Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей «Игры с песком и водой

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.

Проект "Волшебный песок"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» П. ПУРОВСК ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск,

Подготовил: Воспитатель Искендерова А.Н. п. Пуровск 2015г.

В силу своего возраста все дети любят игры с песком и водой, интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении. Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода)

Участники проекта: воспитанники младшей группы (3-4 года, воспитатель)

Цель проекта: познакомить детей со свойствами неживой природы: песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • стимулировать потребности познания окружающего мира
  • активизировать творческие способности детей
  • открыть детям свойства неживой природы
  • создать условия для экспериментальной деятельности детей
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Формы работы по проекту с детьми:

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки) .
  • Проведение игр с песком, водой.
  • Пополнение предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

Этапы проекта:

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Определение цели и задач проекта
  • Подбор материала
  • Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке, воде)
  • Разработка консультации для родителей
  • Свойства песка: сухой, мокрый, сыпется, лепится;
  • Превращается в: мокрый песок, сухой песок;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты;

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой) . Из чего же состоит песок? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают) . Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками) . Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок) . На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает) .

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения) .

Материал: центр песка, совки, грабли, лейки с водой, камешки.

Что это? (собачка, машинка, уточка) . У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере) . Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок) . Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

ОПЫТ № 4 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

  • Игры;

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук

Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог» , «торт» .

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза» )

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают» , о числовом определении «один» , «много» .

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол

Игра «Найди шарик» .

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

III этап – ИТОГОВЫЙ

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Уже в «Государстве» он настаивает на осуществлении воспитания детей «посредством игры». Эта мысль полнее развивается в «Закона», отмечая, что по своему душевному складу трехлетние, четырехлетние и пятилетние дети нуждаются в играх и забавах. У детей этого возраста забавы возникают сами собой, когда они собираются вместе. Поэтому он рекомендовал кормилицам приводить детей на игровые площадки и внимательно наблюдать за играми детей.

Платон считал, что в игре ребенок интуитивно раскрывает свое отношение к тем или иным занятиям и демонстрирует намерения стать выдающимся в какой-либо области деятельности. «Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, тот уже в играх должен: первый — обрабатывать землю, второй — возводить какие-нибудь детские постройки». Заметив предпочтения детей к тем или иным играм, воспитатель должен сообщить ребенку конкретные знания о данном виде деятельности, дать необходимые орудия.

Но самым важным в процессе руководства играми детей с природными материалами Платон считал внесение «в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства».

Но эти идеи, на первый взгляд такие привлекательные, страдают противоречивостью. В них так мало учтены личные склонности ребенка, в них с такой прямолинейностью навязывается то, что угодно окружающим его взрослым, да еще и под предлогом личного намерения ребенка «стать чем- либо выдающимся»

Я.А.Коменский тоже обратил внимание на то, что все дети «охотно строят домики и возводят стены из глины, опилок, дерева, камней», любят переливать воду, пересыпать песок, лепить из глины. Обосновывая причину этого чешский педагог в своей работе «Материнская школа» отметил, что дети охотно эти занимаются, так как не могут оставаться без дела. И эти игры с природными материалами весьма полезны, потому что развивают «живость ума», «подвижность во всех членах», самостоятельность, инициативность и активность детей.

Взрослые не должны мешать этим играм детей, а наоборот создавать соответствующие условия. Пусть они будут теми муравьями которые всегда заняты: что — нибудь катают, несут, тащат, складывают, сгибают, ломают, перекладывают. Роль взрослого, по мнению Я.А.Коменского, заключается только в том, чтобы наблюдать за играми детей, чтобы все, что происходит на игровой площадке происходило разумно и включаться в детскую игру, подсказывая новые варианты игры, новые действия, новые материалы.

Большую роль детским играм в деле воспитания отводил и Джон Локк. Его высказывания о детских играх и игрушках представляют практический интерес и в наши дни. В работе «Мысли о воспитании» он призывал воспитателей поддерживать радостное настроение, активность, самостоятельность, выявление и развитие заложенных природой способностей, которые в детском возрасте больше всего проявляются в игре. Родителям и воспитателям не следует запрещать, а организовывать игры детей и тем самым способствовать формированию ценных нравственных качеств.

Все игры и развлечения детей, писал Дж.Локк, должны быть направлены на развитие хороших и полезных привычек. Этому наилучшим образом содействуют игры с природными материалами. Они доставляют детям не только наслаждение, но и способствуют формированию положительного характера энергичного и трудолюбивого человека.

Роберт Оуэн лишь провозглашал игру детей с природными материалами воспитательно-образовательным средством, но не раскрывает реальных путей использования этого средства ни в теории, ни в практике.

Он лишь подчеркивает необходимость наличия площадки для игр, которая также может стать местом встречи для детей от пяти до десяти лет после школьных занятий. Тут же может быть сделан навес, под которым в плохую погоду дети смогут найти себе занятие. Эту идею поддержал и американский педагог Джон Дьюи. Он считал, что развитию маленьких детей наилучшим образом способствует игра. В своих работах «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего» он пытается раскрыть сущность детской игры и приходит к выводу, что в основе игр с природными материалами лежит «построительный инстинкт», который реализуется в процессе «придания материалам осязаемых форм».

Дж. Дьюи категорически возражал против того, что детей нужно тщательно охранять от реальных предметов и реальных поступков. Он считал, что игры с разнообразными материалами: дерево, песок, глина, камни, пряжа, железо и т.д., дают повод ребенку для применения материалов реальным образом вместо того, чтобы заниматься упражнениями с дарами Фридриха Фребеля, имеющими лишь отдаленное от реальности символическое значение. Такие игры вызывают живость чувств и точность наблюдений; они требуют ясного представления результатов, которых надо достигнуть, а также непосредственности и изобретательности в создании построек.

Несколько с иных позиций оценивала игры с природными материалами французский педагог Полина Кергомар.

Она посчитала правомерным ввести игры в план работы материнских школ, и разработала содержание и методику руководства ими. Среди игр она особую роль отводила играм с природными материалами: водой, камешками, мхами, палочками. « . Мне кажется, что, если бы его отняли у наших парижских мальчуганов, они подняли бы революцию. Ребенок, у которого есть песок, играет самостоятельно, он роет колодцы, строит сады, горы, нагружает тележки». П.Кергомар подчеркивала обучающее и воспитывающее значение игр с природными материалами. Они, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т.д., а с другой стороны — стимулируют развитие активности, инициативности, изобретательности, эмоций.

Бросая в ручеек пробку, листик или клочок бумаги, ребенок с криками радости или страха следит за своей лодочкой. Педагог подчеркивала необходимость руководящей роли воспитателя. Он должен предоставить ребенку разнообразный природный материал для игр, предложить темы, снабдить лопатками, ведерками, тачками, коробками, баночками и т.п.

Итальянский педагог Мария Монтессори так же не отрицала роли природного материала в развитии детей.

Но занятия ребенка с глиной, песком, водой, камнями она считала не игрой, а . Дети лепят вазы, посуду, кирпичики, домики, украшают их камешками и стеклами. «Как они радуются, когда целый домик, результат их собственных трудов, вырастает рядом с участком, на котором они, также собственными заботами, разводят свой сад». Эти занятия упражняют руку ребенка, развивают внимание, приучают детей создавать полезные вещи и ценить предметы, окружающие их. Но поразительным является тот факт, что, решая проблемы сенсорного развития детей. М. Монтессори разрабатывала всевозможные дидактические пособия для развития внешних органов чувств, и полностью игнорировала ценность природного материала в этом процессе. За это методика М. Монтессори критиковалась Е.И.Тихеевой, Л.К.Шлегер, Н.К.Крупской и другими педагогами.

Этого попытался избежать в своей теории и практике бельгийский педагог Овид Декроли. Он обратил внимание на то, что формирование представлений у детей, развитие внешних органов чувств у них должны быть связаны с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Для реализации этого положения О. Декроли создал систему игр, обеспечивающих разностороннее развитие детей. Он отмечал, что ребенок в игре почти бессознательно делает сравнения, сопоставления.

Игра заставляет припоминать, делать выводы и составлять суждения, совершать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или книгой. Предоставляя ребенку большую свободу в играх, в действия, О. Декроли все же предупреждал, что педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы.

Таким образом мы видим, что целая плеяда зарубежных педагогов, даже не занимаясь специально проблемой игры, отмечала, что природный материал служит средством для более быстрого и эффективного развития детей.

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симанович, Л. К. Шлегер и др. также однозначно отмечали положительную роль игр с природными материалами в воспитании и обучении дошкольников.

В своих работах они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с природными материалами, как на участке детского сада, так и в его помещении, а также разработке разнообразного содержания этих игр.

Непосредственное изучение планов работы педагогов и наблюдение за играми детей на участке в одном из ДОУ г. Минска позволили определить тематику используемых игр:

  • с песком: «Оладушки для куклы». «Норки для мышек», «Горная дорога для машин», «Перевезем песок на самосвале», «Приготовим угощение» (мл. гр.), «Строим город для маленьких человечков», «Наш город», «Гараж» (ср. гр.), «Построим замок», «Сказочный город», «Космодром», «Муравейник». «Построим, что хочешь», «Подземные тоннели», «Дороги» (ст. гр.);
  • с водой: «Купаем куклу», «Словим рыбку», «Стирка» (мл. гр.), «Веселый ручеек», «Догони», «Кораблики», «Тонет — не тонет» (ср. гр.), «Какая бывает водичка», «Что тонет, что плавает» (ст. гр.);
  • : «Снежки», «Снежная баба», «Попади в цель», «Снежные пирожки» (мл. гр.), «Снежная крепость», «Снежный бой», «Башня», «Кто дальше бросит» (ср. гр.), «Слепим и разукрасим снежную бабу», «Ледяная мозаика», «Рисунки на снегу», фигурки собачек, кошек, медвежат и т.д. (ст. гр.).

Анализ тематики и содержания игр с природным материалом показал, что игры однотипны, в них отсутствует динамика усложнения содержания, полностью отсутствует экологическая направленность игр с природными материалами. Среди методов, используемых в процессе руководства играми с природными материалами, педагоги назвали: показ, повторение, упражнение, рассказ, беседа, наблюдение за старшими детьми.

Несмотря на низкий уровень интереса воспитателей к вопросу организации игр с природными материалами в дошкольных учреждениях, все педагоги отметили большую педагогическую значимость данного вида игр. Ими чаще всего отмечалось, что эти игры способствуют: сенсорному развитию детей; развитию интереса детей к природе, развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, формированию навыков конструктивной, трудовой деятельности, расширению кругозора детей, эмоциональному развитию детей; физическому развитию, развитию воображения, фантазии, творчества. Однако ни один педагог не отметил возможность использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. Хотя, организуя игры с водой, песком, глиной и т.д., мы можем познакомить детей со свойствами природных материалов как среды обитания растений и животных.

Играя, например, с водой, ребята замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху. После этого им легко осознать необходимость покрытия всей поверхности тела слизью у рыб и жиром у пингвинов, тюленей, моржей и т.д. Также наглядно дети усваивают важность обтекаемости формы тела у обитателей воды. Гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой частью плотную воду, легко продвигаются в толще воды и но ее поверхности. Эти знания являются основой для понимания детьми приспособленности животных к среде обитания.

Например, почему все быстро плавающие животные имеют тело обтекаемой формы, покрытое чешуей, гладкой кожей, а их конечности превратились в плавники, ласты или имеют плавательные перепонки? Игры с водой можно использовать и для ознакомления дошкольников с проблемами загрязнения воды. Для этого можно организовать игру «Мыльные пузыри» и продемонстрировать, что образовавшаяся мыльная пленка на поверхности воды препятствует газообмену. В природе такие загрязнения воды пагубно воздействуют на обитателей рек, озер, морей.

Игра с природным материалом - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях.
Перенос традиционных педагогических занятий в природу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
. Во-вторых, с помощью природного материала мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, водой или глиной нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
. В-третьих, в играх с природными материалами более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
. В-пятых, песок, вода и пр. способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Игры с природным материалом для детей является не только, необычным для них но они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики и м. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

Виды игр с природным материалом, используемых в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Игры с песком

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя, таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно-сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д.

Игры с водой

Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным. Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными. Солнце, свежая зелень, мягкая трава создают великолепные условия для отдыха и игр.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Например, воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» «Правильно, - подтверждает он, - из песка можно сделать дворик и погулять в нем с куклами. Делайте кучу больше и плотнее прибивайте песок. Когда песок прихлопан хорошо, стенки дворика получаются красивыми, крепкими». Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?» тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу. Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по — разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Игры со снегом

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка». Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей).

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр. Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициати-вы, смекалки, творчества.

С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы ходят друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру. Игра «Постройка домиков» (как из песка, так и из снега) может продолжаться в различных вариантах: строительство магазинов, гаражей, кинотеатра, детского сада. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствуют возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей.

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр.

Игры с растительным материалом

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.

Таким образом, с ребенком 4—5-летнего возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

Игры с глиной, камушками и ракушками

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. У мидий раковина удлиненная, похожая на скругленный треугольник. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Ребенок узнает, что имеющие овальную форму раковин, моллюски донакса, называют морскими бабочками. А верша, битум, кардиум имеют длинненькую форму и напоминают веретено из волшебной сказки. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.

Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить бабушке, дедушке или друзьям. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.

Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Для этого нужно вылепить пластилиновую фигурку черепашки и подобрать подходящий «панцирь». Две белые ракушки донакса станут крыльями, раковина зебрины туловищем, большая темная мидия послужит подставкой и в результате получится чудесная бабочка. Раковинку зебрины или другую веретенообразную ракушку нужно приклеить к подставке. "Крылышки" густо намазать клеем и прикрепить с обоих боков туловища. Головку бабочку можно сделать из пластилина, усики - из тоненьких проволочек, а глазки из мелких темных семян.

После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д.Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка».

Осень — благодатная пора для организации работы с природным материалом, не проходите мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных грибов, разнообразных растений. Учите ребят любоваться этой красотой и многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами.

Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Чаще организуйте прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдайте, но и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья.

К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок советую следующее:

  • не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;
  • не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;
  • не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;
  • не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).

Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка (стека), ножницы.

При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.

Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх. украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции можно использовать для настольного театра («Три медведя». «Репка», «Машенька и медведь»).

Поделки из листьев деревьев рекомендуется изготавливать ближе к осени, так как под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев. Собирайте их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы. Предложите ребятам сортировать их: в маленькую коробку собирать мелкие, в большую — крупные.

Из листьев можно создавать чудесные композиции. Для этого понадобятся обыкновенные фанерные дощечки разного размера и формы или картонные фигуры. На черных или красных шаблонах, изображающих посуду, с помощью листьев можно создавать хохломские узоры. В сочетании с листьями хороши ягоды рябины, различные цветы или их лепестки. Листья можно использовать целыми и можно вырезать из них необходимые формы.

Хороши временные композиции на дощечках, картонках, когда элементы просто выкладываются. Можно делать и аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. В этом случае нужно знать, что при длительном хранении листья могут деформироваться, поскольку они недостаточно высохли. Их надо засушивать между газетными листами под прессом. Можно ускорить процесс засушивания, прогладив листья горячим утюгом.

Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных камушков, ракушек. Сбор этого природного материала доставляет детям большое удовольствие. Предложите ребятам отбирать камушки необычно окрашенные, оригинальной формы, разного размера. Их лучше сразу раскладывать в коробки, сортируя по размеру и цвету. Важно научить детей склеивать камушки. Для этого понадобится клей ПВА. Следует учесть, что клей должен быть достаточно густым. Место склеивания намазывается клеем, затем части соединяют и дают клею затвердеть.

Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение. Подскажите некоторые приемы склеивания, которые ускоряют процесс изготовления поделки. Например, если нужно приклеить черепашке ножки и хвостик, то можно сразу сконструировать, собрать черепашку, разложив мелкие камушки и установив сверху большой плоский (панцирь), затем осторожно, стараясь не сдвинуть мелкие, снять большой, нанести клей на камушки, наложить на них панцирь и оставить поделку на некоторое время, чтобы детали склеились.

Можно склеивать по-другому. Чтобы сделать крокодила, важно сначала подобрать необходимые камушки, разложить их на дощечке в нужном порядке, т.е. собрать поделку (на дощечку предварительно кладут лист бумаги), а затем, начиная с головы крокодила, склеивать камушки, прижимая их друг к другу, стараясь не сдвигать уже склеенные. Когда поделка высохнет, ее поднимают, отрывают от нее бумагу, которая обычно приклеивается, и сувенир готов.

Чтобы поделкам придать большую выразительность и декоративность, их оформляют малюсенькими камушками, из которых можно сделать глаза, носы, чешуйки у рыбок, зубы у животных, перышки у птиц, замысловатые узоры на крыльях у бабочек и пр.

Для знакомства детей с работой с растительным материалом при изготовлении, например, стрекозы, нам понадобятся семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин. Так как материала нам понадобится достаточное количество, можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить.

Перед тем как приступить к работе воспитатель задает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки — образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы — крылатки ясеня вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребенок создает поделку. При презентации работ, совместно с воспитателем, дети изготавливают небольшое озеро: берется лист белой бумаги и совместно с детьми раскрашивается в голубое, синее, светло-синие цвета. На изготовленное озеро воспитатель выставляет поделки детей.

Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщить тему и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Заключение

Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени лили интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в вашей природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волны, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творческих успехов.

Статьи по теме: