Экологические игры для старшеклассников. Презентация на тему "экологическая викторина". Маршрутный лист класса

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Главная > Сценарий

Экологическая игра «Счастливый случай»

Ларионова И.М., учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ»

Калининский район Тверская область

Эффективность экологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Среди них прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам её охраны играет использование, наряду, с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе внеурочной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, экологические вечера, классные часы, «заочные путешествия» и т. д. позволяют успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны для старшеклассников игры экологического содержания, построенные на основе популярных телевизионных программ - «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», а также ролевые и имитационные игры. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Такие игры можно проводить и при изучении программного материала, и в качестве самостоятельных воспитательных мероприятий. Как правило, к участию в них привлекается значительное количество школьников. В процессе учебной работы игры могут быть использованы фрагментарно. В нашей школе мною была разработана экологическая игра «Счастливый случай», которая проводилась во внеурочное время для учащихся X-XI классов. Сценарий игры. Цел ь: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Форма проведени я: викторина «Счастливый случай» Участники: ведущий, 2 команды по 4-8 человек. Одорудование: секундомер или песочные часы; магнитофон, запись музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай». Правила игры Вопросы викторины охватывают три области знаний:

    Взаимосвязь природы и общества. Биотические отношения. Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трёх геймов. Гейм первый. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 минута). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предполагается 5 вопросов. Гейм второй. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обсуждения - 1 минута. Номера вопросов называют отвечающие. Гейм третий. Ведущий задаёт каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения - 1 минута. Если команда отвечает неправильно, вопрос задаётся их соперникам. В том случае, если и они не отвечают, вопрос задают зрителям. В конце игры подводится итоги, и награждают победителей. Вопросы I. Взаимосвязь природы и общества. 1. Что называют памятниками природы? Памятники природы - уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты. 2. Что представляет собой национальный парк? Национальный парк - территория, исключённая из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. 3. Что представляет собой заказник? Заказник - участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов. 4. Что представляет собой заповедник? Заповедник - участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключёнными из всех видов хозяйственного пользования . 5. Что называют чёрным списком? Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии. 6. Какие утечки нефти наносят большой вред экосистемам: небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие? Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся утечки нефти . 7. Что такое «смог»? Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли. 8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец. 9. * Учёными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязнённых промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма? При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость. 10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух города загрязнён. II . Биотические отношения. 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы. 2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишённые человеческого крова? Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает. 3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания. 4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склёвывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? В результате налёта воробьёв вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадало, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выбрашено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида. 5. * После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предположите возможные гипотезы для объяснения этого факта? После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло. 6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша. 7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы? Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых. 8. В лесу вырубали все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. 9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был ещё жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце, и было немножко стыдно». Какую роль играет сарыч в природе? Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда. 10. Почему берёзы называют пионерами леса, а берёзовый лес - временный? Берёза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; её сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под её кроной поселяются молодые ёлочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет берёзу, которой среди разросшихся елей не хватает света. III . Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
    « И здесь нет зверей?» - спросила Таис. - Можно не опасаться за коня?
- Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов». Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идёт речь в произведении? Данный отрывок взят из романа И.Ефремова «Таис Афинская». В произведении идёт речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского. 2. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землице камнем. А камень - он не просто душу холодит, он трясёт её без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево - тёплое, многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце». Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «…не способен камень грохот уличный угасить?» Это отрывок из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев. 3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растёт, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде всего, чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ёжиком. А их обидишь - себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь». Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их? Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе. 4. «Шмели? Шмели, сынок, всё больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого своё занятие и своя столовая. Природа - она никого не обижает, сынок, и все для неё равны. Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие вам напоминают. Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они напоминают определение понятия экологической ниши. 5.* Герою, какого произведения принадлежат, следующие стихи и для чего он написал их: Граждане туристы! Я - муравей. Чтобы было чисто, Я житель лесной, Не палите по лесу. И дом мой стоит Множество костров. Под высокой сосной. Вы найдёте лучше, Ты мимо пройди Где дровишек куча, И не трогай его, И кострище сделано Нам больше не надо Лесником. От вас ничего. Стихи принадлежат Коле Полушкину, сына главного героя романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу. 6. « - С одной стороны, вроде учат: природа - дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не гони в гроб маменьку». Герою, какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им? Слова эти Егор Полушкин из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнёс на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства. 7. « - Да, да, да. Покуда поохали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан, нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мёртвая. И вот почву-то мы зарыли на аршин в песок да верху ещё глиной, каменной плитой придавили». Герою, какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой? Мысли эти принадлежат герою романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры», которые осуждают глубинную вспашку. 8. «Каждую весну, каждое лето миллионы брёвен сбрасывают в реку. Тащи, волоки, такая-разэдакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьёв? Да они сами давно пересохли - все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают всё лето бедную». Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек? Это отрывок из романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение. 9. «По новому, ещё не потемневшему мосту он перешёл на Сотюгу, поднялся в пригорок - и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, когда он перебежал тёмныц еловый ручей, в который упирались вырубки». Из какого произведения этот отрывок? Почему на месте соснового бора вырос кустарник? Этот отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сёстры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки. 10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с жёлтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет - у зверя глаза умные, а на поросячьи, бессмысленно-сытые глаза - такое-то на свете бывалось?» О единстве человека и природы говорит В.Астафьев в рассказах «Царь-рыба»



































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
  • Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
  • Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.

Форма организации – урок-игра.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры (Приложение) . На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы исчезают с экрана.

Участники: 2 команды одного класса или сборные команды.

Правила игры:

  1. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
  2. Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
  3. Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
  4. Игра идет до последнего вопроса.
  5. На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.

Ход игры.

Слайд 1. Своя игра.

Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.

Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.

Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.

  1. Народные приметы. От 10–50 баллов.
  2. Экология растений. От 10–50 баллов.
  3. Экология животных. От 10–50 баллов.
  4. Экология человека. От 10–50 баллов.
  5. Общая экология. От 10–50 баллов.
  6. Международные экологические акции.

Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.

Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.

Народные приметы 10.
Вопрос: Птица хохлится к …….......
Ответ: к непогоде

Народные приметы 20.
В: Кроты и мыши делают большие запасы к ………….
О: к суровой и многоснежной зиме

Народные приметы 30.
В: Лошади спят стоя – к …………,
ложатся – к …………..
О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.

Народные приметы 40.
В: Из березы течет много сока – к …….
О: к дождливому лету.

Народные приметы 50.
В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – ……
О: очень скоро начнется дождь.

Экология растений 10.
В: Что такое воздушное питание растений?
О: Фотосинтез

Экология растений 20.
В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?
О: Фитонциды

Экология растений 30.
В: Что такое зоохория?
О: Распространение плодов и семян животными.

Экология растений 40.
В: Что такое корабельная роща?
О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты.

Экология растений 50.
В: Что лесоводы называют торчками?
О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород, у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.

Экология животных 10.
В: Что такое серпентарий?
О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них яда.

Экология животных 20.
В: Что такое феромоны?
О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

Экология животных 30.
В: Что такое этология?
О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.

Экология животных 40.
В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги?
О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.

Экология животных 50.
В: Сформулируйте правило Аллена.
О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более теплых мест.

Экология человека 10.
В: Что такое смог?
О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Экология человека 20.
В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.
О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк и т.п.

Экология человека 30.
В: Кто такие организмы-синантропы?
О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком, его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.

Экология человека 40.
В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума?
О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень – до 70 дБ.

Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.

Экология человека 50.
В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “ Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
трое: веселый характер,…… и
……………”.
О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял:
“Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.”

Общая экология 10.
В: Кто ввел в науку термин “экология”?
О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.

Общая экология 20.
В: Назовите 3 группы экологических факторов.
О: Группы экологических факторов:
Абиотические
Биотические
Антропогенные

Общая экология 30.
В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе?
О: Пищевые или трофические сети

Общая экология 40.
В: Кто такие космополиты и эндемики?
О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.

Общая экология 50.
В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в …….. раз.
О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в 10 раз.

Международные экологические акции 10.
В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей.
О: 1 июня.

Международные экологические акции 20
В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она передается?
О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.

Международные экологические акции 30.
В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?
О: Курение

Международные экологические акции 40.
В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?
О: День здоровья.

Международные экологические акции 50.
В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%.
О: День борьбы в защиту озонового слоя.
С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.
34 страны.

Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)

Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.

Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.

Хоминг – (англ. homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д. Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература.

  1. Бабенко В.Г . и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
  3. Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
  4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
  5. Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
  6. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
  7. Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.

Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 7 – 8 классов

Запольская Елена Николаевна педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дои детства и юношества»

г.Мамадыш Республики Татарстан

Цели: развить интерес у учащихся к предмету экология; сформировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; закрепить знания, учащихся о флоре и фауне; развить интерес, бережного отношения к природе родной Земли; доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Оборудование: компьютер, проектор, тематические экологические газеты, фотографии природы родного края, раздаточный материал.

Ход игры

Учитель: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения в области экологии. Наше мероприятие пройдет в форме игры.

Сегодня играют команды 7 – 8 класса. Итак, начнем первый тур нашей игры.

Первый турнир: Команды представляют название, девиз, эмблему команды (жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале.

Второй турнир «Загадки»: команды по очереди отгадывают загадки, за каждый правильный ответ получают 1 балл.

    Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук- серебрянка)

    Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок)

    У кого уши на ногах? (У кузнечика)

    Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)

    Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

    Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)

    Угадайте, это кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)

    Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)

    Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

    Что видно только ночь (звёзды)

    Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

    По синему морю белые гуси плывут (облака)

    Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

    Скатерть белая весь свет одела (снег)

    Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

    Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

Третий турнир: «Ловись рыбка». Учащиеся импровизированной удочкой вылавливают задания и отвечают на них. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу.

1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)

2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне­ты. Что это за рыба? (щука)

3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит­ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)

4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)

5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду­маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)

6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)

Четвертый турнир: «Экологический ребус». Команды получают задание и его выполняют. Какая команда первая отгадает ребус получает 5 баллов.

Экологический ребус

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Вовремя работы команд проводится игра с болельщиками.

Задания для болельщиков

«Дружеский конкурс». Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак, да – хлопок, нет – молчок!

Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.

Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.

Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Каштан.

Кофе. Рябина. Платан.

Дуб. Кипарис. Алыча.

Тополь. Сосна. Каланча.

Пятый турнир: «Конкурс капитанов». Капитанам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ получают балл.

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

4. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

5. Из нее выводятся головастики…(Икра.)

6. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

7. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

9. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

10. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

11. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

12. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

13. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

14. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

15. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

16. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

17. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

18. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

19. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

20. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

Шестой турнир: «Живые барометры».

1 .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)

2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)

3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)

4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)

6. Дым столбом, (к морозу)

Седьмой турнир: «Ромашка» . На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки. Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за­гадку:

1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).

2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).

3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).

4. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под­снежник).

5. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь­чик).

6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).

7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).

8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).

9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).

10.У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).

Восьмой турнир: «Викторина о птицах». Командам по очереди в течении 1 минуты задаются вопросы, на вопросов дают правильный ответ столько баллов и получают.

    Наука, изучающая птиц? (Орнитология)

    Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист)

    Почему птицы зимой улетают на юг? (Им насекомоядным, зимой нечего есть)

    Зачем поют птицы? (Песней птицы устанавливают слышимую границу участка, самцы завлекают самку)

    Какая птица движется по дереву вниз головой? (Поползень)

    У какой птицы оперение напоминает чешую? (У пингвина)

    У какой птицы клюв крестом? (У клеста)

    Какая птица любит лакомиться весной берёзовым соком? (Дятел)

    Какая птица выстилает гнездо рыбьими косточками и выкармливает птенцов рыбой? (Зимородок)

    Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (Одинакова)

    Кто из птиц с древних времен служит символом красоты, нежности и верности? (Лебедь)

    Из чего делает свое гнездо ласточка? (Из грязи и слюны)

    Птенец какой птицы самый пушистенький? (Совёнок)

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)

    Как известно, у певчих птиц поют только самцы. А у каких птиц поют и самки? (У снегирей)

    У какой птицы еще не рожденные птенцы отдаются другим на воспитание? (У кукушки)

    У каких птиц точно такое же название, как у грибов? (У поганки)

    Назовите птицу с абсолютно черным оперением. (Ворон)

    Озерный красавец, который похож на «двойку». (Лебедь)

    У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)

    Какая птица с древних времен считается символом мудрости? (Сова)

    Птица – «однофамилица» известного русского писателя? (Гоголь)

    Назовите самую крупную птицу в Европе. (Лебедь)

    Кто такой «лесной петух»? (Глухарь)

    Кого из птиц называют «красавец с отвратительным голосом»? (Павлина)

В конце игры жюри подводит итоги. Победившая команда награждается грамотой и ценными подарками.

Экологические викторины для старших классов. Викторины с ответами.

Викторины для 10, 11 классов по теме «Экология вокруг нас»

Викторина «Организм и среда обитания»

1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)

2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)

5. Что вы знаете о «Биосфере-2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от окружающей среды. Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все системы «Биосферы-2» действуют в соответствии с закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)

6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.)

7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)

8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)

9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)

10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

Викторина «Человек и биосфера»

1. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)

4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)

5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)

6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.)

10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)

13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)

Викторина «Охрана природы»

1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)

2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это - Сихотэ-Алиньский заповедник с его Уссурийской тайгой. Лесной массив занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно сказывается на ее обитателях.)

3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)

4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)

5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)

6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)

7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности - существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)

8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

9. Расскажите о заповеднике «Аскания-Нова». (Он расположен на Украине (Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые работают над созданием новых пород домашних животных.)

10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)

11. Что такое Детский тропический лес? (12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)

Статьи по теме: