Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» ­ «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой ­ неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.

Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 7­10 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.

Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», ­ говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большая­пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет­потянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянут­потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень­очень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет

характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю­бай, баю­бай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет кто­нибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
наглядно­действенного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Кому­нибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь куда­то денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоих­троих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домик­теремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.

1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .

Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».

Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».

Наталья Диппель

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

ЦЕЛЬ :

Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ : Ориентироваться в дорожной ситуации.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

МАТЕРИАЛ :

Макеты домов, машинки, игрушки мелкие, дорога, дорожные знаки, мелкие игрушки человечков.

ИГРА :

На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки. Дети делят игрушки - машинки и машинки, вспоминают правила дорожные. Нарушивших правила движения, задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять правила дорожного движения. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот у кого сохранились все лепестки.

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»

ЦЕЛЬ :

Ознакомление детей с природой .

ЗАДАЧИ :

Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

МАТЕРИАЛ :

Панно «Живая и неживая природа» , цветочки, листики, ладони, лепестки к большому цветку с надписями, что относится к живой природе.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

1 вариант «Цветок жизни» .

Вместе с детьми воспитатель собирает цветок - жизни, дети определяют, что происходит с живой природой - размножение, дыхание, движение и т. д. Когда соберут цветок жизни, то берут в руки маленькие цветочки и кладут на картинку, где изображена живая природа, дают объяснение, почему они так считают.

2 вариант «Рукотворный и нерукотворный мир»

Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы, которые созданы человекам и на них кладут «ладошку» , а на те предметы, что созданы природой кладут «листик» . Когда игра заканчивается, дети дают объяснение, почему они так считают.

КОМУ ЧТО НУЖНО?

ЦЕЛЬ :

Использовать знания детей о предметах, окружающих их .

ЗАДАЧА :

Формировать реалистические представления о предметах которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности) . Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

МАТЕРИАЛ :

Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так считают.

ЧУДО ТЕЛЕВИЗОР

ЦЕЛЬ : Использование знаний об окружающем мире .

ЗАДАЧА : Формировать реалистические представления об окружающем мире . Закреплять умение работать с вопросами, самостоятельно составлять их. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Активизировать и обогащать словарь. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Воспитывать интерес и любовь детей к природе.

МАТЕРИАЛ : Макет телевизора, картинки разрезанные пополам.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

На экране телевизора половинка картинки, дети среди других половинок картинок ищут вторую половину картинки с экрана. Когда они находят вторую половинку, составляют из двух половинок картинку. По составленной картинке дети составляют рассказ или отвечают на вопросы заданные воспитателем



Александра Куянова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

«Назови насекомое»

(средняя, старшая )

Дидактическая задача

Игровые правила

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры

(пчела) .

(стрекоза) .

(кузнечик) .

«Путаница»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок) . Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь : герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило : не ошибиться в выборе.

Игровое действие : поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы :

Расположи растение правильно.

Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры : Выигрывает тот , кто раньше других сложил цветок.

«Все по домам»

(старшая )

Дидактическая задача : Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.

Игровое правило : Действовать после сигнала.

Игровое действие : поиски «своего» дома по определенному признаку.

Словарь : вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.

Говорит : «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Итог игры : кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.

«Летает, прыгает, плавает…»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал : карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило : отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия : передача камешка.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят : «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры . Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка) .

«Ищи и найдешь»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило : Отвечать друг за другом.

Игровое действие : описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

Словарь : снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Опиши, я отгадаю!»

(старшая )

Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия : загадывание загадок.

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

«Вершки и корешки»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия : поиск своей пары.

Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

Магазин «Цветы»

(старшая )

Дидактическая задача : Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.

Словарь : одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.

Игровые правила : Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Игровые действия : поиск нужной карточки.

Ход игры : Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.

Итог игры : Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.

«Найди дерево по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья : форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

Словарь : ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

Игровое правило : внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

Игровые действия : загадывать загадки.

Ход игры : Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Итог игры : За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.

«Садовник»

(старшая )

Дидактическая задача : определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

Словарь : вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

Игровое правило : карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

Игровое действие : описание предмета.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит : «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви» . Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

Итог игры : Тот, кто отгадал становится садовником.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Словарь : копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

Игровые правила : Начинать по команде ведущего.

Игровые действия : раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

Ход игры : Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

Итог игры : Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.

«Знаешь ли ты, как растет картофель?»

(старшая )

Дидактическая задача : Познакомить детей с посадкой , выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.

Словарь : картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.

Игровые правила : внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.

«Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».

После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки) . Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.

Итог игры

«Узнай и назови»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Словарь : дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила

Игровые действия : поиск одинаковых картинок.

Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание , найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы : «Кто это? Где живет? Чем питается?»

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.

«Цветочный магазин»

(старшая )

Дидактическая задача : Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.

Словарь : резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.

Игровые правила : Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия : Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие : не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.

Итог игры : Побеждает тот, кто купил больше цветов.

«Отгадай, о ком расскажу»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила : Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Узнай рыбку по хвосту»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

Игровые правила : вертушка передается участникам игры по очереди . Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!» .

Игровые действия : Произнесение слов, вращение стрелки.

Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят : «Стрелка, стрелка, покружись . Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.

«Кто живет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

«С чьей ветки детка»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить внешний вид комнатных растений. Учить узнавать растение по его листьям, цветам. Развивать внимательность, зрительные анализаторы. Воспитывать усидчивость.

Словарь : круглые, овальные, вытянутые, гладкие, шероховатые, резные.

Игровые правила : высказывать свои отгадки может только тот, кого назвал ведущий. Подсказывать друг другу не разрешается.

Игровые действия : ответы детей.

Ход игры : Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, называет их. Затем достает карточки с изображением листьев комнатных растений. Предлагает узнать, с какого комнатного растения этот лист или цветок.

Итог игры : тот, кто правильно назвал растение, получает фишку.

«Что растет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.

Словарь : ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,

плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.

Игровые правила : дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.

Игровое действие : описание водорослей, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.

Итог игры : Правильно ответивший получает фишку

«Узнай животное по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Словарь : пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила : Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия : Описание животного, отгадывание.

Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.

Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.

«Что где растет?»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. На основе развития представлений детей о деффиринцированных условиях произрастания развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез) . Воспитывать дружеские отношения в игре, радоваться успехам товарищей.

Словарь : полевой, садовый, комнатное растение, луговой.

Игровые правила : брать по одной карточке слева на право.

Игровые действия : брать карточку, называть изображенное растение, среда обитания.

Ход игры : Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением растений обратной стороной. Ребенок подходит, берет одну карточку по очереди и называет, что на ней изображено, где растет тот или иной цветок.

Итог игры : За правильный ответ получает фишку.

«Узнай животное по его части» .

(старшая )

Дидактическая задача : закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.

Игровое правило : брать по одной карточке, называть животное четко, громко.

Игровые действия : отгадывание животных.

Ход игры : на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.

Итог игры : за правильный ответ ребенок получает фишку.

«Назови насекомое»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

«Загадай загадку, а мы отгадаем!»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.

Игровые правила : внимательно слушать товарищей.

Игровые действия : загадывание загадки, имитация движений.

Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.

Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку, получает фишку с изображением этого насекомого.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи. Развивать мыслительные операции, воображение, наблюдательность, связную речь, самоконтроль. Воспитывать интерес к природе.

Словарь : дружба, подружиться, навсегда, крошечный.

Игровое правило : слушать воспитателя.

Игровые действия : Разместить картинки по порядку.

Ход игры : Воспитатель хаотично раскладывает перед детьми серию картин и читает стихотворение : «Малыши»

Один небольшой мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок,

Пока не встречались нигде.

Поскольку в норке мышонок,

Возле реки лягушонок,

И высоко кукушонок

Сидит у себя в гнезде.

Но выйдет гулять мышонок,

Припрыгает лягушонок,

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

И с этой поры мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок

Подружатся на всегда.

Детям предлагается разместить картинки по порядку, объясняя свои действия.

Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.

«Когда это бывает?»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.

«Что раньше, что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить и уяснить последовательность развития отдельных растений, а также последовательность сезонов. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать умение соблюдать правила игры .

Словарь : зернышко, луковица, могучий, усатый, горький, желудь, золотистый.

Игровые правила : действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : воспитатель выкладывает карточки на столе, предлагает детям посмотреть их. По сигналу, карточки выкладывают в определенной последовательности. Объяснить, почему выложили именно так, связывая это со временем года.

Итог игры : кто первым выполнил задание, считается победителем.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

Найди дерево

Оборудование: плоды и листья разных деревьев.

1- й вариант. Педагог описывает внешний вид дерева - его размер, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети самостоятельно определяют, что это за дерево и после слов учителя: «Раз, два, три - беги!» - подбегают к нему.

Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и др.

После игры отмечаются наиболее внимательные и дисциплинированные учащиеся.

2- й вариант. Педагог раздает детям листья и плоды разных деревьев. По сигналу каждый подбегает к тому дереву, с которого сорван доставшийся ему листок или плод.

Что изменилось?

Оборудование: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: цветы, листья, плоды. По сигналу ведущего дети закрывают глаза. Ведущий забирает одну-две картинки, а дети называют, какой картинки не стало.

Составь букет

Оборудование: предметные картинки.

Ученики рассматривают картинки и уточняют названия изображенных на них цветов. Затем по просьбе ведущего «составляют» букеты из садовых, лесных или полевых цветов.

Найди пару

Оборудование: листья и плоды разных деревьев.

Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через «волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Найди три одинаковых листка

Игру проводят осенью во время экскурсии.

Педагог показывает детям листок дерева, кустарника. Дети должны найти по три соответствующих листка при условии, что срывать их с деревьев нельзя - можно поднимать только опавшие листья.

Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее.

Составь орнамент из листьев

Оборудование: листья деревьев.

Педагог выкладывает орнамент из листьев (например, два листочка клена, один листок каштана и т.д.). Дети продолжают выкладывать самостоятельно эту последовательность.

Игру можно провести как соревнование двух команд. Каждая команда по заданному образцу составляет орнамент. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнит задание.

Что вырастили люди?

Оборудование: реальные фрукты и овощи или их изображения.

Дети делятся на команды. Одна из них «собирает» овощи, другая - фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением.

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Где спряталась матрешка?

Оборудование: матрешка.

Педагог показывает детям маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одно из растений в классе. Дети открывают глаза и педагог описывает им растение (стебель, листья, цветы), за которым спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение.

Игру можно продолжить на пришкольном участке, в парке.

Вершки и корешки

Оборудование: реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

Игра проводится во время прогулки.

  • 1- й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздает «корешки» {лук, репа, морковь, картофель и др.), другой - «вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три - свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
  • 2- й вариант. «Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

Какие овощи нужны для борща?

Оборудование: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

Что сначала, что потом?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог раздает детям овощи и фрукты. По сигналу: «Найди свой овощ!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группы. В каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания - от неспелого к спелому. Выигрывает та команда, которая построится быстро и в правильной последовательности.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот, у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

Соберем урожай в поле, в саду, на огороде

Оборудование: предметные картинки.

Три команды собирают урожай: первая - в поле, вторая - в саду, третья - в огороде. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнила игровое задание.

Игра-загадка «Лес»

Оборудование: картинки с изображением лесных растений.

Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку.

В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения - деревья, кустарники, ягоды, цветы, грибы и др.

Дети договариваются, кто каким будет цветком и рассаживаются на стулья по кругу. Ведущий (для него стул не предусмотрен) начинает «плести» венок, называя какой-либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Постепенно «венок» становится все длиннее и длиннее. После того как в него будет включен последний участник игры - «венок» сплетен. Все входящие в него «цветы» вместе с ведущим водят хоровод вокруг стульев, проговаривая стихи. После слов ведущего «цветы завяли» дети стараются занять стулья. Тот, кто остался без места, продолжает игру и начинает «плести» новый венок.

Для хоровода можно использовать следующие стихи:

Одуванчик Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого,

Даже ветра самого. Одуванчик золотой Постарел и стал седой,

А как только поседел, Вместе с ветром улетел.

3. Александрова

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: »Нужна*. Перечисляя овощные растения, ведущий называет также и фруктовые растения, цветы. Кто из детей ошибся - платит фант.

»Засадив* огород, дети продолжают игру - начинают »засаживать* сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей и цветов.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Что растет в лесу?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: «Малина*. Третий: «Ель* и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растет в поле? Что растет на лугу? Что растет в саду? Что растет на огороде?

Где растет?

Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет - в саду, в лесу, в поле, на лугу.

Лесные - садовые

Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков - не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель - тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

Статьи по теме: