Дидактическая игра где живет дикие животные. "картотека дидактических игр о животных". Дидактические игры на тему: «Времена года»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки - … (бельчонок, бельчата).

    «Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

    Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

    Д/и «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

    Д/и « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

    Д/и «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

    Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

    Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,

Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д

    Д/и «Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

    Д/и «Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

    Д/и «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

    Д/и «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

    Д/и «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака , лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось , слон, жираф, обезьяна.

    Д/и «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.

    Д/и «Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

    Д/и «Назови по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.

На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

    1. предметных картинок по теме).

    Д/и « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

    Д/и «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

    Д/и «Про кого можно сказать…».

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

Д/и «Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка :

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь :

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк :

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится ) и т.д.

    Д/и «Доскажи словечко»

Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.

1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса - ...(Рысь) Крупный и могучий... (Лось)

3. Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)

Пальчиковая гимнастика

Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)

Где ты был?

Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)

Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно

Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).

Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно

Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок.
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.
“Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся,
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,
Потянуться.
Обязательно зевнуть,
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Физкультминутка.

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)

Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)

А потом они устали и в берлоге крепко спали

Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)

Артикуляционные упражнения

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим

«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су.

Белку видели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко) :

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит леса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно) .

ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

1.Спит в берлоге он зимой. 2. У косого нет берлоги,

Любит шишки, любит мёд, Не нужна ему нора.

Ну-ка, кто же назовет? От врагов спасают ноги,

(Медведь) А от голода – кора. (Заяц)

3. Сердитый недотрога, 4. Хозяин лесной,
Живёт в глуши лесной. Просыпается весной,
Иголок очень много, А зимой под вьюжный вой,
А нитки ни одной. Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ёж)

5.Кто зимой холодной, 6. Не ёлка, а колко,
Ходит злой, голодный? Не кот, а мыши боятся. (Еж)
(Волк)

7.Есть в реке работники, 8. Длинное ухо,
Не столяры, не плотники, Комочек пуха,
А выстроят плотину - Прыгает ловко,
Хоть пиши картинку. Любит морковку. (Морковь)

(Бобры)

9.Папа очень крепкий, рослый, 10. Хвост пушистый,

И рога ветвисты. Мех золотистый,

Сын, пока еще не взрослый, - В лесу живет,

Рыжий и пятнистый. А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек.

(Олень и олененок)

Хвост пушистый,

В лесу живет,

Мех золотистый,

А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Отгадайте на вкус.

Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять - овощ это или фрукт; развивать речь; воспитывать внимание.

Материал: на тарелочке лежат разрезанные на кусочки и накрытые салфеткой овощи и фрукты.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и попробовать овощ или фрукт. Ребенок пробует, угадывает, что это, а потом называет: это овощ или фрукт.

Сварите вкусный борщ.

Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: посуда (горшок, ложка, миска, кувшин) муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель предлагает детям «сварить» блюдо - борщ. Дети называют посуду, в которой они будут «варить» борщ, и выбирают ее среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок.

Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.

Что где растет.

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.

Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода.

Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

Где живут витамины.

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

Узнайте по описанию .

Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность.

Материал: муляжи овощей, фруктов и цитрусов.

Воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет.

Воспитатель. Круглое, желтое, с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное. Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Узнайте животного по описанию.

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Кто что ест.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Кто как кричит.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

Дикие и домашние животные.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: веревка и звонок.

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

Кто где живет.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом.

Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик.

Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

Скажи.

Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным; развивать мышление, речь, внимание.

Материал: мяч.

Воспитатель. Осень какая? Солнышко какое? Трава какая?

Ребенок ловит мяч, подбирает прилагательное, потом бросает мяч обратно воспитателю.

Освободите птичку из клетки.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: нарисована клетка; картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки». Для этого необходимо найти птицу и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу. Если ребенок неправильно назвал птичку, то она «остается в клетке».

Дидактические игры на тему: «Времена года».

Что нам осень принесла.

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

Зимние развлечения.

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Весна.

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

Времена года.

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадать по описанию.

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Что похоже на солнышко?

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

День-ночь.

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Что изменилось?

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

Цель:

Закреплять знания детей по теме «Дикие и домашние животные» .

Развивать фонематическое восприятие и представление, внимание, мелкую моторику, пространственную ориентацию, обучать элементам логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Оборудование: вырезанное из картона большое изображение теремка, все окошки которого закрыты соответствующими геометрическими фигурами.

Педагог читает закличку к игре:

В чистом поле теремок стоял,

Кто в том теремочке проживал.

Кто же в том теремочке проживал?

Знает тот, кто в окошки заглядывал.

Кто же в те окошки заглядывал?

Тот, кто правильно фигуру отгадывал,

В названии зверя первую букву угадал

И о звере том интересно рассказал.

Затем педагог предлагает детям по очереди «открыть» окошки какой-то определенной формы - сначала круглые, затем треугольные и тому подобное. Прежде чем открывать четырехугольные окошки, он спрашивает: как называется четырехугольная фигура, у которой все стороны прямые (прямоугольник). А если в такой фигуре еще и все стороны одинаковой длины, как ее называют тогда? (Квадрат).

Теперь откройте сначала просто четырехугольные окошки, потом прямоугольные, и, наконец, квадратные. Кто же живет в этом домике? На какие две группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние животные ). Перечислите сначала только домашних, а потом диких. Кто живет на первом этаже (втором, третьем)? Какое животное лишнее на каждом этаже? Почему?

Затем воспитатель предлагает детям такие задания:

1. Отгадать название животного по первым (последним) звукам в названии и накрыть соответствующее изображение животного геометрической фигурой, ориентируясь на форму окна.

2. Определить, в названии какого-то животного (по выбору педагога) первый (последний) звук.

3. Отгадать животное, в названии которого есть определенный звук, и накрыть соответствующей геометрической фигурой изображение этого животного.

4. Педагог медленно называет животных, заменяя в некоторых названиях звуки (свистящие - шипящие, звонкие на глухие): звинья (свинья), горова (корова)... Услышав ошибку, дети должны хлопнуть в ладоши и поднять руку, если желают ее исправить (назвать правильно).

5. По описанию животного, которое дает педагог, ребенок должен отгадать, о ком идет речь. Потом - наоборот: педагог предлагает ребенку описать животное или вспомнить о нем стихотворение или загадку.

Аналогичную игру с дошкольниками можно провести по темам «Птицы», «Насекомые» и тому подобное.


КАРТОТЕКА ИГР
по теме «Дикие животные» Воспитатели: Евдокимова М.С. Веретнова А.А.

1. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».

Цель
. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры.
Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
2. «ОХОТНИК».

Цель.
Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры
. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
3. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель.
Развивать умение группировать животных по месту жительства.
Ход

игры.
Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
4. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель.
Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры.
Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Заяц прячется от лисы, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
5. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель.
Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу «Га-га-га, пел соловей. Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь Это правда или нет? Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно. 6
. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель.
Закреплять знания о диких животных.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что животные могут быть дикими и домашними. Я сейчас буду называть животных вперемешку: дикие и домашние. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: волк, белка, кот; собака, коза, медведь и т.д.
7. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак.
Ход

игры.
Воспитатель предлагает ребёнку назвать самые характерные признаки животного, остальные дети должны угадать само животное. Например: большая, серая с пятнами и кисточками на ушах и т.д.
8. «ДОБРЫЕ СЛОВА».

Цель
. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры
. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные
добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле, товарищу и т.д.
9. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».

Цель
. Систематизировать знания детей о диких животных.
Ход игры.
Водящий описывает любое животное в следующем порядке: размер, окраска, способ питания. Дети должны по описанию узнать животное.
10. «КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ?»

Цель.
Закреплять знания о лесных животных.
Ход игры
. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, кто живет в лесу. Воспитатель говорит: «Травоядные» Дети должны назвать по очереди травоядных животных.
11. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход

игры.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
12. «ОТГАДАЙ ЖИВОТНОЕ».

Цель.
Закреплять знания детей о животных.
Ход игры.
Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова бе… Дети подбирают слова (белка). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:
Медведь, медведица, медвежонок.
Заяц, зайчиха, зайчонок…

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …

НАЗЫВАТЬ МАМУ:
Медвежонок у медведицы,
лисенок у …,
зайчонок у …

КТО ГДЕ ЖИВЁТ:
В норе живет – лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …

КОМУ ЧТО ДАДИМ:
Мясо – волку,
малину -…,
мёд - …,
морковку - …,
орехи - …

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:
Охотится - …
Крадется - …
Воет - …
Кусается - …
Скачет - …
Хитрит - …
Переваливается - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Волк (какой?) -….
Лиса (какая?) - …
Ёж (какой?)- …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Медведь (что делает?) - …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
След – волчий, лисий, заячий…
Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:
Ходит - переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?





Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою - в беленькой. (Заяц)

Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф - хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)

Какую пищу ест волк? (мясо - ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Статьи по теме: