Интерактивные игры в начальной школе. Интерактивная игра "сто к одному"

Интерактивные игры в начальной школе

Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения. Ниже представлены игры для младших школьников.

Литературная игра «В кругу друзей»

Примечание: Класс разбивается на группы, «литературные кружки». На столе у каждой группы:

  • описание хода игры;
  • тексты произведений (одного или нескольких авторов- в зависимости от задач урока);
  • памятка по выполнению работы (распределение ролей, перечень вопросов и т.д.);
  • листы бумаги, карандаши, краски, кисточки, вода и т.д.

Ход игры:

1. Распределите роли (кому какая ближе): руководитель дискуссии, составитель плана, секретарь-регистратор, художник-оформитель, консультант-помощник, чтец.

2. Прочитайте текст.

3. Посидите тихо минуту-две. Побудьте наедине со своими мыслями и ощущениями. Поделитесь своими чувствами с ребятами из вашей группы (по желанию).

4 . Выполните задания:

  • Расскажите кратко, о чем вы узнали из текста.
  • Зачитайте понравившиеся строки или строки, наиболее яркие и точные по смыслу.
  • Объясните свой выбор.
  • Разделите текст на части. Озаглавьте их, если желаете.
  • Перескажите любую часть текста.
  • Изложите свое отношение к автору рассказа, его стилю письма.
  • Изобразите с помощью акварели (в виде радуги), как изменились ваши чувства в процессе чтения текста. Объясните свой рисунок.

5. Отчитайтесь за свою работу.

6. Если хотите, скажите что-либо еще по поводу прочитанного (любая

точка зрения будет интересна окружающим.

7. Кружки объединяются в общий круг для проведения итоговой дискус-

8. От каждой группы - кружка выступает секретарь-регистратор либо

группы отчитываются одна за другой согласно распределенным ролям

(отчет регистраторов).

9. Подведение итогов.

10. Общие вопросы:

  • Почему для работы выбраны именно эти рассказы? Чем они похожи? Чем отличаются?
  • Какое у вас настроение после прочтения произведений?
  • Соотнесите события, описанные в текстах, со своим личным опытом и т.д.

Игра для пар сменного состава «Ручеек »

Примечание : Эту игру можно использовать на уроке математики в первом классе. В процессе данной игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне её (выполняет контролирующую функцию).

Цели:

Закрепить и обобщить знания о составе чисел;

Отработать навыки контроля в паре.

Оборудование: карточки с цифрами от 0до 9 (количество карточек соответствует количеству игроков).

Ход игры:

1. Дети встают в пары друг за другом, как в игре «Ручеек», берут в руки карточки.

2. Лишний игрок водит.

3. Учитель дает задание - повторить состав, например, числа 6.

4. По сигналу учителя водящий игрок произносит: «Все знают, что 6-это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и ещё ….». Далее водящий находит себе пару и добавляет: «… и ещё 4». Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они встают в конец «ручейка».

5. Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: «Все знают, что 6- это 1 и ещё …» и т.д.

6. Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа 6.

Игра для пар сменного состава «Карусель»

Примечание: Эту игру можно использовать практически на любом уроке, например на уроке математики (сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел, таблица умножения и деления, составление обратных задач, угадывание вида простых задач; при обучении грамоте (чтение слогов, двух-, трехсложных слов); на уроке русского языка (объяснение орфограмм в слове, подбор антонимов, синонимов, определение частей речи); на уроке литературного чтения (объяснение значений слов и т.д.).

Цели:

Задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!);

Закрепить и обобщить знания по определенной теме.

Оборудование: карточки с записью выражений: 2х8; 6х3; 3х4; 5х2 и т.д.; погремушка (для подачи сигнала).

Ход игры:

1. Ритуал входа и выхода из диалога такой же, как в игре «Ручеек».

2. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.

3. По сигналу учителя дети начинают игру.

4. Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

1-й ученик: найди значение выражения 2х8.

2-й ученик: шестнадцать (если ошибка - попросить объяснить.)

1-й ученик: правильно.

2-й учение: теперь посмотри на мою карточку. (на карточке 2х9.)

1-й ученик: восемнадцать.

5. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

Игра для пар сменного состава «Пересадки»

Примечание: игра представлена на примере урока чтения.

Цели: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки-несказки В.В.Бианки»; отрабатывать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.

Оборудование: индивидуальные карточки с текстами (например, сказки-несказки В.В.Бианки «Крот и Заяц», «Лягушонок и Ящерка», «Коростель и Грач», «Белка и Енот», «Медведь, Енот, Еж и Мышь» и др.).

Ход игры:

1. Дети выбирают карточки с текстами.

2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим текстом.

3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.

4. Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания.

5. Второй ученик предлагает первому свою карточку (т.е. происходит обмен заданиями).

6. По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.

7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются «по горизонтали» или «вертикали», отсюда название игры «Пересадки»).

Игра для пар сменного состава «Школа разведки»

Примечание: Игру можно использовать на любом уроке, например, на уроке русского языка по теме «Части речи».

Цели:

Отработать навыки взаимоконтроля в паре;

Обобщить знания по теме «Части речи».

Оборудование:

  • Карточки с названиями частей речи: «Глагол», «Существительное»;
  • Карточки со словами: «играет», «рисовал», «будет петь», «снег», «река», «мама», «красный», «теплое» и т.д.;
  • Карточки с вопросами: что делает? Кто? Что? Что делал? Какой? Какое? и т.д.

Ход игры:

1. Детям объявляют, что они поступили в «школу разведки» (антураж может быть и другим, это лишь вариант).

2. Раздаются «секретные карточки-пароли», их пока нельзя никому показывать.

3. Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол- таких детей двое), будут разведчиками-генералами.

4. Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.

5. Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами.

6. По сигналу учителя два разведчика-генерала «существительное» и «глагол» отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена существительные; во второй группе - слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на которые отвечают глаголы.

7. Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.

8. В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам (вспомнить правило и т.д.).

Внимание! Содержание игры должно не только способствовать отработке определенных знаний, умений и навыков, но и развивать мышление. Поэтому будет лучше, если вы введете задания на развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, выделение лишнего: создадите проблемную ситуацию. Например, остались лишние карточки со словами: «Какой?» «Какое?» «Красный», «Теплое». Почему это произошло? Пусть ребята объяснят и докажут, что их нужно объединить в третью группу «Имя прилагательное», приведут свои примеры. В дальнейшем задание усложняется, и ребятам придется рассказать о том, как изменяется та или иная часть речи, дать ей характеристику (содержание карточек при этом углубляется).

Игра для пар сменного состава и групп «Суета»

Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения по теме «Басни Л.Н.Толстого».

Цели:

Обобщить знания учащихся по теме «басни Л.Н.Толстого»;

Развивать речь учащихся;

Учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде.

Оборудование:

  • Карточки с отрывками из басен Л.Н.Толстого (каждая басня печатается на листе, а затем разрезается на 3-5 частей по 3-4 предложения);
  • Карточки с названиями басен;
  • Карточки с вопросами для каждой группы;
  • Ручки, карандаши, листы бумаги.

Ход игры :

1. Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отрывки из басен Л.Н.Крылова, и отдельно - карточки с их названиями.

2. Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом.

4. Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки.

5. Таким образом, ребята объединяются в группы. Первая группа складывает басню «Лгун», вторая - «Муравей и Голубка», третья- «Осел и Лошадь», четвертая- «Лев и Мышь». Получаются разноуровневые группы: у одних басня короче, у других - длиннее, сложнее.

6. Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточках вопросами. Время работы групп ограничено.

7. После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет представителей от каждой группы.

Вопросы:

  1. Почему осел попросил помощи у лошади? Что сделал хозяин после смерти осла?
  2. Почему мальчика назвали лгуном? Сколько раз мальчик обманывал мужиков? Что случилось со стадом?
  3. Как голубка помогла муравью? Как муравей отблагодарил голубку?

Какова основная мысль басни «Лев и Мышь»? Подходит ли к этой басне пословица «Добра желаешь - добро и делай»?

Приложение к игре.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они ни бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - всякий вас погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.

Голубка несла ветку; она увидала - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала отмаливаться; она сказала: «Пустишь - и я тебя помилую». Лев засмеялся, что мышь обещает ему милость, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы от меня пришла отплата, а теперь видишь, - живет и от мыши милость»

Отец и сыновья

1.О чем просил отец сыновей?

2.Почему отец велел сыновьям принести веник?

3.Какова основная мысль басни?

4.Какая из пословиц выражает основную мысль:

Один за всех, а все за одного.

Муравей и голубка

1.Как голубка помогла муравью?

2.Как муравей помог голубке?

Без уменья и сила ни при чем.

Добра желаешь - добро и делай.

Лгун

1.Почему мальчика назвали лгуном?

2.Сколько раз мальчик обманывал?

3.Что случилось со стадом.

4.Какая из пословиц выражает основную мысль басни:

Волков бояться - в лес не ходить.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Лев и мышь

1.Почему лев засмеялся, услышав, что мышь обещает ему милость?

2.Как мышь отплатила льву за его доброту?

3.Какая из пословиц выражает основную мысль:

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Интерактивные игры в классе – это совершенно особый вид занятий. В ходе таких уроков дети получают возможность приобрести новые впечатления, ведь они проходят совершенно не так, как обычно.

В ходе интерактивных игр учитель имеет уникальную возможность сблизиться с детьми и повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Он может помочь ребятам лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты. Учитель может повлиять на характер детей, сделать их более терпимыми, внимательными, помочь им лучше справляться со стрессами, испытывать меньше страхов, чувствовать себя менее одинокими.

Интерактивные игры для школьников учат детей простым жизненным правилам:

  • Нужно говорить о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Никто не умеет читать мысли, поэтому если не рассказать самому, то никто о них не узнает.
  • Взаимоотношения людей – это огромная, но в то же время, хрупкая ценность. Их нужно учиться беречь и развивать.
  • Необходимо уметь грамотно анализировать жизненную ситуацию. Нельзя позволять обстоятельствам вынуждать действовать поспешно и неправильно.

Существует огромное множество интерактивных игр для детей. Каждый учитель может без труда придумать свою собственную игру, направленную на развитие необходимых навыков. Приведем некоторые из них.

Игра «Паутина»

Эта интерактивная игра помогает детям познакомиться друг с другом и занять свое место в коллективе. Ее хорошо использовать на первом занятии, когда ребята еще плохо знакомы друг с другом. Для этой игры потребуется клубок ниток.

Всем участникам необходимо сесть в один большой круг. Начинать игру должен учитель. Взяв клубок в руки нужно назвать свое имя и какую-либо информацию о себе. После этого участник должен взяться за нитку, а клубок передать ребенку, сидящему напротив.

Таким образом, через некоторое время, все окажутся частью одной большой паутины. Когда все назвали свои имена, можно задавать детям вопросы, отвечая на которые ребенок будет дальше передавать клубок. Когда он будет уже достаточно распущен, можно начать сматывать нитки назад. В таком случае ребенок должен просто передать клубок предыдущему, называя его имя.

Игра «Сладка проблема»

Эта интерактивная игра учит детей договариваться. Школьники могут в спокойной обстановке вести переговоры, отстаивать свое мнение, концентрироваться на проблеме. Также она является хорошим поводом поговорить о справедливости. Для проведения игры потребуется по одному печенью на каждого ученика и по одной салфетке на пару детей.

Для начала необходимо, чтобы дети расселись по парам. Затем каждой паре дается одно печенье завернутое в салфетку. При этом оговариваются условия, что дети не должны начинать его есть пока не будут оглашены правила игры. Ребенок может получить печенье только в том случае, если его партнер отдаст его добровольно.

Дети должны сами решить, кто его получит и как с ним поступит. Одни справятся с вопросом быстро, другим потребуется некоторое время. Некоторые ребята отдают печенье добровольно, другие отдают с тем условием, что партнер разделит его и отдаст половину.

На втором этапе игры детям дается второе печенье с предложением провести такие же переговоры и решить, кому оно достанется. Обычно дети, отдавшие угощенье в первый раз, ожидают получить его во второй, хотя некоторые снова отдают его. Ребята, разделившие печенье на первом этапе, чаще всего поступают точно также и на втором.

В конце игры необходимо обсудить с детьми результаты, узнать, как они поступили и что думают о своем решении. Можно рассказать детям о различных вариантах сотрудничества.

Игра «Музыка настроения»

Эта интерактивная игра помогает детям расслабиться, почувствовать свое настроение, состояние души. Лучше всего она подходит для больших групп. Через игру дети могут выразить свое беспокойство, усталость, радость и т.д. Целью игры является создание единого ритмического рисунка или нескольких ритмов, дополняющих друг друга.

Для начала необходимо встать в большой круг и закрыть глаза. После того как учитель подаст сигнал, каждый должен начать отхлопывать свой ритм. Вначале неизбежен некий хаос, т.к. каждый будет хлопать по-своему, в соответствие со своим настроением, однако потом дети начнут слышать и прислушиваться к окружающим.

В конце окажется, что ребята хлопают или в один ритм или параллельно существует два-три ритма. Когда дети понимают, что хлопают в унисон с кем-то, они должны открывать глаза и смотреть на этого человека. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из учеников не почувствует, что цель игры достигнута и не крикнет «Стоп! ».

Детские интерактивные игры могут стать просто бесценным инструментом в руках учителя. Благодаря нему появляется возможность сблизиться с учениками, заставить каждого из них почувствовать свою важность для окружающих.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд 1)

В игре участвуют две команды, по пять человек в каждой. Команда имеет свое название и свой девиз. Командам дается домашнее задание: представить каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем не отличается от телевизионной версии, кроме того, что перед «Игрой наоборот» проводится игра со зрителями. Для игры необходимо подготовить карточки с ответами и продумать, как их крепить на доску.

Тур 1. «Простая одинарная игра» (Слайд 2)

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58
2. Лекарства 12
3. Конфеты 6
4. Острые предметы 6
5. Все 3
6. Книги 2

(Слайд 3)

Тур 2. «Двойная игра» (Слайд 4)

Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.

Вопрос: Где люди знакомятся?

1. В гостях 27
2. На улице 21
3. В транспорте 14
4. На работе 13
5. На дискотеке 8
6. В ресторане 6

(Слайд 5)

Тур 3. «Тройная игра» (Слайд 6)

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на уроке, а очень хочется?

1. Болтать 41
2. Играть 11
3. Спать 10
4. Смеяться 9
5. Списывать 5
6. Есть / Жевать 5

(Слайд 7)

Тур 4. «Игра наоборот» (Слайд 8)

Командам предлагается также определить самый редкий ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строчке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд. Далее команды по очереди говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше очков). Ведущий открывает все табло, и после этого команды узнают свой результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую больше баллов), которая будет играть в «Большую игру». Все игроки, как проигравшей, так и победившей команды, награждаются памятными призами.
Вопрос: Самое важное изобретение человечества?

1. Колесо 15
2. Велосипед 30
3. Свет, электричество 60
4. Телевизор 120
5. Телефон 180
6. Огонь 240

(Слайд 9)

Тур 5. «Большая игра» (Слайд 10)

Команда победителей выделяет двух человек, которые и будут играть в пятом туре. Чтобы победить в большой игре, им в сумме нужно набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым) уходит за дверь. Первому участнику задают 5 вопросов. На каждый из них он дает ответ, после чего определяется, сколько очков он набрал. Далее приглашается второй участник, и ему тоже задают эти вопросы. Если его ответ совпадает с ответом первого участника, звучит звуковой сигнал, после чего он должен будет изменить свою версию и сказать другой ответ. Далее подсчитывается сумма «Большой игры», после чего команда либо получает супер-приз, либо нет.

(Слайды 11-20)

(Слайды 21, 22)

Литература: Торгашов В.Н. В эфире новости (Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры). Педагогическое общество России. М. 2000

«Интерактивные игры

на уроках

в начальной школе»

Учитель начальных класов

Михайлова Наталья Сергевна

«Интерактивные игры на уроках в начальной школе» - это сборник интерактивных игр, приёмов и упражнений. Он адресован учителям, психологам и всем тем, кто заботится о психическом здоровье детей, о необходимом каждому человеку умении позитивно относиться к себе и строить конструктивные отношения с другими людьми.

Когда вы слушаете, вы забываете;

Когда вы видите , вы понимаете;

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Игру как метод обучения использовали с древности, она является одним из нетрадиционных методов в обучении и воспитании. Понятие “игровые педагогические технологии” включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных интерактивных игр.

Предлагая детям интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные имитационные или деловые игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам «включится» в реальные события.

Использование на уроке интерактивных форм и методов обучения имеет ряд преимуществ:

    формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;

    учит участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогает согласовывать свои действия при решении проблемы;

    учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта;

    улучшает творческое мышление, учит самооценке и взаимоуважению;

    не даёт возможности «спрятаться», задействованы все;

    помогает в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений;

    позволяет на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

    вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом;

Большое значение имеют упражнения, направленные на установление обратной связи, выработку умений корректировать свои действия при поступлении как положительной, так и отрицательной обратной связи.

Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми:

    мы можем помочь детям ощутить единение с другими;

    мы можем вселить в детей надежду;

    мы можем показать детям, что значит уважение;

    можно помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе;

    мы можем учить детей сочувствию;

    можем помочь справляться со своими страхами и стрессом;

    мы можем показать детям, как можно жить без насилия;

    мы можем развить в детях чувство юмора и т.д.

Приветствия

    В нашей школе с утра,

Весела детвора.

Все учиться пришли,

И друзей здесь нашли!

2. Солнце – я тебя люблю!

Солнце – я тебя молю!

Подари мне, солнце, радости, добра!

Подари мне, солнце,света и тепла!

    Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Всё живёт в родном краю,

Всех я вас приветствую!

    Улыбнётся друг твой раз,

Улыбнётся весь наш класс.

Улыбнётся вся планета.

Дарим радость всем на свете!

    «Хлоп – Привет». Один участник круга хлопает в ладоши, и произнося приветствие «Привет» касается своими ладонями соседей слева или справа.

    Песня – приветствие « Здравствуйте!»

Слова Е.Головиной, О.Трусовой

Обработка С.Сигитовой

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня,

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто верит доброте,

Рады мы всем, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Игры - знакомства

Цели : Эти игры помогают детям познакомиться друг с другом и в ходе весёлого и приятного общения занять своё место в группе.

Игра «Магазин»

Материалы : мяч, платочек или другие предметы.

Дети по очереди передают мяч по кругу и называют своё имя и предмет, название которого начинается с того же звука, что и имя (например: Миша – машина, Карлыгаш – кукла).

Игра «Какой Я»

Участники игры по очереди называют своё имя, добавляя к нему прилагательное, которое начинается с заглавной буквы имени (например: Лариса – ласковая, Анна – аккуратная, и так далее).

Игра «Паутина»

Материалы : клубок ниток.

Игру начинает учитель, он называет своё имя и рассказывает что-нибудь о себе, зажимает свободный конец нити крепко в руке и кидает клубок ребёнку, сидящему напротив. Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем паутину нужно снова распустить. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся обратно к учителю.

Игра «Снежный ком»

Участники игры по очереди называют своё имя и отвечают на вопрос «Что они больше всего любят?». Например, «Меня зовут Ваня, я люблю играть в футбол». Следующий участник должен назвать всех предыдущих ребят, а затем назвать своё имя и то, что он любит.

Игры на установление контакта

Игра «От спины к спине»

Цели: Эта игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом. Им нужно не только физически объединиться, но и создать настоящий командный дух в своей подгруппе для того, чтобы совместно решить достаточно сложную задачу.

Материалы: каждой группе нужна одна одноразовая картонная тарелка или что-нибудь подобное.

Инструкция : Разбейтесь на группы по восемь человек. Встаньте в тесный плотный круг, плечо к плечу. Теперь встаньте на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Эту тарелку я положу на спину одного из вас. Вам нужно будет передавать тарелку друг другу спинами. Без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг. Вы можете все вместе громко выкрикнуть: «Ура!», а если тарелка упадёт на пол, вы можете хором немного повыть, как голодный волк воет на луну. Потом вы можете руками снова водрузить её на спину того, кто её уронил.

Анализ игры:

    Понравилась ли тебе игра?

    Какую технику передачи игре вы придумали?

    Ты был доволен своей группой?

    Какая группа быстрее всех справилась с задачей?

Игра «Друг к дружке»

Цели: Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также оно является быстрой освежающей разминкой.

Инструкция : Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру. Во время которой все нужно делать очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнёра и быстро пожать ему руку…

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться друг с другом

    правая рука к правой руке!

    нос к носу!

    спина к спине!

А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке» вам будет нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку. Затем игра продолжается.

Игра « Рисунки на спине»

Цели: Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию у детей фантазии и тонкости восприятия. Кроме того, эта игра обеспечивает определённый уровень физической и психологической близости между детьми. Группа сплачивается, дети становятся бодрыми и весёлыми.

Инструкция : необходимо разбиться на несколько групп. Теперь нужно образовать одну большую звезду в центре которой стоит учитель. Каждая группа образует один из лучей звезды, для этого нужно повернуться спиной друг к другу. Учитель шепотом сообщает детям, стоящим к нему ближе, что им нужно рисовать на спине стоящих перед ними учеников. Второй ребенок в ряду старается прочитать рисунок и передаёт его дальше. Когда картинка дойдёт до ребёнка, стоящего в вершине луча, он должен быстро подбежать к учителю и прошептать на ухо какой рисунок до него «дошел». Рисовать нужно быстро и тщательно, потому что группа, которая первой решит задачу побеждает и получает право придумать следующий рисунок. Для рисования вы можете использовать только указательный палец.

Варианты рисунков: круг, солнце, дом, цветок, дерево…

Игра «Острый глаз»

Цели: В ходе этой игры дети могут потренировать свою зрительную память и получить обратную связь о том, насколько внимательно они наблюдают за своим окружением.

Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребёнку.

Инструкция: Необходимо разбиться на небольшие группы по шесть человек в каждой, каждая группа сядет за свой стол. Рассчитайтесь по порядку…

Первые номера задают всем остальным вопросы. Они спрашивают о том, что можно видеть в классе. Например: «Сколько парт стоит в классе?» или: «Какого цвета рубашка у Олега?» не глядя по сторонам. Остальные записывают свои ответы. Лишь после того, как все ученики допишут свои ответы, можно оглядеться и проверить правильность своего ответа. Если ваш ответ верен, отметьте его звёздочкой.

Затем наступает очередь вторых номеров задавать вопросы, а все остальные отвечают. В конце игры можете сосчитать, у кого получилось больше звёздочек.

Игры, которые учат сотрудничеству.

Игра «Неожиданные картинки»

Цели: Эта игра – пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы : Каждому ребенку бумага и карандаши.

Инструкция : Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите своё имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (2 минуты).

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картинку.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети меняются рисунками. В конце игры каждый ребёнок получает ту картинку, которую он начал рисовать

Игры на развитие самоконтроля

Игра «Толкалки»

Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соразмерять свои силы и использовать и использовать для игры всё своё тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По сигналу начните толкать своего партнёра ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнёр сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на своё место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнёра к стене или на какую-то мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!». Когда «Стоп» крикну я, все должны остановиться.

Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнёра, на которого они когда-либо сердились.

Игра «Флажок»

Цель игры : Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.

Инструкция : Звучит музыка (лучше маршевая), и дети маршируют или двигаются свободно. По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться.

Игра «Запретный номер»

Цель игры : Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счёта.

Инструкция: Выбирается определённая цифра, например 4. дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3… когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

Игра «Запрещённое движение»

Цель игры: Развитие произвольности.

Инструкция: Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.

Игры на установление доверительных отношений

Игра «Ночной поезд»

Цели : В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет вести Вагоны через Лес, а Деревья – предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдёт свой путь. Избежав столкновений.

Инструкция: Необходимо распределить роли для игры – Локомотив, Вагоны, Деревья. Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш…» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные, поезд обязательно должен их объехать, прежде чем покинет лес.

Теперь давайте составим наш поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Вагонам нужно закрыть глаза (можно завязать), потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет медленно двигаться, чтобы не растерять вагоны и чтобы Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив может сам выбирать путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трёх особенных Деревьев.

В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два поезда.

Игры и упражнения на расслабление

Игра «Бумажные мячики»

Цели : Эта игра даёт детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить своё беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу и как следует его скомкайте, сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте через разделительную линию.

Игра «Ритмические хлопки»

Цели : Это потрясающая игра хорошо подходит для больших групп. Дети могут в ней своё беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале игры неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая структура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Инструкция: Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнёте различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок.

Игра «Коровы, собаки, кошки»

Цели: В этой игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие, и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Эту игру можно использовать в начале урока или при переходе к новому этапу работы.

Инструкция: Встаньте в круг. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».)

Теперь закройте глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как и вы. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой.

Минутки тишины

Детям (да и взрослым тоже) очень важно уметь «погружаться в тишину» хотя бы на несколько минут каждый день.

Можно назвать это просто сидением в молчании. В данном случае под «тишиной» или «молчанием» понимается «умственная тишина» или «молчание ума», спокойное созерцание внутреннего мира.

Специальные исследования показали, что такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти у детей, умению концентрироваться, развивают интуицию. После них дети не только лучше ведут себя на занятии, но и легче усваивают знания.

При выполнении данного упражнения необходимо обратить внимание на позу ребенка. Надо попросить их сесть удобно. Спина прямая, но без напряжения. Расслабиться всем телом, положить руки на колени. Закрыть глаза, чтобы не отвлекаться.

«Радуга»

Представьте себе красивую радугу, представьте, как сами превращаетесь в радугу со всеми её цветами: красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Все цвета радужными лучами расходятся по классу, наполняют всю комнату, всю школу, весь город, всю землю. Теперь ваш радужный свет повсюду. Как хорошо быть радугой! Радуга – это улыбка неба, которую она шлёт Земле. Так улыбнитесь и вы всему миру. Теперь медленно, медленно вернитесь назад той дорогой, по которой шли. Напрягите и расслабьте свои мышцы. Потянитесь, расслабьтесь и откройте глаза.

Понравилось ли вам быть радугой? Почему?

Будь подобен книге

Пока не изучишь последнюю главу.

Будь подобен цветку

И не переставай расти,

Пока твоё цветение не раскроется во всей красе.

Будь подобен приключению

И не переставай исследовать,

Пока не раскроешь последней тайны.

Будь подобен песне

И не переставай звучать,

Пока не затихнет последний тон.

Будь подобен личинке

И не переставай развиваться,

Пока твои крылья не будут готовы к полёту.

Будь подобен огню

И не переставай гореть,

Пока всё в тебе не будет охвачено этим пламенем.

Будь подобен лучу

И не переставай светить,

Пока всё в тебе не станет светлым и чистым.

«Прогулка по лесу»

Мы выходим из класса, проходим по коридору и выходим на крыльцо школы. От крыльца начинается лесная тропинка. Давайте пробежим босиком и устремимся в прохладу и тень леса. Мы идём по мягкой траве, по росе, нас окружает красота, благоухают цветы. Можно наклониться и потрогать их нежные лепестки. Мы идём дальше, а деревья становятся всё выше и выше. Слышится пение птиц, журчание лесного ручья. Полюбуйтесь солнцем, проникающим сквозь листву. Тропинка выводит нас на поляну, посередине растёт могучее дерево. Давайте подойдём к нему, обнимем, прикоснёмся щекой к его шершавой коре. Почувствуйте, как корни тянут воду из земли и питают его листья, как листья впитывают солнечный свет и отдают корням. Ощутите ток жизни, который пронизывает всё окружающее нас с вами: деревья, травы, цветы, лесных животных и птиц. Почувствуйте единение со всем живым, ощутите ток жизни в себе. Попросите здоровья и сил у Природы. Почувствуйте её любовь. Посмотрите, как без боязни подходят к вам лесные жители. Они пришли к вам, чтобы подарить свою преданность, чтобы защищать и оберегать вас. Можно приласкать их и сказать о том, как вы их любите. Постойте некоторое время так. Запомните в своём сердце ощущения единения и любви с живым миром Матушки-Природы.

Памятка

рефлексивных вопросов для бесед с детьми

    Что для тебя было трудным в этом задании (упражнении, игре)?

    Что тебе было труднее всего понять?

    Что ты чувствовал, когда…?

    Выполняя задание, что ты заметил?

    Как ты чувствовал себя в роли…?

    Как ты чувствовал себя в начале игры (упражнения)? Как ты чувствуешь себя сейчас?

    Что тебя удивило?

    Было ли тебе трудно выполнять правила игры? Почему?

    Как ты помогал себе, чтобы…?

    Понравилось ли тебе…?

    Как ты себя ощущал?

    Что было самым интересным?

    Выполняя (играя) …, что ты узнал для себя важного?

    Доволен ли ты тем, что у тебя получилось?

    Легко ли было тебе работать (играть) в группе (паре)? Как ты думаешь почему?

    Все ли высказались во время…?

    Как вы работали в своей команде (паре)?

    Почему важно …?

    Получил ли ты в ходе игры (задания, упражнения) какой-нибудь ответ на свой вопрос?

    Чему полезному для себя ты научился?

    Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

    Чем помогло тебе сегодня участие в игре?

    Выполняя задание, что ты узнал (понял, чему научился)?

    Что помогало и что мешало командам (парам) в ходе игры (упражнения)?

    Как ты собираешься использовать то, чему сегодня научился?

Литература

    Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах, 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2001.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.

    Самопознание: Методическое пособие для учителя. 1 – 4 класс.- Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2005.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов/ – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ДАВАЙ, ДЕЛАЙ!»

Задачи реализации метода: Осознание участниками условий для своего развития принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды, осознание сущности педагогического процесса, педагогических условий.

    Оптимальное количество участников - до 30 человек.

    Необходимое оборудование: несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги форма­та А-3; набор цветной бумаги; разноцветные маркеры (7-10 штук); ножницы; скотч; клеящий карандаш.

    Время реализации метода - 30-40 мин.

Алгоритм реализации метода

    Педагог (руководитель игры) приглашает принять учас­тие в игре, сохраняя в тайне ее название (название раскрыва­ется в самом конце игры, до окончания рефлексии ее резуль­татов).

    Участникам предлагается создать несколько творчес­ких групп (лучше не более четырех, так как в противном слу­чае время проведения игры затянется, будет снижена ее дина­мика) численностью 5-7 человек.

    В каждой группе педагог определяет руководителя - своего помощника, одной из групп может руководить сам пе­дагог.

    Педагог один на один с каждым руководителем группы отдельно проводит инструктаж по организации взаимодей­ствия руководителя и членов творческой группы в конкрет­ной ситуации (инструктаж проводится в течение 1-2 мин).

    Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций:

ситуация 1 - группе необходимо нарисовать лето, для чего даны лист белой бумаги формата А-3 и несколько цветных маркеров; рисовать могут одновременно все участники; руководителю группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей участников;

ситуация 2 - группа должна нарисовать осень, для чего даны лист белой бумаги формата А-3 и несколько цветных маркеров; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое про­странственное размещение; им необходимо выбрать одного человека - художника, который, руководствуясь их совета­ми, будет рисовать; руководителю этой группы дана установ­ка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры;

ситуация 3 - группе необходимо нарисовать весну, для чего ей даны лист белой бумаги формата А-3, плохо пишу­щий черный маркер, порванный и смятый листок серой (мож­но другого цвета) бумаги и т. п.; эта группа в отличие от дру­гих групп, работающих в аудитории, обязательно должна вый­ти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помещает­ся на полу, все участники размещаются вокруг; установка пе­дагогу - создавать ситуацию успеха в деятельности для каж­дого участника, сопереживать, быть внимательным к просьбам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры (нельзя размещать лист на столе, нельзя исполь­зовать другие материалы и т. д.);

ситуация 4 - группа удобно размещается на стульях вок­руг стола; руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу), не торопясь, раскладывает на столе 2-3 листа белой бумаги формата А-3, набор цветной бумаги, несколько разно­цветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т. п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывом: «Давайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте!» должна повторяться руководите­лем каждые 5-10 сек. Вести себя руководитель должен по от­ношению к группе жестко, иногда грубо, его задача (через за­мечания, насмешки, указания, запреты) не дать возможности что-либо делать участникам группы (необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других групп, какая-либо цель - нари­совать осень, лето, весну - перед группой сознательно не ста­вится).

6. Каждая из творческих групп реализует порученное ей задание. Время реализации -не более 5-7 мин. По истечении этого времени педагог-(руководитель игры) подает команду всем группам закончить работу.

7. Организуются три круга рефлексии, в которой задей­ствованы все участники игры:

1-й круг - каждый из участников рассказывает достаточно подробно, в логической последовательности (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делали их группа и он сам; руководители групп говорят последними, упоминая и об ус­тановке на свое поведение;

2-й круг - каждый из участников описывает свое эмоцио­нальное состояние по ходу игры;

3-й круг - каждый из участников анализирует ход и содер­жание игры, высказывает предположение о целях игры.

8. По окончании третьего круга рефлексии педагог знако­мит участников с названием игры: «Давай, делай!» (фраза ру­ководителя группы из ситуации 4).

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ГОСТИНИЦА»

Задачи реализации метода: Организация взаимодействия, самоидентифика­ция с различными социальными ролями, развитие мышления, эмоционально-чувственной сферы учащихся .

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 8-10 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей; скотч.

    Время реализации метода -15-20 мин.

Алгоритм реализации метода

    Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает ее основных участников (8-10 человек).

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдателями и располагаются вокруг основных участников на расстоянии 1-1,5 м от основных участников.

    этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикреп­ляется этикетка с обозначением социальной роли (предвари­тельно педагогу следует извиниться за то, что этикетки будут прикреплены на лоб, но таковы условия игры, так как участ­ник не должен видеть, что написано на его этикетке); задача всех участников - через организацию взаимодействия меж­ду собой с помощью косвенных вопросов (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог) по­мочь каждому участнику как можно скорее определить свою социальную роль;

    этап 2 - после того как определены все социальные роли, участникам необходимо расселиться в гостинице, в их распоряжении два трех и один двухместный номер (8 основ­ных участников); поселиться все должны при общем согла­сии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.

4. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с обозначением социальных ролей (этикетки лучше делать из самоклеющейся бумаги).

Социальные роли могут быть самые разные, например: учи­тель, директор школы, модель, мэр города, завхоз, бандит, бомж, рэкетир, челнок, депутат, студент, больной СПИДом и т. д. (при проведении игры с различными возрастными группами детей следует осторожно и продуманно подходить к выбору социальных ролей).

5. Участники игры организуют коммуникацию, взаимодей­ствие между собой с целью определения своих социальных ро­лей, задавая разнообразные косвенные вопросы (порядок орга­низации взаимодействия определяют сами участники).

Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы.

Социальная роль считается раскрытой, если сам участ­ник - носитель роли - назовет ее.

6. После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.

Педагог напоминает участникам, что расселение необхо­димо провести при общем согласии всех.

7. Участники называют вариант расселения в номера гос­тиницы, к которому они пришли в результате обсуждения, и комментируют его.

8. Проводится рефлексия результатов и хода игры (снача­ла организуется рефлексия основными участниками игры, затем - наблюдателями) по следующему алгоритму:

    Зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры и причины этого состояния;

    О чем вас заставила задуматься игра?

    Чему посвящена, чему способствует игра?- Дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ИКЕБАНА»

Задачи реализации метода: Развитие сознания, мышления, эмоционально-чувственной сферы, «Я-концепции», самооценки через организацию взаимодействия, мыследеятельности, смыслотворчества участников .

Игра «Икебана» имеет такую же процессуальную характе­ристику, как и игра «Гостиница», во многом повторяет алго­ритм ее реализации.

Рамочные условия реализации метода

1. Основными участниками игры являются 9 человек, все остальные участники - наблюдатели, которые по усло­виям игры не должны общаться с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 9 стульев; эти­кетки из самоклеящейся бумаги с обозначением растений, цветов (социальных ролей); маркеры или фломастеры.

Алгоритм реализации метода

    В центре аудитории ставятся в круг 9 стульев.

    Педагог (руководитель игры) объясняет название игры, приглашает из числа всех участников игры 9 человек - основ­ных участников - и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории.

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг (чтобы была возможность общения, обмена информаци­ей), все остальные становятся наблюдателями и располагают­ся по кругу от основных игроков на расстоянии 1-1,5 м.

    Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб (предвари­тельно педагогу необходимо извиниться перед участниками за то, что этикетки будут прикреплены на лоб, но таковы усло­вия игры, которые необходимо соблюдать) прикрепляется этикетка с названием цветка или растения; все участники игры будут видеть этикетки и знать, кто есть кто, но по усло­виям игры нельзя вслух произносить названия цветов и рас­тений, написанных на этикетках; через организацию взаимо­действия между собой основные игроки, задавая косвенные вопросы и осуществляя косвенные подсказки, стремятся как можно скорее помочь каждому определить название своего цветка или растения. Название цветка считается отгаданным тогда, когда сам участник правильно назовет свой цветок или растение;

этап 2 - после того как определены и названы все цветы или растения, педагог предлагает участникам создать три цве­точные композиции, включив в них по три цветка из имею­щихся на этикетках (японская традиция аранжировки цветов «Икебана» предполагает наличие в композиции нечетного количества цветов и растений - от 1 до 7); создавая цветочные композиции, по трое участников должны сесть рядом и сделать обоснование объединения в цветочную композицию именно этих трех цветов и растений; на обоснование дается 5-10 мин.

5. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с названиями цветов (например, роза, гвоздика, ро­машка, колючка, георгин, лопух, гладиолус, астра, хризантема).

6. Основные участники игры организуют общение между собой с целью определения названий цветов, написанных на этикетках, задавая косвенные вопросы и предлагая косвен­ные подсказки (порядок общения, взаимодействия определя­ют сами участники, но лучше это делать по кругу, поочередно помогая каждому отдельному участнику определить назва­ние своего цветка или растения).

7. Педагог корректирует ход взаимодействия и следит за тем, чтобы не задавались прямые вопросы и подсказки, кон­статирует правильно определенное название цветка или рас­тения.

8. После того как все названия цветов и растений опреде­лены, участники обсуждают варианты создания цветочных композиций и объединяются в эти композиции по три чело­века - три цветка или растения.

9. Каждая тройка участников называет созданные цветоч­ные композиции и аргументирует создание композиции именно в таком составе (возможны варианты, когда участни­ки, создав, к примеру, две композиции по три цветка или рас­тения, третью тройку разложат на отдельные цветки, доказы­вая их несовместимость в одной композиции, и т. п.).

10. Проводится рефлексия результатов и хода игры (снача­ла рефлексируют основные игроки, потом - наблюдатели) по следующему алгоритму:

    зафиксируйте свое эмоциональное состояние в течение игры;

    определите причины этого состояния;

    какие мысли вызвала у вас игра?

    о чем эта игра?

    дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «БИОЦЕНОЗ»

Задачи реализации метода: Развитие экологического сознания, мышления эмоционально-чувственной сферы, осознание субъектности, самоценности природы через орга­низацию взаимодействия, мыследеятелъности, смыслотворчества, полилога учащихся.

Игра «Биоценоз» имеет такую же процессуальную харак­теристику, как и игры «Гостиница», «Икебана», повторяет ал­горитм их реализации.

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 10-12 чело­век, все остальные участники - наблюдатели, которые по ус­ловиям игры не должны общаться с основными участниками.

    Необходимое оборудование: аудитория; 10-12 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги, на которых написаны на­звания животных и растений, составляющих экосистемы (иг­ровые роли); маркеры или фломастеры.

    Время реализации метода - 15-20 мин.

Алгоритм реализации метода

    В центре аудитории ставятся в круг 10-12 стульев.

    Педагог (руководитель игры) поясняет название игры, приглашает 10-12 основных участников и предлагает им сесть на стулья.

    Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг (чтобы была возможность общения, обмена информаци­ей), все остальные участники игры становятся наблюдателя­ми и размещаются вокруг основных участников на расстоя­нии 1-1,5 м.

    Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикрепля­ется этикетка с названием животного или растения; участни­кам запрещается вслух произносить названия животных и растений, написанные на этикетках у других участников;

организуя взаимодействие между собой, основные игроки за­дают косвенные вопросы и осуществляют косвенные под­сказки друг другу, пытаются как можно скорее помочь каждо­му определить свою игровую роль - название животного или растения. Далее по мере угадывания ролей необходимо иден­тифицировать себя с игровой ролью, продумать соответству­ющую модель поведения и демонстрировать ее;

этап 2 - после того как определены и названы все живот­ные и растения, основным участникам игры предлагается «со­здать» биоценозы, включив в них животных и растения. Затем нужно продумать и объяснить объединение животных и расте­ний в биоценоз (под биоценозом понимается группировка, сооб­щество совместно обитающих и взаимно связанных организмов, обеспечивающих друг другу нормальные условия жизни).

5. Руководитель игры прикрепляет на лоб каждому основ­ному игроку этикетку с названием животного или растения. Например: медведь, лягушка, осока, ива, сосна, брусника, бел­ка, бобр, пчела, щука, кувшинка, лещина.

6. Основные участники игры организуют общение между собой с целью скорейшего определения своих игровых ролей, задавая друг другу косвенные вопросы, предлагая косвенные подсказки.

7. Педагог корректирует и стимулирует ход игры, следит за тем, чтобы не допускались прямые вопросы и подсказки, констатирует правильные ответы и угаданные игровые роли.

После того как все игровые роли определены, основные участники обсуждают варианты объединения животных и растений в определенные биоценозы.

9. Основные участники игры называют созданные биоце­нозы и дают объяснение объединению в них тех или иных животных и растений.

10. Педагог организует рефлексию участниками результа­тов и хода игры (сначала рефлексируют основные игроки, по­том - наблюдатели) по следующему алгоритму:

    Зафиксируйте свое эмоциональное состояние в течение игры.

    Определите причины этого состояния.

    О чем эта игра?

    Дайте оценку своего участия в игре.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ШКОЛА»

Задачи реализации метода: Развитие индивидуального педагогического сознания, мышления, эмоционально-чувственной сферы через организацию мыследеятелъности, смыслотворчества, полилога, рефлексивной деятелъности .

Игра «Школа» имеет такую же технологическую характе­ристику, как и игры «Гостиница», «Икебана», «Биоценоз».

Рамочные условия реализации метода

    Основными участниками игры являются 9-12 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не должны контактировать с основными участниками игры.

    Необходимое оборудование: аудитория; 9-12 стульев; этикетки из самоклеящейся бумаги с названиями соци­альных ролей; маркеры.

    Время реализации метода - 15-20 мин.

Рамочные условия реализации метода

1. В аудитории ставятся в круг 9-12 стульев.

2. Педагог (руководитель игры) объясняет название игры, приглашает из числа всех участников реализации метода 9-12 человек - основных участников и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории.

3. Основные участники занимают свои места, все осталь­ные становятся наблюдателями и располагаются по кругу от основных игроков на расстоянии 1-1,5 м.

4. Педагог знакомит участников с условиями игры, кото­рая состоит из двух этапов:

этап 1 - каждому из основных игроков на лоб прикреп­ляется этикетка с названием социальной роли (члены школьного коллектива); и основным участникам игры, и наблюдателям запрещено произносить вслух названия со­циальных ролей, написанные на этикетках; через организа­цию взаимодействия между собой основные игроки с по­мощью подсказок и косвенных вопросов пытаются как можно скорее определить свою социальную роль; соци­альная роль считается отгаданной, если сам участник (ее носитель) назовет ее;

этап 2 - основным участникам (носителям социальных ролей) необходимо создать 3-4 (численностью по 3-4 чело­века) педагогически целесообразные группы (т. е. способ­ствующие развитию каждого, развитию школы) и объяснить свое объединение в группы.

5. Педагог прикрепляет на лоб каждому участнику этикет­ку с названием социальной роли.

Социальные роли участников школьного коллектива мо­гут быть следующими: директор, завуч, классный руководи­тель, отличник, двоечник, наркоман, завхоз, новый белорус, активист и т. п.

6. Основные участники организуют взаимодействие меж­ду собой с целью определения своих социальных ролей, зада­ют косвенные вопросы и предлагают косвенные подсказки (порядок взаимодействия определяют сами участники, луч­ше это сделать по кругу, поочередно помогая каждому опреде­лить свою социальную роль).

7. Педагог корректирует ход игры, организацию взаимо­действия, следит за тем, чтобы не предлагались прямые воп­росы и подсказки, констатирует определение той или иной социальной роли.

8. После того как все социальные роли определены, основ­ные участники обсуждают варианты создания педагогически целесообразных групп и объединяются в эти группы.

9. Участники в каждой группе поочередно называют себя и объясняют педагогическую целесообразность создания группы.

10. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодей­ствия (сначала рефлексию осуществляют основные участни­ки, затем наблюдатели) по следующему алгоритму:

    Каковы ваши ощущения от игры?

    О чем заставила задуматься игра?

    Как вы оцениваете свое участие в игре?

Статьи по теме: