Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим. Кто такой цыпленок? Животные рядом с нами

«Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Прилетели птицы».

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Что это такое?»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Я знаю».

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и

нтерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.

2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.

3. Знать правила работы с ножницами и клеем.

4. Работать совместно в коллективе.

5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Гнездовья птиц

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам) .

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Собери растение.

Цель. Закреплять знание детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод) .

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Путешествие по карте леса.

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.

Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

1. Количество играющих 4 – 6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса.

4. При попадании в кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

5. Тот, кто все правильно рассказал. Имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.

Кто такой цыпленок?

Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка, с условиями. необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух, с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.

Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

1. Количество играющих 3 – 6 человек.

2. Соблюдать очередность в игре

3. Играть дружно, совместно.

4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

Цель. Закреплять знание детей о видах мебели. Используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухни и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знание о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры). Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета (пустые комнаты) – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок, домашних животных.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов – комнат и комплектов мебели, комнатных растений.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Поваренок.

Цель. Выявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка) ; карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Елена Сергеева

Эта картотека содержит дидактические игры , которые можно распределить по трем критериям :

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной , направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой , направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой .

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире .

Дидактические игры , правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности .

Жизнь в семенах.

Цель : Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал : Семена овощных культур, карточки , изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Правила :

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель : Уточнять и закреплять знание детей о диких животных , об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы» , выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал : , картинки диких зверей , разнообразие следов на картине .

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса .

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых , бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей , ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов , об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина , разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины .

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах , их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина , на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину .

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки , изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами , которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях , живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире . Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города , другая – картину села .

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» ; серия картинок , на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей , зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку , дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки , изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта , разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы . Закреплять знания о правилах дорожного движения : поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти) . Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.

2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.

3. Знать правила работы с ножницами и клеем.

4. Работать совместно в коллективе.

5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Гнездовья птиц

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам ) .

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Собери растение.

Цель. Закреплять знание детей о строении растения , его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод) .

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Путешествие по карте леса .

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса , жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т. д.

Материал. Большая картина , изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

1. Количество играющих 4 – 6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса .

4. При попадании в кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

5. Тот, кто все правильно рассказал. Имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.

Кто такой цыпленок?

Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка, с условиями. необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух, с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.

Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину , рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

1. Количество играющих 3 – 6 человек.

2. Соблюдать очередность в игре

3. Играть дружно, совместно.

4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

Цель. Закреплять знание детей о видах мебели . Используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухни и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знание о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры) . Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета (пустые комнаты) – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок, домашних животных.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

1. В игре участвует столько детей , сколько заготовлено листов – комнат и комплектов мебели, комнатных растений.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Поваренок.

Цель. Выявлять знание детей о продуктах , которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки , изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка ) ; карточки , изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки , изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Картотека

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по экологии

Карточка №1

«Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22

ст. КАВКАЗСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по экологии

Для детей старшего дошкольного возраста.

Составитель:

Попкова О.А.

Карточка №1

«Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Карточка №2

«Вершки – корешки».

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1 . Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Карточка№3

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1 . Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Карточка №4

«Угадай, что в мешочке?».

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Карточка №5

«Природа и человек»

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Карточка№6

«Выбери нужное».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Карточка№7

«Где снежинки?»

Дид. задача : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

Карточка№8

«С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Карточка№9

«Прилетели птицы».

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Карточка №10

«Когда это бывает?»

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Карточка№11

Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

Карточка№12

«Угадай, что где растет».

Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Карточка№13

«Весной, летом, осенью».

Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Карточка№14

«Сложи животное».

Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Карточка№15

«Что из чего сделано?»

Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Карточка№16

«Угадай – ка».

Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Карточка№17

«Съедобное – несъедобное».

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

Карточка№18

«Назови три предмета».

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

Ромашка, роза, василек.

Карточка№19

«Цветочный магазин».

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Карточка№20

«Четвертый лишний».

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Карточка№21

«Чудесный мешочек».

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Карточка№22

«Полезные – неполезные».

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Карточка№23

«Узнай и назови».

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Карточка№24

«Что я за зверь?»

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Карточка№25

«Назовите растение».

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

  • На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Карточка№26

Кто где живёт

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Карточка№27

«Летает, плавает, бегает».

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Карточка№28

«Береги природу».

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Карточка№29

«Цепочка».

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Карточка№30

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Карточка№31

«Ходят капельки по кругу».

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Карточка№32

«Я знаю».

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и

нтерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Карточка№33

«Что это такое?»

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Карточка№34

«Узнай птицу по силуэту».

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Карточка№35

Живое – неживое.

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.


Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы воспитателя. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Одной из форм организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются дидактические игры . В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами - соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.). Примеры: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».

Настольно - печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Примеры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Примеры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно», «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • Игры на ознакомление с явлениями природы;
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

Дидактические игры на сравнение

«Найди, что покажу»

Цель: найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание.

«Что изменилось?»

Цель: формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

Материал: одинаковые сюжетные картинки с несколькими отличиями, на которых изображены луг с животными, лес с животными, сад и огород.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.

«Похож – не похож»

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Материал: картинки (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза)

Ход игры: детям предлагается рассмотреть различные предметы и сказать, чем они похожи, а чем различаются (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза).

«Найди такую же»

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

Материал: набор пар картинок (животные, грибы, насекомые, рыбы, птицы, др.)

Ход игры: детям раздается по одной картинке, а на столе раскладываются пары картинок. Дети по очереди должны выбрать пару к своей картинке.

«Кто больше?»

Цель: назвать как можно больше предметы, относящихся к какой-либо группе, например, животные (птицы, рыбы, насекомые, цветы, др).

Ход игры: дети делятся на две группы, строятся в линии, по одному они должны назвать предметы, относящиеся к определенной группе. За каждый правильный ответ засчитывается балл. Если ребенок какой-либо группы затрудняется или называет неправильно, то балл не засчитывается. Побеждает команда, набравшая больше правильных ответов.

«Дидактическое лото»

Цель: закреплять знания детей о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку;

Материал: набор карточек с изображенным на них набором предметов, наборы маленьких карточек.

Ход игры: выбирается ведущий, детям раздаются большие карточки с набором картинок, ведущий по одной вытаскивает из коробки маленькую карточку, называет что на ней изображено. Ребенок, у которого на большой карточке есть данное изображение, должен поднять руку и сказать «У меня». Затем он должен правильно соотнести данную карточку с таким же изображением на большой. Игра заканчивается, когда закончились все маленькие карточки.

«Что сначала - что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются картинки с изображением: яйца, цыпленка, курицы; утенка, утки; котенка, кошки; щенка, собаки; гусеницы, куколки, бабочки; теленка, коровы; лисенка, лисы; семечка, подсолнуха. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Дидактические игры на а нализ и синтез

«Чей хвост?»

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Затем попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

«Собери мозаику»

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание:выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Материал: картинки овощей, фруктов, животных, птиц, насекомых раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям их отличительные признаки.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из предметов, изображенных на лежащих на столе картинках (называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описывает внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются). Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игры на обобщение

«Что это такое?»

Цель: развивать знания детей о растениях и животных, закреплять умение обобщать предметы в общие группы.

Ход игры: взрослый называет растение или животное, а ребенка просит назвать общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица, -мухомор…гриб.

«Что третье?»

Цель: закрепить знания детей о птицах, растениях и животных; закреплять умение обобщать предметы и называть еще один предмет из данной группы.

Ход игры: взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

Ворона, воробей…сорока

Крыжовник, земляника….малина

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Материалы: картинки листьев различных деревьев, снега, воды, грибов, сосулек, почек на деревьях, др.

Ход игры. Детям предлагают картинки с изображениями. Детям надо назвать время года, соответствующее этим картинкам.

«Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Материал: 24 картинки с изображением птиц, бабочек, животных.

Ход игры. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры на классификацию

«Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Материал: макеты моркови, капусты, малины, шишек, зерна, и т.п.

Ход игры. Дети достают из мешочка: морковь, капусту, малину, шишки, зерно. Называют, что это, и вспоминают, какое животное питается этой едой.

«Вершки – корешки»

Цель: закреплять знания детей о растениях (корнеплодах, др.), совершенствовать умение детей классифицировать предметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.

Материал: картинки с изображениями растений (морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры, свекла, редис).

Ход игры: детям предлагается распределить картинки на две группы: растения, у которых съедобен корень и растения, у которых плоды на стебле. Перед детьми кладутся картинки с изображениями моркови, редиса, огурцов и др., а дети должны разложить их по соответствующему признаку да два стола.

«Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Что где растет? »

Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.

Материал: картинки с изображением сада, огорода, клумбы; маленькие картинки с изображениями фруктов (яблоко, груша); овощей (картофеля, огурцов); цветов (роза, лилия, мальва).

Ход игры: перед детьми раскладывают изображения сада, огорода и клумбы, затем раздают маленькие картинки с различными изображениями и дают задание, назвать, что изображено на картинке и где растет, отнести к правильной картинке.

«Чей след»

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Ход игры: Детям необходимо нимательно рассмотреть картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

«Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Ход игры: детям предлагается выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).

«Съедобное – несъедобное»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.

Игры на выделение признаков предметов

Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (кошка, собака, попугай, лиса; роза, лилия, орхидея, береза; оса, муха, сова, стрекоза; корова, коза, свинья, олень; окунь, золотая рыбка, судак, лягушка, др.)

Ход игры: детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

«“Отгадай-ка”»

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Материал: фишки.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке) .

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материалы : предметные картинки.

Ход игры : на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.


Статьи по теме: