Социально-психологическая игра «Лепешка» («Эмоции»). Игра «Лепешка»: корректируем негативные детско-родительские отношения

15.05.2018 09:57

Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.

Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.

Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.

Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Кому показаны социальные игры

Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:

    дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;

    братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;

    Дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);

    дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;

    дети/подростки с нарушениями в поведении;

    дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Что наша жизнь? Игра!

Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.

Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

    дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

    учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

    способствует нормообразованию;

    создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

    позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

    развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет .

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет .

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет , в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Эта игра учит ребенка:

    выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;

    адекватно воспринимать отказ;

    чувствовать чужие границы;

    отстаивать свои интересы;

    прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;

    искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;

    справляться с агрессией социально приемлемым способом;

    распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;

    придумывать разные стратегии взаимодействия.

В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.

«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.

Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!

Эта игра:

    развивает наблюдательность, быстроту реакции;

    учит отстаивать свои границы;

    учит предугадывать намерения других участников;

    учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;

    позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.

В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.

Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

По материалам открытых источников

Многие психологи знают о Гюнтера Хорне и его социальных играх. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере, проговорить сложные моменты на холодную голову.

Есть наборы для разных целевых групп: «Псикреты» для подростков, для работы с приемными семьями и «Обычные семьи — необычные дети» для работы с родителями и окружением особенных детей.

О них мы и поговорили с создателями — российскими соавторами игр Гюнтера Хорна — психологами Елизаветой Хеллингер-Трофимовой и Светланой Сенатской.

Елизавета Хеллингер-Трофимова (аналитический психолог и детский психотерапевт, правообладатель «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России, разработчик и соавтор игр).

— При создании этого комплекта мы более опирались на проблемы родителей, окружения и сиблингов (сестер и братьев), нежели чем самих особенных деток. Эти дети в плане игр ничем не отличаются от любых других и им для досуга подойдет любая игра, разве что в отдельных случаях вариант может быть попроще. Центр, в котором высказывания для карточек отбирались и тестировались инклюзивный, там есть дети с нарушениями аутистического спектра, слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП. Основные авторы — Светлана Сенатская и Элина Федотова и в настоящий момент они продолжают работу по отбору высказываний для колоды по принципу «О, это то, что нам надо».

Вытаскиваю пару карточек наугад: «Я плохо высыпаюсь» и «Я не могу встретиться со своими друзьями». В принципе, это об одном и том же. У мам часто не хватает времени на себя. Основной проблемой, с которой сталкивается окружение особенного ребенка, является ориентация жизни всей семьи на потребности данного ребенка, то, что все члены семьи «вращаются» вокруг него. Вплоть до переезда ради того, чтобы быть ближе к определенным занятиям. Или то, как родители переживают или принимают сам факт, что ребенок — особенный. Есть вариант, когда проблема полностью отрицается. На нее закрывают глаза, считают, что с ребенком все ок, нужно только немного «приналечь» на занятия или, наоборот, можно запустить — все само образуется. Есть другая крайность, когда родители слишком в проблеме, и даже посещая все возможные курсы и кружки не верят в возможность какого-то сдвига, пребывают в депрессии. Бывает и так, что кто-то депрессивен, а кто-то наоборот, предпочитает не замечать. Очень много вытесненных чувств, например, о несправедливости и «почему я». Тут важно проговорить, что хорошего принес в жизнь мамы этот ребенок. Например, научил терпению, толерантности. Многие сами отвечают на этот вопрос. Много грустных историй, например, когда папа уходит из семьи, много замечательных историй, например, когда сиблинги, растущие вместе, не представляют себе чего-то другого, кроме заботы о брате или сестре и в дальнейшем выбирают себе по жизни помогающие профессии. Все карточки в наборе на основе реальности.

Игра «Лепешка»

— А какое отношение к ребенку является адекватным в такой ситуации?

— Понимать, что с конкретным диагнозом не прыгнешь выше головы, но и не паниковать и делать все возможное.

— С кем лучше играть в такой набор?

— С тем, кто наилучшим образом может разделить твои чувства. Например, с семьей с таким же ребенком. Вот карточка «Мой ребенок — мое наказание» и карточка «Мой ребенок — моя гордость». Мама может испытывать попеременно и то и другое чувство. Когда у ребенка что-то получается, она, как и все мамы, гордится им, неважно, что это — победа на чемпионате или просто освоение очередной темы по математике. Окружению особенных детей очень важно найти друзей в сообществе, где они смогут себя выразить.

— Давайте разберем примеры карточек.

— «Я склонен участвовать в ссорах, скандалах, если это касается моего ребенка» — такая корректная формулировка «я порву за своего ребенка». Это позиция агрессивной жертвы, из которой важно доказывать окружающим свою правоту. А может быть и не свою, а близкого человека.

— Чем это полезно для семьи? Проговорить это?

— Помогает выразить сложные чувства и гармонизировать общение между детьми и родителями. Карточки как своего рода мостик. Мы говорим, что они развивают социальные компетенции, а что такое социальная компетенция как не умение общаться. Данные описания помогают проанализировать свои стереотипы в общении. Каким образом ты добиваешься внимания.

— А может ли «поиграть» один человек?

— Если человек один и, например, только что столкнулся с проблемой, карточки помогут для самоанализа, помогут разобраться в своих чувствах. И помогут осознать, что тебе нужна помощь специалистов и единомышленников.

— И все-таки, как играть в карточки?

— Тут нет единого стандарта. Многое зависит от ведущего-специалиста, пробовался даже вариант в стиле ток-шоу, когда надо было защищать выпавшие наугад позиции — половина группы защищает одну сторону, вторая — на противоположной. Эта игра помогает посмотреть на проблему под другим углом. Пример: «Я придерживаюсь мнения, что общество должно приспосабливаться к нам и нашим детям, а не мы к нему». Действительно, многие считают, что общество много им должно. Но за чувствами агрессии стоит боль, это важно понимать. Так же как и за апатией, когда люди вообще предпочитают не выходить из дома: «Общество все равно ничего не может нам предложить». Оба полюса критичны и непродуктивны.

— А насколько такие дискуссии по болевым вопросам безопасны? Тема-то ранящая.

— Все зависит от ведущего, насколько он готов выдержать и принять разные темы и разные чувства — и боль, и разочарование, и фрустрацию, и крушение надежд. Насколько он способен понять человека, которому нужна поддержка. Услышать, что какая-то тема «у всех болит» очень важно.

— Хорошо ли играть в такой набор в инклюзивных учреждениях?

— Для инклюзии я бы предпочла игры, направленные на сплочение, подчеркивающие важность того, что несмотря на все различия, мы вместе.

    “Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся...

Читать полностью

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся живые отношения участников друг с другом, разработка своего стиля поведения, исследование стратегий взаимодействия с другими игроками. Игру можно проводить много раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).
Состав комплекта:
игровое поле;
пластилин;
кубик;
инструкция.

Скрыть
Статьи по теме: