Интеллект-карты – составление правильной диаграммы связей. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению

Школьное обучение требует от детей, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта. Пример ее составления, назначение и особенности мы рассмотрим в данной статье.

Описание

Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Составление интеллект-карт в обучении используется обычно для закрепления изученного материала, реже в качестве приема мозгового штурма. Как правило, это касается емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.

Интеллект-карта - пример эффективного графического запоминания. Она может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши.

История

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации. Так, первая интеллект-карта, пример которой относится к 3-му веку, принадлежит философу Порфирию из Тироса. Внимательно изучая воззрения Аристотеля, он графически изобразил их основные категории, концепцию развития. Его опыт в 13-м веке повторил другой философ, Раймунд Луллий.

Метод интеллект-карт, разработанный Бьюзеном, в своей основе содержит идеи общей семантики польского исследователя Альфреда Коржибски и ориентируется на работу обоих полушарий головного мозга.

Назначение

Как показывает многолетняя практика педагогов, диаграммы связей - наилучший способ конспектирования новой информации. Это великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:

  • Быстро и эффективно работать с любым объемом информации.
  • Развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию.
  • Использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции.
  • Принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.

Интеллект-карта - пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Особенности

Интеллект-карты нередко отождествляют с концептуальными картами. Однако это является ошибкой. Последние были разработаны американскими психологами в 70-х годах прошлого века и изображают взаимосвязь между понятиями, представлениями, событиями. Концептуальные карты имеют логическую структуру (один элемент выходит из другого), а диаграммы связей - лучевую (т. е. все элементы концентрируются вокруг одной идеи).

Надо отметить, что такое графическое конспектирование имеет свои преимущества и недостатки перед другими методами. К плюсам его относятся и простота прочтения и запоминания ее. Идеи становятся более четкими и понятными, их можно охватить единым взором. К недостаткам относится ограниченный масштаб и использование только одного центрального понятия.

По возрасту и дисциплинам метод практически не имеет ограничений. Особого внимания требует использование интеллект-карты в начальной школе. Во время такого игрового усвоения новых знаний дети должны научиться выделять главную идею, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Поэтому масштаб их диаграмм минимален и расширяется по мере интеллектуального развития ребенка.

Применение

Раньше применение интеллект-карт встречалось только в школьном образовании. Сегодня такой прием помогает не только учащимся и педагогам, но и людям разных специальностей. Диаграммы связей эффективны в бизнесе, социологии, гуманитарных, технических науках и даже в повседневном планировании дел. Таким образом, их можно использовать не только при конспектировании лекций, книг, но и для решения создания презентаций, разработки проектов различного уровня сложности, составления органограмм.

Сравним две работы:

  1. Первым примером является интеллект-карта по истории России 17-18-го вв. Ключевым понятием-словом является «Петр I». От него отходит четыре большие ветви: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Каждая категория имеет еще разветвления, которые заполняются более конкретной информацией: именами, датами, событиями. Данная карта представляет собой сжатый, но довольно емкий конспект темы, который можно использовать для повторения материала или в качестве мозгового штурма перед началом изучения новой темы.
  2. Второй работой является диаграмма анализа жизни человека. В центре помещается личное фото, а от него отходят ветви, соответствующие основным сферам жизни: личной, профессиональной, творческой, интеллектуальной, физического здоровья и т. д. Такая карта помогает адекватно оценить настоящее положение дел и по результатам спроектировать будущие шаги и решения, которые помогут восполнить пробелы и справиться с определенными недостатками.

Как видно, цели применения метода интеллектуальных карт различны, но эффективность может быть одинаково высокой.

В теории диаграмм связей все выглядит практически безупречно. А что делать с практикой? Как правильно составлять интеллект-карту, чтобы она дала максимальный эффект? Здесь следует учитывать ряд моментов:

  • Как правило, в центре карты помещается ключевое понятие. Если же необходимо отобразить шкалу времени, то по левую сторону размещается прошлое, а по правую - будущее время.
  • От ядра - центральной идеи - лучше отводить максимум 5-7 веток. Иначе карта будет сложной для восприятия. Если же тема требует большего масштаба, то элементы должны быть сгруппированы по какому-либо признаку.
  • Третьим моментом является логичность или последовательность карты. Она касается взаимосвязи элементов. Вернемся к примеру, обозначенному выше, - интеллект-карта по истории. При разветвлении элементы расставлены в определенном, не случайном порядке: «Семья», «Реформы», «Крестьянские восстания», «Экономика». Они отождествляют собой цепь событий, которые связаны с жизнью и царствованием Петра I.
  • Симметричная интеллект-карта - пример быстрого и прочного запоминания информации. Не стоит забывать и об этом.
  • И еще один совет, касающийся оформления диаграммы. Лист бумаги лучше располагать горизонтально. Так больше места для графических манипуляций, и есть возможность дальнейшего моделирования карты. Для ассоциативного восприятия можно использовать символы, рисунки, разные цвета ручек или карандашей.

Ольга Павлова

Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к

изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,

ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-

действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют

предложения.

Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.


Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".





В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».



Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!

Интеллект-карты. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое. Сферы применения интеллект-карт. Как составить интеллект-карту. Правила составления интеллект-карт.

Что такое интеллект-карты?

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры , то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.
Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление . Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

Краткое видео о том, как интеллект-карта связана с нашим мышлением

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект . За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей .

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Краткое видео: преимущества интеллект-карт

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

  • Интеллект-карты в работе

    • создать общее видение проекта
    • создавать рабочие планы
    • планировать события, бюджет
    • подготовить план выступления, презентации
    • принимать решения
    • устроить мозговой штурм
    • генерировать идеи
    • создать мотивацию
    • написать цели
    • подготовить план переговоров
    • упорядочить мысли и идеи
  • Интеллект-карты в учебной деятельности

    • записывать по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Создание: как составить интеллект-карту?

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила. Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно , то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей , каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Наш мозг мыслит нелинейно, иногда огромный поток информации сбивает его с толку, и сложно что-либо запомнить. Тони Бьюзен — известный писатель, психолог и эксперт в области проблем, связанных с обучением, придумал занимательную штуку, которая помогает спланировать дела, истребить хаос в мыслях, помочь выучить нудный параграф по истории и много других полезных вещей. Она называется интеллект-карта, или Mind map. В переводе последнее означает «карта ума».

Почему это работает?

Информация, поданная текстом-простыней с добавлением таблиц и графиков пугает своим объемом. Это тяжелая нагрузка, и мы сразу понимаем, что запомнить ее — адский труд. Мысли пролетают в голове человека постоянно, но их ход неравномерен. Иногда они сбиваются и натыкаются друг на друга. Интеллект-карта же дает возможность структурировать данные, привести мысли в порядок. Выделяйте главное и от него поэтапно расписывайте (рисуйте) детали.

Строить карту начинайте с мозгового штурма. Берите лист бумаги и карандаш и зарисовывайте все, что придет в голову. Единственное, что важно, здесь «танцевать» нужно от главного, которое должно «обрасти» деталями. Сейчас вы работаете в черновике и можете не бояться, что пока в ваших записях мало логики. Позже вы перенесете это на другой лист, где информация будет более структурирована. В будущем это поможет вам в запоминании и воспроизведении данных.

Создание собственной интеллект-карты

Лучше всего концепция создания карт ума изложена в книге «Научите себя думать». Это издание уже вошло в рейтинг 1000 великих книг нашего века.

Работа с визуальным потоком:

  • Возьмите ручки или карандаши трех разных цветов. Нарисуйте главную идею, которой посвящена карта.
  • В середине не должно быть много деталей. Если графических элементов получилось более пяти, то лучше перерисовать карту. Большое количество лучше разбить на логические группы.
  • Оставляйте место между изображениями, не старайтесь как можно больше заполнить лист. Пространство — это свежий воздух для вашего мозга. Схемы и переходы будут легче читаться, если размещать их не слишком плотно.
  • Изображения на карте не должны быть плоскими. Старайтесь придать им объем, используйте разные шрифты.

Игра в ассоциации:

  • Создавайте карту по принципу «от сложного к простому». Такая иерархия позволит не забыть о главном и не утонуть в большом количестве деталей.
  • Для иллюстрации причинно-следственных связей вам понадобятся стрелки и переходы.

Как делать карту понятной:

  • Изображения не должны быть сложными.
  • Над стрелками располагайте ключевые слова. Линии не должны быть слишком длинными. Старайтесь, чтобы длина стрелки была равна размеру написанного слова.
  • Большой объем текстовой информации — ваш враг! Вспомните символы, используйте, понятную только вам кодировку, сокращайте слова. Больше рисуйте, чем пишите.
  • Стрелки, расположенные по центру, соединяйте с другими. Все что находится на карте, должно быть взаимосвязано. Ни один элемент не должен выбиваться из толпы - таким образом вы не упустите важных деталей. Ключевые стрелки прорисовывайте более насыщенными цветами.
  • Возможно вам потребуется включение временной шкалы. Тогда прошлое изображайте слева, а будущее — справа.
  • Значимую информацию заключайте в рамки и блоки.

Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие.

Использование mind mapping в процессе учебы

Как использовать технологии интеллектуальных карт в обучении? Ведь понятно, что это отличный способ сделать нудный параграф 3Д-схемой!

В образовательном процессе интеллект-карты станут отличным подспорьем.

  • Фактически это презентация, нарисованная от руки. Объемный материал так легче представить перед аудиторией. С помощью стрелок и графических изображений легче донести до слушателей свою идею. Разобраться в большом количестве элементов. В изучении истории интеллектуальные карты могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. Очень просто запутаться в огромном количестве дат, исторических событий, лиц, которые сыграли ключевые роли в развитии страны. В истории России интеллектуальные карты могут быть задействованы при изучении правящих династий.
  • Вы можете использовать mind map при подготовке очень объемных и сложных работ: курсовых, дипломных или просто рефератов. Здесь карта будет служить своеобразным графическим оглавлением.
  • Установите цель и следите за скоростью приближения к ней. Правильно распределяйте нагрузку.
  • У каждого из нас бывают случаи, когда после прочтения страницы книги в голове ничего не осталось или все перепуталось. Для таких случаев отлично подойдет использование карты ума.
  • Если вы работаете над творческим проектом, то можно применить принцип инкубации. Скорее всего, вы слышали, что лучшие идеи иногда приходят во сне. Если есть возможность, то отложите решение проблемы на завтрашнее утро. Если нет, то отвлекитесь на что-либо другое на несколько часов. Ваш мозг обязательно выдаст вам самое креативное решение.

Интеллектуальные карты в ДОУ

А как насчет самых маленьких? Ведь mind mapping должен однозначно привлечь ребенка своей яркостью и живостью образов.

Впервые использовать технологию интеллектуальных карт в развитии малышей предложил кандидат психологических наук Акименко. Он предложил применять их в области развитии речи дошкольников.

Четырехлетних детей можно включить в процесс игры с интеллектуальными картами. Детям понравится участие в создании карты. При этом процесс не должен стать нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала выбирайте самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.

Пример интеллектуальной карты: предложите нарисовать ферму. В центре поместите жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.

Второй пример интеллектуальной карты. Можно учить с детишками времена года, описывать разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.

Как работать с mind map родителям

Еще один пример, как должна выглядеть интеллектуальная карта для ребенка. После любого значимого в жизни малыша события - поездки на дачу или море, а также посещения родственников, вы можете создать с крохой mind map. Простой способ нужен для ознакомления крохи с ее основами.

В центре опишите или нарисуйте событие. По краям располагайте детали, приятные воспоминания, навыки, которые приобрел малыш. Для работы используйте маленькие фото, вырезки из журналов, детских рисунков, газет. Сохраняйте билеты, ищите небольшие природные материалы, которые можно использовать в работе.

При работе с интеллект-картами для дошкольников посредством ассоциаций малыши учатся более широко выражать свои мысли, развивается фантазия, пополняется словарный запас.

Ребенок учится основе анализа с помощью простых логических операций. Разбирается, как сравнивать предметы, делать самостоятельные выводы, классифицировать. Можно придумать множество игр с интеллектуальными картами.

Педагог Ушинский в своих трудах говорил об этом. Он говорил, что если целенаправленно учить маленького ребенка пяти разным понятиям, то вы не скоро добьетесь результата, но если эти понятия связать со знакомыми крохе картинками, то он очень быстро поразит вас результатом. Интеллектуальные карты для дошкольников эффективны при подготовке к дальнейшему обучению.

Принципы рисования карт

Не забывайте, что в процессе создания карты лист должен всегда располагаться горизонтально. Посередине изобразите идею или проблему. Первые, самые толстые ветки — под-идеи. Здесь должны быть ключевые понятия, ассоциации для быстрого запоминания. Не бойтесь использовать вещи, которые понятны только вам! Ведь наш мозг в ассоциативном мышлении абсолютно индивидуален!

От первого уровня пойдет второй. Если нужно, то нарисуйте и третий ярус.

  1. Не забывайте, что это творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию. Вы ведь замечали, что часто запоминается самая глуповатая и бессмысленная реклама? Возможно, для запоминания вам помогут самые нелепые на первый взгляд ассоциации.
  2. Если вы хотите с помощью интеллект-карты обозначить работу сотрудников над общим проектом, то выбирайте для каждого отдельного лица свой цвет. Хорошо работают желтый, красный, оранжевый. Более низкая скорость восприятия у голубого, коричневого, зеленого.
  3. На втором уровне не должно быть более 5-7 веток.
  4. Это творческий процесс, не пытайтесь в работе создать стандарт.
  5. Как уже говорилось выше, запоминаются утрированные примеры. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
  6. Не увлекайтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
  7. Образы на бумаге должны быть подкреплены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
  8. Используйте систему иерархии. Все важное должно быть в центре, далее детали. Если нужно, то задайте веткам определенные номера.
  9. Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали. Постарайтесь все же использовать больше изображений, чем текста.
  10. Перед тем как начать использовать в своей деятельности такой способ структурирования информации, вы можете создать свой набор кодов. Например, лампочка может означать важное. Молния то, что нужно выполнить очень быстро.
  11. Важность ветки подчеркивайте более крупным шрифтом.
  12. Стрелки первого, второго, третьего уровней обводите в отдельные блоки. Между ними должна быть связь.

Использование на практике

С помощью карты можно собрать данные о предмете, который требует изучения. Информацию проще рассортировать на определенные блоки:

  • недостатки;
  • особенности;
  • свойства.

Практическое применение: нудный реферат замените красочной презентацией - и вы получите аплодисменты от слушателей.

Лайфхак для студентов. Нудную лекцию можете записать на диктофон, а в процессе прослушивания того, что рассказывает профессор, рисуйте! Так вы усвоите в три раза больше информации и точно не уснете на лекции.

В каких сферах еще можно применить

Они нужны везде, где нужно увеличить скорость мыслительного процесса, оптимизировать его и разбить на блоки, большой объем информации, дабы не утонуть в этом море.

  1. Проведение разнообразных мероприятий: свадеб, юбилеев.
  2. Создание структуры нового дела. Например, при создании бизнес-плана.
  3. Создание капсульного гардероба. Нарисуйте, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и отметьте вещи, которые есть и которые необходимо приобрести. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Генеральная уборка в квартире перед приездом свекрови. Разбейте территорию жилища на блоки. Помните, что начинать убирать нужно сверху вниз. Сначала сметаете пыль с антресолей, потом моете полы. Чтобы ничего не упустить, нарисуйте карту.
  5. Планирование задач на день.
  6. С помощью карт будет легче подготовиться к экзаменам. Разбейте весь материал на блоки и двигайтесь. Трудный для запоминания материал проще откладывается в памяти, если придумать для него символы.
  7. Карты хороши для помощников руководителей, которым нужно организовать в течение дня множество встреч, совершить уйму звонков, напечатать гору бумаг.

Недостаток интеллект-карт

Если она создается для принятия решений, то у людей, которые по своей природе логики, может случиться ступор на одном из моментов. Создатель концепции предлагает записывать во время мозгового штурма все идеи, которые приходят в голову, даже если они иррациональны. Для этого нужно использовать интуицию. Что делать людям, которые постоянно анализируют и не могут расслабиться? Есть решение: записывайте все варианты, какими бы странными они ни казались, а в ветвь следующего уровня вписывайте последствия всех решений. Так людям с логическим типом мышления будет проще видеть полную картину.

Сервисы для интеллект-карт

Рисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии.

Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов.

Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам.

Статьи по теме: