Игры по развитию фонематических процессов. Дидактические игры для развития фонематического слуха. этап – узнавание неречевых звуков

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 381

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Составитель - учитель-логопед Леонова Наталья Григорьевна

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа (Р.И.Лалаева): первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения.

Выделение звука на фоне слога.

Формирование умения определять наличие звука в слове.

Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и на I этапе. Однако основная цель II этапа - различение звуков, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что период автоматизации и дифференциации поставленных звуков у них достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала искать игры в специальной литературе, сети интернет и придумывать игры сама. Весь собранный материал я систематизировала по этапам работы.

Цель всех игр данного сборника : закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап логопедической работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л]. Большинство игр эффективно проводится в электронном виде с использованием программы Smart Notebook или Microsoft Office PowerPoint.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Покажи рукой»

Материал : предметные картинки, слова с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : логопед произносит слова, дети показывают сигнал движением руки. Например, [Ш] - движение рукой - "ползет уж", [Ж] - движения пальцев, имитирующие, как жуки шевелят лапками.

«Звенит-жужжит»

Материал : слова, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову или выбирают картинку, в названии которой есть звук [З] или [Ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З], то он говорит "Звенит", если [Ж], то говорит: "Жужжит".

«Разбежались и собрались»

Материал : символы смешиваемых звуков, расположенные в разных частях комнаты, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : логопед называет слова с дифференцируемыми звуками (или показывает соответствующие предметные картинки). Дети бегут к тому символу звука, который содержится в слове (названии картинки).

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

«Кто быстрее соберет вещи?»

Материал : большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук [С] или [Ш]. Между предметами - кружки в количестве от одного до пяти, фишки, кубик.

Ход игры : играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук [С], другой – [Ш]. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их выпало. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан.

«Звуковая дорожка»

Материал : большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой (возможно использование букв-символов звуков). Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми. Вариант игры. Идти можно только по дорожке с предметными картинками на определенный звук.

ИГРЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ КАРТИНОК

«Рыболов»

Материал : удочка с магнитом, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, два ведерка с кармашками для символов звуков.

Ход игры : дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.

«Поезд»

Материал : два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.

Ход игры : разместить пассажиров по вагонам.

«Магазин»

Материал : большая карта, разделенная на 3 полоски (полки в магазине). Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды, деньги – символы звуков.

Ход игры : каждому ребенку дают по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой. На свои деньги можно купить те предметы, в названии которых есть этот звук. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

Второй вариант. Деньги-буквы лежат на столе изображениями вниз, каждый играющий берет себе одну и покупает соответствующий товар.

«Построй домик»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).

Ход игры : построить домик для героев, например, для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Л], и для робота Ромы – со звуком [Р].

«Собери цветочек»

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и буквы (символы звуков) на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочки, выбирая лепестки с картинками на заданные звуки.

«Украсим комнату флажками»

Материал : две натянутые веревочки, предметные картинки (с дифференцируемыми звуками), наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданные звуки – на одну веревочку со звуком [С], на другую – со звуком [З].

«Украсим елочку»

Материал : силуэты двух ёлочек (с кармашками для символов звуков), на которых с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары», на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку украсить елочки шарами, на которых нарисованы картинки с дифференцируемыми звуками, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке.

«Солнышко»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и символы дифференцируемых звуков на желтых кругах (2 солнца).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

«Собери яблочки»

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [З], а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком [С]. Подобно этой проводятся игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д.

«Сложи пирамидку»

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить две пирамидки из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком, например, одна пирамидка – со звуком [Ц], другая – [Ч]. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

«Напои куклу чаем»

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклами Женей и Зиной, рассказывая, что они очень капризные – любят пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с их любимыми звуками [Ж] и [З]. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Аквариум»

Материал : два нарисованных аквариума с кармашками (для символов звуков), разноцветные аквариумные рыбки из бумаги с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо разместить рыбок по аквариумам.

«Заправь автомобиль»

Материал : две нарисованных бензоколонки с кармашками для символов звуков, автомобили с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : автомобили «везут» картинки с разными звуками, заправить автомобиль можно только на определенной заправке – с тем звуком, который есть в названии картинки на машинке.

«Стиральная машинка»

Материал : две стиральных машинки с кармашками для символов звуков, предметные картинки с изображением одежды на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо постирать вещи, положив их в определенную стиральную машину. Если на машинке символ звука [Ш], значит, в названии одежды тоже должен быть этот звук.

«Почтальон»

Материал : два почтовых ящика с прикрепленными к ним символами звуков, письма с предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : ребенок выбирает «письмо» и опускает его в нужный почтовый ящик.

«Воздушные шары»

Материал : изображения двух девочек, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры: Лене и Рае подарили воздушные шары. На воздушных шарах Лены – картинки со звуком [Л]. На воздушных шарах Раи картинки со звуком [Р]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки девочкам.

«Сложи цветок»

Материал : лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).

Ход игры : ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.

«Доктор Звуков»

Материал : фигура доктора Звукова, бутылочки из картона с наклеенными на них предметными картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки, фигуры «заболевших» зверят.

Ход игры : зверята заболели, доктор Звуков прописывает им лекарство. Змейке – со звуком [З], жуку – со звуком [Ж] и т.д.

«Забей мяч в ворота»

Материал : футбольное поле с нарисованными двумя воротами (на них кармашки для дифференцируемых звуков), вырезанные футбольные мячи с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : играют двое детей. Им предлагается «забить голы» - поместить мяч в нужные ворота: одному ребенку нужно выбрать картинки со звуком [Р], другому – со звуком [Л]. За каждый правильно положенный мяч начисляется один балл. Выигрывает тот, кто забьет больше голов.

ИГРЫ С ВЫБОРОМ КАРТИНКИ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ

«Почини будильник»

Материал : циферблат часов с нарисованными по краю парами предметными картинками на смешиваемые звуки (каска и кашка, шуба и сыр, штаны и стакан и т.п.), синие фигуры, с помощью кнопок прикрепленные по краю круга так, чтобы они закрывали половину круга, т.е. одну картинку (каска, сыр, стакан и пр.).

Ход игры : будильник поломался. Чтобы отремонтировать его, нужно картинки со звуком [С] спрятать. В этом случае останутся картинки со звуком [ Ш ] . Когда ребенок сделает все правильно, логопед звенит колокольчиком (или подает другой звуковой сигнал).

Второй вариант. Педагог закрывает картинки сам, допуская ошибку. Задача ребенка найти ошибку, т.е. починить будильник.

«Собери бусы»

Материал : длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками), наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ

«Разноцветные прищепки»

Материал : вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные прищепки.

Ход игры : необходимо «украсить» круг, прицепить прищепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется прищепка зеленого цвета, со звуком [С] – синего и т.п.

«Волшебная карусель»

Материал : вырезанные из картона два круга прикрепляются рядом к основе таким образом, чтобы они могли вращаться. По краю одного круга помещают картинки с дифференцируемыми звуками, другого – символы этих звуков.

Ход игры : ребенок вращает круги таким образом, чтобы составить пары – картинка и символ звука, который есть в названии этой картинки.

Второй вариант. На обоих кругах – предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Один из детей вращает первый круг, другой – вращает второй круг таким образом, чтобы напротив картинки с первого круга оказалась картинка с таким же звуком.

«Звуковые часы»

Материал : картонный круг разделен на две половины, по одному краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С, З, Ц, Ш, Ж], а по другому – символы этих звуков (буквы или картинки: [С]– чайник с паром, [З] – комарик, [Ц] – белочка, [Ш] – змейка, [Ж] – жук). В середине круга – две вращающиеся стрелки.

Ход игры : ребенок вращает стрелку. Если она останавливается напротив символа звука, ребенок соединяет ее с картинкой, в названии которой есть этот звук. Если стрелка останавливается напротив картинки, ребенок соединяет ее с соответствующим символом.

«Кубик»

Материал : кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

«Звуковой домик»

Материал : нарисованные на картоне домики с кармашками-окошками для символа звука (на крыше) и для предметных картинок (на стене), предметные картинки «гостей» с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : домик зовет к себе гостей. Необходимо поместить картинки в кармашки в зависимости от звука, который есть в названии «гостя».

«Звуковое лото»

Материал : большие карты с нарисованными на них предметными картинками на оппозиционные звуки (по 4 картинки со звуками [С], [З], [Ш], [Ж]), фишки, символы этих звуков, волшебный мешочек.

Ход игры : детям раздают карты, логопед (ведущий) достает из волшебного мешочка символ звука, дети закрывают на своей карте картинку, в названии которой есть данный звук.

ИГРЫ-РАСКРАСКИ

«Редактор»

Материал

Ход игры : ребенку предлагается картинки с одним звуком зачеркивать, с другим – обводить в кружок.

«Художник»

Материал : листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши.

Ход игры : необходимо раскрасить картинки определенным цветом. Например, со звуком [С] - синим, [З] - зеленым, [Ж] - желтым и т.д.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Источники информации:

    Ермолаева Н.К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед, 2004, №3. – С.69 – 84.

    Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­ тей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.

    Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / В.А. Ковшиков. – М.: Спб., 1995.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998.

    Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учи­телей. - М.: Просвещение, 1993.

    Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи.

    Сергеева О. А. С детьми играем – речь развиваем

    Игры с прищепками.

    Фонематический слух.

Светлана Чекурова
Игровая деятельность по развитию фонематических процессов в средней группе «Зоопарк»

Цель : Совершенствование фонематических процессов у детей средней группы с ОНР .

Коррекционно-образовательные :

1. Учить дифференцировать гласные звуки по их артикуляционным, акустическим признакам в словах

2. Обобщить знания детей о животных жарких стран и их детенышей

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие слухового внимания , восприятия и памяти

3. Обогащение словарного запаса

4. Совершенствование общей моторики

5. Развитие темпо-ритмической стороны речи

Коррекционно-воспитательные :

1. Воспитание бережного, доброго отношения к животным, желанию заботиться и помогать

2. Формирование навыков взаимопонимания, инициативности.

Оборудование : компьютер, картинки с животными (жираф без пятен, слон, кенгуру с кенгуренком, обезьяна, схемы звука У (для пятен жирафу, звуковой контейнер (погремушка, картинки с фруктами (на звук А по числу детей, схемы звуков А, О, И, У (для сюрпризного момента)

Предварительна работа : разучивание танца, прослушивание звуков зоопарка и голосов животных .

Ход занятия

Организационный момент.

Проходите, ребята. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь вставайте в круг подарите улыбки друг другу. Хорошо, сядет тот, кто услышит свое имя (Шепотом) .

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в путешествие, а вот куда догадайтесь (Слайд 1 – звук зоопарка ) . Какие звуки вы услышали? Кого узнали? Где мы можем услышать эти звуки? В зоопарке . Верно, молодцы, отправляемся в зоопарк .

Повторение чистоговорок

Вставайте, повторяйте за мной :

Ак-ак-ак- идем в зоопарк – вместе

Аф-аф-аф- там живет жираф - Яна

На-на-на- встретим там слона - Кирилл

Ру-ру-ру- еще есть кенгуру - Лева.

Ребята, первый зверь появится, если вы отгадаете загадку.

Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку (жираф) . Правильно, молодцы. Это жираф. Вот он! Сколько слогов, посчитай.

Игра «Поймай звук»

Ребята, посмотрите чего нет у жирафа? Пятнышек. Верно. Ой, ребята, посмотрите что это? На что похоже? У нас есть волшебные звуки. Какой это звук? У. Правильно, молодцы. Можем использовать как пятнышки? Я буду произносить звуки, если вы услышите звук У, хлопните в ладоши. Если вы поймаете звук, то мы его прикрепим к жирафу.

А, о У, и, У, а, о, и, У, о, ы, У, и, У, а, У, и, о, У. Молодцы, посмотрите, какой замечательный у нас получился жираф! Отправляемся дальше?

Игра «Слушай и повторяй» .

Ребята, слон очень любит топтаться на месте. Слон какой? Если он большой он топает как? Громко. Давайте попробуем. А как называется детеныш у слона. Слоненок какой? Если он маленький он топает как? Тихо. Верно, попробуем?

Яна кто так топает? Повтори.

Игра «Высоко-низко»

Какой звук произносит слон? У. Если слон, то произносит У низко, а если слоненок, то У высоко. Молодцы! Я показываю картинку, а вы произносите звук У как слон, или слоненок.

Игра «Отгадай, где звук?»

(Гость шуршит звуковым контейнером) Ребята, слышите! На что похож этот звук? Как вы думаете, где был звук, в какой стороне? Пойдемте, посмотрим. Ребятки, кто это? Кенгуру с кенгуренком. Сколько слогов в слове кенгуру, посчитай?

Игра «Найди картинки на звук А»

Мама-кенгуру хочет покормить кенгуренка лакомством, а кенгуренок хочет только те фрукты названия которых начинаются на звук А (у гостей картинки с фруктами) Поможем маме кенгуру? (дети выбирают только те, которые начинаются на заданный звук) . Я возьму абрикос, потому что он на звук А. Какую картинку возьмешь ты? Молодцы, ребята, помогли маме-кенгуру покормить кенгуренка.

Игра «За какой картинкой обезьянка?»

(Слайд 2 звук 2) Ребята, кто так говорит? Обезьяна. Верно. Посчитай, сколько слогов. Это разговаривают обезьяны. Они хотят с нами поиграть. Хотите? Садитесь на стульчики (слайд 3) Обезьянки спрятались за картинки. Первая спряталась за картинку, которая начинается на звук И. вторая за картинкой, которая начинается на звук У, а третья за картинкой на звук О. Умнички!

Физминутка

Ребята, обезьянки очень любят песню «Чунга-чанга» . А вы любите? Давайте потанцуем вместе с обезьянками. Вставайте (слайд 4 - танец) .

Игры «Исправь ошибку» , «Договори словечко»

Умнички, наше путешествие заканчивается. Чтобы вернуться в детский сад нужно вспомнить всех животных, которых мы сегодня встретили

Мы ходили в зоосад

Там пятна потерял кабан

Топал вместе с нами конь

А еще его ребенок крепкий, маленький слоненок

Вы картинки выбирали

Так кому мы помогали?.

А еще веселый танец

Исполняли с ….

Очень весело играли

И нисколько не устали.

Итог занятия

Теперь мы можем вернуться в детский сад. Повторяйте за мной -

1,2,3,4,5 и мы в садике опять.

Ребята, где мы с вам побывали? Что вам понравилось больше всего? В зоопарке есть много других зверей, в следующий раз мы туда вернемся. Посмотрите, какой подарок для вас приготовили звери. Это шкатулка, почему –то я не могу её открыть, тут что-то написано. «Вы сможете открыть, если назовете правильно все схемы звуков (А, О, И, У) ». Молодцы! (Шкатулка открывается, в ней сюрприз для детей) .

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников Слайд 1 «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» Цель: познакомить педагогов с этапами.

Дидактическая игра «Слоговое домино» Цель: 1. Формирование навыка слогового анализа. 2. Развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности,.

Игровая образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Моя семья» Игровая образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Моя семья» Анастасия Свинухова Игровая.

Игровая образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Настоящие друзья» Цель: Обобщить и расширить знания детей о дружбе. Задачи: Расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение.

У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Логопедический проект «Звукоград» по развитию фонематических процессов у дошкольников подготовительной группы Актуальность проекта. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

В настоящее время многие дети, поступающие в общеобразовательные школы, имеют .

Уровень усвоения учебного материала данной группой учащихся весьма низок из-за наличия проблем в развитии фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи.

Одним из основных условий успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит достаточно высокий уровень развития фонематических процессов еще в старшем дошкольном возрасте.

– это фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления, поскольку они являются сложной аналитическо-синтетической функцией и являются процессами умственного действия.

Фонематический анализ – это действия, связанные:

С определением того, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове,
- с установлением различительной функции фонем,
- с выделением основных фонематических противопоставлений, свойственных данному звуку

«Фонематический синтез », как таковое понятие в специальной литературе не встречается. Психология рассматривает анализ и синтез как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции.

Так как анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. Значит, «фонематический синтез» — это процесс объединения звуков в слог или слово.

«Фонематические представления » в психологической литературе понимается наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Можно предположить, что фонематические представления в свою очередь являются сформированными во внутреннем плане звуковыми образами слов. То есть фонематические представления являются сформированными, если человек может в соответствии с этим образом назвать как слова на определенный звук, так и слова с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции.

Наряду с традиционными игровыми приемами для развития фонематических процессов, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня, использую разработанные мной игры.

Детям, которые уже знакомы с основами грамоты, предлагаю игру «Помоги лягушке добраться до кочки». Отправляясь в увлекательное путешествие по «звуковому болоту» вместе с лягушкой, ребята закрепляют навыки подбора слов с заданным звуком и навыки определения количества звуков в слове.

Игра: «Помоги лягушке добраться до кочки»

1. Закрепление навыков подбора слов на заданный звук и определения количества звуков в слове.

2. Автоматизация поставленных звуков в словах.

Ход игры:

В игре могут участвовать несколько человек (2-3).

Играющий получает фишку, при помощи которой осуществляются ходы по «звуковому болоту».

Игра начинается со стартовой кочки. Каждый ребенок придумывает слово, начинающееся на звук А.

Последовательность первого хода начинается по считалке.

Следующие ходы дети делают по очереди (учитывается быстрота выполнения задания).

В качестве модели звука выступают буквы, окрашенные в знакомые детям цвета — красный, синий и зеленый.

Прочитав букву, ребенок определяет, с какого звука должно начинаться его слово.

Для дальнейшего продвижения по кочкам, он должен придумать слово с заданным звуком, предварительно просчитывая количество звуков в слове, соответственно и ходы.

Кто быстрее доберется до кочки, с наименьшим количеством остановок, тот выигрывает.

Семушева Мария Семеновна,
учитель-логопед 1 кв.кат.,
МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница»,
г.Нижневартовск, Тюменская обл.

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Учитель-логопед Жуковская Т.И.

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

Представленные ниже дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться логопедами, педагогами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.

Дидактические игры:

1. Грузовик.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

2. Узелки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

3. Пуговки

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

4. Лошадки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

5. Подуй на вертушку.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

6. Колокольчик.

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.

7. Гаражи.

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

8. Птички на дереве.

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

9. Три медведя.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

10. Выложи домик.

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

11. Наряди ёлку (1 вариант).

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

12. Наряди ёлку (2 вариант).

Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:

[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

13. Силуэты.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.

14. Кубик.

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

Наталья Глотова
Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Для определения направления коррекционной работы необходимо тщательное обследование фонематических процессов детей, зачисленных на логопункт. Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна.

Анализ состояния фонематического восприятия у детей Д/с № 69 АОА «АВИСМА», зачисленных на логопункт в начале учебного года показал, что из 26 детей у 16 наблюдалось недоразвитие, что составило 61%от общего количества детей.

Дети испытывали затруднения при повторении рядов их 3-х слогов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Среди ошибок отмечались замены и смешения звуков, изменение структуры ряда, перенос слогов и слов из предыдущего ряда в проговариваемый.

При узнавании заданного звука в ряду других звуков воспитанники справились с заданием, трудности отмечались при узнавании данного звука в ряду слогов. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.

2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

Наметила коррекционную работу по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта в три этапа. На каждом этапе определила применение игр и игровых приёмов для повышения эффективности коррекционного воздействия.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее?"

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается?».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Построение моделей

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

Он назван так недаром…

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов».

в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с).

2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен».

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель».

Цель: различение звуков [ш].– [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж]. а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю- картинки со звуком[г];

Коту Леопольду - картинки со звуком[к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики».

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего - предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей - схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью - начало слова, раскрашенной второй частью - середина слова, раскрашенной третьей частью - конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

Игра «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Игра «Весёлые мячики»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой-

Не угнаться за тобой.

Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.

Игра» Собери слово».

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Ход: детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких.

Выложите слово машина, выделяя первые звуки из картинок на маленьких карточках.

МАШАНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

1 Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Игра «Измени первый звук»

Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.

Кар– та Ш-арф му-ка з-авод ква-драт ж-аба ме-шок га=зета пи-ла

Ко-жа пи-ла ку-бик р-ыба у-тка блуза.

Литература:

1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.

4. Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. А. И., Максаков Г. А. Туманова - М., 1983.

5. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст] / - Г. А Туманова - М. 1991.

6. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Статьи по теме: