Влияние игр на мышление и развитие ребенка. Значение игры в жизни детей

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

Екатерина Шаталова
Влияние игры на развитие ребенка. Консультация для родителей

Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. Развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность, и т. д. Формируются основные проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи- тех психических процессов, которые помогают достичь гармоничного развития личности. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетические (музыкальные, умственное (дидактические и сюжетные).

В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребенка.

Подвижные игры и их значение для ребен ка.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисе. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Современный ребенок не здоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно- психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, ещё оздоровительную нагрузку и эмоциональную разрядку. Подвижные игры учат ребенка инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладает свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Сюжетно- ролевые игры и их значение для ребенка

Сюжетно- ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет на себя определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует сделать так, чтобы роль помогала детям решать проблемы индивидуального характера (неумение организовать свою деятельность, отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое). Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справится с трудностями. Дети используют считалочки, очередность в использовании привлекательной роли. Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы. Взрослый, посредством игры должен привить ребенку жизненно важные ценности, скорректировать манеру поведения и вообще научить жизни.

Дидактические игры и их значение для ребен ка.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания на практике. Это возможно лишь в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Можно сказать, что игра - способ совершенствования приобретенных навыков и получения нового опыта. Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет- предметная игра. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное- это доброжелательное отношение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Влияние игры на общее развитие детей дошкольного возраста

Общая характеристика игры

Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего периода дошкольного детства. Элементы ролевой игры начинают возникать уже в раннем детстве. В ролевой игре, дети удовлетворяют свое стремление к совместной со взрослыми жизни, и в особой – игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - а потому что, игра вызывает качественные изменения в психики ребенка.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер, именно в игре ярко обнаруживается знаковая функция сознания ребенка.

Игровые действия, заместители дают возможность действовать с ними так, как с замещенным предметом. Поэтому – давая свое название предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые свойства предмета-заместителя. При выборе таких предметов, дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игровой деятельности, дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой, бытовой деятельности, их права и обязанности.

Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно развиваются и формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются различные виды деятельности, которые в дальнейшем приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.

Так, у ребенка начинает формироваться произвольные внимание и память. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в других условиях (в других видах деятельности).

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной

деятельности ребенка. Так как в игре дошкольник учится действовать с предметами-заместителями, а потом в свою очередь, становится основой для мышления. На этой основе ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сворачиваются, и ребенок научается мыслить о предмете и действовать с ним в умственном плане.

Таким образом, игра, в большей мере, способствует тому, что дошкольник постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя, - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра также оказывает влияние на эстетическое воспитание. Яркие красивые игрушки привлекают детей и вызывают художественно-оформленное желание играть с ними.

Влияние игры на развитие речи ребенка

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции сверстников, он будет мешать остальным детям, в результате чего может исключаться из игры, а в дальнейшем и вовсе не приниматься в неё. Именно необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие словаря и связной речи ребенка.

Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития знаковой функции речи. Она пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всей психических функций. В игре ее развитие осуществляется за счет замещения одних предметов, другими – предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и предмета-заместителя концентрирует ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысленных через замещение. Тем самым, открывается еще один путь познания. Кроме того, заместитель опосредует связь отсутствующего предмета и слова, и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначенным предметом, иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближенны к предмету. Индивидуальные условные знаки и игре берут на себя функции отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, способствует отработке знаковой функции речи. Существует взаимосвязь: "предмет" "его знак" "его наименование" обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, способствует, кроме того, развитию у детей свободного обращения с предметами и использованию их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, можно использовать как бинт, или заменить им летнюю шапочку).

Также с предметами, используемыми в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего, они легко воспринимаются и запоминаются, так как каждый предмет имеет свое название и характерному действию с ним присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого видно то, как важно стимулировать их речь за счет хорошо продуманной игровой обстановки, предоставить детям игрушки, предметы, всевозможные трудовые орудия, которые будут поддерживать, и развивать игровую деятельность а, следовательно, и обогащать запас слов и речи ребенка. Большую роль в развитии речи играют взрослые. Воспитатель не только организует обстановку для самостоятельных игр, но и должен проявлять интерес к процессу игры, давать детям новые пособия, расширять их словарный запас за счет введения в речь, новых слов и выражений, связанных с данной ситуацией, а также разговаривать с детьми об их играх, влиять на их речь.

Играющий ребенок постоянно говорит, даже в том случае, когда играет один, даже с теми предметами, которые не стимулирую к разговору (например, при манипуляции с предметами).

Особого внимания требуют подвижные игры . Они подразумевают выполнение, и соблюдение детьми определенных правил, которые составляют для них определенную трудность, особенно для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Основной путь к развитию языка, здесь лежит через доступное объяснение и повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения.

Подвижные игры создают положительный эмоциональный настрой. Двигательная активность стимулирует работу головного мозга.

Хорошо подводить детей старшего дошкольного возраста, к тому, чтобы они сами рассказывали правила игры. Следует также предлагать всем присутствующим детям, рассказать о том, как проводились игры, обсуждать их содержание и результаты.

Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок, эмоционально отзывается на неё, он оперирует знаниями, уточняет, и обогащает их.

В подвижных играх проявляются положительные черты характера: товарищество, отзывчивость, честность.

Дидактические и развивающие игры – это игры познавательного характера, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают познавательные интересы и развивают познавательные способности, развивают сенсорные способности, т.к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Они также развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь и умение правильно излагать свои мысли. Таки образом, дидактические и развивающие игры выступают как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Усвоение опыта происходит через развитие у детей: самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует проявление в детской среде лидеров, а также специфическое доведение застенчивых, малообщительных детей.

Таким образом, игра – это универсальное средство развития психики и личности ребенка в целом. Игра, являясь ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, оказывает положительное влияние на физическое, психическое, сенсорное и эмоциональное развитие ребенка. Она также способствует формированию познавательных процессов психики, развитию трудовой, бытовой и учебной деятельности, сознательности и произвольности большинства психических процессов: памяти, внимании, восприятия. В игре происходит зарождение и формирование волевых качеств личности и нравственности. Игра оказывает благотворное влияние на развитие функций речи, а также её грамматического строя и, конечно же, формирование словаря, – расширяя, углубляя и уточняя его за счет названия предметов, их качеств и свойств, способа действия с ними. Игра для дошкольника – это способ познания окружающего мира во всех его проявлениях.


Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

  • Развитие мышления

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие памяти

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

  • Развитие внимания

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры. Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

  • Развитие воображения

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Статьи по теме: