Укажи определение географической карты. Понятие о географической карте. Основные виды географических карт. Способы картографического изображения

Каждому из нас приходилось в школе сталкиваться с географическими картами, но далеко не каждый умеет ими пользоваться, а некоторые вообще не знают даже назначения карты. Самое удивительное, что молодое поколение, разбалованное электронными устройствами, считает знание карт излишним, так как теперь даже в мобильном телефоне имеется GPS навигатор с голосовыми подсказками, а значит, нет необходимости разбираться в картах.

Немного истории

Карта - это уменьшенное изображение земного шара, построенное в картографической проекции. Для современного человека главное, уметь пользоваться картами и различать их по типу. Интересен тот факт, что человечество ещё не умело писать, но уже обладало картографическими способностями, имея необходимость ориентироваться на местности и осознавая, что такое географическая карта и для чего она нужна. Об этом свидетельствуют археологические находки, свидетельствующие о существовании карт ещё в древние времена. Причём выполнены они были на скалах, дереве, костяных пластинках, каменных табличках. Древней карте, которая имеет вид современной географической около 15 тысяч лет. Она была найдена археологами на территории Украины.

Классификация географических карт

Современные карты и атласы по географии являются результатом изучений еще древних людей, ведь все знания передаются из поколения в поколение. Не имея примитивных знаний, картографы настоящего времени не смогли бы добиться такого точного исполнения географических карт. Достижением современников является то, что они смогли классифицировать карты:

  • По территории: карта мира, карта материков и карта стран и регионов.
  • По размерам: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.
  • По назначению: научно-справочные, культурно-образовательные, учебные, технические, туристские, навигационные.

Кроме того, все современные географические карты делятся на типы. На каждой карте определённого типа показана информация только соответствующая типу карты, например, ландшафтная карта на которой изображены результаты ландшафтных исследований. А топографическая карта имеет самую высокую точность размещения объектов и предназначена для решения технических задач.

Люди, которым по жизни приходиться сталкиваться с картами, знают какой тип карты и с какой нанесённой на ней информацией им необходим. Кроме того, опытные водители, освоившие систему спутниковой навигации на дорогах, продолжают возить с собой в дальние поездки карты дорог и путей сообщения. Так, на всякий случай, ведь электроника имеет свойство ломаться, а карта никогда не подведёт, если уметь правильно ею пользоваться.

Геогра-фическая карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости принятыми условными знаками. Карта — это величайшее изобретение человечества. На гео-графических картах изображают целые государства, а иногда и несколько государств , и даже весь земной шар.

Планы и карты всегда были нужны человеку. Они появились гораздо раньше, чем первые буквы, первые иероглифы. Они про-шли длинный путь от рисунков до точных, математически выве-ренных моделей участков земной поверхности. Карты постоянно обновляются, ведь облик Земли постоянно меняется: изменяют течение реки, наступают и отступают ледники , появляются гео-графические объекты, созданные человеком. В XX веке человек увидел Землю с самолетов и космических кораблей. Знания о Зем-ле возросли, расширились возможности создания карт.

Первые географические карты

Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посе-щают новые земли.

Автомобилист берёт с собой карту автомобильных до-рог . Туристам необходима в путешествии карта местно-сти , по которой им предстоит пройти. Карты нужны и геологам, и строителям, и капитанам судов, и военным. Случайно обнаруженная в сундуке пирата карта острова сокровищ стала началом приключенческого романа...

Краткую физико-географическую характеристику мож-но дать, пользуясь только двумя картами: физической картой полушарий и природных зон земного шара. Карты эти не очень подробные. На них нет названий многих гор , плоскогорий, низменностей, морей, заливов, проливов, рек, озёр и т. д. А по более подробным картам характеристику любой части света или от-дельной части материка можно дать гораздо полнее.

Существуют специальные карты. Среди них — климатические , на которых условными знаками пока-заны средние температуры июля и января, направления преобладающих зим-них и летних ветров , среднегодовое количество осадков , самые высокие и самые низкие температуры, толщина снежного покро-ва в различных уголках земного шара. Есть карты полезных ископаемых , почвенные , карты растительности . На экономико-географических картах показано, где добываются и перерабатыва-ются разнообразные полезные ископаемые, какая промышлен-ность развита в городах, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в том или ином районе земного шара. На политических картах разными цветами показаны страны, подписаны их столицы.

Физическая карта

Историческая карта

Исто-рическая карта — это изображение Земли или боль-шой части земной поверхности в различные времена истории человечества. На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, ли-нии фронтов, торговые пути, города, памятники куль-туры, которые относятся к определённому времени.

Одна и та же территория, изображённая на картах в разные времена, выглядит по-разному. Историческая карта помогает увидеть, какие изме-нения произошли на какой-либо территории.

Название исторической карты всегда включает ука-зание времени, к которому она относится. Например, «Древний Египет », «Европа XV в.», «Образование Древнерусского государства (IX-X вв.)».

Историческая карта позволяет ответить на вопрос, где произошло событие. Есть правила, о которых надо помнить, начи-ная работу с исторической картой.

Исторический план

Контурные карты по истории

На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них можно увидеть линии, обозначающие реки , моря, место-положение городов, отмеченных точками. Это — осно-ва. На контурную карту наносятся названия объектов в процессе изучения исторических событий.

Географический атлас

Разные карты, собранные вместе, в виде альбома, называются географическим атласом .

Глобус

Изображение на карте

Способы картографического изображения

Масштаб

Масштабы карт мелкие. Ведь Земля большая, и чтобы пока-зать на карте всю ее поверхность или один материк, изображе-ние на карте приходится уменьшать в миллионы раз. Напри-мер, масштаб карты 1: 10 000 000 («в 1 см 100 км») означает, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз. 2 см на карте соответствуют двумстам километрам на мест-ности и так далее. Масштабы карт всей Земли или отдельных материков очень мелкие: например, 1: 50 000 000, т.е. в 1 см — 500 км. Понятно, что на таких картах можно показать только основные географические объекты — горы и равнины , крупные реки, острова.

Чем меньше территория, показанная на карте, тем крупнее, по-дробнее можно ее показать. Территорию какой-либо одной стра-ны, одного района часто говорят региона, — например, региона Средиземного моря, можно показать подробнее. Для этого делают карты более крупных масштабов, например 1: 5 000 000, т.е. в 1 см 50 км, 1: 1 000 000, т.е. в 1 см — 10 км. На таких картах можно показать не только главные реки, но и их притоки, не только моря, но и заливы. В разных случаях удобно пользоваться картами разных масштабов, на которых показан весь мир, от-дельный материк или регион.

Легенда

Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и её больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками (фигурками, стрелка-ми, линиями). Их объяснения даются в разделе «Услов-ные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Перечень (свод) исполь-зуемых на карте условных знаков и объяснений назы-вается легендой карты .

Условные линии

На картах изображаются условные линии: полюса, линии экватора и градусной сетки (меридианы и па-раллели).

Экватор

На равном расстоянии от полюсов земной шар на глобусах и картах опоясывает линия экватора . Длина эква-тора составляет 40000 км.

Градусная сетка

Поскольку Земля — шар, все расстояния на ее поверхности мож-но измерять в градусах окружности. Линии меридианов и парал-лелей, разделенные на градусы, называют градусной сеткой . С помощью градусной сетки можно определить географическое положение любой точки на поверхности Земли.

  • Меридианы — это ли-нии, которые пересекают зем-ной шар от полюса до полюса.
  • Параллели — это линии, огибаю-щие земной шар параллельно экватору.

Линия перемены дат

Изогипсы (горизонтали)

На картах территории с близкими абсолютными высотами по-крашены в одинаковый цвет. Отдельные формы рельефа на них не изображены. В мелком масштабе их невозможно показать. Толь-ко отдельные горные вершины и глубокие впадины отмечены точ-ками, возле которых указана их высота или глубина.

На некоторых крупномасштабных картах рельеф показывают, как и на плане, с помощью горизонталей . На других картах можно видеть изображение рельефа с помощью «отмывки». При этом рисунок гор и долин становится очень наглядным, но определение их высоты затруднено.

Картографическая проекция

«Изучение незнакомого края всегда начинается с карты... По карте можно странствовать так же, как и по земле, но потом, когда попадешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени по пустякам», — это слова писателя Константина Паустовского.

Кар-ту читают так же, как и книгу, раздумывают над ней. Она отвечает на многие вопросы, ставит новые и помогает ответить на них. Почему именно так текут реки, где лучше построить морской порт, проложить железную дорогу? Эти и другие проблемы мож-но решить, только внимательно изучив карту. Умея читать карту, можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных ус-ловиях они живут, как развито хозяйство в разных странах, и многое другое. Уметь читать и понимать карту должен научиться каждый, ибо без знания кар-ты нет

Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности при помощи условных знаков.

Степень уменьшенности изображений территории определяется масштабом . Масштаб – это дробное число, показывающее, во сколько раз территория уменьшена при изображении ее на карте или плане. Например, 1: 500 000 – линейные размеры уменьшены в 500 000 раз. Обобщенность картографического изображения связана с тем, что на картах изображаются не все географические объекты, расположенные на данной территории, а только главные. Степень обобщенности также определяется масштабом: чем крупней масштаб карты, тем более подробным может быть изображение территории. В отличие от глобуса, модели Земли, географическая карта – плоское изображение земной поверхности. В результате, при переносе сферической поверхности Земли на плоскость возникают искажения.

От рисунка и аэрофотоснимка географическая карта отличается наличием условных знаков ; так, реки изображаются синими линиями, населенные пункты – кружками различной величины, среднемесячные температуры воздуха – изотермами и т.д.

На планах изображение местности также характеризуется уменьшенностью, обобщенностью и наличием условных знаков. Однако на планах, как правило, изображаются небольшие по площади участки земной поверхности. Это дает возможность использовать более крупный масштаб (например, 1: 500) и получать более подробное по сравнению с картами изображение территории. Качественное отличие плана от карты связано с тем, что при построении последних учитывается кривизна земной поверхности и картографическое изображение строится по определенным математическим законам. Проявлением этого является наличие на картах градусной сетки, при помощи которой определяются направления. На планах градусная сетка отсутствует, а направления определяются по стрелке «север – юг».

В зависимости от величины масштаба все карты принято классифицировать на крупно-, средне- и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты с масштабом крупнее 1: 200 000 (1: 100 000, 1: 50 000 и др.). К мелкомасштабным – с масштабом мельче 1: 1 000 000 (1: 5 000 000, 1: 25 000 000 и т.д.). Если масштаб карты мельче 1: 200 000 и крупнее 1: 1 000 000 , то это среднемасштабная карта . Большинство карт, с которыми мы сталкиваемся на школьных уроках – мелкомасштабные.

Создание любой карты начинается с построения градусной сетки . Ее основные элементы – полюса, экватор, параллели и меридианы .

Северный и южный полюса – это места выхода предполагаемой земной оси на поверхность земли. Если перпендикулярно земной оси построить плоскость и разместить ее на равном расстоянии от полюсов, то при пересечении этой плоскости с шарообразной поверхностью Земли образуется окружность – экватор . Он делит земную поверхность на Северное и Южное полушария. Длина экватора составляет примерно 40 000 км. Окружности, как бы параллельные экватору, называются параллелями . Их длина уменьшается в направлении от экватора к полюсам. На любой карте параллели имеют направление запад-восток.

Меридианы – это образованные при пересечении земной поверхности плоскостями окружности, в которых лежит земная ось. В точках полюсов все меридианы между собой пересекаются. Длины всех меридианов одинаковы и приблизительно равны длине экватора. Линии меридианов характеризуются направлением север-юг.

Вид градусной сетки на карте определяется ее картографической проекцией (то есть способом ее переноса со сферической поверхности глобуса на плоскость). Линии параллелей и меридианов могут быть прямыми, дугами, окружностями и на разных участках карты пересекаться под разными углами. Картографической проекцией определяется и характер искажений, которые имеет карта. Существует четыре вида искажений: длин, углов, форм и площадей.

При помощи градусной сети возможно определение по карте географических координат, направлений и расстояний.

Наличие градусной сети позволяет отличить географические карты от других видов изображения местности: планов, рисунков, аэрофотоснимков, снимков Земли из космоса.

Карты имеют большое значение в хозяйственной деятельности человека. По картам изучают территорию с различными целями – учебными, рекреационными, строительными, военными. При помощи особых синоптических карт предсказывается погода. Ученые-географы используют карты для получения качественных и количественных характеристик объектов и явлений. Такой метод исследования называется картографическим .

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как известно, карта возникла еще до нашей эры. С тех пор география на ней закрепляет накопленные сведения. Информация на карте "записана" по-особенному. Картографическая язык - это язык различных по форме, размеру и цвету обозначений-символов. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Но это не мешает карте быть удобной для открытий - для понимания размещение объектов в пространстве. Так карты "рассказывают" о строении земной коры, распространения животных, размещение промышленности. Поэтому их называют вторым языком географии. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее по картам. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Определить понятие «карта» довольно трудно, прежде всего, потому, что карты весьма разнообразны по видам, формам, а значит, и по своим свойствам. Они отображают всевозможные объекты и предназначены для самых разных целей и дать определение им так же сложно, как например, определить, что такое книга, хотя она так хорошо знакома каждому. В современной картографии картами называют уменьшенные, обобщенные условно-знаковые изображения Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенные по математическому закону и показывающие размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Такое определение несколько громоздко, но все же оно удобно, поскольку сочетает в себе указание на главнейшие свойства карты: проекцию, генерализацию, условные знаки. Это определение можно дополнить характеристикой основного назначения карт, указав, что они служат средством познания, практической деятельности и передачи информации.
В определении карты отмечены три основных ее свойства: математическая определенность, генерализованность и знаковость. Разберем эти свойства более подробно и постараемся показать, что нового вносят в них достижения современной картографии.
Математический закон построения - это способ перехода от реальной, сложной и геометрически неправильной физической поверхности земного шара к плоскости карты. Для этого вначале переходят к правильной математической фигуре эллипсоида или шара, а затем разворачивают изображение в плоскость опять-таки с помощью строгих математических зависимостей.
Иначе говоря, каждой точке на Земном шаре с долготой λ и широтой φ отвечает только одна точка на карте с прямоугольными координатами x и у

х = f 1 (φ, λ);
y = f 2 (φ, λ)

При этом картографическое изображение должно быть непрерывным, т. е. не иметь разрывов, а значит надо в одних местах искусственно сжать изображение, а в других - растянуть. Избежать искажений невозможно, но следует стремиться к тому, чтобы они были распределены на карте наиболее выгодным образом. Скажем, на карте, по которой предстоит оценивать размеры земельных угодий, не должно быть искажений площадей, а на карте, где будут прокладывать маршруты судов или самолетов, не должны искажаться направления. В других случаях желательно, чтобы искажения были минимальны в центральной части листа карты, или были приспособлены к очертаниям картографируемого государства, или оставались неизменными вдоль каких-нибудь направлений и т. п.
Издавна при разработке картографических проекций пользовались вспомогательными поверхностями, как бы проектируя изображение с шара на цилиндр, на конус, на множество конусов, на плоскость и т. п. Отсюда пошли и названия проекций: цилиндрическая, коническая, поликоническая, азимутальная. Но дело этим не исчерпывается. Созданы десятки произвольных проекций, для которых не существует столь очевидного геометрического аналога, но они необходимы, чтобы удовлетворить разнообразные требования потребителей карт в отношении наглядности, проведения измерений, навигаций и т. п.
В современной картографии создан достаточно большой фонд проекций для карт любого территориального охвата (планета в целом, материки и океаны, страны и т. д.), всевозможного назначения (научные, учебные, навигационные и другие карты), разных масштабов. Составляя новую карту, картограф редко занимается теперь расчетом проекций. Ему достаточно обратиться к специальным атласам, где представлены картографические сетки на любой выбор. И все же бывают случаи, когда нужны новые проекции. Например, в последние десятилетия, когда возрос интерес к изучению океанов, потребовались особые проекции, в которых акватории не искажаются совсем или искажаются в очень малой степени.
Раньше, когда основное внимание географы уделяли изучению суши, картографические проекции строились так, чтобы искажения в пределах материков были минимальны. Иногда даже прибегали к разрывам изображения в пределах океанов (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Проекция для карты мира с разрывами изображения на океанах

Теперь положение изменилось, и это отразилось на разработке новых картографических проекций. На рис. 3.2. приведен пример необычной проекции для карты Мирового океана.


Рис. 3.2. Проекция для карты Мирового океана с разрывами изображения на материках

Она изображает акватории без искажения площадей, и это очень удобно для измерения размеров шельфов, подводных хребтов, различных элементов океанического дна. Но, чтобы добиться равновеликости изображения океана, пришлось «пожертвовать» точностью изображения материков. Их очертания сильно искажены, разорваны. Карта имеет непривычный вид, однако она удобна для решения конкретных задач морской геологии, геоморфологии, океанографии.
Поиск новых проекций или модификация старых вариантов осуществляют аналитически с помощью ЭВМ. В настоящее время созданы специальные программы и алгоритмы, которые позволяют рассчитать любую картографическую сетку с заранее заданным видом меридианов и параллелей, с нужным распределением искажений. Для этого сперва вычерчивают приближенные эскизы, а затем отыскивают точные уравнения, описывающие именно заданную сетку. Отладив однажды алгоритм для какого-либо типа проекций, можно в дальнейшем строить любые их варианты.
О создании математической основы карты можно с полным основанием сказать, что теперь это «дело техники». Такое суждение тем более справедливо, что и вычерчивание картографической сетки выполняется автоматическими координатографами - чертежными устройствами с программным управлением.
Картографическая генерализация - это отбор на карте главного, существенного и его целенаправленное обобщение в соответствии с масштабом и назначением карты. Генерализованность - важнейшее свойство карты. Им обладает всякая, даже самая крупномасштабная, карта, поскольку и в крупном масштабе нельзя (да и вряд ли необходимо) показывать объект со всеми подробностями и деталями. Приходится от некоторых из них освобождаться, проводить упрощения. Но генерализация не сводится только к упрощению, это еще и выделение главного. Именно поэтому карта отличается от многих других изображений местности, таких, как фотография, аэрофотоснимки, космические изображения.
О проблемах генерализации будет подробно изложено в теме 8.
Знаковость картографического изображения - это свойство, отличающее карту от многих других графических моделей. Знаки на карте - это зрительно воспринимаемые элементы изображения. Они условно представляют предметы, явления и процессы, показывают их местоположение, качественные и количественные характеристики. Совокупность знаков образует картографический образ, а множество образов составляет целостное картографическое изображение.
Роль знаков на карте определяется теми функциями, которые они выполняют. Прежде всего, с помощью знаков решается задача общения , передачи информации между различными группами людей (задача коммуникации). Картографические знаки позволяют обмениваться знаниями специалистам, работающим в разных отраслях наук о Земле и обществе, составителям и потребителям карт, принадлежащим к разным профессиональным группам. Картографические знаки интернациональны. Люди, говорящие на разных языках, понимают их без перевода.
Системный подход отображения действительности - передача элементов и связей между ними. Всегда при составлении карты все объекты наносятся в последовательности от главных к второстепенным, от больших к меньшим.
Карта обладает и познавательными свойствами, важнейшие из которых:
- наглядность - возможность быстрого обзора и восприятия наиболее важных элементов содержания карты. Ни один литературный или графический материал не может дать столько информации, сколько ее можно получить, изучая карту. Чтобы карта была наглядной, необходимо тщательное выполнение генерализации элементов содержания и правильный подбор условных обозначений и оформления карты;
- измеримость - обеспечивает возможность использования карты для решения вопросов научного и производственного характера, производства расчетов и измерений;
- информативность - способность хранить и передавать читателю разнообразные сведения об объектах и явлениях. На всех картах информация передается с помощью значков и их сочетаний. Информацию с карт мы считываем с помощью условных знаков. Но есть на карте и скрытая информация, которую можно извлечь, рассуждая логически. Например, мы можем определить по карте, что данный населенный пункт находится на правом берегу реки; хребет вытянут с севера на восток или дорога круто (полого) спускается к реке и т. д;
- читаемость - различимость деталей элементов картографического изображения;
- достоверность - правильность сведений, даваемых картой на определенную дату;
- точность - степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности.

Насколько карта будет читаема, наглядна, информативна зависит от картографа, который будет составлять эту карту. Он подбирает знаки и способы изображения, решает, что и как будет показано на карте, определяет, какие объекты важны для данной карты, а какие можно не наносить. «Карта, в отличие от снимка, не является копией местности, это изображение реальности, пропущенное через голову и руки картографа» (А.М. Берлянт).

Известный советский географ-картограф К.А. Салищев выделил основные функции карт как моделей действительности: коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.
Коммуникация , т.е. передача информации, осуществляется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации.
Оперативная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например, в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.
Познавательная функция карт используется и специалистами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащимися для приобретения знаний.
Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направления будущего развития изучаемых по ним явлений.

Изучение каких-либо явлений, основанное на анализе и использовании географических карт, называется картографическим методом исследовани я. Разработка этого метода составляет содержание особого раздела картографии, в котором изучаются вопросы использования карт для познания изображенных на них явлений. В то же время это одна из главных задач современной картографии.

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

Элементами карты являются ее составные части, которые включают математиче
скую основу, картографическое изображение, вспомогательное оснащение и дополнительные данные (рис. 3.3).



Рис. 3.3. Схема элементов общегеографической карты

Математическая основа включает в себя картографическую проекцию и связанную с ней координатную сетку (сетки), масштаб и геодезическую основу.
Картографическая проекция - математически определенный способ отображения поверхности эллипсоида на плоскости.
Картографическая сетка - сеть параллелей и меридианов на карте.
Масштаб - степень уменьшения линии на карте относительно ее горизонтального проложения на местности.
Геодезическая основа карты - совокупность геодезических данных, необходимых для создания карты. К ним относят определенную систему координат и определенные в этой системе координаты опорных пунктов.
Геодезическая основа дается только на топографических картах до масштаба 1:500 000 включительно. На мелкомасштабных и тематических картах геодезическая основа не показывается. С математической основой тесно связана и компоновка карты.
Компоновка карты - это взаимное размещение в пределах рамки самой изображаемой территории, названия карты, легенды, карт-врезок и других данных.
Картографическое изображение - главная часть любой географической карты. Состоит из отображения физико-географических (природных) и социально-экономических явлений. Так, к физико-географическим (природным) элементам относят гидрографию, растительность и грунты, рельеф, а к социально-экономическим - населенные пункты, пути сообщения, границы. Все эти элементы имеются на общегеографических картах и тесно между собой связаны.
На тематических картах эти элементы составляют географическую основу, которая служит для нанесения и привязки элементов тематического содержания, и само тематическое содержание (например, экономика, животный мир и др.) (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Схема элементов тематической карты

Вспомогательное оснащение карты необходимо для удобного пользования картой и включает в себя картометрические графики, используемые материалы, схемы изученности, различные справочные сведения. На любой карте имеется легенда условных знаков с необходимыми к ним пояснениями. Для топографических карт составлены специальные обязательные к применению таблицы условных знаков. На тематических картах легенду в основном печатают на самом листе карты. Она может быть оформлена в виде текста или в виде таблиц.
Дополнительные данные поясняют и дополняют содержание карты. К ним относятся карты-врезки, диаграммы, графики, профили, текстовые данные.
Вспомогательное оснащение и дополнительные данные необходимы в первую очередь пользователям карт, т. к. облегчают чтение и их применение.

3.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

В настоящее время имеется огромное количество разнообразных карт, число которых постоянно растет. Увеличение количества карт происходит в связи с внедрением новых технологий и компьютерной техники. Классификация карт имеет большое значение при проведении картографических работ, а также при пользовании картами. Классификация карт и атласов по различным признакам необходима для их учета, хранения, поиска информации.
Карты можно подразделить по нескольким признакам: масштабам, содержанию, назначению, охвату территории, числу красок и листов, по характеру использования и др.

3.3.1. Классификация карт по масштабу

Деление карт по масштабу зависит, в первую очередь, от размеров картографируемой территории. А масштаб, в свою очередь, влияет на содержание карты и подробность изображения. Различают четыре основные группы:
1) планы - 1:5000, 1:2 000, 1:1 000 1:500;
2) крупномасштабные - 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 (топографические карты);
3) среднемасштабные - 1:200 000, 1:500 000 и 1:1 000 000 (обзорно-топографические карты);
4) мелкомасштабные - мельче 1:1 000 000 (обзорные).
В разных странах существуют другие деления, это в первую очередь связано с размерами самой страны.

3.3.2. Классификация карт по территориальному охвату

По охвату территории, предложенному А.М. Берлянтом, карты можно разделить:

  • Солнечной системы;
  • планеты (Земля);
  • полушарий;
  • материков и океанов;
  • стран;
  • республик, областей и других административных единиц;
  • промышленных, сельскохозяйственных районов;
  • отдельных (локальных) территорий (заповедников, курортных районов и т. д.);
  • населенных пунктов (городов, поселков);
  • городских районов и т. д.

3.3.3. Классификация карт по содержанию

В этой классификации карт различают общегеографические, тематические и специальные.
Общегеографические карты - подробные карты местности, на которых показываются основные элементы местности. К основным элементам местности относятся физико-географические (гидрография, растительный покров и грунты, рельеф) и социально-экономические (населенные пункты, дороги и границы).
Особенности содержания общегеографических карт в основном зависят от масштаба карты. Среди них выделяют топографические карты - подробные карты местности, позволяющие определять плановое и высотное положение точек. Они издаются в масштабах от 1:10 000 до 1:1 000 000 включительно. Карты крупнее 1:5 000 называются топографическими планами .
Тематические карты , основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. Они подразделяются:

  • на карты природных явлений (физико-географические): геологические, климатические, океанографические, зоологические, почвенные и т. д.;
  • карты общественных явлений (социально-экономические): карты населения, политические, экономические, исторические, науки и культуры и т. д.

Специальные карты предназначены для решения определенного круга задач или рассчитаны на определенные круги пользователей. Чаще всего это карты технического назначения.
Карты навигационные:
- аэро-космические навигационные;
- морские навигационные;
- лоцманские;
- дорожные, автодорожные.
Карты кадастровые:
- земельного кадастра;
- городского кадастра;
- водного кадастра;
- лесного кадастра и др.
Карты технические:
- подземных коммуникаций;
- инженерно-строительные.
Карты проектные:
- мелиоративные;
- лесоустроительные;
- землеустроительные и др.

3.3.4. Классификация карт по назначению

Назначение карт очень разнообразно и все сферы их применения перечислить невозможно. Назовем лишь основные виды карт по назначению: научно-справочные, учебные, туристские, спортивные, пропагандистские, полетные и т. д.
Научно-справочные карты предназначены для справочных целей, а также для глубокого и полного изучения особенностей изображаемой территории. На этих картах отображаются взаимосвязи между объектами и явлениями, особенности их размещения. Основное назначение этих карт - проведение научных исследований и решение по ним различных практических вопросов.
Учебные карты предназначены для учебных целей. Их содержание обязательно согласуется с соответствующими программами и учебниками. Карты для начальной школы имеют наиболее простое содержание, яркое, красочное и наглядное оформление. Карты для вузов по содержанию приближены к научно-справочным, как правило, имеют строгое и лаконичное оформление.
Пропагандистские карты предназначены для иллюстрации политических, научных, экономических и других знаний и подъема общей культуры людей. Чаще всего их изготавливают в виде плакатов или схем.
Туристские карты предназначены для туристов и отвечают запросам туризма. На них показаны различные интересующие туристов объекты - турбазы, кемпинги, исторические памятники, места общепита и т. п. Различают обзорные, автомобильные карты, карты водного туризма и др.
Спортивные карты предназначены для спортсменов и отвечают их запросам. Спортсмен, занимающийся спортивным ориентированием, точно знает, в какую точку местности ему необходимо бежать, так как работает с подробной картой местности. Например, спортивная радиопеленгация («охота на лис») - вид соревнований, заключающийся в оперативном обнаружении замаскированных на местности радиопередатчиков («лис»). Для того чтобы найти каждую из «лис», у спортсмена в наличии имеется карта района поиска, на которой нанесены точки старта и финиша.
По второстепенным признакам карты подразделяются: по числу красок - на многокрасочные и однокрасочные, по числу листов - на многолистные (указывается число листов) и однолистные, по характеру пользования - настенные и настольные и т. д.

3.4. ДРУГИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К картографическим изображениям Земли относят также топографические планы, рельефные карты, блок-диаграммы, глобусы. Они отличаются от географических карт тем, что на них вместо картографических проекций применяют другие способы математического построения.
Топографические планы - картографическое изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна уровенной поверхности не учитывается.
При изображении на плоскости небольшого участка земной поверхности кривизной этой поверхности можно пренебречь. В этом случае все линии участка измеряются на местности, уменьшаются до принятого масштаба и наносятся на бумагу без введения поправок за кривизну Земли - такой чертеж называется планом.
Атласы - систематические собрания карт, выполненные по общей программе как целостные произведения. В атласе все карты тематически связаны между собой и друг друга дополняют. Это не просто набор карт под общим переплетом, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга карт. Кроме карт атласы содержат пояснительные тексты, графики, фотографии, справочные данные (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Атлас Мира

Глобусы - вращающиеся шарообразные модели Земли, планет или небесной сферы с нанесенным на них картографическим изображением. По сравнению с географической картой глобус имеет ряд достоинств: на глобусе правильно переданы размеры, очертания, взаимное расположение контуров. Глобус сохраняет правильное соотношение площадей объектов. Глобусы подразделяются по масштабу, тематике (геологические, исторические, политические), назначению (учебные, справочные, навигационные), по размерам (большие кабинетные, настольные, малые и миниатюрные). Современные глобусы изготавливают из пластика с внутренней подсветкой, они могут быть разъемными для демонстрации внутреннего строения земной коры, а также рельефными. Чаще всего глобусы изготавливают в масштабах 1:30 000 000 - 1:80 000 000. Используются как незаменимые наглядные пособия в учебных целях.


Рис. 3.6. Географический глобус

Рельефные карты дают объемное трехмерное изображение местности. Вертикальный масштаб таких карт для наглядности всегда в несколько раз преувеличен по сравнению с горизонтальным. Все остальное содержание на рельефных картах показывают обычными условными знаками. Применяют как учебное пособие для решения различных практических задач.


Рис. 3.7. Рельефная карта Украины



Рис. 3.8. Рельефная карта России

Блок-диаграммы - трехмерные плоские картографические рисунки, совмещающие изображение какой-либо поверхности с продольными и поперечными вертикальными разрезами (рис. 3.9, 3.10). Блок-диаграммы могут быть: геологические, геоморфологические, почвенные и т. д. Электронные блок-диаграммы можно поворачивать и вращать на экранах дисплеев для наилучшего обзора с разных сторон.


Рис. 3.9. Блок-диаграмма


Рис. 3.10. Трехмерная цифровая модель земной поверхности

Анаглифические карты - карты, отпечатанные двумя взаимно дополняющими цветами (например, сине-зеленым и красным) с параллактическим смещением так, что оба изображения образуют стереопару. Предназначены для просмотра через специальные стереоочки. Используются в качестве учебных пособий.
Фотокарты - карты, совмещенные с фотоизображением. Для создания фотокарт используют аэро- и космические снимки. Фотокарты являются основой для тематического картографирования, ориентирования, инженерных работ. Имеются фотокарты поверхности планет. Используются в качестве учебных пособий.


Рис. 3.10. Фотокарты двух полушарий Марса

Карты-транспоранты - карты, отпечатанные на прозрачной пленке и предназначенные для проецирования на экран. Обычно изготовляют комплекты слайдов с разным содержанием на одну территорию. При демонстрации можно совмещать несколько карт-транспорантов, получая комплексную картину. Используются как наглядные учебные пособия.
Карты на микрофишах - миниатюрные копии с карт или атласов на фото- и кинопленке. Микрофильмирование позволяет компактно хранить большое количество различных картографических произведений. Информацию с этих карт можно вводить в компьютер при составлении и анализе карт.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте определение картографии и основных научно-технических дисциплин картографии.
  2. С какими отраслями и научно-техническими дисциплинами связана современная картография?
  3. Объясните связь картографии с геодезией и науками о Земле.
  4. Каким образом картография связана с фотограмметрией и данными дистанционного зондирования?
  5. Объясните связь современной картографии с социально-экономическими науками.
  6. В какой зависимости находятся картография и геоинформатика?
  7. Каким образом современная картография связана с математическими науками, техникой и автоматизацией производства?
  8. Какова история появления первых карт?
  9. Дайте определение географической карте.
  10. Перечислите и дайте характеристику основных отличительных особенностей географических карт.
  11. Перечислите и дайте определения основных свойств географических карт.
  12. Чем отличается карта от плана?
  13. Какими свойствами обладает глобус?
  14. Объясните, чем отличаются общегеографические карты от тематических?
  15. Перечислите элементы географической карты.
  16. Назовите и дайте определения математическим элементам карты.
  17. Перечислите и дайте характеристику картографическим элементам карты.
  18. Как классифицируют географические карты по масштабам.
  19. Как классифицируют карты по содержанию? Приведите примеры.
  20. Как классифицируют карты по территориальному охвату? Приведите примеры.
  21. Как классифицируют карты по назначению? Приведите примеры.
  22. Для чего предназначены специальные карты? Приведите примеры.

16. Географическая карта и ее свойства

Географическая карта (ГК) – знаковое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное по определенным математическим знакам, показывающим размещение, свойства и связи явлений природы и общества. ГК включает в себя математическую основу, картографическое изображение (рельеф, реки и т.д.), элементы дополнительной характеристики (рисунки, графики) и оснащение (легенда, название карты, обозначение ее масштаба).Математическая основа ГК включает геодезическую основу, масштаб и проекцию.

Геодезическая основа (начало высот и координат)представляет собой систему точек на по¬в-ти Земли, положение кт точно определено в системе координат, как в плоскости, так и по высоте. С помощью этих то¬чек можно выполнить математический «переход» от дневной (то¬пографической)

пов-ти к некой теоретической пов-тиземного эллипсоида.

Масштаб - отношение длины линий на карте (плане) к длине горизонтального продолжения этой линии на местности. Виды масштабов: численные (выражается дробью, где в числителе единица, а в знаменателе число, показывающее степень уменьшения), пояснительные (именованные) (указывает соотношение длин линий на карте и на местности), графические (линейный и поперечный – служат для определения по картам длин линий в натуре).

Картографическая проекция – математический способ изображения земного эллипсоида или шара на плоскости. Существует 2 классификации проекций:

1. По характеру искажений:

Равноугольные (конформные) –нет искажения углов, но есть искажения площадей и форм.

Произвольные(равнопромежуточные – масштаб длин вдоль одного из главных направлений сохраняется) – углы, формы и площади искажены.

Равновеликие(равноплощадные, или эквивалентные). В данных проекциях сохраняется равенство площадей, но сильное искажение углов и форм.

2. По виду картографической сетки (по способу переноса земной поверхности на плоскость):

цилиндрические (меридианы перпендикулярны параллелям и отстоят друг от друга на равных расстояниях; линия нулевых искажений – экватор; изоколы имеют форму прямых, параллельных экватору; главные направления совпадают с линиями картографической сетки, при этом с удалением от экватора искажения увеличиваются)

конические (меридианы прямые, сходящиеся в точке, изображающей на плоскости вершину конуса; параллели – дуги концентрических окружностей с центром в точке схода меридианов; одна линия нулевых искажений, с удалением от кт искажения увеличиваются; главные направления у всех нормальных конических сеток совпадают с меридианами и параллелями)

азимутальные(точка нулевых искажений – точка касания глобуса с плоскостью (нормальная – точка полюса, поперечная – точка экватора, косая – иначе ориентированная плоскость); величины искажений с удалением во все стороны от ТНИ возрастают, поэтому изоколы имеют форму концентрических окружностей с центром в ТНИ; главные направления следуют по радиусу и перпендикулярным им линиям; азимуты не искажаются во всех направлениях от ТНИ)

условные – проекции, в кт вид получаемых картографических сеток невозможно представить на основе проектирования на какую-нибудь вспомогательную поверхность (псевдоцилиндрические –параллели прямые, а меридианы – кривые линии; и др.)

К числу важных свойств картографических моделей нужно отнести также их обзорность, наглядность, достоверность и информативность.Известный советский географ-картограф К. А. Салищев выде¬лил основные функции карт как моделей действительности - коммуникативную, оперативную, познавательную и прогностическую.

Коммуникация, т. е. передача информации, осуществля-ется посредством карт при их использовании как источника сведений; карты выступают также хранилищем информации. Оператив¬ная функция карт выражается в решении с их помощью различных практических задач, например в навигации, при планировании трасс путей сообщения, разработке планов освоения территории и др.Познавательная функция карт используется и специали¬стами разных отраслей науки (и прочей деятельности), и учащими¬ся для приобретения знаний. Прогностическая функция картографических моделей осуществляется при выявлении направле¬ния будущего развития изучаемых по ним явлений.

Виды географических карт:

По охвату территории различают карты мировые, полушарий, материков и океанов, частей материков, в том числе групп стран и отдельных государств, частей государств.

В классификации по назначению выделяют карты учебные, агитационно-пропагандистские и справочные. Последние подразде¬ляют в зависимости от характера задач, которые с их помощью решают, на научно-справочные, навигационные, дорожные, военные, туристские и другие.

По масштабу карты делят на три группы: крупномасштаб¬ные, имеющие масштаб 1:200 000 и крупнее; среднемасштабные - с масштабами мельче 1:200 000 и до 1:1000 000 и мелкомасштаб¬ные, у которых масштабы мельче 1:1000 000. Такое деление по масштабу имеют и общегеографические и тематические карты.Крупномасштабные общегеографические карты называют т опографическими, среднемасштабные общегеографические - обзорно-топографическими, а мелкомасштабные обще-географические - обзорными.

Кроме географических карт, к картографическим произведениям относят: географические атласы, глобусы, рельефные карты, про¬фили и блок-диаграммы.

Рельефные карты воспроизводят земную поверхность в виде трехмерной объемной модели.

Профили - вертикальные разрезы земной коры по определенным направлениям «родственны» картам по таким признакам: они построены в масштабе, содержат условные обозначения, представляют земную поверхность и разме¬щенные вблизи нее явления в обобщенном виде.

Блок-диаграмм ы представляют собой совмещение перспективного изображения земной поверхности с профилями.

Применение ГК: естественные науки, комплексные исследования, социальные науки (без карт нельзя правильно оценить географи¬ческие условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообраз¬ное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов), для ориентировки в пути, служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры, незаменимы карты в военном деле, без карт невозможно школьное обучение.

По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:

1. Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.). Показывают качественные различия объектов на определенной территории. Наиболее часто используются в школьной географии. Вопросы по этим картам направлены в основном на выявление положения и границ выделенных частей.

2. Карты ареалов. На них указаны области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур и т. д. По эти картам определяются границы ареалов.

3. Карты изолиний (карты изотерм и др.). На них линиями определяются места, одинаковые в отношении количественной выраженности явления; по ним выявляются особенности хода изолиний.

4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).

5. Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных

центров стран и регионов и др.). На них фигурками разного вида и размера изображаются локализованное по пунктам размещение объектов. По этим картам с помощью вопросов учителя выявляется наиболее крупное скопление объектов, и устанавливаются особенности отдельных регионов.

6. Картодиаграммы. Показывают соотношение частей целого на определенной территории. Характер вопросов по таким картам аналогичен вопросам по значковым картам, но в большей мере направлен на выделение размеров.

7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков и др.)- отражают различия в степени выраженности явлений цветом или штриховкой. По таким картам ставятся вопросы на выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример - исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту - это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.

Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия.

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В 6 классе они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами России и полушарий.

Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.

Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и физической карте полушарий.

Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.

Также в 6 классе кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В 7 классе вводятся новые карты - политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.

В 8 классе понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.

В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно углубляться и совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, так как чтение карт не только опирается на них, но и используется в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

Известная система должна быть и в использовании самих карт. Ведь содержание многих специальных карт более сложно, чем карт общегеографических. Стало быть, к работе с такими картами следует приступать после того, как ученики научатся понимать и читать более простые карты. Очевидно также, что и сами карты должны быть приспособлены к учебным задачам и уровню развития учеников.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

Сознательность и активность;

Наглядность;

Системность и последовательность;

Прочность;

Научность;

Доступность;

Связь теории с практикой.

Статьи по теме: