Какие бывают жанры компьютерных игр. Виды компьютерных игр, их назначение и возможности применения в работе психолога. Структура схемы жанров

К ним относятся шутеры, файтинги, аркады.

В трехмерных шутерах игрок действует чаще всего в одиночку. Он бродит по локациям, собирая холодное, огнестрельное и энергетическое оружие, поражая возникающих на его пути противников. Обычно, чтобы пройти уровень, необходимо выполнить ряд поставленных задач. Врагами персонажа могут быть монстры, инопланетяне, мутанты (как в Doom, Half-Life, Duke Nukem 3D) или бандиты (Max Payne).

В зависимости от легенды игры в арсенале игрока могут быть как современные виды огнеметов, винтовок, пистолетов, так и всевозможные футуристические бластеры. В качестве оружия могут выступать ножи, бейсбольные биты, сабли, кинжалы, арбалеты, дробовики, пулеметы, коктейли Молотова. Нередко огнестрельное оружие имеет оптические прицел. В 3D-шутерах игрок может сразиться с противником в рукопашную, нанося удары ногами и .

3D-шутеры могут быть от первого лица (игрок видит локацию «глазами» персонажа) и от третьего лица (игрок видит персонажа с какой-либо стороны, например, со спины, или может отдалить «камеру» и увидеть персонажа целиком. В ряде игр можно переключаться на первое или третье лицо горячими клавишами. Шутеры также делятся на кровавые (нужно уничтожить большое количество виртуальных врагов, которые надвигаются на персонажа группами) и тактические (персонаж действует в составе группы героев). Примерами кровавых шутеров являются Will Rock, Left 4 Dead, примерами тактических – Counter-Strike, Arma, Batllefield.

Жанр файтинга предполагает серию поединков между двумя и более противников. В этом жанре популярны Mortal Kombat, Street Fighter, Dead or Alive, Guilty Gear X.

В играх, сделанных в жанре аркады, приходится быстро думать и быстро действовать. Игровой процесс достаточно прост, однако сложность представляет добывание всевозможных бонусов, без которых невозможно получить доступ к некоторым элементам игры.

Симуляторы (менеджеры)

Игры типа симуляторов позволяют игроку управлять тем или иным процессом, основа которого взята из реальной жизни. Технические симуляторы позволяют взять в свои руки управление автомобилем или боевым самолетом, решая разнообразные задачи. Примерами технических симуляторов являются F1 2011, «Ил-2 Штурмовик», War Thunder, Railworks, Ship Simulator. В аркадных симуляторах физика, как правило, упрощена, однако все-таки присутствует (в отличие от собственно аркад). Примеры игр: Need for Speed, Wing Commander, X-Wing. В спортивных симуляторах максимально полно сымитирована какая-либо игра. Наиболее популярными являются симуляторы футбола, боулинга, бильярда, гольфа. В отдельную категорию выделяются спортивные менеджеры, где игроку предлагается управлять спортсменом или командой, ставя основной целью не победить в том или ином матче, а выстроить грамотное управление инфраструктурой.

К экономическим симуляторам (в них зачастую просматриваются элементы стратегии) относят игры о предпринимательстве. Игрок должен управлять предприятием, извлекая из него прибыль. Популярные игры в этом жанре: «Виртономика», «Монополия», «Capitalism». К экономическим симуляторам относится и игровая система управления городом (SimCity), государством на острове (Tropico), фермой (SimFarm).

Стратегии

Стратегии – игры, которые требуют выработки определенного алгоритма действий для достижения той или иной цели. Игрок управляет миром, предприятием или каким-либо подразделением. По схеме игрового процесса такие игры делятся на:

Стратегии в реальном времени, где игроки делают ходы одновременно, собирают ресурсы, укрепляют свои базы, нанимают солдат: Warcraft, Starcraft, Age of Empires;
- пошаговые стратегии, где необходимо по очереди совершать ходы: Civilization, Heroes of Might and Magic, Disclipes;
- карточные стратегии, представляющие собой компьютерные версии популярных карточных игр: «Спектромансер», Magic the Garthering.

По масштабу игрового процесса стратегии делятся на:

Варгеймы, где игроку предлагается создать армию и одержать победу над противником: Panzer General, Steel Panthers, MechCommander;
- глобальные стратегии, в которых игроку дается возможность управлять экономикой и внешней политикой государства, а также развивать научный прогресс, дипломатию, осваивать новые земли: Master of Orion, Hearts of Iron, Empire: Total War и другие;
- симуляторы бога позволяют игроку контролировать развитие небольшого городка, превращать его в , уделяя внимание не только постройке зданий, но и поддержанию оптимального состояния общества: Spore, Black&White, From Dust.

Приключения

Во время игры-приключения игрок взаимодействует с другими персонажами и решает . Такие игры делятся на:

Текстовые приключенческие игры (текстовые квесты), где игроку приходилось давать указания через командную строку: «Охота на Вампуса», Zork и другие;
- графические приключенческие игры (графические квесты), графический интерфейс и возможность управлять игрой при помощи компьютерной мыши: «Ларри в выходном костюме», Syberia, Space Quest;
- приключенческий боевик, в котором успех игрока зависит от быстроты его реакции: Legend of Zelda, Resident Evil;
- визуальные новеллы предполагают вывод на экран текстовых блоков и статичных картинок, а игроку предлагается выбрать тот или иной вариант ответа в зависимости от предлагаемой ситуации.

Музыкальные игры

В таких играх игровой процесс строится на музыкальном оформлении. Подтипом музыкальных игр являются ритмические игры, где игроку предстоит правильно нажимать показанные на экране кнопки, которые появляются в такт музыке.

Ролевые игры

В ролевых играх важное значение играют личные характеристики персонажа (здоровье, владение профессией, магией) и экипировка. Характеристики можно повышать путем уничтожения других персонажей или мобов. Как правило, в ролевых играх достаточно масштабный мир, тщательно продуман сюжет. Примерами таких игр являются Mass Effect, Diablo, Fallout, "Техномагия".

Логические игры

В логических играх реакция игрока никак не влияет на ход игры. Важно правильно решить ту или иную поставленную задачу за отведенное время. Весьма популярные такие логические игры (головоломки) как «Сапер», Sokoban, Portal.

Настольные игры

Этот тип представляет собой компьютерную адаптацию традиционных настольных игр: «Монополия», шашки, карты, шахматы.

Текстовые игры

Текстовые игры практически не требуют ресурсов компьютера. Их история началась давно, однако такие игры до сих пор находят поклонников. Игроку предлагается выбрать один из предложенных вариантов действий. Разновидностью текстовых игр являются игры в псевдографике, то есть мозаике, построенной из набора символов.

Едва ли кто-то сможет сделать полную классификацию компьютерных игр. Слишком уж много жанров и направлений у этой области компьютерных программ. Однако, основные жанры все же были выделены и по ним вполне можно начать ориентироваться во всем этом многообразии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Головоломки - вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. Головоломки обычно интегрированы в сюжет, и на их решение в игре делается основной упор.

Гонки - один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу. Наиболее популярным видом игр гонок являются гонки на автомобилях, однако существует множество гонок на других средствах передвижения (вплоть до космических кораблей).

Квесты (от англ. quest - поиски приключений), или игры-приключения - обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. Название жанру дала серия компьютерных игр от Sierra (Space Quest, King’s Quest, Police Quest) ставшими одними из лучших игр квестов своего времени.

ММОРПГ (от англ. MMORPG - Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры - вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, улучшая его характеристики и взаимодействуя с другими игроками. Главные отличия от РПГ (см. ниже) состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. Кстати, как правило, играть можно в такие игры онлайн бесплатно если конечно вы не начнете прокачивать своего персонажа за реальные деньги.

РПГ (от англ. RPG - Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры - игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности. Эти параметры можно совершенствовать, убивая врагов и выполняя различные миссии.

Симуляторы - вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Для симулятора очень важна реалистичность и полнота моделируемого объекта. Цель хорошего симулятора максимально приблизить условия управления объектом к реальным. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. Хорошие компьютерные симуляторы могут служить в качестве тренажеров.

Стратегии (стратегические компьютерные игры) - требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. Игрок управляет не единственным персонажем, а армиями, городами, государствами или даже цивилизациям. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно, и игры стратегии в реальном времени, в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и течение времени не останавливается. Как особый поджанр выделяются экономические стратегии, в которых отображаются экономические, рыночные процессы. Игрок обычно руководит предприятием, городом или государством, и зачастую его целью является извлечение прибыли.

Шутеры (от англ. shoot - стрелять), или «стрелялки» - вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, их футуристические аналоги, а также совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Экшены (от англ. action - действие) - один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. Действие в большинстве игр экшенов развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие события. Оружие или способности героя к рукопашному бою чаще всего используются, как главные инструменты продвижения в игре.

Являются двигателем прогресса в сфере компьютеров. История игр для ПК начинается с 50-х годов двадцатого века, а в 1971 году Нолан Бушнелл вместе с Тедом Дебни создал первую из аркадных игр. Она была названа Computer Space. Аркадная игра Pong была создана Ноланом Бушнеллом (с помощью Al Alcorn) год спустя, в 1972 году. В том же году Нолан Бушнелл и Тед Дебни основали компания по производству видеоигр Atari (термин из японской игры Го). В 1975 году Atari перевыпустила Pong как домашнюю видеоигру.

Сегодня огромное количество не просто видеоигр, а их типов (жанров).

1. Аркада - в такого типа игре от геймера требуется быстрота реакции, меткость.


2. RPG (англ. Role-playing game ) - игра имеет развлекательное или учебногое назначения, участник выступает в какой-либо роли и в создаваемой игрой ситуации действует соответственно этой роли.

3. Ролевая игра - это драматическое действие, игроки действуют в рамках выбранных ими ролей, следуя характеру своей роли и внутренней логике среды действия, а не внешнему сценарию поведения. То есть игроки определяют дальнейшее развитие событий в игре. Игра, по сути, есть игроками (людьми) той или иной ситуации. Действие ролевой игры происходит в мире игры, который может представляться как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир можно полностью придумать, можно основывать на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме и т.п.). В ролевой игре достижение цели не обязательно, ее вообще может не быть, главное - развитие персонажа, парвильный отыгрыш, исследование мира.

Различают ролевые игры по способу игры:

В ролевых словесных (дэнженах) и настольных играх действия происходят в воображении участников, а развитием событий в большинстве случаев управляет так называемый мастер (гейм-мастер, ГМ, данжин-мастер, ДМ) соответственно заранее определенным правилами, или же без правил. Разница между настольными играми и словесками заключается в том, есть ли игровая система или она отсутствует.
Ролевые игры живого действия требуют физического участия игроков в событиях игры. Тут тоже есть правила и мастера. Здесь мастеротвечает не за весь мир, а только за немоделированную его часть. Иногда мастера каким-либо образом может контролировать игровой мир целиком через введение мастерских персонажей либо при помощи мастерского произвола. Правила также описывают только те действия, которые заменены моделью.
В компьютерных ролевых играх обстановка, которая окружает игроков, правляется компьютерной программой. Зачастую эти игры предназначены для одного игрока и имеют предписанный сюжет, в какой-то степени развитие его определяется решениями игрока).
Ролевая игра по электронной почте - игра с малым количеством игроков и одним мастером, проводимая посредством электронной почты (к примеру, Мафия), а также родственные подобным играм форумные ролевые игры и браузерные ролевые игры (к примеру, BiteFight).

MMORPG - многопользовательская ролевая онлайн-игра (massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) относится к разновидности онлайновых ролевых игр, позволяющих большому числу людей одновременно играть в изменяющемся виртуальном мире через . MMORPG - это одна из разновидностей MMOG (massive multiplayer online game).

4. Адвенчуры или квесты (quest), иногда их называют бродилками - игрок ходит туда-сюда, собирая различные предметы, а затем где-либо их использует, разгадывает головоломки.

5. Шутеры - по сути, игры-стрелялки.

  • FPS (first person shooter) - шутеры от первого лица, игрок - непосредственный участник;
  • TPS (third person shooter) - шутеры от 3-го лица, игрок является сторонним наблюдателем, разновидность 3D-шутеров;
  • Тактический шутер - игрок под видом своего персонажа в игре действует в составе отряда.

6. Стратегии

  • Стратегия в реальном времени (real time strategy, RTS) - игроки одновременно делают ходы;
  • Пошаговые стратегии (turn-based strategy, TBS) - игрок делает ход и ожидает ответного хода противника.

7. Stealth-action - игрок должен быть как можно менее заметным, он убегает, прячется, обходится минимальной стрельбы, но действует эффективно.

8. Файтинг (fighting) - игры, имитирующие рукопашный бой.

9. Симуляторы - игрок примеривает на себя роль кого-либо, например, гонщика-мотоциклиста.

Конечно же, это не полная классификация компьютерных игр. Но среди огромного количества игрушек, которые есть сейчас, любой желающий поиграть, а не только профессиональный геймер, сможет найти себе игру по душе.

Оставьте свой комментарий!

Что бы передать собеседник в двух словах основную информацию об игре, была изобретена классификация игр. А если точнее сказать, классификация появилась сама собой, по мере появления игр, законодателей моды. Именно по этому она не достаточно систематизирована, и одна игра может иметь качества нескольких классов.

Первым делом, нужно указать платформу (PC, Xbox, PS, Android). Ну, а для полного описания игры обычно достаточно указания её стилистики и основного (поскольку они могут относится к нескольким) жанра или поджанр. Но, для классификации онлайн игры – этого не достаточно.

Полное описание должно выглядеть примерно так:

Multipleyer (MMO) «Жанр» в стиле «стиль» для «платформа», с видом от «литцо»

И если это игра для PC, нужно обязательно сказать браузерная она или клиентская.

Классификация игры по виду обзора

Как определить какой вид в игре? Все очень просто, их бывает всего лишь три ():

Вид от 1-го лица – означает что изображение в игре отображается так, как будто вы видите её глазами вашего героя. Во многих онлайн-играх от первого лица есть режим и от 3-го. Вид от 3-го лица – означает, что изображение в игре отображается так, как будто вы видите его глазами другого человека, находящегося позади вашего героя. Изометрический вид – классический вид отображения предметов на плоскости. Изометрия это фиксированный вид сверху, сбоку и любого другого ракурса.

Как вы уже понимаете, во многих современных играх можно переключатся между 1-м и 3-м лицом.

Классификация по техническому исполнению

Много воды утекло тех пор, когда появилась . И все это время протоколы интернета совершенствовались, что в конечном итоге привели к расколу игровой индустрию на два сегмента: браузерный и клиентский. Именно по этому, в первую очередь онлайн игры разделяют на браузерные и клиентские.

Браузерные - те в которые играют, как несложно догадаться, в самом интернет-обозревателе, при этом, никаких сторонних программ устанавливать не придется. Обычно такие игры незаурядны, как в графике так и в исполнении, поскольку технические возможности ограничиваются рабочей средой, в данном случае, интернет обозревателем. Но, и здесь прогресс не стоит на месте, и уже среди них можно встретить настоящих гигатов, почти что ничем не уступающим клиентским онлайн-играм (см. Drakensang Online). Познакомится и наглядно узреть с бесплатными браузерными игры вы можете тут же, выбрав себе одну из этого списка.

Клиентские - классические, те в которых обмен данными с сервером происходит через клиент, специальную программу, написанную для запуска игры в операционной системе компьютера. И даже в этой категории, и по сей день преобладают игры, значительно уступающие в графике и сюжете современным одиночкам, ведь на создание хорошей онлайн игры нужно значительно больше времени чем для последних, и за это время «движок» игры (её ядро, вокруг которое все построено) значительно устаревает.

Но, для краткого описания онлайн-игры её технического исполнения не достаточно. Нужно указать жанр и стиль, в котором она создана. Больше бесплатных игр вы найдете .

Классификация онлайн-игр по стилю

Самая простая классификация онлайн игры – по её стилистическому исполнению. Определить стиль игры очень просто, нужно всего лишь описать ей, отбросив всякую техническую деталь.

  • Фэнтези
  • Вестерны
  • Киберпанк
  • Космические
  • Постапокалиптические
  • Стимпанк
  • Средневековье
  • Наше время

И, конечно же, знающим игрокам и такого описания будет мало. Все они в первую очередь хотят знать жанр игры, поскольку стиль обычно описывают простыми словами.

Классификация онлайн-игр по количеству игроков

Онлайн игры бывают даже одиночные, но практически все по своей сути не онлайн, а просто одиночные браузерные игры.

  • Multipleyer – количество игроков ограниченно сотнями.
  • MMO – количество игроков не ограничено, одновременно в игре принимают участие тысячи.

В отличии от онлайн-игры, компьютерные игры делятся на одиночные, оффлайн (по переписке) и Splitscreen (игры на одном экране).

Классификация онлайн-игр по жанру

Ну, а вот что может показаться действительно сложным, так это определение жанра игры. Поскольку классификация игр по жанру самая сложная, ведь сколько игры – столько жанром. При этом она довольно не систематизированная, и одна игра может принадлежат как сразу двум жанрам, так и не одному из них полностью. Здесь я опишу только жанры основных онлайн-игр, для остальных компьютерных игр список можно продолжать очень долго.

  • Action – игры на быстроту реакции.
    • Стелс – элементы скрытного прохождение.
    • Боевик – игры вроде старого фильма со Шварцом.
    • Фатинги и другие
  • RPG – классические ролевые игры, перенесенные в цифровой мир. Персонажи различаются выполняемыми ролями.
    • Action/RPG – это игры с элементами RPG, в которых не малую роль играет и быстрота реакции.
    • Hack and slash – игры, в которых основное время вы уделяется убийству монстров, а не чуму либо другому.
    • MMORPG – многопользовательская версия обычной RPG.
    • MOBA – игроки сражаются своими героями на виртуальной арене, выполняю свою роль.
  • Стратегия – игры на мышление, победа в которых достигается за счет построение стратегии.
    • Пошаговые – игроки ходят по очереди, за отведенное им время.
    • В реальном времени – игроки ходят одновременно, время хода не ограничивается.
  • Казуальные – простенькие игры, созданные для убийства, но не других игроков или монстров, а свободного времени.
  • Симулятор – основная задача состоит в реализме происходящего, с чем бы он не был связа.
  • Квест , основная цель которых – выполнить задание, экшена здесь может и вовсе не быть.
  • Эротика и другие

Вот несколько примеров ролевых игр :

Стрелялок :

Виды компьютерных игр, их назначение

и возможности применения в работе психолога

Множество «Компьютерные игры» очень велико и разнообразно. Существуют различные подходы к их классификации. В данном случае мы будем опираться на деление игр по жанрам в варианте, предложенном в Википедии: квест, стратегия, ролевая игра, экшэн, симулятор и другие виды (аркада, обучающая игра, танцевальная игра, ритмическая игра, музыкальный симулятор)

Квест (приключения, адвенчуры) - игра-повествование, в которой управляемый игроком герой, продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Головоломки - Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов.

Самый популярный на сегодня жанр квестов - это экшн-адвенчуры (англ. action-adventure). Главным образом, основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов - предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой.

Стратегия - игра, требующая планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры, где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (RTS) , в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Большинство «классических» стратегий в реальном времени предполагают следующий игровой процесс: сбор неких ресурсов; строительство и укрепление базы или лагеря; создание на этой базе боевых единиц (найм солдат, строительство техники); объединение их в группы, штурм и уничтожение этими группами вражеской базы.

Пошаговые стратегии (TBS) - игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает игрока от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, что даёт возможность намного более глубокого и обстоятельного планирования.

Еще один вид стратегий - стратегии по масштабу игрового процесса (варгеймы). В варгейме, в отличие от других видов стратегий, игрок не должен создавать армию, его цель - победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя. В варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность.

Глобальные стратегии - стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Ролевая игра имеет следующие характерные признаки: у главного героя (героев) и других персонажей присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа, доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём выполнения заданий и использованием этих самых навыков.

Тактические ролевые игры являются смесью ролевой игры с пошаговой стратегией. Игрок управляет небольшой группой воинов, хотя в некоторых тактических RPG их число может доходить до нескольких десятков.

Экшен (шутер) – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты, нацисты и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры.

Пояснение одного из знатоков компьютерных игр: - «Шутер - это сходи, убей, принеси; экшен - сходи, взорви, убей, по возможности выживи, принеси; а рпг - это игра на развитие с открытым миром: вот и все отличия.

Симуляторы (менеджеры) – игра-симуляция. При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов - полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.). Симуляторы в свою очередь разделяют в зависимости от игровой задачи.

Аркадные симуляторы - упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от собственно аркад - наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы космических кораблей и автомобилей.

Спортивные симуляторы , другое название - «спортсим». Как и следует из названия - имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола , тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Спортивный менеджер - разновидность спортивного симулятора. Отличительной особенностью является то, что при симуляции игрок наблюдает непосредственно за игровым процессом и может влиять на ход матча в режиме онлайн, а при менеджменте настройки тактики, стратегии, трансферов и финансовых операций выбираются заранее, и игрок просматривает результаты уже после матча.

В спортивном менеджере игрок выступает в роли управляющего собственной спортивной командой (спортсменом). Задачей играющего становится не только победа в матчах, но и грамотное и успешное управление инфраструктурой своего клуба.

Экономические симуляторы, нередко относимые также к жанру стратегий, посвящены отображению экономических, рыночных процессов - чаще всего речь идет о предпринимательстве; целью игрока, руководящего неким предприятием, является извлечение виртуальной прибыли. В «чистых» экономических симуляторах отсутствуют элементы строительства; игрок должен управлять уже существующим коммерческим предприятием; рыночные процессы и поведение конкурентов относительно приближены к реальности.

Симуляторы бога - стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» - некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе. Подобные игры характеризует, как правило, непрямой контроль над отдельными игровыми персонажами - ими управляет компьютер, а роль игрока определяется «сверхъестественным» вмешательством в их жизнь, постройке зданий, поддержанию оптимального состояния подопечного общества и тому подобному. Многие симуляторы бога не ставят перед игроком никаких конкретных задач, предоставляя ему возможность свободно и неограниченно развивать подопечное общество.

Симуляторы свиданий - симуляторы романтических отношений, так же известны как романтические приключения, по организации игры некоторые из них близки к RPG (ролевым), другие - к адвенчурам (приключениям).

Другие жанры

Аркада - игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д. Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих). Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки (консоли) и до сих пор являются основным жанром на них.

В музыкальных играх игра строится на взаимодействие игрока с музыкой. Жанр же может быть любой, от головоломок до ритмических игр.

Ритмические игры - поджанр музыкальных игр, который, в последнее время, набирает огромную популярность. Основной идеей является правильно нажатие кнопок показанных на экране под ритм музыки.

Настольные игры - Компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия».

Логические игры (головоломки) – предполагают активную мыслительную деятельность игрока. Головоломки, как правило, не требуют реакции, однако многие ведут счёт времени, потраченного на решение.

Развивающие компьютерные игры решают самый широкий круг задач. Есть игры для обучения ребенка счету, изучению звуков и букв, иностранных языков . Огромное количество разнообразных компьютерных игр предназначено для тренировки памяти и внимания ребенка, развития логического мышления, фантазии, целеустремленности. Игры-лабиринты, в которых ребенку нужно провести своего персонажа "домой", а также игры, в которых нужно поймать предмет или поставить его на определенное место, тренируют зрительно-моторную координацию ребенка.

Из всего этого разнообразия, пожалуй, только игры жанра экшен (шутер) не подходят для работы. И именно эти игры пользуются самой большой популярностью у детей, особенно подростков и молодых мужчин. Все остальные игры в той или иной степени могут служить средством коррекции недостатков развития ребенка .

Игры – симуляторы спортивных игр или управления сложными механизмами учат быстрому нажатию клавиш на клавиатуре, тонкому владению мышью, т. е. идет развитие моторики и тренируется скорость реакции. Симуляторы –менеджеры, экономические симуляторы в большей степени влияют на развитие предпринимательских способностей, учат мыслить многофакторно, приучают нести ответственность за принятые решения. Симуляторы свиданий в какой-то мере влияют на формирование эмоциональной сферы игрока, развивают коммуникативные навыки.

Ролевые игры, чаще всего имеют военную тематику, но в отличие от игр-экшен, где герой просто убивает противника, здесь нужно просчитать каждый ход, разработать свою тактику ведения боя. Часто в таких играх присутствует полезная информация, например, исторические сведения того периода или времени, где виртуально оказывается игрок. Таким образом, можно познавать историю древних греков, персов, славян, других народов.

Аркады, скорее всего, влияют на развитие моторики и повышают скорость реакции, но в тоже время, могут развивать цветовосприятие, умение быстро оценить ситуацию (сопоставить, проанализировать, классифицировать и т. д.) и принять решение.

Наиболее широкие возможности заложены в квестах и самостоятельных логических играх. При правильно выбранной игре можно эффективно развивать восприятие (пазлы), внимание, память, умение выполнять мыслительные операции.

Самое главное – соблюдать меру, как сказал Демокрит: - «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».

Статьи по теме: