Ментальные карты по информатике. Ментальная карта: нарисуй и все поймешь. Что за зверь такой

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:8.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:107%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Ивайловская А. Г.

Магистр информатики и вычислительной техники,

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №22

г. Иркутск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Современные требования к образованию в рамках ФГОС побуждают учителей применять новые методы активизации познавательного процесса учеников. Идти в ногу со временем и использовать современные интернет-сервисы для разнообразия уроков особенно актуально для учителей информатики. Аппаратная составляющая занятия уже готова (компьютерный класс, подключенный к сети Интернет), остается только продумать программную реализацию интересного и познавательного урока.

В этом могут помочь ментальные (интеллектуальные) карты. Диаграмма связей , известная также как интеллект-карта , карта мыслей или ассоциативная карта - метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями, для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика разработана психологом Тони Бьюзеном, пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. Зависит очень многое от того:

1) как мы ее воспринимаем,

2) как мы ее «обрабатываем»,

3) как мы ее организуем,

4) как запоминаем,

5) насколько быстро, точно и наглядно.

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не приспособлена к структурированию и запоминанию информации.

Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. К тому же карты «оживляют», визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры и пр.). Это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Визуализируя непривычным способом свои конспекты обучение становится живее и организованнее. Для проведения интерактивного урока информатики необходимо ознакомиться с любым из сервисом онлайн конструирования ментальных карт, которые позволяют создать проект в режиме реального времени, автоматически сохраняют изменения.

Старшеклассникам предлагается начать проектирование с ключевого понятия новой темы урока. Для примера в данной статье приведем тему из курса информатики 11 класса «Вредоносные и антивирусные программы», фрагмент работы представлен на рисунке 2. В начальном «облачке» ставим термин «вредоносная программа», а от него далее раскрывается тема:

1) виды вредоносных программ;

2) их классификация;

3) развернутое определение каждого понятия;

4) способы защиты технических устройств.

Рисунок 2. Фрагмент ментальной карты «Вредоносные программы»

Каждая ветвь прорабатывается учеником самостоятельно. Тем самым побуждая его к познанию новой темы, выбору собственного оформления проекта, проявлению творческой деятельности. Благодаря процессу конструирования ментальной карты ученики учатся самостоятельно сосредотачиваться на главных аспектах предложенной к освоению темы, выделять основные термины и осуществляют познавательную деятельность в ходе всего урока.

В дальнейшем ученики приобретут опыт проектирования ментальных карт и в личных целях, ведь они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, говорит об отношении к выбранной для отображения теме, о том, насколько понятны ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о способе восприятия этой информации. Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

1) ментальная карта должна активировать восприятие и память;

2) стремление к большей четкости карты дает больше осознанности в мышлении;

3) анализ уже нарисованной карты дает подсказки к «устройству» мышления по заданной теме.

Таким образом, внедряя новый интерактивный элемент при изучении стандартных тем дисциплины «Информатика и ИКТ» педагог даст ученикам лучше усвоить новый материал, активизирует мышление детей и осуществит переход на новый уровень преподавания в целом.

Список использованной литературы

1) Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 312. -

Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Попробуем обзорно познакомиться с некоторыми Web-сервисами для решения поставленной задачи

www.mindomo.com очень нравится этот сервис. Карты стильные, красивые. Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможно регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис позволяет создавать не просто ментальные карты, но и полноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail (другие участники могут не иметь аккаунта на mindomo.com). Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление. Иногда в картах теряется связь с YouTube.

Инструкцию для создания проектов не нашла, напишу позже свою. Инструкций для создания карт много, вот одна из них , на мой взгляд хорошая.

www.mindmeister.com - отличный сервис. Очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - интересный сервис, карты в нем создаются как бы играючи. На мой взгляд этот сервис самый понятный. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.

Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.


Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

Затем рисуются ветки второго уровня от каждой идеи и т.д. Рекомендуется использовать различные цвета для большей наглядности, использовать иллюстрации. При обнаружении взаимосвязей между под-идеями их соединяют стрелками.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Web-сервисы для создания ментальных карт

www.MindMup 2.0 - пользовательский интерфейс прост и интуитивно понятен, количество карт неограниченно. Бесплатное использование позволяет создавать карты до 100 КБ и хранить на сервере до 6 месяцев. Можно хранить карту на Google-диске. Карты доступны из облака. Доступ полностью контролируется аутентификацией Google Apps, поэтому можно легко контролировать, кто может читать или изменять карту. MindMup не имеет сторонних объявлений и не отправляет конфиденциальную информацию третьим лицам. Легко конвертирует карты в PDF, PowerPoint. Позволяет добавлять документы, рисунки, видео, гиперссылки.

www.mindomo.com Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможна регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис пполноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail. Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление.

www.mindmeister.com - сервис очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - б есплатный (в бета-версии) веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма - SpiderScribe.net Интерфейс на английском языке, но сервис очень прост в использовании и позволяет создавать карты за считанные минуты. После регистрации доступна доска со всеми необходимыми для творчества функциями. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.

mapul.com - сервис интересен тем, что созданные в нем карты очень походят на карты созданные от руки, получаются "корявенькими". Есть возможность экспорта в рисунок. Бесплатная версия очень ограничена по функционалу. Можно создать только 2 бесплатные карты.


bubbl.us - сервис позволяет создавать простейшие карты, в которых можно использовать разноцветные текстовые блоки. В бесплатной версии можно создавать до 3 карт, приглашать до 20 соавторов.

Ментальные карты в учебной деятельности

  • Проведение "мозгового штурма" - визуализация идей
  • Совместное решение проблемной задачи
  • Анализ информации
  • Принятие решений (сравнение, оценивание)
  • Различные классификации
  • Конспект учебного текста
  • Систематизация материала раздела
  • Работа над научной темой
  • Презентация (структурированное представление информации)
  • Планирование и т.п.

Карты памяти, предложенные английским психологом Тони Бьюзеном , — это удобный способ представления связей между понятиями в виде дерева. В корне дерева, который обычно размещают в центре схемы, находится центральная идея. От неё в разные стороны отходят ветви, соответствующие понятиям следующего уровня и т.д.

Карты памяти можно использовать для конспектирования и повторения материала, обобщения изученного, составления опорных конспектов по темам и т.п.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение.

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Как смотреть карты памяти?

Представленные ниже карты памяти разработаны с помощью кроссплатформенной программы XMind , которая распространяется свободно. Загрузить версии программы для различных операционных систем можно с сайта www.xmind.net :

  • версия для Linux (пакет.deb)

Для установки программы на сборках Linux , которые используют пакеты.rpm , можно выполнить корвертацию.deb -пакета (рецепт А. Фомина для Fedora ):

yum install alien

alien -r ./xmind-linux-3.4.1.201401221918_i386.deb

rpm -i xmind-3.4.1-2.i386.rpm

Условные обозначения, используемые на картах памяти, показаны на рисунке:


Статьи по теме: