Подвижная игра огонь вода воздух. Игровая деятельность. «Пожарный номер - "01"»

Игра «Земля , вода , воздух » иногда ещё называется «Земля , вода , небо » или «Рыбы ,птицы , звери ». Она очень проста и не требует специальной подготовки игроков.

Правила игры «Земля, вода, воздух»

В начале игры выбирается водящий, а оставшиеся игроки становятся в линию или вокруг него.

Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «Вода », «земля », «воздух » (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается.

Если водящий остановился на слове «Воздух », то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «Земля », то нужно назвать животное-земного обитателя. Если «Вода » - то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три», или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

Другой вариант игры является разновидностью игры «Съедобное-несъедобное ». Для него понадобится мяч. Игроки становятся в круг, а водящий - в его центре. Водящий бросает участникам мяч, произнося одно из слов: «Рыба », «птица » или «зверь ». Участник должен назвать соответствующее животное, не повторяясь и бросить мяч обратно. Тот кто не сказал, ошибся или повторился, выбывает из круга. Последний оставшийся становится победителем. В этом варианте игры можно обойтись без водящего. В таком случае игроки просто бросают мяч друг другу.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Как сделать перемены интересными?»

Ученица 4 «В» класса

Руководитель: Скворцова Ирина Петровна,
учитель начальных классов

Нижневартовск


Введение 3

Основная часть 4

Практическая работа 7

Заключение 9

Литература 10

Приложение 11


Введение

Цель проекта : организация своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов.

Задачи проекта:

o понаблюдать, что делают на переменах ребята;

o изучить, от чего зависит их поведение на перемене;

o как организовать содержательный отдых на перемене, улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе

Проблема: мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как.

Актуальность:

Перемена – это шутки!

Перемена – это смех!

Перемена – это игры!

Перемена – это бег!


Основная часть

В первую очередь я выяснила, что такое «перемена», оказалось, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» я нашла синонимы этого слова - перемена - изменение, смена, чередование. Я пришла к выводу, что перемена в школе - это смена видов деятельности .

Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:

Кто-то просто ходит по коридору;

Кто-то повторяет домашнее задание по предмету;

Кто-то увлеченно общается с друзьями;

Кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;

Кто-то с друзьями играет в игры;

Кто-то общается по телефону.

Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:

На перемене дети дерутся.
Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.

На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам.
Баловство до добра не доводит - это известно..

Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…



Почему же ребята ведут себя по-разному?

Оказывается, существуют три типа людей по восприятию окружающего мира.

Так, визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы.

Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей играть на перемене в какую-либо игру или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Я провела опрос среди своих сверстников : «Что нужно сделать, чтобы перемены были интересными, и чтобы ученики не бегали по школе?»

Вот какие предложения высказали учащиеся:

Девочки предлагают, чтобы на переменах включали музыку. Мальчики предлагают играть в подвижные игры, но без травм.

Мальчики и девочки предлагают принести настольные игры или можно сочинять шутки, загадки, или, по возможности, повторить уроки, или их сделать.

В коридорах включать спокойную музыку.

Проводить соревнование между классами:

а) «Самый вежливый класс»;

б) «Самый тихий класс».

Проводить игры в спортзале, фойе.

Поставить в фойе теннисные и шахматные столы.

Проводить радиопередачи и радиолинейки, передачи из жизни школы.

Создать в школе комнату психологической разгрузки, в которой ребята смогут отдохнуть, успокоиться, пообщаться с квалифицированным психологом, который поможет решить какие-либо проблемы.

Поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх.

Помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты.

Сходить в столовую.

После этого опроса я составила таблицу для каждого типа людей и вот что у меня получилось.

Я ещё раз убедилась в том, что каждый из ребят в моём опросе соответствует определённой группе в таблице.


Практическая работа

Я проверила всё перечисленное в таблице в практических ситуациях.

Если в классе звучала музыка, независимо какая по звучанию и содержанию, то на переменках в классе находились одни и те же ребята.

Если я приносила в класс яркие и красочные журналы, то ими интересовались другие ребята.

А если я объявляла о проведении игр в коридоре – то участвовали совсем другие одноклассники.

Я поделилась с одноклассниками интересной информацией, о которой узнала сама. Ребят очень заинтересовало моё исследование и они стали моими помощниками, стали находить разные игры (см. приложение) и интересные материалы.

Например, у нас есть правила поведения на перемене.

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Назначение древних игр было не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах, а так как человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Я узнала, что игры бывают:

· подвижными («Пятнашки», «Перестрелка», «Вышибалы»,)

· малоподвижными («Колечко», «Цепи кованные»

· спортивными («Городки», футбол, волейбол)

· дидактическими (игры со словами, на внимание)

· настольные

· игры-сцеплялки (игры, в которых присутствует построение, сохраняющееся на протяжении всей игры)

· игры на реакцию

· игры-перетягивания (силовые игры, целью которых необходимость перетянуть противника образом)

· догонялки (водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков

· игры эстафеты

· поисковые игры (игры, в которых нужно искать участников или предметы)

· игры с мячом

· игры на меткость (различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням)

· игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Также я узнала, что существуют ритуалы, сопровождающие игру. К предыгровым ритуалам относятся жеребьевка, для распределения участников по командам и считалки, для выбора водящего.

Кроме этого, по уговору после игры победители могут получать какую-либо награду, или побежденные отбыть определенное наказание.
Например, проигравшая команда катает на своих спинах победителей или проигравший становится водящим и т.д.

Я определила, что для перемен в школе подходят игры малой подвижности, настольные, дидактические, так как они не будут вызывать много шума.

Заключение

В заключение могу сказать, что для себя я открыла много интересного в организации содержательного отдыха на перемене. Собранный материал можно использовать как учителю, так и ребятам.

Выполняя проект, я училась проводить социологический опрос, обрабатывать информацию, работала с интернетом, отбирала материал, необходимый для моего проекта, училась систематизировать, выбирать главное, пополнила свой словарный запас.

Я считаю мой проект очень интересным, увлекательным и полезным для школьников любого возраста.


Литература

1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992

2. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993

http://ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru


Приложение

Игра «Молекулы»

Правила игры: Вы двигаетесь по классу, как только я называю цифру молекул, вы должны ее образовать. Та группа, в которой «молекул» меньше выходит из игры.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.

Игра «Чепуха с рисунками»

Чтобы успокоить ребят, играем по рядам в эту игру.

На верхней части листочка каждый игрок за первой партой рисует голову и шею любого существа - человека, птицы, зверя и так далее. Край листка загибается так, чтобы была видна часть шеи. Играющие передают листочки своему соседу по парте, тому нужно продолжить рисунок - пририсовать к шее туловище. Бумага загибается так, чтобы был виден нижний край туловища. К этому краю, после обмена листочками, нужно дорисовать ноги и хвост. А теперь разворачивайте рисунки и любуйтесь на полученные "шедевры"!

Игра «Это я»!

Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет не я, нет, не я, и не все мои друзья!». Итак, начинаем:
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я...)
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я...)
Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я...)
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?! (Это я...)
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Игра «Да – нет»

Друга выручим всегда? Да!
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Кинуть камень кошке вслед? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это "нет"?
Надо брать билет всегда? Да!
Не робеть, когда беда? Да!
Не жалеть для дел труда? Да!
Рук не мыть, когда обед? Нет!
Как же это "не мыть"? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? Да!
Солнце, воздух и вода? Да!
Мы лентяям шлем привет? Нет!
А тем, кто трудится всегда? Да!

ЛОШАДКИ

По считалке ребята делятся на "лошадок" и "кучеров". На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся "лошадки", по другую – "кучера".
"Лошадки", взявшись за руки, подходят к черте и говорят: Та-ра-ра, та-ра-ра, Ушли кони со двора.
После этого они разбегаются, а "кучера" их ловят и уводят в огороженное место – "двор". Дети, играющие "лошадок", должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: "цок-цок-цок", чтобы "кучера" знали, кого ловить. Когда всех "лошадок" переловят, меняются ролями.

РАЗОРВИ ЦЕПЬ!

Ребята становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии десяти – пятнадцати шагов. Они берутся за руки – образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь "противника". Тот, кому это удается, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остается у "противника".

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ

Ребята становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "воздух" или "огонь". Если водящий сказал "земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово "воздух" – названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Медлительные, неповоротливые и невнимательные ребята выходят из игры после первой же ошибки.

КАНАТОХОДЕЦ

На площадке ребята чертят прямую линию длиной шесть – десять метров. Надо передвигаться по ней как по канату. Разрешается держать руки в стороны.
Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты – "слетят с каната".

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель:

Дидактический материал:

Оборудование: Мешочек.

Методика проведения:

2. Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, среде обитания живых существ. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч, картинки с изображением воздуха, земли, воды, разных животных, птиц, рыб, презентация «Воздух, земля, вода».

Оборудование:

Методика проведения:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Вариант 3. Дети работают на интерактивной доске: выбирают картинку с изображением птицы, рыбы, зверя и помещают их в определенную среду обитания.

3.«Лесной многоэтажный дом»

Цель : углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал : модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

1 вариант . Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант . Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

4.«Кто рядом живет»

Цель : обобщить представления детей о луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал : Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цветов.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что они обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цветов. Дети надевают маски (шапочки).

Вос-ль: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

    Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке?»

Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Оборудование: Мешочек.

Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать.

6.Дидактическая игра «Назовите растение»

Цель: Расширить знания детей о комнатных растениях, подготовка к городскому интеллектуальному марафону «Знайка».

Дидактический материал: Комнатные растения, виртуальные картинки с изображением комнатных растений, презентация «Комнатные растения».

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Методика проведения: Вариант 1. Воспитатель выставляет на стол растения и предлагает назвать их (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте кактус?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Вариант 2. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Вариант 3. Дети работают на интерактивной доске: собирают пазлы «Комнатные растения», дают название и описание.

7.Дидактическая игра: «Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Оборудование: 4 обруча с изображением четырех времен года.

Методика проведения:

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор и т.д.

Вариант 2: Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?

(Зима, ранняя весна, поздняя осень).

8.Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы»

Цель: Закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.

Дидактический материал: Виртуальные и реальные карточки с изображением разных птиц, животных, рыб, презентация «Звери, птицы, рыбы».

Оборудование: Стол, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Методика проведения:

Вариант 1. Дети становятся в круг вокруг стола, на котором лежат карточки с изображением разных птиц, рисунком вниз. Один из играющих берет в руки карточку и передает ее соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает карточку и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он берет следующую карточку и передает другому ребенку, с таким же вопросом. Карточки передаются по кругу до тех пор, пока не закончатся карточки.

Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Вариант 2. Дети работают на интерактивной доске: выбирают картинку с изображением птицы, рыбы, зверя и называют их.

9.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых, животных, птицах.

Дидактический материал: Нет.

Методика проведения : Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово (насекомое, животное, птица):

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9)лягушка,комар,жук,бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

10.Дидактическая игра: «Природа и человек».

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Ввести понятия: естественный, искусственный.

Дидактический материал: виртуальные карточки с изображением объектов естественного и искусственного происхождения.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Природа и человек», мяч.

Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас объекты или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. Если объекты существуют в природе, их называют естественными, а если созданы руками человека, то – искусственными.

Вариант 1: «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Вариант 2. Работа на интерактивной доске. Дети на слайде распределяют, при помощи стилуса, картинки с изображением разных объектов на две группы: естественные и искусственные.

Статьи по теме: