Влияние игры на развитие ребенка. Влияние игры на обучение и развитие ребенка

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны развития дошкольника (приложение В).

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / О.О. Косякова.- Москва: Феникс, 2007.-С.346

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие / В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.-С.188

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет - его знак - его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего -- исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей. Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие / В. С. Мухина. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000.- С.172

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствовани е физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствовани я речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторна я игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованнос ть игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Другая информация по теме


  • А теперь у нас кризис трех лет

  • «Как не боятся доктора?»

  • Мы спим днем… А Вы?

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

1.3 Влияние игры на развитие ребенка

Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.

У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у дитя происходит демонстративное отмежевание от детства, неизменное и активное самоутверждение. Поэтому конкретно в энергичной самостоятельной деятельности дети видят средство приближения к эталону взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

Учёба в школе занимает огромное место в жизни ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, собственного места в будущем, профессиональных целей, идеала. Знания получают необыкновенную значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ребенку расширение фактически сознания и важное место посреди сверстников. Конкретно в подростковом возрасте прикладываются особые усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Принципиальным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом просит от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и огромную эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

Огромное значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать наибольшее количество смысловых связей в окружающем мире.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Ребенок уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя просто, ориентироваться на одни только общие посылы независимо от воспринимаемой действительности. Другими словами, он может действовать в логике рассуждения.

Для более высокой ступени развития мышления нужно употреблять развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознании дитя. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таковых же свойств у дитя.

В последнее время в психологии, так же как во многих остальных областях науки, происходит перестройка практики и способов работы, в частности, всё более обширное распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых способов связано с рядом общих социокультурных действий, направленных на поиск новейших форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесновато в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: большущим потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения.

Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки личного и общественного развития, пути преодоления кризисов, методы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные пробы установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся меж технологией и этикой, личным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером заморочек, традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

По всей видимости, распространение игр разъясняется конкретно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, разных социокультурных норм, до этого всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

В собственной работе учитель должен опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников обучаться. Обратимся к книге группы авторов "Формирование мотивации учения", где довольно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Мотивы самообразования - активное рвение ребенка к самостоятельным формам учебной работы, возникает энтузиазм к способам научного мышления. Более зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с иным человеком, овладение оптимальными методами этого сотрудничества в учебном труде. Ребенку доступны самостоятельная постановка не лишь одной задачки, но и последовательность нескольких целей, причем, не лишь в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

Первостепенное значение придаётся пониманию, передачи содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря языка служат этой цели. Предметной основой обучения может быть любое содержание (грамматика, лексика, конкретная тема). Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент общения доминирует над другими элементами языка.

Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые "фонетические, лексические, грамматические сказки". Фонетическую зарядку можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.

В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.

Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней укрыто либо открыто ставится мишень познать новое, то есть верно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личных свойств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет огромное значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, сформировывает волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений меж детьми.

Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой отлично раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…" отменная и верно организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

В педагогической литературе есть разные виды игр, и любая имеет свою характеристику и классификацию. Более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учесть некие происшествия: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в разработке условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Игра учителем-педагогом употребляется не лишь в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе.

Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии очень принципиальна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, узнаваемый отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение данной технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков роли в развивающих играх. О результатах внедрения развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских профессионалов, которые отмечают, что эта разработка дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

Статьи по теме: