Способ жеребьевки. Прибаутки, заклички, игровые приговорки. Провести соревнование на меткость

Детские считалки – необходимая часть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Название «считалки» был придуман собирателями фольклора. Хотя, собственно, счет встречается только в считалках-числовках. Но это название так прочно вошло в обиход, что сейчас даже сложно представить, что «считалки» могут называться как-то по-другому.

Разучивайте с детьми считалки! Это не только поможет им развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников.

Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.

Не претендуя на этнографическую точность, мы разбили детские считалки на несколько групп:

Детские считалки-числовки

Считалки-числовки – это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке. Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на счет «правильными» числами. Но считать-то было как-то надо – вот и придумывали такие «заменители». Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках.

Примеры детских считалок-числовок:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли мальчики играть,

Да водилку выбирать.

Им стал Родивон,

Пусть отсель он выйдет вон!

Раз, два, три, четыре –

Только по полу скакать!

Раз-два – кружева,

Три-четыре – платье сшили,

Пять-шесть – кашу есть

Семь-восемь – деньги просим.

В нашей маленькой компанье

Кто-то палочку украл.

Раз, два, три –

Это верно будешь ты!

Первенчики, другенчики –

Летели голубенчики.

По божьей росе,

По чужой полосе.

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Выйди вон королек.

Перводан, другодан,

На четвертый угодан!

Азы, двазы,

Тризы, ризы,

Пята, лата,

Туни, муни.

Заумные детские считалки

О происхождении заумных считалок у ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам. Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы. Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом.

Примеры заумных считалок:

Эни, бени, рики, факи,

Тур-ба-ба, каляки, шмаки.

Дэу, дэу, кранодэу.

Эбит-бэбид,

Биткен баткен,

Эбит-бэбид

Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба.

О бар бо бар

За бор зи,

О бар бо бар

Атки-па тки чуткиме ,

Аболь-фоболь доменэ ,

Граматыки

Анки-дранки дру едру,

Чебер-фебер фу ерфу,

Ан дан, дугестан,

Уда вида, уда кан.

Старинные и современные русские детские сюжетные считалки

Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые слова и реалии окружающего мира. Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»:

Ехал Лунтик на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

Но, все же, в некоторых детских сюжетных считалках можно проследить следы разных эпох. Вот, позднее российское средневековье:

На златом крыльце сидели,

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

А вот XVII-XIXвек:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты –баты, на базар.

Аты-Баты, что купили?

Аты баты самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты баты, кто выходит?

Аты-баты, ты да я.

Ехал барин в тарантасе,

Таракана раздавил.

И за это приключенье

Три с полтиной заплатил

Дора-Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать.

Мы связали руки-ноги,

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел,

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева ботинки,

Что угодно для души.

Эти детские считалки довольно современные – начало и середина XX века:

Дом высокий, трехэтажный,

На верху свисток протяжный.

Как засвищет, заорет,

Всех на фабрику зовет.

Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «Эс»

Буква «Эс» не подошла,

Выходи на букву «А».

Хотя такие считалки и называются сюжетными, но сюжет этот, зачастую, удивительно алогичен и произволен. Детская фантазия, не связанная взрослым опытом, не имеет границ! В детских считалках катятся не только яблочко, шарик или колечко, но и предметы, совершенно для «качения» не предназначенные: торба, яблоня, голубое платьице. Детские считалки – очень динамичны. В них кто-то или что-то постоянно «катится», «едет», «идет». А вот «сидят» или «стоят» — очень редко.

Примеры детских сюжетных считалок:

Яблоко катилось

Вокруг огорода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

Катилась торба

С высокого горба;

В этой торбе хлеб, пшеница,

Из под горки катится

Голубое платьице.

На боку зеленый бант,

Тебя любит музыкант!

Стакан, лимон,

Выйди вон!

Стакан воды,

Выйди ты!

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету,

А я сяду и поеду,

Ты слуга подай метлу,

Я карету подмету.

Карл Иваныч с длинным носом

Подходил ко мне с вопросом:

«Как избавить этот нос,

Чтобы больше он не рос?» -

«Вы возьмите канифоль

И помажьте его вдоль,

А помазавши потом

Ковыряйте долотом».

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась на корзинку

И упала в яму – Бух,

Раздавила сорок мух.

Шел солдатик из больницы,

Нашел белы рукавицы,

Думал-думал куда деть –

Решил на ноги надеть.

Под горою у реки

Живут гномы –старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-дон, диги-дон –

Выходи из круга вон!

Маленький мальчик

Сел на стаканчик,

В дудочку играет,

Царя забавляет.

Царю на потешки,

Ему на орешки.

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

Дин-дон, дин-дон,

Выходи из круга вон!

Я пойду найду дуду,

Вдоль по улице пойду.

Веселей, дуда, дуди,

Мы играем, ты води!

Считаться можно и «на выбывание». Правда, это занимает довольно много времени, ведь «во дой» будет тот, кто последним останется в кругу. Современные дети, улавливая все нарастающий ритм окружающего мира так считаются редко – некогда. А раньше – лет семьдесят назад – именно такой способ счета был основным. Считаться можно любой считалкой. На кого попал последний слог выходит из круга и дальше в жеребьевке не участвует. И так до тех пор, пока не останется последний. А вот считалка «Шла кукушка мимо сети…» — это считалка именно на выбывание. Считаются так:

Дети встают в круг, сжимают обе руки в кулак и выставляют вперед. Тот, кого назначили считать, слегка стукает по кулачкам на каждое слово считалки:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали «Ку-ку-мак»,

Разжимай один кулак!

Тот на кого пришлось последние слово считалки, разжимает кулак и прячет руку за спину. Считалка повторяется. Водящим может стать либо тот, кому первым выпадет разжать два кулака, либо тот, чей кулак останется последним.

Существуют детские сюжетные считалки «с продолжением». Например, такая:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге

Сколько надо гвоздей?

Не задумывайся, говори поскорей!

Тот, на кого пришелся последний слог, должен быстро назвать число. Можно оговорить, что число должно выть не больше 10 (20, 30 – как договоритесь). К примеру, названо число пять. Тогда считалка начинается сначала:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо по дороге.

Надо пять гвоздей: раз, два, три, четыре, пять!

Тот на кого выпадет счет пять – «во да».

Такая же считалка «с продолжение» — всем известная детская считалка «На златом крыльце сидели…». Когда произносят слова «Кто ты будешь такой?», то тот, на кого укажет ведущей при слове «такой», должен быстро назвать одного из «героев», сидящих на крыльце: «король», «царь», «сапожник» … После этого считалку начинают сначала и считаются до выбранного персонажа. На кого попадет это слово – тот и выходит.

Авторские детские считалки

Источниками считалок, конечно, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное.

Я — зверёк,

И ты — зверёк,

Я — мышонок,

Ты — хорёк,

Ты хитёр,

Кто умён -

Тот вышел вон!

(Самуил Маршак)

Шел по улице отряд -

Сорок мальчиков подряд:

На четыре,

И четырежды

И еще потом четыре.

(Даниил Хармс)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять.

Раз — котёнок самый белый,

Два — котёнок самый смелый,

Три — котёнок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять похож на Три и Два -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

(Сергей Михалков)

Му-ра-вей бе-жит по троп-ке,

На е-го шта-нах за-клёп-ки

А в кар-ма-нах две ды-ры –

Ты вы-хо-дишь из иг-ры!

(Михаил Яснов)

Цыплёнок – КУРОЧКИН.

Утёнок – УТОЧКИН.

Щенок – СОБАЧКИН.

Жеребёнок – КЛЯЧКИН.

Барашек – ОВЕЧКИН.

А я? ЧЕЛОВЕЧКИН!

(Михаил Яснов)

***
Вышел ёжик из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Вынул камешки и мел,

Улыбнулся, как умел.

Подарил мне всё, что вынул,

И опять в тумане сгинул.

(Вероника Долина)

А теперь, когда все посчитались, можно играть в , или !

Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды.

Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц:

  • «Солнце красное или месяц ясный?»
  • «Коня вороного или казака удалого?»
  • «Наливное яблочко или золотое блюдечко?»
  • Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер:
  • «На печке заблудился или в тарелке утоп?»
  • «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?»

Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос. Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку». Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды. Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в или менее известной, но очень динамичной .

Современный простой и всем известный способ разделить детей на команды – рассчитаться по порядку номеров. Но, чтобы было веселей, можно рассчитываться не цифрами а, например, деревьями, цветами – да всем чем угодно! Например, взрослый водящий идет вдоль детской шеренги и, дотрагиваясь по очереди до детей говорит –«зайчик, белка, ежик, зайчик, белка, ежик…». После этого просят сделать шаг вперед тех, кого назвали зайчиком – вот и команда зайчиков. Они встанут справа от ведущего. Потом вперед выходят лисички. Их команду просят встать слева от ведущего. Ну а ежики остаются на месте. Здесь у нас получилось три команды, но можно сколько угодно. Если делите подростков, то можно придумать что-нибудь позаковыристей например: кочки, пенечки, болотные цветочки.

Считалки — часть детской игровой культуры и народной культуры в целом, не потерявшие своей популярности и до наших дней. Многие другие элементы русского игрового фольклора, к сожалению, стали сегодня почти экзотикой. Например, традиционный способ народной педагогики подготовки девочек к ее будущему материнскому предназначению. Чуть больше повезло и обрядам, а также зимним народным забавам — последнее время интерес к ним значительно вырос.

Картотека считалок, сговорог, жеребьёвок

Считалки

  • Наша Маша рано встала
    Кукол всех пересчитала:
    Две матрёшки на окошке,
    Две Танюшки на подушке,
    Две Иринки на перинке,
    А Петрушка в колпачке
    на зеленом сундучке.
  • Высоко-превысоко
    Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.
  • Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть который час.
    Раз-два-три-четыре,
    Мыши дернули за гири.
    Тут раздался страшный звон -
    Разбежались мыши вон.
  • Завтра с неба прилетит
    Синий-синий-синий кит,
    Если веришь, стой и жди,
    А не веришь - выходи!
  • На золотом крыльце сидели
    Царь. царевич
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай честный и добрых людей!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка!
    Если Поночка уйдет,
    Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
  • Катилась апельсина
    До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила.
  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить
    Все равно тебе водить.
  • - Аист-аист, аист - птица,
    Что тебе ночами снится?
    Мне болотные опушки,
    - А еще?
    Еще лягушки.
    Их ловить, не изловить.
    Вот и все, тебе водить!
  • Шел баран по крутым горам,
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
  • Мы собрались поиграть,
    Ну, кому же начинать?
    Раз, два, три,
    Начинаешь ты.
  • Шарага, барага,
    По кусту, по насту,
    По лебе, лебедке,
    Штучка, плетка,
    Соколик, вон.
  • - Заяц, белый,
    Куда бегал?
    - В лес зеленый.
    - Что там делал?
    - Лыки драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
  • - Родион.
    - Выйди вон!
    Серый зайка вырвал травку.
    Положил ее на лавку.
    Кто травку возьмет,
    Тот и вон пойдет.
  • Родились у нас котятя
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок - самый белый
    Два котенок - самый смелый
    Три котенок - самый умный
    А четыре - самый шумный
    Пять похож на три и два
    Теже хвост и голова
    Тоже пятнышко на спинке
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать!
  • Трынцы, брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Мы делили апельсин,
    Много нас, а он один.
    Эта долька - для ежа,
    Эта долька - для стрижа,
    Эта долька - для утят,
    Эта долька - для котят,
    Эта долька - для бобра,
    А для волка - кожура.
    Он сердит на нас - беда!!!
    Разбегайтесь кто-куда!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    Да работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • В гараже стоят машины -
    Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берешь ключи?
  • За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок,
    Ты за ключиком иди
    И замочек отопри.
  • Катилося яблоко мимо сада,
    мимо сада, мимо града,
    Кто поднимет, тот и выйдет.
  • Зайчишка - трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Морковку нашел,
    Капустку нашел,
    Сидит, грызет,
    Иди прочь - хозяин идет!
  • Шышел-мышел,
    Взял, да вышел.
  • Кады, бады, налей воды.
    Корове пить, тебе водить.
  • Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела -
    Мужу двое, себе трое,
    И детишкам по лаптишкам!
    Кто лаптишки найдет,
    Тот водить пойдет.
  • Раз, два, три, четыре,
  • Жили мышки на квартире.
    К ним повадился сам друг
    Крестовик - большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы спросим:
    "Ты, обжора, не ходи!"
    Ну-ка, Машенька, води!
  • Катилось яблоко по блюду,
    Я водить не буду.
  • Собирала белка шишки,
    Для енота и для мышки.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Найду шишку я опять.
    Три еноту и три мышке,
    Остальные кому шишки?
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы выходим поиграть.
    Надо воду выбирать,
    Будем мы тогда считать.
    Топ, топ, топоты,
    Водой точно будешь ты.
  • Ела Маша кашу,
    Кашу не доела.
    "Раз, два, три" - сказала
    И картошку съела.
    Кто три ложки возьмёт,
    Тот и вон пойдет.
  • Аты-баты чума-чум
    Ачерепа атамбум
    Бумафера атарас
    На горе вечерний час.
    Свиньи в бане танцевали
    Все кадушечки сломали.
    Чики-брики ковшик.
  • Черепаха и улитка
    Побежали очень прытко.
    Ты за ними поспевай
    Из считалки вылетай.
  • Семь ворон сидели тихо
    Подлетела к ним слониха
    И как крикнет: "Кар-кар-кар!"
    Ты не веришь, выйди сам.
  • Мы представим, что мы белки;
    Будем мы играть в горелки;
    Мы собрали листьев груду,
    Я водить уже не буду!
  • Раз, два, три.
    На полянку выходи,
    Хороводы заводи,
    Кто остался,
    Тот води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять -
    В сад ходили, в лес ходили,
    И на речку приходили.
    Покупались немножко -
    Вдруг идёт на встречу кошка
    Мыши кошке говорят:
    "Становись-ка с нами в ряд,
    Будем мы сейчас считать,
    Всё равно тебе искать!"
  • Раз, два, три, четыре.
    Кот живет у нас в квартире.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    На обед мышей он носит.
    Девять, десять, пять и пять,
    Я успел вас посчитать
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    Вдруг козлёнок выбегает,
    И к ребятам подбегает,

А кого козёл боднёт,
Значит водой будет тот.

  • Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    В доме номер двадцать пять
    Веселились до ура
    И сказали: "Нам пора!"
    Первый вышел муравей,
    Второй вышел соловей,
    Третий вышел попугай,
    А четвертый: "Догоняй!
  • В даль бежит река лесная,
    Вдоль неё растут кусты.
    Всех в игру я приглашаю,
    Мы играем - водишь ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы решили поиграть,
    Но не знаем, как нам быть,
    Не хотел никто водить!
    На тебя укажем мы:
    Это верно будешь ты!
  • Мы собрались во дворе,
    Дело было в сентябре.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы решили поиграть.
    Сколько будет два плюс три?
    Если знаешь, то води!
  • Говорят на заре,
    Собирались на горе
    Голубь, гусь и галка
    Вот и вся считалка.
  • Киреев Петя
    Повар, поваренок,
    Киска и котенок.
    Весело играли,
    Прыгали, скакали
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем заново считать.
  • Я играю с вами в прятки,
    Я считаю до пяти.
    На кого я попадаю,
    Выходи, давай води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем мы подряд искать:
    Мячик, яблоко, печенье,
    Зубочистки и варенье.
    Будем мы искать везде -
    И на небе, и в воде,
    Под горой и под диваном,
    Ив конюшне, и под ванной,
    А вот если не найдешь,
    То тогда ты вон пойдешь.
  • Раз, два, три, четыре, пять
    Я хочу с тобой играть.
    Заходи скорее в круг,
    Будем веселиться друг.
    Шесть, семь, восемь,
    У ребят мы спросим:
    "Кто быстрее и ловчее,
    Тот и выйдет поскорее".
  • Ушки, глазки, носик, хвостик,
    Получился добрый котик,
    Он считает до пяти,
    Тот, кто пятый выходи.
  • Катилась мандаринка
    По имени Иринка,
    Уроки не учила,
    Двойку получила.
    А когда пошла гулять,
    Получила цифру пять!
  • Катился апельсин
    По имени Максим,
    Уроки не учил,
    Двойку получил.
    А когда пошел гулять,
    Получил он цифру пять!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Магдаг и три утенка,
    Выходи из круга Понка!
  • Жили-были дед и баба,
    Ели кашу с молоком.
    Дед на бабу рассердился -
    И по пузу кулаком!
    А из пуза два арбуза
    Покатились в дом-союза.
    В дом-союзе говорят:
    “Бабке надо в детский сад!”
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф-паф, оё-ёй,
    Умирает зайчик мой!
    Привезли его домой,
    Оказался он живой!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди,
    Кто не верит - выходи!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    А работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • Шла коза по мостику
    И виляла хвостиком.
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит, это он
    Выходи из круга вон!
  • Кони, кони, кони, кони,
    Мы сидели на балконе.
    Чай пили, чашки били,
    По-турецки говорили.
  • Эни, бэни, рики, таки,
    Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
    Эус, бэус, краснадэус - батс!
  • Анти, дванти, трынди, валынди,
    Пянти, янти, шивары, вывары.
    Цук, манцук, пере, вере,
    Чуха, рюха, пята, сота,
  • На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной -
    Кто ты будешь такой?
  • Эники-беники

Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел советский матрос.

  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить -
    С кем останешься дружить?
  • Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Буду резать, буду бить -
    Всё равно тебе водить!
  • Ехала карета темным лесом
    За каким-то интересом
    Инте-инте-интерес -
    Выходи на букву "эс".
  • На златом крыльце сидели:
    Мишки Гамми, Том и Джерри
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка.
  • В нашей маленькой компании
    Кто-то сильно навонял.
    Раз, два, три-
    Это верно будешь ты.
  • Стук о крест.
    Забежал мальчишка в лес,
    Убил галку, убил две,
    Закружилось в голове.
  • Чтоб построить новый дом,
    Запасают тес дубовый,
    Кирпича, железо, краску,
    Гвозди, паклю и замазку.
  • Гуськи, гуськи,
    Крабовые вы палочки!
    Волка щиплют, волка едят,
    Если не веришь, то выходи!
  • Кошку сладеньку
    Ели помаленьку.
    Если не хочешь,
    То не ешь!
  • Раз малинка, два малинка,
    Ела ягоды Маринка,
    И в корзинке у Маринки
    Не осталось ничего.
    Кто по ягоды пойдет,
    Тот корзиночку найдет.
  • Камень, ножницы, бумага,
    Карандаш, огонь, вода,
    И бутылка лимонада,
    Цу-е-фа!
  • Раз, два, три, четыре,
    Меня грамоте учили.
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Надо солнышку вставать.

    Солнце спит, на небе месяц.
    Разбегайся кто куда,
    Завтра новая игра.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.
  • В синем море-океане
    Золотой корабль плывет.
    А на острове Буяне
    Темный лес растет.
    Станем думать да гадать,
    Как нам сосны сосчитать.
    Ты не думай, не гадай,
    Только нас ты догоняй.
  • Боб бобу сказал: “Бубу,
    Не качайся на дубу.
    Прилетит на дуб скворец
    И придет тебе конец”.
  • Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как же вора наказать.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел
  • И корзиночку нашел.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три,
    Кому хочешь, - дари!
  • Эна, бена, раба,
    Квинтер, финтер, жаба.
    Эна, бена, рес,
    Квинтер, финтер, жес!
  • Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!

  • Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох,
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!
  • Шли бараны по дороге
    Промочили в луже ноги
    Стали ноги вытирать:
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей!
  • Над горою солнце встало
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось,
    Кто увидел - не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец,
    Ведь считалочке конец!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала
    Оказалась впереди,
    Кто не верит- выходи!
  • Доктор

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

  • - Заяц белый,
    Куда бегал? -
    - В лес дубовый! -
    - Что там делал?
    - Лыко драл!
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
    - Родион!

Шишел-вышел, (вариант: Шишел-мышел)
Вышел вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный круглый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся,
Говори поскорей!
Конь

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

  • Сива, ива,
    Дуба, клен,
    Шуга-юга,
    Вышел вон!
  • Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи!

  • Ежик

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать!

  • Чайка

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай!
- Сколько чаек? Отвечай!

  • Кукушка

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:"Кукумак!"
Убирай один кулак!
(В начале все выставляют оба кулака)

  • Шла кукушка мимо сада,
    Поклевала всю рассаду.
    И кричала: ку-ку, мак -
    Отжимай один кулак!
  • Первенчики

Перв е нчики,
Друг е нчики,
Кр у ги-др у ги,
Вон!

  • Шалуны-балуны

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода- из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

  • Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две матрешки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!
  • Тучи

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

  • Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Вышел ежик из тумана
    выпил водки полстакана
    вынул ножик, колбасу
    хорошо в родном лесу
    тихо песню затянул
    о несбывшемся всплакнул
    посмотрел в пустой стакан
    и опять ушел в туман...

Сговорки

Выбирай:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Зеленую лягушку

Или хлеба краюшку?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Выбери помощника:

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Горох молотить

Или кашу варить?

Лапти плести

Или двор мести?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

Шары катить Или воду лить?

Жеребьёвка

Канат вертеть или с неба лететь?

За печкой заблудился или

Или в стакане утопился?

Шар тесать

Или на воде плясать?

Брать коня сивого

Или златогривого?

Листочек или цветочек?

Ниточка или иголочка?

Сахару кусочек

Или аленький платочек?

С неба стрельца

Или с земли молодца?

Жеребёнок малый

Или конь бывалый?

Идти пешком

Или ехать шажком?

Синее или зелёное?

Грудь в крестах

Или голова в кустах?

Конь вороной

Или казак удалой?

Золотое блюдце


Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтения в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации обучения и воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Одним из таких средств является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Замечено, что дети, которые не наигрались в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают игровым дефицитом, который отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности ребенка. Конфликтность в отношении с окружающими как следствие отклонений формировании самосознания детей проявляется в неадекватности самооценки, неуверенности в своих силах, пассивности, агрессивности, замкнутости, неумении подчинять личные интересы - коллективным.

Игровая этика усваивается детьми с желанием, без моралей и диктата со стороны взрослых, что позволяет ребенку безболезненно формировать навыки саморегулирования и совершенствования поведения с окружающими людьми.

Высокие требования к честности, справедливости и доброте заключены во всех народных играх. Веками заведено и никем не оспаривается, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой больше не играем» . И тут уж ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться. Недаром, еще в прошлом веке К. Д. Ушинский видел задачу будущей педагогики в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» .

Итак, все собрались, игра выбрана. Но прежде чем ее начать, необходимо распределить роли, да так, чтобы не было произвола, чтобы никому не стало обидно. И в этом случае функцию распределения ролей среди игроков, решению которой все беспрекословно подчиняются, могут выполнять такие жанры народного фольклора, как жеребьевки и считалки, выступая как своеобразные игровые прелюдии. Кроме игры, жеребьевки можно использовать и в учебной деятельности, когда надо разделить класс на две группы.

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Есть несколько вариантов проведения жеребьевки. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) , подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет: золотая чашечка или серебряное блюдечко. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазирую или рифмуя. Вот примеры жеребьевых сговорок:

Коня вороного или казака удалого?

Шар катить или воду лить?

Сундук денег или золотой берег?

Дома быть или по морю плыть?

С неба стрельца или с земли молодца?

Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром) . Так все игроки постепенно делятся на две команды.

«Ворота» - вариант жеребьевки, когда двое водящих (взрослые или обученные дети) , тайно сговариваются перед каждой парой, кто как будет называться: ночь-день, сосна-ель, василек-ромашка, холод-жара и т.п. Главное, чтобы названия были красивые и приятные на слух: называться лопухом или крапивой никто не захочет. По очереди пары игроков подходят и выбирают, кто кем будет, затем встают за своим водящим. Сам процесс формирования двух команд будет для детей увлекательной «игрой перед игрой» .

Современные дети редко пользуются жеребьевкой, и очень жаль, ведь умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического уровня ребенка.

Более распространенным способом распределения ролей в игре являются считалки. Происхождение считалки связано с особым видом древней иносказательной речи – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет добытой дичи или приплода скота, поэтому наши предки изобрели форму косвенного пересчета.

Кроме организации игры, воспитатели используют считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.

Катилося яблочко круг огорода,
Кто его возьмет, тот воевода.

Детям, имеющим затруднения в умении вести обратный счет, помогут считалки:

9,8,7, 6, 5-кто из нас пойдет искать,

4,3, 2, 1-в прятки мы играть хотим!

Мало ли в педагогическом процессе моментов, когда именно считалки помогут каждому быть беспристрастным, справедливым, уважающим честные правила взаимного общения.

Право вести пересчет, по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство.

Таким образом, там, где находится место играм со считалками и жеребьевками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. Без этих жанров фольклора ребенок никогда не станет хозяином родного языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества.

I. Жеребьевки

Если вожатый по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На мероприятиях полезно использовать те виды жеребьевок, которыми дети пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим вожатым.

Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит. Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

II. По считалочке

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Вожатому проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на мероприятии каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь детям освободиться от подобных реакций - задача вожатого. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках. ___ Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути - восток - будет где-то слева, а конец - запад - справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо). ___ Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке. ___ Оставшийся последним обычно - водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга). ___ На кулачках. Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении - наоборот. На третьем - своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Все кричали «куку - мак!» Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба - выходит (или водит). Примеры детских фольклорных считалок:

Стакан, лимон - Выйди вон! Ниточка, иголочка, ти-ти - Улети! Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана: Буду резать, буду бить - Все равно тебе водить! По дороге на Кавказ Едет старый тарантас. В тарантасе сидит котик, У него болит животик! Ехал барин в тарантасе. Таракана раздавил - И за это приключенье Три с полтиной заплатил! Айны, деву, Рики, факи, Торба, ерба. Он Дэсмаки, Дэус, дэус, Касматэус, Бакс!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На золотом Крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит. ___ Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй - до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько ему Надо гвоздей, Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как бы вора наказать? Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Я поеду в Ленинград Покупать себе наряд. Красный, синий, голубой, Выбирай себе любой.

Обратим особое внимание, что можно использовать вариант жеребьевки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок. ___ Все дети стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает. ___ Тот ребенок, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга. ___ Расчет идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.

III. Разрезанная открытка

Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты»).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), вожатый может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к вожатому.

Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное. Поэтому количество, пойманных педагогом дидактических зайцев возрастает. И при повторении задания на разных занятиях набор этих пойманных зайцев будет различным.

IV. В заплатки

Все дети парами расходятся по комнате. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой - обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

V. Колечки

Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминается обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь отряд.

После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной на мероприятии.

Например, объединив весь отряд в колечки-шестерки, вожатый объявляет: «СТОП! Каждое колечко - рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет детям встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

VI. Ворота

Играть в „Ворота“ можно в любом месте, лишь бы участников было не меньше двенадцати человек. Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя „ворота“. Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто как будет называться. Мы чаще всего брали себе названия цветов или деревьев, например „василек“ и „ромашка“ или „сосна“ и „елка“. А иногда и что-нибудь другое придумывали - „день“ или „ночь“, „яблоко“ или „груша“, «солнце» или «луна» (и почему-то часто брали «луна» и «месяц» как будто это не одно и то же!). Но главное - чтобы названия были красивые и приятные на слух. Называться «крапивой», «лопухом» или какой-нибудь «редькой» не советую - наверняка проиграете.

Потом они должны условиться, за кем из них будет «рай», а за кем «ад». Пока идет оговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладет свои руки на плечи стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади - мальчики. Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки. Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:

Просим вас, Пропустите нас Через ворота!

«Ворота» хором спрашивают:

Что дадите?

Матка предлагает:

Последнего хотите?

«Ворота» милостиво соглашаются:

Ну, идите…

И поднимают руки, открывая ворота. Руки надо поднимать повыше, конечно не расцепляя их.

Матка проходит в ворота первой и влечет за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но, когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперед, а пойманного ворота потихоньку спрашивают: «К клену или к березе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.

После того как выбор сделан, пойманного выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клена» или «березы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадешь к тому, к кому хотелось! А цепочка в это время, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встает на место, снова ведет всех к воротам. Говорятся те же слова, и еще один последний из вереницы убавляется.

Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь все короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят все прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и после выбора отправляется направо или налево… Вот тут «ворота“ и объявляют, кто из них был раем, а кто - адом. Ну и, соответственно, кто из играющих попал в ангелы, а кто в черти! Так как черти и ангелы терпеть друг друга не могут, между ними должна произойти борьба».

Конечно, этот вариант несколько громоздок и кто-то из читателей уже наверняка поставил на нем крест, решив, что так много учебного времени тратить на подобное задание он никогда не согласится. Но и в этом случае обратите внимание на особую скрупулезность авторского описания и попытайтесь не путать ее с продолжительностью игрового действия. Опыт показывает, что в отрядах с обычной наполняемостью на подобную процедуру уходит ну ни как не более четырех с половиной минут. А в малокомплектных отрядах - практически моментально.

Четыре с половиной минуты это многовато (хотя поначалу казалось, что, если на мероприятии затеять «ворота», то они займут ну ни как не меньше, чем пол-мероприятия), но если учесть, что подобная форма одновременно может являться и разминкой-переключением, и своеобразной подзарядкой отряда единым деловым темпоритмом, то становится очевидно, что время мероприятия, якобы потерянное на игру, окупится сторицей: всплеском детской работоспособности и любознательности, помноженных на их игровую азартность. Так что как-нибудь соберитесь духом и рискните попробовать, вдруг да, придется не только ко двору, но и по сердцу.

Если педагог по своему усмотрению будет фор мировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости » выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). « Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

____ Особое значение детским жеребьевкам придает известный фольклорист В.П. Аникин, считая, что народные игры являются для ребенка своеобраз­ной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством со­циализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

____ Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой метке : палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий . Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянетотметинку .

____ Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов .

____ Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий .

____ Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры , кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует игровое правило : последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

По материалам книгиВ.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения» (М., 2000)

Статьи по теме: