Как дети надевают броню все. Толкование сна доспехи в сонниках. Носили ли викинги рога на шлемах

В начале XV века - то есть когда отказались от верхней одежды и начали носить «белые», сверкавшие сталью доспехи - меч стали подвешивать к узкой перевязи, диагонально спускавшейся к левому бедру по стальной накидке (рис. 48). Позже, в этом же столетии меч стали подвешивать на ременных «петлях» к поясному ремню. Эти петли пристегивали или наматывали на ножны - одну около горловины ножен, а другую - на половине расстояния от горловины до противоположного конца. При таком способе ношения ножны оказывались под углом (иногда до сорока пяти градусов) к телу рыцаря, а не свисали вертикально, как это было принято приблизительно с 1350 года.

Наше обсуждение средневековых доспехов было бы неполным, если бы мы не сказали несколько слов о шпорах того времени; в конце концов, они играли исключительно важную роль не только в обыкновенной езде верхом, но и в том, как рыцарь носил доспехи, сидя в седле. Было два типа средневековых шпор - простые «шиловидные» шпоры и шпоры с колесиками. Первый тип был единственным, применявшимся до приблизительно 1270 года. Греческие и римские шпоры были очень малы, заканчивались длинными пирамидальными «шипами» и очень короткими плечами; каждое плечо заканчивалось кнопкой или заклепкой, к которой крепили ремень, который наматывали на ступню или прикрепляли к кожаной обуви. Такой тип шпоры использовали в Европе до VII–VIII веков, после чего плечи стали намного длиннее; теперь они охватывали всю пятку и шли вдоль боковых сторон стопы, заканчиваясь кпереди от лодыжек. В конце каждого плеча проделывали щель, в нее вставляли закреп, которым фиксировали ремень, пропускаемый под пяткой и над верхней частью стопы. К концу XII века плечи шпор стали делать фигурно изогнутыми, повторявшими очертания лодыжек (рис. 51 и 52). Тогда же ремни стали крепить к штифтам на нижней поверхности наружного плеча. Ремень затем пропускали под стопой, продевали в щель, проделанную в крае внутреннего плеча, проводили над верхней частью стопы и пристегивали к пряжке, расположенной на верхнем крае наружного плеча (рис. 53).

Колесико в шпоре впервые появляется в конце XIII века. Сначала колесико шпоры было мало, имело шесть зубцов и помещалось на конце короткой «шейки». К середине XIV века шейка стала длиннее, зубцы больше и более многочисленными; в некоторых случаях колесико шпоры стало походить на цветок маргаритки; очень популярными были колесики с большим (до 32) числом зубцов (рис. 54). В то же время шпоры крепили к металлическим поножам, а не к кольчужным чулкам - плечи соединялись над ахилловым сухожилием и расходились отсюда под более острым углом, чем ранние шпоры. Шейка шпоры стала еще длиннее к концу XIV века. Приблизительно к 1420 году средняя длина шейки шпоры достигала четырех дюймов, да и зубцы колесиков стали весьма длинными. Между 1415 и 1440 годами - за сравнительно короткий промежуток времени - плечи стали образовывать очень глубокую кривизну под лодыжками. Но после 1440 года мастера снова вернулись к шпорам старого стиля, хотя тем не менее шейка стала еще длиннее; например, к последней четверти этого века длина шейки достигала иногда 10 дюймов.

Когда люди видят такие длинные шпоры и острые шипы на колесиках, то многие восклицают: «Какие ужасные страдания терпели бедные лошади!» Но я полагаю, что такое сочувствие к многострадальным и, кстати, давно почившим животным в данном случае совершенно неуместно. Зубцы колесиков не могли проникнуть глубоко в кожу лошади, так как были слишком плотно насажены для этого на колесико. У лошади весьма толстая кожа, а к тому времени, когда появилась шпора с колесиками, большинство лошадей перед выездом покрывали полотняными попонами. Может быть, именно это и послужило причиной изобретения колесиков, хотя лично я считаю эту причину маловероятной. Исключительная длина шейки стала естественным результатом появления в XV веке конских доспехов; металлическая защита боков животного выступала над телом лошади так высоко, что обычной короткой шпорой до шкуры дотянуться было бы вообще невозможно. Честно говоря, мне кажется, что шиловидная шпора, которой ничто не мешало вонзаться в тело животного, была более жестоким элементом сбруи, чем зловеще выглядевшие шпоры с колесиками; а короткие европейские шиловидные шпоры были детской игрушкой, щекотавшей лошадь, по сравнению с узкими, длиной около двух дюймов, шиловидными шпорами средневековых арабских всадников.

Глава 5 КАК НОСИЛИ ДОСПЕХИ

Теперь, после того как мы бросили взгляд на то, как делали рыцарские доспехи в средневековой Европе и как развивалось это снаряжение, надо ознакомиться с тем, как его носили. Чтобы сделать это наглядно, давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Вернемся к нашему старому знакомому Кунцу Шотту фон Хеллингену, бургграфу Ротенбургскому, и посмотрим, как он пятьсот лет тому назад облачался в прекрасные доспехи, которые и сегодня выглядят так же, как в тот день, когда он в последний раз снял их.

Первое, что привлекает взгляд в покоях Шотта в Ротенбургском замке, - это длинный, установленный на козлах стол, на котором разложены сверкающие детали доспехов вместе с мечом, шпорами и короткой накидкой (табардом), украшенным гербом Шотта - четырехпольным щитом в серебряных и красных цветах. Представим себе, что в помещение входит сам Шотт, и небольшая, с голыми стенами комната внезапно оживает в присутствии этой энергичной личности. Шотту около тридцати пяти лет, это мощного сложения, высокий мужчина; его жесткое сильное лицо производит скорее отталкивающее впечатление, несмотря на открытый и смелый взгляд насмешливых и веселых глаз. Вид волос может очаровать: они длинные и свободно падают на плечи. Войдя, он убирает их под поддоспешную шапочку, похожую на сетку для волос. В 1500 году было модно носить длинные волосы, и диктовалось это не только модой, но и сугубо практическими соображениями: волосы, собранные под шапочкой, образуют толстую и упругую подушку, превосходное средство поглощать энергию ударов в дополнение к стеганой подкладке шлема. Представьте себе теперь молодого человека, одного из его слуг - оруженосцев, без помощи которого Шотт был бы не в состоянии облачиться в доспехи. В обязанности оруженосца входит чистка и смазывание доспехов и поддержание их в работоспособном состоянии.

Одежда, в которую облачен Шотт, говорит о том, что он готов облачиться в боевую сбрую. На нем рубаха с длинными рукавами, доходящая до бедер, длинные облегающие штаны и крепкие кожаные ботинки. В рукава рубахи и в области локтей вшиты куски кольчуги, штаны в области колен обернуты шерстяной тканью. Кроме того, на нем надеты кольчужные бриджи, похожие на современные купальные трусы. Глядя на эту одежду, невольно вспоминаешь описание XV века «How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote» («Как надо одеть в доспехи человека, чтобы ему было удобно сражаться пешим»). Описанное военное снаряжение равным образом подходит и для экипировки пешего воина, и для сражения верхом. Упомянутый трактат рассматривает доспехи, предназначенные для мирных поединков, дружеских спаррингов на площадках, или шанкло, представлявших собой огороженное пространство, напоминающее боксерский ринг, где соперники сражались пешими. Очень интересно взглянуть на это аутентичное описание доспехов, которое я приведу в переводе, подобном оригинальному варианту; его очень легко понять, а мне было бы жалко передавать его в современном написании. Вот часть трактата, где описана одежда, в которую облачен Шотт: «Не должно быть на нем рубахи, но дублет из прочного льна с шелковой подкладкой с многочисленными отверстиями. Дублет должен быть прочного тканья… и полосы кольчуги должны быть пришиты к дублету в рукавах и в проймах рукавов под ними. Толстые вощеные шнуры должны быть сплетены из тонких прочных нитей, из каких делают тетиву для арбалета. Их надо тщательно разделить и как следует сплести. Также следует их навощить, и тогда они не будут расщепляться и рваться. Также и пара штанов стеганых и пара коротких кусков из тонкой шерсти, чтобы обернуть вокруг колен под его поножи, чтобы те не терли кожу. Также и пара добротных и толстых шнуров…»

В середине XV века рыцари были уже с головы до ног закованы в латные доспехи, поэтому, даже упав с коня во время битвы, как правило, оставались невредимыми. Благодаря мастер-ству кузнецов-оружейников того времени латы стесняли движения не настолько, как можно по-думать сейчас, глядя на облачение рыцаря. Сочленения доспеха делались так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений. В Европе самым большим уважением пользовались оружейни-ки Северной Италии и Южной Германии, которые ставили на своих работах клейма с личными именами. Закопанный в броню О рыцаре, облаченном в полный лат-ный доспех, говорят, что он «закован в броню». Создается впечатление, что нужно несколько часов, чтобы надеть все эти латы. На самом же деле при по-мощи пары оруженосцев облачение за-нимало от 10 до 15 минут, так как опре-деленные части доспеха были уже соединены между собой. Недостаток лат был в том, что под палящим солн-цем в них было жарко и душно, и ры-царь в пылу битвы мог просто получить тепловой удар и потерять сознание. Облачение в доспех Сначала рыцарь надевал поддоспешник, кальсоны и рубашку, а затем шерстяные чулки. Обматывались колени, чтобы их не натирали латы. После этого надевался доспех, начиная с поножей. Этап 1 Оруженосец надевает наколенники и набедренники.

Этап 2 Надевается нагрудник, к которому крепится латная юбка, закрывающая верхнюю часть бедра. Затем наступает очередь лат для рук и плеч. Если рыцарь собирается сражаться верхом, на сабатоны крепятся шпоры.

Этап 3 В последнюю очередь надевают-ся шлем и латные перчатки.

Полный готический латный доспех, вид сзади Кольчужные вставки дублета, надевавшегося под доспех Для крепления кольчужных шоссов и частей доспехов к дублету, надевавшемуся под доспех, служили вощеные шнуры с метал-лическими наконечниками, похожие на шнурки для ботинок. Подмышки и внутреннюю поверхность руки защищали кольчужные вставки. Шею закрывала бармица. Сначала надевались латы для ног, а затем кольчужные шоссы или кольчужная юбка.

Полный готический латный доспех в профиль

Германский доспех 1530-х годов В XV-XVI веках в германских государствах и Австрии был создан особый тип тяжелого доспеха - прочный, богато украшенный и с приятно округлыми формами. Этот доспех был назван максимилиановским в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. По мерке Латный доспех весил примерно столько же, сколь-ко и кольчужный (около 25 килограммов - это меньше, чем весит в сумме боевая выкладка совре-менных пехотинцев), но его было легче носить, по-тому что вес распределялся по телу рыцаря более равномерно. Дорогие и качественные латные доспе-хи делались по индивидуальным меркам, поэтому идеально сидели на том, кто их носил. Все, кто не мог себе этого позволить, покупали готовые доспехи, ко-торые были дешевле. Декорированные доспехи Рыцари носили латные доспехи не только на поле брани. Специаль-ные доспехи делались для турниров, а пышно декорированные за-щитные наряды служили одновременно и символом статуса. Дорогие доспехи, украшенные золотом или серебром, стоили столько, сколь-ко простой солдат получал за десять лет. Начиная с XVII века эпоха боевых доспехов стала уходить в прошлое, но декорированные до-спехи продолжали демонстрировать положение и достаток своих владельцев еще долгие годы. Вопреки расхожему убеждению, рыцарь, оде-тый для битвы (но не в турнирном доспехе), был способен не только сесть на коня без посторон-ней помощи, но и бегать, и карабкаться по осад-ной лестнице. Некоторые рыцари даже в доспе-хах могли вскочить в седло без стремян.

Похоже, что некоторые из дизайнеров по персонажам, не имеющие реального боевого опыта и не работавшие с настоящими образцами, не совсем понимают, как должны функционировать доспехи. Поэтому я представляю данный интенсивный курс. Если вы хоть немного заинтересованы в том, какие доспехи из вашей игры невозможно или слишком опасно носить, надеюсь, это руководство вам пригодится.

Перед тем, как я начну, отмечу, что прекрасно понимаю, почему вам хочется делать крутые и сексуальные доспехи с выделяющимися силуэтами – и я прошу вас, продолжайте. Не все доспехи должны быть реалистичными. Также отмечу, что большинство из упомянутых ниже игр – мои любимые. Если в некоторых моментах касательно дизайна персонажей есть над чем поработать, это ещё не делает саму игру плохой.

Для чего нужны доспехи?

Итак, зачем кому-то наряжаться в кожу и металл, если он не собирается на концерт хеви-метал группы? Потому что он готовится к битве и не хочет в ней погибнуть или получить тяжёлое ранение. Следовательно, доспехи должны защищать тело от контакта с острыми предметами и смягчать удары тупыми предметами, которые иначе грозят, например, переломами. Чем сильнее ожидаемые удары и накал сражения, тем тяжелее должны быть доспехи. К примеру, рыцари в поисках защиты от вражеских копий будут искать вдохновение в консервных банках, а лучники могут идти в бой хоть в своих пижамах.

Свойства металлов

Вес

Чтобы удостовериться, что вы успеваете за ходом моих мыслей, сразу уточню некоторые моменты. Металлы – по крайней мере, в нашем мире – тяжёлые. К примеру, плотность стали 8 г/см3, то есть квадратный метр 3-миллиметрового стального листа весит 26 кг. Может быть, вам это ни о чём не говорит, так что просто остановимся на том, что много навешанной на тело стали тяжелее, чем немного. Переноска тяжёлых вещей замедляет вас, заставляет тратить больше сил в бою и затрудняет контратаки.

Посмотрим на доспехи Саревока из Baldur’s Gate. Он определённо выглядит крутым, что хорошо. Однако, живучесть – это тоже хорошо. Эти шипы никого не смогут убить, если не пользоваться поистине уникальным боевым стилем, следовательно, они только добавляют лишнего веса. Да, люди дважды подумают, стоит ли ввязываться в бой с этим парнем, но если они рискнут, Саревок в полной мере ощутит добрые 10-килограмм балласта от одних только шипов. Назад к чертежам, Саревок.

Твёрдость

Вряд ли мне нужно напоминать, что в твёрдом состоянии металл – жёсткое вещество, а нацепить его на своё уязвимое тело вы сможете только в таком состоянии. Это значит, что нагрудник на самом деле не сможет двигаться вместе с верхней половиной туловища. Чтобы он выглядел красиво, придётся добавить аниматору головной боли, но забывать об этом не стоит.

Стоимость

Не стоит также забывать, что металл – не самый доступный материал. Благородные рыцари могут позволить себе носить подогнанные под них полные латные доспехи, но всем остальным придётся выбирать что-нибудь попроще. Если нужно запасаться к зиме и выплачивать налоги правителю, вы вряд ли будете вкладывать свои средства в комплект доспехов. Учитывайте это, экипируя своих персонажей.

Критические области на теле

Главное назначение доспехов – защита, поэтому я хочу поговорить о местах на теле, которые обязательно нужно прикрывать. Во-первых, необходимо стараться защищать лицо. Конечно, вам хочется похвастаться синхронизацией губ и физикой волос, но ни один здравомыслящий солдат не пойдёт в бой без шлема.

Шея хранит в себе штуки, весьма полезные для дыхания и кровоснабжения мозга, а сердце, хоть и прикрытое грудной клеткой, остаётся жизненно важным органом даже для самых бессердечных бойцов. Доступ к сердцу открывается не только спереди и сзади, но и с боков. Следовательно, вам нужно по максимуму прикрывать подмышки. К тому же, очень легко получить удар в живот, где находится куча вещей, необходимых вам, чтобы не умереть. Пах – это отличный путь к животу с разных углов, и в нём содержится много крови. Примечание: подмышки и пах сложно защищать из-за их расположения, особенно когда враг подобрался вплотную с кинжалом в руке, но нужно как минимум попытаться.

Остальные области тоже нужно сохранять в неприкосновенности, особенно содержащие крупные кровеносные сосуды. Впрочем, ранение в ногу, пусть даже и ставящее вас в уязвимую позицию или грозящее ампутацией, по крайней мере, не убьёт вас мгновенно.

Назначение

Вы лучше поймёте, о чём речь, взглянув на Лелиану из серии Dragon Age в доспехах из Inquisition.

Кто у нас Лелиана? Она шпион – тот, кто по идее, должен скрываться в тени. Даже, если ей не приходится постоянно прятаться, одеяние должно отражать её деятельность (или не должно, если она действительно не хочет себя выдавать). И капюшон с кольчугой прекрасно делают своё дело. Практичные и броские, они представляют собой достойные доспехи для дамы её профессии и ранга. Проблема в данном случае кроется внизу. Худший способ оставаться незамеченным благодаря тяжёлым доспехам – носить тяжёлые сапоги. Представьте, как пытаетесь незаметно кинуться на кого-то в лыжных ботинках. Сделанных из стали. Идеальный пример. Хотите быть скрытным, не надевайте тяжёлые доспехи. А если и надеваете, то прикрывайте жизненно важные области.

За пределами сражений

Хотите верьте, хотите нет, но даже профессиональные воины большую часть своей жизни проводят вне боя. Это может не касаться среднестатистического протагониста, но обычно люди устают после нескольких часов беготни и драк. Перед битвой и после неё вы обычно собираетесь вместе с другими солдатами, и все эти шипы на плечах приведут к тому, что никто не захочет садиться с вами рядом. Будет сложно найти оруженосца, настолько не ценящего свою жизнь, чтобы одевать вас в такие доспехи. Более того, мало кто вообще захочет идти с вами в бой плечом к плечу. Поскольку выбор одеяний у игровых персонажей обычно невелик, то приходится таскать на себе тяжесть своих доспехов не только в бою, но и в 8-часовых походах. Однако, не стоит забывать, что вы можете снять доспехи и ходить в обычной одежде, к примеру, во время маршей или же перемещаться в ближайший город.

Снимаем и надеваем доспехи

К слову об оруженосцах – было бы неплохо, если бы в игровых повествованиях учитывалось, сколько времени занимает облачение в доспехи. Но на этом можно строить напряжение – друга рядом нет, так что герой не успеет надеть защиту перед атакой лагеря (ох!). Полный рыцарский доспех не надеть без чьей-то помощи, так что вы не остановите на нём свой выбор, если у вас нет слуг или хороших друзей с кучей свободного времени. С кольчугой в этом плане попроще, хоть и придётся вставать во всякие причудливые позы, как на этой чудесной картинке из средневекового манускрипта.

Отражаем, а не направляем удары

Пример доспехов из Guild Wars II

Вернёмся к шипам на доспехах. Они не только дают +2 к раздражению людей, воюющих на вашей стороне – с такими шипами сражаться опаснее, чем вовсе без доспехов. Как уже говорилось, доспехи должны отражать удары, чтобы они соскальзывали по телу, не причиняя вам урона. Взгляните на картинку выше. Такой шип не отводит удар в сторону, а направляет его точно в запястье, повышая риск повреждения основной для 70-90 % людей руки. Как по мне, это очень плохая идея.

Груди – мягкие

Ладно, перейдём к вопросу о женской груди. Возможно, кому-то из вас доводилось её трогать. И вы могли заметить, что обычно она довольно мягкая. А значит, ничего страшного не случится, если запихнуть её в нагрудник. Иначе тугие корсеты погубили бы целые поколения. Следовательно, в так называемых «грудастых доспехах» с выемками для груди нет никакой необходимости. На самом деле, они куда опаснее плоских нагрудников. Помните, нам ведь нужно отводить клинок в сторону, а не направлять его в сердце.

Совет: Выбирайте вариант слева (эта женщина действительно бьётся на мечах). Справа доспех из Skyrim

Открытые участки

Теперь рассмотрим доспех тёмной эльфийки на картинке выше (World of Warcraft). Если бы у меня была необходимость её убить, удары бы наносились по лицу, шее, груди, животу или паху. Из всего этого только последний хоть как-то защищён. Я ценю её попытки прикрыть ноги (что будет полезно, если кто-то попытается запинать её до смерти подножками) и внешнюю сторону запястий. Запястье, как никак, ближайшая к врагу часть тела в ближнем бою. Тем не менее, вот, что мне хочется подчеркнуть:

Облегающие доспехи и их слои

Взглянув на охотника на демонов (Diablo III), вы заметите, что её наплечники и шарф увеличиваются с повышением уровня доспехов, но талия остаётся неизменной. Выглядит так, будто она защищает живот кожаным корсетом, а на остальные части тела навешивает металл, и таким образом доспехи получаются экономичнее. Лично я советую ей обменять сексуальные формы на эффективную защиту. То есть, надеть поддоспешник и, возможно, ещё кольчугу под нагрудник, сделав талию на несколько дюймов толще. Может, автор ни о чём таком и не думал, но на картинке выше демонстрируется, как примерно выглядели бы доспехи командира Каллена из Dragon Age: Inquisition слой за слоем. Структура тяжёлых доспехов показана довольно правдиво, пусть и неплохо было бы добавить слой кожи для смягчения тупых ударов и сделать нагрудник не таким тесным, чтобы в нём можно было двигаться. К сожалению, это значит, что придётся выбирать между стройностью и живучестью в битве.

Высокие каблуки

Кстати, об охотнике на демонов… Видели хоть раз, как кто-нибудь бегает на каблуках? Носят ли в наше время женщины-военнослужащие туфли-лодочки? Если вы ответили да, а потом нет, то понимаете, к чему я клоню. В противном случае, мне интересно, кто вы и откуда. Вам уже известно, что доспехи нужны для защиты, и что не умирать – хорошо. С учётом этого, держу пари, что большинство женщин готовы променять красивые позы на эффективное передвижение и снижение вероятности увечий. То есть, ни одна женщина с действующим инстинктом самосохранения не пойдёт в бой на каблуках. Если вы намеренно создаёте персонажа, для которого мода важнее собственной жизни, дело ваше. Только, пожалуйста, не наряжайте в такую обувь здравомыслящих женщин. Это попросту бессмысленно. Ах да, на картинке Фран из Final Fantasy XII.

Каблуки будут уместны в единственном случае – при передвижении в седле, ведь есть предположение, что для такой цели они изначально и создавались. Впрочем, вряд ли это было обычной практикой в реальной истории.

Пули? Откажитесь от тяжёлых доспехов

Доспехи из Pillars of Eternity.

Наконец, по аналогии с тем, как с появлением пушек стало бесполезным прятаться за стенами замков, с распространением огнестрельного оружия тяжёлые доспехи становились всё менее эффективной защитой. Зачем таскать на себе 30 кг, если одна пуля пробьёт доспех и всё равно убьёт вас? Короче говоря, улучшенные оружейные технологии привели к замене тяжёлых доспехов на военную форму, которая хотя бы повышает ловкость, раз уж защиты так и так нет.

Заключение

Вы вправе использовать весь полёт своей фантазии при создании персонажей, но если доспехи должны быть реалистичными, в первую очередь задавайтесь вопросом, зачем их владельцу носить именно такие. Немногие люди выбирают что-то наобум – особенно, когда на кону стоит их жизнь. Нужно быть чертовски уверенным в своих бойцовских навыках, чтобы вступать в ближний бой без какой-либо защиты вообще.

В битве рыцарю приходилось несладко. На него сыпался град ударов: мечами, топорами, пиками, стрелами и тяжелыми металлическими булавами. Чтобы защитить тело и голову, рыцари облачались в тяжелые металлические доспехи. Надеть доспехи было очень непростым делом. Рыцарям помогали оруженосцы – юноши, которые только готовились стать рыцарями. Доспехи – не самое удобное одеяние, поэтому рыцари надевали под них толстый стеганый камзол и штаны.

До начала XIII века рыцари носили кольчугу – рубашку, «сплетенную» из металлических колец. Затем доспехи стали делать из металлических пластин. К концу Средневековья рыцари были закованы в латы с головы до ног.

Зачем замок окружали рвом?

Ров это глубокая и широкая канава, заполненная водой. Им окружали замок, чтобы преградить дорогу захватчикам. Гостей пропускали к воротам по подъемному мосту. А когда замок атаковали враги, мост поднимали.


Окружив замок, захватчики ждали, когда у людей, укрывшихся внутри крепостных стен, закончится вода и пища. Когда это происходило, защитники замка сдавались. В средние века вокруг поселений и городов сооружали защитные каменные стены. Город Большой Зимбабве в Южной Африке построил в XI веке народ шона. Пуэбло Бонито (крупнейший из посёлков-«дворцов») построил народ анасази между 950 и 1300 годами.

Первые рыцари надевали доспехи самостоятельно: натягивали кольчугу через голову и застёгивали снаряжение на спине или на боках и плечах. Облачаться в появившуюся в 13 и ставшей очень популярной в 14 веке пластинчатую броню рыцарю приходилось с помощью оруженосца. Это занимало немного времени, всего несколько минут. Доспехи надевали поверх специального боевого камзола, снизу вверх. В 14 веке некоторые детали пришнуровывались к камзолу, но уже век спустя их соединяли друг с другом ремнями или застёжками.

Книжная миниатюра середины 15 века дает представление о том как рыцарь облачался к бою.

В средневековом манускрипте говорится о том какой костюм он должен носить под доспехом:

"У него не должно быть никакой рубашки кроме дублета из фустина (ffustean) с подкладкой из атласа с прорезанными отверстиями. Дублет должен быть сшит крепко; завязки должны быть закреплены на сгибе руки спереди и сзади. Для пришнуровывания кольчужных клиньев завязки также должны быть пришиты на сгибе руки и у подмышки. Завязки должны быть сделаны из тонкого шпагата, из которого делают тетивы для арбалетов. Завязки должны иметь наконечники для продевания в отверстия. И они должны быть провощены так, чтобы они не тянулись и не рвались. И он должен иметь пару чулок (chose) сделанных из гарусной (worsted) ткани. Колени должны быть обернуты тонкими обмотками для уменьшения трения лат о ноги. Он должен быть одет в толстые туфли с завязками пришитыми к каблуку и к середине подошвы на расстоянии трех пальцев".

Там же описан порядок облачения рыцаря к пешему поединку.

"Сначала надо надеть латные башмаки (sabatons) и привязать их к туфлям небольшими завязками, которые не порвутся. Затем надеть наголенники (greaves) и набедренники (cuisses) кольчатую юбку. Затем надеть налядвянники (tassets) на бедра. А затем нагрудник (breastplate) и наспинник (backplate), наручи (vambraces) и наплечники (rerebraces). А затем перчатки (gauntlets). Повесить его кинжал (dagger) справа, а его короткий меч слева на круглом кольце. Затем на спину надеть котту (cote). Следующий – бацинет (bascinet), который привязывают к кирасе на груди и спине так, чтобы он был на месте. Затем его длинный меч в правую руку, вымпел с изображением Св. Георгия или Богородицы в левую, чтобы благословить его когда он пойдет к площадке и на площадке для поединка.
В день, когда заявитель и ответчик должны биться, ответчик должен обеспечить:
Поставить на площадке шатер
Также кресло
Также ванна
Также пять караваев хлеба
Также галлон (4.5 л) вина
Также блюдо (?) мяса или рыбы
Также доска и пара козел чтобы поставить мясо и питье
Также сукно
Также нож для мяса
Также чашка, из которой пить
Также стакан с приготовленным напитком
Также дюжину завязок
Также молоток, клещи и небольшую наковальню
Также дюжину доспешных гвоздей (заклепок)
Также копье, длинный меч, короткий меч и кинжал
Также платок, чтобы сделать козырек на забрале его бацинета
Также вымпел, чтобы нести его в руке пока его будут вызывать."

К середине 15 века латный доспех из широких, подогнанных под анатомию человека, железных (и стальных) пластин стал стандартным для благородного рыцарства. Было сформировано несколько стилей такого доспеха. Самыми известными являются Миланский (Итальянский) и Готический (Немецкий), как раз облачение в Готический показано ниже.
1. Боевой камзол. К стеганому камзолу пришиты вощенные шнурки для крепления различных частей доспеха. Кольчужные вставки служат дополнительной защитой.

2. Латный башмак, наголенник, наколенник и набедренник. К латному башмаку и наголеннику, прикрывающим ноги до колена пристегивались наколенник и набедренник.

3. Кольчужный набрюшник. Кольчужный набрюшник привязывался к поясу и прикрывал нижнюю часть туловища. Такая кольчуга не мешала нагибаться и садиться

4. Наспинник. Наспинник надевали снизу вверх. Его отогнутый край отражал удары, направленные на поясницу и бедра. К передним полам наспинника был приклепан ремень с пряжкой.

5. Нагрудник. Вместе нагрудник и наспинник образовывали кирасу. Их скрепляли ремнем и связывали на плечах.

6. Наплечник, налокотник, наручи и подмышечный щиток. Наручи и налокотник связывались шнурками через парные отверстия в пластинах. Наплечник и подмышечный щиток прикрывали плечо и подмышку


7. Латные перчатки. Меч и кинжал. Пластины, прикрывающие пальцы, крепились к кожаной перчатке. Ремни на перевязи меча позволяли держать ножны под нужным углом. Кинжал висел на правом боку.

8. Подбородочник. Подбородочник защищал нижнюю часть лица в комплекте с саладом - типично немецким шлемом.

9. Шпоры и шлем. К ногам рыцаря пристегивались колесные шпоры, на голову надевался шлем с подкладкой, смягчающей удары. Шейный ремень прочно удерживал шлем на голове.

10. К бою готов!

Статьи по теме: