Настольная игра леонардо да винчи. Нераскрытые тайны леонардо да винчи. Описание игры «Загадка Леонардо

Леонардо да Винчи - уникальный гений всех времен. Он был художником, философом, медиком, химиком, изобретателем. Великий мастер оставил потомкам немало легенд и загадок.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 год, 67 лет)
О загадках Леонардо можно рассуждать бесконечно. У меня в посте собраны некоторые из них.

Улыбка Моны Лизы


Мона Лиза (Джоконда)
Предположительно, Леонардо писал свою знаменитую картину 2 года (1503-1505).
В 1505 году мастеру было 53 года.

Каждый зритель воспринимают улыбку Джоконды по-разному: лукавой, грустной, задумчивой, сердитой.
Говорят, кто долго смотрит на картину, начинает сходить с ума.

«Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности» (Мутер)


Предположительно, эскиз Моны Лизы

Из воспоминаний Джорджо Вазари (1511-1574), первого биографа Леонардо:
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло».
Несмотря на утверждение биографа, споры о личности Моны Лизы не прекращаются.


«Вторая Мона Лиза», хранящаяся в музее Швейцарии.
Как утверждают эксперты, это первый вариант картины, написанный на 10 лет раньше.

Много версий пытается объяснить улыбку Моны Лизы:

У Моны Лизы болели зубы;
Мона Лиза была беременной;
Это портрет самого Леонардо;
Улыбка Моны Лизы – оптическая иллюзия;
На Лице Моны Лизы не улыбка, а паралич лицевого нерва;
Дама страдала психическим расстройством;
Мона Лиза – переодетый мужчина;
Есть вообще оригинальная версия одной британской ученой, которая разглядела в улыбке Джоконды мужской зад.


"Вторая Мона Лиза", фрагмент


Два варианта Моны Лизы

Этим портретом Леонардо особенно дорожил. Он не отдал картину заказчику, а увез с собой во Францию, куда направился по приглашению короля Франциска I. Картина получила известность среди любителей искусства того времени. После смерти Леонардо Джоконда находилась в коллекции короля.

Легенда Тайной Вечери
Фреска «Тайная Вечеря» была написана Леонардо в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-Делле-Грацие в Милане, 1495-1498 годы. К сожалению, фреска начала разрушаться еще при жизни мастера. В 1499 году, через год после завершения картины, Милан был захвачен французскими войсками, и победители устроили в трапезной конюшню. Утверждают, что неудачный эксперимент мастера с составом красок также привел к разрушению фрески.


Фреска "Тайная Вечеря"

У истории создания картины есть легенда.
Натурщика на роль Христа мастер нашел в церковном хоре. По легенде, юноша поразил Леонардо своей одухотворенностью.

С ролью Иуды оказалось сложнее. Прошло три года, работа была закончена, только профиль Иуды оставался неготовым. Заказчики торопили художника с завершением росписи.
Наконец мастеру встретился подходящий типаж - пьяный оборванец в сточной канаве. Казалось, что на лице этого бродяги отразились все низменные страсти.
Помощники дп Винчи привели пьяного натурщика в трапезную монастыря. Леонардо принялся за работу. Бродяга был настолько пьян, что поначалу не понимал, где находится.

Через несколько часов натурщик очнулся. Оглядевшись, он подошел к фреске.
- Я видел эту картину! – воскликнул он.
- Когда? – спросил удивленный мастер.
- Три года назад, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний. Тогда какой-то художник написал с меня Христа…


Христос


Иуда.
Художник изобразил темный профиль на фоне других светлых лиц.
Другие апостолы устремлены к Христу, Иуда - отпрянул.


Эскиз профиля Иуды

Осип Мандельштам "Тайная Вечеря"

Небо вечери в стену влюбилось,-
Все изрублено светом рубцов -
Провалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.

Вот оно - мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют.
Стенобитную твердь я ловлю –

И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глав:
Той же росписи новые раны -
Неоконченной вечности мгла...

Дневники Леонардо
Найдено около 7000 страниц дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. До 19 века дневники мастера не вызывали должного интереса, и о Леонардо-изобретателе не было известно.


Страница записи да Винчи ("О полете птиц")

Даже в наши дни многие записи да Винчи остались не расшифрованы. Трудности чтения заключаются во многих причинах - в неразборчивом почерке автора, манере записи на слух (иногда мастер разделял слово на слога, иногда записывал два слова слитно), зеркальной записи (Леонардо писал справа налево).

Леонардо намеренно шифровал свои записи, понимая, что человечество должно «дозреть».

Изобретения
О Леонардо-изобретателе узнали только в 19 веке, изучив записи его дневников.
Среди изобретений да Винчи: подводная лодка, парашют, дельтаплан, самодвижущая тележка (прототип автомобиля), скафандр, танк, пароход, вертолет, велосипед.


Вертолет


Планер


Танк


Прожектор


Парашют


Водолаз


Водолазный костюм


Спасательный круг

Предсказания
В записях Леонардо найдены предсказания о будущем человечества.

"Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью" – самолеты.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – телефон и интернет.

"Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни" – автомобили.

"О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете"

"Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад". - природные катаклизмы?


В экспозиции Эрмитажа выставлены две картины Леонардо.
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)...

И еще несколько предсказаний, которые не получили толкований.

«Разверзнется... Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться».

«Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».

«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни».

«Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей».

«Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света».

«Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами».


...и Мадонна Литта

Разностороннее мастерство и изобретения Леонардо да Винчи вызывают самые необычные предположения. По одной из версий, мастер постиг тайну путешествия во времени…

Умер великий Леонардо в мае 1519 года во Франции в замке Кло-Люсе близ Амбуаза в возрасте 67 лет, так и не успев осуществить все свои замыслы.

Огюст Барбье «Леонардо да Винчи»
(пер. В. Рождественского)

Привет, Флоренции великий сын! Твой лик
С крутым высоким лбом, с волнистой бородою
Прекрасней для меня могущества владык,
И я, восторга полн, склоняюсь пред тобою!

Что честь, добытая кровавою войною,
Перед сокровищем души твоей, старик?
Что лавры тщетные и почести герою
Пред дивной порослью искусств и мудрых книг?

Почет, почет тебе! Твой животворный гений
Фантазии полет и мудрость рассуждений
Двойным могуществом в живом единстве слил.

Подобен солнцу ты, что на пути небесном,
Склоняясь, восходя, в могуществе чудесном
Живит поля земли и водит хор светил.

Игра «Загадка Леонардо» привлекла моё внимание с самого начала моего знакомства с настольными играми. Тогда я увидел отчёт с фотографиями и был поражён артом игры. Из отзывов и имея теперь уже опыт игры, я был удивлён, что далеко не всем нравится подобный дизайн и те, кто равнодушен к картам (большая часть области которых, к слову, представляет собой отлично подобранные и оформленные в одном стиле работы да Винчи), пиняют на то, что вся нужная информация размещена на 1/4 карты, а остальное пространство занимают ненужные иллюстрации. Как вы уже догадались, я так не думаю. На первый взгляд карты и правда слабо отличимы одна от каждой, особенно когда они образовывают поле 5х5 карт, но даже из однотонной гаммы быстро привыкаешь вырывать только самое главное — однотонные символы. Скорее всего, если бы дизайн игры был более дружелюбным и карты кричали бы различными цветами «положи меня сюда», то игра бы вышла более динамичной, да и сеттинг этой абстрактной игрушки, скорее всего, пришлось бы выбрать другой, но это уже совсем другая история. Перейдем к сути.

«Загадка Леонардо. Quintis Fontis» — последняя редакция игры, которая хоть и использует те же карты, что и её предшественница, но имеет существенно переработанные правила, призванные, по всей видимости, сгладить шероховатости оригинальной игры. Я не знаком с предыдущими версиями «Загадки», так что остановлюсь только на последнем её воплощении, не проводя аналогий с ранними версиями.

Что у нас в коробке. В уже привычной для многих коробке-пенале находятся 67 карт, 36 жетонов-ключей, правила и фишка veto. Качество таких коробок уже не раз обсуждалось, в частности я упоминал его в обзоре « », но в этот раз коробка преподнесла ещё один сюрприз — она настолько плохо и со скрипом открывается, что я уже успел надорвать края. Надеюсь, это единичный случай. Карты условно разделены на две колоды с разными рубашками —карты оригинала и дополнения. В процессе игры все карты смешиваются в одну колоду, так что, как по мне, стоило бы для новой версии игры напечатать колоды с одной рубашкой. Наверное, оставив возможность домешивать карты в любом количестве из ранних редакций, «Правильные игры» всё ещё рассчитывают продавать бустеры. Целесообразность таких манипуляций для игрока довольно сомнительна, но, не попробовав, не стану судить строго.

Исполнение карт на среднем уровне, края карт довольно быстро затираются, но на игру это никак не влияет, всё-таки не покер:) В моем случае, одна карта уже из коробки была с каким-то белым производственным пятном под глазом Леонардо, остаётся надеяться, что это лишь досадное исключение.

Отдельных слов заслуживают жетоны-ключи. То, что они довольно тонкие и в этом плане практически не превосходят карты, ещё полбеды, но дьявол кроется в их вырубке. Жетоны встречают нас на листе, уже якобы подготовленные для того, чтобы мы их выдавили без особых проблем. Но не тут-то было, метки для выдавливания вырублены ужасно, не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что я существенно повредил несколько жетонов, перед тем как решил взять ножницы и вырезать там, где вырубка и рядом не проходила.

Фишка veto же представляет из себя фурнитурный камешек, который наверняка имеет более расхожее название, но явно слабо сочетается с настолками. Вспоминая отличный арт карт, хотелось бы увидеть более атмосферное решение фишки veto.

Процесс. Сам игровой процесс довольно незамысловат. Имея на начало хода по 6 карт на руке, мы делаем одно из трёх действий с целью собрать в ряд (включая диагональ) несколько одинаковых символов и получить за это ключ, а для победы их нужно семь. Но на деле получается куда интересней:)

Карты условно разделены на карты с символами и карты с событиями, которые вносят такую нужную долю динамизма в игру. Карты с символами можно в свой ход выложить на поле (которое имеет размер 5х5 карт) одним из трёх способов, в суть которых мы не будем вдаваться... Вот только отметим, что если бы вся игра протекала в таком духе, то её можно было бы прописывать как снотворное. Каждый ход вы просто выискиваете для своей карты лучшее место на доске, тщательно проверяя, чтобы не помочь этим своему сопернику. И некоторое время игра проходит в таком однообразии, и если при игре вдвоём можно продумать какой-нибудь интересный манёвр, то при игре втроём-вчетвером планирование своего следующего хода практически невозможно, т.к. изменение ситуации на поле предугадать трудно, чему в огромной мере способствует фишка veto. Что же она делает? После каждого своего хода игрок может передвинуть фишку veto на любую карту на игровом поле, что блокирует возможность играть с руки карты с такими символами, которые изображены на данной карте. Это вносит в игру большую долю хаоса и, по сути, это главный инструмент против ваших соперников. А ещё это лишает игру большой доли динамизма, и ключи хоть и становятся редкостью, но практически не вызывают эмоций, и, если бы от этого не было лекарства, то вряд ли игру можно было бы кому-то советовать. Но такое лекарство есть, и это карта!

Данная карта заменяет собой любой символ при получении ключа, т.е. вы можете выложить её на поле как любой символ, причём она остаётся на поле, и каждый игрок далее так же может использовать её как любой символ. Мне кажется, что игра просто разделяется на две части: до и после того как данная карта появляется на поле. После этого игра оживляется, появляется динамизм, азарт, даунтайм практически пропадает, ходы идут быстро, ключи так и падают к игрокам в карман, и когда игра заканчивается, то вы ещё чувствуете тот азарт и с притворным сожалением рассказываете, что... если бы я ещё один раз успел походить!!!

В итоге. Мне кажется, что эту карту (или что-то с тем же эффектом) нужно было бы выкладывать посередине поля в начале игры. То, насколько она важна для динамизма игры, трудно переоценить. В свою первую партию в «Загадку» мы не поняли её значения и просто отложили в сторону. Это был тихий (в прямом смысле слова) ужас, игра тянулась больше часа и, закончив её, мы вздохнули с облегчением. Но, уточнив значение данной карты, больше чем через неделю я решился разложить «Загадку» ещё раз, и в этот раз всё было совершенно по-другому. Вот только беспокоит то, что она может затесаться в колоде и придти кому-нибудь в руку слишком поздно.

Также стоит отметить, что игра ведёт себя совершенно по-разному в дуэльной игре и в игре на 3-4 человека. При дуэли вы можете планировать на несколько ходов вперёд, и в целом игра проходит довольно напряжённо, при должном, конечно же, настрое. При игре втроём-вчетвером игра становится непредсказуемой, и планирование может вылезти вам только боком. Также при такой игре очень сильно на результат влияет расположение игроков за столом. Так, менее вдумчивый игрок будет играть на руку тому, кто сидит после него. А вот если вы сидите следующим после игрока, серьёзно подошедшего к игре, то на хороший ход вам рассчитывать не стоит, т.к. все ваши возможности зависят от хода игрока перед вами. В целом, при игре вчетвером игра окончательно уходит под покровительство случая. Важным становится не ваш предыдущий ход, а благосклонность товарища перед вами, которого можно и уговорить сдвинуть неудобную фишку veto при подходящем случае:)

В этой игре самое притягательно для меня — арт. Сама механика — придаток. И если первое впечатление от процесса игры можно мягко выразить как тягомотина, то сейчас, узнав об игре больше и поняв незаметные на первый взгляд мелочи, игра мне представляется довольно хорошей, хоть и незамысловатой, компанейской игрой для 3-4 человек и просто отличной дуэльной игрушкой.

Отдельно хотелось бы посоветовать всем обладателям предыдущих версий игры скачать правила Quintis Fontis и поиграть по ним, используя уже имеющиеся карты оригинала.

Оригинал взят у drumsmen в "Император загадок" - Леонардо да Винчи

Он родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина — простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина...

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умом, ни мечом».

В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.

Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.

Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову). В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.

"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820 г. Гравер H. C. Selous.

Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях.

Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.

Им всем грозило наказание — смерть на костре. Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд перенесли на 7 июля. Новое расследование — и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, небездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе...», «ты должен показать в своем сочинении...», «прикажи сделать две дорожные сумки...»

Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

Судите сами: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » — речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит » —телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места » — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом. «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры » —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...» — запуск живых существ в космос. «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке.

Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!


Рисунок Леонардо да Винчи.

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.

Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок).Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление. Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...

В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.

Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство ».

И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

Последние дни Леонардо

Франциск I не был интеллектуалом на троне: он отдавал предпочтение женщинам, турнирам, пышным празднествам и красивой одежде. Но даже если он и не всегда понимал великого старца, которого сумел приблизить к своему двору, все же он испытывал восхищение перед его гением и смиренно выказывал ему почтение.

Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном примерно в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа на реке Луаре, ему сразу был присвоен титул «Первый художник, инженер и архитектор Kороля» - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу, находящейся менее чем в километре от дворца, и часто навещал его там, считая, что полному сил двадцатидвухлетнему королю гораздо легче навестить больного шестидесятичетырехлетнего художника, чем тому просить аудиенции.

Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвел на своего покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини, двадцать четыре года спустя приехавшего на службу во Францию.

В своих «Воспоминаниях» Челлини пишет о Леонардо, что «король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом».

Бенвенуто Челлини

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе; описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом:

«10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Люнардо Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени.

Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные.

От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». В тексте также упоминается «огромное количество томов, написанных просторечным языком», в которых речь идет об анатомии, гидравлике, машинерии и других предметах: эти тома, «если их опубликовать будут полезным и чрезвычайно занимательным чтением».

Секретарь кардинала ошибся: в это время Леонардо было вовсе не за семьдесят, а шестьдесят пять лет, хотя он и выглядел древним старцем. Вполне вероятно, что правая рука его действительно была парализована после удара, но скорее всего секретарь не знал, что Леонардо левша и поэтому вполне способен работать, о чем свидетельствуют его поздние записи, сделанные твердым, ясным почерком.

Что касается трех упомянутых картин, то «Святой Иоанн Креститель и «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» идентифицируются без труда, а вот «некая флорентийская дама», по мнению большинства исследователей, — это «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска (который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе»), Леонардо ухитрялся кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже закопченным картинам, тем, что были у него под рукой.

Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и ее притоков: сохранилось его два гидрографических рисунка с названиями французских рек. Возможно, он рисовал планы, а может быть, даже руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую Франциск задумал строить в Роморантене. Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. Правда, его последний рисунок костюма датируется временем около 1512 года -перед тем как он покинул Милан и уехал в Рим, однако вполне возможно, что некоторые эскизы он сделал во Франции около 1517 или 1518 года.

В описаниях мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собираясь на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.

Реконструкция механического льва, созданного Леонардо да Винчи по заказу папы Льва X для французского короля Франциска I

О других занятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он, как некий престарелый Просперо, мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его.

Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Франческе-Мельцн, кое-какие деньги — сводным братьям, а виноградник близ Милана — Салаи.

Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со времен, она превратилась в облака, на которых он был вознесен. Его стали обожествлять.

Через тридцать один год после смерти Леонардо Вазари представил его потомкам так:

«Величайшие достоинства, которыми когда-либо oбладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грации, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».

Несмотря на всю скурпулезность, с какой Вазари постарался описать жизнь Леонардо, он тем не менее рассказал о его смерти абсолютно тенденциозно, соответственно тому «божественному образу», который пытался нарисовать: «Тогда с ним случился припадок, предвестник смерти. Король встал и приподнял его голову, чтобы помочь ему; он делал все возможное, чтобы облегчить ему боль. Леонардо, поняв, что никогда не сможет удостоиться большей чести, отдал Богу душу на руках короля. Его божественный дух его покинул ».

Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи

На самом деле король Франциск в день смерти Леонардо был очень далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем. Однако версия Вазари была живуча, и по этой версии художник оказывался столь же велик, как и король, а может быть, даже еще более. По этой версии все, к чему прикасалась рука Леонардо, достойно восхищения и бесценно. Этой точки зрения придерживался не только Вазари, но и многие биографы поздних времен.

Когда оказалось, что небольшое количество работ Леонардо не может удовлетворить тех, кто не сомневается в его непререкаемом авторитете, появилось огромное количество копий и бледных подражаний, претендующих на то, чтобы их принимали за оригиналы. Со временем причисление Леонардо к лику святых стало общим делом.

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..

В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен...

Трое Искателей склонились над столом. Перед ними были разложены чертежи и рисунки, созданные рукой Великого Леонардо. Искатели пытались понять скрытый в них смысл. Им стало уже очевидно, что секрет кроется в расположении рисунков. Но точная их связь и нужная комбинация оставались загадкой. Вот один из Искателей сместил чертеж с изображением цветка, и символы на бумаге совпали. Вне всяких сомнений - искомый ключ найден! Глаза исследователя торжествующе блеснули. Он вновь переместил рисунок - для других Искателей вскрытый им фрагмент шифра останется недоступным. Но сам он запомнил его до мельчайших подробностей - это первый ключ, один из семи, необходимых для прочтения шифра. Он обретет их первым и раскроет Загадку Леонардо.

Интересная настольная игра - для всех, кто любит настольные игры, искусство, тайны и загадки, шифры.

Каждый игрок получает в начале партии десять карт, пять из которых он должен расположить перед собой в форме креста. Карты кладутся на стол взакрытую, затем игроки одновременно вскрывают карты.

На каждой карте в левом верхнем углу расположены так называемые символы Ключа . Это два изображения, которые повторяются на нескольких картах. Если на картах в кресте игрока один и тот же символ повторяется на трех картах по горизонтали или по вертикали, игрок получает карточку Ключа с изображением совпавшего символа.

Побеждает игрок, первым собравший семь разных Ключей.

Игрок может изменять карты в своем кресте, используя оставшиеся в руке карты и те карты, которые он получает в процессе игры из колоды. Заменить можно любую карту в своем кресте, причем заменяемая карта перейдет к игроку слева и заменит карту в его кресте, в той же зоне, что и у игрока (например, это может быть верхняя карта, левая карта или карта в центре). Таким образом, игрок может изменить состав не только своего креста, но и состав карт креста оппонента.

За ход можно заменить только одну карту; если в результате игроку удалось получить сочетание из трех повторяющихся символов в кресте - он получит новый Ключ.

Дополнительный Ключ можно также получить, собрав пять одинаковых символов на всех картах креста.

Обратите внимание, что все изображения в игре - это оригинальные рисунки Леонардо да Винчи . Они подобраны таким образом, чтобы соответствовать основному мотиву карты, задаваемому символами Ключей.

Количество игроков: от 2 до 4 человек.

Продолжительность игры: 30 - 45 минут.

Возраст: от 12 лет.

Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ

Quintis Fontis (от латинского пятый ключ) - это Загадка Леонардо, рассчитанная. Её главное отличие - игроки выстраивают линии из одинаковых символов на одном общем поле, а не на личных рабочих столах. Quintis Fontis - это любительский вариант правил для настольной игры Загадка Леонардо, который оказался настолько удачным, что приобрёл официальный статус и увидел свет отдельным изданием.

Правила Quintis Fontis также разрешают получить один и тот же ключ несколько раз и позволяют накладывать вето на розыгрыш карт с определёнными изображениями.

"Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" - это новая версия уникальной игры Загадка Леонардо, посвященной гению Леонардо да Винчи и пронизанной духом его творчества.

В игре "Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" выигрывает тот игрок, кто первым обретет семь Тайных Ключей. Ключ получает игрок, первым собравший последовательность из трех, четырех или пяти одинаковых символов, изображенных на картах. В процессе игры участники сами формируют из карт игровое поле, дополняя и изменяя его.

Эта увлекательная логическая игра развивает стратегическое мышление, внимательность, учит всесторонне анализировать ситуацию и предугадывать действия оппонента.

В наборе: 62 карты.

С дополнением Загадка Леонардо становится увлекательнее и разнообразнее. За счёт того, что теперь игроки оперируют большим числом карт - как на руке, так и на столе, - они получают возможность планировать свои действия на несколько ходов вперёд.

В этой игре мы будем собирать несколько предметов в ряд, рассматривать рисунки великого Леонардо и получать за это ключи, которые приведут нас к победе. На Розовом диване гравюрная Загадка Леонардо.

Стандартная для всей серии издательства Правильные игры коробка – пенал с изображённой на ней гравюрой Витрувианского человека.

Компоненты.

В коробке под редакцией QUINTIS FONTIS содержатся карты основной игры

Некоторые карты дополнений

Помимо карт с символами, в колоде присутствуют карты действий с текстом, которые можно играть совместно с обычной картой, получая определённые бонусы.

Жетоны ключей, которые служат победными очками.

И специальная фишка "Вето", представляющая из себя приятный на ощупь камешек кровавого цвета.

Карты выполнены качественно, полиграфия отличная, а дизайн, лично мне, очень понравился. Старинные рисунки и неброские цвета создают атмосферу спокойствия за игровым столом. Нарекание вызывают только жетоны ключей, которые выполнены на тонкой бумаге и выглядят очень дёшево, даже слишком дёшево на фоне всей игры.

Игра.

Тасуем колоду и выдаём каждому по 6 карт, располагаем оставшиеся в центре стола, кладём рядом жетоны ключей и … начинаем раскладывать пасьянс.

Каждый игрок будет выкладывать в свой ход из руки по одной карте, создавая квадрат (хотя он будет прямоугольный в силу геометрии) со стороной в пять карт. Выкладываем по следующему принципу – новая карта должна соприкасаться с любой картой, ранее выложенной на поле и не должна выходить за границы виртуального «квадрата». Можно выложить поверх существующей карты, если обе содержат хотя бы один одинаковый символ, и по такому же принципу можно заменить карту из руки на карту со стола. В конце хода игрок добирает карту из общей стопки так, чтобы в руке всегда было 6 карт (если игрок заменил карту, то он ничего не берёт).

Есть одна тонкость – нельзя сыграть карту с тем же символом, что и выложенная предыдущим игроком. Если ходить нечем, то пропускаем ход.

Цель этого процесса – получение ключей, которые являются победными очками при определении победителя. Существует 12 различных символов, и они изображены попарно в левом верхнем углу карт.

В колоде есть карты, которые содержат и по три символа в углу, что упрощает задачу владельцу этих карт.

Необходимо собирать цепочки (от трёх карт) одинаковых символов по горизонтали, вертикали и диагонали. За это мы получим жетон с изображением, которое встречается на всех картах в цепочке, но тем самым и усложняем дальнейшую задачу – теперь любому игроку необходимо собрать цепочку из четырёх карт, затем из пяти и т.д., чтобы получить такой же жетон.

На примере видно, что на трёх картах изображен портрет, поэтому игрок получает 1 жетон с портретом. Теперь, чтобы получить такой же символ, игроки должны собрать цепочку из четырёх карт с портретом, а затем - из пяти.

Игра завершается, когда из колоды выйдут все карты. После этого следует последний ход и производится подсчёт очков. Либо кто-то наберёт 7 жетонов ключей - тогда он становится победителем.

В игре существуют ещё и дополнительные правила, для которых и положен специальный камешек. Он выкладывается на сыгранную игроком карту (или на любую другую карту на поле). Теперь следующий игрок не может сыграть карту, содержащую символы, которые совпадают с картой, на которой лежит камень. То есть задача усложняется – помимо того, что нельзя сыграть символы с карты, только что выложенной игроком, ещё нельзя играть и символы, отмеченные камнем.

Впечатления от игры.

Игра мне понравилась - она не сложная, в стиле пасьянса и сбора «три в ряд», а подобные направления я люблю. Необходимо продумывать ходы, но процесс не утомляет, а игра завершается вовремя, не успевая надоесть. Правила QUINTIS FONTIS вносят положительные изменения в процесс, умеренно усложняя игру. Лично мне Загадка Леонардо нравится гораздо больше Зельеваренья.

Из недостатков хочу отметить отвратительное качество жетонов ключей - они, безусловно, портят общее впечатление от компонентов.

Статьи по теме: