Обзор игры Serious Sam: The First Encounter. «Ох, ё-моё, да они уже тут!»


Здравствуйте пользователи КрутоГеймера ! Сегодня на ваше обозрение я выкладываю свой следующий обзор на одну игру, которую без сомнения можно считать культовой, а ее первую часть шедевром. Сегодня мы разберем Serious Sam 3: BFE , в русской локализации просто Серьезный Сэм 3.

Не стальные яйца


Стоит начать с того, что игра меня разочаровала. Довольно неожиданно, так как после выхода просто шикарной второй части, средняя оценка которой составляет от 8.5 до 10 по версии самых уважаемых гейм-журналов, я ожидал гораздо большего. Впервые о создании третьей части было упомянуто в 2007 году. Но тогда толком ничего не было известно, никто даже не знал, каковой будет игра. Но вот 2009, на нас полилась свеженькая инфа. В том же году стало ясно, что теперь игра будет несколько более брутальной и даже откажется от "мультяшности", которая присутствовала во второй части. И вот уже в ноябре предыдущего года на прилавках магазинов появилась заветная коробочка. А что в ней оказалось? Читайте дальше.

Начинается игра довольно пафосно, что не удивительно, ведь это Сэм, но при этом довольно банально. Стоило бы напомнить, что действие игры разворачивается в том же Египте, где и начиналась первая, и к которой третий Сэм является приквелом. Одного взгляда на Сэма было достаточно, что бы сказать, что он не сильно изменился. Заветная белая футболка в обтяжку, коричневый ремень, джинсы и модные оранжевые очки. Вот только в весе он стал больше, килограмм этак тридцать подкачал однозначно. Причем, судя по многочисленным, но довольно тупым кат - сценам, эти трицепсы-четырипсы заметно мешают ему естественно двигаться. Анимация главного героя очень хромает. Движется он очень скованно, как будто ему, что-то мешает двигаться свободно. Вроде бы мелочь, но глядя на современные игры, смотрится это дело не очень. Дизайн тоже подкачал. Движок обновился и теперь выдает довольно красивую картинку, хоть и далекую от идеала. Видно, что авторы попытались привнести нечто новое в архитектуру игры. Создали узкие улочки, в которых изначально можно заблудиться. Связанно это с их однообразием. Разрушенные здания, кривой ландшафт, картинка в "песочном" и блеклом стиле, которая если пестрит, то только кровавыми ошметками врагов, да изредка зеленой листвой. Порою нас посылают в темные помещения, где заблудиться и бродить по несколько десятков минут как нечего делать. Еще бывают старомодные задания. Например: найди 10 канистр с бензином или же активируй четыре плиты. При этом карты в эти моменты довольно здоровые, а сами предметы раскиданы по самым дальним углам. Вот и приходится бегать по полчаса по карте, что довольно раздражает.

Bloood, more bloood


Теперь давайте поговорим о самом игровом процессе. Он практически не изменился. Многочисленные орды мутантов, которые практически не изменились, ну только, если в полигонах, да красках прибавили, возникают из не откуда и с диким ревом несутся на главного героя. Игра, по сути, shot-slasher, поэтому никаких интеллектуально-логических трудностей по ходу ее прохождения практически не возникает. Иди себе, да только и успевай, что стрелять по противникам, поджаривая их сотнями. Арсенал остался точно таким же, а культовая однотонная пушка стала еще краше. Сама игра осталась верна идеалам заложенными первыми частями. Это все такой же олдскульный экшн, где нет эпических сцен, слоу-моушина и сопливых сцен. Сэм все также отшучивается по поводу ново явившихся противников и выдает пару пафосных словечек при подборе нового оружия. Диалогов в игре не много, а шуток, если сравнивать со второй частью, поубавилось раза в два. Если же начать разбирать противников - тут и начинать то нечего. Аи, как и следовало ожидать от такой игры, очень слабоват. Никто нигде не прячется, все тупо несутся на тебя. Но это, в конце концов, не Крайзис. Но если с АИ противником еще как то можно смириться, то вот с балансом - ну, никак. К примеру: если вы решили проходить игру на нормальном или же выше уровне сложности, то приготовьтесь к настоящему хардкору. Вы можете минут десять стоять под обстрелом обычных безголовых, но не дай бог вам встретится "скелетон", способный убить вас с трех-четырех ударов, учитывая, что у вас будет полное здоровье, так еще и кевлар в придачу.

Сэм Стоун по кличке «Серьезный» опять вернулся. И не куда-нибудь, а назад в будущее, конкретно — в начало XXI века. Заработав на выпуске HD-римейков игр десятилетней давности, Croteam наконец-то решилась создать нечто новое. Открещиваясь от параллелей с «мультяшной» Serious Sam 2 , студия выполнила поворот на 180 градусов: Serious Sam 3 — приквел к The First Encounter , описывающий события непосредственно перед отправкой «самого крутого перца на планете» в прошлое.

Сэм — герой галактики

«Что задумываться над сюжетом, если и без того ясно, чем все закончится?» — похоже, именно так рассуждал сценарист. Повествование не хватает звезд с неба, хотя и превосходит непроходимо тупую фабулу SS2 . Война с легионами агрессивно настроенных пришельцев из дальнего космоса в самом разгаре, люди умирают, но не сдаются, а Сэм яростно мечется по пирамидам и руинам египетских городов, зверски истребляя все живое на своем пути. Конечная цель бравого вояки — активировать пресловутый «Ключ к вечности», сирианскую машину времени, дабы предотвратить неизбежное поражение человеческой расы.

Разработчики пошли проторенной дорогой, ведь формула успеха известна и обкатана: огромные пространства, тайники, грубоватый юмор, ТОЛПЫ черт знает чего повсюду и полное отсутствие потуг на интеллектуальность. SS3 — своего рода возвращение к истокам, правда, окружающий мир заметно похорошел. Serious Engine версии 3.5 выдает очень приятную и натуралистичную картинку, не замутненную «блюром» и прочими вывертами, разве что текстуры кое-где мутноваты. Немудрено, если учесть размеры уровней.

Но изменения несколько более радикальны, чем выглядит поначалу. Всяческие ловушки и логические пазлы отправились под нож за ненадобностью. Обшарить близлежащие постройки в поисках ключа — большего от вас не потребуют. Сложность возросла настолько, что напоминает о недавней Hard Reset . Даже на «Normal» приходится осторожничать, драпать от вездесущих рогатых скелетов и лихорадочно посматривать на счетчик здоровья. В подземельях и гробницах SS3 и вовсе переодевается в «survival horror»: темнота, тусклый свет фонарика и неожиданно выскакивающие твари — ни дать ни взять Doom 3 . Забавно наблюдать такое в проекте с рекламным слоганом «Никаких укрытий, будь мужиком».

Видимо, чтобы доказать всем, что он «мужик», мистер Стоун цедит в час по фразе, но обычно изрекает что-то действительно смешное. Вдобавок он овладел жуткой техникой рукопашного боя, позволяющей нажатием «E» перенестись к противнику, стоящему в пяти метрах поодаль, и со смаком оторвать ему башку, заляпав экран ярко-алой краской. Тем же, кому посчастливилось родиться безголовым, добрый парень вырывает сердца, которые затем можно в кого-нибудь швырнуть. Как ни странно, особого дисбаланса эти шалости не вносят, в отличие от некоторых монстров.

Предельная «серьезность»

Бестиарий по-прежнему разнообразен. Орущие камикадзе, шагающие биомеханоиды, одноглазые гнаары, скорпионы с крупнокалиберными пулеметами, гигантские пауки, гарпии, сирианские солдаты с мини-ракетницами… Черные «мартышки», ползающие по колоннам, держатся вне поля зрения и мастерски уходят с линии огня. Попасть по уродцам до такой степени трудно, что проще объявить им бойкот. Вышеупомянутые рогатые скелеты с Клира — неубиваемая дрянь, с наскока снимающая половину жизни — истинный бич BFE . С появлением приличного оружия уничтожать их станет ощутимо легче, однако на первых порах костяные лошади здорово щекочут нервы.

Выход один — бежать. Бесконечный «спринт» — главное положительное новшество третьей части, сильно поменявшее механику. Например, теперь от камикадзе можно побегать, собрать их в кучу и грохнуть одним выстрелом. К сожалению, физика совсем не участвует в спектакле — на куски несчастных разрывает одинаково, руки-ноги летят по заданным траекториям. Особенно больно это ударило по разрушаемости: шаблонно разваливающиеся стены, и то в «специальных» местах — мягко говоря, нелепость.

Недоумение вызывает и арсенал, наполовину состоящий из бесполезных «стволов». Из-за дефицита боеприпасов надо использовать все, но для чего нужен дробовик, когда есть двустволка, заряженная той же самой картечью? Снайперская винтовка и энергоорудие занесены в разряд секретных (читай: пострелять разок, потом нечем будет). Ракетница — замечательная вещь, но плазменный арбалет значительно круче в любой ситуации. Автомат неплох, но регулярно мучает несвоевременной перезарядкой. Он и коллиматором оснащен, жаль, целиться нет никакого смысла — на точность не повлияет. Единственный плюс пистолета — неограниченный боезапас. Миниган и гаубица — чудесно, вот только патронов не сыщешь днем с огнем, а значит — строго против «боссов».

На которых у Croteam, похоже, не хватило фантазии. Большинство существ оказываются обычными врагами уже на следующем уровне. Остальные же… В одиночку валить боевой космический корабль — это «по-сэмовски». Дважды? Что-то не то… В одной из миссий главного гада заменяет аттракцион из Left 4 Dead 2 — надо заправить автомобиль, отбиваясь от возрождающихся неподалеку орд. На славу удался лишь финальный «злодей», поединок с ним заставит поломать голову.

Хотя, если что-то не выходит, всегда можно позвать друзей. Совместное прохождение на 16 человек — копия предыдущих частей: весело и опять чересчур просто. Охотников играть с тремя «жизнями» на команду отыскать нелегко. Публика традиционно предпочитает палить в свое удовольствие, не беспокоясь о здоровье. Режим «Выживание» бросит вызов ветеранам, а пуще всего Croteam позаботилась о любителях соревновательного мультиплеера.

Помимо классических дефматча и захвата флага, на выбор предлагают прямо-таки ворох сетевых развлечений. «Последний герой» — тот же бой насмерть, только без воскрешений. В «Носильщиках» побеждает игрок, который дольше остальных сохранял драгоценный груз при себе. «Охота на зверя» — отчаянная погоня за очками на картах «сингла», а в «Мгновенной смерти» фатально любое попадание. Впрочем, я мог бы обойтись и без подробностей — все равно большинству милей «кооператив» в сочетании с бессмертием.

* * *

Serious Sam 3 пестрит недочетами, зато летающих окороков тут — на целый мясокомбинат. Хорошо, но могло быть намного лучше…

Вышедший 10 лет назад Serious Sam: The First Encounter уже тогда в плане геймплея выглядел выходцем из прошлого – бездумная пальба по бесконечным волнам монстров даже в далеком 2001 г. считалась вышедшей из моды, во главу угла ставился сюжет и проч. Что, впрочем, не помешало ему завоевать изрядную популярность, а заодно – позволить разработчику закончить вторую половину проекта, The Second Encounter.

Serious Sam 3: BFE

Жанр first person shooter

Разработчик Croteam

Издатель «1C-СофтКлаб»

Оценка

Классический стиль и геймплей; современная графика

Чрезмерно затянутое начало, из-за чего игра может надоесть раньше, чем успеет собственно начаться

Возвращение у Сэма получилось удачнее, чем у Дюка

Полноценный сиквел – Serious Sam II, увидел свет в 2005 г., однако повторить успех оригинала ему не удалось. Любители «олдскула», ценившие Serious Sam не только за максимально простой геймплей, но и за своеобразный шарм главного героя, оказались, мягко говоря, разочарованы сменой стиля, превратившей игру в мультяшную самопародию, причем далеко не лучшего качества.

После этого Croteam взяла длительную паузу (попутно создав новый движок и обновленные версии первых двух «энкаунтеров») и наконец выпустила Serious Sam 3: BFE, являющийся приквелом к самой первой части. Кстати, приставка BFE в названии многими игроками расшифровывается как Before First Encounter – официальной же трактовки на данный момент нет, и вполне вероятно, что непонятная аббревиатура является просто очередной шуткой разработчиков.

Сюжет здесь, разумеется, нужен только для галочки, поэтому и изложить его получается буквально в паре слов: вторжение с инопланетянами в самом разгаре, Сэм пытается прорваться в Каир, вертолет сбивают… дальше неважно. Конечно, нам время от времени демонстрируют в коротеньких видеовставках, что вокруг все плохо, а будет еще хуже, но во внятный сюжет они складываться решительно отказываются – в конце концов, не ради него играют в Serious Sam.

Идейно цикл вернулся к своим истокам – SS3:BFE гораздо больше похож на The First Encounter, чем на Serious Sam II. Виной тому и смена декораций (действие опять происходит в Египте), и кардинальный пересмотр концепции главного героя. Из несмешного клоуна он опять превратился в Серьезного Спасителя Человечества – каменная физиономия, редкие циничные комментарии и деловитое перемалывание в фарш инопланетных захватчиков.

В плане игрового процесса Serious Sam 3 выглядит на удивление несколько странно. Похоже, разработчик отдавал себе отчет в том, что геймплей двадцатилетней выдержки – штука специфическая, и решил, что его надо хоть как-то, но причесать под современные реалии. В итоге первые уровни не имеют практически ничего общего с оригинальным Serious Sam – оружия в обрез, монстров тоже, и геймеру не остается ничего другого, как гулять улицами Каира и разглядывать окружающую его обстановку. Если захотеть, здесь можно увидеть легкую иронию над современными милитари-шутерами – начало третьего «Сэма» отдаленно напоминает какой-нибудь Modern Warfare, из которого убрали всю кинематографичность, а взамен нее втиснули монстров из DOOM. «Серьезному» Сэму Стоуну в окружающих его псевдореалистичных декорациях явно неуютно, однако через пару-тройку часов он наконец выбирается на оперативный простор – на смену каирским улочкам приходят пески, пирамиды и прочие сфинксы, где он чувствует себя как дома. К счастью, примерно в это же время монстры начинают подходить не по одному-два, а партиями по паре десятков, а затем и сотен, и после середины игры пальцы уже сами вспоминают канонический геймплей – ни секунды не стоять на одном месте, постоянно переключаться с одного оружия на другое, и затылком чувствовать, какую очередную пакость игра подготовила за вашей спиной. Сложность нарастает лавинообразно, и в одиночном режиме последние уровни будут вспоминаться как кошмарный сон. Нечастые аптечки цинично добавляют по одному проценту здоровья, боеприпасы к любимому оружию заканчиваются моментально, а монстры прут так, будто на вашей стороне сражается как минимум батальон морской пехоты США.


Serious Sam 3 при этом не самый короткий, как по нынешним меркам – чтобы увидеть «тот самый геймплей», придется 3-4 часа играть, образно говоря, в упрощенного «Сэма», поэтому когда наконец добираешься до уровней с 1000+ монстров, игра уже начинает банально надоедать. Как это ни парадоксально звучит, идея сделать полноценный шутер в случае с «Сэмом» является не самой удачной – если бы SS3:BFE был в два раза короче (главным образом за счет урезания чрезмерно затянутого начала) и во столько же раз дешевле, он был бы принят гораздо благосклоннее. В конце концов, в The First Encounter была хорошо если треть от полной игры, задуманной изначально – и это в свое время пошло ему только на пользу, ведь он проходился буквально на одном дыхании. В случае же с Serious Sam 3 одного дыхания будет явно недостаточно.

Это будет небольшая, но крайне содержательная рецензия на новую, но все-таки old school игру. Со старым и добрым, но циничным и жестоким персонажем в главной роли. Иногда, легенды возвращаются, чтобы тряхнуть стариной.

Отправить

Это будет небольшая, но крайне содержательная рецензия на новую, но все-таки old school игру. Со старым и добрым, но циничным и жестоким персонажем в главной роли. Иногда, легенды возвращаются, чтобы тряхнуть стариной. Мода на дискотеки 90-х, жвачку «Love is...» , вкладыши Turbo и Крутого Сэма вернулась. Готовьтесь надрать этим... все, что только надирается.

Первый крутой заголовок

Настолько крутого и запутанного сюжета мы не встречали в играх давно. ? Не смешите мои тапочки. История Сэма - настоящая жесть, для тех, кто сможет «переварить» все ее хитросплетения. Она настолько суровая, что описать ее можно одним предложением. Готовы? Вот оно. У Земли осталась последняя надежда, ведь какая-то инопланетная хрень может запросто истребить всех ее жителей. Эту надежду зовут ни Надежда, ни Вера, ни Любовь. Ее зовут Сэм. Крутой Сэм, в простонародье Сэм Серьезный. С возвращением, Сэмми!

На YouTube нас не обманули. Перед выходом игры на самом популярном видеосервисе «тусовалось» видео с первым уровнем игры. Действительно, Сэму дают в руки огромную кувалду, сразу же «стравливают» на него несколько одноглазых монстров, на которых мы и «тестируем» свое новенькое оружие. Да, у этих самых одноглазых монстров есть свои имена, но мы их забыли, ведь дело не в этом. Современные шутеры научили нас тому, что события начинают разворачиваться мгновенно, при этом демонстрируя парад спецэффектов с первых же секунд. Поскольку old school плевать на все это хотел, в раскачка и долгожданная бойня начинается спустя 40-60 минут, проведенных в игре.


#2

Бегаем по самым, что ни на есть линейным уровням, расправляясь в жестокой и не очень форме с врагами. И раз уж затронули тему локаций, давайте на ней и остановимся. Не самый приятный момент в игре - множество коридорных уровней. Случается ситуация, что в однотипной местности можно запросто заблудиться, ведь похожих элементов декора действительно много. И не понятно, то ли ты тут был, то ли нет. Место вроде знакомое, но что-то не так. Дальше - ситуация меняется, но не в корне. Чем дальше в дебри сюжетной кампании, тем больше сюрпризов готовят разработчики. «Коридоры» сменяются просторными уровнями, где нас заставляют бежать спиной назад, отстреливаясь от толпы этих отвратительных монстров из «гадкого» зоопарка. Сделать это, к слову, не так уж и просто даже на среднем уровне сложности. Поэтому, если вы из тех, кто привык быстро сдаваться и выходить из игры после первого же убийства главного героя, явно не для вас. Или для вас, но в легком режиме. Но ведь девиз посетителей сайт : «Не будь тряпкой, будь хардкорщиком!» . Или я что-то путаю?


#3

Сэму действительно приходится не сладко, ведь с оружием не всегда все так прекрасно, как хотелось бы. Патроны приходится искать в каких-то закромах, пытаясь спрятаться от очередной волны монстров. Там же стоит тусоваться и в поисках аптечек. Особенно радует ничтожный «допинг», дающий всего +1 к здоровью. Смотрится как издевательство, или очередной прикол. Вообще же, Сэм любит пошутить по поводу всего происходящего. Замочил сотню монстров? Пошутил. Пристрелил еще сотню-другую? Еще раз пошутил. Правда, не всегда смешно. Во всяком случае, улыбаться во время игры не воспрещается.

Второй крутой заголовок

Теперь, что касается оружия. Когда патроны заканчиваются, а добраться до заветной коробочки с боеприпасами еще не удалось, закатываем рукава, и начинаем «мутузить» супостатов вручную. Выглядит это, поначалу, немного дико. Сэм без зазрения совести голыми руками вырывает огромный глаз у монстра, сворачивает головы, да и просто, развлечения ради, пинает неугодных «товарищей». Все это сопровождается кровавыми фонтанами и реками красной жидкости. Когда главгерой все же добирается до заветного оружия, начинается долгожданный тир. Отстреливая этих монстров, время от времени, следите за собой. Ведь тем, кто знаком с предыдущими играми про Сэма, наверняка, захочется пустить слезу. Стреляя по всем этим безголовым камикадзе, кричащим «Аааааа», и несущимся в вашу сторону, так и накатывает чувство дежавю. Вообще, знакомых супостатов встретится много. Фанаты, отращивайте ус, и мотайте на него все вышесказанное.


#4

Придираться к в техническом плане можно. Но не нужно. До картинки, скажем, как в , еще далеко. Однако никто не ставил целей: «догнать и перегнать». Художники из Croteam продемонстрировали очень даже неплохую картинку. Да и что мы только килобайты текста расходуем. Взгляните на скриншоты, если вы до сих пор их не рассмотрели, зачитавшись этим невероятно-увлекательным текстом. Хотели мы и звуковую дорожку «вытащить» из игры и прикрепить ее к материалу, дабы вы опять все сами оценили. Но как-то не сложилось.

Послевкусие

Время подвести итоги, подсчитать бюллетени. Кто у нас там? «Единая Россия» в лидерах? Кажется, сбились немного с курса, простите. Оставим тему тематическим СМИ, и вернемся к старине Сэму. Он - не упал в грязь лицом, вернувшись к нам. И это весьма отрадно. Рекомендовать в первую очередь хочется тем, кто помнит и чтит старые подвиги немолодого героя. Для игроков, начавших сбривать свои «первые усы» на и , игра может показаться «не форматом». Местами сложно, местами очень. Но мы-то с вами в курсе, в чем прелесть таких проектов. И не жевать этим ребятам жвачки «Love is...».


#5

Финальные оценки ниже. Наслаждайтесь.

Сэма ждали. Играли в демку, смотрели скрины, вытягивали из Сети описания девайсов и очередные обещания разработчиков вот-вот выпустить, обалдевали от системных требований. Какой он, наш Сэм? Сразу вспоминается фраза одного полковника…

Тупой и решительный

Системные требования

Pentium II 350

64 Мб

Рекомендуемые требования

Pentium III 600

128 Мб

И во всей этой мясорубке есть один геройский чувачок с прославленным именем — Сэм "Порву-всех-нафиг" Стоун, по кличке Serious. Серьезный, конкретный такой пацан с короткой стрижкой в темных очках а-ля Терминатор, в грязной майке а-ля Брюс Уиллис, постоянно отпускающий шуточки а-ля Дюк Нюкем, словарный запас а-ля сантехник Василий, валит гадов одним мизинцем, имеет кучу заслуг перед межгалактическим отечеством, мульон раз ранен, но ни разу не убит, и т.д. и т.п. В общем, как вы уже догадались, он — это мы. Вернее, мы — это он.

Вот только незадача: сколько Сэм не геройствует, остановить хулиганящих и оттягивающихся в полный рост пришельцев никак не получается. Понятное дело, он-то — один на всех, а монстров — полно, да еще и плодятся, как кролики… Так или иначе, вслед за Альфой Центавра мы позорно слили и Солнечную Систему. Еще чуть-чуть, и "андеды" захватят Землю. Последний шанс хьюманоидов — использовать по назначению найденный при раскопках девайс, "Time-Lock", который может отправить отдельно взятого солдатика в прошлое, дабы он там кое-чего кое-кому кое-куда вкрутил вовеки веков аминь. Ясен пень, вопрос, кого посылать, не возникает — дядю Сэма, конечно же. Причем, как есть — в джинсах, в майке, в очках, с бодуна, и без оружия. Парнишка он у нас толковый, на месте разберется.

Восток — дело… тупое и решительное

Свалившись задницей на крышу какого-то не то храма, не то усыпальницы, потирая поясницу, осматриваемся — куда это начальство нас услало… Девайс, похоже, сработал верно. Пирамиды повсюду, сфинксы всяческие, храмы Рамзесов, Осирисов и прочих деятелей египетской мифологии, на стенах намалеваны те самые перцы с вывернутыми ногами… И нарисовано все это так, что дух захватывает еще на вступительном видео-ролике, который, по всем понятиям игровой моды, слеплен на движке. Красотища!!!

Навернули от души. Сначала я, было, по незнанию, проперся от местной воды, — нырял и любовался, как на дне бассейна играют и переливаются отблески света, идущего с поверхности. Как выяснилось позже, вода — отстой по сравнению с тем, что будет дальше. Мрачные подземелья, где из тумана выпрыгивают всякие кони (впрочем, тут же за свою наглость получающие в бубен из двустволки), здоровенные открытые пространства, где в красивейшем ночном небе истерично орут птицы, переливающиеся телепортеры, сквозь которые видно "по ту сторону"… А чего стоит огромный "жидкий" зеркальный сгусток, висящий в небе на тестовом уровне! Справедливости ради стоит отметить, что игра подтормаживает. При задранных настройках мой P3-800 заикался круче героя Болтнева из "Противостояния". Хотя, стоило выключить у звукового движка EAX и "упасть" до 16-битного цвета, и все стало вполне играбельным.

Враги нарисованы отлично. Главное, с фантазией, пусть видов и не много. Тут и летающие котлеты с глазами, и козлобуйволы, норовящие снести нас с разбегу, есть даже летающие голые грудастые девки, рогатые боссы а-ля Дьябло и гигантские скорпионы с шестиствольными пулеметами… Одного такого, краснорожего, с тусовкой четвероногих скелетонов, я валил часа три — умираю, и все тут. Твари. Пока мегахелс за углом не нашел, ничего не выходило. А больше всего порадовали "камикадзе": бежит навстречу такой мужик, — полуголый, башки нет, в каждой руке по бомбе, и истошно орет "А-а-а!" (действительно ОРЕТ). Как верно подметил Сэм, разнося череп очередной камикадзнутой твари — "A-a-a yourself!!!". Кстати, прекрасно видно, как из монстров летит кровища (а еще кишки и иногда даже глаза).

Порой местное население в буквальном смысле ездит друг на друге. Например, тот самый камикадзе верхом на буйволе. Или вообще забывает о нас и затевает внутреннюю разборку: один раз наблюдал, как мехоподобная тварь выясняла отношения с каким-то зеленым шестируким ублюдком, ненароком задевшим ее своим снарядом.

В количественном плане монстров, кстати, много. Очень. Иногда даже патронов не хватает: пару боссов добивал, смешно сказать, ножичком. Причем, гады, берут не только количеством: умишком их AI тоже не совсем обделен. Хотя интеллект тоже — тупой и решительный. Убегать не убегают, но сообща навалиться всем скопом умеют так, что мало не покажется. В общем, играть сложно даже на "Normal". Но жутко интересно, хоть и непонятно почему… Это, кстати, первая игра, в сингл-плеере которой мне сильно пригодились навыки спортивно-квакерского прошлого: прыгать, стрелять и уворачиваться придется много. Башкой вертеть надо постоянно, иначе — смерть. Тем более в тумане или на открытых пространствах. Так что трактористы игрой могут даже не обзаводиться. Отдельный поклон звуковому движку: по воспроизводимому им стерео-образу можно отлично ориентироваться.

Звук тут, между прочим, вообще отличный. После пары минут игры в наушниках я их от греха подальше снял, а то на первых уровнях так и до инфаркта недалеко. Бреду, понимаешь, по темным коридорам, по полу дымка стелется, вдали факел на стене мерцает. "Что-то тут подозрительно тихо", — говорит мне бортовой компьютер (а он, надо сказать, вмонтирован Сэму прямо в котелок). И тут — БАЦ! — выпрыгивает на меня что-то зеленое, уродливое и здоровенное (и, самое обидное, нагло снимает 30 пунктов здоровья). Я чуть со стула не упал. А если включить поддержку EAX, станет еще круче, но — ресурсы, опять же... Короче, играть следует в темной комнате и в наушниках. Или на хороших акустических системах, желательно с сабвуфером. В любом случае, только не через мультимедийный ширпотреб! Особой прелести добавляет саундтрек… В общем, снимаю шляпу перед саундмейкерами из Croteam.

The way it is — тупо и решительно

Геймплей сингла прост до безобразия: валим несчетные орды разнообразных подонков. Треск чейнгана, разлетающиеся во всех стороны куски порванных несчастных тварей, крики, взрывы — shot"em"all во всей красе. Кое-где для приличия попросят нажать пару кнопочек, найти пару волшебных амулетов или ключей, дабы открыть очередную дверь. Единственное более-менее склоняющее к мозговой деятельности место в игре — это мочилово финального монстра, завалить которого обычным оружием совершенно нереально. Да и то, бортовой комп настолько прозрачно все объяснит, что поймет даже прапор.

Девайсов в нашем распоряжении немного, но все они на редкость грамотные. Баланс выдержан ювелирно — в игре нет лучшего оружия, каждое хорошо по-своему. Набор классический — револьвер, шотган, двустволка, автомат, пулемет (чейнган), рокетлончер и гранатомет. Переключаются быстро, ведут себя тоже как доктор прописал: двустволка рулит на ближних расстояниях, чейн на любых, никаких альтернативных режимов. В общем, воспитанные годами игры в Quak "и приоритеты. Плюс имеются не такие повседневные "laser gun" — аналог гипера из Q2 или плазмагана из Q3 , и шайтан-бабахалка "canon". Последнее — вещь! Пушка. Самый настоящий "кэнон", в натуре. Стреляет ядрами, размером с дом. Damage — обалдеть. Гигантского лава-голема величиной с гору (и такой в игре будет) сносит на третий выстрел. Понятно, что шарашить пушкой по рыбкам в древнеегипетской канализации непрактично. Впрочем, так же, как и кидаться с ножичком на шагающего меха.

В мультиплеере все просто: совместный геноцид местных обитателей и два deathmatch"а (счет по очкам и по фрагам). Никаких ботов или командных режимов, хотя, судя по наличию в меню пункта "mods", сделают. Зато есть "сплит-скрин" (!) и знакомая консоль. Модели маловаты, уровни разнообразием не блещут… В общем, ничего такого, что могло бы покорить сердца онлайновых перцев наравне с Q2 , UT или HL/CS .

Лично мне не приглянулись лишь несколько вещей. Во-первых, отсутствие рокет-джампов. Во-вторых, ужасное поведение мышки. Несмотря на сразу же выключенные фишки вроде mouse-smoothness и acceleration, она как-то странно "плавает": мышь — отдельно, прицел — отдельно. Хотя приноровиться можно. В-третьих, игра очень короткая, от начала и до конца проходится за пару-тройку дней. Что ни говори, а надпись "…to be continued" обнадеживает мало.

Короче

Doom /KISS -образный тупой и решительный геймплей без всяких псевдоинтеллектуальных потуг, сдобренный отличной графикой и звуком. Если вы соскучились по безмозглому мясу, если вы с шутерами "на ты" и если у вас есть третий пень (или второй GeForce) — must have.

Статьи по теме: