Детские игры 70 х годов. "Море волнуется раз"

Решила немного поностальгировать. Всем, рожденным в СССР, посвящается. Очень классная тема, приятных вам воспоминаний!

Рассказывает блогер Алексей Мараховец: Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы… Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было «Одноклассников», благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.

То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Войнушка
Помните, «тай-тай налетай, кто в войнушку играй!»? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии «нашинских» и «ненашинских», вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось «та-та-та! Ты убит» - «Нет, ты меня только в руку ранил!!» - «А я как будто из последних сил...». - «Четыре-четыре, я на перерыве» - «Пять-пять - я в игре опять» и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё «оружие» за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.



Зарница
В пионерских лагерях «войнушка» приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы («До первой крови»). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Вышибалы
В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.



Лягушки
В «Лягушки» в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Горячая картошка
Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга - «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг, а игрок, кидавший мяч, садится в центр.


Пионербол
Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Квадрат
Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.
1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч «до» и «после» (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два - игроки, находящиеся по диагонали друг к другу - считаются союзниками и имеют общий счет.




Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл
Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова «КОЗЁЛ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся «козлом». Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось «подлянками»:)

Двадцать одно
Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Штандер-стоп
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)
Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам – суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов – простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает – сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем «Хали-Хало».

Собачки
Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки «собачке» - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность «Горячей картошки».

Сифа
Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее «снаряд», тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком «Сифа!» (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого «сифы» врассыпную. Задача «сифы» - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.




Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать «сифаком»…

Городки, клёк.
Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек.



Секретики
Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек
Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и «выручать» не только себя, но и уже «застуканных» игроков.



Прятки
Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается «Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...».

Море волнуется раз...
Детсадовская игра, где после слов ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!», участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери
Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.



Снежки
Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки
Вариант «войнушки», только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, «Белизны»), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички
Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - «земельки», «танчики» и так далее. Цель игры «земельки» - «отвоевать» у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и «отрезали» земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:



Догонялки
Без комментариев:)

Царь горы
Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся…


Классики
Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.



Казаки-разбойники
Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда («разбойники») пряталась, а другая («казаки») её искала, используя подсказки «разбойников» в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко
Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки со словами: «Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю» и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное
Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.

Камень-ножницы-бумага
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.

Рыбак и рыбка
Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки
Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер («под попой»)
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.
Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

Специально не упомянул тут еще несколько известных игр, надеюсь, вы их сами вспомните:)
А какие игры были самыми популярными в вашем дворе? Играют ли ваши дети в эти игры сейчас?

До наступления эры домашних игровых приставок и компьютеров, дети и подростки всего мира просаживали тонны мелочи на игровых автоматах. Популярность игровых залов была так велика, что иногда, чтобы поиграть, нужно было выстоять длинную очередь! Многие из этих игр стали настоящими символами эпохи 80-х, и сегодня мы познакомимся с 10 самыми известными!

Donkey Kong (1981)

Nintendo, Япония

Эта игра знаменита тем, что в ней впервые появились два любимых персонажа компании Nintendo – горилла Данки Конг и усатый водопроводчик Марио, который до сих пор является официальным символом фирмы.

Впрочем, цельный образ героя тогда ещё не сложился, и в игре он зовётся просто Прыгун (Jumpman), а его профессия не водопроводчик, а плотник. Дело в том, что по задумке героями игры должны были стать моряк Попай, его девушка Олив и силач Блуто. Разногласия Nintendo с King Features Syndicate дали жизнь сразу двум чудесным персонажам, каждый из которых впоследствии получит свою серию игр!

Игровое поле представляет собой некую заброшенную стройку со стальными балками, лестницами и бочками. Всё это изрядно разрушено Данки Конгом, поэтому часть лестниц сломана и никуда не ведёт, а балки погнуты. Герою необходимо добраться до верха, чтобы спасти принцессу, в то время, как коварный Конг будет забрасывать его бочками.

В истории видеоигр Donkey Kong известен как один из самых первых платформеров. До него в этом жанре были только Space Panic и Apple Panic.

Galaxian (1979)

Namco, Япония

Космическая стрелялка «Galaxian» построена по тому же принципу, что и более ранняя игра Space Invaders фирмы Midway и задумывалась как её усовершенствованный конкурент.


Перед нами предстаёт та же армада инопланетных кораблей (космических мух), которые обстреливают наш корабль (кстати, его название - Galaxip). Но, в отличие от Space Invaders, армада эта находится в постоянном движении, что создаёт дополнительную трудность попадания.


Также время от времени корабли противника начинают идти на таран, атакуя наш Galaxip и яростно его обстреливая. Как только вражеский корабль уходит за экран, его место занимает новый.

Хотя Galaxian и не была первой цветной игрой, в её графике было много новшеств – движущийся фон со звёздным небом, анимированные спрайты, цветные шрифты и, конечно же, очень «живые» взрывы! Кроме того, в ней было «двойное» музыкальное сопровождение - фоновая мелодия и озвучка эффектов.

Frogger (1981)

Konami, Япония

Игрок управляет лягушкой, которая должна пройти экран снизу доверху и попасть в один из своих домиков.

Для этого ей нужно преодолеть дорогу с движущимися в обе стороны машинами, среди которых есть грузовики, автобусы, легковые машины, бульдозеры, мотоциклы, велосипеды и прочий транспорт – каждый со своей длиной и скоростью.


Выше находится речка, с плывущими по ней брёвнами, аллигаторами и черепахами. Игра идёт на время, и лягушке нужно двигаться всё быстрее, чтобы успеть пересечь поле пока не вышло время.

Чтобы пройти этап, надо поочерёдно занять лягушками все пять ячеек, после чего автоматически начинается новый этап с более плотным и быстрым трафиком, с более быстрой рекой и с большим количеством врагов.

Asteroids (1979)

Цель игры – уничтожать астероиды и летающие тарелки, избегая столкновения с их обломками. Игрок управляет треугольным космическим кораблём, который может вращаться вправо и влево, но стрелять только вперед. При смене курса, корабль меняет направление, которое сохраняется пока игрок снова не сменит курс. Выйдя за пределы экрана, корабль появляется с противоположной стороны. Как и любое космическое судно, он обладает определённой инерцией – ему сложно быстро разогнаться и немедленно остановиться.

Графика построена только из примитивов – точек, линий и многоугольников, белых на чёрном фоне. Она довольно бедная, но при этом математика движения фигур, корабля и летающих тарелок высчитана безупречно, что превращает недостатки графики в особую концептуальность - играть в Asteroids совсем не скучно! Стоит отдать должное и качественной озвучке - особенно здорово передан звук двигателя, когда корабль набирает скорость! Подстреленный корабль разлетается на линии из которых состоит.


Кроме того, в духе сериала «Звёздный путь», игрок может перевести корабль в гиперпространство, чтобы исчезнуть и появиться в случайном месте экрана, но при этом есть риск удариться об астероид и погибнуть.

В игре было заложено несколько ошибок – она замедляется, когда игрок набирает 50-100 жизней, а набрав 250 жизней, можно и вовсе «потерять» игру.

Q*bert (1982)

Gottlieb, США

Кью*берт – носатый колобок с ножками, обитающий в параллельном пространстве. Его мир состоит из кубов. Игра - один из первых «изометрических» платформеров, где с помощью 2D-графики было создано псевдо-объёмное пространство. Цель игры - изменить цвет каждого куба, напрыгивая на него сверху. При этом нужно уворачиваться от препятствий и врагов: змейки Coily, фиолетовой свиньи, гремлина и зелёных монстров.

На первый взгляд игра кажется простой, но с каждым новым уровнем в неё добавляются препятствия – например, кубики, на которых персонаж уже побывал, при повторном касании меняют цвет обратно, или же его меняют враги. Всякий раз, когда Кью*берта ловит враг, он «ругается» - над его головой, как в комиксах, появляется облачко прямой речи: «@!#?@!».


Помимо изометрической графики, новаторством стало и применение синтезатора речи. Впрочем, из-за несовершенства чипа Vortax, слов было всё равно не разобрать, и разработчики решили наделить персонажей не человеческим, а «инопланетным» языком, что придало игре ещё больший колорит.


Корпус игрового автомата Q*bert, содержал соленоид, который при падении персонажа с пирамиды издавал глухой стук, имитируя звук падения, что придавало реалистичности игровому процессу.

Кризис игровой индустрии 1983-го года положил конец популярности Q*bert, и игра вышла из моды. Дальнейшие попытки выпустить новые версии к успеху не привели. Вторую жизнь Кью*берт получил на телевидении, как персонаж популярного детского телешоу.

Defender (1980)

Williams Electronics, США

Действие игры происходит на вымышленной планете, где игрок должен отражать волны вторжения инопланетян, защищая мирные города. Пролетая над меняющимся ландшафтом, корабль игрока должен уворачиваться от столкновения с атакующими его пришельцами, уничтожая силы неприятеля.


Хотя Defender и не был первым горизонтальным скроллером, но это был первый шутер с горизонтальной прокруткой.


Стиль игры вдохновил других разработчиков и привёл к большому количеству подражаний и сиквелов (Defender II вышел в том же году!).

Игра имела большой коммерческий успех: было продано более 55000 автоматов, что сделало автомат Defender абсолютным лидером продаж компании.

Pacman (1980)

Namco, Япония

Персонаж этой игры – настоящая икона массовой культуры 80-х! Популярность игры Pacman не ослабевает со дня её появления до наших дней! Дело в том, что когда Pacman был выпущен, мир видеоигр был ещё совсем бедным. Самыми популярными автоматами были космические стрелялки вроде Space Invaders или Asteroids. Pac-Man удалось создать абсолютно новый жанр погони в лабиринте, который подходил не только для мальчиков, но и для девочек, которые к стрелялкам были равнодушны.

Игрок управляет движением Пакмэна (в России его обычно называют «колобком») по лабиринту, полному съедобных точек (pac-dots или просто dots). Когда все точки съедены, он переходит на следующий уровень. Четыре врага (по сюжету они призраки): Блинки, Пинки, Инки и Клайд, обладают каждый своим «характером» и особенной манерой поведения. Если враг поймает Пакмэна, герой теряет жизнь.


Съеденный «энерджайзер» (большая гранула)ненадолго меняет роли – призраки становятся синими и стараются улизнуть от Пакмэна. Впрочем, с каждым новым этапом срок действия энерджайзера сокращается, пока он не становится абсолютно бесполезным.

В качестве бонуса на каждом уровне даются фрукты – за накопившиеся очки игрок, со временем, получает дополнительную жизнь. Pacman – одна из первых игр, в которой появились видеовставки – небольшие «мультики» по достижению определённого этапа.


В почти идеально продуманном алгоритме Pacman есть серьёзный изъян, получивший название «Слепой сектор». Изначально планировалось, что уровней будет 255, после чего герой будет вновь попадать на первый уровень, где привидения будут продолжать вести себя как на высоких уровнях. Однако из-за ошибки переполнения 256-й уровень наполовину состоял из случайных символов и после поедания всех точек, персонаж оставался в пустом лабиринте один на один с привидениями. Выхода с уровня нет.

Turbo (1981)

Sega, Япония

Автосимулятор от фирмы Sega, «прадедушка» Need For Speed. Игрок управляет автомобилем, стилизованным под гоночную машину Формулы 1. Трасса проходит через городские и сельские пейзажи, где время от времени меняется погода и время суток.

Реалистичности игре добавляют тоннель, лужи на асфальте, иногда даже снег. Помимо простых поворотов, на трассе могут быть уклоны под гору или в гору.


До истечения времени игрок должен обогнать как минимум 30 машин. Некоторые из них движутся достаточно предсказуемо, другие маневрируют случайным образом, провоцируя столкновение.

Игра Turbo заложила основы дизайна всех последующих автосимуляторов, а также представила новую перспективу – «от третьего лица». Игровые автоматы Turbo выпускались в разных модификаций. В некоторых из них вместо традиционного джойстика были руль, педаль газа, ручка трансмиссии и стильный аналоговый спидометр!

Но было и ещё более крутое исполнение, в котором автомат представлял собой полноценную кабину с креслом, рулём, педалями, создававшими полный эффект присутствия!

Tron (1982)

Bally Midway, США

Сюжет этой игры основан на одноимённом фантастическом фильме студии Уолта Диснея, вышедшем в том же году.

В начале каждого уровня игроку предоставляется выбор из четырёх игр, которые можно проходить в любой последовательности, но на следующий уровень невозможно перейти, не победив во всех четырёх.

В первой игре Input/Output tower (Башня ввода-вывода) – нужно уничтожить как можно больше «дисковых ошибок» и добраться до мигающего круга в центре. Во второй - MCP Cone (Конус Мастера Управления Программами) нужно разрушить опускающийся на игрока разноцветный цилиндр (очевидно, представляющий собой таблицу FAT), чтобы через дыры проникнуть в конус.


Третья игра Tank Battle (танковое сражение) не имеет прямого отношения к фильму и напоминает всем известные «танчики» (они же Battle City). Нужно уничтожить все танки противника, двигаясь по лабиринту, однако любое попадание в наш танк приводит к гибели персонажа. Четвёртая игра похожа на «змейку», однако по сюжету это не змея, а светоцикл (ещё одна отсылка к фильму). Нужно избегая столкновений со стенами и следами света, оставленными противником, вынудить противника врезаться самому.


12 уровней игры носят имена популярных на то время языков программирования: RPG, COBOL, BASIC, FORTRAN, SNOBOL, PL1, PASCAL, ALGOL, ASSEMBLY, OS, JCL, USER.

Так же как и фильм, игра переполнена светящимися предметами. Светящиеся полосы были нанесены и на корпус игровых автоматов Tron, и в полумраке игрового зала они светились, прибавляя игре атмосферности!


P.S. Доход от продажи игры превысил доходы от продажи фильма!

Ms. Pac-Man (1981)

Bally Midway, США

«Женская» версия Pacman от американской фирмы Bally Midway. Помимо внешнего вида персонажа, которому пририсовали бантик и накрасили губки и реснички, изменился план лабиринта, его цвет и звуковое сопровождение.


Суть игры осталась той же – игрок зарабатывает очки, поедая точки (в оригинальном описании pellets – «гранулы») и уворачиваясь от привидений. Но призраки здесь движутся иначе, чем в Pacman - совершая псевдослучайные действия, они не дают вам возможность заучивать их манеру поведения, что делает игровой процесс более непредсказуемым. Кстати, оранжевый призрак тоже стал девочкой – её зовут Сью, а не Клайд.


В анимированных заставках мы видим разворачивающиеся романтические отношения Пакмэна и мисс Пакмэн. Позвольте, у них же одинаковые фамилии, разве они не брат и сестра? В завершающей заставке аист приносит им ребёнка, что, очевидно, символизировало рождение новой игры Jr. Pac-Man, выпущенной Midway два года спустя!


По результатам продаж, Ms. Pac-Man признан самым продаваемым американским игровым автоматом – его продажи превысили 115 000, что вынудило компанию Namco (разработчика оригинального Pacman) признать Ms. Pac-Man частью линейки!

Видео-версия

В современных дворах школьников всё меньше. Дома - айпад, комп, телек. А на улице что? Маньяки и комендантские часы. В 80-е всё было по-другому. Дома - тоска смертная, и мы пропадали целыми днями на улице! И нам ! Вспомним?

Эти игры утеряны, пожалуй, навсегда. Сейчас в Туле проводят чемпионаты дворовых игр, но участвуют в них в основном ностальгирующие взрослые, те, кому сейчас 30-40, а тогда (в то замечательное «тогда»!) было 7-12 лет. Детям же любовь к «резиночкам», «казакам-разбойникам» и «биточкам-классикам», увы, уже не привить.

«Резиночки»

Пожалуй, главный дворовый хит нашего детства. Играли в него преимущественно девочки с первого по четвёртый класс, некоторые слегка задерживались, «разминаясь» с младшими сёстрами и соседками в перерывах между школой и уже настоящими свиданиями.

Резинка (обычная, бельевая, которая у нас попросту называлась «для трусов») была в арсенале каждой школьницы. Для игры нужно было около трёх метров, концы связывали, а ещё лучше - сшивали (сами или просили маму).

Мне повезло: бабушка работала кассиром в криволученской «Галантерее», поэтому помимо простых белых резинок у меня водились и чёрные, и цветные.

Смысл игры: двое становились на расстоянии, зацепив за ноги резинку, остальные через эту резинку прыгали. Уровней (по высоте и сложности) было много: от щиколоток («первые») до самой шеи («седьмые»).

Особо прыгучие удивляли сидящих на лавочках бабушек-болельщиц «восьмыми»: в этом случае резинку держали руками на высоте ушей.

Девочка, которая не смогла пропрыгать нужную комбинацию, считалась «заронившей» или «стратившей» и становилась «столбом» с резинкой на ногах. Прыгать выходила следующая. Играть в «резиночки» можно было минимум втроём. Хотя... Если уж народу во дворе не было, а сыграть в «резиночки» буквально приспичило, играли и вдвоём, прицепляя край резинки за деревце или качели.

«Классики» или «биточки»

Давным-давно, дорогие мои детишечки, когда в тульских дворах были тротуары... А если серьёзно, в нашем детстве в старых дворах нашего города действительно были широкие ровные пешеходные дорожки. И все они непременно были исписаны мелом. И у каждого подъезда были начерчены прямоугольники, разделённые на пронумерованные клеточки. Это и были «классики».

Смысл игры заключался в том, что нужно было пройти (а точнее, проскакать на одной или двух ногах) все клетки по порядку. И не просто проскакать, а одновременно пинать ногой шайбу, которая называлась «биточкой».

В игре могло участвовать сколько угодно игроков. Можно было попрыгать и одному.

Главным артефактом «классиков», конечно, была битка. К слову, её можно было купить и в магазине, правда, они редко попадались. Магазинные экземпляры изготавливались из лёгкого металла и украшены были «барельефом» героев мультика «Ну, погоди!».

Если же покупной битки не было, её делали сами. В первую очередь, тырили у родителей обувной крем в плоских банках, безжалостно выбрасывая остатки и заполняя содержимое жестяной коробочки песком. Чтобы битка не открылась ненароком, её край стесывали об асфальт. Такие же прекрасные биточки получались из коробочек из-под монпансье.

Не знаю, как в других районах Тулы, а в Криволучье было ещё одно месторождение роскошнейших биток - предприятие по сбору металлолома «Втормет» (мы называли его «чермет»). Находился «чермет» через ж/д пути от улицы Приупской. Так что нам, 7-8-летним, ходить туда было ещё интереснее: так далеко от дома, без спросу, да ещё пролезть под стоящим составом... Настоящий квест! А на самом «чермете» мы искали (и находили!) шикарные шайбочки, предположительно свинцовые. Ровные, гладкие, тяжёленькие (не промажешь!) - такие были только у нас!

«12 палочек»

Эта игра немногим отличалась от простых «пряток». Тот же «вОда», игроки прячутся. В начале кона собирали 12 палочек, клали их на край досочки, а под неё - камешек так, чтобы можно было наступить на другой край щепки и конструкцию развалить. Палочки устанавливали возле стенки-«чуры», лицом к которой и становился водящий («Кто не спрятался, я не виноват!»). И когда в ходе игры вОда «застукивал» спрятавшегося игрока, его задачей было как можно быстрее добежать до чуры и с криком «чур-палочки» (или «чур-палочки-застукалочки!») конструкцию развалить.

В «12 палочек» мы играли всем двором, подбадривая водящего криками-мантрами: «Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит!», «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор!» (это означало, что водящий близко к «чуре» и бежать из укрытия рановато), «Пила-пила, лети как стрела!» (пора мчать к палочкам!).

«Краски»

Это была игра на скорость и ловкость. Играть в «Краски» собирались человек по десять. Все, кроме двоих, были «красками». Каждый выбирал себе цвет.

Оставшиеся двое становились по договорённости продавцом красок и покупателем, который почему-то был монахом. Наверное, в этом был свой какой-то сакральный смысл, но представлен монах был не в самом выгодном свете. Он подходил к продавцу и как бы стучал в дверь, затем - диалог:

Тук-тук!

Кто там?

Я монах в синих штанах. На голове дырка, в ж** бутылка. Я пришел ЗА КРАСКОЙ.

Почему монах так ужасно выглядел, почему в таком непотребном виде явился в магазин, мне никогда понятно не было.

Но в детстве мы совершенно этим вопросом не заморачивались. Просто играли, и всё.

Затем беспардонный монах выбирал цвет краски, и, пока продавец называл цену и производил с монахом расчёт, краска выходила на старт. С последним уплаченным рублём (удар ладошкой монаха по ладошке продавца) «краска» срывалась с места! Если монаху, несмотря на наличие сами знаете где бутылки, удавалось догнать «краску», он забирал её себе и возвращал деньги. Чаще всего краски были быстрее. Оно и понятно!

артефакты детства

После нас ни одному археологу эти вещи ничего не скажут. Но мы бы за них душу продали!

Вкладыши от жвачки «Love is...» (Любовь - это...). На каждом вкладыше - разные сюжеты и объяснения, что же такое ЛЮБОВЬ.

Поразительно красивая битка с рисунком под слоем оргстекла. Сейчас продаётся для коллекций.

Плитки. Раньше ими облицовывали фасады домов. Дети же использовали разномастные плиточки для игр и коллекций как некий эквивалент для расчётов при спорах и менах.

Вспомним считалочки

Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала:
«Шишел-мышел, п*рнул, вышел».
(Пардон, но из песни слов не выкинешь).
Иногда трубка, падая из неловких лап крокодила, писала:
«Шишли-мышли, сопли вышли».

Ехала машина грузовая, задавила Николая. Николай кричит: «Ура!»
Позовите докторА.
Доктор едет на бутылке,
Прямо немцу по затылке.
Немец думал, что война, сделал пушку из г**. Зарядил туда котлету, раз-два-три, и пушки нету!

Игрушки тех времен условно можно было поделить на советские и заграничные, мальчуковые и девчачьи, игрушки сами-по-себе и для коллекционирования, а также чисто пацанские девайсы и гаджеты.

80-е годы породили целую армаду культовых игр и игрушек, на которых воспитывалось не одно поколение. Они пользовались бешеной популярностью по одной простой причине: альтернативы у советских детей не было. Это уже в начале 90-х на постсоветское пространство (и в детские неокрепшие умы) стали проникать яркие капиталистические игрушки. И еще неизвестно, какие были лучше.

Советские игрушки отличались советской суровостью, соцреалистическим дизайном и советскими габаритами. Некоторыми из них можно было убить классового врага. Совковые игрушки выдерживали огонь, воду, медные трубы и даже повышенную детскую любознательность, а потому жили долго и оставались любимыми надолго. Несмотря на общую недоразвитость конструкторской мысли, ограниченность материалов и однотипность, весьма часто попадались игрушки, все-таки отличавшиеся неординарностью и изобретательностью.

«За рулем»

Это был вращающийся диск, изображавший закольцованную дорогу, по которой двигался автомобильчик с магнитом. Цель игры - держать авто строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги было более простым, внутреннее – требовало левел апа.

Особый шик игрушке придавала передняя панель с рулем, зажиганием и переключателем скоростей. Руль малолетние придурки обычно отламывали и гонялись с ним по двору. Позже мудрые инженеры сделали руль съемным. Зажигание доставляло больше всего, потому что было аки настоящее, и даже ключ можно было по-настоящему потерять. Рычаг переключения скоростей влиял на скорость вращения диска и, значит, на скорость машинки.

Интересно: были маньяки, которые клали на дорогу букашек, а потом давили их машинкой. Также было круто на большой скорости развернуть машину так, чтобы ее зад занесло. Некоторые догадывались добавить батареек, чем увеличивали скорость болидов.

«Педальные» автомобили

Эта игрушка давала возможность прокатиться на почти настоящем одноместном автомобиле на педальной тяге. Агрегат имел рабочие фары, задние габариты, рулевое управление, съемное ветровое стекло, открывающийся багажник и капот с бутафорским двигателем.

Интересно: при скатывании с наклонной поверхности педали, естественно, крутились сами, и на скорости выше 10 км/ч становились неким подобием мясорубки.

Модельки

Металлические модели настоящих автомобилей (в масштабе 1:43) были для советских мальчиков объектом повышенного желания. У машинок открывалось все, и при желании, а также наличии инструментов и нездорового интереса, можно было отделить кузов от рамы. Под капотом находился типадвигатель, в багажнике - полноценная запаска, сиденья откидывались, а в некоторых моделях даже открывались стекла. Модельки не предназначались для пылких детских игр, а только для коллекционирования за стеклом. Рано или поздно из серванта они все же перемещались на пол и теряли свой статус, участвуя в играх наравне с пластмассовыми и алюминиевыми уродами. Логично, что в СССР отдельным модельным рядом шла военная техника: БТРы, тягачи, грузовики и танки.

Интересно: с некоторыми машинками в комплекте шел пандус, на который авто заезжало - видимо, так советских детей приучали к тому, что им придется каждые выходные проводить в поисках утечки масла.

Вертолет

Игрушка состояла из двух частей: собственно вертолет и типа рукоятка со стартером. Вертолет насаживался на это приспособление, потом нужно было дернуть стартер, лопасти его раскручивались, и вертолет как бы взлетал.

Игра – назовем ее так – требовала серьезных физусилий, и мышцы рук качались получше, чем экспандером. Кроме того, леска постоянно запутывалась, и уже после пятого взлета распутать клубок было сложновато, что, впрочем, воспитывало в отроках терпение и усидчивость, но при этом сводило на нет интерес к девайсу. Но самым главным фэйлом было то, что паз быстро приходил в негодность, и лопасти не раскручивались вообще. В общем, пришлось создать шедевр без лески. Вертолет улетал в одному ему известном направлении. Ага, угадали – теперь качались ноги и развивалась острота зрения.

Умка

Вершина инженерной мысли советского машинкостроения: «Умка» умел не просто ездить, но натыкаясь на препятствия, он умел от них отворачивать. Он (она?) не падала со стола! Ощупывая край, машинка упорно искала, где можно проехать.

Интересно: электроники внутри не было вообще, чистая механика. Столь осознанное поведение совершалось благодаря тому, что машинка ездила на одном единственном колесе, спрятанном в дне. Детали – у гугла, а у нас минута гордости за советских инженеров. Да и дизайн был для того времени очень даже.

Луноход

Он имел больше мозгов, чем средний советский партийный работник. Это был вездеход на батарейках, но управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта. Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать, делать «пиу-пиу» и запускать снаряд. Всего в память помещалось 16 действий, так что советские дети рано учились экономить байты и такты при программировании баллистических ракет.

Интересно: луноход был жестко скопипащен с американской игрушки и стоил 27 рублей (пятая часть зарплаты), поэтому обычно был один на весь район.

«Перекресток»

По мнению специалистов, эту игрушку породил зловещий разум сумрачного гения. Очевидцы рассказывают, что это была металлическая крестовина, к которой присоединялось два металлических жгута, образующих восьмерку. Из крестовины торчали две фишки, а по согнутым проводам гонялись две машинки типа Москвич 412. В чем фан? Вооооот: одна машинка, заезжая на перекресток, втыкается в фишку, сдвигая таким образом противоположную фишку и позволяя второй машинке ехать. И так до окончания завода. Чудеса!

Интересно: естественно, все шло немного не так. Машинки соскакивали и уносились по неизведанному маршруту, а металлические жгуты чаще всего использовались для выяснения отношений. Впрочем, как и сам перекресток.

Водяная ракета

Девайс был побочным продуктом советских ракетостроительных заводов. В полую пластмассовую ракету наливалась вода, потом ракета долго и упорно накачивалась обычным велосипедным насосом. Этот же насос служил стартовой площадкой. Результат превосходил все ожидания: ракета летела выше опоры линии высоковольтных передач. А внизу натурально стоял мокрый, но счастливый школьник.

Красный конь

Конь, сделанный из прочнейшей советской пластмассы, как будто сбежал с картины Петрова-Водкина . Копыта были подкованы литыми белыми дисками с низкопрофильной резиной, что позволяло юному Всаднику Апокалипсиса развивать первую космическую.

Интересно: животное было бы лишь унылым куском пластмассы, если бы не одна фишка. В основании холки было кольцо. И если потянуть за него и отпустить, лошадка издавала демонический ржач, который мог вызвать приступы энуреза у детей и метеоризма у взрослых. Всего один трек, но зато без батареек и без электроники. Только меха, только свистулька, только пружина.

Металлический конструктор

Призван был развивать фантазию и компенсировать недостаток прочих игрушек. При известной сноровке, соединив несколько комплектов, можно собрать дивную машинку, кран или паровозик.

Интересно: советский конструктор оказался внезапно на 100 % совместимым с немецким «Construction», что позволяло добавить в последний советских деталей за копейки и сваять что-то поистине грандиозное.

Конструктор «Полет»

Не смотря на авиационное название, из него можно было сделать практически все, так что, предположим, имелся в виду «полет фантазии».

Интересно: фейлом (кроме мозолей от деталей из дубового пластика) был скорый износ соединительных перемычек. Но, благодаря тому, что их в конструкторе было чуть меньше чем дофига, никто особо не напрягался. Сломанные перемычки можно было нацепить на спицы на велике. Понты!

Набор «Юный химик»

Был создан латышским гением и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, индикаторные бумажки, кислоту, магний и реторту. Можно было делать много интересных штук как по школьной программе, так и факультативно: поджигать магний, устраивать газовую атаку, собирать за пять минут маломощный самогонный аппарат, а при желании даже устроить неслабый взрывчик.

Конструктор «Архитектор»

Было несколько видов, каждый из которых был круче предыдущего, но все они определенно развивали фантазию и закладывали азы правильного строительства. Можно было построить все: от избушки до стандартной многоэтажки и даже микрорайона. Присутствовали также деревья высотой 2 сантиметра, эстакады, арки и прочие занимательные штуки.

Конструктор «Собери зверей и птиц»

Представлял собой плоские кусочки пластмассы разнообразной формы с надрезами. Вставляя детали в надрезы друг друга, можно было фигачить фауну в стиле позднего кубизма.

Пистолет-вертушкомет «Полет»

Футуристического вида пистолет с пружиной внутри. Заряд в виде пропеллера на штырьке вставлялся, крутился на несколько щелчков против хода и очень энергично вылетал после нажатия на спусковой крючок.

Пистолет-хлопушка и пистоны (!)

Было два варианта: с кольцевыми пистонами и с бумажной лентой. Впрочем, суть сводилась к одному: на пистоне размещался заряд, ударяя по которому курок вызывал оглушительный звук. С феерической искрой, дымом и длительным серным амбрэ. Надо сказать, пистоны стрелялись чаще всего не пистолетами, а камнями, гвоздями и прочими твердыми предметами, нарушая все пункты техники безопасности и часто приводя к мелким ожогам. Особо одаренные делали это ногтями. Ожоги были обеспечены в 10-ти случаях из 10-ти. Зато как эффектно!

Интересно: особенную радость доставляло массовое уничтожение всех имеющихся пистонов - вонь и смрад обеспечены. Можно было просто поджечь спичками, но «детям не игрушка» же. Поэтому полоски с пистонами сворачивали в несколько слоев, ставили на твердую металлическую поверхность и ударяли молотком. Пистоны от родителей шли бонусом к проклятиям соседей.

Пистолет со стрелой-присоской

Разновидностей насчитывалось великое множество, но суть была одна. В дуло пистолета засовывалась стрела с присоской, которая при нажатии на спуск летела в цель (естественно, в окно либо чей-то лоб).

Интересно: стрела была одна (как же тонко предусмотрел конструктор!), быстро терялась, но войнушку так легко не остановить. Вместо стрелы пихали все, что влезет в дуло – камни, палки, заточенные карандаши – чем, понятное дело, повышали уровень травматизма.

Сабли

Эта имитация холодного оружия была, наверное, у всех уважающих себя пацанов ака чапаевых. Сабельки особо доставляли наркоманскими расцветками: как вам синяя сабля в зеленых ножнах? Клинок полый, конец закругленный, дешево, безопасно и про войну. Можно было безнаказанно взять и треснуть кому-нибудь. И получить желто-красной сабелькой в ответ. Как же весело и просто все было, а!?

Бегемотики

Принцип игры: заполненный водой пластмассовый цилиндр с кнопкой внизу и резиновой крышкой вверху. Внутри покоится вмурованный бегемот с подвижной верхней челюстью и плавают шарики. При нажатии на кнопку шарики подбрасывались вверх, а пасть бегемота открывалась. Цель: накормить животное как можно большим количеством шариков. Были еще вариации с дельфином и колечками, которые требовалось надеть на нос.

Был еще один бегемотик, но сухопутный. Внутри него находилась пружинка, которую заводили, вытаскивая изо рта животного шнурок с колечком. Когда шнурок отпускали, пружина раскручивалась, при этом бегемотик быстро шевелил лапками, а шнурок сматывался ему в пасть.

А еще была игра на четверых, где бегемотики соревновались в прожорливости, а их штурманы – в скорости реакции.

Лягушка

Представляла собой зеленую жабу с пружиной внизу. Пружину сжимали, надавливая на лягушку, и конструкция в состоянии «стендбай» удерживалась присоской. Через какое-то время присоска ослабевала, и пружина распрямлялась, подбрасывая лягушку высоко вверх. Как правило, это происходило, когда никто не ждал. Жаба заставала врасплох даже тех, кто пристально дожидался ее прыжка. Чего уж говорить о несведущих. Визги, вздрагивания и мат были обеспечены. Помимо лягушек продавались аналогичные пауки, очень похожие на тарантулов.

Был также выпущен бессмысленный и беспощадный мутант лягушки, пружины и ножниц. Точное назначение агрегата неизвестно, но его быстро приспособили в качестве оружия ближнего боя. Был еще аналогичный паук и боксерский кулак.

Пластмассовые звери

Привет из Чехословакии планировался, наверняка, как наглядное пособие для начинающих дареллов и айболитов. И сейчас можно купить подобные наборы, но тогда это был писк! Цвет большинства зверушек колебался от унылого черного, коричневого и рыжего до кислотно-зеленого. Но, казалось, все были так счастливы, что никого не заботил черный жираф.

Шагающие игрушки

Все просто: ступни у фауны выгнуты, что позволяло зверькам качаться из стороны в сторону. Черепаха отлично бегала спринт по наклонной плоскости -лишь подтолкни. Ослик - более продвинутый: у него на шее грузик, который надо было свесить, например, с края стола. Были еще шагающие Винни-Пухи и, конечно же, дорогие сердцу незабвенные пингвинчики..

Морской бой

Был механический и электронный. Без комментариев. За счастье было иметь и тот, и другой.

Электровикторина

Девайс представлял собой толстую картонку, на которую была наклеена фольга и по ней разведены толстые контактные дорожки. Сверху на фольгу клалась бумажка, разделенная на квадратики. В них были вопросы и ответы (или картинки). Цель - ответить на вопрос и приложить контакт к фольге через отверстие в соответствующем квадратике. В случае правильного ответа загоралась лампочка. Привет, товарищ Павлов!

Настольный хоккей, футбол и баскетбол

Хоккей был популярнейшим в СССР видом спорта, и такая игрушка была желанным подарком ребенку (помню, в один день рождения благодаря несговорчивости родителей и бабушек с дедушками я стала обладательницей трех таких хоккеев).

Интересно: желобки в днище можно было допилить, повысив в разы скорость и динамичность игры. В число лайфхаков также входила замена стандартных пружин на более мощные, сгибание клюшек и замена стандартной резиново-металлической шайбы на самодельную деревянную. Гении коварно читили: пока никто не видел, можно было ослабить пружины предполагаемой команды противника.

Имелся также настольный футбол, баскетбол и даже боулинг (!)

«Веселая карусель»

Тайное оружие, внедренное в нашу страну с целью разложения населения с молодых ногтей, карусель была ничем иным, как простейшей настольной рулеткой. Одаренные быстро это заприметили и использовали «казино» по назначению, играя на аутентичные или нарисованные деньги.

Фильмоскоп

Или диафильмы. На пленке имелись картинки (в основном кадры из советских мультфильмов), а под ними был текст. Получалось, что смотришь как бы мультик, только со скоростью дауна и с вырезанными сценами, которые приходилось дофантазировать. Нынешним детям не понять, как такую ерунду вообще можно было смотреть.

Интересно: существовал девайс, похожий на мини-кинокамеру, внутри которой находилась микропленка. Вращая ручку, можно было просмотреть отрезок мультфильма длиной аж 15-30 секунд.

Стереоскоп

Советские дети узнали «тридэ» задолго до Аватара. Это было что-то типа бинокля, в который заряжались картонные носители с десятком пар картинок - чаще всего раскадровка советских кукольных мультфильмов. Девайс не имел механических частей и поэтому жил в разы дольше фильмоскопов. Теоретически.

Интересно: были еще и моноскопы с одним единственным фотопозитивом. Картинка одна, но зато с вашим изображением.

Выжигатель

Кроме украшения разделочных досок к восьмому марта, можно было выжигать по парте, по соседской кошке, балконной двери, окну, автомобилю, можно было выжигать по бумаге, пластмассе и даже тонкому металлу. Выжигателем можно было прикуривать, дистанционно запаливать самодельные бомбы, истреблять насекомых, запечатывать банки с вареньем, вырезать скульптуры из резины, сваривать пластик, вулканизировать заплатки для колес велика, греть чай и рисовать в темноте светящиеся буквы. И все эти удовольствия за 3 руб. 14 коп. или около того.

Кубик-рубика и Ко

Все знают кубик, но не каждый помнит треугольную и цилиндрическую модификации этой культовой головоломки.

Головоломка «Змея»

Эти длинные штуки при наличии пространственного мышления и ровных в нужном месте начинающихся конечностей можно было складывать в различные композиции. Лично я часами зависала.

Лабиринты

Гении советской инженерии разродились серией весьма забавных и толковых лабиринтов. Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали одноуровневые лабиринты с прозрачной крышкой. Для эстетов существовали многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра.

Калейдоскоп

В причудливые узоры, собиравшиеся из стеклышек (до сих пор не решилась погуглить, чтобы не потерять то ощущение чуда), можно было втыкать вечно.

Волшебный экран

Весьма любопытный для тех времен прибор. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки. Одна из головок на панели отвечала за вертикальное рисование, другая – за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок можно было изобразить нечто высокохудожественное. Стирались рисунки энергичным встряхиванием. В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые нереально было нарисовать без отрыва пера, что вызывало тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей.

Электронные игры

Волк ловит яйца – была самой популярной, и про нее даже ходили легенды (некий мультик, который вам покажут после 1000 набранных очков). Разновидностей таких игр было несколько, и их хотел каждый ребенок. Хотя бы одолжить на вечер, хотя бы на час..

Куклы и girls friendly стафф

Удивительно, но игрушки для девочек со временем особо не мутировали. Те же куклы, пупсы, коляски, ванночки, наборы посуды, пластиковые ножницы и расчески, бумажные выкройки платьиц, закрепляемые на бумажных же фигурках. Изменилось только качество, иногда, кстати, в худшую сторону. Лица и тела у олдскульных кукол были, конечно, не айс. Но зато у них не было таких ярко выраженных половых признаков, которые, по мнению многих психологов, являются лишней информацией для детей дошкольного возраста.

А еще детям в СССР принято было развивать слух: пианинки, ксилофоны, металлофоны.. Апофеозом музыкальной грамоты были поющие лягушки, доводившие дедушку до истерики. Мелкую моторику и цветовосприятие призвана была развивать мозаика в различных вариациях, наступая на утерянные детали которой папа давал незапланированные уроки нецензурной лексики. А коровы на подставках со сгибающимися конечностями – вроде, забава на 5 минут, а вошла в анналы. Пластмассовый огнестрел в ассортименте – это уже потом оружие стало издавать звуки и мигать, наводя ужас.. Резиновая промышленность поставляла карлсонов, буратин и обнаженных пупсов вагонами. А еще мячи, которые мы умудрялись прокалывать уже в первую неделю юзания.. Была целая планета настольных игр: ПДД, шашки, шахматы, лото, первые подобия монополий и эрудита, ходилки-бродилки-фишкупереставлялки.. Имелись наборы техники и солдатиков – монолитные, брутальные, монохромные, явно созданные под влиянием стихов Маяковского, и даже подводные лодки на дистанционном управлении..

Все мы, дети 80-90-х, просто обязаны сейчас вспомнить, что самый крутой попрыгунчик – тот самый, черный, из спорттоваров. А помните олдскульные пятнашки, головоломку «Пифагор», ковровые баталии с примитивными солдатиками унылых цветов и такого же качества? Сейчас кажется, что некоторые игрушки выдавались в нагрузку к квартирам: одинаковых мишек, неваляшек, кукол, чебурашек можно было встретить, придя в любые гости. Там же вам неизменно предлагали сыграть в лото или домино (например, ягодное). Были еще брелки в виде серебряных пластиковых машинок – ну у многих же были, да? А еще была эпидемия разноцветной пружинки, правда на закате эпохи, но все же.. Как раз тогда стали появляться первые трансформеры, киндер-сюрпризы и, как завершение эпохи (лично для меня), тамагочи – реальный враг детских умов.

В следующей серии мы расскажем о детских подвижных играх – как одобренных партией, так и нелегальных, дворового происхождения. И о необычном применений советскими детьми вполне обычных бытовых вещей. Ну и еще много есть, чего вспомнить. Time machine после ярд сэйла попала в руки locals.

У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!

Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…

Резиночки

Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.

Классики

Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре - кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь - стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.

Море волнуется раз…

Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!

Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.

Казаки-разбойники

Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.

Вышибалы

В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.

Я знаю 5 имен

Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.

Съедобное-несъедобное

Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.

Ножички

Участники чертят на земле круг. После чего, каждый один за другим бросает ножичек на территорию соперника, отвоёвывая при этом у него максимально больше земли. Ножик можно бросать в песок, землю, а также в деревянные скамьи. Если ножек при броске не встрял в землю, а упал, другой игрок кидает ножик.

Колечко-колечко

Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.

Вы поедете на бал?

Водящий игры читает речёвку:

«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».

Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».

Я садовником родился

Все участники должны подобрать себе имя - название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)

Слон

В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».

Статьи по теме: