История появление компьютерной игры крестики нолики. Дерево игровых ситуаций

Крестики-нолики – логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3х3 клетки или большего размера (вплоть до «бесконечного поля»). Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами». В традиционной китайской игре используются черные и белые камни .

История

Безусловно, крестики-нолики – одна из древнейших логических игр. Но об истории её возникновения известно предельно мало. Одна из наиболее распространенных версий гласит, что знаменитая игра пришла к нам с востока, скорее всего из Японии или Китая. В пользу этой версии говорит сходство ее с игрой «гомоку» , а также с «рэндзю» . Однако аналоги «крестиков-ноликов» можно встретить и в культурных традициях других народов – к примеру, известно, что подобной забавой развлекались древние викинги. В каждой стране игра имеет свое непереводное название, к примеру, в США ее называют «Tic-tac-toe» , а в дореволюционной России похожая игра называлась «Смекалка» .

Правила

Правила игры известны каждому: игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 (или 5х5, в зависимости от размеров поля) знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали , горизонтали или диагонали , выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики . Также, игрок всегда должен соблюдать два правила, имеющие приоритет над всеми остальными:

1. Если игрок может немедленно выиграть , он это делает.

2. Если игрок не может немедленно выиграть, но его противник мог бы немедленно выиграть, сделав ход в какую-то клетку, игрок сам делает ход в эту клетку, предотвращая немедленный проигрыш .

Обычно, по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.

Читайте также о настольных играх: , .

Интресные факты

1. Для каждой из сторон общеизвестны алгоритмы, которые гарантируют ничью при любой игре противника, а при его ошибке позволяют выиграть . Таким образом, игра находится в состоянии «ничейной смерти»

2. Игра имеет множество поклонников всех возрастов. Но ограниченность количества комбинаций – основная причина, почему взрослые обычно предпочитают более сложные логические игры.

3. Самый простой путь усложнить игру – расширить границы игрового поля . Это может быть квадрат со сторонами 5х5, 9х9, 15х15. Правда, на сравнительно маленьком поле количество комбинаций все равно остается достаточно ограниченным, а на бесконечно огромном игра обычно затягивается и становится скучной.

4. В России, была выпущена 3D-версия игры , аналогов которой в мире пока не нет. Объёмная кубическая матрица с ячейками, в которые вкладываются шарики двух цветов, позволяет игрокам легко ориентироваться в трёхмерном пространстве. Благодаря сборно-разборной трехъярусной конструкции, можно освоить сначала «плоский» вариант игры, а затем усложнить правила.

Крестики-нолики - логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера (вплоть до «бесконечного поля»). Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами». В традиционной китайской игре используются черные и белые камни.

Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.

Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.

Анализ

Классические «крестики-нолики» на поле 3x3 не представляют никакого практического интереса (разве что для маленьких детей, как начальный этап обучения логическим играм, или в качестве несложного задания по программированию для студенческой лабораторной работы) - общеизвестен алгоритм, который при правильной игре гарантирует ничью любой стороне, а при ошибке противника позволяет выиграть. Таким образом, игра находится в состоянии «ничейной смерти».

Перебор всех возможных ходов:
За крестики

Сделать первый ход в центральное поле.
Противник может ответить ходом либо в угол, либо на сторону поля.

*Если противник ответил ходом в угловое поле - сходить в ответ в соседний угол.

Дальнейшие ходы делаются так, чтобы блокировать построение тройки противником. - Ничья.
*Если противник ответил ходом на сторону - он проиграл. Следует ответить ходом в один из двух несоседних углов.
Противник будет вынужден пойти в противоположный угол, чтобы на следующем ходу не проиграть.
Сходить в угол, соседний с предыдущим, так, чтобы крестики образовали треугольник - получится «вилка», позволяющая следующим ходом построить тройку двумя способами.
Как бы ни ответил противник, следующим ходом строится одна из троек и тогда будет выйгрыш или сделать первый ход в угол.
Противник может ответить либо ходом на сторону, либо ходом в угол, либо ходом в центр.
*Если противник ответил ходом в угол, он вновь проигрывает. Следует ответить ходом в любой из оставшихся углов.
Противник будет вынужден блокировать угрозу, следующим ходом нужно занять последний угол, что дает вилку и опять выигрыш.
*Если противник ответил ходом в центр, то нужно занять угол противоположный первому углу. Противник может ответить либо ходом на сторону, либо ходом в угол.
*Если противник ответил ходом в угол, он проиграл - следует немедленно занять другой угол, блокируя тройку противника и образуя свою вилку - выигрыш.
*Если противник ответил ходом на сторону, то следующие ходы строятся так, чтобы блокировать тройки соперника - ничья.

За нолики.

*Если противник сходил первым ходом в центр, ответить ходом в любой из углов, затем каждым следующим ходом блокировать возможность построения противником очередной тройки, при возможности выбора предпочитая ходы в углы - ничья.
*Если противник сходит первым ходом не в центр, ответить ходом в центр. Если ответным ходом противник займёт два противоположных угла, ответить ходом на сторону. Затем каждым следующим ходом блокировать возможность построения противником очередной тройки, при возможности выбора предпочитая ходы в углы - ничья.

Данный алгоритм предполагает оптимальную игру противника. Естественно, если противник допускает ошибку, позволяющую следующим ходом построить тройку, её следует построить, но при правильной игре такое невозможно. Таким образом, нолики могут гарантированно обеспечить себе только ничью.



Кто придумал ХЕРИКИ-ОНИКИ? June 20th, 2014

Как бы ни старались разработчики компьютерных игр, но по доступности, а стало быть, и по массовости им ни за что не угнаться за поистине народными детскими играми: морской бой, камень- ножницы - бумага, крестики-нолики. Претендующие на звание «Национальная забава №1» все эти игры, оказывается, заграничного происхождения.

Давайте узнаем подробнее ее историю …

МОРСКОЙ БОЙ - ЛЕКАРСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ

Из лидеров «игр на задней парте» (карточные игры школьников не в счет) самой молодой считается морской бой. Варианты этой игры сегодня встречаются в мобильниках, планшетах, компьютерах.

Рождение морского боя энциклопедии настольных игр датируют 1931 годом. В США - Великая депрессия, молодые и творческие люди до предела напрягают мозги, чтобы как-то заработать на достойную жизнь. Идея морских баталий родилась в недрах компании, некогда основанной бывшим чертежником Милтоном Брэдли. Попав в США из Европы в середине позапрошлого века, этот молодой человек какое-то время «поработал на дядю», а потом открыл собственный магазин цветной литографии, где стал продавать портреты VIP-персон. Обрушил этот бизнес лично Авраам Линкольн. Освободитель негров в один прекрасный день изменил имидж - сбрил бороду. Брэдли честно отразил правду жизни, но литографии президента США без бороды оказались никому не нужны.

Прогоревший бизнесмен не впал в отчаяние, а, поразмыслив, пришел к такому выводу: нормальный человек никогда не будет жалеть денег на собственных детей! Сделал ставку на настольные семейные игры - в то время, кстати, не пользующиеся большой популярностью - и не прогадал.

Первую же игру он сделал идеологически правильной. Игровое поле было разделено на клетки разных цветов. За попадание на поле «греха» очки вычитали, а за нахождение на поле «добродетели» прибавляли. Побеждал игрок, первым набравший 100 очков.

Неожиданно игра привлекла огромный интерес публики. Первая партия ушла за два дня. К слову, первый в мире набор детских акварельных красок также предложила покупателям фирма Милтона Брэдли.

До 1931 года, когда сотрудник его компании, страстный любитель истории и позиционных сражений Первой мировой вой­ны, изобрел морской бой, Милтон Брэдли, разумеется, не дожил. Но игра пережила своего отца-основателя и, дай бог, переживет и саму компанию-производителя.

КАМЕНЬ - НОЖНИЦЫ - БУМАГА. ЦУ Е ФА!

Когда взрослому человеку предстоит сделать сложный выбор, он бросает монетку. Детвора в аналогичной ситуации разыгрывает партию в «камень, ножницы, бумага». Ну уж эта-то до безобразия популярная у нас игра просто обязана быть русской! Увы… Ее родиной считается Китай.

Появившаяся в XVII веке, она в то время называлась «Шоушилин». На русский это слово переводится достаточно прозаично - «команды рукой». Правда, в отличие от нас китайцы всегда играли не в «камень, ножницы, бумагу», а в «муравья, человека и слона». Именно эти фигуры должен был выкинуть на пальцах участник. Если в России камень тупит ножницы, а разрезаемая ими бумага заворачивает-побеждает камень, то на родине игры слон наступает на человека, человек давит муравья, а муравей кусает слона.

На европейский континент игра попала только в XIX веке. Количество комбинаций-фигур доходило до пяти, но вскоре осталось только три - те самые, известные нам с детства. Со временем игра стала настолько популярна, что ее фанаты проводили даже международные турниры. И мало кто задавался вопросом: а что означают эти странные слова «камень, ножницы, бумага, цу е фа»? Загадочная абракадабра «цу е фа» считалась непереводимой игрой слов. Тем не менее слова этой необычной мантры имеют вполне определенный перевод на русский язык. Это китайское выражение означает «итак, получилось» или «пожалуйста, пуск». Попросту говоря, «показывай, что вышло». Удивительно, но факт: на протяжении столетий, кочуя из страны в страну, любимая детворой игра сохранила следы исторической родины.

ХЕРИКИ-ОНИКИ - ЭТО ПО-НАШЕМУ

Вот такой вариант

Именно так в России до орфографической реформы 1918 года называли самую древнюю настольную игру - крестики-нолики. Никаких ругательств! Просто наши предки соотносили игру не с крестиками и ноликами, а с буквами русского алфавита «Х» и «О». До реформы букваря они именовались соответственно «херъ» и «оно». Получалось херики-оники.

Существует несколько версий ее происхождения. Ряд исследователей «находит» разлинованное поле с вписанными в его квадраты крестиками и ноликами даже на фресках Древнего Египта. Оппоненты считают это либо совпадением, либо поздней подделкой из разряда «Ося и Киса были здесь».

Первые серьезные следы этой игры обнаружились в Древней Индии. Затем - в Римской империи накануне ее распада. Современную версию приписывают французскому математику, жившему в Средние века. Игра быстро завоевала симпатии всех слоев общества. Играть в крестики-нолики было не только модно, но и престижно. В Италии даже появились кафе, специально предназначенные для этой игры, несмотря на все обличения Ватикана. Ярлык «порочной страсти» был снят с крестиков-ноликов только в эпоху Возрождения. А в наше время игра стала неким символом бесцельного времяпрепровождения в школе, институте или на работе.

А я вам еще напомню про , а так же флеш-вариант и какие вообще были раньше . Ах, вот еще … Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Игра «Крестики-нолики»

История игры

История возникновения и развития этой игры вплоть до наших дней содержит немало интересного и даже загадочного. Безусловно, крестики-нолики - одна из древнейших логических игр. Возможно, даже самая древняя. Но где и как она возникла, однозначно не может сказать никто. Одна из наиболее распространенных версий гласит, что знаменитая игра пришла к нам с востока, скорее всего из Японии. В пользу этой версии говорит сходство ее с самурайской игрой «го-моку», а также с китайской «вэй-чи». Однако аналоги «крестиков-ноликов» есть в культурных традициях разных народов - например, известно, что подобной забавой развлекались древние викинги и даже отважные флибустьеры. В каждой стране игра имеет свое непереводное название, к примеру, в США ее называют Tic-tac-toe, а в дореволюционной России похожая игра называлась «Смекалка». Поэтому, скорее всего, эту игру выдумывали несколько раз в разных странах и в разное время. И это неудивительно: трудно найти более простое и вместе с тем увлекательное лекарство от скуки! Тем не менее, эта игра имеет множество поклонников всех возрастов. Кто первый додумался расставлять значки в квадрате- неизвестно, так же, как неизвестен автор изначального варианта игры. Скорее всего, это были математики или даже кибернетики: уж очень интересную задачку представляет собой эта игра.

Правила игры

В игру играют два пользователя, которые выбирают между собой чем будут играть крестиком или ноликом и по очереди вводят в окне консоли посредством клавиатуры числа отвечающие за ячейки. Выигрывает тот пользователь который первым составит выигрышную комбинацию из 3-х подряд крестиков или ноликов по горизонтали, по вертикали или по диагонали.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в знаменитые крестики-нолики, пытаясь построить в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика на девятиклеточном поле. Если вы достаточно тренировались в этой игре, то, наверняка, знаете, что два опытных игрока всегда заканчивают партию вничью, и это делает игру для них неинтересной. В этой статье вы прочитаете о том, как выиграть в крестики-нолики или, по крайней мере, не проиграть, а также узнаете все хитрости и секреты прохождения этой популярной игры.

Немного о правилах. Цель игры выстроить на девятиклеточном поле подряд 3 одинаковых фигуры (3 крестика или 3 нолика) по горизонтали, по вертикали или по диагонали раньше, чем это сделает ваш партнер по игре. Игра в крестики-нолики начинается с хода игрока, который ставит крестик в любой клетке на игровом поле три на три (отметим сразу, что у него гораздо больше шансов выиграть, чем у противника). После этого второй игрок ставит в любой свободной ячейке нолик. Затем снова ходит крестик. Потом опять нолик. И так продолжается до тех пор, пока:

  1. Кто-то из игроков не построит в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика, и в результате чего будет признан победителем;
  2. Не останется свободных клеток, и на поле не будет присутствовать трех идущих подряд одинаковых фигур — в этом случае объявляется ничья.

Тактика крестиков

Первый ход крестиков. Самой выгодной позицией является середина игрового поля, или как отмечено на схеме клетка №5. Именно сюда следует вписывать вашу фигуру, если эта ячейка является свободной, и именно поэтому начинающие крестики всегда имеют преимущество. Через центральную ячейку вы можете построить наибольшее количество возможных вариантов выигрыша: две диагонали, одну горизонталь и одну вертикаль.

Второй ход крестиков. После того как вы сделали первый ход, поставив крестик по центру, вам остается ждать ход противника. В целом, у него есть всего 2 возможных варианта действий: поставить нолик в одной из «угловых» ячеек (№1, №3, №7 и №9) или поместить свою фигуру в ячейки №2, №4, №6 или №8. И следует сразу отметить, что от этого хода уже коренным образом зависит ваша возможность выиграть.

Если игрок выбирает одну из недиагональных ячеек №2, №4, №6 или №8, то у вас появляется беспроигрышная стратегия. Другими словами вы сможете победить с вероятностью 100%, если знаете, как верно действовать. Этот алгоритм описан в схеме ниже. В первую очередь вам нужно поставить крестик своим вторым ходом в угловую клетку, вынудив соперника защищаться. А после этого вы занимаете еще одну свободную угловую клетку, в результате чего вы имеете 2 ряда, где не хватает всего одного крестика (это показано на последнем поле схемы). Куда бы соперник ни поставил свой нолик, вы в любом случае побеждаете, имея запасную стратегию.

Если же ваш соперник своим первым ходом выбирает ячейки №1, №3, №7 и №9, тогда вы не имеете абсолютной выигрышной стратегии, и вам следует уповать лишь на дальнейшую невнимательность второго игрока, что в такой простой игре бывает достаточно редко.

Третий и последующие ходы крестиков. Дальнейшие ходы «крестиков» должны быть направлены на построение в ряд 3-х собственных фигур, а также на пресечение маловероятных, но все-таки возможных попыток «ноликов» поставить подряд 3 фигуры.

Также, «крестики» для того, чтобы выиграть могут начинать не только с центральной клетки, но и с угловой. Подробнее об этом .

Алгоритмы ходов ноликов

Если вам выпало играть ноликами, то в большинстве случаев вам предстоит бороться только за ничью. Однако у вас есть шансы победить, если вы играете с совсем неискушенным игроком.

Первый ход ноликов. Если игрок №1 почему-то не занял центральную клетку – смело ставьте туда нолик и действуйте дальше, опираясь на стратегию крестиков, описанную выше. Но, скорее всего, центральная ячейка к моменту вашего начального хода будет уже занята. В этом случае не совершайте непростительную ошибку и не ставьте нолик в ячейки №2, №4, №6 или №8, а выбирайте только диагональные ячейки №1, №3, №7 и №9.

Второй и последующие ходы. Дальнейшие ходы «ноликов» должны быть направлены на пресечение попыток «крестиков» поставить подряд 3 фигуры, а также при возможности, на построение в ряд 3-х ноликов, что является практически невозможным.

Все стратегии игры

На графике, представленном ниже, который можно найти в Википедии , приведены возможные стратегии побед и ничьих в игре крестики-нолики на поле в 9 клеток.

***

Надеюсь, эта статья стала для вас помощником в хитростях крестиков-ноликов, в том числе на деньги и на раздевание, и вы теперь знаете некоторые необходимые тактики и стратегии для того, чтобы выиграть (или, по меньшей мере, не проиграть) в эту замечательную игру. А если у вас есть комментарии, отзывы и предложения – оставляйте их ниже.

Статьи по теме: