Эмблема георгия победоносца. — Этот герб оказался удачнее предыдущего? Кто этот всадник

Почему именно Москва стала столицей Руси? Почему вокруг нее, а, например, не Твери, Владимира или Новгорода стали собираться русские земли? Причины можно искать в вере, экономике, политике — как внешней, так и внутренней. Наверное, все это имело значение.

Однако эзотерики и специалисты по геральдике считают, что виной всему удивительный герб Москвы . Рассказать, чем так необычен герб столицы, нам согласился историк и эзотерик Михаил КАЛЮЖНЫЙ .

— Михаил, в чем тайна московского герба?

— Парадокс заключается в том, что из-за политических штормов, не раз бушевавших в истории нашей страны, у Москвы было несколько гербов. Но только Георгий Победоносец, по мнению мистиков, принес Москве отнюдь не победу, а поражение: он едва не лишил ее столичного статуса навсегда.

С древнейших времен на различных вариантах герба и монет Москвы изображали то пешего воина с копьем, то всадника, поражающего дракона. Причем всадник являлся олицетворением самого великого князя, а позже — царя.

Недаром, завоевав Казанское ханство, то есть символически победив дракона, царь Иван Грозный присоединил к своему официальному титулу величание царь Казанский. С тех пор всадник-драконоборец и стал главным символом Москвы.

— Но ведь всадник на коне и есть Георгий Победоносец...

— Как раз нет! Только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: «На кони де благоверный царь на сей печати?» — отвечали: «Государь на коне». Известна цитата из летописи: «При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя».

А на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии 1663 года издания, змееборцу и вовсе было придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Позднее эта традиция прижилась: со сменой правителя начали менять и лик всадника, изображенного на гербе.

— Кто же из наших правителей первым назвал всадника святым Георгием?

— Святым Георгием Победоносцем всадника на гербе официально назвал только Петр I, чем сильно удивил своих подданных. А в Сенатском указе от 8 марта 1730 года, спустя пять лет после смерти императора, московский герб уже официально был описан следующим образом: «...в середине (двуглавого) орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное». С. этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально стал именоваться святым Георгием.

Печать Ивана III

— А чем с точки зрения магии и геральдики всадник на коне принципиально отличается от святого Георгия?

— Дело в том, что на гербах или знаменах всегда старались изображать символы удачи, победы и благосостояния. Всадник на коне, олицетворяющий мудрого и справедливого князя, как нельзя лучше выполнял эту роль. Иное дело святой Георгий.

Назвав всадника на гербе Георгием Победоносцем, Петр I, сам того не зная, навлек на город несчастья. Как гласят жития Георгия, к 30 годам, благодаря уму, мужеству и физической силе, он дослужился до тысяченачальника — это что-то вроде командира батальона. Более того, он стал любимцем Диоклетиана. Однако Георгий не мог спокойно смотреть, как император казнит последователей Христа. И открыто признался в том, что он христианин.

Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Глядя на это, два знатных сановника, Анатолий и Протолеон, являвшиеся тайными христианами, открылись императору.

Диоклетиан их казнил. А потом призвал волхва Афанасия, дабы тот либо усмирил бывшего любимца, либо отравил. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но зелья не подействовали. И тогда волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа. Тут уж император окончательно рассвирепел и казнил обоих — и уверовавшего Афанасия, и Георгия.

— И как же судьба Георгия Победоносца отразилась на Москве?

— Для Москвы с Георгием на гербе настали плохие времена. За период с 1730 по 1918 годы Москва неоднократно опустошалась эпидемиями и пожарами, терпела страшный урон от стихии, становилась ареной кровавых массовых междоусобиц и прочих бедствий.

— Кто же избавил Москву от такого покровителя?

— Как ни странно, большевики. Вскоре после Октября герб с Георгием Победоносцем упразднили. И в 1918 году столицей страны снова стала Москва, но уже с новым гербом.

Его утвердил Президиум Моссовета 22 сентября 1924 года. Новый герб состоял из нескольких важных элементов. В центральной части в овальный щит была вписана большая пятиконечная звезда.

На ее фоне изобразили обелиск свободы и серп с молотом — это были эмблемы рабоче-крестьянского государства. Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья стали олицетворением смычки города и деревни. Наковальня — эмблемой металлообрабатывающего производства, челнок — символом текстильной промышленности и динамо — символом электрификации. Внизу красовалась надпись: «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов».

— Этот герб оказался удачнее предыдущего?

— Разумеется: в магии символов большевики разбирались отлично. На протяжении всего советского периода Москва оставалась самым богатым и благополучным городом страны. За это время она выросла многократно — как по численности населения, так и по площади.

В 1941 году столицу не смогла взять самая сильная на тот момент немецкая армия. Город, тогда еще будучи преимущественно деревянным, не сгорел даже при массированных налетах немецкой авиации, бомбившей его зажигательными бомбами. А в послевоенное время Москва и вовсе стала признанным мировым центром науки, промышленности и культуры. Она по праву считалась одним из самых красивых, чистых и безопасных городов мира.

— Но сегодня-то у нас на гербах снова царствует святой Георгий. Как его «правление» в XXI веке скажется на Москве?

— После возвращения герба с изображением святого Георгия Победоносца в Москве снова участились стихийные бедствия. Ураган, просвистевший над городом 22 июня 1998 года со скоростью ветра до 31 м/с, повалил более 100 тысяч деревьев и нанес материальный ущерб более чем на 15 миллионов долларов. Много бед натворил и ураган 2001 года. Горели после 1993 года и неофициальные символы Москвы — Останкинская телебашня и Манеж. Советский герб явно гораздо эффективнее обеспечивал безопасность москвичей.

— Так зачем же было менять столь удачный советский герб на аналог дореволюционного герба?

— Всему виной политика. После событий 1991 и 1993 годов московские власти поспешили избавиться от всего советского наследия, в том числе и от символа города. А вот федеральные власти в 1990-е годы оказались более мудры, поместив на гербе страны не Георгия, а прообраз князей доромановской эпохи.

Всадник-змееборец изображен и на государственном гербе РФ. Но Георгием его уже не зовут. В положении о Государственном гербе РФ, утвержденном Президентом Б. Н. Ельциным 30 ноября 1993 года, сказано: «На гербе — всадник, поражающий копьем дракона».

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Историю происхождения и историческое развитие российски гербов приходится восстанавливать по крупицам. Так как письменные источники содержат очень мало сведений о российских эмблемах, историки обращают внимание на вещественные - скульптуры, монеты, печати.

"Московский ездец"

Изображение святого Георгия появилось на монетах и печатях Руси в начале 11 века - время правления Ярослава Мудрого, который во время крещения принял имя Юрий (Георгий). Эта традиция была продолжена князем Юрием Долгоруким - основателем Москвы. Воин-змееборец присутствует и на монетах времен Александра Невского, и Ивана II. Во времена Василия II изображение святого Георгия на печатях и монетах принимает вид, наиболее близкий к тому, который был утвержден Екатериной Великой на гербе Москвы.

Историк Николай Карамзин отмечал, что символика русского государственного герба, в которой изначально использовалось и изображение змееборца, ведет начало с 1497 года. именно к этому времени относится печать Ивана III, на которой присутствует изображение всадника, поражающего копьем дракона. Уже в 16 веке “московский ездец”, который в то время никем не воспринимался как святой Георгий, соединился на государственных печатях с двуглавым орлом.

Святой Георгий - символ Москвы

Петр I впервые называет всадника, поражающего копьем дракона “Святым Егорием”. Развитие российской геральдики и создание гербов городов привело к тому, что “московский ездец” стал официально называться Георгием Победоносцем. С 1712 года московские полки стали использовать на своих знаменах изображения двуглавого орла под тремя коронами, которого располагался щиток с изображением всадника, колющего дракона копьем.

Несмотря на то, что святой Георгий являлся частью государственного герба в 1729-1730 годах, он был утвержден как городской знак Москвы - исторического центра Российской империи. Герольдсмейстерская контора, которая была создана еще во времена Петра I при участии Франциска Санти, разработала цвета символа и его фигур. Именно к этому времени окончательно утвердилась фигура всадника на белом коне, поражающая дракона. Данный символ Москвы оставался практически неизменным до революции 1917 года.

Восстановление исторического герба Москвы

Современный герб Москвы был утвержден 23 ноября 1993 года. Он был создан на основе исторической эмблемы 1781 года и введен на основании акта “О восстановлении исторического герба города Москва”. 1 февраля 1995 года символ российской столицы был утвержден Московской городской думой.

Не только приезжий, но и не каждый коренной житель столицы даст положительный ответ на вопрос о том, что же изображено на гербе российской столицы. В лучшем случае вспомнит о каком-то всаднике с копьем, который сражается со Змием. Для этого необходима история Москвы. Герб появился не сразу, его долго видоизменяли, создавая идеальный символ великого города.

Кто этот всадник

Знатоки геральдики не сомневаются, что в данном случае воин в серебряных доспехах верхом на коне - не кто иной, как легендарный Он облачен в серебряные доспехи, сверху синий плащ, в правой руке держит золотое копье, острие которого вонзается в пасть черного Змия. Имя Георгия Победоносца явно указано в «Положении о гербе», принятом столичным начальством в 1993 году. О нем знают далеко не все.

Так как же появился и почему там изображен именно этот человек? На эти вопросы можно отыскать ответы в нижней части статьи.

Легенда о воине

Основой послужил следующий сюжет, подробно описывающий сражение. Смелый воин верхом на коне поджидал Змия на берегу волнующегося моря. Внезапно ужасное и неприятное чудовище появилось из воды и приготовилось к атаке. Его зловонная пасть выпустила поток пламени, отчего конь, испугавшись, встал на дыбы. Но всадник не растерялся. Левая рука вцепилась в узду, боевой друг успокоился; правая - крепко ухватила копье там, где заканчивалось древко.

Ловким движением воин направил грозное оружие в сторону Змия, и волшебный серебряный наконечник вошел в пасть чудовища. Змий корчился в предсмертных муках под копытами коня, жизнь угасала в нем. Можно смело предположить, что герб города Москвы появился неспроста именно в таком виде.

Покровитель ратного дела

Издавна христиане чествуют Святого Георгия. Он покровительствовал всем мужчинам, особенно тем, кто посвятил себя ратному делу, рыцарям, а также охотникам и путникам.

Неудивительно, что в 10-м веке, когда на Руси христианство укрепляло свои позиции, именно этот представитель христианского пантеона стал популярным среди охотников и воинов. Гордый кавказец мог позволить себе снять с головы свою шапочку-сванку, лишь когда видел образ Святого Георгия. Осетины, исповедовавшие христианство, во время застолий обязательно посвящали хоть один тост Святому Георгию, рассчитывая на его благосклонность и покровительство.

В Библии имеется сказание о палестинском воине по имени Георгий, который, чтобы спасти жизнь царевны Аи, убил дракона-людоеда. Но как же появился герб Москвы? Что символизирует всадник и чудовище под копьем?

Чудовище - это символ зла

Древнерусская легенда тоже повествует о Георгии, сразившем с помощью меча Змия. В благодарность за то, что уже не придется испытывать боязнь быть съеденными чудовищем, Гевальские идолопоклонники уверовали в Христа.

Можно углубиться еще дальше на много тысячелетий назад в индоевропейскую историю. Её персонаж - воин Индра, который был одновременно божеством, уничтожает змея. В результате человечество получает доступ к небесной воде. Со змеем борются в разные времена разные легендарные личности:

  • Тесей, герой древнегреческих мифов.
  • Перун, славянский языческий бог. В образе чудовища представлен Велес, правитель подземного царства.
  • Богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич побеждают огнедышащего дракона.

Вообще, змей у древних славян ассоциировался с врагами, которые часто приходили на Русь из степей. Поэтому герб города Москвы был выполнен в таком виде.

Сначала были монеты

Задолго до того, как князь или святой на фоне красного щита был утвержден в качестве символа Москвы, его облик изначально печатали на империи. Киевский князь Ярослав Мудрый, правивший в 11-м веке, изготовлял печати и чеканил монеты со святым Георгием. Мало кому известно о втором имени князя - Юрий (или Георгий). Его он получил, когда стал христианином. В честь святого покровителя князь построил город Тарту (он же Юрьев), новгородский монастырь, храм святого Георгия в Киеве. Герб Москвы появился только спустя некоторое время.

В последующие столетия традиционно продолжали изображать на монетах воина-змееборца русских князей. Это основавший столицу будущего великого государства победитель тевтонских рыцарей Александр Невский, Иван II, Василий II. Для скульптурного образа святого победившего Змия была выбрана Фроловская башня Кремля.

Геройский символ на гербе

В качестве точки отсчета, когда всадник, который сражается со Змием, закрепился на гербе Московского княжества и «всея Руси», можно считать период правления Ивана III. Но, как это ни странно, почему-то никто не называл тогда «московского ездца» святым Георгием. Более того, даже на государственных печатях он размещался на груди двуглавого орла. Но уже тогда описание герба Москвы делали многие летописцы. Картинка символизировала, что любой враг Руси будет повержен.

Только Петр I специальным документом примерно во втором десятилетии 18-го века, наконец-то, удосужился присвоить конкретное имя (святой Георгий) знаменитому всаднику. До середины 19-го века петровский вариант служил символом столицы России. Указом императора Николая I в 1856 году дизайн герба немного преобразился.

После его утверждения через 27 лет приобрел следующий вид:

  1. Вместо появились скипетры.
  2. Воина вместе с конем развернули в противоположную сторону, как того требовали правила геральдики, принятые в Западной Европе. Объяснялось это просто. У часто присутствовали на щитах. Во время боя щит, как правило, находился в левой руке. Поэтому изображенные животные (медведи, львы и т. п.) должны смотреть в сторону нападающего. Герб Москвы на этом не перестал изменяться.
  3. Плащ теперь приобрел синий цвет.
  4. Дракона, который первоначально был черным, покрыли золотом, а крылья стали зелеными.
  5. Изменилась масть коня - из белоснежного она стала серебристого оттенка.

Большевики, которые пришли к власти вследствие Октябрьской революции 1917 года, избавлялись от всего того, что было связано с буржуазным прошлым. Та же участь постигла и символику. В 1924 году Москва получила новый герб. Власть не желала оставлять старый герб Москвы, что символизирует царей и рыцарей.

Только в 1993 году Георгий Победоносец «вернулся» на прежнее место, тем самым подтверждая тот факт, что добро рано или поздно должно восторжествовать над злом. Многие спорят, какое именно животное на гербе Москвы изображено. Дракон - это мистика, поэтому решили остановиться на змее, которая пытается очернить Родину. Но защитники всегда уничтожат ползучего гада.

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии.

В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее.

Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия.

В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.

Георгий победоносец и змей

Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах

Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Москва - столица огромного государства, город с многовековой историей имеющий федеральное значение. Это политический, деловой и культурный центр России. Здесь находятся органы государственной власти Российской Федерации. Москва имеет свои официальные государственные символы - флаг, герб и гимн.

Флаг Москвы

Флаг столицы России представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета, с соотношением ширины и длины 2:3. В центре развернутого флага изображен основной элемент - Святой Георгий Победоносец верхом на коне, с копьем в руке, которым он поражает Змия. Изображение Георгия Победоносца двустороннее и выполнено в цвете. Серебряные доспехи, голубая мантия, серебряный конь, золотое копье и Черный Змий. Согласно Закону, ширина габаритного изображения составляет 2/5 всей длины полотнища.

29.09.1994 года распоряжением мэра города был утвержден первый флаг столицы РФ.

01.02.1995 года вступил в действие Закон № 4-12 «О гербе и флаге города Москвы», в котором было изменено первоначальное описание флага столицы.

11.06.2003 года был принят новый закон №38 «О флаге города Москвы», а 30.07.2003 предыдущий закон утратил силу, а новый вступил в действие. В данном законе были внесены незначительные изменения в описание одного из главных государственных символов столицы.

Флаг столицы должен в обязательном порядке вывешиваться во время праздников на зданиях организаций, а также на жилых домах. Флаг всегда поднят на зданиях правительства, городской думы, городского и арбитражного судов, районных управ, префектур административных округов, а также представительств города Москвы в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом.

Согласно закону флаг Москвы можно размещать одновременно с флагами, ранг которых ниже, но при условии, что флаг столицы будет расположен слева от других флагов, если стоять лицом к ним. Флаг города не может быть меньше размером, чем флаги, низшие по рангу, а также не может располагаться ниже них.

Герб Москвы

В 1993 году постановлением Московской городской думы и распоряжением мэра столицы, был утвержден один из официальных государственных символов - герб Москвы, в основу которого был взят образец первого официального герба города, утвержденного в 1781 г. В 1993 и 2003 году нынешний герб повторно был утвержден законами города Москвы.

Герб города Москвы - это геральдический щит темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.

Еще во времена Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем и патроном города Москвы. В ХIV-XV ст. образ всадника-змееборца на Руси приобретает особое значение, он символизирует образ народного защитника и борца с иноземными завоевателями.

Историческая справка

Первый официальный герб Москвы был «высочайше утвержден» указом 20.12.1781 года вместе с другими гербами городов, относящимся к Московской губернии. К тому же, отмечалось, что герб «старый», а это указывает на то, что эмблема была известна и раньше. Всадник, который поражает своим копьем змия, использовался и ранее, только на печатях и монетах, так как тогда еще не существовало такого понятия, как герб.

В таком виде символ просуществовал до середины 19 столетия. Однако указом Николая I во время проведения ним реформ в геральдике, герб был существенно изменен.

В 1957 году открывается специальное Гербовое отделение, которое занимается изготовлением гербов. Его управляющим становится барон Б.В. Кене, который и вносит предложение изменить художественную форму не только герба Москвы, но и многих других гербов России. Он вносит изменения в личные гербы императора и членов его семьи, а также государственной печати, которые император утвердил 11.04.1857 года.

16.03.1883 года был утвержден герб Москвы, который разительно отличался от своего предшественника.

В измененном виде он представлял собой червленый щит, на котором изображен Святой мученик Георгий Победоносец, в голубой приволоке, верхом на серебряном коне, покрытым багряной тканью с бахромою цвета золота. В руках его копье с осьмиконечным крестом сверху, которым он поражает золотого (не черного) дракона с зелеными крыльями. Причем всадник смотрит в противоположную сторону, от того, который был изображен на предыдущем гербе. Сверху щит украшает императорская корона, а за ним 2 золотые скипетра, которые скрещены по диагонали сверху вниз и соединены голубою Андреевскою лентой. В таком виде он просуществовал до 1917 года.

Революции вносит свои коррективы и Москва, первый город, который получает герб, составленный в соответствии с новой пролетарской символикой. Новый герб был утвержден 22.09.1924 года Президиумом Московского Совета, но продержался он не очень долго.

Герб того времени состоял из ниже описанных элементов.

В центре щита овальной формы вписан победный символ Красной Армии - пятиконечная звезда.

На фоне звезды изображен обелиск - первый революционный монумент, установленный впереди здания Моссовета в память Октябрьской революции. Он символизирует твердость власти Советов.

На гербе также изображены символы - Серп и Молот, которые являются символами власти рабочих и крестьян.

Зубчатое колесо и ржаные колосья, символизируют единение города и деревни, где колосья символ сельского хозяйства, а колесо символизирует промышленность. На колесе имеется надпись "РСФСР".

С обеих сторон внизу, вписаны эмблемы, которые характеризуют более развитую промышленность, на то время в Московской губернии. Справа челнок - эмблема текстильного производства, слева наковальня - символ металлообрабатывающего производства.

Внизу на ленте имеется надпись "МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБ. (Рабочих) КР. (Крестьянских) И КР. (Красноармейских) ДЕП. (Депутатов)". Еще ниже изображен электромотор "динама", который является эмблемой электрификации.

Таким образом, герб 1924 года символизирует деятельность Моссовета.

В 1993 году Москве был возвращён исторический герб.

Статьи по теме: