Обзор игры stellaris. Удивительный космос – Обзор стратегии Stellaris. Новый взгляд на космос

Если ты фанат Civilization, то я уверен Stellaris придется тебе по душе. Да, что говорить! Тот, кто хоть немного смотрит в сторону стратегий, будет испытывать греющие душу чувства, исследуя миллиарды квадратных километров космического пространства.

Считаешь, что хорошо планируешь? Умеешь держать юнита под контролем, помимо нескольких десятков остальных? А может ты хорошо разбираешься в ионных двигателях и умеешь вести дипломатический диалог с внеземной расой? В любом случае, здесь тебя ждет масса приятных и не очень — неожиданностей. Множество моментов и нюансов, которые нужно постоянно контролировать заставят тебя на несколько часов выключится из реального мира и перенестись в гигантскую и глубокую пустошь, тишина которой, угнетающе давит. Поиграв в стелларис я могу сказать, что это Dark Souls в мире стратегий. Игра безжалостно наказывается тебя за ошибки и просчеты в стратегии управления. Принял неверное решение? Получи! Принял правильное? Молодец. Но все равно, получи!

Присаживайся удобнее, я расскажу тебе немного подробнее.

Геймплей

В бескрайней галактике меж не достигнутых звезд и не изученных планет в разных системах тебе будет поручено руководить империей. Основной целью кампании конечно же является завоевание новых территорий (систем). Можешь переговорить со смежной расой фиолетовых жуков о перемирии, наладить с ними отношения. Нет? Хорошо, можешь расщепить их с помощью своей громадной флотилии боевых кораблей. Если ты конечно же все правильно сделал и у тебя есть флотилия, а не 2,5 ничтожных крейсера.

Начало игры

Начать можешь выбрав одну из предложенных 8ми империй со своей расой. Хочешь оставаться млекопитающим, хорошо. Решил попробовать управлять рептилоидами?

или молюскоидами?

не проблема. Но не торопись. Не стоит судить по внешности. Каждая из предложенных рас в Stellaris имеет свою историю, свои плюсы и минусы, характеристики, умения и признаки. Не нравится? Создай свою, с этим нет проблем! Можешь назвать свою империю как хочешь, выбрать для нее флаг под которым будешь покорять галактику. Выбрать портрет, расовые признаки, каким будет флот и начальные типы вооружения. Даже самый вредный геймер найдет здесь, что выбрать.

Начиная в одиночной игре, не забудь определиться со сложностью и размерами галактики. Вот так выглядит система:

А вот так, галактика. На ней я отметил нашу систему.

И это самая маленькая галактика, которую можно сделать. Вы представляете себе? Можно до китайской пасхи изучать планеты.

После старта у тебя как и всегда, будет доступно немного «ресурсов» вокруг которых строится выживание империи. В их числе:

  • Минералы . Они тратятся на строительство станций и кораблей. Но их можно хранить определенное количество. Хочешь хранить больше? Исследуй технологию. Мало добываешь? Исследуй планеты в системах и если найдешь подходящую, строй на ней станцию.
  • Энергокредиты . Все, что построил — требует энергию. Ситуация идентична минералам.
  • Влияние . Влияет на постройки на дальних «рубежах», на указы или для найма новых ученых или генералов армий. Заработать можно объявляя войну другим империям, издавая указы или изучая технологию.

Кстати неприятный момент. Живые существа — умирают. У вас в подчинении бывалый адмирал флота и ему 70? Отлично, если он не отправится к вратам Вальхаллы, то значит скоро просто умрет от старости. Чтобы он пожил чуть подольше, нужно прокачивать долголетие.

Технологии — то на чем держится развитие империи. Развивать нужно:

  • Физика. Могут увеличить вместимость хранения энергии или откроют модули солнечных батарей.
  • Общество. Как раз помогут увеличить влияние или откроет новые тип кораблей.
  • Технологии. Помогут увеличить вместимость минералов или построить оборонительную платформу.

Безусловно это лишь малая толика того, что доступно для изучения. Прежде чем приступать к изучению определитесь, что вам действительно нужно на текущий момент, но не забывайте о дальновидности.

Вселенная в игре процедурно-генерируемая, т.е. сколько бы раз вы не запустили игру, вы получите разные вселенные. Каждый раз она будет уникальна.

Все, что я описал, все нюансы в контроле, изучении и возможностях, могу представить синим куском на диаграмме.

В Stellaris десятки нюансов для каждой вещи. Вы должны быть везде одновременно, а всевозможные напоминания не дадут забыть об этом. К счастью течение времени регулируется, а то и вовсе может быть остановлено, чтобы выдохнуть и осмотреться. Оценить ситуацию и принять верное решение. Чтобы понимать, что происходит, влиться и освоить игру нужно провести в ней не один десяток часов, прежде чем выходить в онлайн. Иначе вы потратите несколько часов своей жизни и все,что нажили как вам кажется непосильным трудом будет в миг разрушено, а обломки будут изучены и освоены.

Попробуем разобраться, что заставляет игроков проводить в Stellaris дни и ночи.

Отправить

Разработчики из Paradox никогда не стремились копировать другие игры, а всегда шли собственным путем. Долгое время компания специализировалась на создании глобальных исторических стратегий. Придумав уникальную игровую механику, позволяющую отказаться от пошаговых боев и ограничиться режимом паузы, «Парадоксы» отшлифовали ее еще в прошлых проектах - вобрала в себя все самые лучшие идеи, прошедшие проверку временем.

Партия в игре может длиться неимоверно долго. Это не стандартные пять часов, как в некоторых пошаговых стратегиях: за это время в игрок только-только встанет на ноги в отдельно взятом рукаве галактики и познакомится с ближайшими соседями, а некоторые игровые сессии могут продолжаться неделями до победного конца.

Игра встречает потрясающим саундтреком, который мгновенно настраивает на нужный лад: это один из немногих ММО-проектов, в которых звук не хочется отключить в первую же минуту. С учетом вышесказанного радует тот факт, что музыкальные композиции можно найти в формате OGG прямо в папке с установленной игрой.


Выбор стартовых рас может разочаровать искушенных персон: их не так много, но встроенный редактор позволяет придумать и добавить в игру любую расу, обладающую уникальными особенностями. Иногда после создания неповторимых цивилизаций сложно остановиться на одной конкретной, поэтому разработчики дали возможность включить созданную расу в любую сессию, установив соответствующую галочку в начале игры - испытываешь по-настоящему отцовскую гордость, когда встречаешь собственных чад при очередной попытке покорения вселенной.

Экономика в довольно проста и построена на накоплении двух основных ресурсов: энергокредитов и минералов. Существуют еще очки влияния, а также специальные показатели технологий, но главное - сосредоточиться на балансе первых двух, а остальное придет с опытом.


С наукой все одновременно просто и сложно: в игре нет привычного многим дерева исследований. При изучении технологии игроку даются на выбор три-четыре варианта в каждой из трех веток: физика, социология или инженерия. Варианты предлагаются в случайном порядке, но с учетом взятой стартовой расы - приходится выбирать самое актуальное в данный момент и надеяться, что следующая попытка будет удачнее.

Космос огромен, поэтому быстрое перемещение между системами - залог скорой победы. В игре доступно три вида сверхсветовых технологий, каждая из которых обладает плюсами и минусами. Выбрав таковую в начале игры, изменить ее уже не удастся.

Знакомый многим по фантастическим романам варп-двигатель позволяет перемещаться от системы к системе без существенных ограничений. При подлете к краю системы, корабль начинает процесс ускорения, после завершения которого устремляется в соседнюю. Прилетев, он начинается замедляться, а в процессе торможения не может совершать никаких действий. Дополнительным минусом можно назвать довольно низкую по сверхсветовым меркам скорость.


Другие народы выбирают гипертуннели. Для цивилизации, использующей такой тип двигателя, вся карта галактики показана в виде звезд, соединенных между собой линиями. Корабли смогут двигаться только по таким туннелям и никак иначе. Из очевидных плюсов - возможность перейти в гиперпространство в любой точке системы, а не только у ее края, а также отсутствие необходимости ускоряться и тормозить, что позволит мгновенно включиться в бой при выходе из него во вражеской системе. Еще одним плюсом можно назвать высокую скорость передвижения в межзвездном пространстве, что при перемещении из одного края галактики в другой может стать решающим фактором. Единственный минус такой технологии отражен в названии: туннели соединяют звездные системы в хаотичном порядке. Там, где корабль на варп-двигателе полетит напрямик, флот через туннели вынужден будет сделать длинный крюк в несколько систем, чтобы по цепочке прилететь к искомой цели.

Последним способом становятся червоточины - для путешествий между звездами необходимо строить специальные станции, которые и создают эти аномалии. Каждое такое сооружение поддерживает сферический радиус, в пределах которого можно путешествовать. Плюс такой технологии очевиден: нет ограничений варп-двигателей, что позволяет перемещаться куда угодно. К минусам можно отнести необходимость постройки большого числа станций для покрытия нужной области галактики, а также опасность уничтожения каждой станции вражескими кораблями.


Очень часто в подобных играх во время сражения выигрывает тот, у кого флот сильнее. В всё не так! Здесь есть четыре типа кораблей: корветы, эсминцы, крейсера и линкоры. Многие новички, запустившие игру первый раз, пытаются сразу же построить как можно больше дорогих линкоров и отправить их воевать в другие системы - первый же бой против флота корветов разбивает мечты горе-воителя навсегда. Это та игра, в которой самые слабые судна при должном оснащении могут выиграть у более сильного флота.

Разобраться во всех усовершенствованиях кораблей довольно сложно. В процессе исследований игрок получает новые модули и технологии, которые можно применять во флоте: модернизируются двигатели, изменяется вооружение и повышается скорость работы военных процессоров. Некоторые технологии довольно опасны: например, прыжковый пси-двигатель гораздо эффективнее обычного, но случайные пси-возмущения смогут открыть дыру в другую вселенную, через которую прорываются враждебные флотилии диковинной расы.

Главное правило в игре - не оставлять тылы открытыми. Случается, что нейтральный и довольно дружелюбный на первый взгляд сосед, прознав, что вы отправили все силы в далекую галактику, не упустит шанса оттяпать кусочек ваших владений, захватив незащищенные системы. Конечно, компьютерным игрокам не сравниться по коварству с живыми людьми, но на высокой сложности они вполне способны потрепать нервы неопытным новичкам.


Любое действие пользователя влияет на отношение к нему других цивилизаций. Если вам нравится общаться с членистоногими, то миролюбивые на первый взгляд «котики» непременно нападут на таких любителей экзотики. В

Примечательно, что цивилизации в не статичны, а живут, развиваются и погибают. В зависимости от формы правления жители могут поддерживать вождей или быть категорически против выбранных ими решений, что доставляет серьезные трудности при управлении такими непокорными народами.

«Парадоксам» удалось создать потрясающую глобальную стратегию в так любимом многими космическом окружении. Со времен первого редко какая игра могла похвастаться такой многогранностью, возможностями и юмором, который буквально поглощает все ваше время и не отпускает в реальный мир.

Поверьте, покупка Stellaris выбьет вас из жизни на несколько дней к ряду, поэтому перед стартом хорошенько подготовьтесь: запаситесь едой и напитками, а также закройте дверь и не подпускайте никого к компьютеру.

Stellaris - очередная хардкорная стратегия Paradox (на этот раз про покорение космоса, захват цивилизаций и прочее) и неожиданно самая коммерчески успешная из них. В кругах поклонников жанра её ждали давно и возлагали определённые надежды, но никто не ожидал, что она окажется настолько громкой и популярной. Всё-таки в наше время подобные проекты - это очень нишевые вещи.


Первая причина обнаруживается уже в самом начале: игра предлагает дикое, просто сумасшедшее количество настроек вашей кампании. Можно выбрать уже готовые предустановки, а можно назначить самому. А там всё, что можно и невозможно пожелать: сотни рас, множество классов родной планеты, типы звёздной системы, политические уклады и принципы, архитектура, вооружение, сверхсветовые технологии, корабли, характеристики правителей. Во всём - огромное разнообразие, а также большая свобода в названиях. Так что остроумные игроки могут выдумывать себе любые тонкие и не очень цивилизации, и рептилоиды с военной хунтой - самое, наверное, безобидное, что тут можно сделать.

После создания и старта кампании начинается, в целом, классическая 4X-стратегия, в которой нет конкретного сюжета, а цель - развиваться во всех направлениях, порабощать, исследовать и воевать. Тут, впрочем, немало игроков может остановиться и в страхе закрыть Stellaris. В игровом обществе существует такое понятие как "игра от программистов": это когда арт-дизайн не очень, про комфортность и понятность ничего толком не сказать (в том смысле, что этого нет), но есть страшное количество всяких кнопочек, панелек, функций, условий, галочек, крестиков и оповещений. Stellaris - идеальное воплощение этого стереотипа, и вам понадобится не один час, чтобы разобраться в том хаосе кнопок и условий, которым встречает игра.


Строго говоря, любую кампанию можно разделить на две части: внутреннее развитие и внешняя политика. Причём работают они не параллельно, а Идут друг за другом. Вы начинаете буквально с голым задом, крохами ресурсов и маленьким флотом, где к тому же один корабль - научно-исследовательский, а второй - строительный. У вас всего одна планета, а вокруг - бескрайний космос с другими цивилизациями. Вполне возможно, что уже в первые пять минут в вашу систему залетят пришельцы (каждая кампания непредсказуема с самого начала, какими бы ни были начальные установки), но не стоит их трогать. Вообще никого не стоит трогать на первых порах. Всё, что нужно, это развиваться самому.

Ресурсов три. Во-первых, это энергия, необходимая для всего вообще. Во-вторых, это минералы, которые играют роль денег. Поклонники уже успели пошутить, что в этой вселенной все: от людей до разумных медуз - получают зарплату в виде кусков горной породы. А в-третьих, есть влияние, которое уходит на специальные эдикты и вербовку персонажей.


Но самое интересное, что вам лично будет всё равно, что происходит с другими цивилизациями. Фишка этой части Stellaris не в том, чтобы захватывать новые системы ради ресурсов, двигать науку и прокачивать свою космическую империю. Она состоит в исследовании всего вокруг. Окружающий мир необыкновенно, поразительно богат на сюрпризы. Ты никогда не знаешь, что найдешь. Во многом это касается так называемых "аномалий", случайных ивентов. Их простое исследований часто перерастает в длинные квесты, настоящие сюжетные линии с больший количеством текста, который, как ни странно, интересно читать. Ты в самом деле чувствуешь себя исследователем, первооткрывателем. Бороздишь галактику иногда лишь с одной целью: обнаружить что-нибудь новое. А мир, между прочим, может насчитывать сотни звёзд, тьму различных цивилизаций (с разными уровнями технологий, политическим строем и так далее) и неизведанных уголков, это путешествие реально захватывает каждый раз.


Другое дело начинается, когда ваша империя разрастается настолько, что контролировать её в одиночку становится невозможно. Приходится делить её на сектора, садить там ИИ на руководящие места и регулировать всё уже чисто поверхностно, обращая внимание уже на дипломатию. Вот туг Stellaris, конечно, даёт слабину. Функционал в дипломатии бедный, пользы от всего не очень много. Ну, допустим, вам могут помочь ускорить исследования или доставить ресурсы - не густо, прямо скажем. А ещё ИИ очень пассивны. Им как будто ничего не надо. Нужно в них тыкать палкой, чтобы что-то получить. Хотя бы по морде.


Можно развязать войну. Оскорбить, например, пару раз чужого лидера. Но и война здесь неоднозначная. Прежде всего, туг всегда важно знать цель, и независимо от того, кто агрессор, нужно её выполнить, если не хотите остаться с пустыми руками. Война без условий тоже возможна, но в таком случае будет лишь гора трупов, и все останутся либо ни с чем, либо с дырой в экономике. Наконец, сами бои - страшная каша и с очевидным дисбалансом. Пока что победа в бою (а бывают реально большие схватки, с десятками кораблей) сильно зависит от везения, потому что баланс между кораблями странный, и возможностей влиять на ход боя у игрока критически мало. Не может быть и речи о тактике, когда в основном ты можешь либо атаковать, либо отступать, а на экране все двигаются по Броуну.


Тут невольно вспоминаешь поздние Total War, где в определённый момент кампании все или почти все фракции вдруг становились агрессивными. Вот это было замечательное решение всех провисаний геймплея и сразу задавало тучу дипломатических задач. Независимо от того, сколько у вас было друзей, в такой роковой момент все внешнеполитические отношения становились очень сложными и запутанными: разные договоры, союзы на детях, кто-то вассал, кто-то друг вассала, враг моего врага - мой друг и прочие хитросплетённые интриги. В Stellaris такого добиться на данный момент сложно, и это отчасти, конечно, расстраивает. Многое можно решить с помощью кошелька.


Но проходить мимо игры всё равно категорически нельзя. В ней слишком много классных деталей. Здесь все действия несут за собой последствия. От случайного выбора исследований до социальных взаимодействий - всё так или иначе сказывается на игре, на развитии и экономике, приводит к неожиданным результатам или тяжелым провалам. Порог вхождения высок, но Stellaris стоит того, чтобы в ней разобраться, потому что она знает ценность сюрпризов. Осталось только дождаться, когда разработчики доведут дипломатическую и боевую составляющую до приемлемого состояния. Возможно, в течение года они ещё десять раз переделают баланс, как это часто бывает у Paradox, но лучше так, чем вообще никакой поддержки со стороны разработчиков, как это часто бывает.


Ах да, на фоне всё время играет музыка в духе то ли "Терминатора", то ли "Интерстеллара". Лучшего пожелать нельзя.


Вердикт


Вердикт: Знаковая космическая стратегия, которой, впрочем, ещё нужна доработка.


Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!

Нельзя заниматься одним и тем же делом на протяжении долгого времени, каким бы интересным оно ни было. Взять, к примеру, шведскую студию Paradox Interactive, в послужном списке которой можно увидеть сплошь глобальные исторические стратегии (кроме, разве что серии Penumbra). О них вы уже могли слышать – Europa Universalis, Victoria, Hearts of Iron и другие; все они по праву вошли в пантеон лучших игр жанра и навряд ли когда-нибудь будут из него исключены.

И, похоже, скоро ко всем этим громким именам будет приписано еще одно – Stellaris. Но на этот раз «Парадоксы» решились на кардинальную смену сеттинга и теперь мыслят галактическими масштабами. Пошло ли это на пользу новой серии? Сейчас выясним!

Приключение галактического масштаба

Игры всегда выделялись на фоне своих коллег по жанру невероятной сложностью – разобраться в той же Europa Universalis было задачей не из простых. То ли дело Stellaris, в которой с этим все проще и начать играть можно даже новичку, благо с самого начала все подробно поясняется.

Поэтому если вы не матерый геймер и хотите приобщиться к жанру серьезных глобальных стратегий, то лучше Stellaris кандидата на эту роль не сыскать, благо за каких-то тридцать минут в механике можно разобраться полностью и спокойно играть дальше.

Прежде чем приступить к покорению галактики, вам потребуется выбрать расу. Или создать свою, как вариант. Второе даже предпочтительнее, ведь широкие возможности местного редактора позволяют вылепить все, что можно пожелать – начиная от жестокой цивилизации рептилоидов и заканчивая мирным демократическим обществом антропоморфных лисичек-фенеков.

Впрочем, лисички в Stellaris бывают очень и очень разными…

После всех приготовлений действие переносится в космос – на родную планету цивилизации, над которой вы взяли шефство. Получив под свое управление космопорт, можно начинать производить (и проектировать) научные, строительные, колониальные и военные корабли, дабы вести подконтрольную космическую империю к победе.

Разработчики остаются верны себе, и это в первую очередь выражается в том, что все действие Stellaris происходит в режиме реального времени.

Однако быстрый и относительно легкий старт не означает, что путь к галактическому господству будет столь же прост – как это принято у Paradox Interactive, тут есть множество нюансов, в которых легко запутаться. Здешнее начало напоминает сильно усложненный космический этап Spore : игроку нужно расширять свои владения, добывать ресурсы, изучать далекие планеты и, по возможности, облагораживать свои.

Но тут существует тысяча и один нюанс. Например, для научных кораблей и для изучения технологий нужно назначать ученых, а для планет – губернаторов. Конечно, их можно нанимать, но проблема в том, что человечество (и не только) даже в 2200 году овладеть бессмертием, увы, не смогло, поэтому на замену умершим от старости сотрудникам приходится нанимать новых, которые работают гораздо хуже своих почивших и умудренных жизнью коллег.

И не стоит забывать, что смерть далеко не всегда наступает лишь по естественным причинам… Никто (даже инопланетянин) не застрахован от того, что ему на голову в один прекрасный момент не свалится, условно говоря, кирпич, и на этом его славный жизненный путь закончится.

Spore упомянута не просто так, ведь Stellaris – это такая же непредсказуемая игра-история, в которой может случиться все что угодно. Можно натолкнуться на планету, обитатели которой находятся на очень раннем уровне развития. На контакт с ними выйти не получится, поэтому за ними можно понаблюдать, построив научную станцию на орбите. И это не простая имитация жизни, ведь в дальнейшем эта цивилизация дойдет до космического этапа и будет точно таким же, как и вы, игроком на политической арене. Из подобной ситуации можно извлечь неплохую выгоду, помогая аборигенам технологиями, потому как в дальнейшем они станут вассалами вашего государства с возможностью полной интеграции в империю.

С технологиями в Stellaris все сложно, и наглядного древа, как в Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth , нет, поскольку, по заверениям разработчиков, все технологии строятся для каждой расы по отдельности, исходя из ее параметров. И это не очень удобно, поскольку неизвестно, куда в итоге выведет изучаемая технология.

Да и вообще удобство – не самая сильная черта новинки. В интерфейсе легко запутаться, а ориентироваться в тысяче систем огромной галактики не очень удобно. К примеру, для того, чтобы выйти на эту карту галактики, нужно нажать отдельную кнопку на клавиатуре (по умолчанию «E») или кликнуть по соответствующей кнопке. Эх, а как было бы удобно, если бы карта, подобно все той же Spore, масштабировалась автоматически!

Начало – самая эффектная и лучшая часть Stellaris. Выглядит старт примерно следующим образом: под волшебную музыку, будто вышедшую из-под инструментов Ханса Циммера, ты отправляешь научный корабль изучать ближайшие звездные системы на предмет полезных и не очень планет. Далеко летать не нужно – одна такая точно найдется в родной системе. Не теряя времени (помните, что все происходит в реальном времени!), отправляем к объекту строительный корабль, который возводит на его орбите добывающую станцию.

Ресурсы постепенно пополняются, и на первый взгляд все хорошо. Но не стоит забывать, что космос полон опасностей – в начале игры могут досаждать так называемые космические амебы, поэтому строить в космопортах военные корабли и прокачивать лазеры жизненно необходимо даже в том случае, если вы выбрали стезю рептилоида-пацифиста, который и мухи амебы не обидит.

И это лишь малая толика дел, а их количество со временем будет нарастать: колонизация планет, изучение аномалий и множество других интересных вещей нуждается в вашем пристальном внимании, поэтому сидеть сложа руки на протяжении даже пары секунд не получится, иначе вся империя развалится на кусочки, не успеете и глазом моргнуть. Да, игра очень любит микроменеджмент.

Однажды наступает такой момент, когда полностью контролировать свои огромные владения становится невозможно. И тут как нельзя кстати приходится возможность поделить системы по секторам и отдать каждый из них под управление искусственного интеллекта. Управленец из него так себе, но он помогает скинуть огромную кучу скопившихся обязательств и избавиться от лишней головной боли.

Причем развалиться ваше государство может в буквальном смысле слова – как и в последней Europa Universalis, сепаратисты могут поднять бунт и отделиться от вашего славного космического союза. Конечно, их можно подкупить или ослабить влияние пропагандой, хватило бы только ресурсов.

Что касается войны, то в Stellaris на первых этапах она носит скорее необязательный, если не факультативный характер. В отдаленных системах можно встретиться лицом к лицу с опасностями в виде пиратов и агрессивных неизвестных форм жизни, но на агрессию со стороны других космогосударств нарваться сложно, и даже упоротые диктаторы-милитаристы атакуют лишь в самых крайних случаях.

В начале игры вы не встретите разумные формы жизни – максимум, космические. Они не очень умны и могут быть агрессивны, но серьезных проблем доставить даже только-только встающей на ноги империи не в состоянии.

При этом не исключено, что колонизировать и застраивать другие планеты вы долгое время будете в гордом одиночестве, поскольку первых братьев по разуму случайный генератор чисел может закинуть очень далеко от вашей стартовой точки. Тем не менее, встреча с другими разумными цивилизациями неизбежна, и рано или поздно первый контакт обязательно случится. И насколько теплым он будет, предсказать невозможно.

Естественно, у каждой расы свои представления о добре и зле, так что с кем-то дружеские отношения по определению сложиться не могут, но это не значит, что война в Stellaris дело обязательное. Дело в том, что искусственный интеллект в игре слабоват, поэтому на какие-то дипломатические ухищрения с его стороны рассчитывать не стоит. Да и с дипломатией тут все стандартно: можно пойти войной на недруга, учредить посольство, пригласить в альянс, поторговаться, но на этом все и заканчивается.

К примеру, раса этих слизней живет под гнетом абсолютной монархии, и мирным пацифистам найти с ними общий язык будет невозможно. Ну, не больно-то и хотелось!

И что печально, война – один из немногих способов победы (всего их два – мировое господство и захват 40% систем в галактике) в Stellaris и едва ли не единственная возможность развлечь себя на поздних этапах игры, когда интересных объектов для исследования больше не остается, а казна ломится от ресурсов.

Нет, вы не подумайте – сражения вовсе не плохи и за ними даже интересно наблюдать (благодаря отличной графике), но играть за расу убежденных пацифистов и одновременно объявлять другим империям войну… Это немного странно, согласитесь?

Тактика – удел слабаков, ибо в Stellaris всегда побеждает тот, кто наштамповал больше продвинутых кораблей.

Кстати, о графике – надо отметить, Paradox Interactive сделали не просто великолепную стратегию, а замечательно выглядящую великолепную стратегию. Здесь стоит вспомнить предыдущие игры шведской студии: все они графически были схематичны, и все эпичные баталии и исторические события игроку приходилось дорисовывать в своем воображении. Но в Stellaris все кардинально изменилось: визуальное исполнение радует глаз, и наблюдать за тем, как корабли раз за разом пересекают чертовски красивые космические просторы, не надоедает даже на двадцатом часу игры.

Кроме того, несмотря на все свое графическое великолепие, требует Stellaris немного. На «рекомендуемой» конфигурации (Intel Core i3-2100 @ 3.1 ГГц, 4 Гбайта ОЗУ и видеокарта уровня Nvidia GeForce GTX 560 Ti) счетчик FPS если и опустится ниже 60 кадров в секунду, то только лет через сто-двести после начала партии, и то эти проседания до 38-40 кадров нельзя назвать критичными, ведь речь идет о глобальной стратегии.

Картина маслом: космические киты на фоне Сатурна летят в космические дали. Ну а если серьезно, таких кадров в Stellaris можно «нащелкать» еще очень много.

Заключение

Если взглянуть на величайшие игры, выпущенные за все время существования индустрии, понимаешь, что все они не только рассказывают интересные истории, но и позволяют игроку самому писать их. И в Stellaris с этим все в порядке – перед нами одна из тех немногочисленных игр, которые заставляют нас подключать фантазию не в ущерб геймплею, поскольку он и так прекрасен.

Строить свою космическую империю еще никогда не было так увлекательно, и потому к новому творению Paradox Interactive тянет снова и снова, несмотря на все его недостатки вроде не очень умного ИИ, слишком стандартной дипломатии, запутанного интерфейса и «провисающего» позднего этапа игры. Ну а после непрерывной пятичасовой партии все случившееся хочется как минимум пересказать другу, а как максимум изложить на бумаге.

Хотя на многотомный роман событий в Stellaris, пожалуй, не хватит. Во всяком случае, пока. Зная «Парадоксов», можно предположить, что все перечисленные выше минусы явление временное, и в скором времени разработчики выпустят не один десяток патчей и DLC, которые добавят еще большее количество возможностей и контента. Но даже в нынешнем состоянии новинка выглядит внушительно, и космос хочется исследовать до тех пор, пока все его загадки не откроются.

И после очередной долгой партии возникает желание зайти в меню, снова нажать кнопку «Новая игра» и повести к галактическому господству расу разумных кровожадных грибов во имя их могущественного императора.

Хм, а это отличный план!

Вердикт: Stellaris заставит вас пережить с десяток незабываемых приключений и лишит сна. Определенно лучшая глобальная космическая стратегия на сегодняшний день.

Оценка: 9.0 («Великолепно»).

Руслан Губайдуллин

  • Обсуждение игры на конференции сайт.
Статьи по теме: