Психотерапевтическая роль игры. Игровая терапия. С чего начинается игра

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Основа игры

Заключение

Приложения

Введение

По данным этнографических исследователей, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых те, что для них недоступны. Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В современном сложном обществе происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образцов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений Кудрявцев В.Т. Культурно - исторические истоки развития детства// Журнал прикладной психологии 1999. №2. .

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет тип символико-моделирующей деятельности. В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью.

Многие ученые изучали особенности игры в детском возрасте - это Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова и т.д.

Игра широко применяется в детской и семейной психотерапии у нас в стране и за рубежом. Считается, что именно игра помогает детям отрегулировать тяжелые ситуации, переживания, потери и конфликты. Игра происходит «понарошку» и это является безопасным местом обыгрывания серьезных ситуаций. Игра помогает налаживанию коммуникаций между взрослым и ребенком, помогает лучше понять мир детей.

Цель: исследование феномена игры, ее особенностей, структуры и влияние на детей дошкольного возраста, а также использование ее в психотерапии.

Задачи: изучение литературы по данной теме, психических особенностей детей дошкольников, структуры и сущности игры, использование игры в семейной психотерапии.

Гипотеза: Игра является важным способом взаимодействия с ребенком, позволяет глубже понять мир детей.

Глава 1. Новообразования дошкольного возраста и их значение для игры

Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Если раньше поведение ребенка направляется извне - взрослым или воспринимаемой ситуацией, то теперь ребенок сам начинает определять собственное поведение.

Л.С. Выготский считал, что развитие сознания определяется не изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. В дошкольном возрасте, с его точки зрения, важнейшей является память.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника значит - вспоминать, опираться на свой прежний опыт. Задачей мыслительного акта является не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

То, что память становится в центре сознания ребенка, ведет к существенным изменениям, характеризующим психическое развитие. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно - действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как - то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью, но оно помимо воспроизведения прошлого опыта позволяет строить что-то новое, оригинальное. В этом возрасте происходит расцвет воображения.

Еще одним важнейшим новообразованием является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра - это деятельность, в которой дети воспроизводят деятельность и отношения взрослых.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по указанию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что - то, сдержать импульсивное движение - легче выделяются в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие. Действуя с предметами - заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Со временем игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем умственном плане. Игра способствует переходу к мышлению в плане образов и представлений. Также в игре выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия в мнимой, воображаемой ситуации, исполняет ребенок воображаемые роли, что способствует развитию творческого воображения.

Общение дошкольников со сверстниками разворачивается главным образом в процессе игры. Дети учатся смотреть и учитывать точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения

В игре складываются и другие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка.

Таким образом, можно сказать, что игра является основной стороной жизни ребенка, она ведущая деятельность. В процессе игры ребенок развивается и совершенствуется.

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии ребенка

2.1 Основа игры

Как считают большинство зарубежных психологов детская игра - это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых мира. С точки зрения психоанализа, детская игра является одним из механизмов запрещенных влечений.

В основе игры ребенка, по З. Фрейду, лежит тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого рождения подвергается травмирующим воздействиям:

Травма рождения;

Травма отнятия от груди;

Всевозможные травмы строгостей и наказаний.

Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в этом свете выступает как естественное терапевтическое средство против неврозов.

Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этого создается впечатление, что ребенок в качестве основного содержания своей жизни имеет не окружающий мир, а свои глубинные, сексуальные влечения.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка, с точки зрения Пиаже, в упрощенном виде может быть представлен в следующем виде:

1) Сначала ребенок живет в своем собственном, аутистическом мире грез и желаний.

2) Затем под влиянием мира взрослых возникают два мира - мир игры и мир реальности.

Мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире желаний и неисчерпаемых возможностей. Для ребенка этот мир такой же реальный, как и другой мир.

3) Постепенно мир реальности вытесняет остатки мира грез и остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте по мысли Ж. Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах - в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих миров есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, с навязанным извне социальным, логическим, причинно - обусловленным взрослым миром.

Концепции Пиаже и Фрейда, несмотря на различия, имеют существенное сходство, которое заключается в изначальном антагонизме ребенка и общества. В обеих теориях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы. Взрослые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, который сопротивляется этому уходом в мир игры.

Но мир маленького ребенка - это, прежде всего мама и папа, т.е. близкие люди, которые удовлетворяют его потребности. Только через общение с взрослыми ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Ребенок живет в реальном мире, и общество людей составляет главное содержание мира ребенка. Специфика детского мира заключается в особых способах существования и освоения его. С этой точки зрения игра - это способ вхождения в мир взрослых.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольника.

В ролевой игре выражается стремление ребенка к участии в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно. Исследования Эльконина показали, что в обществах, где дети могут рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, игра отсутствует. Это позволило сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, следовательно, она социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано с условиями жизни ребенка в обществе.

2.2 Психологические особенности ролевой игры

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую ребенок берет на себя. При этом он действует как взрослый человек, чью роль он взял на себя. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную единицу развитой формы игры. В ней представлены аффективно - мотивационная и операционально-техническая сторона деятельности ребенка.

Характерным моментом роли является то, что она осуществляется в игровом действии. Невозможно выполнять роль в умственном плане, в представлении и воображении.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем конкретны и развернуты игровые действия, тем больше выходит на первый план предметное содержание деятельности.

При анализе игры необходимо различать сюжет и содержание.

Сюжет игры - это область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомство с окружающим. Если дети плохо знакомы с окружающим миром людей, они мало играют, игры однообразны и ограничены. Замечено, что сейчас дошкольники меньше играют и игры примитивнее и однообразнее, это связано, скорее всего, с отдалением ребенка от мира взрослых. Также в играх отражается не реальная жизнь, а жизнь телевизионных героев.

Почти все исследователи, изучающие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка дошкольника. В игре он делает только то, что хочет сам. Ребенок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного «правильного» использования.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, и именно это является источником наслаждения. Но именно в этой максимально свободной деятельности, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с нормами.

Беря на себя роль взрослого, ребенок тем самым начинает следовать определенному понятному для себя способу поведения, присущему этому человеку.

Несмотря на условность правил игры, роль взятая ребенком на себя имеет для него силу закона, которому он подчиняет свои действия. И эти действия выполняются в жесткой последовательности. По словам Л. С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений с подчинением правилу, заключенному в роли. В игре он соотносит свои желания с «идеей» с образом идеального взрослого.

В творческой, ролевой игре дошкольника, как считают Выготский и Эльконин, есть цель и результат. Цель игры - в осуществлении взятой на себя роли. Результатом является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если соответствия нет, правила нарушаются, дети испытывают разочарования и скуку.

2.3 Развитие игры в дошкольном возрасте

Игровая деятельность проходит существенный путь развития в дошкольном возрасте. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах совершенно различно. В общих чертах это переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. По Д. Б. Эльконину, эволюция действий ребенка проходит следующий путь:

1) Сначала ребенок ест ложкой сам;

2) Кормит ложкой кого - то другого;

3) Кормит ложкой куклу - как ребенок;

4) Кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка.

Именно отношение одного человека к другому становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно выполняют определенные действия: «моют посуду», «режут хлеб», при этом результат действия не используют. Сами действия максимально развернуты, не могут быть сокращены и не могут заменяться словами. Роли есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Эти роли существуют в действиях, а не в сознании ребенка.

В середине дошкольного действия, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены, дети называют их до игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: каша в тарелочке и хлеб - дается «детям» на обед.

Действия становятся короче, не повторяются и одно сменяется другим.

Действия выполняются не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему.

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется до начала игры. Главные ссоры из - за ролей - кто кем будет. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, а главные споры ведутся вокруг того «бывает так или нет».

Таким образом, содержание игры в дошкольном возрасте меняется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношение людей.

Также развитие игры происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом, к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей, существуют другие виды игр: режиссерская, игры - драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные.

Режиссерская игра близка к сюжетно - ролевой, но происходит не с людьми, а с игрушками, изображающими разных персонажей. Ребенок сам дает роли, как бы одушевляя их.

В игре - драматизации актерами бывают сами дети, которые играют роли литературных или театральных персонажей. Сюжет игры берут из сказок, фильмов, спектаклей. Задачи игры, как можно лучше воспроизвести роль взятого персонажа.

Игры с правилами не предполагают роли. А действия в игре определяются правилами. Главная задача игр - неукоснительное соблюдение правил. Характерны для старших дошкольников.

Кроме игр существуют другие виды деятельности: рисование, конструирование, но ведущей и наиболее специфичной остается сюжетно - ролевая игра, в которой зарождаются и развиваются все другие виды деятельности.

Глава 3. Использование игры в психотерапии

Многие психотерапевты изучали игру с точки зрения использования в психотерапии. Большинство детских психотерапевтов согласны, что игра - это самое эффективное средство детской терапии.

Шеффер утверждал «игру, как и любовь, и счастье, и другие психологические конструкты, легче познать, испытать, чем дать им определение» и далее обращает внимание на то, что «один из наиболее прочно укоренившихся принципов психологии заключается в том, что игра - это средство развития для ребенка» Saffer, D (1965) Conjoint play therapy for the young child his parent. .

Игра также описывалась как механизм развития способности принятия решения и овладения навыками, процесс, который позволяет детям мысленно систематизировать жизненный опыт и проигрывать ситуации, эмоциональная лаборатория в которой ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.

Игровая деятельность - это основной терапевтический подход при работе с детьми, потому что игра - это естественное для детей средство самовыражения, облегчающее их общение друг с другом. Игра приводит к катарсической разрядке чувств, может быть реконструирующей и конструктивной, она представляет взрослым окно, через которое они могут наблюдать мир ребенка. Кроме того, полагается, что дети, которые свободно чувствуют себя в игровой ситуации, будут охотно иметь дело с игрушками и проигрывать с их помощью то, что их тревожит и беспокоит.

В своей книге Шеффер перечисляет семь общих для игрового поведения свойств: для игры характерна внутренняя, а не внешняя мотивация; ребенка больше интересует игровая деятельность сама по себе, а не ее результат или успешное ее завершение; игру сопровождают положительные эмоции; ребенок очень увлечен игрой и часто настолько поглощен ею, что забывает о времени и окружении; игра происходит «как - будто», а не на самом деле; в игре дети вольны, наделять предметы и ситуации новыми, нестандартными значениями.

С возрастанием интереса к детской психотерапии, с увеличением числа направлений, ориентированных на детей, также развивались и разнообразные терапевтические техники, игры и игрушки. Игровая терапия стала обширным направлением.

Игровая терапия впервые стала применяться З. Фрейдом в 1909 году с целью попытаться вскрыть подсознательные страхи и тревогу. А спустя какое - то время в 1920 году Мелани Кляйн и Анна Фрейд разработали принципы теории и практики психоаналитической игровой терапии. Данный вид терапии продолжает оставаться наиболее распространенным видом детской терапии в психоанализе. Также игровую терапию используют и другие направления психотерапии (см. Приложение 1).

Цель игровой терапии - помочь детям идентифицировать и выразить их переживания здоровым способом, а не симптомообразующим, а также способствовать тому, чтобы они проработали неприятные для них эмоции, нашли способ решения проблемы.

Особенно часто игровую терапию используют в семейной терапии. Семейные терапевты разработали массу экспрессивных техник, которые нашли широкое применение - это и ролевая игра, и психодрама, и семейная скульптура.

Маленькие дети - прирожденные исследователи, которые с неутомимым интересом изучают терапию. У них преобладает чувственное восприятие мира.

Дети полностью используют свой жизненный опыт в создании фантазий и воображаемых историй. Взрослые не всегда могут понять смысл игры ребенка и присоединиться к нему. Эта неспособность установить контакт с детьми может породить множество трудностей в детско-родительских отношениях. Непонимание особенностей развития ребенка и стилей его общения, приводят к дисгармонии, чувству обиды и возмущения, отдалению и конфликтам.

Игра в семейной терапии может быть терапевтическим, а также и диагностическим средством. Игровая терапия является очень продуктивным способом решения многих семейных проблем, помочь детям и родителям общаться и жить на «одной волне».

3.1 Применение игровых терапевтических техник

Использование марионеток было предложено Уолтмэнном в 1940 году, как ценная техника при работе с госпитализированными детьми, призванная помочь им справиться со своей болезнью, облегчить проведение медицинских процедур и отдаление от родителей. Уолтмэнн считал марионеток полезными, так как ими легко управлять, они символичны и позволяют играть спонтанно. Игра с марионетками создает безопасную атмосферу, способствующую процессам идентификации, что содействует проекции эмоциональных переживаний и межличностных отношений на действующие персонажи. Дети легко отождествляют себя с ними, проецируют свои переживания на фигурки, переносят свои конфликты на куклу и не воспринимают как свои собственные.

Ирвин и Шапиро разработали полуструктурированное интервью с использованием марионеток. Также существует «Семейное интервью с использованием марионеток» - Ирвина и Мэлой. Данная методика проводит семью в более комфортное, свободное состояние и особенно эффективно, когда имеются трудности с общением и в случаях высоко рациональных и аналитических семьях. Может применяться как диагностическая процедура и во время лечения. Эта методика позволяет семье общаться на символическом уровне и разрешать конфликты более безопасно. Необходимо иметь около 15 - 20 марионеток, чтобы были различные марионетки: добрые, агрессивные, нейтральные, сказочные и реалистические фигурки, разные профессии, марионетки животных.

Семье предлагают выбрать марионеток и составить историю с началом, серединой и концом. По окончании истории происходит обсуждение истории. Эта техника может быть очень эффективна и изменить ход терапии.

Изобразительные искусства всегда интересовали терапевтов, они являются тем инструментом, с помощью которого человек выражает свой внутренний мир.

Рисунок, как и другие экспрессивные виды искусства, эффективно использовался в обучении, реабилитации и психотерапии. В конце XIX века рисунки стали важной частью психоанализа. В семейной терапии использовались различные техники как: «Дом - Дерево - Человек», «Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи».

Техники «Рисунок семьи» и «Кинестетический рисунок семьи» были разработаны для того, чтобы понимать более глубокое понимание распределения ролей и взаимоотношений в семье и средство экспрессивной коммуникации.

Используют совместное рисование и индивидуальное. Также используются такие задания, как «Нарисуй проблему». В терапии используются и другие техники (см. Приложение 2).

Таким образом, можно сказать, что игровые методы широко используются в семейной терапии. В игре можно выразить себя гораздо полнее, чем с помощью языка. В игру вовлекается как сознание, так и бессознательное.

Заключение

дошкольный ролевой игра терапевтический

Игра оказывает огромное значение на детское развитие, особенно в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном обществе вызывает особую тревогу тот факт, что игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, иногда и неодобрительно относятся к детской игре, как к чему - то несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его, происходит вытеснение игры обучающими занятиями. Также кризису игры способствует ограничение прогулок детей. Жесткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.

Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обучением. Необходимо полноценное проживание возраста, использование его уникального потенциала, чему способствует только игра.

Огромное влияние и использование игры и в психотерапии. Особенно широко она используется в семейной и детской психотерапии. Игра позволяет снять напряжение, способствует проигрыванию травмирующих ситуаций, позволяет наладить общение между взрослым и ребенком. Многие ученые и психотерапевты занимались изучением использования игры в терапии. Начиная с З. Фрейда и заканчивая современными учеными, продолжают исследовать влияние игры и создавать новые техники и методики в работе с детьми.

Таким образом, можно сказать, что игра имеет огромное значение в развитии детей дошкольников, а также ее используют в психотерапии с детьми и семьей в целом.

Список использованной литературы

1. Венгер А.А. Психологические особенности шестилетних детей - М.: 1985.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений В6т. Т 4: М.; 1984.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 - х томах - М; 1986.

4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста - М; Л; 1948.

5. Мухина В.С. Психология дошкольника - М; 1975.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры - М.; 1978.

7. Смирнова Е.О. Детская психология - м.; 2003.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология - М.; 2007.

9. Кудрявцев В.Т. Культурно - исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999 №2.

10. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры - М., 1981

11. Джил Э. Игра в семейной терапии - М.; 2003.

12. Safer, D. Conjoint play therapy for the young child his parent. Archives of General Psi/chiatry,13.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Направление

Основатели

Теоретическая основа игровой психотерапии

Психоаналитическое

Позволяет выразить желания, фантазии и внутренние конфликты. Игра как инструмент, преодолевающий трудности. Помогает воспроизвести негативные переживания в безопасной обстановке.

Структурная психотерапия

Помогает воссоздать травмирующие события в игре и ассимилировать негативные мысли и эмоции.

Психотерапия отношений (гуманистическая)

Отто Ранк

Карл Роджерс

Ребенок сам может решить свои проблемы, главное это искренность и принятие ребенка в отношениях с терапевтом.

Бихевиоральная терапия

Б.Ф. Скиннер

Д.Ж. Уотсон

В решении детских проблем при недостатке воспитания игра как средство, но не ценность сама по себе.

Групповая психотерапия (Юнгианская)

Развитие коммуникативных навыков, поощрение альтруистического поведения, групповая сплоченность, чувство собственного достоинства, чувство вовлеченности в группу.

Песочная терапия

Дора Кальфф

Песочница как душа ребенка, интерпретация композиции в песочнице, какие предметы использует, прохождение ребенком различных стадий процесса.

Приложение 2

ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.

Название техники

Суть данной техники

Техника каракулей

Каждый член семьи создает свою картину из каракулей, затем создается совместная картина «Семенных каракулей».

История про каракули

После «Семейных каракулей» ребенка просят выделить те каракули, которые ему понравились, и рассказать про них историю.

Техника свободного рисования

Каждый член семьи рисует то, что он хочет. Потом делится своим рисунком. Возможно совместное рисование на одном листе.

Техника «Раскрась свою жизнь»

Дети определяют каждой эмоции свой цвет. Затем на чистом листе заполняют цветами которыми наполнена его жизнь. Каждый член группы рисует свои цвета на листе.

Техника последовательного рисования

На каждой консультации создается рисунок, а затем анализируется.

Кляксы на бумаге

На мокрой бумаге делаются кляксы. Могут быть совместные рисунки или индивидуальные.

Техника «Три желания»

Члены семьи рисуют три желания, а затем делятся своими рисунками.

Семейные абстракции

Члены семьи делают абстрактное изображение проблемы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура игровой деятельности дошкольников. Уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры по Д. Эльконину (особенности игры, взятие ребенком на себя роли). Характеристика методов диагностирования игры детей. Показатели сформированности игры детей.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом "обществе" детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память. Анализ развития мышления у дошкольников. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

    реферат , добавлен 06.08.2010

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные компоненты игры. Генезис игровой деятельности, сюжетно–ролевая игра как вид деятельности дошкольника.

    реферат , добавлен 01.04.2014

    Теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование эффективности влияния специальных условий при организации сюжетно-ролевой игры на принятие роли детьми младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2012

    Ранний возраст, момент зарождения сюжетно-ролевой игры. Возникновение игры в предметной деятельности ребенка. Возникновение изобразительной игры, ее переход в сюжетно-ролевую. Первый шаг в развитии изобразительной игры. Перенос действий на новые предметы.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Проблема игры в психологии и ее значение для психического развития ребенка. Особенности игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Связь ролевой игры с энергетическим обменом организма. Игровая деятельность у детей с нарушениями интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2012

    Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Познавательные психические процессы (речь, память, мышление, воображение) у детей. Некоторые упражнения и игры на развитие внимания. Изучение его особенностей у детей старшего дошкольного возраста.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре , обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление , в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн . Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд - способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию , как ответвление Юнгианской школы психоанализа .

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

  • Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. - С-Пб., Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. - М., Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. - С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. - М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. - М., Апрель-Пресс, 2007 г, 416 стр.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н. М. - Т.: Медицина, 1979. - 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224
  • Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом журнал «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» № 1 (2) 2004
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игровая кампания
  • Игровка (Янаульский район)

Смотреть что такое "Игровая психотерапия" в других словарях:

    ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Игровая психотерапия - Метод психотерапии, использующий естественную потребность ребенка в игре, являющуюся важной составной частью гармонического его развития (навыков, воображения, самостоятельности). Применяется как самостоятельная методика и в комплексе с другими… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Игровая психотерапия - (play therapy) использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психотерапия групповая - использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. П. г. может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и… … Большая психологическая энциклопедия - психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными… … Энциклопедия Кольера

    Психотерапия (psychotherapy) - П. это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих… … Психологическая энциклопедия

    ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ - вид психотерапии, при котором в лечебных целях используются специально подобранные игры, в т.ч. подвижные игры различной интенсивности … Психомоторика: cловарь-справочник

Направленная визуализация образа

Используется с целью помочь детям создать позитивные установки в отношении жизни. Визуализация включает как обучение детей релаксации, так и воспроизведение ситуаций, когда ребёнок оказывается в сложных или опасных обстоятельствах и успешно с ними справляется. Психолог делает акцент на сильных качествах характера, которые проявляет ребёнок, и на его позитивных установках, которые помогают в трудных ситуациях. Для формирования позитивной Я-концепции ребёнка необходимо научить принимать собственную внешность и обучать таким умениям, как держаться прямо, устанавливать контакт глаз, выражать свою силу голосом.

Техники направленной визуализации образа

1. Дыхательное упражнение.

Простая дыхательная техника позволяет изменить эмоциональное состояние ребёнка от напряжения и тревоги к безмятежности и расслабленности. Психолог предлагает ребёнку расслабиться и глубоко, спокойно дышать, фиксируя его внимание на приятных ощущениях.

Техника может быть использована в группе или индивидуально. Как только дети ей научатся, её можно будет использовать в любое время. Особенно данная техника эффективна для детей, находящихся в остром негативном эмоциональном состоянии.

2. Приём подготовки к направленной визуализации образа.

В состоянии релаксации ребёнку предлагается «выдохнуть» все отрицательные эмоции, которые он испытал в течение дня, позволить им уйти, и «вдохнуть» ощущение покоя, удовлетворения.

3. Путешествие в лес.

Упражнение направлено на достижение ребёнком ощущения безмятежности и на осознание того, что с помощью воображения он может достичь желаемого состояния. Данное упражнение снимает напряжение, успокаивает детей. На фоне релаксации ребёнку предлагается представить то, что описывает психолог.

4. Визуализация эмоций.

Это упражнение помогает детям осознать свои негативные и позитивные эмоции; даёт возможность признать свои чувства и принять ответственность за них. Специалисту необходимо в этом упражнении быть осторожным и не использовать оценки типа «плохо» или «хорошо», поскольку они могут повлиять на эмоциональное состояние детей.

Детям предлагается отчётливо представить ситуацию, когда им было плохо, и в воображении изменить эту ситуацию.

Игротерапия

Игротерапия является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. С помощью игры дети способны выразить свои чувства и переживания; проиграть, то есть вновь пережить и, следовательно, отработать травматическую ситуацию насилия; наконец, проявить себя в безопасной, комфортной обстановке.

Игротерапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В директивной игротерапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определённые моменты в ходе разговора психолог помогает ребёнку осознать свои мысли и чувства, а также то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесённым насилием. Далее психолог направляет деятельность ребёнка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее.

Недирективная игротерапия основана на идее Карла Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть взрослые. Психолог помогает почувствовать ребёнку, что тот совершенно свободен в выражении своих чувств и мыслей, какими бы они негативными, разрушительными ни были. Важно следить за тем, что происходит с ребёнком, и своевременно это отражать на вербальном и невербальном уровнях (имеются в виду такие методы Роджерса, как, например, «отзеркаливание» или «активное слушание»). Психолог постоянно демонстрирует глубокое уважение к стремлению ребёнка решить свои проблемы и ни в коем случае не пытается направить в какую-либо сторону его действия или речь.

Игровой материал

Игрушки должны обеспечивать возможность моделирования и проигрывания значимых для ребёнка сфер (семья, школа, общение со сверстниками), возможность выражения чувств и эмоциональных отношений, в частности, связанных с ситуацией насилия.

Набор игрушек должен включать: кукольную семью (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные); кукольный дом и обстановку, одежду для кукол; игрушечные солдатики; игрушечные животные; транспортные игрушки. Для выражения агрессии, помимо солдатиков и агрессивных животных, должно быть игрушечное оружие, а также шумовые музыкальные игрушки.

Помимо обычных кукол, полезно использовать перчаточных и пальчиковых кукол, поскольку они облегчают принятие роли идентификацию с персонажем.

Задачи игротерапии:

1. Помочь ребёнку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.

2. Способствовать усилению эмоций с целью их проявления.

3. Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».

4. Помочь ребёнку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.

5. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребёнок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.

Процедура проведения игротерапии

Психолог предлагает познакомиться с куклами и выбрать кукол, с помощью которых ребёнок хотел бы рассказать какую-нибудь историю (или конкретно о тех людях, кого ребёнок знает; или о ситуации насилия).

Психолог вступает в игру и просит ребёнка познакомить его с куклами, помогая ему их описывать с помощью вопросов открытого типа. По мере проигрывания сюжета психолог вмешивается только по мере необходимости или по просьбе ребёнка. По окончании игры психолог разговаривает с куклами, задавая снова вопросы открытого типа о мыслях, чувствах и действиях кукол, а затем постепенно и незаметно переносит свои вопросы и интерпретации непосредственно на ребёнка.

Песочная терапия

Песочная терапия – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Данный вариант игротерапии был создан в 1929 г. М. Ловенфельд. Она назвала его «техника создания мира». Песочная терапия не требует от ребёнка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй. В песочной терапии используется деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок, отображающих мир ребёнка - куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки - персонажи популярных книг и фильмов.

Задачи, стоящие перед психологом:

1. Помочь ребёнку проявить свои мысли, чувства, фантазии.

2. Помочь ребёнку отработать внутренние конфликты и травмы, полученные вследствие насилия, путём: приобретения ребёнком ощущения контроля над фантазиями; постепенного изменения сцен из песка; изменения/разрешения фантазий и конфликтов.

3. Помочь ребёнку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

Процедура проведения песочной терапии (20-30 минут).

1. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир.

2. Изобразить этот мир на песке.

Предложить использовать любые имеющиеся игрушки.

По окончании процесса или (время от времени) просить ребёнка рассказать о том, что он хочет изобразить или описать, что происходит. Не интерпретировать или анализировать вслух то, что происходит с ребёнком во время игры.

Инструкции психологу:

Наблюдать, слушать.

Не прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на..., правда?»).

Если ребёнок разговаривает во время игры, использовать приём уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.

Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.

Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.

Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.

По мере готовности ребёнка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».

Ролевые игры

Обычно ролевые игры используются для проигрывания каких-то ситуаций или для обучения новому поведению. Celano (1990) использовал ролевые игры с детьми, пережившими сексуальное насилие; в терапию были включены такие превентивные техники, как ассертивное поведение, высвобождение детских чувств, работа с тревожностью.

Различные психотерапевтические теории включают ролевые игры как технику в практику психотерапии. В частности, бихевиористы считают, что ролевые игры позволяют детям увидеть своё поведение со стороны, получая о своих действиях обратную связь. Также ролевые игры способствуют обучению процессу принятия решения; анализу последствий конкретного поведения, и это происходит в безопасной для детей обстановке.

Варианты проведения ролевых игр

1. Ролевые игры, определяющие существующую проблему.

Детям, особенно тем, кто пережил насилие, трудно описать словами, что произошло в конкретной ситуации, тем более, если это связано с родителями, учителями или сверстниками. Жертвы насилия часто не способны увидеть, каким образом их конкретные действия вызывают нежелательную реакцию окружающих. Именно проигрывание своей роли помогает детям осознать свои действия.

2. Смена ролей.

Не стоит спрашивать ребёнка: «А что бы ты чувствовал, если бы был на его (её) месте?». По мнению Пиаже, дети примерно до 8-летнего возраста не способны мысленно поставить себя на место другого человека. Использование ролевой игры, когда ребёнку предлагается сыграть роль другого человека, позволяет ему лучше понять, что окружающие видят, слышат и понимают.

3. Ролевая игра как репетиция поведения.

Детям легче пробовать новые действия в реальных условиях после того, как они проигрывают ситуацию в безопасной, комфортной обстановке и постепенно обучаются новому, более конструктивному поведению.

Арт-терапия

Арт-терапия – все виды практики оказания психологической помощи, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах деятельности. В узком смысле этот термин применяется к рисуночной терапии, в широком – включает музыкальную, танцевальную, драматерапию, библиотерапию.

Рисуночная терапия

Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми, пережившими насилие. Оно применяется с целью установления контакта с ребёнком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов; также оно даёт возможность психологу через символы понять, что происходит с ребёнком. Использование рисунков в психотерапии насилия способствует более эффективному приспособлению ребёнка к реальной жизни и личностному росту. Арт-терапия особенно эффективна при работе со страхами и тревогой.

Применять рисуночную терапию можно только при условии сформированности символической функции мышления и графических навыков, поэтому её целесообразно использовать с детьми младшего школьного возраста и подростками.

Задачи психолога в процессе терапии:

1. Эмпатическое принятие ребёнка.

2. Создание психологической атмосферы личностной безопасности.

3. Оказание эмоциональной поддержки.

4. Постановка креативной задачи и обеспечение её принятия и сохранения ребёнком.

5. Тематическое структурирование задачи.

6. Помощь в поиске формы выражения заданной темы.

7. Отражение и вербализация чувств и переживаний ребёнка, актуализированных в процессе рисования.

Терапия может проводиться в директивной и недирективной форме. В первом случае психолог ставит перед ребёнком определённую задачу в виде темы рисования, оказывает помощь в поиске средств её выполнения вплоть до совместного рисования, интерпретирует символическое значение рисунка. В недирективной терапии ребёнку предоставляется свобода выбора темы и формы её выражения. Директивная форма арт-терапии предпочтительна для работы с эмоциональными проблемами ребёнка, недирективная – с личностными (низкая самооценка, искажение образа Я и т.п.).

Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки, краски.

Основные типы заданий могут быть следующими:

1. Упражнения с изобразительным материалом: экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином и т.д. с целью исследования их физических свойств и экспрессивных возможностей (например, рисование пальцами). Такие упражнения позволяют снизить эмоциональную напряжённость, формируют чувство личностной безопасности, повышают уверенность в себе.

2. Предметно-тематические задания: рисование на свободную и заданную тему. Например, предложить ребёнку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло; нарисовать автопортрет (автопортрет в виде животного); нарисовать свои желания, свой страх и т.п.

3. Образно-символические задания: изображение в рисунке отвлеченных понятий. Например, рисование чувств, дороги жизни.

Групповая психотерапия

По мнению Mandell и Damon (1989), групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы. Участие в группе даёт детям возможность почувствовать, что они не одиноки в своих проблемах, поверить в свои силы и ощутить радость от групповой поддержки. В ходе групповой работы дети могут осознать все последствия сексуального или другого вида насилия и, что очень важно, интегрировать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства.

Обычно групповая структурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может происходить в течение достаточно длительного времени, например, до полугода. Группа встречается обычно раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7-8 человек.

Принципы отбора детей в группу

Для принятия решения о принятии ребёнка в группу необходимо получить информацию, позволяющую оценить следующие характеристики:

1. Уровень эмоционально-волевой регуляции ребёнка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать своё внимание, придерживаться правил взаимодействия в группе.

2. Уровень интеллектуального развития ребёнка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания.

3. Уровень психического состояния ребёнка: участие в групповой терапии ребёнка, находящегося в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, не даст положительных результатов.

4. Уровень сопротивления ребёнка групповой работе: если ребёнок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, поэтому сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.

В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребёнком, чтобы подготовить его к групповой работе – снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, проговорить вопрос конфиденциальности и недопустимости насмешек в группе по поводу случившегося с ребёнком.

Необходимо провести работу со взрослыми: информировать о целях и задачах групповой работы, проговорить вопрос конфиденциальности полученной информации и составить контракт, в котором родитель даёт согласие на участие ребёнка в групповой работе.

Организация работы группы

1. Детям, пережившим насилие, особенно младшим, более подходят однополые терапевтические группы.

2. Для работы с детьми, пережившими насилие, особенно сексуальное, значение может иметь пол ведущего, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками - мужчине.

3. Группы должны быть закрытыми.

4. Последние 20-30 минут каждого занятия детям предлагается свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально сложной групповой работы.

5. Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде организации праздника, на котором отмечаются успехи детей.

Стадии групповой терапии

1. Формирование группы, определение целей и задач, знакомство друг с другом, выработка групповых норм, осознание своего места в группе.

2. Построение доверительных отношений и чувства общности в группе через обсуждение чувств и мыслей, выполнение совместных заданий.

3. Рабочая стадия – активная деятельность, направленная на предоставление всем детям возможности выразить себя и начать поиск путей решения своих внутренних конфликтов.

4. Завершение группы – подведение итогов, разрывание эмоциональной связи с группой, возвращение в реальную жизнь.

Особенности проведения первой встречи с детьми

Очень важно обсудить с детьми групповые правила, в частности вопрос конфиденциальности. Дети часто не понимают необходимости никому не говорить о том, что было на группе. Ведущий может изобразить детей, не находящихся в группе, которые задают вопросы по поводу того, что же в группе происходит, и предложить участникам группы проиграть, что бы они ответили.

Детям необходимо напомнить о том, чтобы они слушали внимательно, пытались понять чувства и мысли друг друга и помогали в исследовании возможных решений проблемы. Ведущий является ролевой моделью для участников, показывая, как надо слушать и отражать чувства и содержание сказанного кем-либо, определяя таким образом, какое поведение ожидается от детей.

С самого начала очень важно работать над групповой сплочённостью и выстраиванием доверительных отношений. У детей мало опыта выслушивать друг друга или помогать друг другу решать проблемы. До тех пор пока они этому не научатся, групповой процесс будет больше походить на неструктурированную игру, сопровождающуюся болтовнёй. В литературе описано много игр и упражнений на сотрудничество с целью построения групповой сплочённости: невербальные упражнения, упражнения на слушание друг друга, совместное планирование деятельности и физические упражнения на сотрудничество.

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия предполагает работу с семьёй как целым, исходя из принципа взаимосвязи личности и межличностных отношений. Этот вид психологической работы необходим тогда, когда насилие совершается в семье и отражает нарушение семенных отношений, ролей, правил. Если в основе семейного насилия лежит психопатология кого-то из членов семьи, терапевтическая работа с ним также должна дополняться семейной психотерапией, так как и в этом случае страдает семья как система.

В семейной психотерапии широко используются следующие подходы (наиболее уместные для работы с родителями жертв насилия):

1. Боуэнианская семейная психотерапия. В центре внимания: семейная сплочённость и разобщённость; уровень самодифференциации членов семьи; семейная эмоциональная система; межпоколенные деструктивные паттерны.

2. Структурная семейная терапия (Сальвадор Минухин). В центре внимания: семейные роли; семейные правила; семейные границы (что, кому, когда можно и нельзя; кто принимает решения; кто несёт ответственность).

3. Стратегическая семейная терапия (Эриксон, Хейли, Маданьес). В центре внимания: работа с демонстрируемыми симптомами; переструктурирование семейной системы.

4. Семейная терапия переживания эмоционального опыта (В. Сатир, К. Витакер). В центре внимания: эмоциональное состояние семьи; семейная коммуникация.

5. Адлерианская семейная терапия (А. Адлер, Р. Дрейкурс). В центре внимания: психологические позиции детей в семье; цели нарушения поведения; формирование семейной сплоченности.

6. Бихевиористская и когнитивно-бихевиористская семейные терапии (А. Эллис, Т. Гордон и др.) В центре внимания: семейные контракты; целесообразность поведения членов семьи; иррациональные мысли.

Психологический тренинг

В целом психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития для достижения желаемых эффектов (терапевтических, развивающих, обучающих).

К основным характеристикам психологического тренинга относятся следующие:

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы (конфиденциальности, искренности, активности и др.).

2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников.

3. Наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны).

4. Определённая пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу).

5. Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь".

6. Применение активных методов групповой работы.

7. Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.

8. Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В группе, с помощью специальной системы психологических упражнений и игр, участник получает возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы.

Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации, о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других. Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

В реабилитации детей, переживших насилие, тренинг может использоваться главным образом для коррекции отклонений в психическом и личностном развитии детей и нарушений межличностных отношений.

Краткое содержание: Психотерапевтические игры. Арттерапия - что это такое? Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, кукольный театр, музыкальные постановки и игры.

Многие родители встречают лето с противоречивыми чувствами. С одной стороны, мамы и папы испытывают облегчение: наконец-то не надо будет каждое утро будить ребенка в детский сад или школу! Не надо будет мучиться с домашними заданиями, шить к праздникам карнавальные костюмы и печь на весь класс пирожки!

Но, с другой стороны, ребенок целый день будет слоняться по квартире или по даче. Чем его занять?

Мы расскажем вам о "волшебных" играх. Волшебство их состоит в том, что они не только развлекут малыша, но и окажут на него благоприятное психотерапевтическое воздействие. И ещё мы постараемся помочь родителям увидеть в обычной глине, красках, бумаге, дереве и других - самых обыденных вещах то, что видит ребенок - необычное!

Арттерапия - что это такое?

Как вы думаете, с детьми какого возраста начинаю заниматься психологи? С двухлетками! Трудно поверить, что у таких малышей уже есть какие-то проблемы. Однако они есть и с ребенком надо работать. Но как, если он ещё плохо говорит?

И тут на помощь приходит арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки и игры.

У арттерапии многовековая история. Её "крестным отцом" считается французский мыслитель XVIII века Жан-Жак Руссо. Он верно подметил, что для того, чтобы понять ребенка, надо понаблюдать за его игрой.

Однако игру как метод психотерапии начали применять лишь в 20-х годах XIX столетия - психоаналитики Мелани Кляйн и Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда. Наблюдая за детскими играми и анализируя рисунки, они заметили, что в игре ребенок не только выражает свои переживания. Игра оказалось одной из форм самотерапии, с помощью которой малыш может воспроизвести, например, какую-то конфликтную ситуацию, и именно в игре найти способ "отреагировать" на нее.

В 30-х годах прошлого столетия значительно расширил возможности арттерапии психолог Фредерик Аллен. В своих исследованиях он сделал акцент не только на доверительных и теплых отношениях между психотерапевтом и ребенком, но и необходимости относиться к ребенку как к личности. Его терапия так и называется - "терапия отношений".

Впоследствии у Аллена нашлось много последователей. В конце сороковых годов Вирджиния Экслайн разработала систему так называемой "недирективной игровой психотерапии", когда ребенок максимально выражает в игре себя и свои эмоции при минимальном "вторжении" в его мир психотерапевта.

Сегодня продолжателем Фредерика Аллена является доктор психологии Вайолет Оклендер, чья книга "Окна в мир ребенка" популярна не только среди профессионалов, но и среди родителей, стремящихся лучше понять своих детей и помочь им в решении каких-то проблем.

Говоря об истории арттерапии, невозможно не упомянуть Дэвида Леви, который развил идеи "психотерапии отреагирования" - игровой терапии для детей, переживших психотравмируюшие ситуации. В игротерапии Д.Леви ребенок воспроизводит психотравмирующую ситуацию и управляет игрой, "перемещаясь" из роли пострадавшего в активную роль.

Отечественные психологи тоже используют арттерпию и разрабатывают оригинальные методики. Например, детские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова лечат детские неврозы с помощью…кукольного театра! Очень рекомендуем мамам и папам их прекрасно написанные популярные работы - "Книга для трудных родителей" и "Разноцветные белые вороны".

Впрочем, придумывают игры, упражнения, методики, которые еще не приобрели широкую известность, многие детские психологи - те, что работают в детских садах, центрах психического развития, больницах. И это радует. Хорошо, что психическое развитие и здоровье детей под контролем любящих свое дело профессионалов.

Но и самим мамам и папам, бабушкам и дедушкам вполне по силам развивать своего ребенка! А лето - прекрасная для этого возможность!

Самолет построим сами, понесёмся над лесами...

Вы никогда не задумывались, для чего ребенок играет? Почему, к примеру, сын изо дня в день спасает принцессу из плена чудовища и не обращает внимание на новую машинку, а дочка вдруг начала каждый день "наказывать" игрушечную собачку? Игра дает возможность ребенку воспроизвести неосознаваемые конфликты и тем самым снять эмоциональное напряжение. А это, как уже было сказано ранее, является самотерапией при невротических расстройствах, уменьшает агрессивность в поведении, снижает тревогу. Более того, приносит облегчение малышу при психосоматических заболеваниях - бронхиальной астме, нейродермите, язвенной болезни, головных болях.

Арттерапия хороша еще и тем, что все необходимые "материалы" у вас под руками! Редко в доме, где есть ребенок, не увидишь кукольного домика с игрушечной посудой, набора для игры в "доктора", всевозможных плюшевых зверей, машинок и кукол. Остается только начать играть со своим ребенком!

Мы познакомим вас с играми, которыми можно занять ребятишек на детской площадке в городском дворе или в лесу, на берегу реки или на дачном участке, когда несколько соседских малышей играют вместе.

Первая игра называется "Это я. Узнай меня!"

Понаблюдайте, как играют маленькие дети на берегу речки в жаркий летний день: кричат, хохочут, брызгаются водой, бегают друг за другом. Но когда приходит время расходиться на обед, малыши уже перевозбудились, им трудно остановиться. И заканчивается все печально. Рассерженные мамы уводят веселую компанию по домам с криками и слезами.

Как не избежать этого? Привлеките внимание детей, пусть они соберутся вокруг одного взрослого, который возьмет на себя роль ведущего. Предложите детям сесть, как им удобно, скажите, что сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. А все по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу (обязательно подчеркните, что надо не толкнуть, не ударить, а ласково погладить!) и произнесут: "Это я! Узнай меня"! А малыш должен назвать по имени того, кто до него дотронулся. Если ребенок слишком мал или дети в группе ещё плохо знакомы друг с другом, взрослый может помочь, называя по имени всех участников игры. Желательно, что бы в роли "отгадывающего" побывал каждый ребенок.

При кажущейся простоте этой игры, она очень полезна для снятия напряжения и агрессии у детей, для развития эмпатии - умения сочувствовать, сопереживать другому человеку. Развивает игра и тактильное восприятие, то есть восприятие, узнавание окружающего мира через прикосновение, ощущение. И конечно же, создает в группе детей доброжелательную спокойную атмосферу!

Другая игра, с которой мы хотим вас познакомить, называется "Коршун" .

Отправляясь гулять с сыном или дочкой, любая мама надеется, что прогулка будет удачной - ни ее малыша никто не обидит, ни на него никто не будет в обиде. Однако конфликты в группе детей - не редкость. И это вполне объяснимо: один ребенок гиперактивный, другой - застенчивый, тихий. Третий всего боится и постоянно прячется за маму. Как объединить таких разных детей? Игра "Коршун" - это один из способов.

"Коршуном" в игре должен быть взрослый. Родители стоят на детской площадке, а их дети- "цыплята" бегают вокруг них. Родитель -"коршун" прячется. Как только он неожиданно появляется, родители быстро прячут детей за своей спиной, и все вместе начинают "прогонять коршуна", не давая ему подлететь к ребенку - топать ногами, кричать, махать руками.

Эта игра, с одной стороны, укрепляет эмоциональный контакт детей с родителями, с другой - помогает ребенку бороться со страхами.

Если в группе много слишком активных детей, игру можно немного изменить: при появлении "коршуна" дети должны быстро спрятаться в "домик" - в любое укрытие - и тихо-тихо сидеть, пока "коршун" не улетит. В этой форме игры происходит коррекция процессов возбуждения и торможения.

Следующие две игры хороши для плохой погоды, когда на улице идет дождик, а к вашему сыну или дочке пришли друзья. Вот тут-то и пригодятся игрушки! Предложите им, к примеру, игру "Зайчик" .

Для нее вам понадобится небольшая скатерть или полотенце да игрушечный заяц! Встаньте вместе с малышами, положив игрушку на полотенце, и удерживайте его за края. Начинайте плавно покачивать полотенце, приговаривая:

Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит! Тс-с-с!
Затем ускоряйте движение со словами:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает!

Раскачивайте полотенце все сильнее, так, что бы зайчик "подпрыгивал" на нем:

Повстречал в лесу он волка,
И бежит от волка прочь!
Надо зайчику помочь!
Постепенно замедляете темп, малыши говорят:
Успокойся, зайчик-зайка!
Ляг в кровать и засыпай-ка!

После этих слов движения становятся плавными, а затем прекращаются, и вы хором с детьми говорите как можно тише, спокойнее:

Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит!
Тс-с-с! Тише!

Казалось бы, что в этой игре мудреного? Побросали зайчика, прочитали бесхитростный стишок… Но маленькому человечку эти несложные действия принесут много пользы! В этой игре развивается координация движений, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, умение управлять своим телом и…сопереживать.

Название игры "Найди друга" говорит само за себя. Безусловно, развивать индивидуальность ребенка очень важно. Но не менее важно развивать и коммуникативные навыки, а проще говоря - учить малыша дружить.

Для игры "Найди друга" вам понадобятся парные игрушки - например, два медвежонка, две собачки, два зайчика. Поскольку игра предназначена для закрытого помещения, можно включить музыку и сказать, что сейчас звери будут танцевать, но одним им танцевать скучно. И задача ребят - найти для своих игрушек пару! Дети ищут своей зверюшке "друга", а встретившись, начинают вместе танцевать.

Для совсем маленьких детишек можно вырезать из бумаги "медали" с изображением зверей, и каждому ребенку повесить такую медаль на грудь.

Игры, о которых мы рассказали, предназначены для детей от 3 до 6-7 лет. Они просты в исполнении, не требуют ни специального помещения, ни каких-то особых игровых материалов. Но это поистине "волшебные" игры для душевного здоровья вашего ребенка!

Дети рисуют солнце.

Обращали ли вы внимание, уважаемые родители, как часто дети рисуют солнце? Был даже международный конкурс под названием "Дети рисуют солнце"! Солнце на рисунке ребенка - в какой-то степени показатель его душевного спокойствия, его психического здоровья. Солнце - символ верховной власти и защиты, высшего авторитета. Давно подмечено: малыши, в чьих душах царит разлад, выбирают для рисования черный цвет.

Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Очень часто можно слышать жалобы родителей: в саду или школе ребенок рисует, а дома - ни в какую! Почему так происходит? Очень часто виноваты сами родители. Они либо усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая, что ребенку нужен не зритель, но человек сопереживающий. Ведь дети рисуют то, что для них важно. А другие мамы и папы впадают в иную крайность, чуть ли не начиная водить рукой ребенка по листу бумаги, рисуя, что хочется им, а не сыну или дочери. Что же потом удивляться, что дети не желают больше слышать о рисовании!

Есть еще одна причина, по которой малыша не уговоришь взяться за краски или карандаши. Это неправильно выбранный материал для рисования. Казалось бы, карандаш - он и есть карандаш. Это взрослый человек не заметит разницы между двумя желтыми карандашами. А трех или четырехлетний ребенок почему-то выберет только один из них. По принципу, конечно же, "мягкости" - от мягкого карандаша, прежде всего, не устают пальчики! Ведь не надо с силой нажимать на грифель, чтобы получилась яркая линия, а с твердыми карандашами - одно мучение!

Дети 2 - 5 лет тяготеют к "настенной" живописи. Но родители, как правило, не являются поклонниками этого вида искусства! Главный их аргумент - это испорченные обои. Но вот беда! Малыш просто не понимает этого аргумента! И между творцом и его родителями назревает конфликт…

А ведь "настенная" живопись - один из этапов развития ребенка. И решить проблему с испорченными обоями можно очень просто! Там, где ребенок облюбовал себе место для рисования, "закройте" всю часть стены листами ватмана и периодически обновляйте "полотна".

Для рисования у ребенка должен быть "набор художника" - не только цветные карандаши, но и мелки (для рисования на грифельных и досках, а летом - на асфальте), фломастеры, гуашь.

Вайолет Оклендер, талантливый детский психолог, подметила, что живопись, к примеру, обладает терапевтическим воздействием. "Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. <…> Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствует состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать картину о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент, или чувствует себя, когда печален или весел". - Пишет она в своей книге "Окна в мир ребенка".

Вы можете использовать тот же прием при занятиях с сыном или дочерью. Если, к примеру, ребенок каждый раз просит вас оставить в комнате свет на ночь, предложите ему нарисовать те чувства, с которыми он ложится спать. Если ребенок слишком мал, чтобы понять такую формулировку, упростите задачу. Попросите его нарисовать свою комнату и себя в кроватке перед сном. А когда рисунок будет готов, расспросите, что юный художник на ней изобразил. Не спешите с формальными комментариями "Как красиво"! Во-первых, малыш будет обескуражен и обижен. То, что он нарисовал, может оказаться вовсе не "красивым", а "страшным". И вы потеряете доверие ребенка - дети очень тонко чувствуют фальшивые интонации. А во-вторых, ребенок нуждается, скорее, в доброжелательном слушателе, ему важно "проговорить" несколько раз свои невысказанные страх, гнев или обиду…

Возраст от трех до одиннадцати лет - это "золотой век" детского рисунка! Дело в том, что в этот период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных - то есть словесных. Рисунок - это зеркало, в котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, впечатления, вызванные событиями и предметами. В рисунке воплощаются даже отдельные интеллектуальные, личностные характеристики ребенка, его опыт, результаты усвоения элементов социального опыта и человеческой культуры. Поэтому карандаши, мелки, краски для малыша, для его души - поистине "волшебные" материалы!

Другим "волшебным" материалом является глина. Несколько поколений выросло на пластилине, и в нашем сознании прочно закрепилась мысль, что пластилин лучше глины. Не лучше. Прежде всего, он - твердый! Думаю, многие родители сразу вспомнят, как "размягчали" пластилин на батарее.
А глина - разная. Она будет такой, какой пожелает сделать ее ребенок. Только что в руках малыша был упругий шарик, а уже через минуту в его ладошках - "жидкое тесто" из глины! И для подобной метаморфозы достаточно мисочки с теплой водой. Кроме того, вода обладает дополнительным психотерапевтическим действием: она успокаивает.

И второй недостаток пластилина - он пачкает не только руки, но и все вокруг! После работы его трудно отчистить от пальчиков, и он забивается под ногти. А уж если малыш нечаянно наступит на свою пластилиновую скульптуру, маме хватит работы на час! Глина же смывается со всех поверхностей мокрой тряпочкой…

Глину можно назвать "волшебной" ещё и потому, что она - универсальное психотерапевтическое средство для детей с самыми разными проблемами. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Почему так происходит? "Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины", - пишет Вайолет Оклендер.

По наблюдениям В.Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Но для того, чтобы глина помогла ребенку, надо помочь малышу подружиться с глиной. Прежде всего, не оставляйте сына или дочку один на один с незнакомым материалом. Покажите, что глина может быть "сухая", а может - "мокрая". Как правило, малыши с восторгом овладевают именно "мокрой" глиной, вплоть до того, что ее кусочек оказывается полностью растворенным в миске с водой! И это закономерно по двум причинам. Во-первых, ребенку уже знаком "сухой" и твердый пластилин. Так что "сухая" глина для малыша не откровение. А во-вторых, это, с одной стороны, ощущение власти творца над материалом - вплоть до его уничтожения! И с другой стороны, это полное слияние с материалом!

Когда ребенок освоит и почувствует фактуру глины, начнется процесс творчества. Но шедевров поначалу ждать не придется. Если дать любому ребенку глину, он вылепит, скорее всего, две вещи - "чашу" и "змею". Конечно же, юный скульптор заслужил похвалу, а его поделки - почетное место на полке. Но вы должны помочь малышу освоить следующие этапы работы с глиной.

Предложите ему скатать шар, а потом отщипнуть от него кусочки - маленькие и большие… Проткнуть шар пальцем... Похлопать по нему ладошкой… Бросить с силой на пол…Разорвать на части и снова скатить глину в шар…Отщипнуть снова кусочек и скатать змею…Сначала толстую. Потом катать ее до тех пор, пока она не станет тонкой…Обернуть змею вокруг пальца…И снова скатать шар!

Что хотелось бы добавить в заключение? Лето дарит родителям и детям прекрасный материал для творчества. Это могут быть обычные речные камешки и песок на дачном участке или в парке. Еловые шишки, листья разных деревьев и цветы. Из сосновой коры можно вместе с ребенком выстругать, к примеру, целую флотилию, а из колючек репейника понаделать человечков! И всё это будет называться арттерапией. Потому что любое творчество помогает обрести душевное равновесие - как взрослым, так и детям!

Статьи по теме: