Интересные факты шахматы. Двадцать пять любопытных фактов о шахматах. Компьютер научили играть в шахматы

Предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов о шахматах.

1. Происхождение названия

Шахматы произошли от древнеиндийской игры «чатуранга» 6-го века, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер

2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.
Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

6. Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.
Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Шахматы произошли от древнеиндийской игры «чатуранга» 6-го века, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер)

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация ФИДЕ, под эгидой которой проводится большинство крупнейших международных соревнований.

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру. Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

В шахматах много правил, но главное: «тронул — ходи» и «руку отнял — ход сделан»

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске». Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

В 1061 году католический кардинал Пётр Дамиани издал указ о запрете шахмат среди духовенства, охарактеризовав шахматы как «измышление дьявола» по причине развития страсти к шахматам у многих людей. Противниками шахмат были Ян Гус, Бернар Клервосский (1128), французский епископ Аид Сюлли (в 1208 запретил патерам играть в шахматы). Некоторые европейские короли того времени также запрещали шахматы под влиянием церковного запрета. На Руси православная церковь также запретила шахматы, что было официально закреплено в Кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

Существуют шахматы для более чем двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя), управляющие каждый своим комплектом фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведётся команда на команду на одной или нескольких досках, причём на ход партии за одной доской влияют действия более чем одного игрока из каждой команды (например, шведские шахматы).

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули». После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера. Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

25. Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

24. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

22. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

21. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

20. Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

14. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

10. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

9. В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

8. Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

7. В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

6. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Шахматы являются одной из самых известных стратегических игр. Ими увлекаются миллионы людей по всему миру на протяжении нескольких столетий, поэтому сегодня мы хотим подробнее рассказать об уникальных особенностях этой игры.

1. Истоки

Название «шахматы» происходит от двух персидских слов и в дословном переводе означает «смерть королю». Правда, это название дали игре таджики. Персы любили эту игру и называли шатрангом. Но возникла она в самом начале нашей эры на севере Индии. Фигуры имитировали войска – конницу, пехоту, колесницы. Это вам не скучная монополия! В Индии слоны использовались в качестве «боевой техники», отсюда и фигура слона в игре. Ну, и разумеется, какое же войско без главнокомандующего – в данном случае короля. Немыслимо также обойтись и без вдохновительницы.

Королева, как показывает практика, с легкостью в определенных ситуациях сама становится единоличным правителем, да и вояка хоть куда.

Говорят, что некоторые правители в давние времена иной раз решали свои споры путем игрушечной войны – шахмат. Многим тысячам воинов тех времен это спасло жизни. У арабов такая забава называлась шатранджем. И они, отдавая дань почета шахматам, никак не желают признавать авторство в ее изобретении за индусами, считая своей выдумкой и изобретением.

2. Муза

Королева (ферзь) – загадочная и могущественная фигура. Первоначально она не обладала такой властью – не могла для перемещения использовать все плоскости. Но со временем стала фактически сильнее фигуры короля. Да, возрадуются феминистки! В персидском варианте данная она все же была ферзем, советником и помощником короля и имела весьма скромные возможности. В индийском варианте ни ферзя, ни королевы не было вовсе. Но времена меняются и диктуют свои законы, в играх в том числе.

3. Большие числа

Число атомов во Вселенной настолько велико, что это сложно себе представить. Ваш мозг взорвется от напряжения, даже не пытайтесь. А вот, число видов комбинаций партий в шахматной игре, которые можно разыграть, в полтора раза больше. В ходе компьютерной партии можно сделать много миллионов возможных ходов. Откуда это известно? Великие математики с их великими формулами… И, да, им можно верить.

4. Компьютер научили играть в шахматы

Для нашего мозга возможность представить варианты развития событий, зависящих от каждого хода, представляет собой непосильную задачу. Для великих шахматистов эта задача представляет меньше сложностей. Для компьютера – еще меньше сложностей. Для суперкомпьютера – вообще пара пустяков, о чем и свидетельствуют партии, сыгранные знаменитыми игроками с компьютером, обыгравшим их.

Чемпионы мира Каспаров и Крамник не смогли противостоять умным машинам.

Что ж… Человеческий мозг не совершенен, даже у великих шахматистов. Шахматный компьютер может проанализировать миллионы комбинаций в секунду, а человек за это время не успевает осознать и одну возможность.

А идея создать компьютерный код, который позволит машине играть в шахматы, родилась на вечеринке. И была реализована благодаря спору. Кстати, на кону было что-то около двенадцати тысяч долларов. И да, обыграть компьютер не под силу гроссмейстерам, но для женской логики – пара пустяков.

Внимание! Надо со второго хода повторять-отзеркаливать ходы, совершаемые искусственным «мозгом» — ничья вам гарантирована.

Изобретено женщиной. Проверено. Работает. Во всяком случае, с типовыми компьютерными программами.

5. Размяться во время шахматной партии

Однажды в умную голову прекрасного человека пришла мысль о том, что играть в шахматы прекрасно и интересно, но не полезно для мышечной ткани. Все в человеке должно быть гармонично и прекрасно, поэтому, не желая ущемлять «права» мышц, он предложил соединить шахматную игру и бокс. Так появился шахбокс. Говорят, голландец, изобретший данный вариант игры, почерпнул идею чередования боксерских раутов и шахматных партий в каком-то комиксе. Интересно, в каком?

6. История великих обманов

Попытки «создать» робота-машину, обыгрывающую всех в шахматы, были и до изобретения компьютера. Венгерский мастер в восемнадцатом веке создал такое чудо: машине-роботу удалось обыграть самого Наполеона Бонапарта. Как оказалось впоследствии — мастер слукавил. Его чудо-машина не была машиной-роботом. Это был всего лишь костюм, который надевал человек, хорошо играющий в шахматы. Наполеона надули! В 1836 году во Франции издали первый шахматный журнал, не преминувший описать и сей комичный (трагичный) факт.

Часовщики и инженеры впоследствии не раз пытались создавать подобных роботов. В настоящее время шахматный робот существует – компьютер может не только анализировать и генерировать ходы, но и с помощью специального механизма передвигать фигуры по клеткам шахматного поля. Немецкий робот уже одержал победу над международным гроссмейстером Грищуком.

7. Смые-самые

Двухходовая самая короткая партия, разыгрывается следующим образом. Ход номер один: F3 на E5 и номер два: G4 на QH4++. А самая длинная игра произошла в Белграде в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году между Николичем и Арсовичем.

Продолжительность ее составила чуть более двадцати часов. Было сделано около трехсот ходов.

Можно и уснуть, что, впрочем, и имело место быть с некоторыми игроками при столь длительных партиях. Некоторые даже не были завершены по причине сна соперников. Введение правила пятидесяти ходов позволило ограничивать время, поскольку партия может длиться и более двадцати часов.

8. Игры со временем

Чтобы избежать казусов с засыпаниями во время партии, были изобретены часы для шахматной игры — со звоночком. Дзинь, и задремавший соперник проснулся – его ход. Двойная польза: мозг отдохнул и готов с новыми силами размышлять над ответным ударом.

В шахматные матчи практика тайм-контроля вошла быстро и всерьез, использовалась повсеместно. А вскоре даже стала диктовать свои условия. В конце девятнадцатого века игры без часов уже не осуществлялись. Тогда же возникло и вошло в обиход слово цейтнот. Немного позднее стали разыгрывать быстрые матчи — с установленным для каждого из участника лимитом в тридцать минут, а ещё позже изобрели «блиц» — от пяти до десятка минут.

9. А если это лекарство

Шахматы развивают мозг. Во время напряженной игры устанавливаются новые соединения между клетками-нейронами – синапсы. Это определенно делает человека более умным и менее подверженным болезни Альцгеймера. Как знать, может быть, двадцатое июля – международный день шахмат – скоро станет праздником победы над старческим слабоумием. Шахматы поставят мат болезни. Кроме того, они развивают усидчивость, умение концентрироваться, наблюдательность, расчетливость, продуманность, умение логически выстраивать цепь событий, предвидеть, предугадывать. Учеными подмечено также, что люди с активными интеллектуальными занятиями живут дольше.

10. Уникальная память

Некоторые люди натренировали свой мозг до такой степени, что могут играть с завязанными глазами – шахматное поле у них в воображении перед глазами со всеми фигурами и всеми комбинациями, установившимися на поле игры. Шестьдесят четыре клетки с динамически меняющейся после каждого хода картинкой.

Это фантастические возможности мозга и если бы не шахматы, то мы никогда бы об этом не узнали.

Конечно, для таких феноменов требуются врожденные задатки, но и сама игра способствует развитию человеческой памяти. Во-первых, активизируется механизм оперативного хранения и использования информации, т.е. нейроны, хранящие информацию, которую нужно использовать здесь и сейчас и можно забыть в недалеком будущем. Во-вторых, игра с тысячелетней историей представляет прекрасный полигон для её развития.

Потребность просчитывать разные комбинации, а следовательно и сохранять в мозгу прошлые вариации, которые были просчитаны, исходы, вариации, находящиеся на этапе продумывания — несомненно, все это способствует активизации оперативной памяти. Игра способствует формированию долгосрочной памяти. Имея незначительное число матчей за плечами, игрок в разыгрываемом действии оперирует имеющимся опытом. В случае, если знает, что в схожей ситуации сопернику удалось выиграть, он примет превентивный ход. А нужда в данной ситуации, вспомнить ход предыдущей игры стимулирует память.

Шахматы — это еще и мыслительный процесс. И сам по себе он дает возможность для формирования навыков, улучшающих процесс запоминания. Вычленение основного, установление логической цепочки, связующей разрозненные куски, сравнительный анализ дает возможность значимо улучшить процесс запоминания.

Факт, что лучшим для запоминания является способ увязывания старой информации с новой или с отдельными ее частями. Это дает возможность её систематизировать, снизить в объемах и сделать более удобоваримой для припоминания. И игра в шахматы прекрасно развивает способность интегрировать информацию, делая ее привычкой. Ведь в шахматах нет обособленных ходов. В процессе каждого хода, надо предположить действия свои и даже чужие на несколько ходов вперед. И при этом принимать во внимание план игры, возникший несколько ранее, варианты ходов противника, которые планируются им и до сих пор не утратили своей актуальности.

В шахматах нет особых и обособленных партий. Разыгрывая данную партию, используется опыт и знания, приобретенные в предыдущих партиях, применяются уже известные знания в новой обстановке. Играйте в шахматы и получайте удовольствие, развивая память!

Каждый раз, когда мы садимся играть в шахматы, игра идет по-новому и практически никогда не повторяется. И она действительно никогда не повторяется – это доказал американский математик Клод Шеннон. Он вычислил минимальное количество неповторяющихся шахматных партий.

Это число равняется …

… десять в сто двадцатой степени и оно названо в честь своего первооткрывателя «число Шеннона».

Клод Елвуд Шеннон (1916-2001) – известный инженер и математик, является „отцом теории информации”. Он был очарован шахматами и является первым, кто пересчитал с большой точностью комплексное дерево игры, т.е. число возможных шахматных партий. Основой его вычислений является теория, что любая партия содержит в среднем 40 ходов и на каждом ходу игроки выбирают из приблизительно 30 возможностей. Это равно приблизительно 10120 возможных партий. В конце концов оказывается, что примерное количество не повторяющихся шахматных партий и составляет эти десять в сто двадцатой степени. Это – больше общего количества атомов в наблюдаемой Вселенной:

Это число известно как число Шеннона.

Шеннон вычислил и количество возможных позиций на шахматной доске – оно составляет десять в сорок третьей степени.

К такому же заключению пришел и Петерсон в 1996. Интересным сравнением с числом Шеннона, является, что общее число атомов во вселенной – 10 в 81 степени. Но Петерсон ставит границы вычислениям и определяет реальные ходы в шахматах на 1050.

Все эти вычисления изменятся после того, когда начнут применять новые правила шахмат как, например Софийское правило. Числа достаточно близки до реальных, чтобы показать глубокий смысл и многообразие шахмат.

И еще десяток интересностей про шахматы:

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века «чатуранга», чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер»).

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Статьи по теме: