Игры для детей 2 лет с крупами. Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук. Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Мы играем с крупой.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.

У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики , которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.

Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.

Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.

Цели и задачи:

Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

развивает аккуратность, усидчивость;

способствуют развитию речи;

стимулируют способность к творчеству;

учат ориентироваться на плоскости.

«Бусы для куклы».

Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.

Описание игры . К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.

«Найди пару».

Цель. Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.

Описание игры . Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.

«Мы кормим цыплят».

Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.

Описание игры . Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.

«Я - художник».

Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.

Описание игры . Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.

«Мы ждем гостей».

Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.

Описание игры . Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.

«Найди все сокровища».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.

Описание игры . В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

«Мы - музыканты».

Цель . Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.

Описание игры . В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.

«Массаж для ног».

Цель. Стимулировать активные точки, находящиеся на пятках, развивать тактильные ощущения.

Описание . Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.

Играть с манной крупой мы начали лишь в 2 года. А зря. Потому что манка заинтересовала Антошку даже больше, чем песок, и он готов возиться в ней хоть каждый день и подолгу.

Игры с сыпучими материалами положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие и многое другое.

Расхваливать эту крупу можно долго, но лучше я расскажу о том, как же мы с ней играем.

С какого возраста играть

Манка – самая безопасная крупа. Поэтому начинать с ней играть никогда не рано. Даже если ребенок попробует ее на зуб, ничего страшного не случится. Однако оставлять годовалого ребенка с манкой наедине лучше не стоит. А то вдруг решит подкрепиться ею основательно, кто его знает))

Ну и, конечно, чем меньше ребенок, тем больше грязи останется после игры.

Как играть с манкой

Подготовьте рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб комнате и маминым нервам, лучше заранее настройтесь на то, что будет не очень чисто. Старайтесь играть там, где проще подметать. Также можно заранее запастись тазиком и поставить его под стол на случай, если ребенку приспичит горстями сыпать манку на пол.

Мы играем на подносе, который ставим на детский столик. Удобно также использовать противень с высокими бортиками, тазик или короб.

Для начала познакомьте ребенка с манкой , трогайте ее, пересыпайте, зарывайте в нее руки, приглашая малыша присоединиться к вам. Начинайте с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок возьмет инициативу в свои руки и вам останется лишь иногда подавать ему новые идеи.

Антошка очень брезгливый и не любит касаться руками ни песка, ни манки. Поэтому мне приходилось приучать его к этим материалам. Немного терпения, но это того стоит.

Наши игры с манкой

Итак, что же можно делать с манкой?

Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.

Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.

Ищем клад . Прячу в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Антошка с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.

Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.

Варим суп. Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.

Пересыпаем. Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.

Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.

Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.

Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.

Зайчик не может добраться до морковки и Антошка с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.

Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.

Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.

Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Мы так делали ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.

Игры с манкой стали для нас регулярным развлечением. А еще продолжительным, ведь Антошка может просидеть за этим занятием 40 минут и более. А уж в зимнее время манка станет отличной заменой песку.

Крупы – не только ценный пищевой продукт в арсенале хозяюшки. Это еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у ребят от года. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей или фасолью, макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений.

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами. Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых. Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

  • мелкую моторику, важную для рисования и письма;
  • воображение и внимание;
  • чувственное восприятие;
  • сенсорное познание веществ и предметов;
  • речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше.

Подготовка к играм

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Главный атрибут подобных игр - разнообразные крупы, которые можно укомплектовать в разделенный на секторы пластиковый лоток. Первое время лучше заниматься с малышом, который сидит в своем стульчике для кормления. Все необходимые компоненты удобно разместятся на столешнице, а для локализации зоны уборки следует постелить на пол клеенку или газету.

Для упражнений маме понадобятся:

  • мелкие игрушки (машинки, фигурки от киндер-сюрпризов);
  • игрушечная посуда;
  • пластиковый совок;
  • несколько мисок или контейнеров;
  • ситечко;
  • шуршащие вкладыши от конфет;
  • каштаны, желуди или орехи.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Играем с ребенком 2-6 лет

После 2 лет малышу понравится сортировать разную по форме, цвету и размеру крупу. Перед работой следует смешать несколько видов сыпучих материалов и приготовить лоток с разделениями, чтобы кроха смог разложить по отдельности каждый сорт. Можно использовать пластилин или тесто для лепки, показав малютке, как в него вдавливать крупу и создавать рисунок.

Чтобы фантазия ребенка проявилась в полной мере, можно раскрасить крупы в цвета радуги. Для этого есть несколько способов:

  • обжарить манку на сковороде, чтобы она поменяла цвет;
  • развести гуашь в двух столовых ложках водки, насыпать 5 столовых ложек манки или риса, перемешать и высушить на воздухе;
  • раскрошить мелки и смешать их с манной крупой;
  • раскрошить грифель карандашей, потереть на бумаге, насыпать сверху манку и смешать;
  • окрасить белую фасоль, макароны, рис или манку пищевыми красителями или разведенной водой гуаши и подсушить в духовке при температуре 150-200 градусов;
  • крупные макароны можно покрасить гуашью.

Игры с крупами с ребенком 3-6 лет становятся сложнее и интереснее. В этом возрасте он хорошо различает цвета и формы, может создавать удивительные композиции из круп и макарон.

Для общего развития можно попробовать замочить и прорастить зерновые или же разложить их в спичечные коробочки и подписать каждую. Более сложная задача – рисование и аппликации из сыпучих материалов. Она требует не только фантазии, но и усидчивости.

Рисунки песком и манкой

Многих родителей привлекают специальные планшеты для рисования песком (рекомендуем прочитать: ). Чтобы понять, нравится ли подобное занятие ребенку и стоит ли покупать планшет, можно попробовать рисование манкой. Для первого раза понадобится яркий поднос. Маме следует ровно распределить манку по поверхности и показать малышу, как пальчиками можно рисовать красивые узоры.

Существует немало мастер-классов на тему рисования манкой. Например, можно усложнять задачу, используя цветную манку или рис. Необходимо подготовить простую картину на бумаге (например, цветок или кораблик). Поочередно следует промазывать ее клеем и просить малыша сыпать крупу на проклеенный участок. Важно сразу стряхивать остатки крупы и постепенно формировать красивую картинку, которая украсит творческий альбом.

Аппликации из макарон

Разнообразные по форме макаронные изделия – гнезда, ракушки, бантики, звездочки, спагетти, хорошо подходят для симпатичных детских аппликаций. Для работы с дошкольником маме следует подготовить:

  • макаронные изделия разной формы после обработки красителем;
  • клей жидкий;
  • плотный картон;
  • краски и кисти;
  • пластилин.

На листе бумаги следует карандашом обозначить контуры аппликации. Нанести по контуру клей и до момента высыхания нанести макаронные изделия. Пусть малыш сам подбирает форму и цвета макарон. Например, глаз рыбки – темное колесико, а чешуя – волнистые макароны желтого или зеленого цветов. Можно пофантазировать и вместе, «заселив» лужайку оранжевыми и красными звездочками из макарон, или сделать барашку пышную шубу из спиралей.

Волшебные мешочки

Фасоль – один из наиболее подходящих материалов для разнообразных игр и аппликаций. Она имеет разную форму и цветовую палитру, издает интересные звуки при контакте с пластиком, деревом, водой и другими материалами. Кроме того, она абсолютно безвредна для крохи (даже если он случайно проглотит зернышко, природа поможет справиться с этим).

Игры с фасолью или горохом развивают тактильные ощущения 3-4 летнего малыша, учат счету и сравнению размеров, формы. После знакомства с ними можно закрепить полученные впечатления с помощью волшебных мешочков. Для этого понадобятся 3 похожих мешочка и одинаковый объем манки, гречки и фасоли (гороха).

Следует предложить малышу переложить крупы в мешочки, завязать их лентами и пересортировать. Далее по ощущениям пальчиков ему нужно определить, в каком мешочке какая крупа находится. Не стоит убирать их далеко после игры. Вполне возможно, что малышу захочется трогать их снова, стимулируя развитие тактильных ощущений и мелкой моторики с помощью крупы.

Пальчиковые занятия с сыпучими материалами вряд ли смогут надоесть ребенку, ведь их существует немалое количество. Главное для родителей – готовность постоянно развивать в крохе творческие способности. Результатом ранних упражнений станут высокая умственная активность ребенка, хорошая фантазия и четкая речь.

С фасолью мы играем с 10 месяцев. Крупы и макароны, появились гораздо позже, когда Антошка меньше все разбрасывал.

Первые игры с фасолью были совсем не такими, как обычно описывают в статьях о развитии мелкой моторики — ребенок сидит и сосредоточенно перекладывает крупинки, пересыпает их ложкой.

Антошка просто брал горсть фасоли и разбрасывал вокруг. Но это было так весело!

После года мы начали ходить по горкам из фасоли. Именно по горкам, т.к. наступать на отдельные фасолинки Антошке было очень неприятно.

В статье я буду условно называть все крупами, подразумевая вышеперечисленные продукты.

Как играть с крупой

Польза игр с крупами и фасолью огромная. Есть много способов развивать мелкую моторику малыша, но игры со всякой опасной мелочью делают это лучше всего.

Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь .

Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала .

Позаботьтесь о безопасност и. Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя отвлекаться. Стоило мне отвернуться на мгновение, как Антошка тянул все в рот, но я быстро отвлекала его на более полезное занятие.

Опасность не только в проглатывании крупы. Скорее всего, она выйдет естественным образом (но я не рекомендую экспериментировать!). Ребенок может засунуть крупу или фасоль в нос или ухо. Поэтому, как я уже говорила, безопасность прежде всего.

Будьте готовы к беспорядку . Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому мы первое время на полу и играли.

Если вы морально не готовы к такому повороту событий, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.

Как быстро убрать крупы . Периодически мы играем в масштабные игры -используем фасоль, пшено, макароны одновременно и в больших количествах. Чтобы облегчить уборку я подставляю тазик под тот угол стола, куда чаще все просыпается. А по окончании игры выбираю из общей кучи макароны и белую фасоль, т.к.она более крупная, остальное просеиваю. Пшено отлично просеивается через игрушечное сито или дуршлаг, а манка — через обычное сито.

Храню я крупы для игры в пластиковых контейнерах.

Как покрасить крупы

Рис и макароны мы красим гуашью , т.к. пищевых красителей у нас нет. В рис просто добавляю немного гуаши (если гуашь сухая, можно капнуть немного воды), Антошка перемешивает все руками. Покраска — это отдельная игра с крупами, не менее интересная, чем все остальные. Мы красим рис небольшими партиями для конкретных творческих работ.

Что касается макарон , то я крашу каждую макаронину отдельно. Антошка предпочитает красить макароны сразу в миске, смешав несколько красок. Получается грязно-серый цвет, но ребенку нравится процесс!

Манка отлично прокрашивается гуашью , получается приятный, не слишком яркий цвет. А вот кукурузная крупа покраске поддается плохо, да и нет в этом особого смысла. Но, как я уже говорила — покраска — прекрасная игра.

Игры с крупами, фасолью и макаронами

Пересыпаем крупы . Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.

Ищем клад . Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.

Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Мы любим готовить по «рецепту». Я рассказываю Антошке, что для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.

Просеиваем , смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.

Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.

Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.

Кормим Гошу макаронами . Я уже рассказывала про нашего птенца Гошу в статье про . Антошка очень любит его кормить. Также просовываем фасоль в узкую дырочку в баночке из-под влажных салфеток.

Делаем бусы из макарон . Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.

Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.

Выкладываем по контуру , например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.

Выкладываем логические ряды . Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.

Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые . Вот несколько примеров наших работ:

Листва из цветного риса . Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы . В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью . Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном . Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено .

Ракраска из круп . Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы , а глазик — из пластилина.

Сажаем бабочек на цветок . Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.

Вдавливаем макароны в форме транспорта на полоски из пластилина. Зеленая полоска – наземный транспорт, синие – водный и воздушный. Заодно, конечно же, считаем машинки, самолеты и т.д.

Складываем семечки в мешок . По наблону размазываем коричневый пластилин и вдавливаем в него семечки.

Делаем начинку из фасоли для пирога.

Выкладываем узор . Вдавливаем фасоль или макароны в слой пластилина, делая дорожку, буквы, узоры. Так можно изучать буквы и цифры.

Делаем ежику колючки из спагетти . Самым маленьким можно предложить вытаскивать вставленные вами спагетти.

Начинайте с простых игр, которые потребуют от вас минимум подготовки. Постепенно к вам будут приходить новые идеи. Вы и не заметите, как игры с фасолью и крупами станут частью вашей жизни.

Играть с крупой можно начинать с года, а то и младше (под присмотром мамы, конечно). Это отличный материал, который может быть использован для развития моторики, сенсорных ощущений; крупы также являются составляющей частью многих игр, поделок, занятий. Рассмотрим некоторые способы их применения.

Сенсорные коробочки

Рис - самый популярный «компонент» для создания так называемых «сенсорных коробок». Можно использовать как обычный - натурального цвета, - так и подкрашенный рис. В любом случае, его перед употреблением следует промыть и просушить.

«Темой» для сенсорной коробки может быть что угодно: динозавры, зоопарк, огород, море.

Тема «Стройка» будет особенно интересна для мальчиков.

Естественно, коробочки могут быть наполнены не только рисом. Разнофактурные и разноцветные крупы и смотрятся хорошо, и ребенку интересны.

Пшено, манка - используем, как песок

Пшено, как и рис, перед игрой надо промыть и просушить. Пшено мелкое, сыпучее, причем при пересыпании приятно шуршит - это нравится ребенку.

Вам понадобится: пшено, мельница для песка, таз, емкость меньшего объема, ложечка для сыпучих продуктов, палочка, другие игрушки.

Сначала просто показываем, как ложечкой насыпать пшено в мельницу, как будут крутиться лопасти, поясняем процесс и даем ребенку самостоятельно поиграть. Дальше ход игры будет зависеть от малыша. Ребенок может пересыпать крупу из емкости в мельницу, играть с фигурками животных (или с машинками).

Если случится так, что пшено застрянет, покажите, как можно очистить отверстие с помощью палочки.

Играть с манкой лучше на ограниченном пространстве. Она подходит для рисования пальцем или палочкой. Для этого достаточно ровным слоем распределить ее на подносе или другой поверхности. Можно использовать и в других играх (прочитайте статью про игры с песком, особенно про игры с сухим песком; там можно взять идеи для занятий с манкой).

Фасоль, горох - раскладываем, выкладываем, сортируем, считаем

C фасолью и горохом можно придумать множество мини-игр. Фасоль крупнее, чем пшено и рис, поэтому использовать ее для развития мелкой моторики удобнее. Вот несколько примеров ее применения.

1. Самодельные сортеры

Проделайте отверстие в крышке молочной бутылки. Или в боковой стенке коробки из-под каши. Пусть малыш запихивает туда фасолинки. Тренируется пинцетный захват, координация движений.

2. Проложи дорожку, выложи узор

Нарисуйте двух персонажей в разных концах листа бумаги (например, зебру и жирафика). Между ними проведите дорожку. Попросите ребенка помочь выложить дорожку фасолинками. Объясните, что тропинка идет через топкое болото, надо замостить ее, чтобы друзья могли ходить друг к другу в гости.

3. Сортировка

Как в сказке про Золушку: смешайте фасоль и горох, поставьте перед ребенком две чашечки - пусть раскладывает. Не забывайте про «цель»! Цель - пусть придуманная и самая примитивная, но увлекательная - должна быть в каждой игре.

Медвежонок любит фасолинки, а хомячок горох. Малыш, давай-ка поможем им, чтобы каждый получил на обед то, что любит! А ты что любишь на обед кушать?

Макароны

Макароны - это не совсем крупа, но они есть на любой кухне и отлично подойдут для игр и занятий. Можно укрепить в пластилине вертикальную «основу», на которую ребенок будет нанизывать толстые макаронины. Вариант для девочек - бусы из разнообразных макаронных изделий.

Список будет пополняться. Если у вас есть интересный вариант игры с крупой, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Статьи по теме: