Сценарий для школьников на экономическую тему. Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.

Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.

Переход страны к рынку поставил перед школой, детскими объединениями задачи социальной значимости - осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в обществе, основанном на рыночной экономике. Это предполагает внесение существенных корректив во всю систему образования. Сегодняшней школе необходимо помочь им приспособиться и выжить в условиях рыночной экономики.

Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий.

Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.

Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:

– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.

– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.

– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.

Предлагаемая игра является вариантом игры “Шоу–биржа – V, VI”,проводимой в ДЮЦе и адаптированной к условиям проведения в помещении общеобразовательной школы.

Цель игры: Познакомить учащихся с работой фондовой биржи.

1. Создать активное игровое поле, атмосферу делового взаимодействия между участниками игры.

2. Обучить подростков – участников игры основным навыкам в области менеджмента.

3. Организовать и провести серию конкурсов и торговых сессий.

4. Продолжить развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся в ходе игры.

Назначение игры

Игра проводится с учащимися, которые изучили тему “Финансовый рынок. Ценные бумаги”.

Число участников не ограничено одним классом. В игре могут принимать участие несколько параллельных классов из (9-11 классов) одной школы или нескольких школ.

Участники.

Из учащихся 10-11 классов создаются команды, именуемые компаниями (фирмами) до начала игры. Выбирают название, менеджера, распределяют остальные роли (заместитель, присяжный и др.)

Каждый участник игры носит бейдж (табличку) с именем, названием команды, с литером класса.

Общие положения по игре.

Проводимая игра будет представлять собой не просто деловую игру, а деловую игру с

элементами шоу. Это введено из-за необходимости создать среди учащихся - участников игры - атмосферу взаимодоверия и раскованности, т. к. возможны другие варианты игры. Это позволит добиться больших результатов в задачах, поставленных перед компаниями (фирмами).

Игра проводится как комплексное испытание для фирм-компаний.

Все фирмы являются равноправными игроками на бирже. Их основная цель - “заработать” как можно большее количество игровой валюты.

Игру проводят учащиеся 11-х классов, под руководством педагога (педагогов).

Отношения во время игры регулируются документами, выпущенными Организацией (Приложение 1). Основной документ - Судебный кодекс (Приложение 7).

Игра реализуется поэтапно.

1 этап. Подготовка к игре.

Цель; оформление рабочей среды (создание компаний, жетонов, игрового пакета).

2 этап. Адаптация учащихся в игровой ситуации.

Цель: Создание благоприятной психологической и деятельностной атмосферы в ходе развития игры.

3 этап. Реализация игры.

Цель: отслеживание развития сюжета в рамках сценария.

4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: анализ деятельности компаний и отдельных участников в игровых ситуациях.

Рефлексия участников и организаторов игры (анкетирование, круглый стол) с целью выявления полученных навыков управленческой и игровой деятельности; закрепление полученных знаний, формирования коммуникативных умений.

Требования к компаниям

Общее количество 10-11 человек.

До начала необходимо приготовить:

  • акции компании (количество акций устанавливается по формуле: 100*n, где n-
  • количество членов команды.).
  • творческое представление “Визитка”
  • жетоны для шоу “Здравствуйте!” количеством 50-80 шт.

Первый день (подготовительный) - дата, пятница, вечер.

Шоу “Здравствуйте!”

Проводится конкурс “Визитка”. Каждая команда должна приготовить выступление не более чем на 10 минут, в форме приветствия. Команда изготавливает жетоны, которыми оценивает выступление конкурсантов, жетоны можно дарить, менять. По результатам конкурса каждая компания получает стартовую сумму игровых денег, в зависимости от того, на сколько больше, чем у других набрано жетонов.

Начало - 16. 00 до 18. 00 (не более 2-х часов).

Второй день (начало первого игрового дня) - дата, суббота, вечер.

Каждая компания до начала игры должна зарегистрироваться и сдать все свои акции на биржу. В результате торгов и участия в конкурсах курс акций каждой команды будет меняться (стартовый курс всех акций - 1:100).

Цель компании - заработать как можно больше игровых денег.

Начало в 16. 00 до 19. 30. (не более 4-х часов).

Третий день (второй игровой день) - воскресенье, весь день.

Конкурсы и торги на бирже. “Аренда” помещений. Работа суда. В конце игрового дня музыкальный марафон (дискотека). Итоги игры подводят сами компании под наблюдением Организаторов игры. Побеждает та компания, которая заработает наибольшее количество “живых денег”. Победители будут определены в нескольких номинациях.

Начало - 10. 00 до 18. 00 (19. 00).

Подведение итогов.

Итоги подводятся после каждого из 3-х дней:

После первого дня подсчитываютсяколичество жетонов у каждой компании и определяется ставка акций команды на второй день (первый игровой).

После второго дня определяется прибыль компании (разница между доходами и расходами компании определяется по формул (П=Д-Р) и сумму налога, выплаченного компанией.

После третьего дня подводятся итоги по сумме “живых деньг”. Все оставшиеся акции после окончания последней торговой сессии в расчет не берутся.

Награждение команд грамотами и призами.

Экономические игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании старшеклассников.

Деловая игра - это совместное творчество, совместный поиск, которые могут обеспечить высокий эффект изучения азов экономики. Отличием деловых игр от традиционного обучения заключается в том, что участники проигрывают практическую ситуацию в ускоренном режиме ее развития. Учащиеся включаются в анализ, обсуждение, выработку решений и в результате сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. При деловых играх новые знания не передаются от учителя к учащимся, а вырабатываются самими участниками процесса .

Первую школьную игру мы провели 28-30 января 2000г . В ней участвовали ученики 11 х классов, а в ходе подготовки пришли к выводу, что следует пригласить и 10-классников, т. о. общее количество участников составило 96 человек! (7 команд) и 2 учителя.

Организаторами стали учащиеся, которые участвовали в 2х городских играх, прошедших в ДЮЦе в 1999г

Результаты, интерес и необычность игр вызвало такую бурную активность учеников, что они начали подготовку к школьной игре самостоятельно: разрабатывали документ, Положение по игре, придумывали игровые деньги, делали расчеты по затратам, распределяли обязанности и фактически поставили меня перед фактом, что игру можно провести и здании школы.

Вторая игра была проведена 30 января -1 февраля 2004 году. Школьная молва разнесла рассказы выпускников о предыдущей игре и народ “тоже хотел поиграть”. На этот раз кроме 11-классников принял участие только 1 десятый класс и тогда мы решили пригласить учащихся школы № 3, которые с большим энтузиазмом не только восприняли наше предложение, но и очень быстро включились в подготовку. Вариант межшкольной игры очень понравился всем участникам, так как внес новые нюансы, которые надо было продумывать, решать и это было здорово. В игре приняли участие 6 команд (106 человек) и 4 учителя.

Анкетирование участников игры показало , что пришли на игру большинство - добровольно, получить навыки и умения, проверить себя в конкретном деле, хотя 29 человек пришли просто “потусоваться”.

Оценили игру “просто класс” и “хорошо” -60 % участников

Из-за длительного временного пространства игру лучше проводить во внеурочное время и приурочивать к воскресным дням, что привлечет еще больше желающих для участия в игре. Жесткие правила не предполагают присутствие болельщиков, но это в свою очередь помогает учителю не волноваться за дисциплину и порядок на протяжении всей игры. Команды сами контролируют свою деятельность, поведение участников, выполняют правила игры, чтобы не терять игровые деньги на штрафы. Если в первой игре были замечены нарушения виде курения в туалете, подделка денег Организации и фальшивые акции, то во второй игре этих отрицательных моментов уже не было. Школа была оставлена в идеальном порядке, что очень удивило технических работников школы.

Большую роль в более четкой организации и проведении игры, а главное в быстром подведении итогов сыграло техническое оснащение - вся работа банка и биржи проводилась на компьютере, за что мы были очень благодарны преподавателю информатики.

Данная игра может использоваться учителями, классными руководителями и педагогами дополнительного образования как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Она может быть отдельным мероприятием, так и составной частью интерактивного учебного блока.

Считаю, что высокий интерес вызывает эта игра еще и потому, что учащиеся на уроках экономики участвовали в следующих деловых и ролевых играх:

Книжная фабрика,

Рынок кофе,

Овощной рынок,

Предприниматели и безработные,

Рынок природных ресурсов,

Доходное производство,

Совещание менеджеров “Как заставить людей работать лучше?”,

Семья. Рациональное потребление. Бюджет социально-зрелой семьи”.

Список литературы

  1. Бабурин В. Л. “Деловые игры по экономической и социальной географии”, М, “Просвещение”, АО “Учебная книга”,1995 г.
  2. Гудкова Н. Ф. (составитель), “Деловые игры по экономике”, С-Петербург, Лаборатория социально-экономического образования,1995 г.
  3. Мерзляков В. Ф. “Задачи и вопросы по экономике”, М, “Просвещение”,1997г.
  4. Прудченков А. С. , Райзберг Б. А. , Шемякин Б. П. “Рынок? Рынок…Ура! Рынок!”, М, “Новая школа”, 1994 г.
  5. Прудченков А. С. “Школа деловой игры Фондовая биржа”, журнал “Школьные технологии”, №5,1998г.
  6. Селевко Г. К. “Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП”, М, НИИ школьных технологий, 2005 г.
  7. Стребулаев И. “Фондовый рынок, или кое-что о летних впечатлениях”, “Школьный экономический журнал”, №5,1997 г.
  8. Трайнев В. А. “Учебные деловые игры”, М, гуманитарный издательский центр “Владос”, 2005г.
  9. Фирсов Е. Т “Экономика. Интеллектуальные игры для школьников”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.

СЦЕНАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЫ

«В мире экономических знаний»

1-ый ведущий: Добрый день, дорогие гости!

Добрый день, уважаемое жюри!

Добрый день участникам нашей экономической игры «В мире экономических знаний»

Девиз сегодняшней игры: «Удача сопутствует образованным!»

2-ой ведущий:

  • Скажите, можно ли быть неграмотным?

1-ый ведущий:

  • Можно, но очень не удобно. Точно так же можно попробовать прожить и не зная о законах и механизмах мира экономики. Это не смертельно.

2-ой ведущий:

  • Вот только жизнь будет поворачиваться к вам все время острыми углами, и вы будете о них больно расшибаться.

1-ый ведущий:

  • Конечно же мы все войдем в этот удивительный мир - мир экономики! Кто-то в качестве предпринимателя, кто-то в качестве наемного рабочего, кто-то станет профессиональным экономистом.

2-ой ведущий:

  • И мы очень надеемся, что спустя годы, вы с улыбкой будете вспоминать свои первые шаги по городу деловых людей.

1-ый ведущий:

  • У кого-то эта игра получится лучше, кого-то постигнет неудача.

2-ой ведущий:

  • Но лучше неудача в игре, чем в жизни!

1-ый ведущий:

Итак, приветствуем участников!

(Представление команд-участников конкурса).

2-ой ведущий:

  • Итак, наших игроков, рискнувших вступить в борьбу, вы уже знаете, а теперь представляю тех, кто будет оценивать их выступление.

(Представление членов жюри, объявляются условия конкурсов).

1-ый ведущий:

  • А теперь перед началом игры исполним «Гимн экономике».

(На сцену выходит исполнитель и поет песню на мелодию «Очарована, околдована…». Участники команд подпевают).

Гимн экономике

Не веселая, не печальная

К нам в Россию недавно пришедшая

Ты то с прибылью, то летальная,

Ну а чаще всего – сумасшедшая.

Все, что спросится, то предложится

По цене, что зовут равновесная.

Помнят все, что «Маршалловы ножницы»

Кейнс считал и стихами, и песнею.

Преклонюсь пред твоими законами,

Выбирая принятье решения.

И о том, что ресурсами скован я,

Расскажу остальным поколениям.

Очарована, околдована,

Наконец-то и с нами повенчана.

В упражненья и тесты закована

Экономика – словно как женщина.

2-ой ведущий:

  • Итак, мы приступаем к конкурсу.

Первый конкурс «Разминка».

1-ый ведущий:

Для того, чтобы заниматься бизнесом и вращаться в деловом мире необходимо обладать суммой экономических знаний, разбираться в специальных терминах. Сейчас в качестве разминки участникам предлагается ответить на вопросы. Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.

(Прохождение 1 этапа конкурса. На экране появляются вопросы этапа. Ведущий озвучивает их).

(Объявляются результаты конкурса)

1-ый ведущий:

Знания не имеют конца, потому что предмет их познания бесконечен.

Второй конкурс: «Плавание по морям знаний»

Экономические вопросы из разных областей знаний: литературы, истории, общих знаний.

За верный ответ – 20 баллов.

(Идет 2 этап конкурса).

2 – ой ведущий: (к зрителям)

  • Пока жюри проводит итоги 2 тура, давайте вспомним какие поговорки вы знаете о деньгах.

(Жюри объявляет итоги конкурса. Определяется сумма денег на счету участников игры.)

1-ый ведущий:

Третий конкурс «Деньги любят счет»

Ах, деньги, деньги! Они любят счет. Так называется наш третий конкурс. Он состоит из двух частей. В первой части конкурса наши будущие бухгалтеры должны ответить на вопросы о деньгах. Каждый ответ оценивается в 50 баллов. Во второй части конкурса каждая команда должна составить текст делового письма, адресованного директору банка с просьбой о предоставлении кредита. В текст письма должны быть включены слова из банковской лексики. Время выполнения 3 мин. (на экране появляется банковская лексика). 200 баллов будут перечислены той команде, которая составит лучший вариант текста письма. Эти баллы пригодятся команде для следующего конкурса.

2 – ой ведущий: Пока игроки выполняют задание, предлагаю немного поиграть и зрителям.

Подтвердите пословицей, что…

Один опытный бухгалтер стоит двух неопытных;

Сразу не становятся опытным бухгалтером, на все нужно время;

И опытный бухгалтер может ошибаться;

Бухгалтер не добьется результата, если возьмется за несколько дел сразу.

(После конкурса болельщиков оглашаются результаты конкурса «Деньги любят счет»)

Слово предоставляется жюри.

Четвертый конкурс «Ва-банк»

1-ый ведущий:

Знаете ли вы, что означает выражение «ва-банк» и каково его происхождение?

В переводе с французского – банк идет, так игроки оповещали партнеров, что они готовы играть на весь банк. Выражение «ва-банк» давно уже значит – идти на большой риск, действовать с отчаянной смелостью.

И четвертый конкурс для наших игроков будет связан с риском.

В этом конкурсе участники должны будут купить право ответа на вопрос. Стоимость вопроса 100 баллов. Если он правильно отвечает, эта сумма возвращается в двойном размере. Если же терпит поражение, то сумма остается в банке.

(Идет 4 этап конкурса).

2 – ой ведущий: Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявил о себе как о претендентах на бизнесменские кресла.

Сейчас мы услышим жюри, его решение, кто же из игроков признан победителем.

(Оценка жюри. Объявление и награждение победителей)

1-ый ведущий:

Поздравляем победителей сегодняшней конкурсной игры. Все участники конкурса получают памятные призы. При этом участники, занявшие 1 место, награждаются денежной премией.

ПЛАН

Проведения интеллектуальной экономической игры «В мире экономических знаний»

для студентов I-II курсов спец. 080110 «Экономика и бухгалтерский учет на автомобильном транспорте»

(в рамках проведения недели специальности)

Цели:

  • воспитательная – формирование познавательной потребности; оценка своих возможностей в конкурентной борьбе.
  • развивающая – развитие творческого и логического мышления.
  1. Оформление

1. Плакаты

2. Мультимедийный проектор

3. Маркеры, листы бумаги

  1. Участники

В конкурсной программе участвуют три команды численностью 4-5 человек каждая.

  1. Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущих о значимости экономических знаний в жизни человека.

2. Представление команд-участников, жюри.

3. Первый этап конкурса «Разминка».

Выясняется знание экономических терминов участниками.

4. Второй этап конкурса «Плавание по морям знаний».

Участники должны ответить на вопросы, связанные с экономикой, из разных областей знаний.

5. Третий этап конкурса «Деньги любят счет»:

А) проверка знаний из истории возникновения денег.

Б) составление документа «Деловое письмо» (письменно).

6. Четвертый этап «Ва-банк».

На этом этапе участники могут приумножить заработанные баллы или потерять их.

7. Подведение итогов конкурса.

8. Заключительное слово ведущих. Награждение.


Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Экономическое казино

Крупье. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только чур - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «эк-ум» - «экономический ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... А их, «эк-умов», у вас, дорогие игроки, сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Я называю область экономики и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны сделать ставку в один «эк-ум», поднимая руку или специальную табличку. В случае удачи ваша ставка удваивается, и вы зарабатываете еще один «эк-ум». Если же вы ошибаетесь, и тогда не отчаивайтесь - ваши «эк-умы» пополнят кассу нашего экономического казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей буквой: А, Б или В.

Раздаются таблички.

Крупье. Первый раунд. Я объявляю область экономики, вопрос с вариантами ответов, после чего слежу за первой поднятой рукой игрока.

1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется...

а) акция (+);

б) облигация;

в) вексель.

Кто смелый? Делаем ставки!

2. Следующий вопрос из области банковского дела. Слушаем.

Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...

а) инвестиционный;

б) ипотечный (+);

в) инновационный.

Делаем ставки, господа!

3. Вопрос из области экономической теории.

Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...

а) монетаристы;

б) меркантилисты (+);

в) утописты.

Итак, ваши ставки!

4. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах.

Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется...

а) дистрибьютер;

б) риэлтер (+);

в) аудитор.

5. Вновь вопрос о ценных бумагах.

Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется...

а) обыкновенной;

б) именной;

в) привилегированной (+).

Делаем ставки!

6. Кто из вас в ладу с историей экономики?

Первую биржу в России основал...

а) Петр 1 (+);

б) Павел 1;

в) Александр I.

Ваши ставки!

7. Знаете ли денежные единицы зарубежных государств?

Денежная единица Вьетнама называется...

б) донг (+);

в) гуарени.

Делаем ставки!

8. Вопрос о денежных финансовых документах.

Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется...

б) сертификат;

9. Вновь история экономической теории.

Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется...

а) «Капитал» (+);

б) «Благосостояние для всех»;

в) «Теория несовершенной конкуренции».

Делайте ставки!

10. Вопрос о современных руководителях финансово-экономического аппарата страны.

Министерство, которое возглавляет господин Кудрин, называется...

а) Министерство по налогам и сборам;

б) Министерство финансов (+);

в) Министерство экономики и продовольствия.

Ваши ставки, господа!

Крупье. Второй раунд усложнится. Я буду называть только область экономики. Узнать формулировку вопроса вы сможете только после того, как кем-то (по первой поднятой руке) будет сделана ставка.

1. Формы собственности. Ваши ставки!

Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется...

а) государственная;

б) частная (+);

в) муниципальная.

2. Вопрос из области международных экономических отношений. Делаем ставки, господа!

Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется...

а) импорт (+);

б) экспорт;

в) лизинг.

3. Вопрос знатокам экономических санкций. Ставки!

Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется...

б) гонорар;

в) штраф (+).

4. Вопрос из области торговли. Делайте ставки:

Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется...

а) аукционная (+);

б) розничная;

в) оптовая.

5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.

Делайте ставки!

Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...

а) на имущество;

б) на добавленную стоимость;

в) подоходный (+).

6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией. Кто сделает ставки?

Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...

а) конкуренция;

б) олигополия;

в) монополия (+).

7. Вновь формы собственности. Ставки!

Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...

в) индексация.

8. Вопрос из области биржевой деятельности. Ожидаю ваши ставки!

Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...

б) брокер (+);

а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);

б) «Просто майский чай»;

в) «Иммодиум».

10. Вопрос из области рыночной экономики. Ставки!

Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...

а) анализ;

б) менеджмент;

в) маркетинг (+).

Крупье . Третий раунд. Вы будете делать ставки вслепую, не зная ни область экономики, ни самого вопроса.

1. Кто делает ставку? Итак, есть ставка! Вам и достается этот вопрос!

Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...

а) равновесным;

б) сбалансированным (+);

в) дефицитным.

2. Ваши ставки!

Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...

а) одежду;

б) оплату квартиры;

в) питание (+).

3. Принимаю ставки!

Источником дополнительных доходов не могут быть...

а) незаконные операции (+);

б) приусадебный участок;

в) сдача в аренду гаража.

4. Кто сделает ставку?

Коля получил двойку. За это мама не разрешила ему пойти в кино. Как бы это событие назвал знаток экономики?

а) санкция (+);

в) неустойка.

5. Играет ставка!..

Что относится к непредвиденным расходам в семье?

а) ремонт телевизора (+);

б) покупка дивана;

в) покупка гаража.

6. Жду ставки!

Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...

а) во время учебных занятий;

б) в каникулярное время (+);

в) уходя с уроков.

7. Принимаю ставки на следующий вопрос!

К ресурсам семьи не относятся...

а) технологии;

б) деньги на сберкнижке;

в) деньги, взятые в долг (+).

8. Ставки!

Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...

а) упаковка (+);

б) этикетка;

в) товарный знак.

9. Принимаю еще ставки!

а) значки (+);

б)витрины;

в) проспекты.

10. Последняя ставка!

Большим спросом на рынке пользуются товары...

б) высокого качества, но с высокой ценой;

в) низкого качества, но в красивой упаковке.

Крупье. Четвертый раунд называется «Черный ящик». На раздумье дается 30 секунд, после чего следуют ставки, выбор права ответа. Если ответ правильный, участник получает соответствующее количество «эк-умов». Внимание, «Черный ящик»!

1. В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Контракт.)

2. Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)

3. В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)

4. А здесь - допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товарный знак.)

5. В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)

Казино закрывается. Определяется победитель.

Экономическая дюжина

Название игры соответствует количеству участников - 13. После каждого тура выбывает один участник.

1-й тур «Что это?»

Играют 13 человек. Первый ответивший на вопрос, переходит в следующий тур. По окончании 1 тура остается 12 игроков, 1 выбывает.

Вопросы:

1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)

2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)

3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)

4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)

5. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)

7. Зарытые в землю ценности. (Клад.)

8. Взятые взаймы деньги. (Долг.)

9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)

10. Официальная отметка на документе. (Виза.)

11. Должник по-другому. (Дебитор.)

12. Залог недвижимости. (Ипотека.)

2-й тур «Экономические загадки»

Игрок, угадавший ответ, переходит в следующий тур. В конце 2-го тура останется лишь 11 участников.

Загадки:

1. Возьми первую из нот

И к ней добавь ты слово «ход».

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)

2. Тимофей носки вязал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки;

Получил одни... (Убытки.)

3. Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это... (Купить.)

4. Судно по морю плывет

И тяжелый фуз везет.

Но стоит букву заменить,

Там сможешь акции купить. (Биржа.)

5. Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

6. Догадайся без труда:

Банка и без буквы «А» (Банк.)

7. К первому слову, где деньги хранишь,

Слово второе добавь и получишь

Третье слово, легкое для запоминанья -

Бумажных денежек названье. (Банкнота.)

8. Угадай-ка, как зовется,

Что за деньги продается. (Товар.)

9. Найди ты слово, наконец,

Антоним слову «продавец». (Покупатель.)

10. Ни доллар, ни рубль, ни фунты,

А как называлась немецкая валюта? (Марка.)

11. Так повелось с начала века

Их очень много у человека.

Охота и есть, и пить, отдыхать.

Вам предстоит это слово узнать. (Потребности)

3-й тур «Экономические пословицы»

Игрок, называющий пословицу на тему «Деньги», переходит в 4-й тур. Останется всего 10 человек.

Варианты пословиц:

Деньги не в деньгах, а в делах.

Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.

Деньга деньгу достает.

Деньги - навоз: сегодня нет, а завтра - воз.

Деньги без глаз.

Деньги не грибы, можно и зимой найти.

Где денежкам счет - там добро не утечет.

Кто не бережет копейки, рубля не стоит.

Лишние деньги - лишняя забота.

4-й тур «Экономические подсчеты»

Примеры:

5-й тур «Орудия труда»

Отгадавший ответ - орудие труда - переходит в 6-й тур, остается 8 человек.

Вопросы:

1. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата)

2. Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок. (Рубанок.)

3. У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана. (Наперсток.)

4. Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

5. Зубы есть,

А хлеб не ест. (Пила.)

6. Сам худ,

А голова с пуд. (Молоток.)

7. Зубы имеют,

А зубной боли не знают. (Грабли.)

8. Два конца, два кольца,

Посередине - гвоздик. (Ножницы.)

6-й тур «Экономические ребусы»

Ведущий показывает по одной карточке с экономическими ребусами. Первый разгадавший игрок переходит в 7-й тур. В 7-м туре будут играть только 7 участников.

Ребусы:

Ребусы по экономике

7-й тур «Экономические термины»

Участникам за 1 минуту нужно написать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например «Р». Игрок, составивший меньшее число терминов, выбывает, только 6 человек переходят в 8-й тур.

8-й тур «Вербальная информация»

Участникам даются карточки с 15 парами слов и словосочетаний из области экономики и бизнеса. Нужно в течение 30 секунд посмотреть их и отметить пары, состоящие из одинаковых слов или словосочетаний. Выбывает тот игрок, кто отметит меньшее число пар. В следующий тур переходят 5 игроков.

1. АО «ИТК Олдинг» - АО «ИПК Олдинг».

2. Компания «Малти-Миксер» - Компания «Малти-Миксер» +.

3. Уставный капитал - Уставный фонд.

4. Идеология «Паблик рилейшнз» - Идеология «Паблик рилейшнз» +.

5. Абсолютная олигополия - Абсолютная олигопсония.

6. Современный маркетинг-Современный менеджмент.

7. Техническая реконструкция - Технологическая реконструкция.

8. Лайонз клуб «Москва - Север» - Лайонз клуб «Москва - Север» +.

9. Беспроцентная ссуда - Беспроцентный кредит.

10. Консультативный бизнес - Консультативный бизнес +.

11. Сервисное обслуживание - Сервисное обслуживание +.

12. Станкомехнромтехбанк - Станкомехпромтехбанк +.

14. Компьютеры фирмы ЭППЛ - Компьютеры центра ЭППЛ.

15. Эффективный мониторинг - Эффективный контролинг.

9-й тур «Объедини общим термином»

Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим. В 10-м туре будут играть только 4 игрока.

1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.)

2. Товар, ввоз. (Импорт.)

4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)

10-й тур «Экономический кроссворд»

Каждому из 4 игроков выдается кроссворд, который они должны разгадать. Последний из группы выбывает из борьбы.

Кроссворд: «Пирамида»

Разгадав все слова, расположенные по горизонтали, и поднявшись к самой вершине пирамиды, вы сможете прочитать новый экономический термин, расположенный в центре пирамиды по вертикали (сверху вниз).

Вопросы.

1. Метод оперативного контроля экономической деятельности.

2. Специфическое свойство, объективно присущее кредиту.

3. Передаточная подпись на ценной бумаге, векселе, чеке, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.

4. Документ о залоге должником недвижимого имущества (земли, строения), дающий кредитору права продажи заложенного имущества.

5. Ссуды в денежной форме, выданные на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

6. Вид платежей в бюджет.

7. Документ, которым оформляются результаты работы или обследования предприятий, фирм и т. п.

Ответы.

1. Регулирование. 2. Возвратность. 3. Индоссамент. 4. Закладная. 5. Кредиты. 6. Плата. 7. Акт.

Слово, расположенное вертикально, - КАДАСТР.

Кадастр - это: 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности экономических объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подоходным налогом.

11-й тур «Составь диаграмму»

Представить в виде столбиковой диаграммы «Грузооборот железнодорожного транспорта за период 1997-1999 гг.», если указаны следующие данные:

В 1998 году фузооборот составил - 126 млн тонн

В 1997 году - 118,3

В 1999 году - 135,1

Ответ:

Грузооборот ж/д транспорта, млн т

12-й тур «Цепочка слов»

Два игрока по очереди произносят слова- экономические термины. Первый произносит экономический термин, следующий игрок должен назвать слово, которое будет начинаться с последней буквы первого слова. Получается цепочка. Называть только существительные в единственном числе.

Победит в туре тот и тогда, когда у другого игрока больше нет вариантов в течение 15 секунд.

Пример цепочки:

Экономика - АкциЯ - ЯрмаркА - АукциоН - НалоГ - т. д.

Оставшийся участник становится победителем «Экономической дюжины».

Деловая экономическая игра «Конкурент»

Игра формирует установку на активные самостоятельные действия в условиях рынка, умение выдвигать и отстаивать идею, которая могла бы быть конкурентоспособной; знакомит участников с основами рыночной психологии (инициативностью, самостоятельностью, предприимчивостью, ответственностью, разумным риском и т. д.); формирует у участников адекватное представление о взаимоотношениях в условиях рынка (о выгодах частного предпринимательства, взаимных обязательствах, ориентации на потребителя и т. д.).

В начале игры ребята инсценируют сказку «Муха-цокотуха - предпринимательница!».

Ведущий. Гляньте, Муха там идет.

Громко песенку поет.

Появляется Муха.

Муха.

Как-то раз по полю шла,

Там я денежку нашла.

А раз денежку нашла,

В дом доход я принесла.

Значит, бизнесом займусь -

Широко я развернусь!

Подсчитаю свой доход,

Не забуду и расход.

Чтоб работать без изъяна,

Я составлю бизнес-план.

Только чем же мне заняться?

Как бы прибыль получить?

Может, мне кафе открыть?

Еще нужен капитал,

А не то - крутой провал!

Деньги в банк свои вложу,

Депозит я «отворю»,

Накоплением займусь.

Ну а там уж развернусь!

Чтобы мне кафе открыть,

Лицензию надо получить,

Помещение арендовать,

Его оборудовать и бизнес начать.

Дело я свое начну,

Ряд работников найму.

Чтобы в кафе приходили к нам:

«Приходите, дорогие,

Я вас чаем угощу!»

Ведущий.

Посетители прибегали,

Все стаканы выпивали.

А пенсионеры - по три чашки

С молоком и крендельком.

Нынче Муха-Цокотуха -

Предпринимательница!

Ход игры

Подготовительный этап

В течение 5 минут все присутствующие на игре участники работают самостоятельно. Перед ними ставится задача: подумать и предложить залу идею молодежной фирмы, которая отвечала бы требованиям времени, была интересна молодым и, самое главное, была конкурентоспособной с другими идеями.

По истечении времени - заслушиваются все идеи и фиксируются на специальном стенде.

Самостоятельно участники выбирают фирму, идея которой им наиболее симпатична. При устройстве на работу они должны обосновать, почему именно эта фирма привлекла их, чем они могут быть полезны и пр. Директор фирмы вправе принять или отказать.

По истечении 15 минут проверяется степень комплектации фирм. В игру вступают только участники, набравшие 10 человек, остальные, вместе с теми, кто не успел устроиться на работу, обретают статус безработных (уже на начальном этапе они не смогли стать конкурентоспособными - привлечь внимание). На специальном стенде фиксируются названия фирм.

Начало игры - регистрация фирм

Каждой зарегистрированной фирме выдается первоначальный капитал в размере 2 вита. На каждом этапе ставится конкретная задача. Фирмы, спустя определенное время, предоставляют решение.

Все, кто остался вне игры, могут вступить в нее на любом этапе в качестве частного предпринимателя или сотрудников вновь созданной фирмы, но уже без начального капитала.

После каждого этапа осуществляется оценка деятельности фирмы путем голосования всех присутствующих в зале за наиболее понравившуюся идею. На каждом этапе можно голосовать только за одну команду, причем фирмы, чья идея оценивается в данный момент, в голосовании не участвуют.

Фирма, у которой не осталось ни одного вита, объявляется банкротом и выбывает из игры. Она не выдержала конкуренцию, не смогла представить свой товар, найти покупателя своей идеи.

1-й этап - решение организационных вопросов фирмы. Где в городе (конкретно) можно найти помещение, к кому обратиться за поддержкой, где взять первоначальный капитал;

2-й этап - наиболее действенная и доступная реклама фирмы;

3-й этап - конкретная программа деятельности фирмы. Бизнес-план;

4-й этап - изюминка, шарм, особенность фирмы;

5-й этап - проводится в случае, если к финалу игры подошли 2 или несколько фирм с одинаковым количеством витов;

6-й этап - дуэль. Представьте, что серьезная солидная фирма выделила п-сумму для осуществления только одного из заявленных проектов. Ваша задача доказать, что именно ваша фирма может рассчитывать на эти деньги в первую очередь.

Финал игры

После подведения итогов и награждения победителей слово предоставляется консультанту игры, который делает краткий анализ всех заявленных идей, определяет новизну и оригинальность, осуществимость в ближайшее время и в далеком будущем, степень удовлетворения интересов молодежи и т. д.

Деловая игра «Экономические карты»

Цели : способствует приобретению опыта коллективного обсуждения, расширению кругозора в области экономики, активизирует память, сплачивает коллектив.

Участники: 2, 3, 4, 6, 9, 12 или 13 команд (отрядов) средних и старших классов; количество в команде определяется общим числом присутствующих.

Оборудование : 3 карточные колоды по 36 карт в каждой; карточки с денежными единицами «кукареками»

Подготовительный этап игры, правила

1. Одна карточная колода остается у крупье-ведущего, а 2 колоды, вперемешку, раздаются отрядам (поровну между собой).

2. Вопросы игры подобраны по следующему принципу: каждая масть - конкретное направление в экономике:

ПИКИ - «Деньги. Валюта».

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги».

БУБНИ - «Разные экономические вопросы».

3. Крупье достает из своей колоды карту и объявляет ее, например, семерка червей. Те команды, у которых оказывается семерка червей, играют на этом этапе. Всего в игре две семерки червей, следовательно, соревнуются только 2 команды, остальные пока зрители.

4. Стоимость одного вопроса - один кукарек.

5. Если команде повезло и у нее оказались обе семерки червей, то за правильный ответ ей дается уже 2 кукарека.

6. Игра идет до тех пор, пока у одной из присутствующих команд не кончатся карты. Побеждает команда, набравшая больше всех кукареков.

7. Есть в игре и своеобразный риск - это карта ДАМА ПИК. Если крупье вытянет ДАМУ ПИК, команда, у которой она оказалась, объявляется банкротом.

Вопросы по карточным мастям:

ПИКИ - «Деньги. Валюта»:

1. Сколько центов в одном долларе? (100.)

2. Денежные единицы иностранного государства. (Валюта)

3. Драгоценный металл, служивший международным стандартом для измерения стоимости валют. (Золото)

4. Металлический денежный знак. (Монета.)

5. Всеобщее средство расчета, платежа и накопления. (Деньги.)

6. Процесс повышения общего уровня цен в стране. (Инфляция)

7. Деньги, имущество, принадлежащие государству, организации. (Казна.)

8. Разговорное обозначение 1000000 денежных единиц. (Лимон)

9. Что было продано за 4 сольдо, которые продавец вложил в искусство? (Азбука.)

10. Латвийская денежная единица. (Лат.)

11. Как называется способность валюты свободно обмениваться на иностранные валюты в любой форме и во всех операциях без ограничения? (Конвертируемость.)

12. Какие монеты дороже: золотые или серебряные? (Золотые.)

13. Что общего между коровами, беличьими шкурками и ракушками кеори? (Это деньги.)

14. Что такое инвестиции? (Капиталовложения)

15. Что такое прибыль? (Это разница общей выручки и издержек.)

16. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

17. Как называется выпуск денег? (Эмиссия.)

18. Оборотная сторона монеты. (Реверс)

2. Обмен одного товара на другой. (Бартер.)

3. Продукт труда. (Товар.)

4. Разновидность косвенного налога. (Акциз.)

6. Греческий бог - покровитель торговли. (Гермес.)

7. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

8. Количество выпущенных экземпляров какого-либо издания. (Тираж.)

9. Сообщение о выходе товаров на рынок, введение новых услуг. (Анонс.)

10. Деятельность на рынке под девизом «Найти потребность и удовлетворить ее». (Маркетинг.)

11. Требование на товары со стороны покупателя. (Спрос.)

13. Какой товар называется «черным золотом»? (Нефть.)

14. Как называется цена на товар, продаваемый крупными партиями? (Оптовая.)

15. Что производит фирма «Адидас»? (Спортивную одежду и обувь.)

16. Недостаток, нехватка товаров. (Дефицит.)

17. Денежное выражение стоимости товара. (Цена.)

18. Почему первые помидоры стоят очень дорого, потом дешевеют? (Их становится больше.)

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги»:

1. По каким из ценных бумаг получают дивиденды? (По акциям.)

2. Как называется выпуск банком денежных единиц и ценных бумаг? (Эмиссия.)

3. Разность между денежными доходами и расходами в бухгалтерском учете. (Сальдо.)

4. Финансовая несостоятельность банка. (Банкротство.)

5. Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и дающее их в долг. (Банк.)

6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. (Процент.)

7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата. (Кредит.)

8. Документ, где отражены все затраты. (Смета.)

9. Левая сторона бухгалтерского баланса. (Актив.)

10. Как называются ценные бумаги и денежные средства, помещенные для хранения в банк? (Депозит.)

11. Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, денежных знаках? (Номинал.)

12. Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство. (Облигация.)

13. Откуда прибыль у банка? (Банковский процент.)

14. Что такое курс акций? (Цена, по которой акции продаются.)

15. Что происходит с ценой на рынке, если растет предложение товара? (Цена падает.)

16. Что продают на фондовой бирже? (Ценные бумаги, акции, облигации и др.)

17. В каком городе был подписан договор об образовании Европейского Экономического Сообщества? (В Риме.)

18. Что такое рентабельность? (Превышение доходов над расходами.)

БУБНИ - «Разные экономические вопросы»:

1. Кто основал первую биржу в России? (Петр I.)

2. Кто в России является лауреатом Нобелевской премии в области экономики? (Василий Леонтьев.)

3. Устройство для подключения компьютера к телефонной сети. (Модем.)

4. Сленговое обозначение деловой встречи. (Стрелка.)

5. Пользование чем-либо за деньги. (Аренда.)

6. Остров, известный как родина современной организованной преступности. (Сицилия.)

7. Официально зарегистрированная последняя воля человека. (Завещание.)

8. Форма организованной преступности. (Мафия)

9. Престижный аукцион произведений искусства. («Сотби».)

10. Получение предприятием официального статуса. (Регистрация.)

11. Документ о налогах, подаваемый в налоговую инспекцию. (Декларация.)

12. Мифологический хранитель подземных богатств. (Гном.)

13. Человек, имя которого стало нарицательным для обозначения воротил большого бизнеса. (Рокфеллер.)

14. Остров, являвшийся центральным местом сбора карибских пиратов. (Тортуга.)

15. Борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение доли на рынке. (Конкуренция.)

16. Основная часть экспорта Объединенных Арабских Эмиратов. (Нефть.)

17. На каком языке написан «Капитал» Карла Маркса? (На немецком.)

18. Назовите самую крупную авиакомпанию России. (Аэрофлот.)

Экономический звездный час «Валюта»

Игра смоделирована по телевизионной программе ОРТ, в ней участвуют шесть ифоков из средних и старших отрядов. Аудитория украшена иллюстрациями существующих валют, а также валют, придуманных детьми.

Первый тур

У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.

Ответы на табло

Вопросы:

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:

«Малыш и Карлсон» (9)

«Три мушкетера» (7)

«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)

«Приключения Пинноккио» (2)

«Остров сокровищ» (3)

«Али-Баба и 40 разбойников» (6)

«Незнайка на Луне» (8).

После первого тура остаются четыре игрока, набравшие большее количество звезд, они переходят во второй тур. Если осталось 5 человек, ведущий должен сориентироваться и задать дополнительный вопрос.

Второй тур

Перед участниками табло с четырьмя графами, где даются варианты ответов. Вопросы этого тура имеют ответы с перечислениями. Участники должны обнаружить закономерность, логику в ответе и поднять номер по требованию ведущего. За правильный ответ - звезда. Время на обдумывание - 15 секунд.

Ответы на табло

Вопрос:

Все ли в приведенной схеме страны имели одинаковую валюту - франк? (Правильный ответ: 4 - валюта Эстонии - крона.)

Ответы на табло

Вопрос:

На банкнотах долларов разных достоинств в 1, 2, 5, 10$ изображены портреты известных личностей Америки. Нарушено ли соответствие купюр с номиналом в 1, 2, 5, 10 $ перечисленным портретам? (Правильный ответ: 3 и 4. На купюре с номиналом в 1 $ изображен Дж. Вашингтон, в 2 $ - Т. Джефферсон, в 5 $ - А. Линкольн, в 10 $ - А. Гамильтон).

Ответы на табло

Вопрос:

Какая из приведенных валют не принадлежит прибалтийским государствам? (Правильный о т в е т: 3 - Лей - денежная единица Молдавии).

По результатам тура выбывает один участник с наименьшим количеством звездочек.

Третий тур

Участники должны из набора букв НФРКЛИАН составить фамилию известного деятеля, которому принадлежат следующие строки: «Время - деньги». (Франклин)

Кто быстрее ответит, получает звездочку и выходит в финал.

Финал

Двум оставшимся финалистам за минуту нужно составить как можно большее количество слов из слова «СВОБОДНОКОНВЕРТИРУЕМЫЙ». (Примерные слова: тир, кон, дно, ритм, бидон и мн. др.)

По истечении установленного времени участники по очереди называют составленные слова. У кого их составлено больше, - тот победитель.

Игра - конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке.. (проценты)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Статьи по теме: