Где живет Баба-Яга. Где живет Курочка Ряба

"Сказки гуляют по свету"

Песня в исполнении Валентины Толкуновой

Один веселый журналист Алексей Козловский придумал добрый проект - «Сказочная карта России», в котором собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок. В этом ему помогали и помогают специалисты - историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям.

Лидер среди них - Ярославская область. На ее просторах проживают Баба Яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое царство! Недаром именно здесь работает «Первый сказочный туроператор», который отправит всех, кто верит в чудеса и не хочет расставаться с детством, в путешествие по «Сказочному кольцу России».

В мае 2012 года все сказочные герои собирались в Кирове на «Сказочную Олимпиаду» и решили сообща развивать сказочный туризм. Вот некоторые адреса для путешествий родителей с детьми. Вперед, в мир сказок и приключений!

Баба-Яга - Кукобой

Бабу-Ягу поселили в селе Кукобой (2-3 часа езды от Ярославля) в 2004 году и построили там Избушку на курьих ножках. Из давних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке-задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее. Кстати, образ темного персонажа местные жители несколько исправили. В процессе «прописки» известной старушки возникли серьезные проблемы: дело в том, что село Кукобой славится множеством храмов и церквей, и священники были категорически против заселения «дьявольщины». Но, несмотря на это, всё разрешилось благополучно, и Баба-Яга исправилась: теперь она помогает нуждающимся, хотя время от времени и продолжает хулиганить. Если Вы решите поехать в резиденцию Бабы-Яги, то не удивляйтесь, что сначала Вас повезут в храм для того, чтобы купить святой воды и свечки. Только при таком вооружении можно смело заходить в Избушку. Также во владениях Бабы Яги вас ждет чай со знаменитыми кукобойскими пирогами, конкурсы и многое другое. В последнюю субботу июля всех приглашают на день рождения Бабы-яги.

Царь Берендей - Переславль-Залесский

Согласно одному из преданий, в Переславском крае жили берендеи -воинствующие племена, состоявшие на службе у русских князей. Правил ими справедливый и добрый царь Берендей. В Переславле-Залесском Ярославской области создан «Дом Берендея» - Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях. За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками проводят веселые фольклорные праздники.

Кикимора и сказки Васнецова - Кировская область

В Кирове на Кикиморской горе построили домик Кикиморы. И теперь она приглашает в гости всех туристов. В тематическом парке «Заповедник Сказок» можно побродить по Музею сказок, разгадать загадки Домового и поиграть с другими персонажами. Подробности - на сайте центра активного отдыха «Летучий корабль». http://korabl-kirov.ru/#

А потом можно отправиться в село Рябово (около 2,5 часа на автобусе от Кирова) - там открылась «волшебная тропа» по мотивом сказок Васнецова: с избушкой на курьих ножках, лабиринтом Кащея и, конечно, Аленушкой.

Золотая рыбка - Большое Болдино

Точным местом "рождения" Золотой рыбки признано село Большое Болдино Нижегородской области, где нет рек, но где Александр Сергеевич Пушкин и написал известную "Сказку о рыбаке и рыбке". Там же им были написаны еще более пятидесяти известных произведений. Для привлечения туристов в Большеболдинском районе собираются построить "Город сказок Пушкина" с комплексом аттракционов по мотивам произведений классика, детским театром и аквапарком "Золотая рыбка".

Однако, «Владения Золотой Рыбки» находятся и в поселке Липин Бор Вологодской области . Это связано с названием района - Вашкинский. В районе распространена рыбка «вашкалок», что в переводе с вепского указывает на своеобразную медную или золотую окраску рыбы. В поселке есть Детский парк, расположенный в сосновом бору, вблизи Белого озера. Здесь живут гриб Боровик, озорные Серебристые Рыбки - подружки Рыбки Золотой, Старик со своею старухой, и конечно, сама Государыня Рыбка. В программу пребывания входит абонемент «В гостях у бабушки Федоры» в районном краеведческом музее. Здесь гостям предложат разжечь угольный самовар; поучаствовать в народных играх и забавах, покачаться на традиционных русских качелях и принять участие в чайной церемонии с вкусными деревенскими пирогами. Посетив районный Дом ремесел, можно приобрести сувенирную продукцию, поучаствовать в мастер-классе, и своими руками изготовить из бересты рыбку. Еще здесь есть Дом рыбы и рыболовства. Подробнее на сайте Вашкинского муниципального района оhttp://www.lipinbor.vologda.ru/riba.htm

Колобок - село Новая Беденьга

Сначала Ульяновская область пыталась «застолбить» на сказочной карте имя Чебурашки, приводя в качестве основания упоминание в словаре Даля, однако создатель образа Чебурашки, Эдуард Успенский, выступил решительно против. Тем временем большинство сказочных персонажей разобрали другие города, и Ульяновску остался только Колобок. Благо здесь основания более-менее крепки: краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебяткой, симбирским колобком. Согласно словарю Даля, колебяткой в Ульяновской губернии называли хлеб из остатков теста. Это и есть колобок, муку для которого наскребали по сусекам.

2 июня 2012г. в селе Новая Беденьга состоялось официальное открытие усадьбы Колобка. Бревенчатый дом и двор сказочного героя срублены по всем канонам плотницкого ремесла 19 века. В избе выложена печка - чтобы всегда было тепло и пахло пирогами. Дворовые угодья Колобка расположены в живописной местности. Рядом на пьедестале установлена скульптура хозяина дома, рядом - деревянные изображения всех героев сказки - Зайца, Медведя, Волка и Лисы.

Усадьба будет включать ряд объектов: «Домик Колобка», «Колобкодром», детскую площадку, а также производственную линию «Симбирские колобки». «Домик Колобка» будет представлять собой интерактивное пончиковое кафе (с детским и взрослым залами) с сувенирной лавкой и «живым» Колобком, выполнять функции которого, естественно, станет аниматор. «Колобкодром» и детская площадка запланированы как объекты активного отдыха с аттракционами, детским минигольфом, зорбингом, бамперболом, катанием на аккумуляторных машинках по «Колобок-сафари».

Иванушка-дурачок - Кенозерье

Кенозерье - одно из первых мест (наряду с Великим Устюгом), "забронировавшее" сказочного героя еще в 2001 году, тогда же здесь прошел первый праздник - "Кенозерская дураковина". Каждый год здесь проходит выставка детских рисунков и писем Иванушке "Любимый сказочный герой". Кенозерье - родина известного ученого, литератора, сказочника и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), который подготовил и издал около 60 книг народных сказок и былин. В день на Ивана Купалу кенозерцы приглашают всех на праздник "Кенозерская дураковина".

Садко - Гостцы

Жители села Гостцы Новгородской области искренне верят в то, что Садко - это не просто придуманная сказка, а вполне реальный человек. Некий Сотко Сытиничь действительно упоминается в новгородской летописи 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгородском детинце. «К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы», так пишут сегодня историки и лингвисты. Одна из легенд про Садко, напомним, рассказывает, что он решил поспорить с купцами, что в озере Ильмень есть рыба с золотыми перьями. Выиграть спор ему помог Водяной царь. После этого Садко успешно торговал и вскоре разбогател. По этому поверью бизнесмены и предприниматели и сегодня приезжают в Гостцы за удачей.

Кощей Бессмертный - Старица

Родиной Кощея теперь считается старинный городок Старица Тверской области. В подтверждение такой версии губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин приводит легенду, как однажды старицкий сапожник повстречал в местных каменоломнях чудище с горящими глазами. «Именно таким предстаёт в русских сказках Кощей Бессмертный», - поясняет Зеленин. Кроме того, на старинном гербе Старицы изображена горбатая старуха с клюкой. По мнению местных краеведов, это и есть «та самая Баба Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея». В городе планируется оборудовать пещеру Кощея и даже поставить ему памятник. А пока что главная достопримечательность Старицы — Свято-Успенский монастырь. В Старице родился и воспитывался отрок Иоанн - позже Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси; здесь же он и скончался. И знающие православные специально приезжают в Старицу, чтобы увидеть его усыпальницу.

Соловей-разбойник - Береза

В Курской области есть село Береза, которое наполнено легендами и преданиями. Почему это село является родиной Соловья-разбойника? Существует легенда, что при основании самого поселка крестьянин посадил три березы, о которых Соловей-разбойник много рассуждает в былине. Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое соловьиного края».

Русалка - Псков

Совсем недавно на «Сказочной карте России» появилась псковская Русалочка. То, что именно она стала сказочным символом Псковской области, объясняется просто: в Псковской области находится музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское», а у Пушкина в Лукоморье на ветвях дуба зеленого сидит именно русалка. Кстати, резиденция русалки будет располагаться в центре загородного отдыха «Лукоморье», так что все прекрасно увязывается. Кроме того, псковитяне отыскали в библиотеке местную легенду о «тиглицкой русалке», чтобы подтвердить свои притязания на персонаж.

Чебурашка - Москва

В 2008 году на территории детского сада N 2550 в Восточном округе Москвы был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов пишущая машинка, на которой писатель Эдуард Успенский создал историю Чебурашки. Однако, свои права на Чебурашку заявил и Ульяновск. Местные краеведы утверждают, что неопознанный зверь родом из их губернии. В волжском наречии есть слово "чебурашка", которое означает "поплавок". Дескать, автор книги Эдуард Успенский где-то услышал странное словечко и использовал его в творчестве. Однако Москва с этой теорией категорически не согласна.

Курочка Ряба - Ермаково

В августе в поселке Ермаково, что в Ярославской области, ежегодно проходит праздник, посвященный волшебной Курочке. Кроме того, здесь существует и музей Курочки Рябы, посетив который Вы не только увидите сказочную несушку в разных обличьях, но и узнаете о ремесле и быте на Руси.

Емеля и Щука - Ростов Великий

В Ростове регулярно проводятся праздники «По щучьему велению». Фестиваль начинается конкурсом колокольных звонарей, продолжается торжественным парадом во главе, конечно, с самим Емелей, едущим, как ему и положено, на печи, а заканчивается массовыми плясками, играми и угощением щучьей ухой. Эта рыба - главная достопримечательность ростовского озера Неро, ведь по легенде именно здесь живет та самая волшебная щука.

Водяной - Пошехонье

Пошехонье не зря называют ярославской Венецией - ведь он стоит сразу на пяти реках, есть здесь пруды и, конечно, Рыбинское водохранилище. И поэтому пошехонцы надумали поселить у себя водяного. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартира водяного украшена портретами хозяина, статуями симпатичных подружек-лягушек, аквариумом с маленькими сомиками, водяной мельницей и прочими атрибутами водного царства. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек. Водяной в народных представлениях Пошехонья - крепенький мужичок средних лет, с бородой и босой. Носит он красную рубаху и соломенную шляпу. Основной туристический праздник проходит здесь в начале июня и называется он «Хозяин рек пошехонских». В резиденции Водяного проводятся интерактивные программы. Водяной дает разные советы, Кикимора поет песни и веселит гостей, а потом всех угощают ухой.

Буратино - Зеленоградск

13 июня 1999г. граждане города-курорта Зеленоградска Калининградской области собрались на центральной площади города и специальным Актом усыновили «доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино». Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. И приводят аргумент: в Зеленоградске есть Поле чудес - то самое, описанное в “Золотом ключике”. Растут ли там денежные деревья, приезжайте сами и убедитесь.

В начале августа зеленоградцы отмечают День своего города. На этом празднике Буратино для каждого ребёнка найдёт какое-нибудь весёлое и забавное дело. Но если вдруг вам не удастся попасть в Зеленоградск на праздник, не волнуйтесь! Во-первых, море, лес, песок и солнце на родине Буратино работают круглосуточно. А во-вторых, в любую погоду вы попадёте в каморку папы Карло, где находится та самая потайная дверца за старым холстом и коллекция золотых ключиков (кстати, если у вас где-нибудь лежит без надобности интересный ключик - везите в подарок!). Вас проведут к мемориальным местам, связанным с необычайными приключениями Буратино. Вы своими глазами увидите дуб, на котором ночные разбойники подвешивали Буратино вниз головой, мост через Тортилин пруд, сосну, к которой приклеился бородой Карабас Барабас, копию уединённого домика Мальвины. А потом вы сами сыграете в сценке из спектакля про Буратино или в несколько буратинских игр. А потом закажете в Харчевне «Трёх пескарей» три корочки хлеба. А потом посетите Зеленоградский историко-археологический музей, где выставлены уникальные экспонаты о прошлом этой земли. Это же очень интересно!

Сайт настоящих друзей Буратино

Аленький цветочек - Уфа

Еще в декабре 2010 года в одном из парков Уфы "расцвел" большой кованый Аленький цветочек, ставший популярной достопримечательностью среди влюбленных. Основанием для выбора столицы Башкирии родиной Аленького цветочка стал общеизвестный факт о месте рождения автора сказки Сергея Аксакова в родовом имении вблизи Уфы. Там в детстве писатель услышал эту историю от ключницы Пелагеи, рассказывавшей ему сказки, а позднее писатель создал книгу об истории Красавицы и Чудища, которую так и назвал "Аленький цветочек".

Илья Муромец - Муром

В центре Мурома, что во Владимирской области, установлен бронзовый монумент богатырю, а в историко-краеведческом музее есть экспозиция, посвященная богатырю. Во дворе музея растёт дуб, который помнит Илью Муромца, а из родников, которые появились в результате ударов копыт богатырского коня, люди и сегодня набирают святую воду. Кстати, в Муроме жили и покровители любви и благополучия в браке святые Петр и Феврония . Их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре .

Добрыня Никитич - Шилово

Несмотря на то, что у популярного былинного героя есть, по крайней мере, девять вероятных прототипов, жители поселка Шилово в Рязанской области уверены, что больше всего на эту роль подходит добрый молодец Добрыня, который тут недалеко, на острове сидел и на тот берег Илье Муромцу топоры, играючи, кидал. Шиловцы всегда были уверены, что Добрыня — их земляк. Об этом еще в XIX веке рязанская пресса писала как о чем-то само собой разумеющемся. На гербе района изображен меч и пояс. В гимне упоминается "меч священный рязанца Добрыни". В Шиловском краеведческом музее хранится деталь боевого снаряжения богатыря (накладка на пояс), которую еще перед войной нашли при раскопках кургана.

Алеша Попович - Ростов Великий

«Мы нашли массу фактов, свидетельствующих о том, что легендарный герой русских былин Алеша Попович родился в Ростове в XII веке в семье священника», - говорят в администрации города. Уже стартовала программа "В гостях у Алеши Поповича". Алеша Попович сопровождает туристов на всем протяжении маршрута по ростовской земле. Они не только узнают о ремеслах, посещают музей-заповедник, но и участвуют в пикнике на берегу озера Неро, в обряде посвящения в богатыри, играх. Есть в городе купеческая усадьба с богатырским подворьем, где устраиваются спектакли по мотивам русских народных сказок и шуточные сражения.

Левша - Тула

Из всех достопримечательностей приезжим доступен лишь памятник смекалистому мастеровому.

Мышка-Норушка - Мышкин

По легенде город Мышкин Ярославской области построен в XIII веке на месте, где мышка спасла русского князя от смерти: разбудила, когда к тому приближалась змея. Говорят, в ознаменование этого знаменательного события город и назвали. Город Мышкин - российский рекордсмен по количеству музеев и выставочных залов. Главный из них, конечно, Музей мыши - единственный в мире. В нем - мыши всевозможных размеров: нарисованные, выточенные, вылепленные, склеенные и сшитые из всех мыслимых и немыслимых материалов и собранные не только по городам и весям родной страны, но и во множестве присланные из-за рубежа. Мышиный бренд используется настолько широко, насколько хватает фантазии: работает комплекс «Мышкины палаты» с развлечениями для туристов, гостей принимает гостиница «Мышкино подворье», работает ресторан «Мышеловка», где сверх оплаченного меню посетителям подают сырную тарелку - в соответствии с духом и буквой английской пословицы о бесплатном сыре, который, как известно, бывает только в мышеловке. А летом проходит ежегодный Фестиваль мыши. А на память о городе обязательно нужно купить кошельковую мышь - она живет в кошельках и заботится, чтобы деньги в них не кончались.

Дед Мороз - Великий Устюг

Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской. В 12 км от Великого Устюга в сосновом бору на берегу реки Сухонp class=ы находится развлекательный центр "Вотчина Деда Мороза", который включает в себя комплекс услуг: проживание, питание, прокат маскарадного и спортивного инвентаря, катание на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях - зимой, а также прогулочных лодках, водных велосипедах - летом.

Официальный сайт проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" www.dom-dm.ru

Сайт «Вотчины Деда Мороза» - http://www.votchina-dm.ru/sys/map

Снегурочка - Кострома

Терем Снегурочки находится в Костроме. Вместе с ней в нем проживают Домовой, Домовиха и ученый кот Баюн. И зимой и летом здесь можно померзнуть в Ледяном зале, посмотреть кукольное шоу, принять участие в игровых программах и пообщаться с самой Снегурочкой. Сайт Терема http://teremsnegurochki.ru/

А еще в Костромской области находится деревня Щелыково (120 км от Костромы и 15 км от Кинешмы). Здесь расположено имение А.Н.Островского, который и написал сказку о Снегурочке. Музей-заповедник «Щелыково» предлагает программы «Встреча со Снегурочкой» и «Праздник в Берендеевой слободе». Подробнее

В старые времена каждый знал, что если водяная мельница расположена в глуши лесной, вдали от деревни или города, то место это нечистое и опасное. Сам мельник точно колдун, но творит он заговоры и заклинания не сам по себе, а по наущению злого духа. Такого духа издревле называли Водяным и причисляли к нечистой силе. Водяной обладал огромной властью . Ему были подконтрольны все озёра, реки, пруды, ручьи, болота, а также вся рыба, которая в них обитала, и все духи, жившие в этой водной стихии.

Безраздельно царствовал Водяной на своей территории. Равным по статусу ему был только Леший , а подчинялся злой дух непосредственно Сатане . Именно владыка преисподней и давал Водяному неограниченные полномочия, чтобы тот мог беспрепятственно вершить зло и поставлять в адово пекло людские души на радость всей потусторонней нечисти.

Души же людские попадали в его сети тогда, когда гонимые летним зноем дети и взрослые заходили в речную или озёрную воду, чтобы поплавать и смыть с себя пыль и пот, накопившиеся за долгий жаркий день. Заплывал такой человек на середину водоёма, резвился в воде, наслаждался её прохладой и не подозревал, что из глубины на него смотрят холодные и не знающие жалости глаза подводного владыки.

Не всех Водяной в своё царство утаскивал. Отдавал он предпочтение заневестившимся девушкам, юным отрокам, а также мужчинам подвыпившим и в летах. Конечно, если таких долго не было, то тащил дух на дно и других представителей рода человеческого. В утонувшие могли попасть и зрелая дама, и маленькая девочка, и молодой мужчина, - короче, любой, кто в роковой неурочный час имел неосторожность оказаться на водной глади, в опасной близости от подводного представителя нечистой силы.

Обречённую жертву Водяной затаскивал в самое глубокое место реки или озера. Здесь терпеливо дожидался, когда же наконец человек погибнет. Выпорхнувшую из мёртвого тела душу хватал и сажал в позолоченную клетку, саму же бренную плоть отпускал на все четыре стороны. Попадала она, как правило, в рыбьи пасти, ну а то, что оставалось - всплывало и называлось у людей утопленником или утопленницей.

Душам юных и прекрасных дев подводный владыка давал другие образы, отличные от тех, что были при жизни, но не менее красивые и обаятельные. Превращал он их в русалок . Это были молодые необыкновенного очарования девушки. Всё у них было, как у людей, кроме нижних конечностей. Вместо ног получали они рыбий хвост, а в знак компенсации за такой анатомический беспредел, Водяной наделял их сильными и чистыми голосами.

Делал дух их прислужницами, а самую умную да прилежную брал в жёны. В светлую лунную ночь русалки выбирались на берег и пели песни. Таким красивым было пение, что если слышал его человек, то шёл он зачарованный к этому месту. Ничто не могло его остановить, а чем ближе приближался к сборищу русалок, тем всё менее и менее был подвластен своему разуму.

Оказавшись же совсем рядом с прекрасными девами, человек вообще терял голову. Если это был романтичный юноша, то он тут же безумно влюблялся в одну из прислужниц Водяного и уже не мог отойти от неё. Зрелого вдовца ждала та же участь. А вот мужчину женатого, но любящего сходить налево, охватывала дикая похоть, которая в некоторых случаях бывает посильнее любовных мук.

Русалка за работой

Все эти незадачливые господа бросались в воду, за уплывающими от них юными созданиями. Те ныряли на глубину, а попавшие в духовную и сексуальную зависимость мужчины делали то же самое. Конец, естественно, был один – в серебряной клетке для сбора душ у Водяного прибавлялось, а на земле появлялись очередные вдовы и несчастные родители.

Душам юных отроков подводный владыка определял быть блудичками . Это болотные и водяные духи, в задачу которых входило находиться всё время возле воды в виде блуждающих огоньков. В таком виде они смущали людей забредших к болоту или к пруду. Человек шёл или плыл на огонёк, а тот всё удалялся и ускользал. В конце концов несчастный мог обнаружить, что находится в непроходимой трясине или на водяной глади, закрытой от берега высокими камышами.

Заблудившегося или затягивало в болото, или он тонул, стремясь выплыть к берегу. Души таким образом погибших людей Водяной либо брал себе в услужение, либо отправлял прямиком в адово пекло к Сатане. Такая же страшная участь постигала и души утонувших пьяниц, которые ни для какой полезной деятельности в подводном царстве пригодны не были.

Водяному беспрекословно подчинялись все рыбы, обитающие на подконтрольной ему территории. Лещи, карпы, караси, сомы и другая речная живность служила подводному властителю либо в качестве шутов и скоморохов, либо для того, чтобы утянуть рыбака в воду, либо транспортным средством при осмотре отдалённых уголков речных и озёрных владений.

Кататься дух любил на сомах. Рыба эта большая, надёжная, солидная. Плавает она не торопливо, озорством и игривостью не отличается. Сядет на неё Водяной, устроится поудобнее и поедет по просторам глубоководным. То в одну протоку завернёт, то в другую, то к берегу пристанет, а то и на самое дно уйдёт посмотреть, как там дела.

Правда, объективности ради надо заметить, что не всегда пользовался подводный владыка услугами больших рыб. Иногда, может для того, чтобы как-то разнообразить скучную однообразную действительность, Водяной превращался в огромную щуку и уж в этом обличье плавал и нырял на принадлежащих ему просторах, наводя ужас на рыб и вводя в смущение рыбаков, некоторые из которых, по неопытности, принимали его за обычного речного хищника и пытались поймать.

Такие потуги незадачливых охотников страшно веселили и забавили Водяного. Заглатывал он наживку, попадался на крючок, но вместо того, чтобы оказаться в уже подставленном садке, опрокидывал рыбака в воду, бил щучьим хвостом того по голове, а оглушив, иногда утаскивал в своё царство, но чаще подбивал к берегу, чтобы человек не утонул. Всё зависело от настроения владыки речного.

Вот что Водяной никогда не любил, так это сеть. Если выйдут рыбаки на такую ловлю, то ох как плохо им может прийтись. В лучшем случае потеряют они своё приспособление, при помощи которого мечтают как можно больше рыбы поймать. В худшем же, могут и сами погибнуть, запутавшись в расставленных ими же сетях.

Но человек всегда отличался сметкой и сообразительностью. Нашёл он способы договариваться с духом рек и озёр. Это была ежемесячная дань Водяному. Если рыбалка проходила удачно, то самая крупная рыба отдавалась владыке речному. Не жалели люди и откормленных жирных гусей. Такому красавцу без сожаления рубили голову и бросали упитанную тушку в воду. После этих даров рыбачить было спокойно и вольготно, а утонувших становилось гораздо меньше.

Главную резиденцию Водяной всегда размещал под колесом водяной мельницы . Здесь вода никогда не застаивалась, а в речном дне вымывалось глубокое углубление. Подводный владыка сотворял в таком месте роскошные палаты, которые ничем не уступали царским.

В огромной зале устанавливалось каменное ложе, покрывалось оно тиной и украшалось лилиями. Водяной возлежал на нём в образе мудрого старца, волосы, усы и борода которого были густыми и зелёными. Между пальцами рук имелись перепонки, а вместо ног находился мощный и сильный хвост.

Окружали подводного владыку русалки. Они расчёсывали ему волосы золотыми гребнями, а чешую хвоста смазывали разными благоухающими смягчающими мазями. В отдалении почтительно стояли души отроков, готовые выполнить любой приказ своего повелителя.

Частенько Водяной желал веселья и представлений. Тогда появлялись караси да карпы. Они выполняли разные танцы со сложными движениями и пируэтами. Это приводило владыку в игривое настроение. Он начинал хохотать и хлопать в ладоши. От этого по поверхности воды бежали волны; иногда они достигали такой силы, что опрокидывали рыбацкие лодки и разрушали деревянные мостки у берега.

В летнюю пору не проходило ни одной ночи, чтобы Водяной не появлялся над водной гладью. Так как обратиться он мог хоть в птицу, хоть в зверя, хоть в рыбу, хоть в человека, то никто и не знал до последнего момента, кем в эту ночь он представиться. Иногда и сам Водяной, только перед тем как покинуть покои, определялся с образом в зависимости от своего настроения и душевного состояния.

Любил он поплавать в лунную ночь, порезвиться в воде. В это время никто его не видел, а потому сом в качестве наездника был ему не нужен: сам с собой то он в солидность не играл, царское величие не изображал. Показывал Водяной тут свою истинную суть: рубаха парень, лихой да отчаянный.

Правда сильно он не увлекался - помнил, что Сатана всё видит и всё знает. Потому, немножко порезвившись и побыв самим собой, возвращался владыка подводный к себе в хоромы, превращался в важного, солидного и безжалостного властителя, верно служащего злу и хранящего верность и преданность чёрным силам.

Жизнь Водяного была тесно связана с временами года . По осени, когда начинали дуть холодные ветры, когда первый снег укрывал землю, он ложился на дно в прямом смысле этого слова, так как зимой, владыке делать на закреплённой за ним территории ничего. Озёра, реки, пруды и болота покрываются слоем льда, а сверху ещё и снежок ложится на твёрдую поверхность.

Пробиваться на божий свет из подводного мира трудно да и ни к чему. Укутывался Водяной тиной, забивался в самое глубокое подводное место и засыпал до весны. Все подвластные ему духи делали то же самое, а вот для рыб наступало раздолье. Резвились они без строгого присмотра до начала апреля, пока тёплые солнечные лучи не начинали растапливать и уничтожать толстую ледяную корку.

В это время Водяной открывал глаза, потягивался, сладко зевал и сбрасывал с себя тину. Вставал он во весь рост и громко хлопал в ладоши. Трещал тогда весенний лёд, шёл по реке ледоход, освобождая водную стихию от крепкого ледяного панциря.

Люди, догадавшись о том, что Водяной проснулся, тащили к воде разные подарки да гостинцы, понимая, что владыка после зимний спячки голоден и зол. Здесь были и куры, и утки, и свиньи. Некоторые уж особенно заинтересованные в покровительстве хозяева вели коров и лошадей.

Всё это безжалостно резалось и бросалось в воду в знак уважения к властителю подводного мира. Тот принимал подарки, не отказывал никому, но не торопился оказывать милость и подчёркивать расположение. Чтобы удостоиться молчаливого согласия на богатый рыбный улов и безопасное плавание в воде, человек был обязан каждый месяц давать дары Водяному. В противном случае тот мог осерчать и отказать в своей симпатии и благосклонности.

Лето было пиком безраздельного владычества Водяного. В этот период года он руководил подводным миром железной рукой. Все перед ним на "задних лапках" скакали, любое его распоряжение выполняли беспрекословно и своевременно.

На день Ивана Купалы (24 июня/7 июля) владыка водных глубин набирал такую силу, что пожалуй мог и Лешего за пояс заткнуть. В лунную ночь он иногда встречался с этим духом, пробовался с ним силой. Тогда шумел лес, трещали деревья, поднимались гребни волн на речной да озёрной глади. Бились властители, но ближе к утру расходились так и не выяснив, кто из них более силён да могуч.

На Петров день (12 июля/25 июля) Водяной принимал подарки от рыбаков. Тот же из людей, кто не проявлял должного уважения, мог оказаться и без лодки, и без сетей уже на следующий день. Но шло это не от жадности и капризности всесильного духа, а только для того, чтобы не уронить свой авторитет в глазах подданных и простых смертных.

Ближе к октябрю Водяной начинал готовиться к зимней спячке . Пыл его и свирепость постепенно утихали, становился он более добрым, спокойным и покладистым. Даже рыбы в это время переставали бояться владыку - не до них ему было в эти осенние дни. Подбивал он итоги своей работы за летний период, решал вопросы благоустройства на зиму своих подданных духов да и себе место тщательно и скрупулезно готовил.

Ну а в третьей декаде октября погружался владыка подводный в долгий и спокойный зимний сон. Почти пол года тот продолжался - до тёплых апрельских деньков.

Юноша в услужении у водяного

Вот по такому распорядку и существовал Водяной тысячи лет. Продолжалось бы это и в наши дни, но научно-технический прогресс внёс свои коррективы в суровую прозу жизни. Промышленные стоки загадили чистые воды, водяные мельницы ушли в историю, рыбачить стали не на утлых лодчонках, а на катерах с мощными двигателями, жители деревень уверовали в отсутствие нечистой силы и поток даров иссяк.

Всё это нарушило привычный ход жизни властителя водных глубин. Перестали его бояться, а многие молодые граждане и вообще не знают кто он такой. Тут бы свою силу, нрав показать, да как это сделаешь, когда уже здоровье подорвано разными химикатами и ядами, которые в огромном количестве в воде присутствуют. Не до жиру уже Водяному - быть бы живу.

Подрастерял он также многих своих подданных. Русалки вымерли, а новых и взять негде, так как тут главное условие у кандидатки, чтобы она непорочной незамужней девушкой была. Ну незамужних то много, а вот насчёт непорочности вопрос сложный. Стали нравы свободными да непринуждёнными, а потому ничем современная молодёжь помочь Водяному в этом вопросе не может.

Молодые отроки правда тонут также как и сто лет назад, и двести. Но здесь всё осложняется тем, что частенько от них алкоголем попахивает. По неписаным же законам обязан Водяной такие души сразу в адово пекло отправлять, а себе в услужение их брать он никакого права не имеет.

Так что нет Водяному места в современном мире. Может это и к лучшему. И так, слава богу, порезвился он в старые-то времена, попортил людям нервы; вот пусть теперь и сидит в самых глухих и непроходимых местах, куда ещё не ступала нога современного и свободного от предрассудков человека. А в ад души поставлять есть кому. Не перевелись пока ни черти, ни ведьмы, даже чувствуют себя гораздо более вольготнее и непринуждённее, чем в годы седой и старомодной древности.

Cтатью написал ridar-shakin

Тихий, благословенный городок Пошехонье. Можно сказать, символ провинциальной затхлости и консерватизма - и все благодаря вовсе не пошехонцам, а писателю Салтыкову-Щедрину, сочинившему некогда знаменитую “Пошехонскую старину”. Тяжело пошехонцам, ведь из города, будто соки, выкачиваются экономические и людские резервы. Пошехонцы, дабы спасти город, придумали неожиданный ход: назвать Пошехонье...

Родиной Водяного.

назвать Пошехонье... родиной Водяного. Не случайно. Городок хоть и невелик, но по его кварталам (радиальным – как в Москве или Питере) протекает целых пять рек, через которые перекинуто бесчисленное количество мостов. Среди народа даже сравнение в ходу: “Пошехонье – северная Венеция”. Что по моему убеждению несправедливо – по отношению к Поошехонью. Этот городок в чем-то даже лучше, потому что здесь в наличии имеются вовсе не туристические маршруты с холеными гондольерами, а подлинный аромат русской провинции. Так сказать, само дыхание жизни.

Впрочем дыхание в последние годы не очень. Впору говорить о предкоматозном состоянии. Ох, как я восторгался пяток лет назад знаменитым пошехонским сыром, который здесь творят замечательные сыровары! Однако теперь сыр здесь не варят, обанкротился завод, растаскивают его по частичкам. Еще лен пошехонский славился; но в нынешний мой приезд и льнозавод стоял; сказали, идет сейчас очередная смена собственника. И леспромхозы в районе развалились, аж узкоколейку – и ту разобрали на металлолом. Мужики – те, кто не желает спиваться – подались в Череповец, на заработки. Две только радости в районе: птицефабрика и рыбозавод. Потому что они работают. Кстати рыбозавод – единственный на все Рыбинское море. Его директор Владимир Цветков, уроженец одной из самых глухих деревень Пошехонского района, не позволил захватить рыбодобывающее предприятие ни бандитам, ни заезжим варягам. Здешние реки еще богаты щукой, карасем, сомом, налимом и в особенности судаком (именно этой рыбой Пошехонье славилось во все времена), а значит будущее – при условии рачительного использования рыбных запасов – за рыбалкой. Рыбаки Пошехонья, пожалуй, более достойны нового для города праздника – “Пробуждения Водяного” – ведь считай целиком во власти стихии, которую сие странное существо представляет. Хозяин, считай, моря! Ну, и пошехонских рек в придачу.

Рыбинское море погубило много хорошего. Даже два города поглотило – Мологу и Весьегонск. Первый полностью канул в небытие, второй кое-как выбрался на высокий берег, отстроился заново. Но все равно Весьегонск уже не тот, а как бы поддельный. А вот Пошехонье Большая Вода не только пощадила, но даже украсила: она наполнила все пять пошехонских рек – Ветху, Пертомку, Согу, Согожу, Шельшу – и придала набережным прелестный вид. Самая большая река района, Согожа, даже стала судоходной. Впрочем по экономическим причинам судоходства в Пошехонье нет, местная пристань больше десятилетия стоит сиротой.

Среди пошехонского населения ходит слух: некие силы специально обанкротили здешние предприятия, чтобы сделать район экологические чистым. Здесь сильные мира сего скупят земли и создадут “дворянские имения с усадьбами”. Там, на Лазурном побережье Франции у них имения есть, и в Майами есть и вообще везде. Но там, в цивилизованном мире, нельзя вести грязный бизнес, грубо говоря, воровать не дадут. А здесь пока можно, а потому имения нужно иметь имения в многострадальном своем отечестве. Желательно в экологически чистой местности. У слуха есть подтверждения: земли вдоль Рыбинского моря действительно скупаются. А у города и района иные проблемы, администрация сплошь в долгах. И в канун праздника “Пробуждения Водяного” пополз по городу другой слух: якобы за долги районная власть вынуждена продать... один из пошехонских мостов. А в нагрузку к нему... памятник Ленину, что стоит в центре города. Вот в такой-то атмосфере и праздновали.

И еще один щекотливый момент. Против Водяного выступила православная церковь. Объявила это существо бесовской силой. В самый первый праздник священник даже призывал прихожан не ходить на мероприятие. А кто-то ночью даже расклеил на городских столбах листовки с “антиводяновскими” призывами. На сей раз организаторы решили выбрать такую тактику: с батюшкой не контактировать, спокойно делать свое дело. Когда в разгар действа из церкви под звон колоколов вышли крестным ходом верующие, все содрогнулись... но крестный ход всего лишь обогнул церковь и нырнул в храм снова. Напряжение тем не менее осталось... Впрочем сам праздник перенесли на более позднее время, чтобы он не совпал с христианским постом. Так-то Водяной должен проснуться 16 апреля. Именно в этот день по преданию пошехонские реки очищаются ото льда, и по старинным поверьям происходит все это именно потому, что Водяной встает со своего вечного ложа и простирает руки с Солнцу. Все основано на сугубой науке и построено на серьезных исследованиях.

Ведь как все начиналось: город пребывал (в особенности после закрытия сырозавода) в депрессии. Нужна была новая, революционная идея, чтобы привлечь туристов. Не вельможных господ и богатеев рассчитывать не стоит; они пролетают мимо города на крутых джипах к своим усадьбам, они жадны и по сути их мало. Надо, чтобы Пошехонье полюбили истинные работяги, ведь ближайшие к Пошехонью города – исчадия рабочего класса: Рыбинск да Череповец. Их жители в большинстве своем сами родом из глубинки, они должны поминать обаяние провинции. Или взять спонсорство. Многие предприниматели понимают, что город надо поднимать. Идея Водяного для этого вполне подходит; ведь есть же город, объявивший себя родиной Деда Мороза, и село, ставшее вотчиной Бабы Яги. Так вот ни один из очень богатых не дал ни копейки. Помогли деньгами птицефабрика и рыбозавод. И еще один предприниматель средней руки принес пять тысяч рублей. Просто принес – и ушел, попросив не афишировать. Но все это было в прошлом году, этот год на спонсорство оказался скупее. За год пошехонцы, как это ни прискорбно, стали беднее.

Идея родилась в недрах Пошехонской детской библиотеки. Ее заведующая Людмила Константиновна Белякова – страстная рыбачка, она с детства на реках удит рыбу, еще с той поры, когда воды Рыбинского моря не поглотили значительную часть Пошехонского края (“Пошехоньем” город и край назвались потому что они находился в долине реки Шехони, по-современному Шексны, левого притока Волги). Да и вообще жизнь пошехонцев переплетена с различными водными процедурами – от речных переправ до полоскания белья. Конечно в первую очередь думали о детях. Людмила Константиновна долго мучилась размышлениями о смысле Водяного, точнее соответствия этого персонажа с христианской идеологией. И в конце концов поняла: если следовать идеологии, нужно вымарать из литературы Бабу-Ягу, Лешего, Домового, Банника и прочую нечисть. Две трети библиотеки – и в костер? Нет, как-то неумно.

В сущности праздник “Пробуждения водяного” – не акт поклонения нечистой силе. Просто очень хотелось, чтобы интересно было детям. И туристам. Туристам почему-то не нужны юрневский камень и голубая глина (есть в районе такие достопримечательности). Им Водяного подавай.

В результате литературных и этнографических изысканий выяснилось следующее. Водяной в народных представлениях Пошехонья – крепенький мужичок средних лет, с бородой и босой. Носит он красную рубаху и соломенную шляпу. В общем не шибко походит на мультгероя, который поет о том, что “никто не водится со мной, живу как поганка, а мне летать охота...” Частенько пошехонского Водяного звали Василием, его легко можно было спутать с обычным мужиком, многие рыбаки, бывало, приглашали его в свою ватагу. Выпить Водяной не отказывается, правда во хмелю непредсказуем. Может и в омут утянуть. А то вдруг свистнет из реки сома, оседлает его – и давай кататься по водной глади как на скутере! Водяному дана власть над русалками, ну и кикиморы ему тоже подвластны.

Водяной – покровитель не только рыбаков, но и мельников (ибо в омутах при водяных мельницах живет) и почему-то пасечников. Все его стараются задабривать и всячески ублажают. Как говорится, лучше не перечить непредсказуемому хозяину вод. Себе же дороже выйдет.

На последнем празднике строгий нрав Водяного решили направить во благо правопорядка. Начальник инспекции рыбнадзора собственноручно вручил ему удостоверение сотрудника своего полезного для природы заведения. Теперь мужик в красной рубахе будет законно пугать любящих побраконьерничать. Наказывать Водяной будет не по закону, а согласуясь с понятиями водной стихии. Мало горе-рыбакам не покажется. Паспорт гражданина города Пошехонье Водяному вручили годом раньше.

Двести лет назад пошехонцев подставили. Еще в 1798 году в С.-Петербурге была издана книга: “Анекдоты древних пошехонцев. Соч. Василия Березайского”. В книге содержались анекдоты, якобы собранные в Пошехонье, но на самом деле почерпнутые из других источников: “Пошехонцы – слепороды: в трех соснах заблудились. – За семь верст комара искали, а комар у пошехонца сидел на носу. – На сосну лазили Москву смотреть и т.д.” Книга имела в XIX веке большой успех и неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми порциями анекдотов, как правило, украденных из иностранных книг. Долго тянулся за городом шлейф “пошехонской тупости”; к примеру, в сказке Василия Шукшина “До третьих петухов” Иван дурак, желая “приласкать” глуповатого Змея Горыныча, произносит: “Эх, ты... пошехонь...” Обидно, между прочим.

Но здесь готовы даже из “пошехони темной” выкраивать выгоду. Только за пошехонской стариной” турист вряд ли поедет. Ему, туристу, нужна рыбалка, банька, купание. Ну, и шоу, забавы. Праздник, в общем.. Потому-то здесь за Водяного и схватились.

Геннадий Михеев.

Статьи по теме: