Приложения к проекту «Хлеб – всему голова. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл? Дидактические игры по теме хлеб

Речевые игры и картинки для детей по теме «Как выращивают хлеб»

Как выращивают хлеб: речевые игры и картинки для занятий и игр с детьми. Как правильно проводить речевые игры, чтобы достигать максимального результата и развивать языковые способности детей?

Речевые игры и картинки для детей по теме «Как выращивают хлеб»

В этой статье Вы найдете:

  1. Описание секретов проведения речевых игр с детьми, чтобы при минимуме усилий они давали максимум результата.
  2. Три речевые игры и их разные варианты в подробных пошаговых рекомендациях по их использованию в развитии речи детей.
  3. Картинки для проведения речевых игр по теме «Как выращивают хлеб» и для ознакомления детей с окружающим, которые Вы можете распечатать или использовать в презентациях для домашних занятий с детьми или в детском саду.

Речевые игры с дошкольниками по теме «Как выращивают хлеб?»

Как правильно проводить речевые игры с детьми?

Совет 1. Все речевые игры нужно объединять вокруг одной выбранной темы (хлеб, одежда, посуда, мебель или любой другой). И посвятить этой теме несколько дней или неделю. Такое объединение игр в тематические комплексы намного более эффективно, чем разрозненное выполнение речевых упражнений по разным темам.

Приведу пример.

Успешный способ: знакомим детишек с тем, как выращивают хлеб и тут же проводим речевые игры о хлебе, придумываем сказки по этой теме, играем в игры – инсценировки о хлебе, рисуем хлеб и при рисовании обсуждаем его форму, цвет, вкус, запах.

Неэффективный способ: поговорили утром о хлебе, после этого сделали словарное упражнение про одежду, после дневного сна сделали грамматическое упражнение про овощи, а вечером сочинили сказку про мебель. Это путь в «никуда» — затрат море, результата — мизер.

Чем объясняется эффективность тематического способа объединения речевых упражнений? Связано это с тем, как «живет» в нас язык. Дело в том, что все слова в языке объединяются в определенные группы по темам («семантические поля»). И именно из этого «поля» мы и «достаем» нужные слова, когда в них есть потребность в жизни. Поэтому наше «поле» надо сначала наполнить словами, взрастить «урожай», возвращаться на поле и «питать» всходы, то есть закреплять вчерашние результаты ребенка. И только когда «поле» засеяно, урожай уже растет, наше «поле» не будет требовать больше особого внимания. И можно переходить к другому «полю», т.е. другой теме. Если мы будем «бегать по разным полям одновременно», то ни на одном «поле» не получим хорошего «урожая», то есть стойкого успеха ребенка:).

Совет 2. Не нужно перегружать малыша. Достаточно 1 речевой игры на 5 минут. Заканчивать игру нужно тогда, когда ребенок еще хочет продолжить в нее играть.

Совет 3. Не бойтесь ошибок! Скорее всего, в первый раз у малыша будут ошибки в речевых играх. Но ведь игры для того и нужны, чтобы малыш шел вперед! А значит, ошибался, пробовал, искал новые способы, учился, развивался, решал новые задачи. Решая старые знакомые задачи без ошибок, мы не идем вперед, а стоим на месте. Поэтому не бойтесь ошибок детей и поощряйте словотворчество малышей. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Совет 4. Стимулируйте словотворчество малыша (придумывание им слов типа «хлебник», «намакаронился» и т.п.) Словотворчество очень полезно и нужно для развития детей. В словотворчестве (придумывании новых слов) малыш играет с языковыми конструкциями – и это настоящая школа развития интеллекта и речи, формирования у малыша языкового чутья, очень нужного в жизни для освоения не только родного, но и иностранных языков!

Во всех играх давайте как можно больше простора для словотворчества: «А как еще можно назвать? Ты чуть-чуть не угадал! Давай еще попробуем». Не спешите сами давать правильный ответ, ведь мы хотим развить у ребенка языковые способности, а не заучить с ним новые слова.

Совет 5. Если ребенок ошибся, исправьте его, но никогда не подражайте малышу и даже в шутку не повторяйте за ним его грамматические ошибки. Ребенку нужно слышать грамотную речь взрослых – это та питательная развивающая среда, в которой он идет вперед и осваивает новые ступеньки речевых умений, развивает языковые способности.

Совет 6. Речевая игра – это не проверка речевых умений и не диагностика развития ребенка, а занимательное развивающее занятие взрослого и ребенка. Проводите игры с радостью, с творчеством, с задором – и ребенок сторицей отдаст Вам всё вложенное в игру. Придумывайте свои варианты, интересные ребенку, творите!

Давайте поиграем со словами! И на практике попробуем выполнить все эти советы. Желаю успехов! Если у Вас есть вопросы – всегда отвечу на них в комментариях после статьи:).

В этой статье Вы найдете третью часть наших занятий о хлебе с детьми. Предыдущие части:

В набор картинок входят все картинки, нужные для занятий с ребенком по теме «хлеб» по материалам сайта (все три части):

  • предметные картинки разных хлебобулочных изделий: сайка, пончик, плетенка, крендель, белый хлеб, черный хлеб, кекс, плюшка, каравай, булочка.
  • сюжетные картинки «Как выращивают хлеб».

Все картинки можно использовать в презентациях или распечатать на принтере.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»

«От зернышка к булочке»

Цель: Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.

Материалы: Тематические карточки.

Ход игры: Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.

Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.

1 Вариант: «Доскажи словечко»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

Ход игры:

Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».

Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

Например: Тракторист- трактор

Сеяльщик- зерно

Комбайнер- комбайн

Мельник- мельница и зерно

Тестовед- мука

Пекарь- тесто

Кондитер- мука и сахар

Водитель- машина

Продавец-хлебобулочные изделия.

3 Вариант: «Назови кто это?»

Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.

4 Вариант:«Угадайка!»

Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

5 Вариант: «Кого не стало?»

Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

«Соедини пословицу»

Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.

1 Хлеб в рот- ум в голову!

2 Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

3 Вода мать- хлеб батюшка!

4 Хлеб да вода- богатырская еда!

5 Много снега- больше хлеба!

6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!

«Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Айнура Акматова

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.

Игра: «Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем».

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

Здравствуй, Царь.

Здравствуйте, дети. Где вы были?

На мельнице (поле, пекарне, хлебном магазине и т. д.)

Что вы делали?

Что мы делали - не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные действия. Царь должен угадать их. Если угадал - дети убегают, а Царь их ловит. Пойманные – отдыхают. Оставшиеся задумывают новое действие и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неправильно, дети остаются на своих местах и дают ему возможность еще 2-3 раза отгадать задуманное.

Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Дидактическая игра «Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.

Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.

Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.

Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.

Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница. (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

Физкультминутка «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Очень малое оно. (наклоны вперёд )

Но, как солнышко засветит(руки в стороны, присесть )

Прорастёт моё зерно. (постепенное вставание )

Ветер тучку пригнал

И нам дал. (наклоны вправо – влево, руки вверху )

Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу )

И размелет его. (кулак на кулак и круговые вращения )

А хозяйка из муки

Испечёт нам пирожки. (имитация – печём пирожки )

И большой каравай. (соединить округлённые руки )

Всем на радость раздавай! (развести руки в стороны )

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками ,

Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх ).

А потом обмолотили( постукивают кулаками друг о друга )

Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются» )

Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки )

В магазине занял место. ( вытягивают руки вперёд, ладонями вверх )

Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх )

А пришел на стол к нам – хлебом. (вытягивают руки вперёд ладонями вверх ).

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

7. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

8. Дидактические игры: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Кто больше назовет действий».

9. Рисование «Хлебный магазин»

10. Лепка «Вот он хлебушка какой»

11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Предметно-игровая среда к игре: Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

Игровые действия: Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.

Художественное слово

Загадки о хлебе:

Был крупинкой золотой,

стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

и стрелу позолотило.

Что за стрела? (колос ).

Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе ).

В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница ).

Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом (хлеб ).

Тарелка супа меж локтями,

а он в руках у всех ломтями,

Без него, как видно,

не вкусно и не сытно (хлеб ).

Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб ).

На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб ).

В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зернышко ).

Одно бросил - целую горсть взял (зерно ).

В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле ).

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос ).

Лежит мужичок в золотом кафтане,

подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь - так и не встанет (сноп ).

Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн ).

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос ).

Зубья ходят, гребни машут,

жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

поле наголо стригут (жатва).

Стихи русских поэтов

Н. Некрасов «Нива»

Дорого-любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа.

В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке молодой

Дремлет, медленно качаясь,

Ржи колосик золотой.

Весь с рогами, как улитка,

Жизни внутренней полна,

Он пригнулся от избытка

Полновесного зерна.

А. Майков «Летний дождь»

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем.

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Ю. Жадовская «Нива»

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру -

Словно в синем море -

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется,

Над тобой и туча

Грозно пронесется.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Унеси ты, ветер,

Тучу грозовую,

Сбереги нам, боже,

Ниву трудовую!

Н. Рубцов «Хлеб»

Положив в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет.

С. Мельников

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Народные песенки и потешки

Секи, секи, дождь,

На нашу рожь,

На бабину пшеницу,

На просо, чечевицу,

На дедов ячмень -

Поливай целый день!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки,

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки!

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Чей воз?

Куда едешь?

Что везешь?

Что возьмешь?

Что купишь?

Не колода лодырь, не пень,

А лежит целый день,

Он не пашет, не орет,

Лопату в руки не берет,

Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

Люди - косить, а она - голову мочить,

Люди - грести, а она - косу плести,

Люди - жать, а она - на меже лежать.

Люди - молотить, а она - пыль ворошить.

А обедать пойдут - и она тут как тут!

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Рифмовки

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба. (каравай ).

Плох обед,

Коли хлеба. (нет ).

Из земли взошел -

К нам на стол. (пришел ).

У хлеба, булки есть верхушка,

И мы зовем ее. (горбушка ).

Воровала синица

В амбаре. (пшеницу ).

Зимой не будет горюшка,

Коль всё убрали. (полюшко ).

На соломинке - дом,

Зерна спрятаны. (в нем ).

Ветер ходит в поле,

Как волна на. (море ).

© Дегтярёва Юлия Владимировна


"Закончи предложение"

Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

пример:· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы…(собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы…(намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы…(испечь хлеб) и т.п.

Метод: словесный

«А какой он, хлеб?»

Цель: Подбор определений к существительному.

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.

Метод: словесный

«Подбери родственное слово к слову «Хлеб».

Цель: Упражнять в употреблении и подборе родственных слов.

Метод: словесный

Игра с мячом. Хлебушко задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

    Назови хлеб ласково (Хлебушек)

    Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

    Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

    Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

    Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

    Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

    Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

    Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

    Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

«Пожелания»

Цель: побуждать делать морально-этические выводы.

Для детей: формировать бережное отношение к хлебу. Оценивать его, как богатство.

Задачи: упражнять в использовании обобщающих слов, делать простейшие умозаключения и выводы, побуждать детей к дружелюбию.

Методы: словесный

«А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье, мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

Как хлеб пришел на стол?”

Цель: способствовать знакомству детей с причинно-следственными связями, развивать познавательный интерес к процессу выращивания хлеба.

Для детей: Расширить знания о профессиях людей занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Задача: обогащение словаря, знаний об окружающем, активизировать внимание на тяжелом труде хлебороба.

Метод: словесный, наглядный

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

    Идет снегозадержание на полях.

    Поля пашут и удобряют.

    Боронят поля.

    Сеют зерно.

    Опыляют поля, уничтожают вредителей.

    Идет сбор урожая.

    Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

    Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

    Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

    Везут хлеб в булочную или в магазин.

«Урожай чудо - дерева»

Цель:

Для детей: активизировать внимание на хлебобулочных и кондитерских изделиях.

Задачи: формировать конкретные представления о типах изделий из муки.

Метод:

Воспитатель обращает внимание детей на «Чудо – дерево».

Что на нём растёт? Предлагает Сластене собрать с него сладости.

(в 1 корзину - хлебобулочные изделия, в 2 корзину -кондитерские изделия. Вывод - во всех изделиях использована мука)

«Какой хлеб?»

Цель: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, обогащать свой словарный запас, упражнять в подборе определений к существительному.

Метод: словесный

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Назови какой, какая, какое?”
Цель: упражнять детей в обобщающих понятиях, активизация внимания и речи детей.

Метод: словесный

    Хлеб из ржи – ржаной.

    Хлеб из пшеницы – пшеничный.

    Каша из пшена – пшенная.

    Каша из овса – овсяная.

    Каша из ячменя – ячневая.

    Каша из кукурузы – кукурузная.

    Каша из гречихи – гречневая.

    Поле с рожью – ржаное.

    Поле с пшеницей – пшеничное.

    Поле с овсом – овсяное.

    Поле с ячменем – ячменное.

    Поле с кукурузой – кукурузное.

    Поле с гречихой – гречишное.

    Поле с просом – просяное.

Доскажи словечко”
Цель: побуждать детей заканчивать предложения, активизировать внимания и речи детей.

Метод: словесный (Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу).

    Я знаю пословицу о ….

    Мама купила пшеничный ….

    Дети едят суп с …

    Ваня пошел в магазин за …

    Я не люблю есть суп без ….

    У меня дома нет …

«Разложи блинчики»

Цель:

Метод: наглядный, словесный, практический.

Бай-качи”

Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие

Метод: наглядный, словесный, практический.

Бай качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи.
Глянь баранки калачи с пылу с жаром из печи.
Все румяны горячи.
По-очереди выкладываем на стол (тарелочку) калачи, бублики, печенье из непрозрачного пакетики не подглядывая.
Рассматриваем, что же мы положили на тарелочку...
Хозяюшка: Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
Чтобы легче вам было размышлять, вам помогут вот эти геометрические фигуры (в контейнере из белого картона находятся разновидности геом. фигур, разного размера, дети выбирают геом. форму и называют, что она им напоминает, например «большой овал – мне напоминает батон к чаю”).


"Разложи по порядку"

Цель: Развивать внимание, память зрительное восприятие, упражнять детей в умении последовательно выкладывать картинки или схему.

Метод: наглядный, словесный, практический.

На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки и карточки-схемы колосок. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб.
Если вдруг окажется, что о чём вы хотите рассказать, а этой картинки нет, то вместо неё вы можете положить карточку-схему колосок.

Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.

    Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).

    Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).

    На поле зёрна прорастают, появляются всходы.

    Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел.

    Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины - комбайны.

    Машины везут зерно на элеватор.

    С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.

    Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.

    Пекари пекут хлеб.

    Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
    В магазинах люди покупают его

«Что сначала, что потом»

Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

Метод: словесный

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

Метод: словесный


« Откуда хлеб пришёл?»

Цель: способствовать знакомству детей с причинно-следственными связями, развивать познавательный интерес.

Метод: наглядный, словесный

Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

    Откуда хлеб пришёл? (из магазина);

    А в магазин как попал? (из пекарни);

    Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

    Хлеб пекут из чего? (из муки);

    Из чего получают муку? (из зерна);

    Откуда зерно? (из колоска пшеницы);

    Откуда пшеница? (выросла в поле);

    Кто её посеял? (хлеборобы);

    Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

    Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор);

    Как называется круглый хлеб? (каравай).

Дидактические игры

По теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

6. «Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.

7. «Разрезные картинки»

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.

8. «Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.


Статьи по теме: