Цель маршрутной игры в доу. Маршрутная игра для мам. Игра называется: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор»

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

В чём заключается игровая деятельность по ФГОС

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире

Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Значение

Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Цели и задачи

Игра способствует развитию речи ребёнка

Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе речь;
  • способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

  • знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
  • общефизическая подготовка;
  • выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
  • подбор игрового материала;
  • правильная организация и проведение игр.

Принципы и формы игры

Дети должны чётко понимать правила игры

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Программные документы

  • Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить

  • креативный подход воспитателя к работе;
  • выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
  • учёт личностных качеств играющих;
  • хронометраж.

Используемые игры можно разделить на две группы:

  • с фиксируемыми правилами (например, лото);
  • свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).

Список приёмов по ФГОС

Физическое развитие малышей также реализуется через игру

По ФГОС игры делятся на:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах

Видео: «Путешествие» для старшей группы

Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.

Современные виды игровой деятельности

Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10

Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:

  • игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
  • игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).

Игровая образовательная ситуация

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:

  • незамысловатый сюжет, который требует много времени;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • направляющая роль воспитателя.

Типы ИОС

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

  • использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
  • связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
  • ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

Примеры

Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»

Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе

Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»

Суть социо-игровой технологии

Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

  • Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
  • Движение и активность.
  • Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.

Формы

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

  • Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
  • Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
  • Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
  • Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
  • Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Примеры социо-игровой активности

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников

Компьютерные игры

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Примеры

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

  • «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
  • «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
  • «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Как провести правильный анализ?

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка

Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

  • организационный компонент;
  • деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
  • деятельность ребёнка.

Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»

Аспект анализа Критерии анализа Оценка
Да Нет Частично Другое
Организация и проведение игры Соответствие целей задачам группы
Соответствие уровню развития детей
Соответствие программе
Соответствие санитарным нормам
Соответствие материально-технической базы условиям игры
Деятельность воспитателя Разнообразие приёмов для решения задач игры
Соответствие приёмов возрасту малышей
Правильность применения приёмов
Деятельность детей Усвоение содержания игры
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия)
Соответствие поведения условиям занятия
Соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.

Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

В преддверии праздника все мамы получили приглашение на неформальное родительское собрание.

Уважаемая _________________________.

Приглашаем Вас на неформальное родительское собрание, посвящённое Дню Матери.

Отдохните от дел ненадолго, приходите к нам в школу, в наш класс.

Будем рады всех видеть сегодня, а ещё есть сюрпризик для Вас.

Классный руководитель, учащиеся 5 "А" класса.

На входе мам встречают дети, вручают подарки, приготовленные к празднику своими руками, и провожают в зал.

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие наши мамы, предлагаем отдохнуть,
И в игре, что мы придумали, уменьями блеснуть.
Мы с ребятами сейчас проведём её для вас,
Не смущайтесь, не теряйтесь, по маршруту отправляйтесь!
Выполняйте все заданья, заработайте признанье!

Прошу Вас получить маршрутные листы, в соответствии с которыми Вы должны сегодня пройти маршрут, блеснуть своими знаниями и умениями, получить максимальное количество баллов. Когда прозвенит звонок, Вы можете пройти на первую станцию, там Вас встретят дети и объяснят, что необходимо сделать. После следующего звонка дети поставят в маршрутный лист баллы, заработанные Вами, и Вы переходите на следующую станцию в соответствии с Вашим маршрутом.

Мамы отправляются в путь. На станциях, которые располагаются в различных кабинетах школы, их встречают дети. Под их руководством мамы должны выполнить задания.

Станция "Лучшая няня".

Слово ведущего.

Лучше мамы няньки нет, это всем известно,
Посмотреть на это нам очень интересно.
Вы должны на нашей станции ребёнка спеленать,
Если что-то подзабыли, то придётся вспоминать.

На этой станции приготовлены куклы больших размеров, пелёнки, подгузники, чепчики. Мамы должны аккуратно запеленать "малыша", а потом распеленать его. При этом они должны обязательно сопровождать свои действия рассказом. Оценка выставляется за качество выполненных "работ".

Станция "Мама - хакер".

Слово ведущего.

Компьютер нам, как вам кастрюля, но чтоб от жизни не отстать,
Должны вы тоже разбираться и это чудо понимать.
Задание совсем простое, сесть, разложить пасьянс "Паук",
Тогда мы с гордостью заявим: компьютер - он и мамин друг!

Эта станция располагается в компьютерном классе, если есть возможность и учитель информатики пойдёт навстречу. На экране открыт пасьянс "Паук". Мамам предлагается разложить пасьянс из карт одной масти. Если мамы не имеют представления о том, как это делается, то дети объясняют правила. 10 баллов, если пасьянс разложен полностью, 5 баллов - если не до конца.

Станция "Лучшая хозяйка".

Слово ведущего.

Мама, как золушка в доме любом, трудится вечером, утром и днём,
Чистит и моет, и убирает, и после работы покоя не знает!
Чтоб настоящей Золушкой стать, надо крупу по сортам разобрать.
Времени зря не теряйте, вот вам крупа, разбирайте!

На этой станции для мам приготовлены различные крупы или семена. Участницы должны разложить разные виды по разным вазочкам. Оценка выставляется за качество и количество разобранных семян или крупы.

Станция "Самая спортивная".

Слово ведущего.

Чтобы всюду успевать, форму надо поддержать,
Призываем наших мам: спорт поможет в этом вам!
Надо проскакать сейчас вам всего лишь десять раз,
Да в корзину мяч забросить - вот задание для вас!

Эта станция располагается в спортивном зале, если есть такая возможность, и учитель физической культуры пойдёт навстречу. Мама предлагается проскакать на скакалке как можно дольше, забросить баскетбольный мяч в корзину (учитывается количество попаданий из 10 попыток), и покрутить обруч как можно дольше. Баллы начисляются за количество выполненных прыжков, попаданий и оборотов обруча.

Станция "Самая творческая".

Слово ведущего.

Чтобы в детях своих творчество по мере сил развить,
Надо вам самим почаще что-нибудь, да сотворить!
Сотворите-ка сейчас вы мозаику для нас!
Вот вам пазлы, начинайте, думайте, не подкачайте!

На этой станции для мам приготовлены наборы паззлов, которые они должны сложить. Баллы начисляются за количество правильно выложенных паззлов.

Станция "Самая музыкальная".

Слово ведущего.

Штука уникальная - мама музыкальная,
Музыку всю знает, деток понимает.
Можем ночью, можем днём слушать музыку вдвоём,
Кто все песни угадает, тот у нас и побеждает!

На этой станции мам ожидает диджей, который включает для них мелодии песен. Мамы должны угадывать название песни или строку из неё. Оценка выставляется за количество угаданных мелодий.

Станция "Лучшая бывшая ученица".

Слово ведущего.

Чтобы ваш ребёнок в школе мог достойно успевать,
Вам приходится уроки ему делать помогать.
Мы проверим, кто из вас выполнит урок сейчас,
Математика и русский - и, пожалуй, хватит с вас.

Здесь мамам предлагается небольшой диктант, позволяющий проверить грамотность и несколько ребусов. Баллы начисляются за количество правильно выбранных слов в диктанте и за количество угаданных ребусов. Диктант и ребусы в приложении 1.

Станция "Дешифровщик".

Слово ведущего.

Очень часто так бывает, дети что-то, да скрывают,
Ведь у них свои секреты! А вам нужны на всё ответы.
Что ж, учитесь понимать, чтоб наши тайны раскрывать.
Предлагаем для начала этот ребус разгадать.

На этой станции мамам предлагается расшифровать приветствие, которое увидел помощник капитана Врунгеля на флагах встречной шхуны. Если оно расшифровано верно, то 10 баллов. Если не до конца, то 5 баллов за участие. Шифровка в приложении 2.

После прохождения всех станций мамы и дети собираются в зале.

Слово классного руководителя.

Вы прошли достойно тут очень трудный наш маршрут,
Отдохните, а ребята сейчас итоги подведут.
Все старались, как могли, с полдороги не сошли,
Все достойны Вы наград, ждём решения ребят.

Пока дети подводят итоги, классный руководитель приглашает родителей на чаепитие, в ходе которого можно обсудить проблемы, высказать пожелания, поговорить по душам. После подведения итогов всем мамам вручаются грамоты за активное участие в игре.

Конспект.

Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности.

Методика организация и проведения подвижных игр в детском саду.

Цель подвижных игр.

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка. Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки.

Цель подвижных игр - это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психо0эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Игры подвижные: методика Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. Образовательные. Эта цель достигается созданием процесса.

Задачи подвижных игр Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях. Развитие креативных возможностей и физических качеств. Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успеха игры необходимо учитывать Сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей. Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года. Использование разных приемов выбора детей на ведущие роли. Вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении. Классификация подвижных игр Сюжетные Бессюжетные Игры –забавы Спортивные игры Подбор и описание подвижных игр Игры малой подвижности Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.) .

« Совушка, сова»

Дети изображают маленьких птичек, один из детей "сова". Водящий произносит: "утро, день, вечер, ночь!" "Птички" летают, клюют зернышки, чирикают и т.д. Со словами "ночь" все замирают, вылетает "сова", которая до этого спала в своем гнезде. Тех ребят, которые издавали звуки и шевелились "сова" забирает в свое гнездо.

«Фигуры»

По сигналу водащего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговаривариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.

«Море волнуется»

По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

Вариант игры.

Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:

"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.

Игры средней подвижности Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению.

Игра "Попади в шар"

Задачи:

Оборудование: игровое поле, биток, шары большого размера.

Правила игры.

В игре могут принимать участие более 2 человек. Дети по очереди прокатывают биток таким образом, чтобы выбить шар из игрового поля без использования кия.

Усложнение. Дети выбивают шар в определенный сектор или на определенное поле, набирая наибольшее количество очков.

Игра "Очки"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера.

Правила игры. Одним ударом битка разбить все шары из центра по всему игровому полю. После их остановки подсчитать количество очков. Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество очков. За шары, скатившиеся с игрового поля, засчитываются как 0 очков.

Игра "Выбей шар"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера от 2 до 6 поровну на каждого участника.

Правила игры.

В этой игре могут участвовать 2 или 4 человека. Каждый игрок на своем секторе размещает по несколько шаров. Биток прокатывают по очереди все игроки, стараясь выбить из сектора соперника как можно больше шаров. Выигрывает игрок, первый выбивший все шары соперника.

Игры большой подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
У медведя во бору

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Раздувайся пузырь

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Можно играть вдвоем, втроем или с большим количеством людей. Беремся за руки, образуя круг. Сначала, стоим как можно ближе друг к другу, а затем расходимся, расширяя круг, и говорим: «Раздувайся пузырь (или шарик), только смотри, не лопни. Раздувайся, только не лопни…не лопни...». Расходимся так, на сколько позволяют руки, и затем «разрываем» пузырь: «Бах! Лопнул пузырь!»

В качестве одного «человека» в эту игру можно взять куклу или мишку.

Если ребенок не знает, что такое пузырь или шарик, целесообразно сначала показать ему, надув мыльный пузырь или воздушный шарик. Тогда игра приобретет смысл.

В кладовой завелись мыши

Дети изображают мышей. Мышки сидят на стульчиках или скамьях по одну сторону площадки. Каждая в своей норке. На противоположной стороне площадке натянута верёвка на высоте 50-40 см. Это лаз в кладовую. Сбоку от играющих сидит кошка-воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, нагибаются и подлезают под верёвку. В кладовой мышки садятся на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит гонять мышей. Мышки убегают и прячутся в своих норках. Кошка, разогнав всех мышей ложиться подремать на солнышке. Игра продолжается.

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах 2-ая младшая группа Организация игр с более сложными правилами Рекомендуются игры с текстом Педагог играет вместе с детьми Использование атрибутов Средняя группа Усложнение условий игры Педагог распределяет роли среди детей Поручается роль ведущего детям Используется образный рассказ Старшая группа Использование более сложных движений Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям Под руководством педагога выбирают водящего в игре Подготовительная к школе группа Педагог обращает внимание на качество движений Ставятся задачи для самостоятельного решения На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил Самостоятельно выбирают водящего считалочкой Использование спортивных игр, эстафет Структура проведения подвижных игр Сбор детей на игру Создание интереса к игре Организация играющих, объяснение игры Определение ведущего Проведение игры Окончание игры и подведение итогов

Сюжетные игры

Тема: «Семья»

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.

Предварительная работа.

Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».

Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».

Игровые роли:

1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.

2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.

Примерный ход игры.

Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.

Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).

А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».

Распределение ролей, развитие сюжета.

Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).

В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?

Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).

Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).

Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).

Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь) .

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Итог игры.

Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цели: Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала; закрепление названий медицинских инструментов. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей реализации игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей. Воспитание уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом. Развивать умение брать на себя роль.

Материал и оборудование : Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, посуда чайная для кафе, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины.

Игровые роли . Врач в поликлинике, врач скорой помощи, медицинская сестра, санитары, шофёр, работник аптеки, работник кафе, работник зоопарка.

Ход игры

Игровая мотивация . Дети, посмотрите, какую современную поликлинику нам построили. Вот здесь расположен кабинет врача для приёма больных, а это процедурный кабинет для лечения больных. Здесь лечит больных медицинская сестра. А здесь находится пункт скорой помощи, здесь принимают вызов от больных. На машине скорой помощи врач выезжает на вызов больного для оказания медицинской помощи. А вот это «Аптека». Здесь больные могут купить необходимые лекарства. А это «Кафе». В ожидании своей очереди, больные могут попить горячий кофе и чай, съесть горячие пирожки. Дети, сегодня отдел кадров ведёт приём на работу в поликлинике. Среди вас есть желающие работать в поликлинике? (ответы). Тогда подходите ко мне, я буду принимать на работу всех желающих.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель спрашивает, кем ребёнок хотел бы работать в поликлинике? Если роль уже отдана другому ребёнку, воспитатель предлагает другую. Важно, чтобы в ходе игры, дети менялись ролями.

Дети, занимайте свои рабочие места. (Обращается к ребёнку, получившего роль врача) . Карина, разреши мне, пожалуйста, побыть немного врачом, а ты побудешь моим помощником? (Карина соглашается). Дети занимают свои игровые места, одевают халат и шапочки. Подходят первые больные с куклами.

Воспитатель . Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? (Ребёнок рассказывает, что кукла Катя простудилась, у неё высокая температура и кашель.). Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У кати температура 39 градусов – это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание у Кати. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите а аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

Больной с куклой уходит в аптеку, покупает лекарство и идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных, ставит уколы. Воспитатель говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает другой ребёнок. Принимает больных.

В скорую помощь звенит звонок из зоопарка. Врач скорой помощи берёт трубку и слушает. Работник зоопарка говорит, что медвежонок играл, бегал и упал, теперь лежит и не встаёт. У него наверное сломана нога. Нужна медицинская помощь. Врач скорой помощи выслушивает по телефону, затем берёт чемодан с медицинскими принадлежностями и на машине отправляется с санитаром в зоопарк. В зоопарке осматривает ногу медвежонка, накладывает лангету на ногу и говорит, что нужно делать срочно рентгеновский снимок. Работник зоопарка с санитаром кладут медвежонка на носилки и увозят медвежонка в больницу. В больнице делают рентгеновский снимок. У медвежонка перелом. Накладывают гипсовую повязку и отвозят обратно в зоопарк. Укладывают медвежонка в постель и дают ему мёда.

Игра продолжается. Больные приходят на приём к врачу. Покупают в аптеке лекарства. Медицинская сестра делает уколы. Больные в кафе пьют чай с малиновым вареньем и горячими пирожками. Укладывают больных кукол в постель, дают таблетки.

Воспитатель по ходу игры наблюдает, незаметно подсказывает, направляет. Когда куклы уложены в постель, говорит, что рабочий день закончился.

Бессюжетные игры
Догоните меня

Описание . Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению . Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.

Ак суйек

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость - знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!

После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость - Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей!

Игры – забавы

Тушки-тутушки».

Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:

Тушки - тутушки,

С творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Дружок!

Наверняка вашему малышу понравится игра «Кулачки». Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке - годок!

(Нашему Мишеньке - годок!)

Еще одна несложная игра для маленьких детей - «Курочка кудахчет». Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

Ай, куда, куда, куда,

Ай, подай ее сюда!

Хорошо известную всем игру «По узенькой дорожке» можно разнообразить следующими вариантами.

«Прокачусь по льду».

Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:

Прокачусь-ка я по льду,

Ни за что не упаду!

Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

Хлоп! - на лед!

Ах, не везет!

Еще один вариант этой игры - «Рыжая лисица»:

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку бух!

Орамал

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот - следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В данной статье описано, как с помощью маршрутной игры развивать инициативу и самостоятельность дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутная игра

как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Светлолобовский детский сад «Сказка» № 7

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, а так же когда необходимо это делать, нужно определиться с данными понятиями. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы. Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели.

Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра), самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.

Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.

Хочется привести пример заключительного мероприятия - развлечения месяца для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период. Участниками мероприятия выступали воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.

Остановимся подробнее на этапах работы:

  1. Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).

Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.

В процессе подготовки принимали участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.

  1. Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).

С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?», оформлены памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры. Многие родители были привлечены в качестве участников.

  1. Создание предметно-пространственной среды

На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.

  1. Изготовление необходимых атрибутов игры

Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике. Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.

  1. Проведение игры.

В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование разновозрастных команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.

Детям было предложено найти спрятанный Бармалеем настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересное задание: отобрать полезные продукты на ужин для моряков, поймать рыбку в океане, также ребятам приходилось состязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т.д.

На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в заброшенном тереме, на сказочном острове, в котором жил Бармалей. Детям необходимо было освободить терем от Бармалея. Ребята выполняли все задания Бармалея и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.

  1. Анализ.

При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые требования:

  • содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;
  • сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;
  • точно продуманы и составлены маршруты движения команд.

Очень ценно, по моему мнению, то, что группы разновозрастные. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Конечно, социализация детей и передача опыта от старших к младшим происходит стихийно, но в условиях педагогической организации этого процесса достигаются значительные социализирующие результаты, воспитательные и развивающие эффекты. Младшие дети получают опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдают за работой старших ребят, анализируют и соотносят результаты проведения дел. Старшие ребята становиться наиболее ответственными, инициативными.

Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает .

Литература

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011 -№4. - с.58-60.
  2. Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 30-32.
  3. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание № 4,2009.
  4. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.

Интернет-ресурсы:

  1. «Методика проведения игр на местности» https://summercamp.ru/Методика_проведения_игр_на_местности

  1. Пономарева А.А. Статья « Проектирование технологий организации преемственности в деятельности детско-взрослых сообществ» https://dolschool14.ru/nauchrabota/26-statya-ponomareva-a-a


Сценарий игры по станциям для всех групп детского сада

Игра по станциям "Поиски спрятанного сокровища"

Цель : способствовать творческим проявлениям детей, формированию навыков культурного отдыха.
Задачи :1.Доставить детям удовольствие, дать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.2.Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, умение работать в команде.Детей всех групп встречает на спортивной площадке детского сада Пеппи-Длинный Чулок.
Пеппи: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались здесь, для того чтобы поиграть. Вы любите игры? А вы когда-нибудь искали сокровища? Ребята, на самом деле я пришла к вам за помощью. Помогите мне найти клад, который где-то здесь зарыли пираты.
Но всё не так просто. Эти пираты разорвали карту на 20 кусочков , а чтобы эти кусочки собрать, вам надо пройти 5 испытаний . Если мы найдем все кусочки карты, то сможем ее собрать и узнать точное место, где зарыты наши сокровища!
Пеппи раздает каждой группе маршрутный лист, на котором написаны станции и порядок их прохождения. На прохождение одного испытания даётся 10 минут. Если дети справились с заданиями, то группа получает один кусочек карты.
Младшая группа:
1.Загадочный остров
2.Музыкальный Остров
3.Сказочный остров
4.Спортивный остров
5.Остров Великих мастеров
Средняя группа:
1.Сказочный остров
2.Загадочный остров
3.Спортивный остров
4.Остров Великих мастеров
5.Музыкальный Остров
Старшая группа:
1.Спортивный остров
2.Остров Великих мастеров
3.Музыкальный остров
4.Загадочный остров
5.Сказочный остров
Подготовительная группа:
1.Музыкальный остров
2.Спортивный остров
3.Остров великих мастеров
4.Сказочный остров
5.Загадочный остров

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ
Детям дают прослушать музыкальные фрагменты, а они должны отгадать как называется песня (или какие-то слова из этой песни) и из какого мультфильма.
Дети должны станцевать танец под предложенную музыку.

ОСТРОВ МАСТЕРОВ
Младшая группа: аппликация «Оденем девочку и мальчика на прогулку.
Средняя группа:аппликация «Бабочка-красавица»
Старшая группа:оригами «Птички – невелички» (журавль)
Подготовительная группа: модульное оригами «Тюльпан»

ЗАГАДОЧНЫЙ ОСТРОВ
Детям загадывают загадки.

Младшая группа:
1.Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).

2.Он сидит послушный очень
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).

3.Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит,
Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).

4.У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья –
Как зовут её - (свинья).

5.Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

6.Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).

7.Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).

8.Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).

9.По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).

Средняя группа:
1.У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья - Как зовут её - (свинья).

2.Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).

3.Он твердит одно - га-га, Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь, Ну конечно это - (гусь).

4.Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, Как зовут его - (медведь).

5.Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала, Как зовут её - (пчела).

6.Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).

7.Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это - (волк).

8.Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,
Серый, белый и косой, Кто скажите он такой - (заяц).

9.Он серый, большой, На четырёх столбах,
Посмотришь на него, И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он? Ну конечно это - (слон).

10.Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев, Скажите, кто же это - (лев).

11.Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны).

Старшая группа и подготовительная:
Загадки с подвохом:
1.Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с…(не с мясом, а с орехом или джемом)

2.Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в…(не кастрюлю, а в чашку)

3.Во дворе трещит мороз -
Шапку ты одень на…(не на нос, а на голову)

4.День рожденья на носу - испекли мы…(не колбасу, а торт)

6.Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…(не валенки, а босоножки)

7.На базар идут старушки
Покупать себе…(не игрушки, а продукты)

8.На уроках будешь спать - за ответ получишь…(не пять, а два)

9.Слышала вся улица как мычала...(не курица, а корова)

СПОРТИВНЫЙ ОСТРОВ
Младшая группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на двух ногах (обручам), затем пролезть через дупло (дугу).

Средняя группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на двух ногах (обручам), затем пролезть через дупло (турник).

Старшая группа:

Подготовительная группа:
Пройти полосу препятствия: пройти по мостику и не упасть, затем пропрыгать по кочкам на одной ноге (обручам), затем пролезть через дупло (турник).

СКАЗОЧНЫЙ ОСТРОВ
Младшая группа:
1) Игра «Волшебная палочка». (Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть свою самую любимую сказку).
2) Отгадайте сказочную загадку, я буду начинать, а вы помогайте:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под… (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зеленая …(лягушка).
Рад и побегайчик –
Длинноухий… (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко –
И кабан туда попал,
И лиса, и ….(мишка).
Всем хватило места в нем –
Вот какой чудесный… (дом)
Как он называется? (его дедушка потерял) (Рукавичка)
3) Игра «Превращалки»: превращение детей испуганных мышек, в весёлых лягушек, нахмуримся как мишки, потрясёмся под кустиком как зайчики, превратимся в лисичку-плутовку: она смотрит по сторонам, озирается, чтобы её никто не увидел.

Средняя группа:
Игра«Узнай сказку по отрывку».

1.Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.(«Снегурочка»)

2.А дорога - далека,
А корзинка - нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.(«Маша и медведь»)

3.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(«Сестрица Аленушкаи братец Иванушка»)

4.У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?..(Буратино)

5.Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.(Карлсон)

6.Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три медведя)

7.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

8.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок).

9.Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".(Золушка)

10.Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка)

Старшая и подготовительная группы:
1.Конкурс: «Перепутанные названия сказок – перевёртыши»
«Домик-домок» - Терем-теремок
«Прекрасный цыплёнок» - Гадкий утёнок
«Лягушка-домоседка» - Лягушка путешественница
«Мышь в туфлях» - Кот в сапогах
«Принц на тыкве» - Принцесса на горошине
«Утки-селезни» - Гуси-лебеди

2.Ребята, а теперь, давайте отгадаем, кто прислал мне телеграммы, из какой сказки персонажи:
«Спасите! Нас съел серый волк…» (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…» (мышка из сказки «Курочка-ряба»)
«Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите…» (Муха-Цокотуха)
«Прибыть на ваш остров не могу, от меня убежали брюки…» (грязнули из «Мойдодыра»)
«Очень устала так как была в гостях у медведей…..» (Маша из сказки «Три медведя»)
«Иду к больной бабушке по лесу и несу пирожки и горшочек с маслом… (Красная шапочка)
«Помогите, за мной гонятся бандиты и хотят забрать 5 золотых монет…(Буратино, сказка «Золотой ключик)
«Эй вы звери, выходите, Крокодила победите,Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил…» (2 барана из сказки К.Чуковского «Краденое солнце»)
«Не сможем прибыть к вам на остров, так как сидим втроем в каменном доме и прячемся от волка…» (Три поросенка)
«Я не смогу к вам попасть на остров, так как у меня больше не осталось ни одного волшебного лепестка, последний потратила на мальчика Ваню…(девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

После того как дети пройдут все испытания и соберутся на спортивной площадке Пеппи предлагает собрать из кусочков «Карту, где отмечено место спрятанных сокровищ». Все вместе дети собирают карту и находят указанное место, где надо выкопать клад. От каждой группы выходит один представитель (самый активный) и вчетвером дети вырывают сундук со спрятанными в нем сладостями.
Пеппи благодарит детей за помощь и уходит.

Статьи по теме: