Как называется чеканка на монетах. История русских золотых монет. Медный бунт или попытка уйти от товарных денег

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Люди, далекие от нумизматики, наивно считают, что самые дорогостоящие монеты должны выпускаться исключительно из драгоценных металлов: золота, серебра или платины. Те, кто осведомлен о некоторых дорогостоящих разновидностях чеканных денег, полагают, что такие монеты представлены только лишь в качестве музейных экспонатов. На самом деле это ошибочное мнение. Помимо вышеупомянутых ценных экземпляров также существуют самые обычные на первый взгляд, ходовые монеты. А вот заядлые коллекционеры, давно изучающие историю монетной чеканки и денежного обращения, знают, что порой даже самые дорогие монеты современной России могут оказаться в вашем кошельке. Да-да, самая обыкновенная мелочь может стоить очень дорого. Правда, вероятность найти редчайший экземпляр очень мала, но все-таки она существует. Возможно, некоторые из них вы держали в своих руках, однако, не зная их истинную стоимость, купили на них незначительные безделушки.

Что делает монеты дорогими?

Для начала необходимо понять, какие факторы влияют на стоимость таких денег. Все ценные монеты для удобства можно условно разделить на несколько групп:

Монеты, изготовленные из драгоценных металлов. Они называются инвестиционными и эмитируются Центральным банком Российской Федерации. Материалом для изготовления инвестиционных монет может служить любой драгоценный металл: золото, серебро или платина. Их покупка и продажа осуществляется по действующему курсу ЦБ России.

Старинные монеты. К ним относятся монеты, которые когда-то служили средством платежа для различных народов. Преимущественно речь идет о денежных единицах, уже давно вышедших из обращения и с течением времени полностью или частично утраченных. Подобные монеты можно найти только на раскопках или в тайниках, а также в местах, в которых по различным причинам прятали клады.

Старинные деньги необязательно должны были быть изготовлены из драгоценных металлов. В этом случае цена формируется в зависимости от исторической ценности монеты, и если она к тому же была сделана, к примеру, из золота, стоимость, конечно же, вырастает во много раз.

Современные монеты. Монеты современной России также могут иметь стоимость выше номинальной. При этом учитываются металлические деньги, которые были выпущены в обращение после 1997 года. Подобными монетами мы ежедневно расплачиваемся в магазинах, носим их в своем кошельке и кладем в копилку. Что же в них такого необычного и за что многие коллекционеры и нумизматы готовы выложить огромные деньги? Ведь часто эти монеты стоят намного дороже своего номинала.

Формирование стоимости ценных монет

Стоимость современных российских денег иногда способна возрастать в десятки, а то и в сотни раз от своего номинала. Причиной этому могут служить различные факторы. Рассмотрим их более подробно.

В первую группу входят монеты, выпущенные маленьким тиражом. Стоит учитывать тот факт, что любые деньги со временем портятся, теряются и выходят из обращения по разным причинам. В связи с этим их количество сокращается еще больше. Также случается, что в производство попадает так называемая пробная партия, которая по каким-либо причинам сразу же изымается из оборота. Зато экземпляры из нее достаточно быстро оседают в частных коллекциях. В данном случае это могут быть и монеты регулярного чекана, но оседать в кошельках граждан они тоже не успевают.

Во вторую группу входят бракованные монеты. Пусть это вас не удивляет, но подобные денежные знаки, попавшие в обращение, стоят гораздо больше своих обычных собратьев. Как на любом другом производстве случается брак, так не исключен он и при изготовлении денег. Это может быть связано с неисправностью оборудования, использованием стертых штампов и оттисков и прочим. В подобном случае партия несколько отличается от других монет того же года. Различия могут быть незначительными, но за счет них стоимость такого чекана порой достигает нескольких тысяч рублей.

Стоимость монеты также может зависеть от ее разновидности. Очень часто их путают с бракованными, однако это не совсем правильная формулировка. К примеру, в один и тот же год была отчеканена партия монет. Но на некоторых из них по какой-либо причине отсутствует знак монетного двора. И таких отличительных признаков может быть множество: какие-либо штрихи на аверсе, расположение знаков, толщина ободка. Также различия могут быть в размерах и изображении некоторых элементов, монограмме монетного двора и прочих деталях.

Где чеканят монеты в России?

Если речь идет о монетах, нельзя не рассказать о предприятиях, занимающихся их чеканкой. В России таких заводов два. Первый – Московский монетный двор (ММД). Он осуществляет свою деятельность с 1942 года и занимается чеканкой преимущественно ходовых монет. Второй – Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД). Этот завод занимается в основном производством инвестиционных, юбилейных и памятных монет.

Интересный факт: если на всех монетах, отчеканенных Московским монетным двором (ММД), стоит одно-единственное клеймо, то на монетах, произведенных Санкт-Петербургским монетным двором, в разные годы ставились разные знаки. Прежде всего это связано с переменой названия самого города. Поэтому на монетах разных годов встречаются такие знаки, как «СПМД», «ЛМД», «С-П». Стоит заметить, что большинство ценных монет России произведено именно в Санкт-Петербурге.

Монеты современной России и их стоимость

Итак, перейдем к, пожалуй, самой ценной информации в данной статье. В этой главе мы расскажем о конкретных монетах, за которые можно выручить различные суммы денег, порой очень даже не малые.


Из разновидностей юбилейных монет большую известность получила двухрублевая монета, посвященная полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос, год выпуска 2002. По какой-то причине на ней не был поставлен знак монетного двора, что увеличило ее стоимость в несколько раз. Продать ее можно начиная от 3000 рублей, в зависимости от внешнего состояния. Другие двухрублевые монеты 2002 года также превышают стоимость номинала, даже при наличии знака монетного двора продать любую из них можно за 20 рублей, поскольку они были выпущены небольшим тиражом.

Отдельно стоит упомянуть о ходовых монетах из серий, посвященных республикам, краям и автономным областям Российской Федерации. Практически любой человек держал подобные монеты в руках. Выполнены они из сплава латуни и мельхиора, их диаметр 27 мм. Всего серия насчитывает 34 монеты, однако самыми ценными являются всего три.


Необходимо знать, что стоимость любой значимой монеты со временем только возрастает. Это значит, что если сегодня она стоит тысячу рублей, то через пять лет ее можно продать за полторы тысячи и более. Стоимость напрямую зависит от состояния монеты: даже если это самый редкий и ценный экземпляр, но в ужасном состоянии, вряд ли кто-то заплатит за нее хорошие деньги. Именно поэтому нигде не указывается конкретная стоимость, ее способен определить только профессионал или опытный коллекционер, после того как увидит монету воочию.

Коллекционирование в данном случае – это не только увлечение, но и выгодное вложение средств. Покупая ценную монету по определенной цене сегодня, можно быть уверенным, что при необходимости ее получится выгодно продать или как минимум выручить те же деньги, что за нее платились. В наше время коллекционированием способен заниматься любой человек, правда, не каждый умеет отличить действительно ценную монету от обычной.

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

  1. С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, - ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.

    Так к концу XV века был изобретен фальверк .

    Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.

    Добавляйте, у кого что есть? Если повтор - прошу пардону

  2. Монетное производство в России 18 век.
    Изготовление монет

    Уже в начале 18 века в 1700 году первые указы Петра I о введении в обращение монет предписывают делать их тиснеными, и не литыми, и не коваными.

    И с 1706 года практически был предрешен переход к тиснению серебренной монеты в замен чеканки монет из проволоки.
    Организация самого монетного производства в своей основе имело циклический характер и называлось монетный передел. Монетный передел имел полный производственный цикл, который начинался с получения от приходного казначея металла и заканчивался сдачей полученных из этого металла монет расходному казначею. Самой оптимальной партией металла для монетного передела обычно была партия серебра весом 120 пудов, что составляло около двух тон. Эта соответствовало одной плавке металла.
    Передаваемая в передел партия серебра была не однородной и могла содержать в себе серебро разной пробы. В неё могли входить старые монеты, слитки серебра, талеры, а также прочие изделия из серебра. Факт передачи оформлялся подписями казначея, начальника передела и надзирающих лиц.
    Весь принятый метал передавался в плавильное отделение, под ответственность минцпробирера, на переплавку. В обязанности минцпробирера входило производить, в процессе плавки, технологические пробы, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для того, чтобы состав приобрел установленную законом норму.
    Следующим этапом было розлив металла в изложницы. Конструктивно они представляли собой горизонтальные противни. Со временем их заменили вертикальные разъемные конструкции. Полученные листы поступали к кузнецам, которые ручными молотами доводили металл до требуемой толщины. Потом листы отправлялись на машинное площение и финальную вальцовку до необходимого размера. При этой процедуре листы неоднократно отжигались.
    После этого листы отправлялись на обрезной стан, где из них вырубались монетные кружки.
    Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные ожигаются, галтуются в барабане, отбеливаются в слабом растворе кислоты, промываются и просушиваются. Те кружки, что не прошли весовой контроль, легкие поступают в переплавку, а тяжелые отдаются на юстировку для удаления излишнего веса путем удаления металла.

    И вот готовые монетные кружки гуртятся на специальных станках и передаются в печать.
    Печать или теснение производилось на винтовом прессе. Сам винтовой пресс был изобретен в 1506 году Донато Браманте, который используя принцип работы пресса для отжима сока из винограда, сконструировал винтовой пресс для изготовления монетных заготовок. А в 1550 году Макс Шваб усовершенствовал эту конструкцию. Улучшенная им конструкция уже могла не только вырубать заготовки, но и производить теснение самих монет.
    Винтовой пресс или как называли его печатный стан представлял собой массивный чугунный или медный корпус, который собственно и назывался станом, в верхней части которого вбивалась вертикально медная втулка с резьбой, которая называлась гайка. Через резьбу гайки пропускался железный угнетающий винт на верху винта перпендикулярно ему закреплялось чугунное коромысло воротяги, с грузами на обоих концах. В стане так же устанавливались верхняя и нижняя ступки, в которых находились сами штемпеля для теснения монет. В стане находилось устройство для закрепления и движения верхней ступки, состоящее из четырех так называемых проёмных досок, двух стягивающих болтов и дуги с грузом на конце для автоматического подъёма верхней ступки в исходное положение, после прекращения воздействия угнетающего винта.
    Заготовка монеты помещалась на неподвижный нижний штемпель и при нажатии на верхний штемпель на неё наносилось изображение. В свою очередь давление на верхний штемпель производилось угнетающим винтом приводимым в действие вращением закреплённого на нём коромысла.
    В действие, печатные станы приводились по разному, так на Петербургском, Московском и Нижегородском дворах использовали человеческую силу. Один или несколько человек держались за кожаные ремни, прикреплённые к концам коромысла, делали резкий рывок. Возвращение в прежнее верхнее положение производилось рывком в обратную сторону с противоположного конца коромысла. Для поднятия винта в некоторых случаях использовалось устройство в виде толстого кожаного ремня, прикреплённого к потолку, на нижнем конце которого привешивался тяжёлый груз и при ударе об этот упругий ремень коромысло возвращалось обратно. На монетных дворах Екатеринбургский, Аннинский, Сузунский печатные станы приводились в действие силой падающей воды через систему приводов валов и шестеренок.
    Вынутые из-под штемпеля монеты бросались кладчиками в находящийся при каждом стане опечатанный ящик с узкой прорезью.
    И на конец, отчеканенные монеты просматривались старостой монетчиков, минцмейстером и пробирными учениками, и отбраковывались повреждённые экземпляры. На этом заканчивался весь цикл монетного производства.

    Монетное обращение при Александре I

    Александр I Павлович 1801 - 1825. Когда в половину второго ночи 11 марта 1801 г. глава заговорщиков, граф Пален, явился в спальню великокняжеской четы с сообщением о смерти Павла I, Александру стало так дурно, что пришлось вызвать врача.

    Немного придя в себя, он заявил, что отказывается от престола. «Перестаньте ребячиться и идите царствовать» - оборвал его причитания Пален. Потрясение этой ночи будет иметь влияние на все его царствование.
    После 1804 года все внимание Александра I переключается на внешнеполитические дела. К этому времени руководимая Наполеоном французская армия становится доминирующей силой в Европе, и ее экспансия заставляет другие европейские державы искать союза с Россией. В 1805 году Александр I заключает союз с Англией, затем с Австрией и Пруссией.

    С середины 1812 года Александру I становится не до реформ – Великая армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. Император делает попытку лично возглавит войско, но под давлением семьи и окружения вынужден отказаться от этой мысли и передать управление армиями Кутузову М.И. После отступления Наполеона Александр I лично возглавляет заграничный поход и в марте 1814 года триумфально вступает в Париж.
    С этого времени российский император становится основной фигурой европейской политики. На закате правления Александра I в стране растет недовольство аракчеевским режимом, множатся волнения и бунты, дворянство создает тайные общества, имеющие целью свержение самодержавия. В этой обстановке Александр едет с супругой отдохнуть на юг страны, где заболевает и 19 ноября 1825 года умирает в Таганроге, породив по этому поводу множество слухов.
    Двойной стандарт, кризис ассигнаций.
    Именным указом Сенату от 1 октября 1801 Александр I, «… признавая непоколебимость внутреннего достоинства монеты, необходимою к сохранению общего доверия», подтверждает установленную Павлом I монетную стопу для всех трех металлов.
    В 1802-1805 г.г. серебряные и золотые монеты чеканятся по прежней норме на том же банковском дворе в подвалах ассигнационного банка. Новый монетный двор на территории Петропавловской крепости пока находится в стадии строительства. После многих проб нового оформления аверса и реверса монет, в том числе с портретом в стиле римских императоров, указом от 31 августа 1801 года Александр I утверждает образец с государственным гербом, номиналом и датой на лицевой стороне, и надписью ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОНЕТА внутри венка из лавровой и дубовой ветвей на оборотной. Также на короткое время возобновляется выпуск империалов и полуимпериалов (10 рублей и 5 рублей).
    В 1807 году завершается начатое Павлом I строительство новых корпусов монетного двора в Петропавловской крепости. Новый двор оснащается самым передовым оборудованием (2 английские паровые машины). Штемпельное производство теперь полностью механизировано. Формы вырезаются высокопрофессиональными медальерами и несут на себе только основную, наиболее сложную часть изображения. Рабочие штемпели, после переноса с маточника изображения, доводятся до кондиции при помощи литерных пуансонов и штихилей.

    В первое десятилетие правления Александра I медным монетам возвращается принятый при Екатерине ряд номиналов. Все они оформлены единообразно: на лицевой стороне – двуглавый орел, на оборотной - номинал и дата. Обе стороны обрамлены концентрическими линейными кружками. Выделка ведётся на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах (Сузунский монетный двор обеспечивает медными монетами всю территорию Урала).
    Манифест от 20 июня 1810 г. «О новом устройстве монетной системы» устанавливает серебряный рубль законной мерой всех расчетов. Рубли и полтины изменяют свой вид. На лицевой стороне появляется новый тип орла с датой под ним. Броская надпись внутри венка на оборотной стороне указывает содержание чистого серебра в монете, а номинал занимает место вокруг орла.

    Манифест от 9 апреля 1812 г. устанавливает все платежи только ассигнациями, а серебряный рубль получает плавающий курс (относительно ассигнаций).
    После 12-летнего перерыва в чеканке золотых монет, с 1817 года и на долгое время, единственным номиналом становится пятирублевый полуимпериал.
    Указ от 19 ноября 1815 года «О монетной системе Царства Польского» устанавливает ряд номиналов, нормы выделки и изображения на монетах. Злотый – основной номинал польской системы денежного исчисления, состоял из 30 грошей и приравнивался к 1,5 рублям.
    Казалось бы, существенных изменений в монетной системе в правление Александра не происходит. Манифесты изменили лишь нормы выделки монет и их облик, также увеличилась стопа на медную и серебряную монеты, что привело к падению курса ассигнационного рубля (до 50 копеек за ассигнационный рубль). Но благодаря усилиям Е.Ф. Канкрина в 1823 г. начинает расти курс ассигнационного рубля относительно серебряного рубля.

Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

Статьи по теме: