Что за игра го. Го. Правила игры. Главное правило Го

Правила Го неодинаковы для разных стран. В Китае и в Японии правила будут разниться, но общий смысл всегда будет одинаков. Существенным различием в правилах являются метод подсчета очков и то, каким образом завершается игра.

Различия в правилах игры могут в некоторых ситуациях влиять на использование стратегий, но в конечном итоге характер игры всегда остается неизменным, как и результат. Говорят, что различия в правилах игр создают проблемы лишь в одном случае из 10,000.

В этой статье мы рассмотрим основные правила игры, которые распространены в интернете, отдельной статьей коснувшись нюансов китайской и японской версий.

Основные правила игры в Го

Го, как и большинство настольных игр, является состязательной игрой, в которой может быть только один победитель. В игре принимают участие два игрока, один из которых играет белыми камнями, другой черными. Игра ведется на доске с разметкой 19х19 линий, создающих собой 361 пересечение, именуемое пунктами. Игроки по очереди выставляют на доску камни, обозначая границы территорий. Главной целью игры является окружение наибольшей территории доски, захват камней оппонента и контроль над пространством игрового поля. Тот игрок, под чьим контролем окажется большая территория, признается победителем.

Установленные на доску камни не могут быть перемещены, но могут быть сняты с доски, если окажутся в окружении. Оба игрока выставляют камни до тех пор, пока ни один из игроков не захочет делать следующий ход – это единственное условие окончания игры.

Когда игра заканчивается, происходит подсчет территории. Подсчитываются захваченные камни, территории и коми (компенсация белым за то, что они зходят вторыми) и таким образом определяется победитель. Игра может быть так же окончена сдачей одного из оппонентов.

Пошаговые правила игры в Го

Игра начинается с пустой доски, если игроками заранее не оговорена фора. Один игрок играет белыми камнями, второй черными.

Как мы уже говорили, доска может быть как 9х9, 13х13 и 19х19 линий.

Доска для Го — 9х9

Доска для Го — 13х13

Если игра происходит с неравными оппонентами, слабому игроку предлагается играть черными и выставить на стол несколько камней форы. По большинству правил, фора считается нулевым ходом и следующими ходят белые, но согласно правилам Инга, которые мы разберем позднее, фора не считается ходом и после ее выставления ходят черные.


Правила игры в Го — Дамэ или точки свободы.

Точки свободы, также именуемые дыхательными пунктами или дамэ, это пункты, незанятые прилегающие к камню по вертикали или горизонтали (не диагонали) и позволяющие камню «дышать». На диаграмме ниже дамэ обозначены как «Х».


Даме или точки свободы.

Как мы видим, левый верхний камень имеет два дыхательных пункта, верхний центральный имеет три, ну а тот, что в центре доски – четыре.

Стоящие в непосредственной близости камни одного цвета, связанные в цепочку, образуют группы и делят дыхательные пункты между собой.

Камень или группа камней, окруженная вражескими камнями так плотно, что у нее не остается дыхательных пунктов, по правилам игры снимается с доски.

Снятие с доски

Как мы уже говорили, лишив камней оппонента дамэ, мы можем снять их с доски. Перекрывая пункт за пунктом, рано или поздно мы оказываемся в положении атари – когда у камня или группы камней остался лишь один дыхательный пункт. Давайте рассмотрим на примере процесс окружения камней и снятия их с доски:

Атари

Окружение оппонента

Снятие с доски

Но если на простых примерах все просто и понятно, с большими группами камней все может быть куда сложнее.

Окружение оппонента

Снятие с доски

Из приведенных выше примеров становится понятно, что пока у камня или группы камней есть хоть один дамэ, они остаются на доске.

Запрещенный суицид:

Большинство правил запрещает игрокам заканчивать жизнь самоубийством, добровольно перекрывая себе последний дыхательный пункт. Но если такой ход ведет не только к самоубийству, но еще и к окружению оппонента и снятию его камней с доски, то он становится разрешенным.

На картинке выше мы видим пример разрешенного хода для белых, который на первый взгляд выглядит как суицид, но на самом деле является последним дамэ для двух верхних камней черных и влечет их снятие с доски. Такой ход разрешен.

Правило игры в Го — Ко

Правило Ко (劫)гласит, что игроки не могут повторять одну и туже позицию на доске. На простом примере ниже мы видим, что освобожденный после захвата черными пункт D17 является привлекательным для белых, но на него уже распространяется правило Ко. Если белые пойдут на него, черный камень будет снят с доски и ситуация повторится.

Ход черных — захват белого камня

Позиция ко

В такой ситуации белые либо пропускают ход, либо ходят в другом месте на доске. Черные могут закрыть пункт D17 камнем, образовав при этом прочную цепь из пяти камней. Если черные не закроют этот пункт, белые могут вернуться к нему после того, как черные сходят в любое другое место на доске. Повторение таких обменов называется борьба за ко.

Игра Го - интеллектуальная настольная стратегическая игра, официальный вид спорта в России с 1984 года, с увлекательным игровым процессом и мощным развивающим эффектом.

Аналогично шахматам и шашкам игра Го входит в программу Олимпиады по интеллектуальным видам спорта (Интеллиада). Практика игры Го полезна людям как с техническими специальностями, так и с творческой направленностью, поскольку усиливает врожденные таланты и способности практически в любой сфере. Для людей работающих в управленческой сфере игру Го можно считать обязательным к изучению искусством.

Го - игра для развития и для удовольствия! При освоении игры с любого возраста возможен путь спортивной карьеры вплоть до гроссмейстера России.

В то же время для многих Го - это увлекательное общеразвивающее хобби, возможность интересно и с пользой проводить вечера в кругу семьи или просто для удовольствия поиграть с другими игроками на онлайн серверах..

Данная игра - это утончённая духовная и интеллектуальная борьба с дружественным соперником, это диалог, который ведётся не словами, а камнями на доске. Игровой процесс исключает возможность нечестной игры, предписывает соблюдение этикета и высококультурное вежливое поведение - всё это наследие Го, как древнейшего восточного императорского искусства.

Го онлайн с реальными людьми через интернет

В нашей системе предусмотрена онлайн игра Го с классическими правилами. Вы можете абсолютно бесплатно поиграть в нее через интернет с живыми игроками - самыми настоящими, реальными людьми со всего света или с компьютером. У вас будет возможность играть без регистрации, для этого нужно нажать кнопку "зайти гостем" в игровом интерфейсе, либо можете авторизоваться на нашем сервисе через одну из популярных соц. сетей: вконтакте, одноклассники, facebook, google+ или twitter, тогда станут доступны все возможности системы. Есть так же отличный способ поиграть со своим другом, родственником или просто близким человеком, для этого необходимо создать приватный стол в игре и пригласить вашего знакомого, сообщив ему пароль.

Что важно знать

  • чтобы начать игру, необходимо перейти в игровой интерфейс и дождаться загрузки в течение нескольких секунд и выбрать игру из списка
  • в нашей системе вы можете поиграть в Го без регистрации, для этого необходимо нажать кнопку "зайти гостем"
  • у вас будет возможность играть с живыми людьми - реальными соперниками или с компьютером
  • чтобы поиграть с другом, родственником или знакомым - создайте приватный стол и сообщите оппоненту специальный пароль

Играть в Го с компьютером

Поиграйте в Го против компьютера прямо в браузере в онлайн режиме, не нужно ничего скачивать!

Правила игры Го

Игра проходит на досках нескольких масштабов 9х9, 13х13 и 19х19. Два первых размера, это тренировочные доски.

Два соперника по очереди устанавливают камни своего цвета, на пересечениях сетки доски. Камни установленные, не передвигают, и их могут, убрать с доски. Первый ходит игрока, у которого чёрные камни.

Каждый устанавливаемый камень должен быть установлен так, чтобы была хотя одна точка свободы по вертикали или горизонтали имела незанятое пересечение. Связанные совместной цепочкой соседних камней создают группу и объединяют свободы между ними.

Тогда, когда камень или камни окружается камнями другого игрока и у них не имеется точек свободы, они определяется как захваченные и её снимают.

Запрещено осуществлять ход, при котором ваша группа камней теряет последнюю точку свободы, кроме случая, в котором захватываются камни соперника.

Правило «ко»: не разрешает осуществлять ходы, в результате их может повторяться позиции, которые раньше встречались в игре.

Игрок может не делать хода, сказав слово «пас». В результате того, что оба игрока подряд делают пас, то игра окончена. Про это правило, многие начинающие игроки забывают.

Объединение камней, при окончании игровой партии не снятых с доски, при доигрывании игры обреченных на гибель, определяются как «пленные». Такая группа камней добавляется к захваченным камням. Важно «замёрзшие» группы камней нужно обязательно доедать, а то при подсчете игровых очков «замёрзшие» камни идут в счёт противника, а площадь этими камнями и вашими будет, определятся, как нейтральная.

Каждому игрок получает очки, они равны количеству пустых пересечений, объединённых камнями соответствующего цвета, прибавляется количество камней, которое устояли при завершении игры (то есть они не захвачены). Побеждает игрок, имеющий больше очков. Скушанные камни не считаются при подсчёте суммы очков. Здесь увидите, что съедание «замёрзших» групп камней не уменьшает сумму очков, так как площадь, захваченная вашими камнями и которая занятая вашими камнями равнозначна.

Игроку, который играет белыми камнями, предоставляется компенсация, которая называется «коми». Её смысл в том, что при завершении игры ему прибавляется какое либо число очков. Число коми равно одному пункту площади. Применяют нецелые числа коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы результата не мог быть ничейным. Размер коми очков перед игрой устанавливают игроки.

Развивающие свойства игры

Регулярная практика игры Го развивает следующие умения и навыки:

  1. Умение принимать верные решения в условиях дефицита информации и времени, развивает скорость мышления, интуицию.
  2. Управление своим психологическим состоянием, устойчивость к стрессам, давлению, деструктивным манипуляциям.
  3. Способность видеть ситуацию целиком, внимательность к деталям, быстрое переключение от малых масштабов к большим и обратно.
  4. Гармоничное мышление, стремление к продуктивному взаимодействию с окружающими, честным отношениям и повышению эффективности своих действий.
  5. Системное планирование деятельности, повышение способностей к прогнозированию, многовариантный анализ развития событий.
  6. Умение оперировать образами и сложными концепциями и применять их к решению рабочих задач.
  7. Способность взглянуть на ситуацию со стороны, учитывать позицию оппонента, считывать его замысел, действовать в быстро меняющейся обстановке.

Если у вас есть друзья и знакомые играющие в го - приглашайте их на игру! Для этого на нашем сайте есть специальная функция "пригласить друга". Для игры в го с друзьями, вам необходимо создать игровой стол го, защищенный паролем и сообщить этот пароль вашему другу. Приглашая друзей - вы расширяете сообщество го, а игры становятся интересней и разнообразней.

История игры

Уже много веков в Китае играют в игру. Китайская игра имеет богатую историю.

Старые китайские рассказы говорят, что изобрели её Яо и Шуню, в XXVI-XXIII вв. до н. э. Письмена говорят что её придумал Вей. Есть версии, в которых утверждается, что игра связана различными гаданиями древних китайцев. Есть историки предполагающие, что игру придумали математики из Центральной Азии в 3ем тысячелетии до нашей эры, и оттуда попала в Китай. Поэты называют эту игру, игрой интеллектуалов.

В середине 1го тысячелетия нашей эры, из Кореи игра попала в Японию. В Японии в 8ом веке игра была приравнена к занятиям на музыкальных инструментах. Позже, установили ограничения на её атрибуты: простым людям разрешали играть галькой и на примитивных досках. Потом игра три века была привилегией царского двора. В музее сокровищ в Наре есть комплект, сделанный для государя. Великолепная доска, сделанная из древа ценных пород, с изображениями различных птиц и животных, а камни, изготовлены из дорогих камней.

С 12го века игра приобретает популярность, в неё играют феодалы и воины, рабочие и церковные служащие, за хорошую игру тогда получали вознаграждение или даже титул. В конце шестнадцатого века мастером игры из Японии был Хонинбо Санся. В 1603 г создаётся Государственная академия игры и возглавил её Хонинбо. Были созданы четыре школы, учителя которые усовершенствовали игру и обучали её правилам, участвовали в организации матчей и турниров, участвовали сам в них и обучали игре простых любителей игры. Мастер, директор школы, делал лучшего ученика преемником, приемник получал фамилию мастера.

В конце того века европейцы, бывавшие в Японии, говорили о игре, как о диковинке. Её обзывали "облавные шашки", это абсолютно не выражает сути игры. В 1908г в Европе выпустили учебник по игре, её написал немец Коршельт, который жил раньше в Японии и обучался игре у японского мастера. В европейской истории игры стоят Эммануил Ласкер и Эдвард Ласкер, они создали в Европе клуб игры. В дальнейшем Ласкеры уехали из Германии, но увлечение не забыли. Эдварда Ласкера, который опубликовал книгу "Го и го-моку", считается папой американской игры.

По окончанию второй мировой войны игра быстро приобрела популярность в Европе, стала быстро развиваться, быстро увеличилось число клубов для игры, стали проводить соревнования, создавались национальные ассоциации в странах; Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году основывается Европейская федерация игры, объединяющая сейчас федерации двадцати двух стран, с 1957г, ежегодно проводят чемпионат Европы по этой увлекательной игре. С 1979г проводят чемпионаты мира, а в 1982г создаётся Международная федерация игры.

Видео


Другие бесплатные игры

Кол-во игроков От 2

Время партии От 10 минут до 2 ч.

Сложность игры Сложная

Го относится к стратегическим и логическим играм, подобно шахматам. Точная дата возникновения игры неизвестна, первые сведения появились примерно 4 тысячи лет назад.

Первоначально появилась в Древнем Китае и была известна только в Восточной Азии, широкое распространение по миру получила лишь в ХХ веке. Популярность игры растет с каждым годом, сегодня она входит в базовые дисциплины на Всемирных Интеллектуальных играх. Самыми сильными игроками в современном мире принято считать японцев и китайцев. Также большой интерес к игре проявляют программисты, так как сегодня люди играют почти наравне с компьютерами.

Инвентарь Го

Для игры понадобится инвентарь в виде гобана, камней и чаш, которые служат для хранения камней.

Го: правила игры

  • Гобан представляет собой поле расчерченное вертикальными и горизонтальными линиями. Пересечение линий называют пунктами, на пунктах во время игры оппоненты располагают свои камни. Классическим считается гобан размерами 19*19. Но в связи с тем, что игра на таком поле происходит достаточно долго, то часто прибегает к меньшим размерам: 13*13 и 9*9. Очень редко пользуются размерами 11*11, 15*15 и 17*17. Стоит упомянуть и об увеличенных размерах поля, например в интернете, проходят игры и на полях в 37*37 линий.
  • Классические доски изготавливают из дерева, в древности часто использовали кожу, что удобно для хранения, а игра происходила на специальных столах или на срезах деревьев. Основной особенностью гобана является его форма, все новички думают, что он квадратный, но на самом деле он должен иметь соотношение сторон 15:14. Эта особенность позволяет более отчетливо видеть картину сражения во время игры.
  • Вторым необходимым предметом инвентаря для игры являются камни. Камни представляют собой фишки двух контрастных цветов, обычно черные и белые. Стандартное количество камней 361, 180 белых камней и 181 черных. Но в продаже обычно присутствуют наборы из 360 камней или даже 320 камней. 320 камней для большинства партий хватает, но бывают и редкие случаи, когда может понадобиться полный набор камней. Форма камней это целая культура, в каждой стране предпочитают свои формы. Наиболее распространенными формами являются китайская плоско-выпуклая форма и японская линзообразная (чечевичная). В мире наиболее распространена линзообразная форма камней. Камни изготавливают из различных материалов, начиная от пластмассы заканчивая драгоценными камнями.
  • Хранилищем камней служат специальные сосуды, которые получили название чаш. Во время игры камни хранятся в чаше, а на крышку чаши складывают камни противника, которые были захвачены.
  • Го всегда была популярной игрой у высших слоев общества, которые использовали для игры уникальные наборы изготовляемые из самых ценных пород дерева, драгоценных металлов, камней, а чаши изготавливали лучшие гончары своего времени. Эти традиции изготовления дорогостоящих наборов сохранились и до наших дней. Некоторые наборы представляют собой не только большую материальную ценность, но и являются произведениями искусства, которые хранятся в музеях и демонстрируются на выставках.
  • При игре в официальных соревнованиях используются шахматные часы для контроля времени.
  • Основные правила
  • В игре участвуют два игрока, один руководит белыми камнями, другой черными. Хода совершают по очереди. Суть игры заключается в отгораживании территории, кто больше сумеет отгородить территории, тот и победил. Партия начинается при пустом гобане, первый ход совершают черные.
  • В го существует понятие форы, которая применяется при встрече игроков разной силы и при обучении. Слабейший игрок всегда играет черными и перед началом партии и может выставить заранее обговоренное количество камней своего цвета на доску. При игре с форой партию начинают белые, так как свой первый (нулевой) ход черные уже осуществили. Исключением служат правила Инга, в которых после выставления полученной форы, черные начинают партию своим ходом.
  • Играющий черными при прочих равных условиях имеет всегда перевес, чтобы его компенсировать введено правило коми. Коми – это определенное количество очков начисляемое игроку играющему белыми камнями в качестве компенсации за первый ход черных. Обычно принято принимать коми в виде нецелого числа, чтобы избежать ничьей при равном количестве набранных очков.
  • За всю историю турнирного го количество очков в коми постепенно увеличивалось, так как право выступки (первого хода) играет очень большую роль и дает значительное преимущество.
  • В процессе игры камни выставляются в пункты (пересечение линий). Здесь действует правило, если игрок поставил камень и оторвал руку, то переставить камень нельзя. Выставленные на доску камни больше не перемещаются, но они могут быть захвачены противником, если потеряют вся степени дыхания (свободы), которые именуются дамэ. Дамэ – это свободные пункты расположенные рядом с камнем по горизонтали и по вертикали. Группа камней имеет общие дамэ и погибает только в случае, если ни у одного камня из группы нет дамэ. Погибшие камни считаются захваченными, их снимает соперник с доски, они будут учтены в конце игры при подсчете очков.
  • Запрещено делать ходы, которые приводят к самоубийству камней. Исключением служит ситуация, когда камень отнимает последнюю степень свободы у своей и вражеской группы, в этом случае, после хода, вражеские камни снимаются и группа своих камней снова получает дыхание. В таком случае говорят, что камни задержали дыхание или что камень «нырнул».
  • Основным запретом является повторение позиции – правило Ко. Это правило гласит, что нельзя делать ход, который приводит к позиции предшествующей за один ход до сделанного хода. Но существуют ситуации, в которых получается «многократное ко». То есть позиция повторяется, но это происходит не за два хода, а за большое количество ходов, в таком случае по соглашению сторон признают ничью или партия переигрывается в зависимости от договоренности или турнирных правил.
  • Во время игры необязательно ходить, можно сделать пас и передать очередь хода оппоненту. Если оба игрока говорят пас, то игра заканчивается, и переходят к подсчету полученных очков. Подсчет очков происходит по двум системам, в одной считаются только захваченная территория плюс захваченные камни соперника, по другой считают выставленные (живые) камни плюс завоеванная территория. На результат выбранная система подсчета не влияет, используют ту, которую считают наиболее удобной.
  • За каждый захваченный пункт присуждается одно очко, а также по одному очку присуждают за каждый захваченный вражеский камень. Победителем является игрок набравший большее количество очков.
  • Пример подсчета очков на поле 9*9
  • Выше на рисунке приведено окончание партии на поле 9*9, где пункты и камни отмеченные белым цветом принадлежат белым, а черным цветом – черным, при этом черные захватили 4 белых камня и сняли их с доски. Камни с метками снимаются с доски, а освободившиеся пункты переходят в распоряжение соответствующих игроков. Перед процедурой подсчета в качестве условий примем, что игра велась без форы, а коми для белых составляло 6,5 очков (такое значение коми наиболее распространено для гобана 9*9).Произведя подсчет видно, что белые владеют 20-ю пунктами территории и 19-ю живыми камнями, черные в свою очередь 23-мя пунктами и 19-ю камнями. Также каждая из сторон захватила по пять вражеских камней.
  • Расчет очков без учета живых камней
    • Белые: 6,5+5+20=31,5
    • Черные: 5+23=28
    • Расчет очков с учетом живых камней
    • Белые:6,5+20+19=45,5
    • Черные:23+19=42
    • Итог: победили белые с перевесом в 3,5 очка
  • Расчеты показали, что обе системы подсчетов очков в итоге дают одинаковый результат.
  • Следует отметить, что ничья в го не практикуется и возникает очень редко в случае возникновении «многократного ко» (вечной жизни).
  • Для устранения ничьи в го специально используют нецелое количество очков в коми. А в правилах Инга, где используется всегда коми равное 8, существует правило, по которому победителем признается игрок игравший черными при равном количестве набранных очков.
  • При игре в турнирах имеет значение только результат партии, а не количество набранных очков. В турнирных таблицах число набранных очков указывается в виде дополнительной информации о партии.
  • Партии в го длятся обычно довольно долго. В серьезных турнирах одна партия играется за два дня.
  • В мире не существует единых правил, поэтому перед партией или турниром ознакомитесь с правилами, по которым будет происходить игра. Разница в правилах не существенна и затрагивает в основном организационные вопросы и регулирует значение коми.
  • По окончанию партий и турниров происходит подсчет рейтинга, который отображает примерную силу игроков. В го нет мировой стандартизированной системы оценки силы игроков, чаще всего используют японскую систему рангов. Японская система состоит из 30 кю и 9 данов. Первоначально игрок выучивший правила получает 30 кю, далее совершенствуя свою мастерство его кю постепенно уменьшается до 1-го. Далее игрок получает первый дан и по мере роста его дан увеличивается, пределом считается 9 дан. Но в каждой стране действует своя система спортивных разрядов и рангов, поэтому общим критерием силы игрока можно считать его рейтинг.
  • Глядя на правило го может показаться, что игра достаточно простая, но это далеко не так. Го таит в себе глубокое стратегическое основание и очень увлекательную тактику, на освоение мастерства уходят долгие годы. Например, в го после 4 хода может возникнуть около 15,5 миллиардов различных позиций! А в шахматах после 4 полу-хода может возникнуть только сто тысяч позиций. Сложность игры заключается не в многочисленных вариантах, а в стратегических тонкостях, которые необходимо постоянно учитывать, чтобы совершить наиболее оптимальный ход. При этом в го нет единой выигрывающей стратегии, очень важно сочетать умение грамотной защиты и атаки, а также правильно выбирать объекты и зоны на какие вы хотите воздействовать. При этом игра идет на всей доске одновременно, здесь нет участков, которые неважны или играют второстепенное значение.
  • В некоторых школах и клубах, го рассматривается не только как игра, но, как и искусство. А некоторые исследователи вообще пытаются с помощью стратегии и категорий го описывать и прогнозировать события происходящие в мире.

Правила игры Го очень просты. Для их освоения вам потребуется несколько минут.

В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.

Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)

Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача - окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.

Главное правило Го

Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем - или группой камней - свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.

(;ABMAC[Камень, стоящий не на стороне и не в углу имеет 4 точки свободы, которые называются "степень" или "дамэ" . Пока у камня есть хотя бы одно дамэ, он остается стоять на доске, независимо от позиции.]SZ;AWMAC[В этой позиции у черного камня осталось 1 дамэ. Это значит, что камень находится в атари , т.е. до полного его окружения остался 1 ход - в пункт Х .] ;WC[Белые ставят камень на место последнего дамэ черного камня и снимают его с доски.])

В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.

(;ABAWCRTRMAC[Х отмечены пункты, сделав ход в которые черные могут окружить камень или группу камней. О отмеченные пункты, сделав ход в которые белые могут окружить камень или группу камней. Треугольником отмечены камни, имеющее одно дамэ, т.е. они могут быть захвачены следующим ходом. ] SZMULTIGOGM ;BCRC[Черные 1 - этот ход черных полностью лишает белый камень дамэ. Камень, не имеющий дамэ, снимается с доски.];WCRC[Белые 2 - аналогичная ситуация, у двух черных камней не осталось дамэ, поэтому они снимаются с доски.];BCRC[Черные 3 - съедает один белый камень, стоящий на стороне. Для окружения одинокого камня на стороне достаточно трех камней противоположного цвета.];WCRC[Белые 4 - полностью лишает дамэ два черных камня, стоявших на стороне.];BCRC[Черные 5 - забирает один камень, стоявший в углу. Для окружения одинокого углового камня достаточно двух камней.] ;WCR;BCRC[Черные 7 - забирает три камня.];WCRC[Белые 8 - лишает дамэ два камня, стоявших отдельно друг от друга, т.е. не образовавших единой группы.];BCRC[Черные 9 - забирает одним ходом две группы белых, состоявших из двух и одного камня.];WCRTRC[Белые 10 - забирает черный камень, при помощи которого черные при своем ходе могли бы съесть один из трех отмеченных треугольниками камней белых. Белые снимают окруженный камень и обеспечивают себе временную безопасность.];BCRC[Черные 11 - одним ходом забирает сразу 4 белых камня.]];WMAC[Х - отмечены съеденные камни.])

Правила завершения партии Го

Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит "пас". Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть - он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
Ход внутри своей территории - это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника - это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются "мертвые" камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).

Правила подсчета территории

Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень - тоже одно очко.

(;ABAWCRMASZMULTIGOGM)

На диаграмме изображена законченная партия.

О - отмечена территория белых. Х - отмечена территория черных.

Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется "коми " и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе "Как строить территорию").

Очки белых:

Территория = 22 очка

Пленные = 3 очка

Коми = 0.5 очка

Съеденные = 0 очков

2+3+0.5+0=25.5 очков

Очки черных:

Территория = 24 очка

Пленные = 0 очков

Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)

Коми = нет

24+0+1=25 очков

Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)

Выигрывает игрок, набравший большее количество очков

За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.

Запрещается

Намеренно ставить камни в полное окружение.

Повторять позицию.

Общие советы по освоению правил

При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.

Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го , где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го . Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.

В Го играют двое, один белыми камнями, другой черными. Первыми ходят черные, потом - белые, дальше - по очереди. Камни ставятся на пересечении горизонтальной и вертикальной линий, по сторонам и углам доски включительно. После того, как камень поставлен, он больше не передвигается (однако, при определенных условиях он может быть снят с доски).
Цель игры заключается в том, чтобы по очереди расставляя камни а доске окружить как можно большую территорию. Территория - это все незанятые камнями пересечения линий. Боковые и угловые пересечения тоже считаются. После того как не остается пересечений, которые могут принести прибыль, противники по очереди говорят "пас". После этого игра считается законченной.

Особенности игры на Гамблере

1. В Го в нашем клубе играют на досках разных размеров 9х9, 13х13 и 19х19. Первые два размера доски считаются тренировочными.

2. Два игрока с камнями чёрного и белого цвета по очереди размещают их на пересечениях сетки. Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, и могут быть только сняты с неё (см. дальше). Первым ходит игрок, играющий чёрными.

3. Каждый камень должен иметь хотя бы одну точку свободы соседнее по вертикали или горизонтали незанятое пересечение. Соседние, либо связанные непрерывной цепочкой соседей, камни образуют группу и делят свободы между собой. Ниже будут показаны неочевидные (как оказалось) выводы из этого и двух следующих правил.

4. Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.

5. Запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход), за исключением случая, когда в результате этого хода захватываются камни противника.
6. Правило «ко»: запрещается делать ходы, которые приводят к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии.

7. Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас». Если оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Об этом правиле, почему-то, многие новички забывают (или не знают).

8. Группа камней, к концу партии не снятая с доски, но обречённая на гибель при доигрывании, считается «пленной». Она присоединяется к захваченным игроком камням. ВАЖНО!!! На , ввиду особенностей реализации игры, «мертвые» группы обязательно надо доедать, иначе при подсчете очков «мертвые» камни пойдут как очки противнику, а территория между ними и вашими камнями будет считаться нейтральной.

9. Каждый игрок получает количество очков, равное количеству пустых пересечений доски, окружённых камнями только его цвета плюс то количество его камней, которое осталось на доске к концу игры (т. е. не было захвачено). Игрок, набравший больше очков, выигрывает. Обратите внимание! Съеденные камни не идут в зачет! Здесь же видно, что доедание «мертвых» групп не ведет к уменьшению очков, т.к. территория окруженная вашими камнями и занятая вашими камнями равнозначна.

10. Компенсация белому игроку за то, что он ходит вторым, называется «коми». Заключается в том, что в конце игры ему добавляется некоторое количество очков. Одно очко коми соответствует одному пункту территории. Как правило, используется нецелая величина коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. Размер коми устанавливается в конвенциях перед началом игры. По умолчанию, на Гамблере размер коми 5.5 очков.

Статьи по теме: