Игры для занятий триз с детьми младшего возраста. Игры по триз технологии
Милана Монгуш
Игры по ТРИЗ технологии
Игры по ТРИЗ технологии
"Сказка наизнанку".
Это один из вариантов игры в " перевирании" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.
Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый :.
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов :
Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха :
Как играть :
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки) :
Тук, тук, кто в теремочке живет?
Я, Гитара. А ты кто?
А я - удочка. Пусти меня в теремок?
Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры , или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
"Хорошо-плохо"
Цель : учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры :
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант :
В
Д : Потому, что она сладкая.
В : Съесть конфету - плохо. Почему?
Д : Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу : "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант :
В : Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д : Потому, что она сладкая.
В : Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д : Могут заболеть зубы.
В : Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д : Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
В : Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д : От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В : Огонь - это плохо. Почему?
Д : Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
В : Листопад - это хорошо?
Д : Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В : Листья под ногами - плохо. Почему?
Д : Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста
" Чем был - чем стал"
Правила игры :
1-ый вариант : Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант : Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Ход игры:
В : Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Д : Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
В : Что хорошего в стеклянном столе?
Д : Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
В : А что плохого в таком столе?
Д : Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В : А что еще может быть из стекла?
Д : Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
В : А вы слышали выражение : "У него стеклянное сердце. " Про кого так можно сказать?
Д : Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
В : Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
В : Телевизор.
Д : Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.
Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример : "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Можно разбирать в качестве объектов : "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т. д.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например : воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты : "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.
Составила Козлова И. И., практический психолог ДУЗ № 60
Игра "Маша-Растеряша"
Цель : тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап : ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.
Ввод в игру : рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры : 1-й вариант : ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным :
Что с тобой?
Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож) . Чем я теперь буду
(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например : пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
2-й вариант : то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры . Ведущий может до начала игры попросить детей , чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры . Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна.
“ТРИЗ” расшифровывается как “теория решения изобретательских задач”. Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер, который создал программу в 1956 году, с целью создать еще одну точную науку.
Ученый своей системой доказывает, что любой человек может научится изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант.
Сейчас существует несколько школ развивающих классический ТРИЗ и добавляющих новые разделы. Также некоторые приемы Триз внедряются в классическое дошкольное образование с целью научить детей аналитическому мышлению.
Вот несколько игровых занятий для детей в дошкольных учреждениях, которые с легкостью можно проводить и дома. Эти игры вошли в сборники “Педагогика+ТРИЗ”. Автор сборника Ингрида Николаевна Мурашковска.
Как играть:
- Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
Как играть:
Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?
- Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).
Конспект игры-занятия «Маша – растеряша»
для детей младшего дошкольного возраста
Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Музыкальное развитие»
Составила:
воспитатель МБДОУ д\с. № 16
города Вичуга
Крюкова М.В.
Цель: Создать радостное настроение у детей, вызвать эмоциональный отклик на знакомое литературное произведение.
Задачи:
1 .Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
Совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение классифицировать хорошо знакомые предметы (одежда - игрушки);
Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к людям, желание помогать.
Оборудование: игрушки: кот, петушок, предметы одежды,
Предварительная работа: чтение сказки «Маша-растеряша», рассматривание предметов одежды, беседы с детьми о последовательности одевания, сюжетно-ролевые игры.
Ход игры-занятия
Воспитатель.
Сегодня я расскажу вам историю об одной девочке.
Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно, а Маша спит. Пришла мама и говорит:Маша, поднимайся,
Маша, одевайся!
Светит солнышко с утра,
В детский сад идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
Маша:
Встану - не устану.
Воспитатель:
А мама опять:
Маша, поднимайся,
Маша, одевайся.
Маша.
Нечего делать - надо подниматься, надо умываться.
Воспитатель:
Ребятки давайте мы научим Машеньку умываться.
Игра «Делай так!» (приложение №1)
Маша.
Спасибо, ребята, что показали, как надо умываться. А что же дальше делать?
Вос-лъ: ребята, подскажите Маше, что дольше делать?
Дети: Одеваться.
Воспитатель: Правильно, теперь надо одеваться. Оглянулась Машенька - а носочков-то нет(Маша начинает искать носки)
-Где мои носки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет И под стулом нет, На кровати нет, И под кроватью нет.Воспитатель:
Ищет Маша носочки - никак не найдёт. А кошка на стуле сидит - мурлычет. Ищешь, ищешь - не найдёшь, А разыщешь - так пойдёшь. Надо вещи убирать - Не придётся их искать. Сказала кошка и ушла играть со своими котятами. А Маша всё ищет свои носочки.Маша:
Ребята, посмотрите и скажите, где могут лежать мои носочки? (воспитатель выставляет карточки, дети проговаривают, где лежат носочки: носочки лежат на столе, носочки лежат под столом, носочки около стола, носочки лежат в кроватке, а Маша ищет.)Маша:
Правильно, вот же они, у куклы в кроватке!Воспитатель:
Мама спрашивает:Маша, ты скоро?
Маша:
Носочки надеваю, башмаки обуваю.
Восп. Заглянула Машенька под кровать,
Маша:
Здесь один башмак стоит, а другого нет!
{Маша ищет башмак)
Под кроватью нет,
На кровати нет,
И за шкафом нет,
И под шкафом нет...
Воспитатель:
Подошёл петушок к окошку и запел:
Опоздаешь, Маша,
Маша, растеряша!
Стала Маша просить петушка:
Маша:
Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Воспитатель:
Это ты ребяток попроси, пусть они тебе помогут.
Маша:
Ребята, помогите мне найти мой башмачок.
Маша: Я тоже нашла пару своему башмачку Воспитатель:Обувает Маша башмачок, а мама спрашивает:
Маша, ты скоро?
А Маша отвечает:
Маша:
Вот надену платье,
И пойду гулять я!
Воспитатель:
А платья тоже нигде нет!
Маша:
В чём пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину,
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет...
Воспитатель: А воробьи за окном Машу подразнивают:
- Ищешь, ищешь - не найдёшь, А разыщешь - так пойдёшь. Надо вещи убирать - Не придётся их искать... Опоздаешь Маша, Маша-растеряша!Воспитатель: Неудивительно, Машенька, что ты не можешь найти платье. В комнате у тебя беспорядок, все разбросанно: и игрушки и одежда.
Маша: Вы считаете, что у меня беспорядок?
Дети: Да.
Маша: Что делать? Ребята, помогите навести порядок в комнате.
Игра «Разбери, разложи?
Маша:
Так вот же оно мое платье!
Платье в горошину За полочку заброшено!Воспитатель:
Мама говорит Маше:
Больше ждать я не могу!
Маша
Я бегу, бегу, бегу! (Маша одевается)
Воспитатель проводит игру «Что за чем?» (закрепить алгоритм одевания) Воспитатель:
Надела быстренько Маша платье и побежала в детский сад. Бежит, торопится.
А ребята в детском саду уже позавтракали и стали заниматься.
Они увидели Машу и закричали:
Дети: Опоздала, Маша,
Маша- растеряша.Маша: Ребята, почему я опоздала в детский сад? (ответы детей)
А вы всегда свои вещи на место кладёте, не раскидываете?
Молодцы! Я тоже решила исправиться, и следить за тем, чтобы все мои вещи лежали на положенном месте.
Воспитатель : И ребята стали вместе с Машей играть и песни петь.
Песня «Детский сад
Приложение №1
Игра «Делай так».
Делай так, делай так, Побежит водица.