Развивающие игры крестики нолики. Крестики-нолики в вариациях

Аддикция определяется учеными как «зависимость от вещества или поведения, которой человеку сложно сопротивляться». Аддикция от веществ основана на высвобождении дофамина в головном мозге, при котором спектр ощущений, производимых эйфорией в мозге, меняет непосредственное поведение мозга, вызывая повышенную восприимчивость к будущим аддикциям. Аддикции на основе поведения, с другой стороны, не связаны с неврологическим поведением настолько сильно, и, таким образом, предположительно, связаны с чертами личности; именно этот вид аддикции, сочетающий в себе поведение с психическим состоянием и повторяющимися действиями, связан с психическим состоянием. Алан Р. Ланг, профессор психологии из Университета штата Флорида, пишет в исследовании, что продолжающийся поиск черт личности, которые играют определенную роль в развитии аддикций, имеет важное значение для более широкой борьбы с наркоманией. Определение разных черт личности поможет в долгосрочной перспективе, когда речь идет о лечении наркомании, стратегиях вмешательства, и о том, как сломать паттерн наркомании. По мере появления все новых историй о трагедиях, связанных с аддикциями в Соединенных Штатах, ученые задаются вопросами об аспектах психотипов и том, как они способствуют развитию аддикций. Ученым также важно знать о наличии общих черт во всех аддикциях, начиная от зависимости от тяжелых наркотиков до зависимости от сигарет и от игромании до переедания. Исследование Национальной академии наук, с использованием уже имеющейся информации о роли личности в развитии зависимостей, с особым акцентом на наркотики и алкоголь, говорит о том, что не существует единого набора психологических характеристик, которые относятся ко всем аддикциям. Исследование показало, однако, что у всех вредных привычек существуют общие элементы.

Общие формы аддиктивного поведения

Зависимость от веществ

Одной из форм зависимостей является зависимость от веществ. Это отличается от злоупотребления наркотическими веществами, поскольку злоупотребление веществами невозможно точно определить, в то время как зависимость от веществ представляет собой поведенческую зависимость, связанную с использованием и покупкой алкоголя или наркотиков. Это психическая зависимость или зависимость от вещества, но не физическая зависимость, хотя она и может привести к физической зависимости.

Азартные игры

Еще одна распространенная зависимость, которая может привлечь аддиктивных личностей – это зависимость от азартных игр. Когда игроман ведет себя бездумно и безответственно во время игры, это может стать более серьезной проблемой. Картежник с аддиктивной личностью проходит через три стадии. Во-первых, «фаза выигрыша», в которой человек может по-прежнему контролировать свое поведение. Во-вторых, «фаза потери», когда человек начинает играть на деньги в одиночку, заимствовать денежные средства и играть на большие суммы денег, собирая долги, которые он или она может быть не в состоянии погасить. И, наконец, «фаза отчаяния» аддиктивного поведения игрока, когда человек принимает на себя дополнительные риски, может брать незаконные кредиты и даже испытывать депрессию или предпринимать попытки самоубийства.

Расстройства пищевого поведения

Аддиктивное поведение включает расстройства пищевого поведения, такие как анорексия, булимия и компульсивное переедание. Есть много внешних факторов, которые также способствуют неупорядоченному пищевому поведению, но для некоторых такое поведение может развиться в патологию, весьма похожую на зависимость. Люди с нервной анорексией направляют свой успех к одной цели: потере веса. Как только человек начинает диету, для него становится очень трудно её бросить. Это так же верно и для тех, кто страдает от булимии. Человек страдает булимией, когда он или она съедает большое количество пищи, а затем предотвращает её переваривание различными средствами (слабительные, рвота, мочегонные средства и т.п.). При компульсивном переедании, человек имеет компульсивное желание или тягу есть, и он будет есть, даже когда не голоден. Такое поведение часто приводит к ожирению.

Компульсивный шопинг

Другая форма аддиктивной личности – компульсивный шопинг (магазиномания). Магазиномания отличается от обычного потребления и от страсти к накопительству, потому что здесь речь идет именно о процессе покупки. Речь идет не о вещах, которые человек приобретает. В действительности, эти вещи он может не использовать. Они покупаются исключительно ради самой покупки. Люди, которые страдают компульсивным шопоголизмом, описывают этот процесс как своего рода «кайф», доставляющий им удовольствие. Часто, когда шопоголик находится в депрессии, он просто выходит на улицу и покупает вещи, благодаря чему может почувствовать себя лучше. Тем не менее, компульсивный шопинг имеет негативные последствия, которые включают в себя финансовые долги, психологические проблемы, проблемы в межличностных отношениях и супружеские конфликты. Покупка товара для шопоголика – это то же самое, что наркотик для наркомана. Люди, которые страдают от компульсивного шопоголизма, как правило, страдают и от другого заболевания. Одно исследование показало, что 20% шопоголиков также страдают от расстройств пищевого поведения. Другие нарушения, которые идут рука об руку с шопоголизмом, включают расстройства настроения, депрессию и тревогу. Как и люди с другими зависимостями, люди, страдающие компульсивным шопоголизмом, как правило, не могут сами справиться со своими чувствами и, как правило, плохо переносят аверсивные психологические состояния (например, плохое настроение). Компульсивный шопинг может привести к таким психологическим проблемам, потому что шопоголики становятся зависимыми от ощущений, которые они испытывают при покупке. Шопинг дает человеку почувствовать себя хорошо. Но потом, человек начинает чувствовать сильную вину и беспокойство за свои покупки. Лечение магазиномании на сегодняшний день включает в себя только когнитивно-поведенческую терапию. Одним из способов предотвращения компульсивного шопинга является образование. Одно исследование показало, что подростки, которые прошли курс по финансовому образованию и планированию, были менее склонны к импульсивному шопоголизму.

Использование сотового телефона

Другая форма аддиктивной личности связана с проблематичным использованием сотового телефона. Недавнее исследование показало, что люди, которые зависимы от своих мобильников, имеют общие черты с людьми с аддиктивной личностью. Такие характеристики, как самоконтроль, низкая самооценка, и мотивация, связанная с признанием со стороны сверстников, как правило, обнаруживаются у лиц, зависимых от сотовых телефонов, а также у лиц, страдающих от любой другой зависимости, такой как алкоголизм. Несмотря на то, что существуют личностные характеристики, которые ведут к развитию привыкания, сами сотовые телефоны могут частично быть виновны в развитии зависимости у пользователей. Улучшения в мобильных телефонах, такие как GPS, музыкальные проигрыватели, камеры, просмотр веб-страниц и электронной почты, могут сделать их незаменимым инструментом для человека. Технологические достижения усиливают чрезмерную привязанность людей к их сотовым телефонам, тем самым способствуя развитию аддиктивной личности.

Интернет и использование компьютера

Зависимость, которая появилась в последнее время – это интернет-зависимость (также известная как патологическое использование Интернета). Эта зависимость стала более распространенной среди более молодых поколений, по мере развития компьютерных технологий. Когда люди страдают от интернет-аддикции, они не в состоянии контролировать свое использование Интернета. Это может привести к психологическим, социальным трудностям, ухудшению показателей в школе и на рабочем месте. Интернет-зависимые могут «зависать» на сайтах социальных сетей, онлайн-игр или других сайтах. Симптомы этой зависимости включают в себя: изменения настроения, чрезмерное количество времени, проводимое в Интернете, воспринимаемый социальный контроль во время нахождения в Интернете, и эффект отмены, если человек находится вдали от компьютера.

Загар

Другой формой поведения, которая до сих пор исследуется, является обсессивное загорание на солнце в качестве поведенческой зависимости. В недавнем исследовании было доказано, что многие часто загорающие люди демонстрируют признаки и симптомы токсикомании или зависимости. Многие люди, которые признают, что часто загорают, утверждают, что делают это, чтобы хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, а также чтобы отдохнуть. Люди, которые любят часто загорать, как правило, полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с загаром, так же, как курильщики полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с курением. Опасность для здоровья еще более серьезна для возрастных групп высокого риска, таких как подростки и молодые взрослые. В связи с тем, что риски для здоровья не отпугивают этих людей от загара, они демонстрируют суицидальное поведение, напоминающее поведение наркоманов. Часто загорающие люди заявляют, что основной причиной того, почему они загорают в солярии, является потребность «чувствовать себя хорошо». Исследователи обнаружили, что ультрафиолетовое (УФ) излучение от соляриев связано с улучшением настроения, что может применяться в качестве средства для лечения сезонного аффективного расстройства (САР). САР связано с тем, когда человек проявляет незначительную депрессию во время сезонных изменений, таких как изменения в течение зимних месяцев. Ультрафиолетовое излучение повышает уровень мелатонина в организме. Мелатонин играет ключевую роль в структуре сна и, возможно, снижает уровень тревоги. Таким образом, лица, любящие загорать, испытывают чувство расслабления после загара. Это ощущение, возможно, связано с продолжением загара, несмотря на риски для здоровья. Необходимы дополнительные исследования на эту тему, но многие исследователи начинают включать загар в список процессов, вызывающих зависимость.

Упражнения

Физические упражнения обеспечивают преимущество для наших тел, но для некоторых людей преимущества превращаются в опасности для здоровья. Для некоторых людей, физическая активность становится центральным аспектом их жизни. Когда физические упражнения становятся повседневной практикой, человек считается зависимым. Одно исследование показывает, почему люди могут стать зависимыми от спорта, особенно от бега. Одна из причин, почему люди становятся зависимыми, связана с высвобождением веществ, улучшающих настроение, известных как эндорфины. Эндорфины увеличивает ощущение удовольствия, поэтому люди чувствуют себя хорошо после тренировки. Эндорфины также ответственны за такой эффект, как «кайф бегуна». Последние исследования придали вес альтернативной теории, что зависимость от физических упражнений связана с производством эндоканнабиноидов, естественно производимых химических веществ, которые связываются с рецепторами CB1 в мозгу. Зависимые от физических упражнений будут испытывать физические и эмоциональные симптомы отмены в отсутствие физических упражнений, так же, как человек, который пристрастился к веществам, таким как наркотики или алкоголь. Несмотря на это, во многих случаях бег является лучшей альтернативой, чем токсикомания. Результаты данного исследования заключают, что существует связь между отрицательной зависимостью от бега и межличностными проблемами, которые часто встречаются при других типах аддиктивного поведения.

Отношение к лидерству

Лидер должен олицетворять в себе такие качества, как честность, интеллект, творчество и харизма, но лидеру тоже нужна мотивация и готовность бросить вызов определенным идеям и практикам. Дело в том, что психологический профиль великого лидера – компульсивный авантюрист. Похоже на то, что характеристики лидера схожи с характеристиками людей, зависимых от алкоголя, наркотиков или секса. Причина существования этой связи связана с тем, что удовольствие является мотиватором, который занимает центральное место в процессе обучения. Допамин может быть искусственно создан при помощи веществ, которые могут вызвать развитие зависимости, таких как кокаин, героин, никотин и алкоголь. Авантюрные и обсессивные личностные черты, которые часто встречаются у наркоманов, могут оказаться полезными для лидеров. Для многих лидеров, это не значит, что они хорошо справляются со своими обязанностями, несмотря на их пристрастия. Скорее, те же механизмы в мозгу и та же химия, которые делают их наркоманами, служат им положительно, делая их хорошими руководителями.

Лечение

При лечении аддиктивных личностей, в первую очередь, нужно лечить основную зависимость. Только после того, как поведение можно будет контролировать, человек сможет действительно начать делать какую-либо терапевтическую работу, необходимую для восстановления. Общие формы лечения аддиктивных личностей включают когнитивно-поведенческую терапию, а также другие поведенческие подходы. Эти процедуры помогают пациентам, обеспечивая здоровое обучение навыкам приспособления, предупреждение рецидивов, изменение поведения, семейную и групповую терапию, облегчает самоизменение и увеличивает эффективность терапии, направленной на выработку рефлекса отвращения. Поведенческие подходы включают в себя использование положительного подкрепления и поведенческого моделирования. Наряду с этими, существуют другие варианты, которые помогают в лечении лиц, страдающих от аддиктивной личности, включающие в себя социальную поддержку, помощь в направлении цели, вознаграждении, повышении собственной эффективности и помощи в обучении навыкам преодоления трудностей. Еще один важный навык в лечении, который может быть упущен, это самоуспокоение. Люди с аддиктивными личностями используют свои пристрастия, как механизмы выживания в стрессовых ситуациях. Однако, так как их пристрастия на самом деле не успокаивают их, а обеспечивают мгновенное облегчение от беспокойства или неудобных эмоций, эти люди чувствуют необходимость использовать их чаще. Таким образом, способность успокаиваться самостоятельно и другие навыки, связанные с осознанностью, могут быть использованы для лечения, так как они обеспечивают более здоровые механизмы выживания после того, как привычка будет искоренена. Эти стратегии связаны с использованием диалектической поведенческой терапии. ДПТ обеспечивает способы переносить стресс и регулировать эмоции, что является сложным для людей с аддиктивной личностью. ДПТ не может быть наиболее эффективным средством для лечения всех токсикоманов, но есть доказательства того, что этот метод полезен для большинства алкоголиков и наркоманов, а также эффективен при расстройствах пищевого поведения и у людей с сопутствующими состояниями. Другая форма лечения людей с аддиктивной личностью, склонных к злоупотреблению психоактивными веществами – использование медикаментов. В 1947 году было создано лекарство под названием Дисульфирам. Эта таблетка применялась для лечения алкоголизма и вызывала побочные эффекты при использовании в сочетании с алкоголем. Этот препарат используется и по сей день, однако были созданы два других препарата для лечения алкогольной зависимости (Acamprosate и Налтрексон). Помимо лечения алкогольной зависимости, налтрексон также используется для лечения опиоидной зависимости. Хотя эти средства эффективны в уменьшении запоев, врачам следует рассматривать в первую очередь вопрос здоровья пациентов и риск побочных эффектов при назначении этих препаратов.

Споры

Идёт постоянная дискуссия по поводу вопроса о том, действительно ли существуют аддиктивные личности. Есть две стороны этого спора, в каждой из которых имеется большое количество уровней и вариаций. Одни считают, что существуют определенные черты и измерения личности, которые, если они присутствуют у человека, делают его более склонным к развитию вредных привычек на протяжении всей жизни. Другие утверждают, что зависимость находится в области химии, а именно, зависит от того, как синапсы мозга реагируют на нейротрансмиттеры и, следовательно, не зависит от личности. Главный аргумент в пользу определения аддиктивной личности имеет отношение к человеческой способности принимать решения и к понятию свободной воли. Этот аргумент предполагает, что человеческие существа осознают свои действия и последствия своих собственных действий, из-за чего многие люди предпочитают не совершать определенных поступков. Людей никто не заставляет чрезмерно пить или курить каждый день, каждый выбирает самостоятельно, делать ему это или нет.

Существует много непонятных терминов в психологии, обозначающих довольно простые вещи. Одним из подобных определений можно отнести аддикцию.

Определение аддикции

Модное понятие «аддикция» подразумевает саморазрушение путем ухода от реальности, связанное с употреблением различных химических веществ, существенно влияющих на психику и разум, а также навязчивое стремление заниматься определенными видами деятельности. Проще говоря, аддиктивное поведение – это термин, который означает своего рода зависимость, пристрастие к определенным препаратам или занятиям с целью получения физического или психического удовлетворения.

Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) использовать удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга.

Существует ряд теоретических выкладок о биологических механизмах развития любой зависимости:

  1. Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чувство удовлетворения. Мозг аддиктов устроен немного по-иному – их центры удовольствия не получают должной активизации в обычной жизни, поэтому в ход идут различные синтетические вещества или навязчивые действия.
  2. Во всем виновен некий ген аддиктивности, обнаруженный в 1990 году американским ученым К. Блюмом. Этот ген выявляется у всех людей, имеющих нездоровые пристрастия, будь то психоактивные вещества или стремление к перееданию, азартным играм, частой смене сексуальных партнеров.
  3. Влияние любых психоактивных веществ на опиатные рецепторы головного мозга. В норме опиатные рецепторы возбуждаются от воздействия вырабатываемых нейромедиаторов – дофамина, эндорфина, энкефалинов, ГАМК и др. Любое химическое вещество, вызывающее необъяснимую тягу, имеет свойство замещать эти нейромедиаторы. Впоследствии мозг человека перестает вырабатывать природные вещества и при отсутствии замены начинает посылать сигналы о необходимости восстановить баланс. Так развивается физическая зависимость от психоактивных веществ.

Как бы там ни было, зависимую личность мало интересует биологический аспект формирования тяги, его навязчивое стремление уйти в иллюзорный мир вырывают человека из реальной жизни и приносят в его жизнь массу проблем, начиная от проблем во взаимоотношениях с близкими и заканчивая трудностями с законом. Проблемы аддикции связаны с тем, что многие зависимые люди заканчивают жизнь самоубийством, не мысля себя без объекта пристрастия, другие – коротают остаток жизни в психиатрических клиниках. Так или иначе, аддикция является серьезной проблемой, требующей незамедлительной коррекции, а порой и длительного медикаментозного лечения.
На видео о проблемах аддиктивного поведения:

Классификация

Для большего удобства можно систематизировать болезненные пристрастия по разным группам:

  1. Химические аддикции. Характеризуется пристрастием к сильнодействующим синтетическим или природным веществам, изменяющим физическое и психическое состояние человека до неузнаваемости. Химические аддикции наносят огромный вред здоровью человека. В это группу входят: , зависимости, .
  2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:
    • тягу к азартным играм;
    • сексуальная аддикция;
    • любовная аддикция;
    • зависимость от покупок – шоппинг;
    • трудоголизм;
    • интернет-зависимость;
    • спортивная аддикция.
  3. Промежуточная группа. Сюда специалисты включают виды аддикций, связанные с перееданием и голоданием. Такие распространенные нервно-психические болезни, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций.

Причины развития

Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д.

В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы:

  • психологические;
  • социальные;
  • биологические.

Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу.



К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся:
  • личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.;
  • тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе;
  • обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать.

Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп.

К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения.

Этапы формирования

Психологи давно заметили, что формирование любой зависимости проходит ряд ступеней.

Рассмотрим стадии развития аддикции более подробно:

  • Стадия первых проб. Здесь происходит первое знакомство с предметом пристрастия, формирование положительных эмоций в ответ на употребление, но пока сохраняется контроль над своим поведением.
  • Стадия аддиктивного ритма, которой характерно более частое прибегание к объекту аддикции, закрепление привычки, возникновение психологической зависимости.
  • Аддиктивное поведение. Тяга становится столь явной, что ее нелегко скрывать, утрачивается контроль над ситуацией. При этом зависимый резко отрицает наличие у него каких-либо проблем. Человек охвачен смятением, его мучает беспокойство и страхи, что с ним что-то не в порядке, но он боится в этом признаться окружающим.
  • Полное преобладание физической зависимости. Эффект улучшения настроения при использовании объекта зависимости исчезает, имеются стойкие изменения личности, вплоть до деградации, социальные контакты затруднены.
  • Стадия полного разрушения – катастрофа. На этом этапе происходит нарушение работы организма из-за постоянной интоксикации либо вследствие постоянного деструктивного поведения. Человек серьезно болен, его зависимость явно преобладает над базовыми потребностями. Этой фазе характерно совершение правонарушений, суицидальные мысли, эмоциональные срывы.

Наиболее ярко этапы формирования аддиктивного поведения прослеживаются на примере химических зависимостей.

Виды химических аддикций

Алкогольная аддикция наиболее распространена среди химических зависимостей. Спиртные напитки не запрещены к употреблению, более того – рекомендованы при некоторых состояниях. Тем не менее, частое злоупотребление алкоголем вызывает многочисленные нарушения в работе внутренних органов, головного и спинного мозга, нервной системы.

Употребление малых доз этанола в редких случаях, как правило, не приводит к стойкой зависимости, действует расслабляюще, повышает настроение, расширяет сосуды. Состояние аддикции развивается в тот момент, когда человек не представляет себе нормального существования без ежедневного присутствия спиртных напитков, употребление алкоголя становится сверхценной идеей, наличествует синдром абстиненции.

Алкогольная зависимость приводит к ранней инвалидности или смерти больного вследствие интоксикации, травматизации или психических нарушений.

Лекция об алкоголизме как форме аддиктивного поведения:

Наркотическая аддикция считается более серьезным явлением, развивается вследствие употребления психоактивных веществ, резко изменяющих сознание. Под воздействием химического вещества у человека возникает иллюзорное ощущение полного отсутствия проблем, резко повышается настроение, мир видится в радужных красках. Желание повторить приятные моменты приводит к развитию психической зависимости уже с первого применения.

Для достижения желаемого состояния наркозависимому требуется все большая дозировка вещества, постепенно аддикты переходят с более легких психотропных препаратов на серьезные тяжелые наркотики, вызывающие многочисленные нарушения психической сферы и поражения организма. Все это практически мгновенно приводит к полной изоляции наркомана, тяжелым заболеваниям – передозировке, ВИЧ-инфекции, гепатиту С, а также суициду.

Постепенно зависимые от употребления наркотиков люди начинают употреблять химические вещества не только для достижения состояния кайфа, но и с целью достижения хорошего самочувствия.

Наркотик, встраиваясь в систему обмена, становится необходимым для жизни, в результаты отмены препарата наступает сильная абстиненция – физические боли сменяются тяжелым депрессивным состоянием и нежеланием жить.

Наркотической аддикции свойственны постоянные рецидивы из-за неумения жить в социуме, неспособности получать удовольствие от простых вещей, явно выраженной потребности в изменении сознания.

Табачная аддикция характеризуется наличием тяги к никотину, вызываемой постоянным табакокурением. Развитие табачной аддикции наступает вследствие нерешенных психологических и социогенных проблем. Сигарета на время помогает переключиться с проблемной ситуации, отрешиться от нее, тем самым вызывая ложное чувство расслабления и способности взглянуть на ситуацию под другим углом.

Совместные перекуры помогают нерешительным людям установить контакт, начать знакомство. Курение табака вызывает не только психологическую зависимость, но и в значительной степени физическое пристрастие. В результате поступления никотина извне организм перестает вырабатывать собственный, эндогенный никотин, что в результате отказа от курения вызывает негативное состояние: депрессию, раздражительность, бессонницу, головные боли.

Клинические проявления

Распознать наличие какой-либо зависимости у родного человека очень непросто, в особенности, если больной находится на первых двух этапах формирования аддикции.

Однако, существуют общие признаки, благодаря которым возможно понять, имеется ли у человека зависимость:

  1. Самоуверенность и хорошая переносимость жизненных трудностей при явно плохом моральном состоянии в случае бытовой рутины. Это один из основных признаков развития аддикции – стремление к комфортному существованию и заставляет аддиктов искать острых ощущений.
  2. Лживость и вечное стремление переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Низкая самооценка и закомплесованность, при этом внешнее стремление казаться лучше окружающих.
  4. Боязнь эмоционально привязаться к кому-либо.
  5. Стереотипное мышление.
  6. Тревога.
  7. Желание манипулировать другими людьми.
  8. Нежелание брать на себя ответственность за свои поступки.

Диагностика

Выявить склонность к аддиктивному поведению или уже имеющееся патологическое пристрастие может опытный нарколог и психолог. В ходе первичной беседы специалист может распознать некоторые особенности личности, позволяющие сделать вывод о подверженности человека к аддиктивному поведению.

Уже имеющиеся химические аддикции диагностируются на очном приеме у опытного врача-нарколога. Существуют определенные критерии для выявления химических аддикций.

К ним относятся:

  • непрекращающееся желание употребить психитропное вещество;
  • постоянное употребление, несмотря на сопутствующие проблемы – наличие хронических болезней, психические расстройства, факты передозировки;
  • увеличение дозировки;
  • развитие и употребление психоактивных веществ для его купирования;
  • нежелание иного досуга, нежели принятие химического вещества, отсутствие увлечений и хобби, все имеющееся свободное время тратится на употребление стимуляторов или восстановление после их применения;
  • отсутствие контроля над употреблением.

Если три или более симптомов наблюдались у человека в течение года, то можно смело говорить о наличии у него аддикции.

Лечение

Справиться с зависимостью возможно только при осознании человеком тяжелой проблемы и стремления избавиться от пристрастия. Выйти из порочного круга зависимости в одиночку практически невозможно, всем зависимым необходима помощь психотерапевта, а в случае наркомании и алкоголизма – квалифицированного нарколога.

Больные тяжелыми формами наркомании и алкоголизма непременно госпитализируются в стационар с целью снятия абстиненции, восстановления разрушенного здоровья и снятия влечения к психотропным веществам. Все это время с больным работает психолог, помогающий предотвратить развитие рецидива болезни и социализироваться после выхода из стационара.

С учетом развития современной фармакологии купировать физическое влечение к наркотикам или алкоголю не составляет особого труда. Гораздо тяжелее справиться с психической зависимостью к изменению сознания, этот этап является очень сложным, менее поддающимся терапии. Психическая тяга к употреблению может сохраняться всю жизнь.

Профилактика

Такое сложное состояние, как аддикция, проще выявить на ранней его стадии и далее предупредить его развитие и переход на крайнюю стадию.

Для профилактики используются следующие способы:

  1. Диагностика – выявление детей и подростков, личностные характеристики которых дают возможность предполагать склонность у них к аддиктивному поведению. Беседы с детьми из группы риска помогают выявить наличие имеющихся проблем в семье, внутренние переживания, низкую самооценку, способствующих в будущем развитию пристрастий.
  2. Донесение информации. Крайне важно распространять среди детей и молодежи как можно большее количество информации о вредных привычках, их последствиях, методах противодействия стрессовым ситуациям, учить грамотному общению.
  3. Коррекция. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, отношению к себе, формирование навыка справляться с трудными жизненными ситуациями.

К вторичной профилактике можно отнести обнаружение людей с уже имеющимися проблемами и их терапию, а к третичной – реабилитацию и социализацию аддиктов, находящихся в стойкой ремиссии.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики известны с давних времен. Каждый играл в эту игру если не дома, то, по крайней мере, на уроках.

Оригинальная версия очень проста. На листе бумаги рисуется поле из 9 квадратов. Задача игроков состоит в том, чтобы выстроить по вертикали, горизонтали или диагонали 3 крестика или нолика.

Но можно предложить и другие варианты этой простой игры, тем самым усложнив ее.

Вариант 1

Игровое поле сделать неограниченным, например весь тетрадный лист в клетку. Правила остаются практически теми же, только победителем будет считаться тот игрок, который быстрее выстроит линию из 5 крестиков или ноликов.

Вариант 2

Игра проходит на стандартном поле из 9 клеток. Только в этом варианте можно ходить и крестиками, и ноликами. Сложность в том, что начинать игру с центра поля нельзя, иначе она очень быстро закончится. Первоочередность хода участники определяют с помощью жеребьевки.

Вариант 3

Существует не совсем обычный, интересный вид крестиков-ноликов. В этой игре также принимают участие 2 игрока. На обычном тетрадном листе в клетку, который и будет игровым полем, по всей площади ставятся крестики и нолики. Правила не совсем простые. Крестик ставится первым и только 1 за ход. Нолик же ставится 2 раза за ход и в различных клетках. Суть игры заключается в том, чтобы нолики полностью окружили крестики. Игра продолжается до тех пор, пока все крестики не будут окружены, либо пока свободные клетки не закончатся.

Вариант 4

Еще один вариант крестиков-ноликов – игра наоборот. Участники на поле из 9 клеток должны играть так, чтобы не выстраивались ряды из 3 крестиков или ноликов.

Игроки могут соединять все виды этой интересной игры, на сколько хватит их воображения, от этого крестики-нолики не станут хуже, а только интереснее и занимательнее.

Психологическая познавательно-развивающая игра

«Крестики – нолики»

Цель и задачи:

Тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;

Выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;

Снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 9-12 лет

Предлагаю вам поиграть в интересную познавательно-развлекательную игру «Крестики-нолики».

Правила игры:

В чем суть игры «Крестики-нолики». Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака.

Если командам не удается выстроить три свои знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «Х» и «О», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Пришли оценить ваши способности, знания уважаемое жюри. Представляю жюри:………………….. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Жюри будет оценивать каждый конкурс и в конце игры оглашает его результат.

У нас две команды: команда «крестиков» и команда «ноликов». Выберете капитанов команды и придумайте девиз для своей команды. Капитан команды представляет свою команду:

Девиз «крестиков» - ………………….

Девиз «ноликов» - …………………

Участники игры, постарайтесь максимально проявить свои способности, знания, изобретательность и выдумку, будьте сплоченными, дружными, чтобы принести победу команде. На доске изображено игровое поле с названием конкурсов. Победитель конкурса ставит свой знак на игровом поле, право открыть название нового конкурса предоставляется команде победительнице. Желаю удачи команде «Крестиков» и команде «Ноликов» и лично каждому из вас. Итак, начинаем игру.

Игровое поле

Разминка

Сильная рука

Рассказ из глаголов

Веселый художник

Чудодейственное лекарство

Конкурс капитанов

Секретный ящик

Пародисты

Раз словечко, два словечко

Чтобы определить кто первым будет открывать конкурс, делать первый ход – предлагаю отгадать загадку Кто быстрее отгадает, тот первый открывает. В каком месяце бывает 28 дней? (В любом).

1. Конкурс «Разминка»

В этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.

Вопросы для команды «Крестики»

Дом для птиц. (Гнездо, скворечник.)

Врач, делающий операцию. (Хирург.)

«Рубашка» для подушки. (Наволочка.)

Животное, у которого много ножек. (Сороконожка.)

Часть окна, которую можно открывать для проветривания. (Форточка.)

За чем мы едим? (За столом.)

Ночная птица с круглыми глазами. Кто это? (Сова.)

По нему можно перейти реку не замочив ног. (Мост.)

Вопросы для команды «Нолики»

В него превратился гадкий утёнок. (В лебедя.)

Слово, противоположное слову «друг». (Враг.)

Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух, лист, горсть песка.)

Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)

Как звали персонажа русской сказки, поймавшего щуку ведром? (Емеля.)

По чему утка плавает? (По воде.)

Домашняя птица, которая может нести золотые яйца. (Курица.)

Сколько месяцев в году? (12.)

2. Конкурс «Сильная рука»

В этом конкурсе участники должны проявить ловкость и силу рук.

Из каждой команды необходимо выбрать самого сильного и ловкого участника. Каждому представителю команды выдается газета. Задание такое: кто быстрее соберет ее в кулак, при этом, не помогая другой рукой, тот и принесет победу команде в этом конкурсе. Обязательно будет учитываться размер газетного комка, чем меньше комок, тем лучше выполнено задание.

3. Конкурс РАССКАЗ ИЗ ГЛАГОЛОВ

Речь человека состоит из предложений. В свою очередь предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи. Но «трудно» - не значит «невозможно». Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. То есть с помощью одних только глаголов расскажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться...

- «О том, как я встретился с инопланетянином»,

- «О том, как я нашел клад»,

- «О том, как я летал на воздушном шаре»,

- «О том, как я охотился на льва».

4. Конкурс «Капитанов»

Здесь капитаны должны показать свою сообразительность, быстроту реакции.

Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам дается задание собрать из разрезанных частей картинку, будет учитываться время и точность выполнения задания.

5. Конкурс «Веселый художник»

В этом конкурсе участники должны проявить свое воображение и творческие способности. Нарисуйте необычное животное, которое называется - ШВАБРОХВОСТИУС .

6. Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. В этом конкурсе будет учитываться умение владеть своим голосом и интонацией. Прочитайте стихотворение Агния Барто «Идет бычок качается…», но не так как обычно читаете с выражением, а словно….

    вы хвастаетесь перед ребятами

    вы испугались собаки

7. Конкурс ЧУДОДЕЙСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО

В мире существуют тысячи лекарств практически от всех болезней. Но все же есть еще ряд болезней, которые обычными таблетками и микстурами не излечить. Для победы над этими болезнями необходимо совершенно новое, чудодейственное лекарство. Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиентов, способ применения), которое можно было бы прописать...

Врунам;

Лентяям;

Плаксам;

Ябедам;

Драчунам.

8. Конкурс «Пародисты»

В этом конкурсе нужно быть артистичным, точным и пластичным. Участник команды получает карточку с заданием, прочитав и немного подумав, нужно представить и мимикой, походкой, звуками изобразить такого или иного животного.

    хмурого орла

    встревоженного кота

9. Конкурс «Секретный ящик»

В этом конкурсе надо проявить эрудицию и начитанность. Задание для всех участников команд, нужно отгадать, что лежит в ящике.

1. В секретном ящике есть то, что указало путь – дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? – клубок ниток

2. Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эта полезную вещь есть у каждого в доме, а часто даже в нескольких вариантах. Согласно русской пословице на них не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь – часы

3. Очень правдивая вещь – зеркало (свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи…..)

Жюри подсчитывает баллы, пожалуйста.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Все конкурсы закончились. Давайте посмотрим на игровое поле. По итогам игры победила команда …..

Поаплодируем команде-победителю. Поаплодируем другой команде. Соперники были достойные. Все ребята очень старались, были активными, все стремились к победе.

Вот и подошла к концу наша игра. Скажите, пожалуйста, какие конкурсы вам особенно понравились? Что запомнилось? Давайте послушаем мнение каждого участника.

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Литература:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. _ Костром, РЦ НИТ «Эврика-М», 1999 г.

    Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» 10, 2009 г.

Статьи по теме: