Упражнения для развития внимания дошкольников. Развитие внимания у дошкольников в процессе игр и игровых упражнений. Игра «Меняем внешность»

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья и снова с вами Юрий Окунев.
Знаете ли вы, что такое «синдром рассеянного внимания»? По статистике от него страдает около 50% детей в возрасте до девяти лет? Как с этим бороться? Сейчас расскажу.

«Почему ты такой невнимательный?» – в очередной раз сетует мама, ведя малыша в детский сад. Да потому, что намного интереснее разглядывать проезжающие мимо машины, чем смотреть себе под ноги. Вон, из подъезда напротив, выглянула пушистая киска. Ой, она крадется! Смотри, смотри… Воробушка пытается поймать!.. Да мало ли чего еще интересного вокруг!

До пяти лет подобное поведение у ребенка считается нормой в силу особенностей развития мозга. Такой ребенок не рассеян. Наоборот, очень даже сконцентрирован. Просто он не умеет пока управлять своим вниманием. И пристально изучает все…что попадается на глаза.

Рассеянность внимания – это неспособность к длительной концентрации внимания в процессе обучения. Является легким нарушением в работе мозга, поддающимся корректировке.

Но есть еще одна причина детской рассеянности, которая проявляется у старших дошкольников. Переизбыток информации. А вот это весомый повод для беспокойств. Скажете, ерунда? Что у маленьких детей перегрузки не может быть? Хорошо, тогда ответьте на вопрос: а во сколько лет ваш ребенок начал играть на планшете или компьютере? А телевизор разве ваш ребенок не смотрит? Сколько часов в день? Как раз та самая нагрузка и есть.

Способы развития внимания

Внимание поддается тренировке. Развивать его в дошкольном возрасте можно и нужно. Дело в том, что у детей развитие происходит намного быстрее, чем у нас, взрослых. И, конечно, лучше выполнять упражнения в игровой форме, чтоб занятие было не только полезным, но и интересным.

Я выбрал наиболее интересные игры для дошкольников на развитие внимания и сейчас расскажу о них подробней.

В первую очередь, следует развивать произвольное внимание. Это когда занимаешься не тем, что в голову взбредет, а тем, что говорят старшие, даже если не особенно хочется. Постоянно используя игры на внимание, можно добиться хороших результатов, и подойти к первому классу с развитым постоянно-произвольным вниманием, что позволит ребенку с легкостью справляться с программой обучения.

Подвижные игры

Приведу несколько игровых упражнений, которыми можно заниматься как дома, так и на улице:

  1. «Что вижу?». Взрослый смотрит на какой-нибудь предмет, а ребенок должен угадать, на что именно направлен взгляд;
  2. «Сложи на место». Вместо того, чтобы самим убирать раскиданные по полу игрушки, предложите ребенку такое задание. Поставьте перед ним 2-4 коробки, и пусть он рассортирует игрушки по форме, (цвету, материалу), разложив их по разным коробкам;
  3. «Сделай по порядку». Взрослый показывает 3-5 движений, ребенок по памяти в той же последовательности должен эти движения повторить;
  4. «Найди игрушку». Вы прячете какую-нибудь игрушку, а затем рассказываете ребенку, что именно спрятали. Затем ребенок ходит по комнате и пытается отыскать спрятанную вещь, а вы даете подсказки: под зеленым, на розовом, за стеклянным, перед квадратным и так далее.

Карточки с заданиями

Пожалуй, все мы знаем игру «Найди отличия». Прекрасное занятие. Для начала берем 2 картинки с набором явных отличий, которые заметны сразу. Впоследствии задание можно усложнять, доводить количество отличий до 15-20, на более поздних этапах переходя на карточки такого вида:

Дидактические игры

(игры, сделанные своими руками) такие, как:

  • Детское лото и домино;
  • Различные шифровки;
  • Лабиринты и ходилки;
  • Игра «Найди пару»;
  • Игра «Убери лишнее».

Таким образом, у вас дома должна подобраться целая картотека из карточек, которые могут использоваться для разных игр. Она будет полезна тем более, что зрительное внимание ребенка превосходит внимание слуховое, причем многократно. Научно доказан тот факт, что слуховая информация усваивается мозгом взрослого человека лишь на 20%, в то время как зрительная (в виде картинки или схемы) – уже на 60%. Это, на минуточку, взрослый человек! А что уж говорить про ребенка?

Кстати. Можете прямо сейчас пригласить своего ребенка к монитору и сыграть в игру на внимание

Вы скажете – все это сложно!

Делать тысячу каких-то карточек, потом заниматься… А можно что-нибудь попроще?
Конечно, можно!

Как насчет тренажера в режиме On-line?

Я использую сервис Викиум (Wikium) , разработанный российскими учеными. Множество развивающих игр, простые и то же время действенные методики, которые интересны каждому от дошкольника до пенсионера. Можно играть семьей.

Есть игры, специально ориентированные на развитие концентрации внимания. Для тех, кто хочет основательно поработать над собой, создан курс, который так и называется «Развитие внимания».
Вообще, сервису Викиум я посвятил отдельную

Я рекомендую тренажер Wikium всем: детям, их мамам и папам, бабушкам, дедушкам. Сайт интересный, затягивает. А развивать мозги полезно в любом возрасте. Особенно рекомендую родителям дошкольников старшего возраста, будущих первоклассников.

На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на новости блога, приглашайте друзей, делитесь новыми впечатлениями. До встречи! Юрий Окунев.

Игры для детей занимают важное место в их жизни. Играя, ребятки познают окружающий мир, получают жизненно важные умения и навыки. Самое главное, как утверждают психологи, в игре закладываются зачатки личности ребенка, развиваются его психические качества. По оценкам специалистов, те дети, которые не умеют играть, отстают в интеллектуальном развитии от сверстников.
Особенно важным в этом возрасте является полноценное формирование внимания, как основного свойства психики, и внимательности, как качества личности. Поэтому игры на развитие внимания дают хорошие результаты, особенно, если правильно подобрать их для своего ребенка. Главное для родителей при их проведении ‒ учет психологических особенностей ребятишек в разные периоды дошкольного возраста.

Какие игры помогут развивать внимание дошколят?

В педагогике представлены в большом количестве игры на внимание, поэтому при их отборе важно знать, к какому виду они относятся и с какой целью проводятся. Педагоги выделяют настольные, подвижные, сюжетные, словесные. При обучении все они являются развивающими играми и могут с успехом использоваться не только для развлечения, но и для полноценного развития ребенка.

Важно: родителям не стоит подменять игры упражнениями, хотя они зачастую похожи действиями. Отличие их состоит в том, что упражнение направлено на отработку определенных навыков, в нем присутствует обязательная техника выполнения. В игре главная цель - всестороннее развитие малыша через развлечение, введение его в окружающий мир без принуждения.

Чаще играйте с детьми в настольные игры!

Классическими играми на развитие внимания у дошкольников давно признаны всевозможные лабиринты. Их легко организовать в домашних условиях. Они развивают такие свойства, как сосредоточенность, распределение, интенсивность, устойчивость внимания. Поле для лабиринтов можно найти в детских журналах или развивающих книжках. Самым интересным вариантом будет поле, подготовленное родителями или старшими детьми. Когда ребенок освоит такую игру, он может сам принимать участие в рисовании полей и придумывании сюжетов. Лабиринт ‒ достаточно утомительное занятие для малыша, чтобы поддержать интерес к такого рода играм, нужно поддерживать детскую инициативу в придумывании сюжетов, например:

  • «Как бабочке добраться до цветочка»;
  • «Где встретятся зайчики?»;
  • «Помоги мышонку доползти до норки»;
  • «Какая дорожка приведет Красную Шапочку до бабушкиного домика?». Сюжеты могут быть разными: из знакомых сказок, рассказов, мультфильмов, из жизни животных и растений.

Взрослый раскладывает на столе игровое поле с лабиринтом, в центре располагается предмет, до которого надо добраться главному действующему лицу. Правило для старшего дошкольника: проследить путь героя глазами, младшему и среднему предлагается пройти его при помощи дорожки, прочерченной карандашом.

Еще одним подобным развлечением являются действия со всевозможными линиями: ломаными, петельками и т. д.

«Запутанные линии»

Аналогично лабиринтам готовят игровое поле, на котором рисуют запутанные линии, выводящие героев сюжета к определенным предметам. Так же как и в предыдущем варианте, сначала взрослый готовит игровые поля, а потом привлекает к этому малыша. В отличие от лабиринтов эти развлечения предполагают действия нескольких объектов: животные, знакомые сказочные герои, предметы и т. д. Их можно предлагать ребятишкам разных возрастов, но отличительным моментом будет количество линий и действующих лиц. Для малышей должно быть не более двух объектов, линии расчерчиваются разным цветом для каждого объекта. Для старших деток количество объектов увеличивается до 3-4, линии имеют одинаковый цвет.
Сюжетами могут быть сценки из жизни или знакомых произведений:

  • Помоги зверушкам добраться до своих домиков (зайчику ‒ в норку, белочке ‒ в дупло)»;
  • «Кто по какому телефону разговаривает (Карлсон ‒ по синему, Малыш ‒ по красному)?»;
  • «В какой мяч будет играть каждый мальчик (трое или четверо действующих лиц)?».

Сейчас все большую популярность набирают настольно-печатные игры с правилами. Они хороши тем, что кроме , формируют у детей усидчивость, умение довести дело до конца, соревновательные качества, логическое мышление. Все это в дальнейшем поможет успешному обучению ребенка в школе.

«Барабашка»

Игра развивает устойчивость внимания, предназначена для средних и старших дошкольников. Задание предполагает действия с несколькими предметами, а малыши еще не могут распределять свое внимание. Интереснее действовать нескольким участникам, поэтому можно использовать игру для семейного досуга. На игровом поле выкладывается предметный ряд: красное кресло, синяя книга, зеленая бутылка, серая мышка и белое привидение. Ведущий предлагает карточки с их изображениями в разных вариациях. Игроки должны быстро проанализировать карточку и выбрать нужный предмет. Если изображение не совпадает с выложенными предметами, нужно выбрать тот, который отличается всеми свойствами: цветом, формой, назначением.

«Доббль»

Увлекательная популярная игра с правилами, которая помогает развитию зрительного восприятия, внимательности. Могут играть детки разных возрастов, интересно использовать в семейном досуге. Ведущий раздает игрокам по одной карточке, остальные выкладываются стопкой вверх на середине стола. На карточках изображены по восемь разных предметов: животные, смайлики, символы, игрушки и т. д. Каждое изображение индивидуально, но на паре карт есть совпадения. Необходимо увидеть это совпадение, назвать его и забрать карту себе. Выигрывает тот, у кого больше всего соберется карточек.

«Перемешка»

Хорошо действует на интенсивность, перераспределение и устойчивость внимания, быстроту действий, зрительное восприятие. Правила игры предполагают подбор ряда из не менее семи карточек, на которых изображены вперемешку по три разных предмета: овощи, фрукты, предметы быта, животные, игрушки. Предметы повторяются в разных вариантах на 80 карточках. В центре игрового поля располагается звонок. Карточки выкладываются в произвольном порядке на столе картинками вниз. Самый младший игрок нажимает на звонок, игра начинается: каждый играющий берет карту и выкладывает ее в ряд, затем следующую. Если есть совпадения, картинки кладутся рядом, если нет - возвращаются на поле в закрытом виде. Когда собирается ряд, играющий нажимает на звонок. При правильном подборе карты остаются у игрока, а остальные участники возвращают свои карточки на игровое поле. Чем быстрее действует игрок, тем больше шансов на победу. Выигрывает тот, у кого больше всего соберется карт. На звонок можно нажимать только в том случае, если все подобрано правильно.

Подвижные игры на развитие внимание дошколят

Подвижные игры с мячами, кеглями, обручами интересны тем, что в них могут играть дети всех возрастов. Как развить внимание у детей дошкольного возраста с их помощью? Родителям при выборе развлечений стоит учитывать физическую подготовленность ребяток. Например, у малышей еще недостаточно развита моторика, мелкие движения, координация движений только формируется, поэтому маленькие мячи ловить им сложно. Старшим и средним дошкольникам предлагаются предметы более мелкого размера.
Для маленьких деток подвижные игры организуют взрослые, чтобы не было травм. Ребята постарше могут играть самостоятельно или со сверстниками. Подвижные игры лучше всего проводить на воздухе, так как для них требуется большое пространство.

Классикой стали игры с мячом, правила которых аналогичны для различных сюжетов. Они развивают не только внимательность, но и ловкость, меткость, устойчивость внимания. Движения просты в исполнении, требуется лишь только подготовить словесный ряд, в зависимости от того, какое задание собирается предложить взрослый. Ведущий бросает мяч игроку и называет слово, ребенок должен поймать мяч, если слово подходит по правилам.

«Съедобное - несъедобное»:

(банан, каша, ложка, конфета, мороженое, бумажка, огурец, помидор, камень);

«Летает - не летает»:

(самолет, воздушный шар, машина, вертолет, ракета, пароход);

«Прыгает - не прыгает»:

(кенгуру, кузнечик, медведь, белка, зайчик, лиса). Для разнообразия можно предложить детям при возврате мяча самим называть слова по правилам.

«Скажи наоборот»

Игра несколько отличается от предыдущих тем, что играющий должен вернуть мяч с противоположным словом. Поэтому играть можно со средними и старшими дошкольниками, у которых уже достаточно хорошо развит активный словарь, например: белый - черный, влево - вправо, зима - лето, высокий - низкий и т. д. Малышей обучают таким действиям постепенно, своместными усилиями придумывая слово.

«Веревочка»

Так же, как и предыдущее развлечение, формирует внимательность и наблюдательность. Ведущий крутит веревочку по кругу то выше, то ниже, предлагая ребенку внимательно следить за движением и стараться уклоняться от веревочки, приседая, подпрыгивая и т. д.

Подвижные игры без предметов также будут интересны детям и помогут решать задачи на развитие внимания у дошкольников.

«Запрещено»

Игровое задание развивает внимательность, сосредоточенность.Ведущий договаривается с ребенком, какие движения запрещены. Затем быстро показывает определенные движения, а играющий повторяет их, кроме запрещенного.

«Огуречик - огуречик»

Хорошо известная народная забава, которая очень нравится маленьким деткам. Развивает наблюдательность, устойчивость внимания. Ребенок прыжками приближается к взрослому, пока он произносит слова:

Огуречик - огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах малыш убегает, а ведущий догоняет его.

«Лапушка-кисонька»

Старинная народная забава, которая помогает развиваться наблюдательности, внимательности и сосредоточенности. Родитель располагает руки ладони вверх, а малыш прикладывает к ним свои ладошки. Взрослый легонько поглаживает детские ручки круговыми движениями, повторяя: «Кисонька, лапушка». Затем, добиваясь сосредоточенности малыша на ручках, меняя интонацию голоса, слегка хлопает по рукам маленького играющего: «Брысь под лавку!» После нескольких действий играющие меняются ролями. Как вариант игры, можно использовать потешку при поглаживании:

Кисонька - мурысонька, ты где была?
- На мельнице.
Кисонька - мурысонька, что там делала?
- Муку молола?
Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
Кисонька - мурысонька, с кем пряничка ела?
- Одна.
Не ешь одна, не ешь одна.

Игры с сюжетом на развитие внимания

Наиболее интересными и доступными для дошколят всех возрастов являются игры с сюжетом. В них дети находятся в своей привычной среде, интересные задания на внимательность только обогащают эти игры.

«Экскурсия в зоопарк»

Сюжет развивает интенсивность, сосредоточенность и распределение внимания. Взрослый для малышей сам создает игровую обстановку, а старшим детям предлагает построить зоопарк и активно принять участие в действии. Ребенок кормит животных, внимательно слушает рассказ про них, сам может принять участие в разговоре об образе жизни и повадках зверей. Возрастные различия игры состоят в подборе животных и объеме рассказа о них. Для малышей это могут быть лиса, волк, медведь, слон, обезьянка, для старших ребятишек экзотические и малоизвестные животные: коала, жираф, бегемотик.

«Наш веселый детский сад»

В такой сюжет можно играть с детьми всех возрастов, развивать у них сосредоточенность, устойчивость, наблюдательность, внимательность. Родитель предлагает для всех игрушек в доме устроить детский сад, где вместе с дошколенком ухаживает за ними, «кормит», «учит» их. В сюжете можно использовать настольные, словесные, подвижные игры, которыми ребенок занимается вместе со своими "игрушками-воспитанниками". Когда дошкольник увлекается сюжетом, действие может продолжаться несколько дней.

«Магазин»

Игра очень интенсивная, требует определенных навыков, словарного запаса, поэтому поначалу роль продавца берет на себя взрослый, старший ребенок. Играющий должен внимательно рассмотреть выставленные предметы и рассказать, какой из них он хотел бы купить. После того, как малыш освоит такой сложный сюжет, можно меняться ролями.

Роль словесных игр в развитии внимательности

Эффективным средством для домашнего воспитания могут стать словесные игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Они хороши тем, что для них не требуется специального оборудования и в них можно играть в любых ситуациях: дома, во время поездки, на улице. Для малышей такие развлечения будут трудными из-за того, что у них еще мал словарный запас, концентрация и распределение внимания только еще формируются. Старшим дошколятам подобного рода развлечения помогают совершенствовать необходимое для обучения в школе слуховое внимание и память, активизировать все свойства внимания, и главное, актуальны для развития внимательности. Родители сами знают много общеизвестных подобных игр и могут предложить их детишкам: по типу «Называем города» можно играть в имена, новые слова; «Да» и «нет» не говорите, черное с белым не берите»; «Загадки - отгадки»; «Испорченный телефончик». Интересны для ребят будут речевые развлечения и развлечения, связанные с имеющимися у них знаниями об окружающем мире, по математике, детской литературе.

«Веселые задачки»

Игра в задачки не только помогает закрепить знания о числах, но и развивает внимательность, переключение внимания, умение мыслить без опоры на наглядность. Ценно то, что игра помогает оценить уровень внимания. К такому развлечению необходима подготовка взрослого: нужно подобрать стишки соответствующего содержания или придумать самому. Примерная подборка стихотворного материала может быть следующей:

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушек.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?

У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

«Доскажи словечко»

Развлечение помогает решить многие задачи воспитания: развивает речь, мышление, устойчивость внимания.

В кране нам журчит водица, мойте чище свои … (лица).

Разгрызешь стальные трубы, если часто чистишь… (зубы).

Здоровье в порядке - спасибо …(зарядке).

Я ключом открыть не смог на дверях большой … (замок).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).

Зеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь, потому что он … (медведь).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).

В этой речке утром рано утонули два … (барана).

Организация: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функ­ций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психоло­гические и физиологические процессы, способствует организованному и целена­правленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосре­доточенность психической активности

Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывают у него различные реакции.

К основным свойствам внимания относят следующие:

Устойчивость - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте.

Сосредоточенность - способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем - размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

По активности человека в организации внимания различают три вида: непро­извольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте как раздражи­теле.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объек­те, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно де­лать.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом инте­ресов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворе­ние другого.

Но возможен и такой вариант, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если чело­век увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным . Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности. Послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Развитие внимания в дошкольном возрасте.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.

Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она «формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». У малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания, внимание мало устойчиво. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя.

На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала тигренка, а потом обезьянок», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

Значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Появляются элементы послепроизвольного внимания.

Свойства внимания формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Нарушение каждого из свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Нарушение объема внимания - невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены специально организованной работой в процессе занятий с ребенком.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Игры и упражнения на развитие внимания.

Игра «Хлопни в ладоши» .

Цель. Развивать устойчивость и переключение внимания.

Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение.
Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. Желательно проводить игру с группой детей.

Игра «Пуговицы».

Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.

Игра «Найди нужный цвет»

Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур.

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

Игра. «Слушай хлопок!»

Цель. Развивать активное внимание.

Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.

Игра «Лови – не лови»

Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.

Игра "Будь внимателен!"

Цель. Развивать активное внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Дети маршируют под музыку по кругу. Затем ведущий произносит слово, и дети должны начать выполнять определенное действие:

"Зайчик!" Дети прыгают, имитируя движение зайца

"Лошадки!" Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки!" Дети пятятся, как раки спиной.

"Птицы!" Дети бегают, раскинув руки в стороны.

"Аист!" Стоят на одной ноге.

"Лягушка!" Присесть и скакать в присядку.

"Собачки!" Дети сгибают руки (имитация движения "собака служит") и лают.
"Курочки!" Дети ходят, "ищут зерна" на полу и произносят "ко-ко-ко".

Игра "Зеваки" .

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре.

Игра «Сорока-белобока»

Цель. Развивать концентрацию внимания.

Материал: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат. Затем ребенок отворачивается. В это время убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Успей дотронуться».

Цель. Развивать переключение внимания, речь.

Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».

Игра «Муха»

Цель. Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.

Материал. Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

Игра «Обезьянки».

Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - повторяет все движения первого.

Развиваем слуховое внимание ребенка

Игра " Четыре стихии".

По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

"Земля" Дети опускают руки вниз.

"Вода" Дети вытягивают руки вперед

"Воздух" Дети поднимают руки вверх

"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

Игра «Я беру с собой в чемодан ….»

Взрослый начинает игру: "Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!"

Ребенок продолжает: "Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту."

Взрослый: "Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку"

Ребенок:":"Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш"

Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.

Упражнение «Опишите друг друга»

Два человека стоят или сидят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Выясняется, кто оказался точнее при описании друга.

Игра «Верно - Неверно»

Взрослый произносит разные фразы- верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают ).

Лед – это замерзшая вода. (Дети хлопают ).

Шерсть у зайца рыжего цвета. (Дети топают ).

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают ). И т.п.

Развиваем зрительное внимание ребенка.

1. Упражнение «Найди два одинаковых».

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

2. Упражнение "10 отличий".

На двух картинках почти одинаковое изображение. Необходимо, как можно быстрее найти 10 отличий.

3. Игра со счетными палочками или спичками .

Ребенку предлагают выложить по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

4. Игра с разноцветными бусинами.

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

5. Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

6. Упражнение «Сколько чего?»

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

7. Упражнение «Дорисуй».

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.

8. Упражнение «Корректор».

Возьмите газетные или журнальные листы с крупным печатным текстом. Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву Ж , в кружок обводить букву У .

9. «Отгадай, что я вижу.»

При рассматривании книжки с картинками начинается игра - взрослый: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями, ребенок загадывает.

Литература.

1. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. - 1974. - №12.

2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 219..

3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Текст] /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.

4. Земцова О.Н. Найди отличия развитием внимание. - М: Махаон, 2007. - 16с

5. Коломенский Я. Л. Детская психология. - Минск, Университетское, 1988. - 399с.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.; 1997. - 176с.

7. Левитина С.С. Развитие творческой активности дошкольника. - М.: Академия, 1990. - 169с.

8. Лурия А. Р. Хрестоматия по вниманию. - М.: Академия, 1976. - 261с.

9. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. - М., 1961. -32 с.

В эти онлайн игры могут играть как взрослые, так и дети от 6, 7, 8 лет и старше. Помимо развития внимания, они также развивают память, концентрацию, счет.

Тренироваться прямо сейчас

Тренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации.

1. Анаграммы

4. Пятнашки

6. Игра «Скоростное сравнение»

  1. Развивает память
  2. Улучшает внимание
  3. Ускоряет реакцию и мышление

В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки "Да" - похожа или "Нет" - не похожа.

7. Игра «Зрительный поиск»

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

8. Игра «Космос»

  1. Улучшает концентрацию внимания
  2. Совершенствует переключение внимания

Отличный тренажер для развития внимания. На картинке показывается ракета, вам нужно как можно быстрее определять, куда летит она. Игра ограничена по времени, чем быстрее и правильнее определяете куда летит ракета, тем больше пользы от тренировки и заработанных очков.

9. Игра «Фланговая задача»

Игра «Фланговая задача» похожа на «Космос» и чуть посложнее. На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше, ведь это уже начало развития внимания. Ну что, поехали?

10. Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

11. Игра «Скоростное сравнение»

  1. Развивает память
  2. Улучшает внимание
  3. Ускоряет реакцию и мышление

В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки ""Да"" - похожа или ""Нет"" - не похожа.

Игры на развитие мышления

Игры на развитие мышления, что может быть лучше? Играя, вы развиваете свое мышление. Сами не заметите, как вам станет проще решать повседневные дела, приходить к хорошему и быстрому ответу, находить рациональный путь решения. Заинтересовало? Тогда вперед, тренироваться!

12. Игра «Геометрические приключения»

  1. Развивает концентрацию внимания
  2. Улучшает переключение внимания
  3. Тренирует сообразительность

Эта игра поможет улучшить связку качеств: внимание+реакция. Старайтесь как можно быстрее отвечать на вопросы на картинке. Сначала, может быть немного сложно, так как игра старается запутать вопросами. Будьте внимательны:)

13. Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

14. Игра «матрицы цвета»

  1. Развивает непроизвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

После начала игры на экране появится поле из клеточек, каждая из которых закрашена одним из двух цветов. Ваша цель - указать какого цвета больше. Игра длится полторы минуты, за это время нужно успеть дать как можно больше правильных ответов. Чем больше правильных ответов - тем больше поле. Чем больше поле - тем больше очков.

15. Игра «Копилка»

  1. Увеличивает скорость мышления
  2. Улучшает логику и устный счет
  3. Развивает визуальный счет

На экране показаны четыре копилки, нужно как можно быстрее посчитать в какой копилке больше денег и кликнуть левой кнопкой мышки на эту копилку. Первые результаты будут видны уже после 10 минут тренировки.

Развивающие курсы

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг по следующим интересным направлениям:

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание .

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание .

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера .

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки .

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

18

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

4. «Поиграй в сыщика»

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

5. «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)

отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)

квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)

трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или ином случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

Библиография

1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

Статьи по теме: