Final Fantasy XIII: Эксклюзивный Обзор. Обзор игры Lightning Returns: Final Fantasy XIII

Оригинальная Final Fantasy XIII вышла в марте 2010 года и не оправдала возложенные на нее многолетние ожидания. Абсолютная линейность происходящего, дырявый сюжет и раздражающая многих Ваниль вбивали гвозди в образовавшуюся после развала Square Soft крышку гроба некогда культовой серии. Игра получила в свой адрес волну негатива среди сообщества некогда преданных фанатов и собрала неоднозначные оценки и комментарии в прессе. В итоге продажи прямого продолжения игры - Final Fantasy XIII-2 - оказались намного ниже прогнозируемых.

Final Fantasy XIII-2 начинается замечательно. Главная героиня оригинала - Лайтнинг - предстает перед нами в новом обличии - в виде хранительницы богини Этро, из крови которой произошли люди. Где-то на границе времени происходит великая битва армий добра и зла, в которой Лайтнинг принимает непосредственное участие. Эта битва напоминает самые драйвовые моменты фильма Final Fantasy VII: Advent Children , ведь эти сцены либо полностью, либо частично скопированы оттуда. Новый антагонист по имени Каюс, который сражается с Лайтнинг, озвучен потрясающим актером, который подарил свой голос Войне из Darksiders и Вайсу из Nier . Другие новые герои - Ноэль и Еуль не менее интересны. Их истории увлекательны и свежи, но создатели уделяют им слишком мало времени, концентрируя всё внимание на самом блеклом персонаже в серии - Сере, сестре Лайтнинг. Именно она является главной героиней FF XIII-2 .

Расстановка неправильных акцентов в сюжете подкрепляется набором из глупых диалогов и неудачной постановки. Хотя все герои и игрок еще на ранних этапах разобрались в сюжетной завязке, главная героиня - глупенькая дурочка - половину игры не может поверить в реальность происходящего и осознать очевидное.

«Я не сплю? Нет, наверное, это всё на самом деле сон! Или не сон? Ой, я не знаю что делать! Лайтнинг жива! Хотя может и не жива! Я не знаю! А вдруг это все сон? Нет, наверное, это не сон. И все-таки я не уверена. Лайтнинг жива, я знаю это! Стоит ли мне верить Ноэлю, когда он говорит мне, что Лайтнинг жива? Наверное, это все же сон »…

Приоритет на бесконечных стенаниях Серы на пустом месте и жалкие потуги разработчиков придать этому серьезность на фоне трех действительно интересных персонажей, которым в сюжете уделяется с гулькин нос, вызывают легкое недоумение.

Кроме испорченного повествования, FF XIII-2 обладает слабейшим за всю историю серии саундтреком. Если к музыкальному сопровождению оригинала у меня были незначительные придирки (в основном, это касалось безыдейного джаза, играющего на планете Гран Пульс), то музыкальное оформление второй части подходит разве что для казахской «Минуты славы». Дешевый металл с вокалом про чокобо и странный Pop рушат немногочисленные приятные моменты игры.

На праздник бездарности и провала также пожаловал игровой процесс. Боевая система окончательно растеряла весь свой шарм и тактическую глубину. Для победы надо монотонно жать кнопку «А». Здесь даже не надо менять парадигмы героев - на идеальный рейтинг практически все враги выносятся стойкой из трех мечников. Очень редко, в основном с боссами, приходится менять парадигмы на трех магов или комбинацию с медиком. Про профессии защитника, саботажника и синергиста можно вообще не вспоминать и, из-за переизбытка очков опыта, прокачивать их лишь для увеличения общих параметров героев. В отличие от Final Fantasy XIII , где важно было постоянно думать о выбранных специализациях и менять их по несколько раз в битвах, челлендж в сиквеле выстроен исходя из возможностей учащихся в младших классах блондинок, по интеллекту не далеко ушедших от главной героини игры.

Особого упоминания заслуживает местная продавщица - Чоколина. Наполовину модель в купальнике, наполовину чокобо, она преследует героев сквозь пространство и время, продает товары по завышенным ценам и бросается исключительно абсурдными фразами. Других способов получить новое оружие в игре не предусмотрено.

Но не все в Final Fantasy XIII-2 плохо. Любители культовой jRPG-серии «Pokemon » будут рады собирать и прокачивать монстров. Каждый из них обладает собственным классом и способностями, поэтому они легко принимают на себя роль третьего героя партии в битвах. Сами битвы разбавлены неким подобием исследований и решением загадок, которые бывают нескольких видов: математические, графические и логические. Попадаются интересные и необычные игровые отрывки, вроде езды на монстре, бросков мугла, казино с различными мини-играми, викторины и даже пробежки в стиле Alan Wake от одного источника света к другому. Кроме этого, структура локаций претерпела изменения и, наконец-то, не является одним бесконечным коридором. Есть города, множество развилок и различные поселения с неигровыми персонажами и побочными заданиями.

Однако и тут разработчики просчитались. Мир игры практически никак не реагирует на героев и заселен клонами. Поэтому понять какие герои могут вам дать задание, а какие нет, возможно только, если методично обходить всех NPC подряд. Сами задания почти все связаны с поиском различных предметов или персонажей, спрятанных на локациях. Они примитивны настолько, насколько это возможно и не идут ни в какое сравнение с прошлогодней Deus Ex от той же Square-Enix и другими топовыми играми жанра.

Кроме этого, разочаровывает сильный уклон в сторону дополнений. Без их покупки, вы попросту не сможете открыть многие мини-игры в казино.

На одной чаше весов - абсурдная история, растиражированные временные парадоксы, которыми разработчики заштопывают все сюжетные дырки, глупая главная героиня, пошлая музыка, упрощенная боевая система и безразличие создателей к действительно интересным героям игры убивают весь интерес к прохождению данного детища некогда великой компании. С другой же стороны - красивая графика с потрясающим техногенным городом «Академия », феноменальные пререндеренные заставки, интересная система перемещения во времени, исследования, Каюс и душка Лайтнинг немного вытягивают Final Fantasy XIII-2 , но не способны вернуть серию в ранг проектов Triple-A класса. Что просто печально.

Тестировалась версия для Xbox 360

Ноль фантазии
В Final Fantasy XIII Square Enix решила отказаться от многих инноваций потрясающей двенадцатой части сериала и загнать игрока в узкие коридоры. Посчитали, видимо, что так будет удобнее рассказывать Историю с большой буквы.

Паспорт

Платформы PS3 / X360

Жанр jRPG

Разработчик Square Enix

Издатель Square Enix

Дистрибьютор в Украине GameStop

Возраст 16+

О разработчике

Square Enix Самый, пожалуй, известный разработчик и издатель японских RPG. Компании принадлежат права на популярнейшие игры жанра - Final Fantasy и Dragon Quest, она постоянно выпускает их многочисленные продолжения и спин-оффы.

Игры серии Final Fantasy, Dragon Quest, Kingdom Hearts, Front Mission

Оценка

Идея Первая полноценная Final Fantasy на современных консолях

Графика Неплохая

Звук Ничего особенного

Игра До самого интересного дотянут немногие

Итог 3.5/5

По сюжету существуют два мира - Пульс (Pulse) и Кокон (Cocoon). Кокон - это огромная конструкция, которая парит в облаках над дикими равнинами Пульса. На благо ее жителей работают самые современные технологии, в то время как соседи снизу вынуждены довольствоваться жизнью попроще. Причем и те и другие в глаза друг друга никогда не видели. Потому все свято верят, что там, в ином мире, живут лишь кровожадные монстры, готовые расправиться с каждым, кто окажется на их территории.

Напряжения в местную геополитику добавляют огромные механические божества фал’Си (fal’Cie). Они есть в обоих мирах, причем фал’Си Пульса постоянно выбирают себе л’Си (l’Cie), людей-агентов, которым назначают цель (Focus) - задание, часто во вред Кокону. После чего судьба л’Си становится не самой завидной - исполнить свою миссию и превратиться в кристалл (такая вот награда) или провалить задание и стать монстром (Cie’th). В столь невыгодной ситуации оказалась и шестерка героев Final Fantasy XIII.

Возможно, авторы и старались, но с сюжетом у них не получилось. Прежде всего потому, что диалоги ни к черту не годятся, - сперва не понимаешь почти ничего, пытаясь выудить из безостановочного потока незнакомых терминов хоть какой-то смысл. Наконец через некоторое время начинаешь ориентироваться в происходящем, и иной раз даже покажется, что вот-вот проклюнется что-то интересное. Как бы не так! К огромному разочарованию, герои продолжают нести все ту же чепуху, и после первого десятка часов подобной болтовни ролики хочется просто пропускать.

Картонные и скучные персонажи привлекательности игре, конечно, не добавляют. Главная героиня по имени Лайтнинг (Lightning) - бывший солдат, она сдержанна, серьезна, тяжело переживает внутренние конфликты и поэтому иногда норовит заехать собеседнику в рожу. Сноу (Snow) - лихой, самоуверенный, но ответственный красавец. Раздражающий подросток Хоуп (Hope) первую половину игры ноет, вторую - строит из себя возмужавшего юношу. А девушка Ваниль (Vanille), по-видимому, страдает аутизмом. Ей вообще-то девятнадцать, однако ведет она себя как шестилетняя.

В принципе к примитивным характерам в видеоиграх все давно привыкли. Но для RPG подобный минимализм - это перебор. Мотивации здесь в основном ограничиваются необходимостью спасти кого-то. В такой компании эффектная бой-баба Фэнг (Fang) и Саж (Sazh), негр с цыпленком-чокобо в волосах, которые в другой игре не вызвали бы никакого интереса, в Final Fantasy XIII кажутся достойными романов Достоевского.

Главный же недостаток проекта - его невероятная линейность. Авторы постоянно рассказывали, как много сделано для того, чтобы лучше представить героев и подать их историю. В результате они 25 часов знакомят (только знакомят!) нас с этими говорящими куклами. Чтобы вытерпеть такое издевательство, нужна настоящая самурайская выдержка.

Эпический стиль Final Fantasy узнается с первого взгляда
Герои, как обычно, постоянно спешат по делам
Хороший мальчик! Нравится… Заверните!
Всех убью, одна останусь!
Героический прорыв!
В начале игры герои особенно тревожно глядят в будущее

Большую часть времени мы просто бежим по условному туннелю, меняются лишь декорации. Городов нет. Открытый для исследования мир, дополнительные квесты - все это появится, но только в самом-самом финале. В той же Final Fantasy VIII на игрока практически сразу вываливали ворох геймплейных особенностей, демонстрируя множество меню и пичкая подробностями. Возможно, кому-то было непросто, но, безусловно, интересно. В тринадцатой же части все наоборот - игра раскручивается мучительно долго. Доступ к системе прокачки персонажей открывают где-то на третьем часе, первый summon происходит примерно на десятом, полная кампания героев собирается только к восемнадцатому, а самому выбирать участников партии и назначать лидера можно будет аж после двадцати часов игры. Поразительно, как Square Enix не заметила, что подобная линейность лишь подчеркивает минусы проекта. Тут попросту не на что отвлечься, пафосные речи о л’Си и спасении мира быстро надоедают, и все сильнее начинают бесить любые шероховатости.

А вот новая боевая система сделана действительно неплохо. Слегка модифицированная Active Time Battle позволяет выстраивать очередь сразу из нескольких приемов, составляя эффективные комбинации. Теперь команды можно назначать в любое время и даже заранее - герой зарубит кого нужно, когда полоска действия наконец заполнится. Самая важная деталь - Stagger, особое состояние, в котором противник получает намного больший урон. Активируется Stagger, если монстра молотить довольно долго, так что стоит всегда концентрироваться на одном сопернике.

Великолепную систему гамбитов из Final Fantasy XII заменила Paradigm Shift. Теперь нельзя до мельчайших тонкостей настроить действия любого персонажа, вместо этого предлагают простой набор ролей: боец (commando), маг (ravager), защитник (sentinel), лекарь (medic), диверсант (saboteur) и синергетик (synergist). У каждого, естественно, свой комплект умений и особенностей. Классы героев разрешено переключать на лету посреди сражения. То есть можно сперва навалиться на гада всей толпой (включив комбинацию боец-боец-маг), а если дело запахнет жареным, перейти в оборону (защитник-лекарь-лекарь). В самых сложных битвах тактику, разумеется, придется менять по многу раз. При этом, как и в остальных частях серии, поддержку партии обеспечивают магические союзники (в данном случае eidolons). Огромные чудища, которых могут призывать герои. Правда, в Final Fantasy XIII они не так уж и могущественны, да и управление с помощью странного набора комбо поначалу сбивает с толку.

Все бы ничего, но сражения в первой половине игры невероятно легкие. Включаем автоматическую битву, и трупы врагов моментально окажутся у наших ног. И так примерно пятнадцать часов. Вдобавок руководить поначалу можно только двумя бойцами, а вдвоем никаких тактических хитростей не провернешь. В дальнейшем монстры становятся заметно сильнее, но это не означает, что сложность боев возрастет. Нет, мы все так же жмем кнопку Auto Battle, только поединки будут занимать намного больше времени.

Отмечу, что перед каждой битвой теперь предусмотрен чекпоинт, и заново перепроходить всю локацию из-за одной нелепой оплошности не придется. Да и обычных точек сохранения теперь гораздо больше. Удобно и то, что все противники отображаются на мини-карте, а после любого сражения здоровье полностью восстанавливается.

«Ну а графика?» - слышу вопрос некоторых. CG-ролики, как и положено, красивы, но в целом графика не очень. Нам почему-то постоянно норовят показать крупным планом угловатые пальцы героини или восьмиугольные браслеты на ее руках. Зачем, спрашивается, акцентировать на этом внимание?

У жанра jRPG на текущем поколении консолей судьба складывается не лучшим образом, ничего достойного не выходило уже пару лет. Final Fantasy XIII пророчили роль спасительницы жанра - увы, не получилось. Зачем нормальному человеку тратить 25 часов своего драгоценного времени на посредственную (подчеркиваю - весьма и весьма посредственную) игру? Вопрос риторический, вам не кажется?

Иное мнение

Сразу признаюсь, к самой популярной серии jRPG современности после выхода таких дорогих пустышек, как Final Fantasy VIII или XII, я отношусь, мягко говоря, скептически. С этим же настроем ожидал и тринадцатую часть, и оказалось, очень на ее счет ошибался. Проект, безусловно, спорный, но в то же время во многом весьма интересный.

Безумно красивая картинка (настоятельно рекомендую PS3-версию), где разница между CG и реальной графикой практически незаметна. Едва ли не лучший в серии мир (поверьте, местами он затыкает за пояс сеттинги Final Fantasy VI и VII) - дизайнерам и художникам этого апофеоза творческой мысли я бы с удовольствием пожал руку. Сюжет, который, несмотря на набивший оскомину «спасательский» девиз, держит вас у экрана. И, конечно, герои. При всей шаблонности они умудряются показать себя с весьма неожиданных сторон. Подача истории (не забывайте заглядывать во внутриигровую энциклопедию) вызывает только позитивные эмоции.

Что еще более удивило, так это звук. Если слабой озвучкой серия никогда не страдала (Yung Fei, я люблю тебя!), то музыка часто представляла собой твердолобую ремиксовку всех предыдущих частей. Как ни странно, смена композитора пошла на пользу - OST достоин покупки на отдельном диске.

Final Fantasy XIII - далеко не идеальная игра. Но вполне могла бы стать таковой, если бы не слабая боевка. Она, конечно, не так убога, как в Final Fantasy XII, но до совершенства боев десятой части сериала ей очень далеко. Другой серьезный недостаток - без преувеличения дичайшая линейность. Две трети игры больше напоминают приключение с ролевыми элементами, а не полноценную jRPG. И жаль, что насладиться открытым для исследования миром (ближе к финалу) просто не дают.

Но в любом случае, Final Fantasy XIII весьма и весьма неплоха. Это определенно шаг вперед для серии в целом. Если вы хардкорный фанат jRPG, то гарантированно получите дозу своего наркотика. Если же вы фанат одной лишь серии Final Fantasy - держитесь от тринадцатой части подальше. Новое творение Square Enix может разбить ваши нежные чувства.

P.S. Да, и очень хотелось бы попросить разработчиков прекратить попытки втиснуть элеметы MMOG в боевую систему. Эти глупые неуместные эксперименты не приводят ни к чему хорошему и уже начинают надоедать.

Олег Овсиенко
Gameplay

А кто-нибудь помнит, как давно это было? 1987 год, компания SquareSoft на грани разорения и Хиронобу Сакагучи работает над своим последним, по его мнению, проектом под названием Final Fantasy. Как не иронично бы это звучало, но название было дано как раз в пору на тот момент. Компанию в любой момент ждет закрытие. Казалось бы, песенка быстро угасающей Square спета. Да и на игровом рынке тоже идут баталии между представителями данной индустрии, и выживают сильнейшие.

Но после выхода первой игры серии Final Fantasy ситуация приняла неожиданный для Square оборот, а точнее, этот проект принес компании неожиданный для нее успех. После этого триумфа в свет пошли игры этой серии одна за другой. И вот уже 21 век, Сакагучи уже давно работает в другой компании, а Square объединилась с Enix – очень крупной компанией, выпускающей игры того же жанра. Сегодня мы знаем эту компанию как Square Enix. Эти две объединившиеся компании за многие годы приобрели огромный опыт в создании игр жанра JRPG. И совсем недавно на игровой рынок вышел очередной, самый важный для них проект – Final Fantasy XIII. В успешных продажах этой игры можно было даже не сомневаться, ведь это громкое название известно каждому поклоннику жанра JRPG, а их очень много. В день выхода проекта в Японии Final Fantasy XIII разошлась более чем миллионным тиражом, а ведь еще не стоит забывать про релиз в других странах мира. Игры серии Final Fantasy не связаны сюжетом.

В каждой части рассказывается новая история с другими персонажами, что придает уникальность каждой части. Именно этой традиции последовали разработчики и в тринадцатой части проекта. Но какой же может быть игра серии Final Fantasy без лавстори, чокобо, традиционных заклинаний, до боли знакомых саммонов и интриг? Все эти важные составляющие неизменно присутствуют и в Final Fantasy XIII. Несмотря на всю критику про линейность и прочее, вы не пожалеете о времени проведенном за этой игрой. Качество ее действительно высокое, очень хорошая графика, мир проработан красиво и часто есть желание остановиться и оглядеться вокруг. Сюжет тоже великолепен и затягивает с самого начала игры, и вплоть до ее финала, причем он очень обширный. Вот о нем как раз стоит немного поговорить...

Краткое описание.

Сюжет разворачивается в мире под названием Пульс. Еще задолго до зарождения человечества существовала древнейшая раса, носившая название фал’Си. Затем появились люди и некоторые из них были отмечены фал’Си. Зачем и для чего - поначалу непонятно, но на этом будет строиться основной сюжет. Людей, которые носят эти отметины, называют л’Си. Как в некоторых частях Final Fantasy здесь тоже существует кристалл. Примерно 13 веков назад до разворачивающихся в игре событий, кристалл приказал расе фал’Си создать «рай» для людей, после чего был возведен город, похожий на небольшой изолированный мирок под названием Кокон.

Построенный город парил в воздухе над миром Пульс. Позже в Коконе появился свой собственный кристалл, который обеспечивал людей высокими технологиями (прямо напоминает куб из трансформеров). Но со временем жители стали бояться, что Кокон может в любой момент упасть с неба, появилось недовольство со стороны некоторых людей. Правительство Кокона решило изолировать недовольных от тех, кто слепо предан им и их политике, что, как правило, приводит к ущемлению прав и бунтам. А здесь как раз и начинается сюжет!

Среди красивых бескрайних пейзажей мчится поезд с пассажирами, направляющимися в Кокон. Но это далеко не обычные пассажиры, что сразу видно по вооруженным охранникам, которые не спеша расхаживают из одного конца вагона в другой. Среди этих невольников, под капюшоном скрывается лицо молодой девушки, которая что-то замышляет, а рядом с ней сидит темнокожий парень и тоже что-то ей нашептывает. В момент, когда поезд минует барьер и его начинает трясти, неизвестная девушка и парень со «стильной прической из 80-х», да еще и с птенцом чокобо в волосах, начинают атаку. Воспользовавшись положением и силой гравитации, они устраивают в поезде настоящий погром.

В принципе, пункт назначения не изменился - поезд мчится в Кокон, но вот только военные силы уже осведомлены о том, что творится в поезде. Потому прием получился весьма негостеприимным. Все оцеплено военными, в воздух подняты истребители, вокруг телепортируют отборных монстров, которые служат чем-то вроде «служебных собак». Но в городе с другого фронта начинают действовать повстанцы, которыми руководит лидер в бандане по имени Сноу. Но, несмотря ни на что, поезд терпит крушение. Итак, перед нами город, напичканный высокими технологиями, но на вид весьма мрачный и неприветливый. Остановившийся поезд… а здесь в любую секунду из него должен выпрыгнуть Клауд с «шашкой наголо» - подумаете вы? Но нет, на сей раз из вагона выпрыгивает очаровательная девушка, которая называет себя Лайтинг – в свое время бывшая на военной службе. Но, так же как и известный герой из седьмой части, она во всеоружии и рвется в бой. За ней следом вылезает ее чернокожий попутчик по имени Саз, вооруженный двумя пистолетами, а у вагона их поджидает первый, довольно крупный противник.

Разобравшись с ним, они продолжают расчищать себе путь через толпы военных, с целью проникнуть в самое сердце Кокона. Далее сюжет переносит нас к повстанцам под командованием Сноу, который призывает к оружию всех желающих заключенных. Среди народа, пожелавшего взять в руки оружие и встать на сторону сопротивления, оказалась мать еще одного героя игры. Звать его Хоуп (в переводе с английского – Надежда). Этот парень у вас на глазах постепенно будет превращаться из трусливого подростка в мужественного юношу. А куда деваться, жизнь заставит! Там же появляется еще одна героиня - красивая девушка подросткового возраста и с вечно позитивным настроением по имени Ваниль.

Повстанцы, не без потерь, прорываются сквозь военное оцепление, но здесь случается беда. Мост рушится, и большая часть людей падают в бездну. Сноу удается зацепиться за край моста и другой рукой схватить мать Хоуп, получившую смертельное ранение. Она обращается к Сноу с последней просьбой. После этого она умирает и в тот момент ее рука выскальзывает из пальцев Сноу. Хоуп наблюдает эту страшную картину издалека. Теперь он считает Сноу врагом, убийцей своей матери, и в будущем мечтает поквитаться с ним. Подавленный лидер сопротивления возвращается к своим уцелевшим собратьям. Среди них теперь находятся Хоуп и Ваниль, которые видимо, затеяли самостоятельное вторжение в покои правительства Кокона. Сноу внезапно улетает, и подростки кидаются за ним в погоню, угнав летательный аппарат, напоминающий мотоцикл.

Но Лайтинг и Саз тоже уже пробираются к «парадному входу» Кокона. Какие цели преследуют герои игры, кто такая загадочная девушка, отмеченная фал’Си, по имени Сара, какая связь между Сноу и Лайтинг, вы обязательно узнаете лично, проходя одну главу за другой. Судьба не раз будет разлучать и вновь объединять персонажей, а сюжет настолько изобилен, что пересказать можно лишь жалкую его часть. Так что, всем советую на 40-60 часов отвлечься от реальности и окунуться в прекрасный и интересный мир Final Fantasy XIII.

Геймплей.

Как и ожидалось, в своем проекте создатели приготовили множество красивых роликов, но и графика в геймплее тоже не подкачала. Однако это касается консоли, под которую изначально создавалась игра, а именно Playstation 3. В версии для Xbox 360 нехило пожали ролики (хоть и не все) и разрешение в самой игре занижено, это хорошо заметно по волосам персонажей. В общем, если у вас есть возможность сыграть в сей шедевр на PS3, то советую воспользоваться этой консолью из страны восходящего солнца. Камеру в игре можно вращать. Учитывая, что локации сделаны очень красиво - это очень большой плюс. Система прокачки называется Crystarium. Она очень похожа на систему прокачки сфер в FFX, так что люди, игравшие в эту часть, быстро освоятся и здесь. Тем, кто пропустил юбилейный проект Final Fantasy X, тоже не нужно отчаиваться - здесь вполне легко будет понять, что к чему.

Если боевая система в Final Fantasy XII больше напоминала боевку из Vagrant Story или Parasite Eve, то в Final Fantasy XIII все же решили вернуться поближе к классическим битвам этой серии игр. Но и новшеств в ней достаточно много. Битвы пошаговые и присутствует полоса атаки, но напоминает звенья цепочки из нескольких атак. Противник может сократить количество заданных атак, вовремя проведя нападение. У врагов присутствует отдельная шкала, которая наполняется от проведенных против них ударов. После заполнения, защита у врагов падает на какое-то время и получается, своего рода, overdrive. В бою одновременно допускается до трех персонажей, но есть еще уникальная функция в боевой системе. Впервые появилась возможность использовать опцию Paradigm Shift. Она представляет собой быструю смену профессий персонажей, причем вариантов несколько на выбор, стоит лишь зажать левый шифт и выбрать нужный. Порядок и роли Paradigm Shift можно настраивать в главном меню.

Теперь, что касается саммонов, к ним разработчики подошли очень хорошо. Чтобы завоевать право призывать саммона, вам нужно с ним сразиться, но сразиться с умом. Дело в том, что у саммона есть полоса под названием Gestalt, которая должна заполниться, после чего требуется нажать на кнопку квадрат (или на X в версии для Xbox 360). Заполняется полоса от ваших действий, здесь нужно не только проводить атаки, но и уметь использовать различные способности для того, чтобы впечатлить саммона. Если вы решите слепо атаковать их в надежде, что это поможет, то это не самая лучшая идея. Полоса Gestalt будет копиться очень медленно, а на лидера группы в начале сражения накладывается заклинание Doom – это вроде смерти с отсрочкой на несколько минут. А в боевой системе Final Fantasy XIII есть правило - если лидер группы терпит поражение, бой считается проигранным, так что время на показ своих умений тоже ограничено. Традиционно, как и для многих частей Final Fantasy, саммон привязывается к своему хозяину, и призывать его может только он. Призыв выглядит весьма эффектно, идея с объединением саммона и его хозяина смотрится потрясающе!

Недостатки. Как бы хотелось, чтобы их здесь не было!

Из недостатков сильно бросается в глаза линейность первой половины игры, но это превосходно компенсируется захватывающим сюжетом. Точки сохранения иногда прям таки напичканы на каждом шагу. Такое ощущение, что в игре включился режим «Very Easy», которого, по сути, конечно нет. При проигрыше битвы можно восстановиться прямо перед врагом, который вас уделал. Какой смысл тогда так часто расставлять точки сохранения, спрашивается?

В остальном Final Fantasy XIII произвела на меня очень хорошее впечатление, и я очень рекомендую ее всем поклонникам жанра JRPG. Такой проект определенно не должен быть пропущен!

Предлагаем вашему вниманию, обзор самой ожидаемой JRPG за последние годы. Который был написан, нашими французскими коллегами, но мы убрали из него всё самое неинтересное.. БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.

После демо версии и демонстрации игры на Tokyo Game Show 2009, я вставил диск с ФФ13 в PS3 полный оптимизма.


Первое на что обращает внимание игрок это графика, и тут FF13 не подвела. Это наверно самая красивая PS3 игра от японских разработчиков. Графика настолько крута, что можете затмить даже Uncharted 2.

Далее идут заставки, очень красивые и доказывают, что Square-Enix лучшие в своём деле. Даже учитывая огромную разницу между CG и in-game графикой, ролики всё равно отлично вписываются в игру и их всегда очень интересно смотреть.

Звук и музыку, как обычно очень сложно оценить, так как всё зависит от вкуса.

Самая большая потеря, это убранная победная мелодия Fanfare .

Это несомненно скандальное решение, как они могли такое сделать? Уже в ФФ12 мы её слышали не так часто, а тут её вовсе убрали!

Мелодия Chocobos (в ФФ13 присутствует её Jazz версия) была напрочь испорчена. Главная же мелодия, тоже не представляет из себя ничего выдающегося.

Что игроки всегда любили в ФФ это несомненно сценарий, но для меня главное это сама система игры, боевая система, прокачка, т.е игровой процесс самое главное. Его я и опишу.


Небольшая заметка про передвижение персонажа по карте. Вы управляете только лидером группы (остальные, которых максимум трое, следуют за вами). Радар показывает ваше местоположение, врагов и стрелку куда вам нужно идти.

Дизайн уровней в целом очень плох и представляет из себя узкие коридоры, практически без ответвлений! Очень редко можно увидеть множественные пути. В этой части нет такого огромного и открытого мира как в FF12. В результате его попросту не интересно исследовать.

Враги отображаются как красные точки на радаре, на них можно напасть, до того как они вас заметят. Для чего можно выбрать пункт "Превентивная Атака", и персонаж начнёт периодически нападать на всех врагов.

Главный "сюрприз" боевой системы, это то, что управлять можно ТОЛЬКО главным героем, остальные персонажи остаются независимыми даже во время боёв. Такое впервые в серии.

Всего же в вашей команде от 2 до 3 персонажей (в зависимости от сценария). Хоть ими и нельзя управлять в ручную, зато можно отдавать приказы - данная система называется Optima.

Система классов (тут их называют Ролями) персонажей включает:

Attacker (специализируется на физической атаке)

Blaster (специализируется на магической атаке)

Healer (специализируется на лечении)

Jammer (занят снижением защиты врагов)

Enhancer (поддерживает мемберов команды, повышая их защиту и нападая на обидчиков)

Defender (защищается, провоцирует врагов и восстанавливает свою жизненную энергию)


В начале игры, доступны кстати не все роли. Для каждого персонажа есть соответствующий сценарий, открывающий доступ к определённой роли. Во второй половине игры, каждому персонажу будет доступна любая роль.

Вернёмся к системе Optima. Она группирует уже настроенные действия для определённых ролей. Система обладает множеством опций, каждый сможет настроить автоматические действия мемберов команды под себя.

Поначалу невозможность напрямую управлять персонажами меня сильно бесила, но под конец игры я привык к Оптиме, не так уж она и плоха, бои получаются очень динамичными.

Видно, что Square-Enix хотела нам предложить оригинальный игровой процесс, не похожий на предыдущие части.

Если партия погибла, достаточно просто нажать Restart и вы вернётесь к последней битве, без всяких сейвов. Поначалу это не так важно, но чем дальше играете, тем чаще будете погибать. Почему? Причина очень проста, если главный герой гибнет - Game Over. В результате больше всего нужно заботиться именно о нём. Только вот, некоторые монстры всё равно могут вас убить с одного удара, от чего проигрыш становиться быстрым и неожиданным.


Система прокачки называется Crystalium и напоминает оную в FF10. В ней нет ни AP, ни XP, вместо этого есть CP (Crystal Point). CP даются после каждой битвы, даже если персонаж не участвовал в сражении. Но главная засада в том, что прокачка блокирована до определённых моментов сюжета. Так что, тупо мочить монстров и качаться безгранично вы не сможете, упрётесь в отсутствие определённого кристалла, который можно получить двигаясь дальше по сюжетной линии.

Боёвка, как вы уже знаете, полностью в реальном времени, поэтому у вас не будет времени копаться в меню, иначе враги вас вынесут.

Вызов существ омрачен тем, что только лидер может их вызывать, всего один раз за бой.


Что вы думаете обо всём этом?

FF13 сильно отличается от предыдущих серий. Перед вынесением вердикта, я должен ещё кое что сказать. Эта часть FF13 линейна как никогда ранее, никакой свободы в передвижении. За всё время игры нужно просто двигаться от одной точки к другой. Никакого исследования мира, никаких головоломок, никаких персонажей с которыми можно поговорить, нет денег и невозможна кустомизация персонажей.

Всё это вводит меня в замешательство, а действительно ли это Файнал Фэнтези?


После 26 часов игры, я наконец смог найти что-то действительно от Final Fantasy. Получив немного свободы, возможность (хоть и небольшую) выбирать куда идти, выполнять побочные миссии, а так же, начать прокачивать своё снаряжение.

Но на этом всё, не ищите ни города, ни персонажей с которыми можно поговорить, карту мира тоже можете не искать - ЭТОГО НЕТУ. Даже Чокобо, кроме одной единственной побочной миссии - их больше нигде не отыскать.

Денег фактически нету, приходится продавать своё снаряжение или какие-либо ненужные вещи. Первые 10 глав (из 13) проходятся без возможности что-либо сделать! Но это ещё что, тут даже нет возможности вернутся в предыдущие главы, если они были завершены!

В общем FF13 хорошая игра, но более походит на Action-RPG. По моему мнению, эта часть не должна называться Final Fantasy вовсе. Если бы не боевая система, я бы уже наверняка бросил в неё играть.


Персонажи в игре проработаны довольно хорошо, особенно по сравнению с FF12. Плюс FF13 сложнее 12-той части. В этом нет ничего странного, вы можете продраться 20 минут, начать доминировать и тут бах, монстр убивает главного героя с одного удара. Game Over.

Отыграв 40 часов я конечно расстроен, но удовольствие от игры всё равно получил.

Заключение: хороший сценарий, интересная боевая система, но это не Final Fantasy. И мой вам совет, если вам не понравилась ФФ10 за свою линейность, то к FF13 даже не подходите!

Моя оценка: 7/10.

Я был очень добр поставить такой балл, наверно потому что Vanille и Sera очень милые.

Заметка переводчика: Как я и опасался, эту игру разумнее назвать Fantasy May Cry . Как только выйдет английская версия, ждите Final Fantasy XIII: Объективный Обзор.

Детища японской Square Enix бессменно остается на вершине игрового олимпа. И это не удивительно, ведь каждая часть сериала устанавливала новые стандарты жанра jRPG.Так что не сомневался в том, что очередное творение японской компании не станет исключением из правил.

Отправить

Прошло уже более 20 лет с момента выхода первой , но детище японской Square Soft (с 2003 года Square Enix ) бессменно остается на вершине игрового олимпа. И это не удивительно, ведь каждая часть сериала являлась если не откровением, то, как минимум, устанавливала новые стандарты не только для жанра jRPG, но и для всей игровой индустрии в целом. Так что ни у кого не возникало сомнений в том, что очередное творение японской компании не станет исключением из правил.

Сюжет игры разворачивается вокруг шести персонажей - девушки-солдата Молнии (Lightning), неугомонного юноши Сноу (Snow), мальчика с лирическим именем Надежда (Hope), чернокожего Сажа (Sazh) с цыпленком-чокобо на голове, загадочной Фанг (Fang) и ее младшей сестренки Ваниль (Vanilla). Волею судьбы пятеро из них оказываются в ненужном месте, в ненужное время - загадочное древнее существо фал"Си (fal`Cie) делает героев своими слугами, л"Си (l`Cie), попутно озадачив миссией по спасению мира от надвигающегося катаклизма и наделив различными магическими талантами. Плата за невыполнение Задачи (Focus), как и у любого л"Си, высока - превращение в монстра, награда неоднозначна - вечный сон в кристалле. Перспектива стать безмозглой тварью в самое ближайшее время представляется героям более неприятной, так что, скрепя сердцем, они отправляются в путь по просторам двух миров - Кокон (Cocoon) и Пульс (Pulse).

Вот такими чудовищами становятся л"Си, провалившие свою Задачу

Впрочем очень скоро оказывается, что «по просторам» - это слишком громкое заявление для . Еще ни одна игра этой серии не была настолько камерной. Большую часть времени нам придется продвигаться по различным коридорам, которые могут быть прямы как линейка, изогнуты как корень женьшеня или извиваться как горный серпантин, пролегать в городских декорациях или девственных лесах, - суть от этого не изменится: героям не дадут сделать и шага в сторону, если это не предопределено сюжетом. На мини карте даже помечают пунктирной линией последние сделанные шаги - почти аналог сигнала «wrong way» в авто-симуляторах, дабы игроку не вздумалось внезапно или нечаянно повернуть обратно. Разбавляют пробежки от ролика до ролика разве что красочные схватки с многочисленными противниками.


Вот если чем и хороша , так это боями. Красивее и динамичнее обмен атаками не выглядел еще никогда. Наблюдать за ходом поединка истинное удовольствие, но стоит самому взять джойстик в руки, как ситуация меняется.

Новая боевая система делает глубокий реверанс в сторону онлайновых игр. Хотя нас вновь лишили контроля над передвижениями персонажа в бою, взамен этого герой сам перемещается по полю битвы, кружит вокруг противника и выбирает самые действенные атаки. Да, вам не показалось, - отныне нам вместо опции «атака» предлагается функция автоматического выбора наиболее эффективного действия на данный момент. У врага слабость к огню? Отлично - у нас уже будет выбрана пламенная "Fira". Супостаты сбились в кучу? Прекрасно - герой решит сделать круговую атаку "Blitz".


Переключение между персонажами также кануло в Лету - управлять в бою можно только лидером группы. За действия напарников отвечает AI, тактика которого базируется на введенной системе парадигм - роли, назначаемой для того или иного героя. Всего их шесть - Воин (Commando), Защитник (Sentinel), Черный Маг (Ravager), Белый Маг (Medic), Маг Поддержки (Synergist) и Диверсант (Saboteur). Переключение между парадигмами осуществляется прямо в бою и является основой тактической составляющей геймплея. Увеличение характеристик и покупка навыков происходит по принципу «Sphere grid» из Final Fantasy X , а стоимость исчисляется в специальных очках CP (Crystogen Points) зарабатываемых в бою. Однако и тут выбрать путь развития можно лишь в рамках определения приоритетной парадигмы - передвижение же между этапами прокачки внутри пути происходит исключительно по прямой.

Также отправлен в небытие и привычный элемент Limit Break. Его место заняла полоска

TP (Technical Points), за счет которой делаются специальные приемы и призываются могущественные существа Эйдолоны, одна из визитных карточек серии. Всего их шесть - по одному на каждого персонажа. Лидер группы на время призывает своего Эйдолона в битву, а по истечении отведенного срока может слиться с ним для проведения финальной атаки.


Несмотря на кажущееся разнообразие, на деле бои вызывают странные чувства. Главным врагом игрока является отнюдь не противник, а... собственная нетерпеливость. Игровой процесс упорно скатывается к популярному нынче однокнопочному геймплею, когда выбор за тебя уже сделан и остается лишь наслаждаться картинкой. Битвы с многочисленными противниками и боссами длятся десятки минут, и порой становится крайне сложно сопротивляться искушению и не отправлять всех персонажей в атаку, что чревато скорым «геймовером».

И даже графика в вызывает противоречивые чувства. Перед командой разработчиков стояла нелегкая задача сделать игровую картинку максимально приближенной к качеству фирменных «финалочных» CG-роликов. Отчасти, создатели с этой задачей справились, и переход от отлично сделанных и срежиссированных CG-роликов, к игровому движку не очевиден. Иногда сердце замирает от непередаваемой красоты, открывающейся нашему взору, но нередко приходится бороться с желанием запустить джойстиком в экран телевизора, лишь бы не видеть картинки недостойной продукта ААА-класса. Безусловно, разработка игры под две конкурирующие платформы не пошла на пользу . В результате японцам не удалось по полной использовать ресурсы ни одной из систем. Создатели не пожалели полигонов и высококачественных текстур для моделей персонажей, а вот окружающий мир порой представляет собой низкополигональное нагромождение с размытыми текстурами и лишь робким намеком на современные технологии.


Но главная и самая печальная проблема игры заключается в непоследовательности получаемой игроками информации. С первых минут и почти до конца нас будут мучить вопросы: «Что происходит? За кого я играю? Куда все бегут?»

Со вступительных титров на нас обрушивают тонны проблем и нравственных терзаний персонажей, которые не только не успевают стать привычными и родными, мы даже толком не успеваем понять, за кого играем. На большинство возникающих вопросов сюжет не дает вразумительных ответов, и чтобы разобраться в происходящем приходится читать километры текста во встроенной базе данных Datalog. Создается впечатление этакой «вещи-в-себе», где игроку не то, что не дано повлиять на сюжет, но и хотя бы осознать происходящее. Можно было бы простить такой подход, если бы пейзажи стремительно менялись, а новые NPC занимали все наше внимание, но и этого не происходит. Локации представляют собой уже вышеупомянутые коридоры, не сильно отличающиеся друг от друга, встреченных в ходе игры неигровых персонажей можно пересчитать по пальцам, а окружающий мир представляется статичными декорациями.

И несмотря ни на что перед нами одна из главных игр этого года, которая заслуживает самого пристального внимания не только ценителей серии, но и тех, кто стремится держать руку на пульсе игровой индустрии. Но более всего обидно то, что разработчики подошли к созданию этой игры не как художники, а скорее как ремесленники, эдакие кузнецы своего дела. Они выковали прекрасную подкову, которой не стыдно подковать самого лучшего скакуна, но вы никогда не захотите повесить ее у себя над дверью на счастье.

Статьи по теме: