему, ему будет проще справиться со своей. За 2-3 сеанса победить зависимость не удастся.

    Потребуется многоэтапная система, приблизительный план которой представлен далее:

    1. На начальном этапе требуется преодоление возражений по поводу присутствия зависимости. Человек еще не готов меняться, у него отсутствует понимание наличия проблемы. Необходимо максимально проинформировать зависимого о вреде его привычки.
    2. Осознание. Этот этап характеризуется понимание проблемы, осознание зависимости и необходимости от нее избавится. Требуется дать понять зависимому, что его поддерживают и ему помогают, а не упрекают.
    3. Лечение. Данный этап подразумевает изменение поведения, борьбу с зависимостью и негативными эмоциональными реакциями, которые неизбежно будут возникать в процессе лечения. Просто избавиться от компьютера - не решение, требуется, чтобы зависимый самостоятельно приучился к контролю времени.
    4. Коррекция отношений внутри семьи и социума. На этот этап переходят после того, как человек научиться контролю поведения. Риск срыва еще присутствует, поэтому требуется наладить семейные отношения, восполнив свободное от компьютера время увлечениями и общением с близкими людьми.
    5. Преодоление последствий – завершающий этап. Проблема как таковая исчезла, но ее последствия по-прежнему остались. Это могут быть как проблемы с работой или учебой, так и трудной общения с родственниками. Все проблемы требуется устранить, и психотерапевт поможет правильно справиться с этой ситуацией.

    Наличие компьютерной зависимости у детей требует семейной психотерапии, поскольку такие зависимости на пустом месте не появляются.

    Большая часть детей, у которых развилась зависимость, не имеют нормальных семейных взаимоотношений, поэтому лечение в данном случае будет еще зависеть и от решения проблем взрослых, вызвавших промахи воспитания ребенка.

    Современные технологии постоянно развиваются, каждый человек не хочет от них отставать. Зависимость от компьютерных игр становится все популярнее, поскольку с каждым днем выходит все большее количество подобного контента. Компьютер органично вошел в жизнь каждого человека и уже довольно сложно представить дальнейшее существование без него.

    Каждый человек использует устройство в различных целях: кому-то он нужен для поддержания деловых связей, а кому-то для расширения собственного кругозора. Если время, которое проводит человек за своим компьютером, играя в игры, превосходит установленные нормы, то можно говорить о том, что развилась игровая зависимость.

    Игрок начинает все больше интересоваться событиями, происходящими в виртуальном мире, не обращая внимания на реальную жизнь. Как показывает мировая статистика, то зависимость от компьютерных игр обнаружена более чем у 5% населения планеты. Если не будут предприняты соответствующие меры, то проблема начнет прогрессировать. В любом случае, родные и близкие люди должны обратиться за помощью к психологу, который поможет избавиться от проблемы.

    На что надо обратить внимание?

    Патофизиологические признаки и принципы формирования многих зависимостей идентичны. Они обусловлены стимуляцией определенных мозговых центров. Не надо думать о том, что вышеописанная проблема касается только подростков, можно встретить большое количество взрослых, проводящих десятки часов за своими любимыми играми.

    Люди испытывают эйфорию и улучшение настроения сразу после погружения в виртуальный мир. Игровая зависимость приводит к тому, что человек перестает контролировать время, проводимое за своим компьютером. Сон – объективная преграда на пути к круглосуточной игре, а потому большинство игроманов прибегает к помощи кофеиносодержащих напитков и прочих стимуляторов. Они могут оказывать негативное воздействие на организм взрослых и детей.

    У взрослого поколения игроков можно наблюдать изменение рациона питания, который смещается в сторону слабоалкогольных напитков и полуфабрикатов. Игровая зависимость ведет к тому, что геймер не может контролировать соблюдение личной гигиены:

    • чистка зубов;
    • расчесывание;
    • душ и т.д.

    Последствия зависимости связаны с ведением малоподвижного образа жизни, смещенного цикла сна и неправильного питания. Если в техническом состоянии компьютера произойдет сбой, то у «хронического игрока» сразу испортится настроение. Он будет находиться в состоянии стресса, выплескивая свою агрессию на родных и близких.

    Взрослое поколение

    Игровая зависимость подталкивает на постоянные денежные траты на новое оборудование и обновление необходимых программ. У зависимого человека реальность начинает занимать второстепенное место. Он перестает задумываться о своей работе, семье и развитии собственной личности. Его мышление сводится только к прохождению новой миссии или установке нового обновления.

    Признаки будут усугубляться по мере развития зависимости, несмотря на то, что многие начнут осознавать бесполезность проводимого времени. Такие люди все чаще начинают стремиться покинуть существующий мир и погрузиться в виртуальную реальность. Лучше хорошо сыграть роль персонажа, чем решать реальные проблемы. В лексиконе зависимого человека все чаще появляются темы, связанные с компьютерными играми. Со временем они начинают занимать все его свободное время, и мозг думает только о них.

    Игровая зависимость приводит к тому, что ЦНС (центральная нервная система) находится под постоянной нагрузкой, поскольку в головной мозг постоянно поступают определенные импульсы, возбуждающие определенные центры. У пациента можно наблюдать следующие проявления:

    1. Резкие перепады настроения.
    2. Социальная деградация.
    3. Тревожность.
    4. Панические атаки и т.д.

    Чем дольше проблема будет прогрессировать, тем больших последствий следует ожидать. Взрослый человек, который много времени уделяет компьютерным играм, начинает испытывать постоянный дискомфорт, связанный с неуверенностью в себе и потерей смысла жизни. Как показывает клиническая практика, то игровая зависимость накладывает определенный отпечаток на либидо, приводя к различным проблемам в сексуальной сфере. Зависимого человека не так трудно выделить из толпы. Он плохо идет на контакт, проявляет замкнутость и застенчивость.

    Детская и юношеская проблема

    Последствия зависимости у детей и подростков имеют несколько иной характер. Если игры попали в жизнь ребенка, то они могут повлиять на формирование его личности. В скором времени, малолетние игроманы превращаются в озлобленных и агрессивных детей, если родители попросят хотя бы на минуту отойти от компьютера.

    Последствия зависимости будут связаны с регулярным непосещением школы, а врать родителям и близким станет нормой. В некоторых семьях дело доходит до того, что дети начинают воровать или выпрашивать деньги на любимую игру, которая может вызывать жестокость в силу своего агрессивного сюжета.

    Игровые эффекты могут перегрузить незрелую психика ребенка. Тонкая грань между реальным и виртуальным миром может полностью стереться. Чем раньше дети начинают увлекаться играми, тем быстрее у них появятся проблемы со здоровьем и успеваемостью. Многие могли заметить, что приемы пищи все чаще проходят, не отходя от компьютера, а это все сказывается на процессе пищеварения.

    Находясь в школе, все мысли игромана заняты только предвкушением будущего досуга. Больные подростки начинают отказываться от привычного коллектива, в рационе все больше превалирует нездоровая пища.

    Чего стоить опасаться?

    Последствия любой зависимости отрицательно влияют на здоровье каждого человека. По мере прогрессии текущего состояния дают о себе знать проблемы с суставами и позвоночником. Сидячий образ жизни, в конечном счете, приводит к нарушению обменных процессов.

    Долгое сидение приводит к следующим последствиям:

    • Постоянные головные боли.
    • Снижение аппетита.
    • Быстрая утомляемость.
    • Снижение активности и др.

    Рассматривая более запущенные случаи, надо выделить проблемы с сердечно-сосудистой системой. При условии продолжительного употребления кофеина может начаться истощение нервной системы, приводящее к серьезным последствиям.

    Необходимо учитывать и тот факт, что зависимые люди начинают плохо питаться, а это приводит к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта:

    • гастрит;
    • запоры;
    • колит;
    • гастродуоденит и т.д.

    Рассматривая детский вариант проблемы, необходимо отметить, что развитие долей мозга, отвечающих за память и концентрацию внимания, замедляется. Если родителями не будут предприняты оперативные меры, то у их чада могут начаться проблемы с развитием.

    Несмотря на большое количество физиологических проблем, необходимо рассматривать и психологические. Зависимые люди не могут достичь существенных успехов в жизни, поскольку у них утрачивается инициативность и «боевой запал». Постоянная тяга к играм плохо сказывается на профессиональных результатах: сотрудник может играть в рабочие часы, не выполняя свои обязанности. Халатность и отсутствие стремления приведет к увольнению.

    Некоторые компьютерные игры требуют постоянного вливания денег, чтобы в них можно было играть. Долги – закономерное следствие зависимости. В надежде на победу человек может занимать деньги или брать кредиты.

    Чем раньше человек осознает свою проблему, тем быстрее можно будет предпринять шаги по ее устранению. Если самостоятельно выбраться из нее не удается, всегда можно обратиться к квалифицированным специалистам, решающих подобные вопросы. Все зависимости имеют аналогичный механизм развития, а потому главное – узнать правильные рычаги воздействия.

    Слайд № 1
    Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

    Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

    Игромания – причины внутри нас.
    Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
    Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

    Слайд № 2
    Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
    Слайд № 3
    Ребенок не чувствует разницы
    До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
    По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
    В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

    Мальчики – в группе риска
    Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

    Откуда ноги растут.
    Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
    Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
    «Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
    Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
    Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

    Слайд № 4
    Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
    1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
    2. Недостаток внимания со стороны родителей.
    3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
    4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
    5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
    В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
    6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
    7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
    Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

    Слайд № 5

    По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
    Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
    Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

    Признаки компьютерной зависимости:
    1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
    2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
    3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
    4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

    Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

    Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

    Слайд № 6
    Опасности компьютерной зависимости.
    1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
    2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
    3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
    4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
    5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

    Слайд № 7 (продолжение)

    6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
    7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
    8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
    9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
    10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
    11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

    Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

    Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
    Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
    Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

    Слайд № 8
    Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
    С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

    В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
    По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
    При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
    Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
    Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

    Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
    игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
    Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
    Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
    У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
    Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
    Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
    Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

    При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
    Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
    Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
    Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
    Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    «Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
    Слайд № 9
    Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
    1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
    Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

    2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
    3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
    4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
    Слайд № 10

    Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
    Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

    Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

    «Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

    Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

    Слайд № 11

    Кто больше зависим от игр на компьютере?
    1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
    2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
    3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
    4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

    Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
    На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

    Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

    Слайд № 12

    Как бороться с игровой зависимостью?
    1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
    Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
    Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
    Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

    2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

    И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

    3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

    Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
    Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

    Слайд № 13

    Профилактика зависимости от компьютерных игр.

    1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
    2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
    Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
    3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
    4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
    Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
    5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
    6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
    7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

    Слайд № 14
    Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

    Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
    Слайд № 15
    Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
    – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
    – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
    – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
    – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
    Слайд № 16
    Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

    Статьи по теме: