Игры детей в песочнице

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры с песком

для детей с нарушениями речи

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без печей

Пирогов и куличей.

А из камешков - печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка.

Ребенок от года до семи лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Почему полезны игры с песком?

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Поэтому логопеды так любят рекомендовать игры с сыпучими материалами.

Очень полезно для развития речи:

  • рисовать пальчиками на песке;
  • пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
  • рыть ямки, погружать руки в песок;
  • искать в песке зарытые мелкие игрушки;
  • лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
  • насыпать песок в ведерко лопаткой.

Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.

Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями.

Во время игры у ребенка нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становиться более понятен самому себе. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шоферов, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь.

Игры с песком в детском саду

В песочнице дети всегда пытаются что-то создать. Игры с песком в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, именно поэтому очень часто песком дети рисуют картины: это могут быть картинки на песке или же они будут нарисованы песком на листе бумаги. Творение такое недолговечно, поэтому его можно сфотографировать, чтобы оставить в памяти этот момент.

Можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.

В детском саду летом можно организовать и развивающие игры с песком. Например, воспитатель может попросить слепить из влажного песка силуэты различных животных или птиц.

В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира, который сложился у каждого воспитанника.

Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно сфотографировать на память.

Основной целью любых игр с песком – это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается; количество песка можно измерить каким-либо сосудом (чашкой, стаканом) – его может быть мало или много; его можно пересыпать из одного места в другое и сделать это можно ладошками, совком или ложкой.

Когда малыш пересыпает песок из одной емкости в другую или из одного места в другое с помощью совка или просто руками, то он может ощутить и понять свойства и особенности, которые имеет сухой песок. В отличие от сухого, мокрый песок сохраняет форму емкости или предмета, в который его положили, даже если его освободили от этого предмета.

Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить – в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям пересчитать получившиеся формы.

Поскольку песок в сухом виде не сохраняет форму, то подсчитать количества песка, которое соответствует количеству емкостей, не удастся – это можно продемонстрировать детям.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней и следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Игры с песком – это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками – фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.

Таким образом, игры с песком позволяют:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
  • Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества

Какие инструменты понадобятся ребенку?

Для игры с песком запаситесь песочным инвентарем: ведерками, совочками, лопатками, формочками в виде разных геометрических фигур и всяких цветочков и т.п., ситом, леечкой, подойдут и обыкновенные палочки и дощечки. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. У ребенка должно быть много игрушек, разного содержания, характера и разных материалов.

Песочные игры

«Я пеку, пеку». Первые творения малышей - это, конечно же, куличики . Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

Угощения. Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверушек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи, сделать из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком.

«Лепим формочки» . Скажите малышу, что куклы, зайчики и мишки хотят красивого печенья. Помогите ему их «испечь». Пусть юный кулинар хорошенько «замесит тесто» ручками. Не забывайте смачивать песок, если он не достаточно влажный. Украсьте «выпечку»: посыпьте сверху сухим песком, прилепите лепестки цветов, сделайте дырочки тонкой палочкой, разрисуйте. Угощение готово! Можно устроить конкурс на самое красивое печенье.

Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры. Если у вас есть формочки в виде геометрических фигур, то вы заодно и формы выучите. Разыграйте с ребенком, к примеру, такую игру: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей - круглые, в кукольной - квадратные, а в собачьей - овальные. Предложите детям накрыть столы для каждой семьи в соответствии с их предпочтениями.

Можно и счету поучиться. Например, мишке мы испечем три куличика, зайке - два, а кукле Вале - четыре. Себе же возьмем по одному. Считайте и сколько вы лепесточков положили для украшения, сколько точек или полосочек нарисовали.

«Что лишнее?» В этой игре вы сами будете лепить куличи. Возьмите две формочки. Одну, например, в виде, киски, а другую - в виде собачки. Сделайте несколько собачек и одну киску. Скажите малышу, чтобы он нашел «гостя». Если ребенок постарше, лепите геометрические фигуры. Пусть среди одинаковых он ищет отличную от всех.

«Большой – маленький». Изучим с помощью игры с песком и понятие величины. Разрежьте несколько пластиковых бутылок (или возьмите разные ведерки). Пусть они будут разными по высоте. Для совсем маленьких ребятишек используйте для начала две формочки из бутылок. Эта игра поможет научить малыша разбираться в таких понятиях, как - большой, маленький, низкий, высокий, больше, меньше, выше, ниже, средний. Когда он научится в них ориентироваться, спрашивайте малыша, где самый большой кулич, а где самый маленький, какой выше, а какой ниже. Из трех разных куличей пусть выберет средний.

Оставляем следы. Предложите детям приложить к песку раскрытую ладошку. Пусть посмотрят, какой на песке остался след. Теперь можно оставить отпечаток на песке босой ножкой. Вот какие разные следы получились!

А теперь посмотрим какие следы оставляют пальчики . Пусть дети аккуратненько, по очереди приложат пальчики к песку. Называйте вместе с ними каждого братца по имени. Обратите внимание, что они все разного роста. Используйте слова «меньше», «больше», «ниже», «выше».

Затем, приложите к песку кулачки. Придумайте вместе с детьми следы каких-нибудь животных и птичек. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?

Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.

«Роем норки». Возьмите с собой разных пластмассовых зверюшек. Предложите малышу вырыть для них норки. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Обратите его внимание на то, что кому-то норка нужна длинная, кому-то широкая, а кто-то наоборот будет хорошо чувствовать себя в узкой норе. Домики можно делать и для игрушек - зайчиков, мышек, лисят, медвежат и пр.

Используйте понятия: ниже, выше, уже, шире, короче, длиннее, больше, меньше.

«Прятки, или угадай на ощупь». Насыпьте в ведерко сухого песку и спрячьте в него какую-нибудь игрушку. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Пусть он запустит свою ручку в ведерко и наощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее.

«Волшебная ладошка». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение Скажите ребенку, что его ладошка - волшебная, в ней спрятано много разных персонажей.

Пусть ребенок приложит к песку свою ладошку и обведет ее прутиком. А теперь нужно внимательно приглядеться. И вот вы уже видите:

  • Петушка-золотого гребешка. Посмотрите-ка: большой палец это шея, а остальные - туловище и его хвост. Нужно только дорисовать голову с гребешком и сапоги со шпорами.
  • Осьминожека. Пальцы - это ноги, только чуть закруглить верх и изобразить голову.
  • Кленовый листок.
  • Лебедя. Нужно сложить четыре пальца вместе, а большой палец будет длинной шеей этой красивой птицы. Останется только, опять же, подрисовать голову.
  • Человечка. Если обвести ладошку и сложенные вместе четыре пальца, а большой чуть отставить в сторону, то, дорисовав вторую руку и голову, вы увидите маленького человечка.

Кого вы увидите еще, подскажет ваша фантазия.

Картины на песке. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Что будет изображено на вашей картине - зависит от возраста ребенка, площади песочного полотна и от вашей с ним фантазии

«Золотоискатели». Детям предлагается разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.

Брось камешек. В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

Песочная черепаха. Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги.

В любом возрасте полезно будет играть с другими детьми. Вместе они могут что-то строить общее или строить каждый свой город.

Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).

Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).

Ролевые игры. В песочнице можно разыграть сказку или вымышленную историю. Пусть куклы или звери ходят в гости друг к другу, делают что-то вместе. Можно разыграть реальные ситуации.

«Секретики». Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадайка». В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Страна слов». На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Сапер». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Мое имя». В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы».

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Сказка "Три медведя"

Цель : учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Нам понадобятся : иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры . Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняется в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.


Игры с песком - одна из разновидностей игровой терапии . Принцип «терапии песком » был предложен Карлом Густавом Юнгом , основателем аналитической терапии . Естественная потребность ребенка «возиться » с песком , определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту , но и логопеду . Как правило , первые контакты детей друг с другом - в песочнице . Это традиционные игры с песком . Игры с песком можно использовать в работе с детьми , начиная с трех лет.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов , я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии . Ребенок копает , лепит , рисует на песке , создает на нем отпечатки , что-то говорит… Основная деятельность дошкольника - игра . Работая с песком , я выделяю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей :

·Коррекция звукопроизношения

·Звуко-буквенный анализ слов

·Развитие фонематического слуха

·Формирование связной речи у детей

·Развитие мелкой моторики

·Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания

·Развитие диафрагмального высказывания

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования , соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов .

Желание играть и действовать с предметами , естественно возникающее во время игры , облегчает усвоение необходимых слов и понятий . Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения , быстрее их запоминают . Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет . Они так увлекаются , что занятия кажутся им слишком короткими . При обучении связной речи мы обращаем внимание , чтобы дети не только называли отдельные качества , но и повторяли описание предметов целиком . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания . Грамматические задачи переплетаются с лексическими . Сначала дети выполняют различные фонетически , грамматически и лексические упражнения , а затем уже учатся рассказывать .

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями , что позволяет построить партнерские и доверительные отношения .

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы . Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку , что воздействует на нормализацию темпа речи . Развивается восприятие интонации повествовательного , вопросительного и восклицательного типов , появляется способность дифференцировать различные виды интонации . В ходе работы развивается высота и сила голоса , длительность и интенсивность речевого дыхания .

На занятиях , включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу : «сухое - мокрое », «твердое - мягкое », «гладкое - острое ». Кинестетические ощущения получаются во время движения . Это:

Поскользить ладонями по поверхности песка , выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки , змейки , санки и др .);

- выполнить те же движения , поставив ладонь на ребро ;

- «пройтись » ладонями по проложенным трассам , оставляя на них свои следы ;

- создать отпечатками ладоней , кулачков , костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка ;

- «пройтись » по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными , затем - средними , безымянными , большими и, наконец , мизинчиками ).

Можно «поиграть » на поверхности песка , как на пианино или клавиатуре компьютера . При этом двигаются не только пальцы , но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз . Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола . Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы , изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек »). Предварительно ребенку завязывают глаза .

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки , в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения , в которых слова со звуком [с] находятся в начале , середине , конце слова .

- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука ;

- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка , сгребая его ребрами ладоней . Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на песке пишем печатными буквами , сначала пальчиком , потом палочкой , держа ее как ручку . Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка . Ошибки на песке исправить проще , чем на бумаге , где всегда видны следы ошибок . Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным .

Игры на развитие диафрагмального дыхания .

- «Выровняй дорогу »- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке , ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой ;

- «Что под песком ?»- картинка засыпается тонким слоем песка . Сдувая песок , ребенок открывает изображение ;

- «Ямка »- ребенок , следуя правилам дыхания , через нос набирает воздух , надувая живот и медленно , плавно , долгой струёй выдувает ямку в песке ;

Автоматизация звуков .

- «Два города » - под толстым слоем песка спрятаны предметы , игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками . Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы .

- «Дорожка »- произносить заданные логопедом слоги , «прошагивая » их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками .

Сильный мотор »- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку . Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками , сочетая написание буквы с произнесением звука .

- «Слабый моторчик »- произносить звук Р (мягкий ), проводя ; , ГЛУБОКО .

- «Чего не стало »- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного , так и множественного числа . Это упражнение используется только при работе с песком , когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке , а затем просит ребенка рассказать , что изменилось в песочной картине .

Связная речь .

- «Дорисуй картинку и составь предложение » - логопед рисует на песке мяч, скакалку , воздушный шар или другие предметы . Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия .

Игра в песочнице не имеет методических ограничений . Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи , для творчества .

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50×70×8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100×140×10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25×35×5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

Бабась Лариса Владимировна

учитель-логопед, высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 30 лет.

В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка, в результате чего возникают негативизм, замкнутость, боязнь общения и т.д. У детей замечается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведет к ограничению речевой практики, а это, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.

В настоящее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работ ы с детьми. В поиске наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений с одновременным развитием психических функций и повышения познавательной активности ребенка мы обратились к технологии «Песочная терапия». Авторами данной технологии являются Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко .

Предлагаю вашему вниманию МАСТЕР КЛАСС:

«Роль песочных игр в развитии личности ребенка»

Дети с удовольствием играют в песок, он действует на них как магнит. Предже чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, рыть тоннели, строить горы и т.д. До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, играя в «куличики», «пасочки» он формирует свое представление о мире. С 3 лет игра в песочнице носит обучающий характер и терапевтический, то есть помогает ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Основателем песочной терапии является Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг .

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно и мог бы проявить творческую активность. В процессе игры полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Для организации песочных игр потребуется: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница

Она представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты.

Песок

Песочницу на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои (злые и добрые). А так же различные геометрические фигуры, пластиковые буквы и цифры, природный материал (камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны). Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.

Если для игр не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Игры с песком начинаются с развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их мощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — щершавое».

Кинестетические ощущения получаем во время движения. Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой…, «поиграть» на поверхности песка, как на пианино, и.т.д. »

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психических процессов у детей.

    Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

    Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.

Поскольку развитие связной речи способствует успешному обучению детей в школе, где дети, обладая хорошо развитой связной речью, могут давать развернутые ответы на вопросы, логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержания текстов и самостоятельно придумывать разные истории, то игры в песочнице как нельзя лучше подходят для овладения связной монологической речью.

И поэтому следующий этап песочных игр это лексико-грамматические игры:


Далее это постановка сказок на песке — «Теремок», «Колобок», «Репка» и др. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Взрослый рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Затем, знакомим детей с песочной страной, рассказываем о том, что в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. У песочной страны есть хозяйка (хозяин). Это могут быть: песочная Фея, песочный мальчик, Волшебник песочной страны, и т.д. Песочная фея предлагает разные задания, игры, загадки, приглашает в гости и зовет на помощь, учит творить добро.

Затем переходим к строительству природных ландшафтов: рек, озер, морей, гор, долин, по ходу объясняем сущность этих явлений и заселяем их жителями. Дети берут на себя роли персонажей и вступают в диалоги. Здесь очень важна роль взрослого для поддержания диалога детей и уверенности в том, что у них все получится.

Таким образом, у детей появляется определенный опыт игры в песке, и они начинают создавать свои сказочные миры, превращаясь при этом в волшебников, сказочников, рыцарей, строителей. Играя в песочнице, ребенок вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. И поскольку игра проходит в контексте сказочного мира, ребенок может творчески изменить ситуацию по своему желанию. Детские фантазии, впечатления, эмоции и воображение чрезвычайно сильны. Именно они формируют творческий ресурс личности.

Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить - это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Слайд № 2 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Слайд № 3 В России по данной теме ведутся исследования в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Грабенко Татьяной Михайловной - доцентом кафедры общей и специальной педагогики и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной директором Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Слайд № 4 В ноябре 2015 года в нашем учреждении в комнату интерактивного обучения «Донская мозаика» был приобретён комплекс песочной анимации «Колодец» и интерактивная сенсорная панель «Облако» которая позволяет в режиме ОНЛАЙН производить видео и фотосъёмку проводимых игр и упражнений на интерактивном столе песочной анимации. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы используем способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей, и особенно развитию речи.

Слайд № 5 Цели:

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд № 6 В самом начале использования интерактивного столика «Колодец» у нас появились правила игры с песком . Их знают и выполняют все дети:

береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1. ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2. структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3. необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4. надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5. важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6. нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

Слайд № 7 В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Развитие артикуляционной моторики

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Слайд № 8 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Слайд № 9 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд № 10 Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд № 11 Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд № 12 Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

Слайд № 13 Автоматизация звуков

«Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Слайд № 14 Развитие фонематических представлений

«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Слайд № 15 Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Слайд № 16 Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд № 17 Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Вывод:

Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Статьи по теме: