Тактика: поздняя игра. Действия с мячом

Башня - замок, полностью ориентированный на магию. На это весьма не двусмысленно намекают местные уникальные строения: Библиотека откроет несколько лишних заклинаний для Гильдии магов, а Стена знаний не только повысит навык Знания любому герою, посетившему город, но и обеспечит крепости дополнительную защиту в виде магических мин. Последняя особенность замка может как сыграть на руку обороняющемуся герою (мины наносят нападающим нешуточный дамаг, особенно если в гарнизоне сидит сильный специалист в области магии Огня), так и принести немало проблем. Если у нападающего в арсенале есть экспертное Снятие Заклинаний, все мины взрываются одним кастом, не успев нанести урона захватчикам и оставив городские стены без дополнительной защиты (рва в замке нет). Впрочем, эта особенность вряд ли станет проблемой для опытного игрока, особенно, если учесть, что армия в городе весьма неплохая. Единственный минус замка - долгая и дорогая отстройка.

Войска

Местные юниты отличаются неплохими показателями здоровья - улучшенные существа уверенно держат третье место по количеству XP среди представителей всех рас; сила удара у них при этом весьма посредственная. А вот если речь идет об атаке по цели с защитой, Башня практически чемпион по количеству наносимого урона (уступает по этому показателю только Замку). Абсолютно рекордным является число безответных ударов, которое способны нанести представители данной фракции за бой - оно составляет почти 2/3 от всех атак. Очень неплохо у местного войска обстоят дела и с сопротивлением вражеской магии: большинство существ имеют соответствующие пассивные способности или спеллы. К явным минусам замковой магии относится, разве что, безумная дороговизна всех существ (у Башни - абсолютный рекорд по стоимости улучшенных юнитов). Оставляет желать лучшего и скорость местных «обитателей». Впрочем, с ней здесь дела обстоят не так плохо, как, например, у болотников или варваров . Если заводить разговор об особенно выдающихся существах замка, упомянуть стоит практически всех. Титаны - самые высокоуровневые и, соответственно, мощные стрелки в игре, не поддающиеся вражеским заклинаниям контроля разума. Наги-королевы - очень сильные пехотинцы с безответным ударом. Мастер-джинны - замечательные воины поддержки благодаря своей способности к наложению различных положительных эффектов длительностью до шести ходов на союзные войска. Архимаги могут здорово помочь герою, в армии которого находятся, своей пассивной способностью, уменьшающей стоимость всех заклинаний; кроме того, у них отсутствует штраф в ближнем бою. Стальные големы практически не несут урона от атакующих заклинаний противника (получают только четверть дамага). Гремлины - единственные в игре стрелки 1 уровня, отличающиеся весьма неплохой силой удара и, при этом, весьма многочисленные.

Герои

Герои в городе имеются двух типов: Алхимики - весьма посредственные воины, имеющие, однако, неплохие способности к магии, и Маги, название которых говорит само за себя. При выборе героя именно магов имеет смысл рассматривать более подробно, прежде всего, из-за их увеличенного запаса маны. На турнирах в бан стандартно попадают два мага: Солмир считается неоправданно сильным, благодаря имеющемуся в его арсенале заклинанию Цепная молния, а Кира подвергается критике из-за «родного» навыка Дипломатии и усиленного Ускорения в ее книге заклинаний.

Магия

В городе превосходная магическая гильдия, богатая на заклинания самых разных школ. Построенная в городе Библиотека существенно повышает шанс выпадения на четвертом уровне Воскрешения, либо Городского портала, что дает игроку огромное преимущество перед соперниками. Да и два заклинания пятого уровня в арсенале героя (вместо стандартного одного) окажутся совсем не лишними. Из-за частого выпадения в гильдии Молнии какое-то время ошибочно считалось, что магия замка тяготеет к Воздуху . Однако, мнение это было вскоре опровергнуто: некоторые заклинания этой школы очень сложно получить, играя за Башню. Так что, местную магию можно считать практически универсальной. Исключение составляет ряд заклинаний школы Огня , недоступных в замке.

Отстройка

Город - абсолютный лидер по дороговизне построек. Требования к магическим ресурсам здесь неоправданно высоки. Огромный минус замка в отсутствии гибкости в застройке. Так, например, чтобы открыть строения для найма старших юнитов, требуется построить магов. А для них, в свою очередь, не только возвести Магическую гильдию, но и иметь в запасе по 5 единиц каждого ресурса. Для игры на высокой сложности это может стать целой проблемой: даже при редкостной удаче, игроку вряд ли посчастливится построить воинские жилища выше третьего уровня к концу первой недели. Несколько «смягчает» ситуацию дешевизна жилища Гигантов (в большинстве городов дороже обходятся постройки шестого уровня). Правда, на апгрейд его до Титанов придется очень сильно потратиться. Так что, играя за Башню, имеет смысл попробовать поискать на карте Форт на холме.

Войска

Големы и Горгульи относятся к особому типу «не живых» существ, по своим качествам сходных с некропольской нежитью и элементалями. На них не срабатывает вампиризм и не действуют спеллы героя вроде Жертвоприношения и Воскрешения. А вот заклинаниям контроля разума, например, Слепоте, они поддаются вполне успешно. Каменные големы имеют сопротивление к атакующей магии (урон, получаемый ими от вражеских заклинаний, уменьшен на 50%). У улучшенных, Стальных големов, показатель сопротивления еще выше - целых 75%. Маги (апгрейд - Архимаги) снижают стоимость всех заклинаний для своего героя на 2 SP и не имеют штрафа в ближнем бою. Архимаги, кроме всего прочего, не облагаются штрафом ближнего боя. Джинны (апгрейд - Мастер джинны) наносят повышенный дамаг (150%) по Эфритам и Султанам эфритам. Мастер джинны, кроме того, наделены способностью три раза за битву скастовать на союзника случайный положительный эффект. Наги являются невероятно сильными существами, благодаря своему безответному удару. Титаны - мощные стрелки, не имеющие штрафа в ближнем бою. Не подвержены заклинаниям контроля разума (Слепота, Берсерк и т.д.). Наносят 150% дамага по Черным драконам.

Старт

При игре за Башню выбор мага в качестве основного героя напрашивается сам собой. Идеальный вариант - Солмир или Кира (если они не попали в бан). Первый крайне полезен в ранних битвах, благодаря своей фирменной Цепной молнии; вторая - идеальна для упора на Дипломатию, который имеет смысл, учитывая дороговизну городской армии. Для высокой сложности игры или небогатой карты неплохо подойдет Aine (Аин) , ежедневно жертвующая в городскую казну 350 золотых. Впрочем, среди алхимиков тоже есть интересные варианты, например, Torosar (Торосар) . С самого начала игры в арсенале этого героя есть спелл Волшебная стрела. Наличие атакующего заклинания сильно поможет армии в битвах первых дней и неплохо сэкономит игроку время: Торосар может отправляться захватывать ресурсы, не дожидаясь отстройки Магической гильдии. Обычно бесполезный Мистицизм, имеющийся у этого героя, в данном случае позволит использовать магию в каждом (или почти в каждом) бою. Второй базовый навык Торосара - Тактика - тоже окажется как нельзя кстати: часто исход боя напрямую зависит от того, успеет ли игрок вовремя прикрыть своих стрелков - гремлинов более крепкими юнитами. Полезным бонусом станет и имеющаяся у героя баллиста. Несколько огорчает тот факт, что управлять боевыми машинами Торосар не умеет. Впрочем, учитывая завидную регулярность, с которой нейтралы сосредотачивают свои атаки именно на боевой технике , наличие у героя баллисты способно спасти от верной гибели не один союзный отряд. Подводя итоги, можно сказать, что Торосар - самый универсальный герой Башни, обеспечивающий легкий старт на любой карте на всех уровнях сложности игры.

Тактика игры: первые недели

В начале партии основная цель игрока - собрать в своей армии как можно больше гремлинов. Если совпало так, что первые два героя в таверне - своей фракции и имеют в армии этих стрелков, имеет смысл выкупить обоих. Таким образом, количество гремлинов в армии основного героя может перевалить за сотню. В городе в первый же день возводится постройка для улучшения этих юнитов. Для защиты стрелков в достаточно количестве нанимаются горгульи. Хорошо подходят в качестве живого щита для гремлинов и големы, однако, чаще всего нецелесообразно тратить лишний день и ресурсы на их апгрейд. К тому же, скорость этих юнитов оставляет желать лучшего; быстро перемещаться по карте с ними не получится. Если замок стоит не на заснеженной территории, можно попробовать нанять «чужого» героя и, в качестве прикрытия для гремлинов, использовать пришедшие с ним отряды. Идеально подойдут в этом случае гоблины, кентавры, волчьи всадники, грифоны, гарпии, адские гончие или элементали воздуха и воды (они и не замедлят армию, и терять их не жалко). Так или иначе, полученного в итоге войска будет более чем достаточно, чтобы без проблем проходить не только медленную, но и среднескоростную пехоту. Под командованием же Торосара у армии есть шанс без потерь справиться и с быстрым противником. Без особых трудностей расстреливаются и летуны. В начале второй недели в армию нанимаются маги и наги, что позволит сражаться и с более серьезными противниками, в том числе, со стрелками. На второй неделе (максимум - к началу третьей) в армии основного героя должны появиться улучшенные джинны. Их заклинания способны решить исход сражения и зачастую позволяют выиграть бой без потерь. Наличие в арсенале мастер-джиннов заклинания Благословления делает разумной трату каста на гремлинов. Если повезет, и выпадет нужный спелл, дамаг от выстрела этих юнитов увеличится в два раза. Впрочем, если вместо Благословления попадется Молитва, Точность, Ускорение или Бешенство - это станет не менее приятным бонусом. Из-за исключительной дороговизны существ часто случается так, что к началу второй недели у игрока нет возможности выкупить всех наг. В этом случае имеет смысл позднее сформировать дополнительную армию, состоящую целиком из наг-королев. Такое войско отличается высокой пробивной способностью и потрясающей мобильностью, особенно, если командует им «правильный» герой, например Фафнер . 9 единиц на снегу и 8 - в любой другой местности - скорость более чем достойная.

Тактика: середина игры

Как только в городе появляется постройка для найма титанов, оптимальное решение - создание быстрой мощной армии из них и джиннов. Последние в данном случае используются только в качестве поддержки и, по возможности, не вступают в бой, ограничиваясь бафами. Следует, впрочем, учитывать, что для решающих сражений такого войска явно маловато (исключение - случай, когда основной герой уж очень прокачен). Можно либо каждый раз подвозить подкрепления, либо, что выгоднее, оставить связку джинны-титаны в качестве дополнительной армии для исследования и зачистки территории.

Тактика: поздняя игра

Лучшая тактика для поздних сражений заключается в формировании нескольких ударных отрядов (трех-четырех, не больше) из наг, титанов, магов и гремлинов и заполнении всех оставшихся слотов Мастер джиннами ради их бафов. Чем больше отрядов, и чем они многочисленнее, тем лучше. Основной плюс джиннов в том, что они не кастуют заведомо бессмысленных заклинаний. Так, например, если в рядах противника нет летунов, джинн никогда не повесит на союзника Воздушный щит и т.д. В общем и целом существа эти исключительно полезны и в любом случае пригодятся в бою, даже если герой и сам по себе силен в заклинаниях поддержки. Ближе к концу партии тактика формирования войска остается прежней; разве что, гремлины отдаются запасному герою (очень уж они тормозят армию на марше) и подвозятся только в случае осады вражеского замка. Тогда выгодно подводить гремлинов прямиком под городские стены, дабы обороняющиеся стрелки и башни сфокусировали свои атаки на них, оставив в покое магов. Не зависимо от сложности боя, потери последних крайне нежелательны.

Маленькие тонкости

В серьезных битвах (особенно с вражескими героями) стоит помнить об одной тонкости. Если потеря отряда в бою неизбежна и, в дальнейшем, игрок собирается поднимать его с помощью Воскрешения, ни в коем случае нельзя использовать баф Мастер джиннов на этих существ. Часто случается так, что в качестве случайного заклинания срабатывает Антимагия; как следствие - воскресить отряд уже не получится. В поздних боях вообще выгоднее использовать джиннов в качестве ударной силы, особенно если отряд многочисленный (несколько десятков существ). Желательно при этом не допускать ответного удара со стороны противника: джинны хоть и бьют сильно, сами при этом остаются довольно хрупкими. Словом, в идеале следует их использовать исключительно для добивания вражеских отрядов. Каким бы ни был ход партии, если у игрока скопилось достаточное количество золота, имеет смысл строительство в городе лавки с артефактами . Вещицы, которые можно там приобрести, иногда бывают весьма полезны.

Рассмотрим основные виды тактики в World of Tanks при игре три на три.

Бои с низким количеством танков совершенно не похожи на привычные 15 на 15 и даже 7 на 7 игроков. Виды тактики для режима 3 на 3 значительно отличаются, при этом их количество достаточное для того, чтобы выиграть бой именно тактически. Ведь как известно именно тактика позволяет получить над соперником превосходство и застать его врасплох.

Тактика 3 на 3 в World of Tanks

Мы рассмотрим шесть видов тактики из которых пять будут касаться определенных игровых локаций. Это будут карты:

Последний гайд, который мы рассмотрим будет касаться тактики 3 на 3 wot для танков .

Тактика 3 на 3 Степи

Разыгрывая матч на карте Степи не следует торопиться. Карта довольно большого размера и в бою 3 на 3 каждый танк будет на счету. Пожалуй лучшей тактикой на Степях будет выжидание. В начале боя выберите одно из направлений и двигайтесь по нему, чтобы занять удобную позицию для быстрого уничтожения противника. Ваша цель - спрятать все танки в одном месте, к примеру на северо-западе игровой локации есть отличные горы, которые идеально подойдут для засады. Быстро расправившись с танком противника незамедлительно возвращайтесь на свою базу. Именно туда с большой долей вероятности направится один из оставшихся двух танков команды оппонента. Ваша задача не дать ему уйти от вашего трехствольного взвода. После этого следует разделиться, направив два танка на базу к противнику, а один оставив в защите на собственной базе. Это поднимет ваши шансы на победу в бою 3 на 3 в WOT до 70-85%.

Из тактик нападения одной из лучших считается прорыв по центру после выжидания 1-2 минут после начала боя. Именно за это время враги рассредоточатся по направлениям и ваша атака принесет большие результаты в сравнении с атакой в начале боя. Главной задачей здесь стоит внезапность нападения. Старайтесь не засветить танки в первые 2 минуты игры. Карта Степи не прощает ошибок в бою три против трех. Команда, которая первой получит фраг, победит с вероятностью в 80%! Берегите боевые машины и не подставляйтесь на открытых местах.

Пожалуй самой сложной для матча три на три является карта Энск . Здесь действия разворачиваются очень быстро и неверное тактическое решение в начале боя может стоить команде поражения. Излюбленными местами движения в Энске являются город и городская окраина за железной дорогой. Реже выбираются маршруты, пролегающие в центре игровой локации и на западной окраине вдоль прямой дороги.

Ехать в город следует если вы имеете три тяжелых танка или танки с барабаном заряжания. Именно они дают возможность быстро нанести большой урон при малых затратах времени. DPM в городе имеет решающие значение, но количество разового урона все же важнее. Если вы обладаете тремя танками с внушительными огневыми характеристиками, следуйте в сторону базы противника именно через город. Раскатать там врага будет делом техники. Главное правило - не стоять слишком близко друг к другу, иначе противник сможет просто проехать мимо вас и устремиться к захвату уже вашей базы на Энске. Тут уж ваши планы будут перечеркнуты и вам останется лишь разворачиваться в обратном направлении.

Имея разведданные о том, что противник находится на вашей территории и аккуратно продвигается, боясь встретить ваш отряд из трех танков, можно предпринять попытку захвата вражеской базы сразу тремя танками. Но мы рекомендуем использовать эту тактику 3 на 3 вот на карте Энск после того, как вы уничтожили хотя бы одного противника.

Тактика 3 на 3 Ласвилль

Исторически сложилось, что "кишка" в бою 3 на 3 на карте Ласвиль приносит поражение команде, рискнувшей на этот отчаянный шаг. Локация построена таким образом, что в начале боя узкий перешеек просвечивается из каждого направления. Таким образом Ласвилль делится на две основные зоны боевых действий: город справа и горы слева.

Выдвигаясь через город сразу тремя танками, вы рискуете не успеть обогнать противника, ведь город не терпит средние и легкие танки. Они фактически бесполезны в бою три против трех в плотной городской застройке и уже возле собора вы потеряете основную эффективность от применения тактики прохода сквозь город. Тяжелые же боевые машины будут двигаться медленно, но эффективно отражать любые атаки. Именно медлительность тяжелых танком в итоге может сыграть на Ласвилле с ними "злую шутку". Не найдя танков противника в городе тяжелые танки проигрывают в скорости захвата базы в подавляющем большинстве случаев.

Использование горной местности на западном направлении - кротчайший безопасный путь к победе над противником захватом базы. Однако этот же путь является наиболее сложным направлением в сражении 3 на 3 и тактика для этой дороги также особенная . Как известно танки противоборствующих сторон встречаются на горке, где "танкование" и "мансование", а также предельный контроль за перезарядкой орудия противника имеют решающее значение в преодолении этого препятствия на пути к победе на Ласвиле.

Тактика 3 на 3 Химмельсдорф

Основные виды применяемой тактики на карте Химмельсдорф в World of Tanks в матче три на три имеют специфику городских локаций. В городских условиях использование танка может принести внушительные результаты даже в бою один против всех. Умело прикрываясь ландшафтом зданий можно ловко уворачиваться от снарядов противников и наносить хороший урон не получая повреждений самому. По крайней мере удерживать в одном направлении сразу несколько танков одному на Химмельсдорфе достаточно просто.

Быстрый прорыв тремя танками на базу противника по одному из дальних направлений, например по горе или вдоль железнодорожной станции могут обеспечить хорошие результаты и способствовать захвату базы. Но помните, что даже один танк врага способен превратить в груду металлолома движущиеся на марше три боевые машины вашей команды. Перемещая танки в быстром прорыве следует тщательно маскироваться и пережидать засветы. Терять время выбрав эту тактику 3 на 3 на "химках" не следует. Противник может быстро перегруппироваться и зайти к вам с тыла.

Тактика 3 на 3 карте Рудники

На игровой локации "Рудники", являющейся одной из самых маленьких карт в WOT тактическое разнообразие очень высоко. Лучшей тактикой 3 на 3 на Рудниках будет прорыв по центру всеми тремя танками.

Отличный вариант - рассредоточение сил под скалой на своей половине карты до момента, пока противник не засветится. Как только тактические карты противника будут открыты, можно приступать к реализации своего плана - поочередному нападению на каждый танк врага всеми тремя танками.

Важно отметить, что бросать свою базу на Руниках не следует . Быстрый прорыв для захвата можно ждать с какой угодно стороны. Основная тактика 3 на 3 вот для этой игровой локации сводится к выжиданию появления противника или нападению всеми силами на один танк врага. Как только преимущество будет на вашей стороне, можно смело добивать оставшиеся танки. Переходить к захвату базы при игре три на три в Рудниках следует в крайнем случае. Значительно более эффективным является уничтожение противника. Захват же следует начинать как только ваша команда потеряла преимущество в количестве.

Тактика 3 на 3 на 6 лвл

Шестой уровень танков отличается большей защитой боевых машин и самое главное - повышенным коэффициентом пробивной силы орудий с высокой частотой стрельбы. Это значит, что лучшей тактикой 3 на 3 на шестом лвл в World of Tanks будет двигаться в едином строю. Стоять и обороняться в данном сэте равносильно проигрышу.

Выберите направление движения в ту сторону, где танки противника будут попадаться вам в открытом противостоянии. Лучшими дорогами станут те участки карт, где количество естественных и искусственных препятствий минимально (где врагу негде спрятаться в одиночку).

При встрече противника следует незамедлительно его уничтожать, атакуя всеми тремя танками. После выведения танка оппонента из строя, продолжайте движение в сторону базы противника для её последующего захвата.

Футбол 8х8 крепко связан историческими узами со своим прямым предком – классическим форматом 11х11. Фактически все футболисты, играющие в 8х8, пришли в этот формат из старшего собрата и принесли с собой основные постулаты тактических построений. Очевидно, стоит отметить, что наиболее часто встречающаяся расстановка “3-3-1” – это явная копия “4-4-2” из большого футбола. И все остальные замысловатые разновидности построений отпочковались от “3-3-1”.

В процессе собственного развития, а точнее развития играющих в него команд, все более отдаляется от своего прямого предка – классического формата 11х11, и больше приближается по тактическим соображениям к мини-футболу. Если попытаться выразить это одним тезисом, то стоит сказать следующее: активная игровая область становится более компактной.

Если мысленно разделить площадку 8х8 на 4 малых сектора, то задача грамотной команды – выстроить количественное и качественное преимущество в каждом из таких малых секторов при попадании туда мяча, а не “размазываться” по всей ширине и длине поля, как этому учили в детстве.

Если вы ориентируете вашего условного крайнего полузащитника на привязку к своей бровке, то будьте готовы, что 70% игрового времени ваш игрок будет не то что без мяча, а совсем выключен от игры.
Если форвард, выполняющий роль столба, прикован к линии нападения и не привык играть по всему фронту атаки, постоянно смещаясь на рывках в зону потенциального входа мяча, то стоит лишь надеяться, что его навыков хватит для продавливания центрального защитника. В противном случае это совершенно отыгранная фигура.

Наиболее часто используемые тактики в футболе 8х8

Итак, за многие годы наблюдений за турнирами в этом формате мы выделили несколько основных типов тактик. Очевидное дело, что не всегда команды придерживаются одного и того же построения даже в течение одного матча, но типичные передвижения игроков по полю удается обрисовать некоторыми нижеуказанными схемами.

3-3-1 (классическая)

Самая распространенная схема, по которой играло и играет абсолютное большинство команд в любительском футболе. Очевидно, что прародителем этой системы является стандартная схема большого футбола 11х11, а именно 4-4-2. Оттуда были взяты основные принципы формирования линий: персональная опека в обороне, игра на столба в атаке, кроссы от крайних защитников.

Схему “3-3-1” сложно назвать гибкой, зачастую это формат для малосыгранных коллективов или не слишком хорошо готовых физически. Тем не менее она достаточно проста к исполнению, поскольку достаточно легко объясняется игрокам.

Плюсы Минусы
проще всего объяснить задачи игрокам своей команды (особенно при условии несыгранности команды либо отсутствии классных исполнителей) в игре с сильными командами с наличием ярких индивидуально сильных игроков сразу же возникают проблемы с перестроениями в защитных порядках
схема не требует длительных установок, в стандартном варианте не требует замысловатых передвижений по полю любой обыгрыш 1-в-1 ставит затруднительное положение всю оборонительную линию команды
при игре с соперником с аналогичной схемой наличие одного индивидуально сильного нападающего сразу повышает шансы на победу, зачастую он будет оставаться один на один с центральным защитником соперника огромная нагрузка выпадает на центрального полузащитника, тяжело одновременно поддерживать атаку (а на это очень легко сбиться, особенно в реалиях азарта любительского футбола) и успевать вовремя вернуться в оборону, тем более успевать встретить атаку лицом в качестве “волнореза”
снижается роль крайних полузащитников, более того если футболисты, выполняющие эту роль, играют пассивно, не перемещаются и не просят мяч, они и вовсе могут весь матч простоять без дела

Применение схемы комментирует Денис Маркин (команда “Нереал”):

Наша команда существует уже несколько лет. И в том далёком уже 2006, когда мы начали формировать свой состав, нам приходилось в выборе схемы игры опираться на опыт ребят в других командах, где они выступали ранее. Как сказал уже выше Александр, схема “3-3-1” была самой популярной у команд любительского уровня формата 8х8. Да и аналог этой схемы в большом футболе “4-4-2” до последних «барселонских» лет считался эталоном. Поэтому с первых матчей нашей команды мы старались реализовать именно такую модель игры, она казалась нам оптимальной. К тому же через пару месяцев после образования команды к нам присоединился великолепный нападающий Роман Родионов. Он идеально вписался в коллектив и в схему игры, что позволило ему со второго сезона стать одним из лучших бомбардиров на протяжении нескольких лет в ПФПЛ, а нашей команде выиграть три чемпионата подряд (вторую, первую и высшую лиги). Обладая таким нападающим, другая схема и не нужна. К сожалению, последние два года у Романа были проблемы со спиной, и он не мог выступать за нас. Поэтому нашей команде пришлось немного перестраивать игру. Нападающего, нам подходящего, мы не нашли. Бывали матчи когда мы играли вообще без номинальных форвардов. Но за счёт работы на тренировках, желания ребят постепенно наладили взаимопонимание и в других схемах игры. И “3-4-0” использовали, и “4-3-0”, ну и иногда возвращались к “3-3-1”. Естесственно, «затачивая» игру под определённого форварда, сложно потом смириться с его отсутствием. В последние два года у команды явный недобор в графе забитые мячи, однако пропускаем тоже достаточно мало. Как результат – дважды бронза ПСФЛ 8х8. Надеюсь, к весне Роман вернётся на поле и мы как раньше будем всех громить по схеме “3-3-1” =).

3-1-2-1 (c оттянутым нападающим)

По большому счету это немного модифицированная схема 3-3-1, описанная выше. Но отличия все-таки есть.

Основное отличие – это игра в обороне, тут при потере мяча центральный полузащитник превращается фактически в переднего защитника, находится чуть выше центрального. Играет персонально с центральным хавом соперника, при верховых мячах также страхует центрального. Нападающий же опускается на место центрального полузащитника и встречает лицом атаку соперника, причем в данном случае для избавления от возможных разрывов между линиями необходимо встречать соперника на своей половине.
Крайним полузащитникам при обороне есть смысл играть как можно уже к центральной оси и выдвигаться на своих визави только по получении мяча на бровках. Плотность игровой зоны насыщенная, и получается гораздо больше возможностей для взаимных подстраховок, соответственно, меньше шансов провалиться при обыгрышах 1-в-1 своих игроков
Очевидная сложность при таком построении – необходимость быстро и стремительно разжиматься при отборе мяча (обычный примитивный вынос мяча – и тот достанется сопернику). Необходима хорошая физическая готовость нападающего и пары крайних полузащитников для проведения контратак.

Применение схемы комментирует Михаил Слесаренко (команда “19 район”)

Хочу заметить, что этой осенью наша команда впервые открыла для себя формат 8х8, за 2 с половиной месяца мы сыграли 20 матчей, из которых 3 проиграли. Во всех матчах использовали схему, описанную выше, и сравнивать особо не с чем, но одно могу сказать точно, что эта плотность в защите доставила проблем нашим соперникам. Даже при обыгрыше пары наших игроков, обычно помогала подстраховка. В этой тактике многое зависит от нападающего, на нем лежит огромный объем работы, так как нужно принять мяч и выдержать паузу, пока подключатся другие игроки. А при защите своих ворот он должен включать прессинг, встречать соперника первым. У нас есть в наличие люди, которые справляются с этой задачей, поэтому мы рискнули играть именно так. Недостаток – это трудность отыгрывать пропущенные мячи, если оппонент пытается засушить игру и играть от защиты, то приходится придумывать что-то новое.

3-4-0 (без нападающих)

Такое построение встречается крайне редко и не предполагает использования ярко выраженного нападающего.

Схема перемещения игроков атаки (в левую сторону)

Схема перемещения игроков атаки (в правую сторону)

Данная схема подходит для команд, обладающих качественными исполнителями во всех линиях, особенно в полузащите. Роль трех защитников в принципе стандартная, только подключения к атакам у них более интенсивное за счет частых замен с полузащитой. Вообще краеугольным камнем подобной схемы является четкое взаимопонимание всех игроков средней линии и перемещение их с места на место в период одной атаки. Где бы ни проходил игровой эпизод, обязательно должно происходить смещение игроков из одной зоны в другую. Чаще всего начинается процесс перемещения с позиции нападающего. Его смещение во фланг или в центр на недодачу влечет за собой перемещение в зону нападения крайнего хавбека, на место того выходит крайний защитнк. Процесс происходит через оба фланга. Схема является лучшей, по моему мнению, для позиционных атак и вскрытия особо плотных оборонительных редутов. Для качественного противостояния ей необходима четкая зонная защита, но поскольку большинство команд в любительском футболе играет именно персонально в обороне, то раз за разом защитники будут приходить в ступор от непонимания, кто за что отвечает. Постоянные перемещения сопровождаются короткими и средними пасами с последующими резкими выпадами в освободившиеся зоны.

Применение схемы комментирует Даниила Давыденка (команда “Кутикл”):

По большому счету, в тактике важен баланс, который, конечно же, зависит от мастерства и манеры каждого из игроков. Когда есть хорошее движение в команде и взаимопонимание, то тактики “3-2-2”, “3-3-1”, “3-4-0” становятся условностью, потому как по ситуации даже любой из защитников может оказаться на месте нападающего.
Позиции, скорее, играют роль при игре в обороне для того, чтобы примерно понимать, кто кого и в какой зоне должен встречать. А как только мяч отобран, начинается карусель.
Были игры, когда у нас на поле не было ни одного номинального защитника: мы делились на тех, кто встречает сзади и кто спереди, кто правее, а кто левее. В общем, пока позволяет физическое состояние, формация – дело условное, а как только возраст начинает брать свое, то полагаться следует только на опыт:).
Понятно, что тактика выбирается исходя из обоймы игроков. Если в твоей команде некому мяч придержать, и пас никто отдать не может, да и с ударом у всех беда, то ты хоть “0-0-7” тактику сделай, все равно голов не забьёшь).

2-4-1 (c оттянутым нападающим)

Игра в два защитника хороша только в том случае, когда есть сильная полузащита. И основная нагрузка при такой тактике ложится именно на них. При атаке схема выглядит именно так, как это видно по картинке. При обороне же, опорный полузащитник смещается в центр обороны, а крайние защитники расходятся по флангам. Что касается крайних полузащитников, то при атаке они действуют как можно широко, а при обороне своих ворот сужаются фактически до опорной зоны. Что же касается атакующей двойки, то при обороне центрфорвард опускается в пару к атакующему полузащитнику и действует с ним в паре, составляя с крайними полузащитниками воображаемый квадрат в центре поля, тем самым закрывая все подходы к штрафной.

Игра в обороне при схеме 2-4-1

Плюсы Минусы
при правильном и одновременном выполнении перестроения всеми игроками, перекрываются фактически все пути подхода к воротам, а также минимизируется возможность прохода соперника через центральную зону если кто-то из игроков устал/не успел/не в форме/забыл и не перестроился из атакующего построения в оборонительное, то вся схема рушится, и более-менее грамотная команда соперника сможет разорвать линию обороны – схема работает только с натренированными и физически подготовленными игроками
даже если кто-то из игроков групп атаки окажется обыгран 1-в-1, то никаких дивидендов сопернику это не принесет, перед ним тут же вырастает следующий игрок обороны, а момент для удара из-за штрафной будет упущен из-за времени, потраченного на обыгрыш первого игрока самый главный минус - не все игроки могут понять её (особенно те, кто прошел дворовую школу футбола)
при атаке, несомненно, явным плюсом является то, что фактически все игроки оказываются задействованы в осаде ворот соперника, и крайним защитникам можно безболезненно подключатся к атакам, меняясь местами со своими полузащитниками

Применение схемы комментирует Сергей Мельников (Команда «КМС Нева-д»):

Мы выбрали такую схему для своей дублирующей команды не потому, что в составе есть замечательные мастера и виртуозы кожаной сферы, а потому что мы хотим научить наших игроков играть в красивый комбинационный футбол, с большой вариативностью в построениях и хорошим движением на поле. Чтобы игроки приезжали не только за условными очками, но ещё и получали удовольствие от того футбола, что мы показываем. В классический дыр-дыр в любительском футболе играют практически все, а вот командный футбол с настоящими тактическими построениями свойствен лишь единицам. Я не могу похвастать сейчас результатами нашей дублирующей команды, но одно скажу точно, что мы только в начале пути. Пройдет время, закончится турнир-два, и мы станем реальной силой в любительском футболе, будем подтягиваться к нашей основной команде, которая демонстрирует классный футбол для тех исполнителей, многие из которых даже никогда не были в настоящих футбольных командах. Мы с Голубевым пропагандируем такой футбол, в котором Фамилии игроков не значат ничего, а любой игрок способен безболезненно заменить выбывшего, что со стороны не было бы заметно. И дублирующей команде мы именно такое командное настроение и навязываем, но пока ещё есть персонажи, пытающиеся тянуть одеяло на себя. Мы ЗА профессиональный подход к футболу, пусть даже и любительскому. Недавно я говорил с заслуженным мастером спорта по футболу, он сказал, что был приятно удивлен нашей командой (по большому футболу) и что мы двигаемся в правильном направлении, а в конце добавил “Порядок бьет класс”. Я склонен ему верить.

А есть ли еще варианты построений?

Конечно, некоторые капитаны и руководители команд желают видеть сверхатакующий футбол, поэтому выбирают формации с двумя нападающими. Мы проводили конкурс среди блоггеров, и один из них описал тактику 3-2-2 и 2-3-2

Стандарты в любительском футболе 8х8

Лавры Дэвида Бекхэма или даже Василия Баранова из московского Спартака не дают покоя любительским игрокам в формате 8х8. Что я имею в виду? То, что до сих пор превалирующее большинство реализации штрафных ударов сводится к прямому выстрелу, без вариантов разыграть мяч через второго или третьего игрока.
Конечно, каждый вывод можно долго оспаривать при детальном изучении, но факт (при небольших допущениях) следующий: в указанных условиях 60% площади ворот тупо закрываются стенкой. В остальных 40% стоит вполне себе здоровый вратарь с двумя руками и, возможно, с двумя ногами. На что надеются бьющие: можно пробить сильно низом в надежде, что подпрыгнет стенка либо в сутолоке у ворот кипер не разглядит маршрут мяча; а можно попробовать попасть в ближнюю девятку. Сколько раз из десяти у вас получится?

Резюмируя, могу повторить свое убеждение: в футболе 8х8 штрафные обязательно надо разыгрывать. Как это делать? Читайте в нашей статье . Угловые впрочем тоже ближе к мини-футболу. И умным командам стоит отказываться от примитивного заброса в штрафную.

Если Вы разбираетесь в тактике любительского футбола, напишите нам на , мы рассмотрим предложенный вариант и обновим на сайте.

Мода на тройки. Как тактика 3-4-3 становится трендом

Мини-ликбез по тактической схеме, которая захватывает мир.

Всё новое – это хорошо забытое старое. Схемы с тремя центральными защитниками подхватила новая волна популярности, «чистые» форварды на время уступили пальму первенства «ложным девяткам», чтобы вновь показать свою нужность, Хосеп Гвардиола в «Баварии» нашёл новое применение нафталиновой схеме 2-3-5. В этом сезоне о хорошо забытом старом вспомнил – его «Челси» внезапно пережил тактическую революцию, перестроился на схему 3-4-3, свойственную старой голландской школе, и начал выносить с поля всех подряд.

В последние годы о забытой схеме заставляли говорить только сборная Чили и «Марсель» Бьельсы , где 3-4-3 использовалась с невероятным уклоном в атаку, основывалась на бешеном прессинге и вызывала восхищение. 3-4-3 Конте – другая тактика, более сбалансированная, которая вызвала всплеск интереса к командам, играющим по этой схеме.

Не только «Челси» добивается успеха за счёт необычной тактики. В Италии традиционно работает «секта », фаната схемы 3-4-3, обычно там поклоняются эстетике, а сейчас появился ещё и результат – Гасперини затащил скромную «Аталанту» в пятёрку, Иван Юрич , ученик Гасперини, со своим «Дженоа» положил на лопатки «Милан» и «Ювентус», а с чемпионом обошёлся особенно цинично. В Бундеслиге в топ-6 идут «Кёльн» и «Айнтрахт», эпизодически использующие тактику с двумя тройками. Не говоря уже о командах, выстраивающихся 3-4-3 под конкретных соперников. В чём секрет самой трендовой схемы сезона?

Наводит порядок после Особенного. Как Конте изменил «Челси»

Антонио Конте перестроил команду уже второй раз за три месяца. Получилось лучше, чем в первый.

Принципы игры 3-4-3

Серьёзные требования к защитникам. Английские болельщики, глядя на «Челси» , думают, что перенеслись в другую реальность, где Давид Луиз – среди лучших центральных защитников Премьер-лиги. История бразильца, возвращённого в «Челси» по воле Конте, типичная: добротный защитник, без приставки «топ», становится скалой за счёт правильно выбранной тактики. Луиз соответствует всем требованиям 3-4-3:

1. сильная игра в воздухе;
2. умение действовать в высокой защитной линии (не зря многие английские эксперты думали, что Конте берёт в «Челси» не Луиза-защитника, а Луиза-опорника);
3. качественная игра в прессинге;
4. отличный первый пас.

Схема 3-4-3 раскрывает центральных защитников с новой стороны. Рядом с Давидом Луизом в «задней» тройке «Челси» расцвёл Сесар Аспиликуэта , в традиционном понимании фланговый игрок, не очень рослый, добивающийся успеха за счёт сильной позиционной игры (2,6 отбора, лучший показатель среди защитников «Челси», и 1,7 перехвата – второй после Гэри Кэхилла ).

Первый пас и хорошее чтение игры выделяют в «Дженоа» Армандо Иццо , названного журналистами «маленьким Бонуччи ». В «Аталанте» классный первый пас и уверенные действия в «воздухе» помогают раскрыться в тактике Гасперини Маттиа Кальдаре . Оба в перспективе – основные защитники «скуадра адзурра».

Два двужильных игрока на флангах. 3-4-3 требует специфичного подбора футболистов с конкретными умениями, и на примере «Челси» это лучше всего заметно. На левый край Конте попросил купить испанца Маркоса Алонсо – среди русскоязычных болельщиков «Челси» по-прежнему бытует мнение, что Алонсо не соответствует уровню синих, однако тактическая школа «Фиорентины» помогла ему максимально быстро влиться в схему Конте, качественно заполнить левый край и развязать руки Эдену Азару , которому больше не надо упираться во фланг.

Справа бегает Виктор Мозес , отверженный предыдущими тренерами «Челси» и переживший аренды разной степени успеха. Как и многие африканские игроки, он пережил тяжёлое детство – в 11 лет его родителей убили в собственном доме, он мыкался по чужим домам, чтобы не попасться на глаза злоумышленникам, получил политическое убежище в Англии и заиграл благодаря скаутам «Кристал Пэлас», нашедшим Мозеса в парке. Если бы не Конте, разглядевший талант Мозеса-вингбэка, английский футбол окончательно сожрал бы Виктора. У Алонсо и Мозеса немного разные функции – испанец больше работает в обороне (3,4 отбора за игру), у нигерийца сильнее развязаны руки, поэтому включения Мозеса в атаку, вроде тех, в которых Виктор забил «Тоттенхэму» и «Лестеру», бывают чаще и острее.

Комбинации из двух игроков на флангах могут быть разными. У «Аталанты» края отданы на откуп защитникам, любящим ходить в атаку – тактика 3-4-3 раскрыла правого терцино Андреа Конти : при позиционной обороне за ним готов подчистить Жуканович , при атаке его фланг нередко сторожит открытие итальянского сезона Франк Кесси . Тренер «Дженоа» Иван Юрич , наоборот, отдал края на откуп вингерам, Диего Лаксальту и Дарко Лазовичу . Такая комбинация ограничивает в подключениях центральных хавбеков, зато при атаке у фланговых игроков развязаны руки, а атакующая тройка может в полном составе заполнить штрафную. Когда накачанные эмоциями «грифоны» выносили на домашнем стадионе «Ювентус», один из голов, после включения Лазовича, был забит именно так.

Единственные требования к вингбэкам при 3-4-3, которые надо выполнять – скорость, выносливость и тактическая грамотность.

Хотя бы один цепкий опорник . Обязательное условие схемы – наличие опорного хавбека, способного опускаться глубже, страховать защитников, правильно двигающегося, умеющего вгрызаться в мяч, как Понтус Вернблум , и при возможности качественно начинающего атаки. У «Челси» есть Н’Голо Канте с 3,2 отбора и 2,8 перехвата за матч – в сумме цифры космические, особенно учитывая стиль игры синих. У «Аталанты» в единоборства вечно бросается Франк Кесси , который был защитником до знакомства с Гасперини и опешил, узнав, что в дебютном матче нужно выйти в середину поля. У «Дженоа» середину сторожат сразу два опорника-«овчарки» – Ринкон и Велозу . У «Кёльна» царит Марко Хёгер (2,9 отбора, 4,5 выигранных единоборств за игру). Без этих людей баланс в середине поля был бы невозможен.

Использование треугольников. Золотой «Аякс» Луи ван Гала , по заверениям тренера, играл 4-3-3, а расстановка 3-4-3 была свойственна команде в переходной фазе – как писал и чертил ван Гал в автобиографии Visie, Данни Блинд (на схеме ниже № 4) поднимался из центра защиты на позицию «органайзера», Зеедорф и Давидс (№ 8 и № 6) создавали преимущество в середине поля, а за умные передачи отвечал финн Яри Литманен (№ 10), купленный ван Галом на свои деньги. Между ними создавались треугольники, где у каждого игрока было несколько вариантов передач; при этом все, кроме атакующей тройки – Финиди (№ 7), Овермарса (№ 11) и Клюйверта/Кану (№ 9) – находились в статике. Графически связи того «Аякса» похожи на паутину.

Вариативность атаки. При тактике 3-4-3 можно играть с «ложной девяткой», двумя атакующими хавбеками в качестве поддержки, двумя инсайдами – вариантов, как построить тройку форвардов, очень много. Роль центрфорварда в ней тоже разнится – он может вообще отсутствовать, может быть чистым наконечником, на который заточена вся командная игра (стиль «Кёльна», где Антони Модест забивает в среднем гол за матч), может исполнять роль таргетмена, скидывающего все мячи под подбор и освобождающего пространство двум «десяткам» (так в «Аталанте» действует Андреа Петанья – пожалуй, лучший незабивной нападающий европейского сезона). Правильная трактовка атакующей тройки поможет игроку по-новому раскрыться. И здесь показателен пример Эдена Азара в «Челси»: новая схема позволила ему быть свободным художником, уходить в глубину, открываться по всему полю. Азар был больше предоставлен себе, и это было шикарным решением Конте – статистика бельгийца сразу пошла вверх.

АЗАРение. Как Конте сделал Азара самым ярким игроком АПЛ

Тактическая перестройка «Челси» вернула того Эдена Азара, о котором мы забыли в прошлом сезоне – более того, Конте делает Азара лучше.

Недостатки 3-4-3

Нельзя просто так взять и выстроить команду по тактике 3-4-3. Схема, которой взорвал АПЛ – одна из самых тяжёлых в плане освоения, должно быть мощно отлажено взаимопонимание как между конкретными игроками (например, между тройкой центральных защитников, где каждый должен выполнять свою роль), так и в плане тактической грамотности. Как перестроиться, если один из полузащитников отрезан прессингом? Как должна быть налажена подстраховка? Как выстроен прессинг? В оборонительной игре при 3-4-3 эти вопросы становятся очень важными, и если тактика не отработана, начинается сумбур.

Также схема напрямую зависит от подбора игроков. 3-4-3 не может жить без чистокровного опорника-разрушителя с хорошим движением, поэтому в ноябрьских матчах сборной России был почти обречён эксперимент Станислава Черчесова . С Денисом Глушаковым в опорной зоне уже разобрался Массимо Каррера, подвинув глубже Фернандо и развязав руки главному специалисту нашего футбола «по похоронам». Роман Зобнин , если учитывать исключительно сумму умений, лучше подходит для игры в опорной зоне, но плохо двигается в начале атаки. В матчах с Катаром и Румынией из-за этого центр поля в начальной стадии атаки был выключен – центральные защитники старались найти не Глушакова с Зобниным, а Комбарова или Самедова (не забывайте, что и он впервые в карьере играл латераля). Тот же Фернандо из «Спартака», постоянно открытый под передачу, органично влился бы в эту схему.

Как 3-4-3 повлияет на главный матч английского тура

С и «Челси» всё понятно. Тактическая перестройка назрела, когда Граф впервые почти за семь лет проиграл дважды кряду, второй раз – 0:3 «Арсеналу», где защиту синих разрывали. С тех пор 3-4-3 работает бесперебойно – семь побед подряд с общим счётом 19:1 об этом лучше всего говорят. Самым спорным моментом в тактике «Челси» казалась опорная зона – один опорник в такой схеме обязателен, но почему два, а не Канте и Фабрегас ? Время расставило всё по местам – Неманья Матич оказался хорошим диспетчером, взял на себя начало атак и доказал умение раздавать умные передачи из глубины (6 голевых – лучший результат в «Челси» и в карьере Матича), Н’Голо Канте стал олицетворением движения, удушающего прессинга и смелости, с которой Канте совершил уже не один сольный проход из глубины. Матич и Канте так органично дополняют друг друга, что Фабрегас должен был собрать вещи уже в середине октября.

Канте и Матич полезны в атаке, как связка, и в статике. Вот эпизод из матча «Челси» с «Манчестер Юнайтед» – Азар выдвигается на Мату и страхующего его Валенсию…

не видит продолжения и отдаёт передачу назад…

…Канте выдёргивает на себя Мату и Кэррика , отдаёт передачу свободному Матичу, а Азар к этому моменту успевает найти за спиной неграмотно сыгравшего Маты пустую зону.

«Манчестер Сити» использует 3-4-3 по-другому (нужно сказать, что это в принципе схема, которая нравится Хосепу Гвардиоле – он опробовал её в «Барселоне», превращая расстановку из 4-3-3 за счёт включений с фланга Дани Алвеса , он часто использовал её в «Баварии»). Во-первых, эта схема не является для «Сити» основной. Во-вторых, Гвардиола иначе интерпретирует роль крайних полузащитников и форвардов. В октябрьской игре с «Эвертоном» фланговые позиции в полузащите заняли Давид Сильва и Кевин Де Брёйне , при этом они активно насыщали центр, а края активно растягивали как раз вингеры, Стерлинг и Сане – это типично, например, для «Аякса» ван Гала, но сильно разнится с большинством приведённых примеров. Есть и другие штрихи именно Гвардиолы – центральные защитники активнее идут в атаку, смещаются на фланги, проход по краю Отаменди или Стоунза для «Сити» является нормальным явлением.

Есть подозрение, что в главном матче английского тура (не забывайте, кроме «класико» есть много интересного футбола) Гвардиола как раз использует 3-4-3. Намекают на это два факта.

1. В нынешнем сезоне Пеп трижды применял тактику 3-4-3, в каждом из случаев это был осознанный ход – против пары маневренных нападающих («Саутгемптон»), против мощной защитной линии («Эвертон»), против тройки ЦЗ (гладбахская «Боруссия»). «Челси» – подходящий соперник для нового тактического сюрприза.

2. Вероятно, что Фернандиньо начнёт матч в центре защиты – очередную травму получил Венсан Компани , а вариант с Коларовым в обороне, хоть уже и опробован, не кажется подходящим для такого матча. Если же двигать Фернандиньо назад, нужен мощный центр поля, как минимум с одним разрушителем – здесь могут справиться Фернандо и Илкай Гюндоган или даже Яя Туре , выходивший в последних двух матчах «Сити» в АПЛ с первых минут.

Стройка года. 7 вопросов о тактике «Сити» Гвардиолы перед дерби

Сергей Титов накануне манчестерского дерби – о главной тактической стройке сезона, которую в «Манчестер Сити» проворачивает Хосеп Гвардиола.

Важные матчи чемпионата Англии всё чаще становятся тактическими шахматами, а Хосеп Гвардиола обожает подбирать тактику под конкретного соперника. Поэтому возможно, что «Манчестер Сити» и «Челси» синхронно сыграют по схеме 3-4-3, пусть и с акцентами, расставленными по-разному. Пожалуй, это лучшее доказательство того, что новое время подзабытой тактики наступило. 3-4-3 становится трендом.

3.3.1. Индивидуальная тактика

Под индивидуальной тактикой нападения следует понимать целенаправленные действия футболиста, его умение из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное, умение футболиста, если его команда владеет мячом, уйти из-под контроля соперника найти и создать игровое пространство для себя и партнеров, а если нужно - выиграть борьбу с защитником.

Индивидуальные действия в нападении подразделяются на действия без мяча и с мячом.

Действия без мяча

К действиям без мяча относятся “открывание”, отвлечение соперника и создание численного преимущества на отдельном участке поля.

“Открывание” - это перемещение игрока с целью создания выгодных условии для получения мяча от партнера.

Для умелого “открывания” игрок должен хорошо оценивать целесообразность той или иной позиции. Своевременное занятие более выгодной позиции может зависеть от скоростных качеств нападающего и противостоящего ему защитника, действий партнеров и других факторов. Успех во многом зависит от того, как быстро атакующий оказывается в позиции, удобной для приема мяча и последующих действий с ним.

В ходе атаки игроки постоянно передвигаются без мяча, т.е. маневрируют по полю. От того, насколько правильно они выбирают позицию, сколько “предложений” делают партнеру, владеющему в данный момент мячом, зависят результаты действий и в конечном итоге исход матча.

Во всех случаях при выборе позиции игрок должен руководствоваться следующим:

1. “Открывание” надо выполнять неожиданно для соперника и на высокой скорости. Это позволит “отрываться” от соперника и создавать определенный запас пространства для получения мяча.

2. “Открывание” не должно затруднять действий других партнеров без мяча.

4. Надо внимательно следить за тем, чтобы не оказаться в положении “вне игры”.

Отвлечение соперника - это сложное перемещение в определенную зону с целью увести за собой опекуна и тем самым обеспечить свободу действий партнеру, владеющему мячом или находящему в более выгодной позиции для непосредственной угрозы воротам.

При отвлекающих действиях необходимо помнить, что перемещения должны быть убедительными, т.е. по-настоящему создавать угрозу и тем самым заставлять защитников следовать за перемещающимися. Целесообразно иметь несколько вариантов отвлекающих действий, что крайне затруднит действия защиты.

Создание численного преимущества на отдельном участке поля - это целесообразное перемещение одного или группы игроков в зону, где находится партнер с мячом. Тем самым создается численное преимущество на определенном участке поля, которое можно использовать для обыгрывания соперника в единоборстве или с помощью комбинаций. Чаще всего это тактическое действие применяется при постепенном нападении с включением в атаку значительного количества игроков.

Целесообразное сочетание указанных здесь тактических примеров дает возможность эффективно использовать больше вариантов различных комбинаций при развитии и завершении атак.

Действия с мячом

Основными вариантами действий игрока, владеющего мячом, являются ведение, обводка, удары, передачи и остановки мяча, т.е. все технические приемы.

Ведение как тактическое средство целесообразно применять в тех случаях, когда партнеры игрока, владеющего мячом, закрыты соперниками и возможности для передачи нет. Тогда игрок должен начать перемещение с мячом по длине или ширине поля.

Необходимо помнить, что футболист без мяча перемещается быстрее, чем с мячом, а поэтому передержка мяча тормозит развитие атаки и затрудняет действия партнеров, которые, переместившись на выгодную позицию и не получив мяча, часто должны вновь менять позицию.

Обводка - это действия игрока, владеющего мячом, с целью выиграть единоборство с соперником. Это важнейшее средство индивидуального преодоления обороны. Чем разнообразнее и эффективнее приемы обводки, тем опаснее становится атака.

Различают следующие виды обводки: с изменением скорости движения; с изменением направления движения; обманные движения (финты).

Обводка за счет изменения скорости движения наиболее выгодна при ведении мяча вдоль боковой линии поля или при диагональном перемещении игрока с мячом. Можно варьировать этот способ обводки, уменьшая или увеличивая скорость на каком-то участке движения.

Обводка за счет изменения направления движения имеет два основных варианта: первый применяется в тех случаях, когда защитник находится впереди игрока, владеющего мячом; второй вариант используется тогда, когда защитник находится сзади или сзади - сбоку и движется в том же направлении, что и игрок с мячом, причем догоняет его.

Обводка с помощью обманных движений (финтов) - наиболее эффективное средство ведения единоборств в условиях относительно небольшого игрового пространства (действия в штрафной площади соперника и т.п.).

Обводка никогда не должна быть самоцелью. Она всегда является средством тактики, позволяющим создать выгодные условия для удара, передачи, создания численного превосходства на отдельном участке поля и т.д.

Удары по воротам - главное средство завершения всех атакующих действий. Без умелого тактического применения этих “конечных” действий все усилия команды, направленные на достижение успеха, будут бесплодными.

Передачи являются своеобразным промежуточным звеном между индивидуальными и групповыми действиям в футболе. Решая, кому какую передачу когда надо делать, а также осуществляя принятое решение, футболист демонстрирует индивидуальное мастерство. В то же время передача может быть средством осуществления взаимодействий двух-трех спортсменов, т.е. группового действия.

Варьируя различными видами передач (рис. 48), атакующие вызывают перемещение игроков соперника, заставляя их то выдвигаться вперед (при поперечных передачах), то смещаться ближе к флангам (при продольных передачах), а также быстро переводя с фланга на фланг направление атаки (при длинных диагональных передачах).

Каждая из передач может быть эффективной в определенных случаях (быстрый или медленный соперник; активен ли он на перехватах или предпочитает отбор мяча; хорошо или слабо играет головой и т.п.), которые должны учитываться игроком, выполняющим передачу.

Более надежны короткие и средние передачи поперек поля. Однако эти передачи затрудняют осуществление скоростного маневра в атаке, позволяют соперникам перегруппировать свои силы на самом опасном участке 3вершения атаки. В то же время длинные продольные и диагональные передачи, а отчасти и средние, позволяют осуществлять атаку на высокой скорости, вносят элемент внезапности, что затрудняет действия обороняющих и создает выгодные условия для выхода игроков на ударную позицию. Конечно, передачи подобного рода связаны со значительным риском потерять мяч. Но этот риск вполне оправдан, так как в случае успеха создается непосредственная угроза воротам.

Факторами, влияющими на эффективность передач, являются:

1. Техническое мастерство футболиста.

2. Умение видеть поле (расположение партнеров и соперников, их позиции).

З. Тактическое мышление игрока, владеющего мячом, его умение быстро определить, кому из партнеров и какую передачу наиболее целесообразно выполнить в данной игровой ситуации.

4. Маневренность партнеров и, следовательно, количество “предложений”, сделанных игроку, владеющему мячом.

3.3.2. Групповая тактика

Большинство тактических задач, возникающих в ходе футбольного матча, решаются именно групповыми действиями, т.е. посредством комбинаций. По существу, вся игра состоит из цепи комбинаций и противодействия им. При этом комбинации бывают заранее подготовленными в процессе тренировок и импровизированными, т.е. возникшими в ходе самого матча.

Каждая команда состоит из звеньев, т.е. тактических единиц, которые в

определенные моменты игры совместно решают какую-либо тактическую

задачу. Совершенно очевидно, что только уверенные, согласованные действия всех участников могут принести успех комбинации. Вот почему особое значение приобретает взаимопонимание, или, как иногда говорят, “чувство партнера” при выборе и осуществлении конкретной комбинации. Только спортсмены с единым пониманием игры могут однопланово решать поставленную задачу и, выбрав комбинацию, успешно ее осуществить.

Принято различать два основных вида комбинаций: при стандартных положениях и в ходе игрового эпизода.

Рис. 48. Классификация передач

Комбинации при стандартных положениях (вбрасывание мяча из-за боковой линии, угловой удар, штрафной удар, свободный удар, удар от ворот) позволяют заранее расположить игроков в наиболее выгодных для комбинаций зонах поля. Каждая комбинация имеет свои варианты

Не надо думать, что комбинации при стандартных положениях всегда шаблонны. Команда высокого класса должна уметь из одинакового исходного положения разыгрывать различные комбинации.

В зависимости от поставленной задачи комбинацию начинает либо игрок с отлично поставленным сильным ударом, либо игрок, отличающийся тактическим мышлением. Желательно, чтобы при выполнении ударов в непосредственной близости от ворот соперника у мяча располагались два - три игрока. Тогда соперники не смогут заранее определить, будет ли выполняться удар по воротам или последует розыгрыш мяча.

Комбинации в игровых эпизодах возникают после того, как команда овладела мячом. Очевидно, что игроки этой команды, не имея возможности занять позиции до овладения мячом, должны выполнять перемещения в ходе самой комбинации. Вот почему комбинации этого рода всегда имеют опенок импровизации. Умение изменить содержание конкретной комбинации в зависимости от возникшей игровой ситуации (сохраняя при этом основные принципы комбинации данного вида) доступно лишь футболистам с высоким уровнем тактического мастерства. Таким образом, можно сказать, что высший уровень тактической подготовки отдельных игроков и команды в целом заключается в умении творчески выполнять намеченный тренером план, умело сочетать наигранные комбинации с импровизацией.

Групповые действия в игровых эпизодах подразделяются на взаимодействия в парах, тройках и т.д.

Комбинации в парах. К взаимодействию двух партнеров относятся комбинации “в стенку”, “скрещивание” и “передача в одно касание”.

Комбинация “в стенку” - один из наиболее эффективных способов обыгрывания защитника с помощью партнера. Сущность ее в том, что игрок, владеющий мячом, сблизившись с партнером (или партнер сблизился с ним), неожиданно посылает ему мяч и на максимальной скорости устремляется за спину защитнику. Партнер в одно касание изменяет скорость и направление движения мяча с таким расчетом, чтобы первый игрок мог овладеть мячом, не снижая скорости бега, а защитники не могли ему помешать или перехватить мяч.

Этот вид комбинации требует от партнеров отличного взаимопонимания и технического мастерства. Игрок, выполняющий роль “стенки”, может занимать позицию впереди, по диагонали, сбоку и даже сзади партнера с мячом. Комбинацию “в стенку” можно с успехом применять на любом участке поля, но особенно она эффективна при прорыве обороны соперника непосредственно вблизи ворот.

Комбинация “скрещивание” чаще всего применяется в середине поля или на подступах к штрафной площади. Она заключается в том, что в определенной точке игрок, владеющий мячом, встречается с партнером, оставляет ему мяч и продолжает движение в первоначальном направлении. дальнейшая инициатива принадлежит игроку с мячом.

обычно используется с целью выигрыша времени, при этом предусматривается быстрый выход одного из партнеров на новую позицию. При помощи “передач в одно касание” нападающие затрудняют защитникам возможность определения дальнейшего направления развития атаки и, продвигаясь вперед, сокращают расстояние о ворот соперников и в тоже время не позволяют защитникам сблизиться с одним из атакующих для отбора мяча.

Комбинация в тройках. К взаимодействию трех партнеров относятся такие виды комбинаций, как “взаимозаменяемость”, “пропускание мяча” и “передача водно касание”.

Комбинация “взаимозаменяемость” наиболее эффективна и имеет самые большие перспективы. Основной ее целью является обыгрывание соперников за счет перехода игрока из своей линии в линию своего партнера, после того как тот “увел” оттуда противодействующего ему соперника.

На рис. 49 показана комбинация “взаимозаменяемость”. Ее цель - подключить в атаку одного из крайних защитников. Защитник, владеющий мячом (№ З), передает его партнеру (№ 2), который начал передвижение навстречу нападающему (№ 7). В тот момент, когда защитник соперника (№ 5) пытается атаковать своего подопечного, игрок, получивший мяч, отдает его своему партнеру по команде (№ б), который незамедлительно делает передачу подключившемуся (на высокой скорости) по правому краю фланговому игроку (№ 2). Взаимозаменяемость произошла между нападающим (№ 7) и фланговым игроком (№ 2). С таким же успехом взаимодействуют игроки защитной линии с игроками средней линии. В результате комбинации было образовано игровое пространство для игрока, который включился в атаку со своей половины поля. Эти комбинации с успехом можно применять на любых участках поля. Более того, несколько комбинаций этого вида позволяют длительное время продвигаться, обыгрывая соперников за счет численного преимущества на том или ином участке поля.

Рис. 49. Комбинация “взаимозаменяёмость”

Комбинация “пропускание мяча” успешно применяется при завершении фланговых атак непосредственно в штрафной площади соперников.

Завершая атаку по краю, нападающие часто применяют сильную поперечную (прострельную) передачу вдоль ворот. Активно выходя на прострельную передачу и имитируя попытку выполнить удар по воротам, футболист скрытно пропускает мяч партнеру, который получает возможность для выполнения удара по воротам, так как все внимание защитников, как правило, сосредоточено на игроке, находящемся ближе других к мячу.

Комбинация “передача в одно касание” при трех партнерах выполняется с соблюдением тех же принципов, что и при двух партнерах. Разница лишь в том, что теперь передачи могут выполняться в разнообразных направлениях. Чаще всего осуществляется комбинация в треугольнике и в движении. “Передачи в одно касание” позволяют неожиданно и на высокой скорости менять направление развития атаки, а в случае необходимости выиграть время для перегруппировки сил или смены позиций.

Общие указания по комбинационной игре

1. В процессе тренировок следует усвоить структуру комбинации, ее смысл и основные принципы выполнения. Только в этом случае футболисты смогут осуществлять комбинации применительно к конкретной игровой ситуации.

2. Тактическая комбинация является синтезом индивидуального тактического мышления и группового взаимопонимания. Главным в осуществлении комбинаций является не механическое заучивание той или иной структуры группового действия, а творческое применение своих знаний и умений в ходе матча.

З. Футбольная встреча состоит из сочетания простых, наигранных до высокого уровня, и сложных многоходовых тактических комбинаций с большим количество игроков, участвующих в их осуществлении. К многоходовым комбинациям довольно трудно готовиться: они возникают в ходе самой встречи и являются в большинстве своем импровизированными. Качество их выполнения во многом будет зависеть от умения футболистов свободно владеть простыми, хорошо наигранными комбинациями.

4. При изучении различных вариантов комбинаций нужно помнить, что чем больше частей одной, ранее разученной комбинации входит в новую, тем быстрее происходит ее освоение. Очень полезно знать различные варианты развития комбинаций с одним и тем же стандартным началом. Такое разнообразие концовок комбинаций сильно затрудняет организацию обороны.

5. При осуществлении комбинаций особое значение имеют отвлекающие действия партнеров по команде. Своими перемещениями они создают потенциальную угрозу воротам соперников и отвлекают внимание обороняющихся.

3.3.3. Командная тактика

Командная тактика объединяет усилия всех игроков, придает стройность организованность игре. Без четкой организации атакующих и оборони тельных действий всей команды игра будет хаотичной, нецеленаправленной, а игроки будут просто бегать по полю, стремясь любой ценой овладеть мячом и забить его в ворота.

В ходе встречи каждой команде приходится многократно атаковать, когда она владеет мячом, или защищаться, когда мячом владеет соперник, применяя при этом различные методы и средства борьбы, которые и составляют тактику игры. Главное в тактике - определение оптимальных средств, способов и форм ведения атаки и оборонительных действий.

Выбор тактики в каждом отдельном случае будет зависеть от стоящих перед командой задач, соотношения сил и единоборствующих пар игроков, состояния поля, климатических условий и т.д.

За более чем столетнюю историю футбола было создано немало тактических систем, предусматривающих четкую расстановку и распределение функций игроков. Рассмотрим основные принципы командной тактики нападения.

При любых тактических системах командная тактика осуществляется посредством двух видов действий: быстрого и постепенного нападения.

Быстрое нападение

Наиболее эффективным способом атакующих действий команды является быстрое нападение. Преимущество быстрого нападения состоит в том, что у соперников в этом случае нет достаточного времени на перегруппировку сил в обороне. действия атакующих предельно насыщены элементами внезапности, игроки действуют на высоких скоростях. Они много маневрируют по полю и создают возможность в кратчайшее время, с помощью Небольшого числа передач вывести одного из партнеров на ударную позицию. Наиболее эффективно быстрое нападение при ответных атаках.

После того как команда овладела мячом в ходе игрового эпизода, можно различать три фазы быстрого нападения:

начальная фаза - переход от обороны к атаке: возвращение игроков, участвовавших в обороне, на свои места в линию атаки и быстрая передача мяча игроку находящемуся впереди;

развитие атаки - осуществление прорыва обороны соперников до того, как они успеют усилить и организовать действия по нейтрализации атаки;

завершение атаки - создание голевой ситуации и удар по воротам.

На рис. 50 показан вариант быстрого нападения после того, как команда выиграла единоборство в своей штрафной площади, куда был направлен мяч после атаки по правому краю. Один из центральных защитников - З выиграл борьбу за верховой мяч и послал его игроку средней линии - б. Тот незамедлительно делает передачу на свободного от опеки нападающего - 9 и на высокой скорости передвигается вперед. Игрок, получивший мяч, имеет два варианта последующих действий: используя отвлекающий маневр партнеров, выйти на ударную позицию или, продвинувшись вперед и “вытянув” на себя одного из защитников, передать мяч освободившемуся партнеру для дальнейших действий.

Рис. 50. Быстрое нападение

Основные требования к организации быстрого нападения

1. Быстро выполнить передачу вперед и отрезать атакующих соперников, чтобы они не успели вернуться в оборону.

2. При развитии и завершении атаки использовать на высокой скорости хорошо наигранные комбинации.

З. Осуществлять скоростной маневр прорыва по флангу, по центру или по всему фронту. Главное - выбрать кратчайший путь к выходу на ударную позицию.

4. Игрокам передней линии атаки хорошо владеть искусством вести единоборства, т.е. уметь в одиночку обыгрывать соперника. Используя кратчайшие пути для выхода на ударную позицию, при первой возможности выполнять удар по воротам или создавать условия для взятия ворот партнером.

5. В команде иметь несколько игроков, которым адресуется первая передача из обороны. Партнеры должны хорошо знать излюбленную позицию этих игроков, чтобы с наименьшей затратой времени адресовать им мяч. Именно в максимально быстром переводе мяча на передний край атаки кроется внезапность командного действия. Первую передачу часто получает “диспетчер” команды. Он лучше других способен продолжить стремительную атаку, так как быстрее и точнее остальных партнеров оценивает игровую обстановку.

6. Игроки средней линии должны на максимальной скорости перемещаться к штрафной площади соперников, создавая второй эшелон атаки на тот случай, если быстрое нападение не принесет желаемого результата и соперники сумеют организовать оборону.

Постепенное нападение

Наиболее распространенным видом организации атакующих действий команды является постепенное нападение. Оно создает возможность длительного контроля над мячом, так как комбинации осуществляются с помощью коротких и средних передач. При этом часть передач выполняется поперек поля, особенно при подключении к атаке игроков защитной линии. Длительное время, затрачиваемое на развитие атаки, позволяет обороняющимся перегруппировать свои силы и надежно перекрыть наиболее опасные для взятия ворот зоны. Организованная оборона, в свою очередь, требует от атакующих выполнения серии комбинаций (в расчете на прорыв защитных построений в одном из звеньев). Совершенно очевидно, что преодолеть массированную оборону малыми силами удается крайне редко, а значит, в атаку необходимо включать значительное число игроков для создания численного преимущества на отдельном участке поля.

Маневрирование по длине и ширине поля позволяет увеличить плацдарм атаки, усложнить ее. Без всего этого команда не может рассчитывать

на успех при осуществлении постепенного нападения.

На рис.51 показана атака, начатая вратарем с подключением игрока средней линии. Вследствие многоходовых комбинаций при постепенном нападении на ударную позицию выводится ряд игроков середины поля и линии защиты

При постепенном нападении выделяют следующие фазы:

начальная фаза - переход от обороны к атаке: возвращение игроков нападения, участвовавших в обороне, на свои места в линии атаки и передача мяча одному из открывшихся крайних защитников;

развитие атаки - постепенное продвижение к воротам соперников, осуществляемое за счет различных комбинаций с созданием численного преимущества на отдельных участках поля и индивидуальных действий атакующих. Эти действия происходят в условиях хорошо организованной обороны соперников;

завершение атаки - создание голевой ситуации с тем, чтобы вывести одного из атакующих на ударную позицию.

Рис. 51. Постепенное нападение

Основные требования к организации постепенного нападения

1. Выполнять точно первую передачу одному из открывшихся партнеров. Целесообразнее всего эту передачу делать к боковой линии, так как там нет большой насыщенности игроков, да и в случае ошибки соперник не получает возможности непосредственно угрожать воротам.

2. Активно маневрировать по фронту и длине поля всем игрокам передней и средней линии. Особенно важно умелое “открывание” ближайших от игрока с мячом партнеров.

З. Предусматривать возможность быстрой продольной или диагональной передачи непосредственно на переднюю линию атаки, т.е. переход к скоростному прорыву.

4. Умело пользоваться чередованием быстрых и медленных скоростей (умение “взрываться”) в развитии атаки. Такие действия всегда до предела усложняют организацию обороны.

5. Изменять направления атаки с одного фланга на другой за счет длинных, поперечных или диагональных передач. Это обеспечивает развитие атаки по всей ширине поля и растягивает оборону соперников.

б. Применять наигранные комбинации с выводом на ударную позицию ряда игроков. Эти командные действия творчески осуществляются группа- ми игроков, которые могут порой импровизировать, как это им подсказывает складывающаяся ситуация.

7. Подключать на ударную позицию игроков средней и задней линий атакующей команды, так как игроки передней линии атаки опекаются более строго.

8. Вести атаку эшелонировано. В этом случае атака может быть продолжена даже в том случае, если соперники сумеют в какой-то момент безадресно отбить мяч.

Просмотров: 59506
Статьи по теме: