Сценарии деловых игр по менеджменту. Деловые игры в менеджменте. Что даёт деловая игра её участникам

Как известно игра является неотъемлемой часть жизни ребенка. Играя и примеряя на себя различные роли и ситуации, он познает мир и учится с ним взаимодействовать. Однако игры полезны не только для детей. Им отводиться особая роль, как в становлении личности взрослого человека, так и развитии бизнеса и эффективности менеджмента.

Тренинги по менеджменту являются активной формой обучения, которая с помощью моделирования управленческих, экономических и психологических ситуаций позволяет приблизить игроков к реальным жизненным ситуациям и закрепляет их практические навыки. С помощью деловых игр развивается профессиональное творческое мышление, умение выделить проблему и решить ее в условиях значительно ограниченного времени. Также деловые игры по менеджменту позволяют сплотить коллектив и приобрести навыки работы в команде.

Практикум по менеджменту. Деловые игры

Деловая игра помогает решать экономические, управленческие и психологические задачи, путем моделирования ситуации и с помощью использования правил поведения участников. Как правило, деловая игра по менеджменту делится на четыре составляющих:

  1. Ознакомление участников с задачами и условиями и целями самой игры.
  2. Инструктаж участников на счет порядка проведения игрового сценария.
  3. Разделение участников на ролевые группы и непосредственно сам процесс игры.
  4. Анализ и оценка хода игры и ее результатов.

Деловые игры делятся на две составляющих по степени психологического влияния на игроков – по форме и по содержанию. В первом случае можно говорить что эффект от игры достигнут ожидаемых результатов, если игроки понимали суть происходящего процесса. Во втором случае цель игры считается достигнутой, если участников удалось убедить в том, что варианты развития организации реалистичны и их можно смело применять на практике. Также существует разделение игр по той сфере, в которой организации необходимо отработать проблемы и пути их решения. Существует две основных сферы, в которых проводятся тренинги – инновационная и финансовая.

Деловая игра по инновационному менеджменту позволяет решить многие задачи, связанные с инновационными проектами. Например:

  • составление себестоимости одного конкретного вида продукции;
  • формирование денежных потоков в операционной и инвестиционной деятельности;
  • расчет показателей эффективности инновационного проекта: индекс доходности, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, а также срок окупаемости капиталовложений;
  • анализ результатов и выводы относительно эффективности инновационного проекта.

Деловые игры по финансовому менеджменту включают в себя все вопросы касающиеся финансов. Например, такие как управление капиталом и денежными потоками, зарплатная и дивидентная политика. Темы таких деловых игр могут иметь различные варианты, но все они, так или иначе, являются современными и актуальными. Например – интернет-технологии в экономике или финансовая психология.

Эффективность деловых игр в первую очередь зависит от их сценария. На Западе многие консалтинговые агентства предлагают свои услуги по развитию компании с помощью деловых игр по менеджменту. Основу всех сценариев составляет обыгрывание ситуаций, которые могут произойти в компании, и учет ошибок с последующим выбором вариантов развития компании. Наиболее часто деловые игры в своих коллективах используют крупные компании, которые стараются как можно быстрее адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рынка и внешней среды. Значимость сценариев зависит от степени разработанности сценарной модели. Как правило, все сценарии берутся из реальных жизненных ситуаций.

Наиболее известными разработчиками деловых игр по менеджменту являются компании «Инфорт» г. Москва (игра «Бизнес курс» - моделирование управления предприятия в различных экономических условиях), «Ижица» г. Пенза (игры «Брокер», «Рынок»), «ИНРЭКО-ЛАН» совместно с Владимирским университетом («Управление супермаркетом»), и компания КОББИ г. Москва («Маркетинг», Экономический анализ» и другие).

Рынок деловых игр постоянно растет и пополняется новыми изобретениями. Ежегодно проводятся конференции, инициатором которых является международная ассоциация по имитационному моделированию и играм – ISAGA. В Росси такие конференции тоже уже стали традиционными. И если у руководителя компании появляется заинтересованность в деловых играх, провести их внутри коллектива на сегодняшний день не составляет никакого труда.

Заметили, что сотрудники не вовлечены в рабочий процесс, разрозненны, не инициативны? Деловая игра поможет решить эти и многие другие проблемы. Подробнее об этом методе воздействия на персонал, а также советы по проведению игр, читайте в статье. Бонус - 5 готовых сценариев игр.

Из статьи вы узнаете:

Что значит деловая игра

Деловой учебной игрой называют имитацию рабочего процесса, моделирование и воспроизведение реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Участники выполняют действия, которые приведут к достижению поставленной цели.

Во время игры сотрудники анализируют успешную модель поведения, перенимают ее, стараются избегать тех действий, которые привели других к провалу. Получается, что они приобретают опыт через деятельность, общение в деловой игре, а это считается самым успешным способом усвоения информации.

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите .

Справка : упоминания о деловых играх встречаются с 17-18 века. С помощью имитации действий обучали молодых военнослужащих. Постепенно такая форма обучения и мотивации распространилась по всем отраслям, появилось множество вариаций игр, разработанных для развития личностных и профессиональных качеств.

Цель деловой игры определяет руководитель. Их на сегодняшний день существует много:

  • образование команды;
  • знакомство сотрудников друг с другом;
  • оценка персонала;
  • развлечение коллектива;
  • соревнования;
  • обучение.

После проведения деловых игр с персоналом, улучшается психологический климат в коллективе, у работников появляется азарт, они становятся мотивированными, вовлеченными и инициативными.

Пример

В компании Дельта расширили количество предлагаемых услуг. Сотрудникам нужно было научиться работать с большим количеством разных клиентов. У сотрудников значительно возросла нагрузка. При этом часть менеджеров с ней справлялись, а часть нет. Руководитель Илья решил ежедневно проводить деловые игры, ограниченные по времени. Он разделил коллег таким образом, чтобы в каждой команде был 1 сильный игрок и несколько слабых. Во время выполнения заданий сотрудники обменивались опытом, брали пример с других, совместно обсуждали недочеты. Буквально через несколько недель Илья заметил, что проблема хоть и не решилась, но стала менее острой. Число ошибок сократилось, обстановка нормализовалась, а работники стали более уверенными в себе.

Возникла проблема? Старожилы выживают новичков? Журнал «Директор по персоналу» расскажет, .

Особенности деловых игр

Подбирать деловые игры нужно, опираясь на потребности, возможности и другие параметры. Эксперты-практики выделяют 4 основных направления:

  1. Обучающие игры.
  2. Поисковые игры.
  3. Констатирующие игры.
  4. Смешанные игры.

Все эти игры можно проводить как в пределах офиса, так и в специально отведенных местах. Задания могут быть ограниченными по времени, сжатыми.

Оценивать действия персонала может как группа экспертов, так и непосредственные организаторы мероприятия.

С помощью деловой игра вы можете не только «прокачать» действующий персонал, но и набрать отличных специалистов. Проведите с ним игру, а потом проанализируйте результаты . Сделать это правильно вы можете с помощью материала «Системы Кадры».

Отличия тренинга от деловой игры

Не путайте тренинги с деловыми играми - они имеют существенные отличия, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. Результат также разнится. Чтобы понять особенности того и другого метода развития сотрудников, можно сопоставить обязательные признаки деловой игры и тренинга.

Сравнительная характеристика

Тренинги

Признаки деловой игры

  • нет ограничений или они минимальны;
  • рассматривается отдельный аспект ситуации;
  • работа с конкретными качествами и умениями;
  • выступает эксперт, который изначально озвучивает теорию, а только затем дает практическое задание;
  • ученики чаще работают в одиночку, а не в командах.
  • регламентированы этапы и правила;
  • моделируемые ситуации включают множество факторов;
  • минимум теории, максимум практики;
  • возможность общаться с коллегами, совместно справляться с поставленной задачей;
  • в основе лежит проблема, над которой работают участники.

Некоторые работодатели организовывают для сотрудников выездные тренинги, например, в выходные дни за городом или недельные за границей. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, есть ли смысл .

Примеры деловых игр

  1. Бюро расследований

Цель : образование команды, сплочение коллектива, обучение планированию и работе с информацией.

Время проведения : 3-4 часа.

Количество человек : от 5.

Описание: около Норфолка на востоке Англии в отеле совершено странное преступление. Предложите участника сопоставить известные факты, улики, свидетельские показания, чтобы выйти на след преступников, решить детективную головоломку.

Примечания: заранее дополните сюжет деталями или импровизируйте.

  1. Sky Work

Цель: развить коммуникативные навыки, научить решать бизнес-задачи, вести деловые переговоры, планировать.

Время проведения: 3-4 часа.

Количество человек: от 12.

Описание: участники представляют себя в роли сотрудников международной компании. Они выполняют крупные проекты. Цель - увеличить прибыльность бизнеса, выполнив максимальное количество задач в сжатые сроки. Попросите сотрудников предложить идеи, составить план действий, защитить свои идеи.

Примечания: вы можете проводить деловую игру при выполнении текущих проектов, а итоги подвести в конце месяца или полугодия.

Эксперты «Системы кадры» расскажут о том, как нестандартно поощрить сотрудников .

  1. Главная мишень

Цель: увеличить эффективность продаж, научить общаться с клиентами, презентовать товары или услуги, устанавливать психологический контакт.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5.

Описание: сотрудники должны мотивировать клиента на покупку, выявить его личные предпочтения, увеличить число продаж. Разделите коллектив на группы, попросите каждую из них составить план и защитить его.

Примечание: вы можете устроить соревнование без отрыва от работы, но в этом случае сотрудники будут работать с реальными клиентами компании. Подводите итоги, опираясь на число привлеченных покупателей, размер прибыли или другие параметры.

Используйте готовый кейс « » от журнала «Директор по персоналу».

  1. Изо всех сил

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение планированию, принятию решений.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5 человек.

Описание: в ходе деловой игры воссоздается рабочий день, наполненный заданиями разной сложности. Ставьте перед сотрудниками цели, следите, как они достигают их. Выигрывает тот, кто сделает больше всех дел, допустит минимум ошибок.

  1. Камни и монеты

Цель: обучение планированию, работе в команде , управлению рисками.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 15 до 50 человек.

Описание: участников разделяют на конкурирующие команды. Они должны добывать и продавать драгоценные камни. Предложите участникам составить план действий и обосновать его.

Используйте и другие деловые игры на коммуникацию или обучение. Разрабатывайте их самостоятельно или берите в качестве основы типовые задания. Главное, чтобы сотрудники не знали правильного решения заранее.

Совет №1. Четко определяйте цели, прежде чем выбрать игру

Чередуйте серьезные задания с развлекательными. Сотрудникам должно быть интересно.

Совет №2. Создавайте позитивную атмосферу

Не начинайте критиковать прилюдно, если сотрудник не справляется. Иначе у него пропадет мотивация , человек разубедится в своих способностях. Чтобы от игр была максимальная польза, эксперты рекомендуют делать акцент на недочетах в целом, но не указывать на ошибки конкретного игрока.

Совет №3. Не принуждайте сотрудников

Если заставить сотрудников участвовать в деловых играх на выходных, после работы или в обеденный перерыв - это не принесет никакой пользы, а вызовет волну недовольств.

Совет №4. Следите, чтобы игроки соблюдали правила

Контролируйте процесс. Если между участниками возникают конфликты - подавляйте их. В противном случае вместо положительного результата вы добьетесь прямо противоположного эффекта.

Совет №5. Не проводите игры в период повышенной нагрузки

Сотрудники не смогут сосредоточиться, сконцентрироваться, так как их мысли будут заняты другим.

Читайте о деловых играх в «Системе Кадры». В материале вы найдете разновидности игр, этапы их проведения и способы оценки результатов. Информация позволит избежать распространенных ошибок, которые приводят к непредсказуемым результатам.

Деловая игра - не только метод обучения, но и способ создать уютную дружескую атмосферу в организации. Будьте ближе к подчиненным, активно участвуйте в мероприятиях. Придумывайте новые и увлекательные задания, чтобы сотрудникам не было скучно и неинтересно их выполнять. При необходимости привлекайте экспертов.

Продолжительность игры: 4часа

I. Цель игры

Основная цель игровой деятельности – анализ использования рабочего времени менеджера, выявление важнейших "поглотителей" и путей их устранения. Дополнительно участникам необходимо произвести расчеты времени, эффективно используемого менеджером, и дневных потерь и обобщить результаты, проанализировав структуру рабочего времени руководителя.

II. Техническая подготовка

Предварительно для проведения игры необходимо подготовить:

  1. рабочее место менеджера. Например: письменный прибор, телефон, калькулятор, индивидуальное задание и деловые бумаги и т.д.;
  2. рабочее место секретаря. Например: папка с деловыми бумагами, телефон, поднос, чайный сервиз и т.д.;
  3. папку с деловыми бумагами для подчиненного менеджера. Например: квартальный отчет, сведения о поставщиках и т.д.;
  4. информацию для представителя поставщика с указанием предмета и условий договора (выбор произволен);
  5. часы для наблюдателей;
  6. -идентификаторы участников игры;
  7. таблицы наблюдений по форме табл.2 (2-3шт.), аналитические таблицы по форме табл. 3,4,5 (15шт.).

III Участники игры и их функции

1. Менеджер (начальник отдела фирмы). Выполняет определенный объем работы в ходе игры, по возможности не отвлекаясь на посторонние разговоры, посетителей, телефонные звонки и т.д. В течении рабочего дня он принимает оперативные управленческие решения, выполняет возложенные на него обязанности в соответствии с занимаемой должностью. В качестве индивидуального задания менеджер отвечает на вопросы тестов, решает задачи, предложенные преподавателями. В течении рабочего дня у менеджера заранее запланирована встреча с представителем фирмы-поставщика. Целью переговоров является заключение договора поставки какого-либо товара на взаимовыгодных условиях. В переговорах принимает участие подчиненный-работник отдела, возглавляемого менеджером В ходе игры менеджер может делегировать выполнение отдельных задач подчиненному и секретарю.

2. Начальник (генеральный директор фирмы). В процессе игры требует по телефону от менеджера представить в кратчайшие сроки отчетные документы. Например, квартальный отчет для подготовки доклада на встречу с акционерами, информацию о конкретном поставщике, интересующимся ходом решения кадрового вопроса в отделе.

3. Подчиненный менеджера (сотрудник отдела). Докладывает менеджеру о состоянии текущей работы, интересуется ходом решения кадрового вопроса. К своим обязанностям относится безответственно, к докладу не готов, рабочие документы находятся в беспорядке.

4. Секретарь менеджера. Сообщает ему обо всех телефонных звонках, посетителях, выполняет поручения менеджера, предлагает посетителям кофе. В конце рабочего дня отпрашивается у менеджера по "личному делу" и далее не участвует в игре. Несколько навязчива, иногда отвлекает менеджера от работы.

5. Коллега менеджера (сотрудник другого отдела). В рабочее время отвлекает менеджера разговорами на посторонние темы (о спорте, о политике, отдыхе и т.д., делится с ним личными проблемами, мешает выполнению работы менеджера.

6. Представитель фирмы-поставщика. Опаздывает на заранее запланированную с менеджером встречу, долго извиняется и оправдывается, ведет переговоры с менеджером, детально обсуждая условия поставки. В ходе игры может отвлекать менеджера разговорами на посторонние темы.

7. Клиент (представитель фирмы- потребителя. Приходит на прием к менеджеру без предварительной договоренности с целью предъявить претензии к качеству товара, приобретенного его фирмой несколько дней назад. Пытается получить денежную компенсацию, вернуть товар. Настойчив, безапелляционен.

8. Жена менеджера отвлекает менеджера от работы телефонными разговорами на бытовые темы (покупки, здоровье детей, и т.д.). Взбалмошна, импульсивна, обидчива, навязчива.

9. Наблюдатели. Осуществляют хронометраж рабочего дня менеджера, заполняют таблицу учета временных затрат (табл.1)

IV Порядок проведения деловой игры

1. Ведущий преподаватель распределяет роли между студентами группы. Студента, играющего роль менеджера, удаляют из аудитории, преподаватель-ассистент объясняет его задачи.

2. Ведущий преподаватель конкретизирует содержание ролей участникам игры и знакомит их со сценарием.

3. Второй преподаватель-ассистент объясняет наблюдателям их функции и знакомит с правилами ведения хронометража и заполнения таблиц наблюдения.

4. Ассистенты заранее готовят рабочие места действующих лиц.

5. Участники игры прикрепляют таблички - идентификаторы,и студент – "менеджер" приглашается в аудиторию.

6. По команде ведущего игра начинается. Фиксируются моменты начала и окончания игры (см. рис.1).

Таблица 2 Учет временных затрат менеджера

V.Подведение итогов деловой игры

1. По окончании деловой игры проводится анализ использования рабочего времени менеджера. Обобщив результаты хронометража, проводимого наблюдателями, студенты классифицируют затраты времени менеджера и заполняют таблицы3и4.

Таблица 3 Эффективное время работы менеджера

Таблица 4 Дневные потери рабочего времени

Интервал времени

Продолжительн., мин.

Вид помехи

Источник помехи

Причина помехи

Телефонный разговор

Жена
менеджера

Решение бытовых проблем

Телефонный разговор

Неизвестное лицо

Ошибочный звонок

2. Студенты анализируют итоги таблицы 3 и 4, на основе чего рассчитывают и представляют графически структуру использования рабочего времени менеджера (см. рис.2).

3. Используя данные таблицы 4, студенты проводят анализ дневных потерь, их классификацию в соответствии с приведенным ниже перечнем, выявляют важнейшие "поглотители" времени и определяют меры по их устранению


Сценарий игры "Менеджер как субъект управления"

НАЧАЛО РАЬОЧЕГО ДНЯ

Таблица 5 Анализ дневных потерь рабочего времени

4. Важнейшие поглотители времени

  1. Нечеткая постановка цели.
  2. Отсутствие приоритетов в делах.
  3. Стремление слишком много сделать за один раз.
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
  5. Плохое планирование трудового дня.
  6. Личная неорганизованность, "заваленный" письменный стол.
  7. Нерациональное чтение документов.
  8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
  9. Поиски нужных записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  10. Недостатки кооперации или разделения труда.
  11. Отрывающие от дел телефонные звонки.
  12. Незапланированные посетители.
  13. Неспособность сказать "нет".
  14. Неполная, запоздалая информация.
  15. Отсутствие самодисциплины.
  16. Неумение довести дело до конца.
  17. Затяжные совещания.
  18. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  19. Отсутствие связи или неэффективная обратная связь.
  20. Разговоры на частные темы.
  21. Нерациональная система ведения деловых записей.
  22. Синдром "откладывания".
  23. Желание знать все факты.
  24. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  25. Слишком редкое делегирование (перепоручение дел).
  26. Недостаточный контроль за перепорученными делами.

5. По окончании деловой игры студентам может быть предложен следующий тест.

"Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?".

Студенты отвечают на 10 вопросов, заполняя таблицу 6, используя оценочную шкалу (см. таблицу 7).

Таблица 6 Итоговая таблица к тесту "Самоменеджмент"

Таблица 7 Оценочная шкала к тесту "Самоменеджмент"

Вопросы теста "Самоменеджмент"

  1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
  2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
  3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
  4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
  5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
  6. Свой рабочий день я пытаюсь, по возможности, освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно собираемых совещаний.
  7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
  8. В моем плане времени есть "окна", позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
  9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь сконцентрироваться на немногих "жизненно важных" проблемах.
  10. Я умею говорить "нет", когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

0-15 баллов: Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

16-20 баллов: Вы пытаетесь овладеть своим временем, но Вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

21-25 баллов: У Вас хороший самоменеджмент.

26-30 баллов: Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время (7).

Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.


Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более допустим 1.50м)


Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап: Каждая команда сейчас проектирующий отдел - создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин - представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд - отделов запрещается. 3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало? Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?


ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ? В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?


ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ» Цели и задачи деловой игры Деловая игра «Рекламное выступление менеджера фирмы» может быть проведена после того, как студенты прослушали лекции о требованиях, предъявляемых к персоналу управления коммерческой фирмы. Сущность деловой игры состоит в том, что студент-участник игры, работая над вариантом своего рекламного выступления на ТВ, радио или в аудитории, должен продумать язык и стиль, манеру поведения, а самое главное - четко представлять конкретное содержание своего выступления. Все это должно быть увязано с поставленными целями и задачами и составом аудитории. Во время деловой игры у студентов вырабатываются навыки избирательного поведения в определенной аудитории, умение ориентироваться на круг интересов и уровень слушателей.


Порядок проведения деловой игры 1-й этап: ввод в тему и объяснение ее сущности, регламентация игры. 2-й этап: формирование команд, процесс игры, подведение итогов. 1-й этап: во вводном слове преподаватель говорит о цели деловой игры, правилах ее проведения. На примерах показывает, как надо менять композицию, содержание и форму, тон выступления в зависимости от аудитории и средства массовой информации. В студенческой группе желательно создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и живого интереса. Затем выбирается тема для рекламного выступления, например производимая фирмой продукция или услуги, оказываемые населению, их качество, цена, спрос и т.д. Это может быть информация о свободных вакантных должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на работу в данной фирме. Преподаватель предлагает 2-3 темы, и студенты выбирают одну из них для группы. Затем определяются возможные типы аудиторий, категории слушателей (бизнесмены, покупатели, госчиновники и т.д.).


Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.


Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, "опорные точки" своего рекламного выступления. После "настройки" каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п. Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся "выставить" оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от "1" до "5" должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.


Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и "менеджерам", и "экспертам"), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

Цели деловых игр:

  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Отличие деловой игры от тренинга

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры : этапы проведения переговоров.

Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации :

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

– соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

Статьи по теме: