Насколько ты знаешь доту 2. Гоша Берлинский: «Мы ждали шквал оскорблений, классику про „мамку“ и недовольных школьников в голосовом чате, но не дождались»

Как ни странно, на сайт мы практически никогда не пишем о Dota. И это даже несмотря на то, что игра пользуется огромной популярностью, годами находясь в топовых позициях Steam, а в редакции есть люди, которые наиграли в Dota не одну тысячу часов. Хоть у нас и есть эксперты, знакомые с тонкостями игры, исправлять упущение были призваны Гоша Берлинский и Евгений Васютинский. Причина проста: ни один из них ни разу не играл в Dota в прошлом, зная об игре лишь по распространенным стереотипам. Задание было простым: в течение недели им предстояло каждый день играть в Dota 2 на российских серверах, а затем составить свое впечатление об игре. Что из этого получилось, читайте в нашем материале.

Гоша Берлинский: «Мы ждали шквал оскорблений, классику про „мамку“ и недовольных школьников в голосовом чате, но не дождались»

Я всегда относился к Dota нейтрально. Ну, есть такая игра, ну, играют в нее - мне по барабану. Так было до тех пор, пока наш редактор не попросил сложить о ней впечатление. Это было ошибкой. Бывает, что пробуешь какую-нибудь суперпопулярную игру, и сразу втягиваешься. Понимаешь, почему ее любят. У меня так было с - игрой, которую я считал и продолжаю считать подражанием (но господи, какая она клевая). Милая, смешная, увлекательная. Страшно, ужасно, невероятно увлекательная.

А бывает, что лучше не иметь мнения вообще, и так получилось с Dota. Я играл в , которая была плагиатом Dota, и в целом представлял, что меня ждет. Но я даже не догадывался, что в 2017 году разница между ними может быть минимальной. Казалось, я был готов ко всему, но реальность застала врасплох.

Возможно, раньше игра была комфортной и приятной, но не теперь. Главное меню показалось простым и понятным, хотя Васютинский долго искал большую красную кнопку типа «Играть!». Однако стоило начать бой, и я чуть не умер. На экране тьма информационного мусора, как в корейской фентезийной MMORPG. Море текста и разноцветных панелек разной степени важности. Они загрязняют экран, что жутко неудобно, ведь игрового поля и так почти не видишь. Хочешь развернуть камеру пошире, но не можешь. Убогий, сильно ограниченный обзор - именно то, что нужно для киберспортивной игры, ага. Ведь иначе будет нечестно.

Казалось, я был готов ко всему, но реальность застала врасплох.

Разбираться в чудовищно кривом, перегруженном интерфейсе больно и не хочется. Опытные игроки явно целиком перешли на горячие клавиши и сильно переделали интерфейс и управление в личных настройках. Кто-то скажет, что все «сделано для людей», ведь им дали переделать игру под себя. Я вам скажу, что в хорошей игре ты не хочешь ничего под себя переделывать. Тебе и так удобно будет - так, как придумали разработчики.

Но попытки понять, что и зачем нажимать, оказались интереснее самой игры. Мы с Евгением почти ничего не делали первый матч, но команде было наплевать. На нас не обращали внимание. Мы ждали криков «Руинеры!», шквал оскорблений, классику про «мамку» и недовольных школьников в голосовом чате, но не дождались. Даже несмотря на то, что Васютинский так приуныл, что попытался портить игру намеренно. Ничего не вышло. Все молчали.

Только во втором матче началась некая движуха. Не прошло и пяти минут, как весь чат называл нас клоунами. Высказывались предположения, что мы делаем новый летсплей для YouTube. Наконец зазвучал хилый, забитый мужской голос, и пригрозил нам «репортом». «Но мы же ничего не сделали!», - ответили мы, и это была правда. «Мы просто новички. Научите нас. Что мы делаем не так?». Но нам снова пригрозили репортом. Весь матч напоминал общение слепого с глухонемым. Мы просили нас научить - нам неуверенно отвечали, что мы нехорошие люди и нам будет больно.

Васютинский так приуныл, что попытался портить игру намеренно. Ничего не вышло. Все молчали.

Но больно не стало. Стало скучно. Еще скучнее. В каждом новом матче нас быстро разоблачали (потом Вася Кургалов сказал, что мы брали персонажей, которые «не в мете»), а на связь выходили 20-летние мальчики и неуверенно ругались на нас. У них были такие загнанные, картавые, задротские голоса, что казалось, пригрози им приехать и надавать по лицу - так поверят же, заколотят все двери и будут дрожать под кроватью.

От скуки мы начали разбираться в механике. Больше всего нас интересовало, почему мы так медленно растем в уровнях, даже если стараемся. Как потом, опять же, объяснил нам Вася, надо было качаться на мобах, причем не просто убивать их, а тактично добивать в правильный момент. Интересно, что таких хитрых вещей в игре много, и тебе их никто не объясняет. Вообще. Если кого-то учили плавать, просто бросая в озеро с лодки, то они поймут, каково это. Либо сначала нужно посмотреть/почитать кучу гайдов. Но я же пришел сюда играть? Я новичок, я не знаю меты, я не знаю хитростей - я просто хочу поиграть, пофаниться. Но игра говорит мне: вали нахер. Сначала сдай на права. Неудивительно, что все игроки, которые с нами говорили, были высокомерными задротами. Он чувствуют себя элитой.

Зачем тогда в это играть? Васютинский прямо так и спросил Васю: зачем? На что Вася ответил: развивает тактические способности.

Фигня все это. Это миф. Точно такой же, как то, что шутеры развивают реакцию. не научит быстро увернуться от кулака или кирпича. Dota 2 не сделает из вас успешного менеджера/организатора/так далее. Ее опыт в жизни вам нисколько не пригодится. Вы разучите миллион тактик, но сможете прилагать их только в самой игре. Ее тактики - это внутриигровые лайфхаки. Ее работа в команде - надуманность. Хотите понять, что такое взаимовыручка - садитесь с друзьями в машину и езжайте в путешествие. Когда начнутся мелкие проблемы в пути (а такое всегда), это научит гораздо большему, чем сто партий в Dota.

А все эти комбинации быстрых клавиш, нюансы меты, хитрости прокачки - это гора мусора, которая забьет вашу голову, чтобы вы смогли чего-то добиться в игре и забыть о том, что ни хрена не добились в жизни.

Евгений Васютинский: «Игроки в Dota 2 автоматически должны знать все тонкости и нюансы игры за Тинкера, даже если они в первый раз запускают игру»

Весь этот культ вокруг игры мне не был понятен еще с тех времен, когда Dota была всего лишь модификацией для Warcraft 3. Несмотря на то, что тогда я еще любил глобальные пользовательские моды вроде Eclipse для , суть Dota я так и не уловил. Если смену акцента на управление одним-единственным игроком я еще понимаю, то почему игроки без ума от такой банальной концепции, мне неясно до сих пор. Это же онлайн-экшен, в котором даже не нужно точно прицеливаться!

Давайте посмотрим на Dota 2 в общих чертах: карта с тремя проходами и десятью людьми. Да в той же Counter-Strike ровно то же самое - разве что классов и их комбинаций шутеру недостает. Тогда возьмем шутер с классами вроде Overwatch. Давайте даже не брать точные цифры - просто примерно сравним, насколько Overwatch популярнее . Дело даже не в конкуренции между HotS и Dota 2 - скорее, Valve просто понемногу забила на Team Fortress 2 и позволила любителям командной тактики полностью перейти в Dota 2. У Blizzard до сих пор два тактических экшена, которые мешают друг другу. Недавно у меня даже был спор с друзьями на тему того, к какому жанру отнести Overwatch: из-за большого количества MOBA-элементов отнести игру к чистому шутеру не получается.

Разве у Counter-Strike нет боевой арены и мультиплеера? Разве у d ust_2 нет трех линий и мида?

Получается, что все эти тысячи наигранных часов возникают только из-за того, что людям очень интересно заучивать комбинации и тайминги определенных персонажей, а затем пытаться повторить то же самое в сочетании с комбинациями и навыками других игроков. И в этом нет ничего плохого. Например, если бы не выходила ежегодно, то счетчики наигранного времени любителей футбола не отставали бы от таковых у поклонников чужих мам (об этом, кстати, тоже зайдет речь). Разве что у FIFA механика сама по себе уникальна, а Dota скорее комбинирует разные онлайн-экшены. В принципе, MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) даже как жанр не совсем самостоятельна. Разве у Counter-Strike нет боевой арены и мультиплеера? Разве у dust_2 нет трех линий и мида? В названии жанра нет никаких уточнений насчет стратегии и тактики, и это лишь доказывает его размытость.

Тот самый эксперимент, который мы провели с Гошей, показателен еще и тем, что Dota 2 абсолютно равнодушна к новичкам. Нет, здесь есть минимальный набор обучающих миссий, в которых вам придется бить крипов до посинения. Есть и система рангов, но она не для того, чтобы оградить новичков от профессионалов. Судя по наблюдениям, игроки в Dota 2 автоматически должны знать все тонкости и нюансы игры за Тинкера, даже если они в первый раз запускают игру. В противном случае ты - «фидер». Да ладно вам, ребята, это сама Dota 2 посчитала, что моей статистики в две игры достаточно, чтобы быть вашим напарником!

Несмотря на то, что за игроками в Dota 2 навсегда закрепилась слава любителей чужих мам, ни один из них за десяток часов не попытался перейти на личные оскорбления.

Dota 2 абсолютно перегружена самыми разными элементами. То огромное количество картинок с чемпионатов, занимающих две трети экрана, попросту пугают. То же самое и с героями: их стало настолько много, что найти подходящего твоему стилю очень сложно. Неудивительно, что на игру тратится столько времени - попробуй отыщи нужного персонажа!

И, что самое главное, нам не попалось ни одного матерящегося тиммейта. Несмотря на то, что за игроками в Dota 2 навсегда закрепилась слава любителей чужих мам, ни один из них за десяток часов не попытался перейти на личные оскорбления. Мы пытались спровоцировать аудиторию: намеренно ходили вдвоем на мид, сливались противнику и просто тусовались в лесу. Ничего не помогло. Спровоцировать получилось только в самой извращенной форме. Я начал рассказывать о том, что совсем не умею играть в MOBA, и попросил научить играть. Началось нечто невообразимое: тут же стали прилетать не только подсказки, но и полноценные гайды. При этом мы заходили и в более высокоуровневые матчи. Везде одно и то же - на наши попытки спровоцировать игроки отвечали дружелюбием. Не то что в комментариях на сайте!

Бесспорно, как соревновательная игра Dota 2 отлично подходит для киберспорта - это как будто логичное развитие стратегий с добавлением командного взаимодействия. Но полюбить «Доту» я так и не смог. Поэтому у меня есть последняя надежда - объясните мне в комментариях ваши аргументы. Что именно заставляет вас наигрывать пять тысяч часов?

После яркой победы Virtus.pro на ESL One Katowice 2018 хардлайнер коллектива Павел "9pasha" Хвастунов пообщался с журналистами о том, насколько была важна победа над Evil Geniuses, и оценил сильные стороны RodjER. Главное из интервью для cyber.sports.ru - в нашем материале.

- Нун на неделе написал: мол, только сейчас осознал, что выиграли мейджор. А ты – сразу?

– Я осознаю эмоции от победы, только когда у врага падает трон, и они очень быстро угасают. Сначала как было: выиграл какую-то важную игру в киберспорте, когда еще даже профессиональной команды не было, обрадовался, долго про нее думаешь. А потом с каждой новой победой эмоции гаснут. Так же и здесь: я уже выигрывал мейджор, поэтому эмоции не такие яркие. Поэтому не сказал бы, что как-то сильно отреагировал, но все равно был доволен.

- Показалось, что после победы над EG вы радовались даже больше, чем после финала.

– Да, потому что EG – принципиальный сильный соперник, а к финалу мы смогли просто подстроиться. VG была сильным соперником в группе, потому что мы вообще ни черта не понимали, как они что делают. Знали только статистику – как они где бывают, но по факту в игре было намного сложнее. А уже после того как мы получили какой-то опыт против них, то в финале стало намного легче.

- Вам было психологически легче играть с EG, чем в Гентинге или на Дримлиге?

– Не знаю. Я чувствовал небольшой эмоциональный подъем – исключительно из-за того, что я знал, что с приходом нового игрока у нас все сильно поменяется. И то, чего не хватало с Ильюхой для победы, наконец-то появилось. И я чувствовал, что этого может хватить для победы.

- В финале вы сыграли все 4 карты Gyrocopter. Он сейчас самый комфортный керри для вас?

– Нет, в первую очередь, это герой на две роли. Потому что Вован на нем в миде просто бешеный. Мы не знали этого сначала, потом поиграли кланвары, увидели, что очень хорошо получается. А раз это герой на две роли, то с него идеально строить распик – он подходит против любой стратегии, и его можно пикнуть в любую стратегию. Если отдают – почему бы не взять?

Последние месяца три казалось, что вы пытаетесь перестроить игру на более лейтовый вариант. Сейчас вам комфортно играть лейт?

– На самом деле, нам всегда было комфортно играть лейт. Изначально, когда мы только собрали этот состав, мы были очень сильны в макро. Выигрывали практически каждую игру в лейте.

Потом были неудачные моменты, сами уже поняли, с чем связанные, там, где просто у всех руки опустились, никто не хотел играть. Теперь это закончилось, и мы надеемся, что сейчас вернем контроль над своей игрой.

- Ты нам всем показал на пальцах, как хорошо у вас идет с RodjER. Можешь словами объяснить, чем он так хорош?

– Если я сейчас начну объяснять преимущества RodjER ... Ладно, я могу сказать так: человек разговаривает в микрофон. Это очень большая, хорошая особенность. Когда ты играешь на герое, который должен задавать темп игры, ты должен говорить. Молчаливая «четверка» не может выигрывать в эту игру, ее просто нет в игре, а управлять ей желания нет ни у кого. Роджер умеет разговаривать в микрофон, он есть в тимспике – это очень приятно. Думаю, этого хватит.

В этом тесте мы подобрали наиболее выдающихся людей, которые изменили мир и его историю к лучшему. Здесь и ученые, и деятели искусств, политики и инженеры, физики и художники. Если ты узнаешь все эти прославленные личности, то уровню твоей образованности и эрудиции можно позавидовать. Проверь свои знания. Поехали!

Многие из нас с ностальгией и теплом вспоминают жизнь в СССР. Советскому человеку посчастливилось жить в эпоху первых научных открытий, первого полета в космос, в эпоху, когда жизнь была доступной, учеба и медицина бесплатной, эпоху добрых людей и натуральных продуктов. В этом тесте мы подготовили вопросы для людей, рожденных в СССР. Сможешь ответить на все, значит ты - советский человек!

Крылатые выражения из любимых фильмов уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Вместо десятка слов достаточно выразиться одной популярной фразой, и всё станет понятно. Если ты уверен в своих силах и считаешь себя знатоком советского кинематографа, то наш тест точно для тебя! Давай это проверим!?

Среднестатистический житель США эрудирован не настолько, насколько среднестатистический россиянин. Причина проста - разные системы образования. Если у нас в стране преподаватели впихивают ученикам в головы всё и обо всём, то в Америке обучают тому, что пригодится человеку в будущей карьере. Давай проверим, кто знает больше - ты или американец.

Эрудиция человека - это огромный багаж знаний и грамотное использование их в жизни. Насколько ты умён и образован для своего возраста? Хватит ли тебе знаний, чтобы ответить на все вопросы, не обращаясь за помощью в интернет? Если у тебя высокий уровень знаний, то ты справишься с этим тестом быстро и легко, если же нет - то энциклопедия тебе в помощь! Поехали!

Сегодня наша страна - великое и могучее государство с богатой историей. За образованием этой страны стоят много великих побед и поражений, много знаковых имен, среди которых: деятели искусств, военные, ученые, политики и простой русский народ. Все эти события и люди сыграли ключевые роли в истории России. А что об этом знаешь ты? Проверь свои знания по истории, ответив на все вопросы этого теста.

Уже забыл, сколько лет назад закончил школу? Или все еще с нетерпением ждешь последнего звонка? Не важно, кто ты и сколько тебе лет! Ведь сегодня мы подобрали вопросы исключительно по школьной программе. Однако скажем сразу: мы не будем спрашивать, сколько будет 2+2*2 - это детский лепет. Только само интересное и нужное за нелегкие годы обучения!

Давно замечал, что умнее многих своих коллег? Или просто устал от безграмотности друзей? Сегодня мы дадим тебе пищу для размышлений! Уж этот тест точно сможет оценить тебя по достоинству. Уже интересно, что же там? Тогда не будем терять времени на пустые разговоры! Вперёд!

Знание географии раскрывает такие качества человека, как: эрудиция, общий культурный уровень, потрясающая память и великолепные навыки путешественника. Если ты владеешь информацией о географии, значит ты знаешь, понимаешь и представляешь планету, на которой живешь. Сегодня мы проверим твою память и знания. Поехали!

Многие знают историю своей страны в общих чертах, но мало кто помнит точные даты, имена, события и свершения, которые предшествовали образованию великого государства. А ведь этой информацией должен обладать каждый порядочный гражданин России. Если ты человек эрудированный, образованный и начитанный, то пройдешь тест на одном дыхании. Проверь свои силы и знания. Поехали!

Статьи по теме: